©"Заметки по еврейской истории"
декабрь  2011 года

Эдуард Бормашенко

בס''ד

Так что же нам делать?


 

Несколько месяцев тому назад два арабских парня забрались в поселение Итамар и вырезали семью Фогелей. В числе зарезанных была одиннадцатимесячная девочка. Как водится в Израиле, на место происшествия была вызвана дежурная группа добровольцев "Зака". Для непосвященных в детали израильской жизни поясню: "Зака" – структура, призванная "спасать, когда можно спасти, и отдать последний долг, когда спасти нельзя", как гордо прописано на ее гербе. Добровольцы "Зака" - почти исключительно религиозные люди, оно и понятно: рационально обосновать, отчего необходимо спасать можно, а почему надо собрать части тела покойных и предать земле – нельзя. Я в детстве немало времени проводил с приятелями на громадном харьковском пустыре, и мы то и дело натыкались на непогребенные после Мировой Войны останки, осмелюсь предположить, что они, и по сей день, не идентифицированы и не захоронены; Бога советская власть отменила, а заодно и уважение к покойникам. Но, я отвлекся, среди добровольцев "Зака", поспешивших в Итамар, был мой приятель, заведующий кафедрой химической технологии, Профессор Фирер. Михаэль Фирер – обстрелянный солдат, не новичок в "Зака", в общем, видавший виды человек, нервы у него – недурные. Но то, что он увидел в Итамаре, повергло его в глубокую депрессию; зверство, происходившего в Итамаре, превосходило способности человеческой психики к восприятию. Убийц поймали, сегодня их адвокат, доказывает суду, что они жертвы израильской оккупации.

***

Мой Колледж, не без напыщенности именующий себя Ариэльским Университетским центром, расположен в считанных километрах от места, где произошла трагедия. Многие знали семью Фогелей, это были очаровательные люди, сконцентрированные на воспитании детей, все свободное время по-еврейски отдавалось детям. Знал Фогелей и я, моя дочь училась в одном классе с одной из чудом спасшихся девочек. В Газе на следующий день после трагедии раздавали детям конфеты, в связи с "большой победой палестинского освободительного движения". Я же внимательно всматривался в лица еврейских студентов, не было ни единого инцидента, ни единой вспышки ненависти к арабам, составляющим заметную часть моих учеников. А, случись таковая, она была бы жестоко подавлена руководством Колледжа.

***

Толстовское заглавие статьи может показаться издевательским в контексте рассказанного, но у меня и в мыслях не было, как говаривал Мераб Мамардашвили, туркать труп Льва Николаевича, и, все же, заглавие – не случайно. Толстой, выслушав бы эту дичь, посоветовал бы по-христиански простить убийц, и отпустить. Не будучи ни толстовцем, ни христианином, мне согласиться с этим решением арабского вопроса никак ни возможно. Мне кажется, что максимальное, чего можно требовать от человека – это отсутствия ненависти. Воистину невероятно, однако это так: ненависти к арабам в Израиле – немного, а ежели ксенофобия прорывается наружу, она сурово преследуется. Арабы преспокойно разгуливают и по Ариэлю и по кампусу моего Колледжа, им ровно ничего не грозит. Но вот мой визит в соседнюю арабскую деревушку завершился бы однозначно; в лучшем случае аккуратно расфасованного в полиэтиленовые пакеты меня швырнули бы через забор Ариэля. Налицо - некоторая асимметрия.

Ну, хорошо, я – оккупант, я живу "за зеленой линией", но ведь израильская полиция (!) опасается наведываться и в арабские деревни, расположенные в границах 67-го года, что уж говорить о простых израильских гражданах. Это всем известно, известно и тем, кто это отрицает. Недавно наивный израильтянин купил дом в арабской деревне, не без оснований полагая, что закон в демократической стране, защитит его от вероятных посягательств соседей. Не защитил. Жить он в арабской деревне, разумеется, не смог, и деньги ему не вернули.

***

Еще более удивительно то, что в Израиле нет ненависти к России. Россия нафаршировала современным оружием самые отвратительные арабские режимы. Из этого оружия убиты тысячи израильтян. Нет такой антиизраильской резолюции ООН, под которой Россия с радостью бы не поставила свою подпись. Россия остается лучшим другом арабских стран при социализме и при капитализме, или как там называется то, что сейчас проросло в России. Это - мировая постоянная. Резонно было бы ожидать в Израиле антирусских настроений. А их нет. Причины этого, я полагаю, глубоки. Иудаизм всегда был племенной, семейной религией. Израиль – не что иное, как разросшееся семейство Яакова. Иудаизм не вербовал прозелитов, и не претендовал быть мировой религией. Евреи с некоторым состраданием всегда смотрели на соседей, лишенных истинного Б-га, и изумлялись тому, что людей может интересовать что-то кроме подлинной веры. Ставка же на ненависть образует устойчивый, злокачественный симбиоз с идеей мирового господства. Эта идея подобна раку, можно удалить опухоли национал-социализма и мировой революции, образуется метастаз исламского глобализма. Ни кровь христианских младенцев, ни мировое господство нас никогда не интересовали, почему-то подозревали нас всегда именно в этом.

Провидение расположило наш народ на пути всех последовательно рвавшихся к владычеству над миром: вавилонян, греков, римлян, христиан, нацистов и коммунистов. Служба эта, быть препятствием к власти над миром, - видная, но не так чтобы удобная. Никто не мог о нас не споткнуться, обойти загадочный еврейский барьер. Не может обойти и радикальный ислам. А. Тойнби поспешил объявить евреев "исторической окаменелостью", проглядев миссию дома Яакова, отнюдь не утратившую своей актуальности, меняются декорации – служение остается.

***

Иудаизм – семейное, племенное дело. "Как бы ни были разделены евреи сегодня в отношении их религиозной (и нерелигиозной или даже антирелигиозной) идеологии, как бы они ни спорили друг с другом, иногда очень яростно, по вопросу галахи в современной жизни, они, безусловно, все согласны в том, что еврейский религиозный закон не распространяется на неевреев. Они расходятся в том, в какой степени (если вообще) он распространяется на евреев, но никто из них не предполагает, что неевреи должны соблюдать заповеди, которые адресованы в Торе "сынам Израиля" (Р. Йошпе, "Что такое еврейская философия").

***

"Локальность" еврейской религии, ее внутрисемейный характер всегда угнетал еврейских гиперинтеллектуалов. Пастернаковский Гордон, недовольный своим происхождением, озвучивает раздражение вполне выпукло: "национальной мыслью возложено на него (еврейство) мертвящая необходимость быть и оставаться народом и только народом в течение веков, в которые силою, вышедшей некогда из его рядов, весь мир избавлен от этой принижающей задачи… В чьих выгодах это добровольное мученичество … Отчего властители дум этого народа не пошли дальше слишком легко дающихся форм мировой скорби и иронизирующей мудрости?"

Что-то нелегко нам далась наша мудрость. Но, как, же Пастернак проглядел, что именно племенной характер иудаизма спасал его от бесовства всемирности. Наш спор с христианством - очень стар. Гиллель рекомендовал не делать другому, того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе. Это требование кажется куда как скромным, по сравнению с моральными обязанностями, возложенными на своих последователей основателем христианства. Но, вот ведь, оказывается, что неувеличение зла, выше принудительного насаждения добра во всемирно-историческом масштабе (включая повсеместное внедрение демократии). Если бы бандиты, правящие в Газе, оказались бы под боком христианнейшего из государств и принялись бы забрасывать ракетами его города, от Газы бы и щебня не осталось. И это тоже известно и тем, кто это отрицает. Практика Государства Израиль по-новому подсветила наш вековечный спор с христианством. Израилю удалось сохранить человеческое лицо в нечеловеческой ситуации.

***

Эта практика обусловлена удивительным синтезом либерализма и традиционной еврейской ментальности; возможность такого синтеза провидел, быть может, Жаботинский. М. Алданов как-то ехидно назвал ненавистных ему еврейских революционеров, в изобилии заполнивших мировую политическую сцену в начале ХХ века, "Прометеями из хедера". В данном случае Алдановский сарказм скрывает суть дела. На Давида бен Гуриона и других отцов основателей государства Израиль хедер, в самом деле, произвел неизгладимое впечатление, но, видимо, ровно никак не повлиял на Троцкого, Зиновьева и Урицкого. Вся космополитическая деятельность последних прямо противоречила племенным установкам иудаизма.

Прививка демократии на христианский ствол сошла не так благополучно, либерализм задушил, подмял на Западе религию, и уж совсем не удается подобная прививка к исламу, нигде, ни в одной исламской стране. Нет, исламские страны не против благ цивилизации: Twitter и Facebook переполнены людоедскими призывами, ну, а атомная бомба - бесспорно наиважнейшее для радикального ислама научное достижение.

***

Это очень трудное дело, контроль над собственной ненавистью. Человеческая душа предрасположена к манихейству, очень хочется знать, где в точности расположилось мировое зло, с тем, конечно же, чтобы его искоренить (разумеется, вместе с носителями), и только для этого. Иудаизм, вроде бы, раз и навсегда покончил с самостоятельным существованием зла, но рецидивы манихейства выползают на поверхность в местах довольно неожиданных, например, в научном социализме, помните: "вихри враждебные веют над нами, злобные силы нас мрачно гнетут".

Мне могут возразить, ведь сказано: "любящие Господа, ненавидьте зло" (Псалмы, 97;10). Но обратите внимание: "зло", а не "злых", а это различение дается нам еще с большим трудом. И, тем не менее, иудаизм в Талмуде на нем настаивает.

***

Раскачивание ненависти неотделимо от комплекса неполноценности. Алданов заметил, что в Англии нет ксенофобии, оттого что англичане уверены в своем безоговорочном превосходстве над другими народами. Феномен нацизма, напротив, был порожден Версальским унижением Германии. Но кто же может унизить избранный народ? Лишь тот, кто его избрал, но никак не Навуходоносор, Тит, Гитлер или Насер.

***

Я отнюдь не собираюсь малевать лубок. Есть в Израиле арабоедские настроения? Да, конечно, есть, в спектре моральных качеств любого народа присутствуют все оттенки. Вопрос в том, где расположен центр тяжести этого спектра. Поражает ненависть среднестатистических арабов, населяющих окрестные страны и в жизни не видевших евреев, к Израилю. Я могу начать разбираться в религиозных, экономических, психосоциальных причинах этой ненависти, но зачем? Что мне даст этот анализ, и следует ли мне изменить свое поведение в зависимости от его результатов? Как говорил незабвенный Горинский Мюнхгаузен, что же мне меняться для каждого дурака?

***

Арабский мир мог извлечь огромный профит из соседства с Израилем, Израиль с радостью бы перенес к своим соседям высокие сельскохозяйственные технологии, раз и навсегда покончив с голодом. Это невозможно, ровно потому, почему не слишком удались в России Петровские реформы, не удалась и последняя по времени попытка либерализации. Близость Европы не сделала Россию европейской страной. Это так ужасно стало видно в последнее пятилетие, Россия срелаксировала к первобытному политическому состоянию за считанные годы. Это означает, что время релаксации в политике обусловлено не размером страны (в случае России – гигантским), а неизбывной "разрухой в головах".

Политические аналогии хромают, это верно, но отчего бы это вдруг арабское общественное мнение сменило гнев на милость по отношению к Израилю? Все это означает лишь одно: никакое равновесие, кроме равновесия страха для Израиля невозможно, это неприятная истина, но таково свойство многих истин. Подпольному человеку Достоевского не нравилось, что дважды два - четыре, так на то он и подпольный человек.

***

На вопрос журналиста: "о чем ты мечтаешь в будущем году?", шестилетняя арабская девочка ответила: "чтобы убили всех евреев". Но у меня нет ненависти к этой девочке, я знаю чему можно научить ребенка, у меня на памяти – Павлик Морозов. Но это максимум того, что я могу из себя выжать. Ни полюбить эту девочку, ни заинтересоваться мотивами людьми, ее науськавшими мне не удастся. Мне слишком известны эти мотивы. Человеку, на призыв: "к борьбе за дело коммунистической партии – будьте готовы!" - отвечавшему в юности, - "всегда готов", понятно многое, недоступное университетским мудрецам. Я вырос в стране, положившей в основу своей идеологии ненависть бедного к богатому. И я могу оценить эффективность ставки на ненависть, ее заряда хватила на 70 лет – огромный срок. Более чем успешно разыграл карту ненависти менее удачливый политик – Гитлер. Сегодня эту карту разыгрывает радикальный ислам, но как говорил Гельвеций: "прошлое безумие редко раскрывает людям глаза на их теперешнее безумие".

Даже цитата из Гельвеция не делает мои рассуждения менее тривиальными. Мне кажется, что все так очевидно, что не стоит и стучать по клавишам персонального компьютера. Но вот, ведь оказывается, – "не очевидно". На удивление немало неглупых, образованных людей полагают, что если мой ариэльский дом сравняют с землей, или в нем поселится араб, если уничтожат лабораторию, которую я 15 лет создавал в своем Колледже, – настанет вожделенный мир. Налицо и адекватный опыт: попробовали в Газе, проэкспериментировали, сравняли с землей процветающие поселения, - в ответ получили ракетные обстрелы юга Израиля, и, не в коня корм. Все те же сны.

И то сказать, что свои дома эти образованные люди арабским сиротам не отдают, а отчего же? В частном порядке в Израиле благотворительностью никто не запрещал заниматься. Они добры, так сказать, на мой счет. М. Алданов прекрасно сформулировал, чем его так раздражают европейские социалисты (хорошие, в общем, добросердечные люди): они были не против великого социального эксперимента на русском народе, но отнюдь не на себе, не любил Алданов доброты на чужой счет, и я не люблю.

Химеры не умирают, ставка на зависть бедного к богатому – беспроигрышна, еще одна вечнозеленая химера – социализм в духе Полиграфа Полиграфовича: "отнять и поделить". Ни Гулаг, ни китайский (времен Мао), ни камбоджийский, ни северно-корейский опыт ровно никого ничему не научили: "дайте нам дешевое жилье, и не где-нибудь, а в Тель-Авиве, а не то засрем всю страну". Советский социализм был нехорош, но в горних вершинах, примерно там же, где и расположен мир с нашими соседями, есть настоящий социализм. В этом царстве духа не только на всех хватает сладких пряников, но всем выдают одинаковые пряники, и одинаковые улыбки глубокого удовлетворения расплываются на счастливых физиономиях жителей, проводящих время в свободном творчестве, изучении диалогов Платона и романов Йорама Канюка. И вообще, в Норвегии, нечто подобное уже существует, отчего же нам нельзя? Можно, - если поселиться в Норвегии, надолго ли, - не знаю. В Израиле, где треть населения, проявляя чудеса изворотливости, не платит налогов, не брезгуя благами цивилизации, – нельзя.

Израильское экономическое чудо и заодно непосильный военный бюджет тянут на своем горбу несколько десятков тысяч талантливых трудоголиков, свободное от работы время проводящих в "милуим", отчего бы их и не постричь? Еще неизвестно, какая из химер зловреднее: "мир сейчас" или "коммунизм сейчас", и вот, что забавно, обе эти идеи, взыскующие немедленного царства божия на земле, охотно поселяются в светских головах, казалось бы, предрасположенных к трезвому осмыслению действительности.

***

А действительность эта не предвещает ничего хорошего. За полгода рухнули арабские режимы, казавшиеся стабильными; за революциями последовал их непременный спутник – хаос, вслед за хаосом придут нищета и голод, по сравнению с которыми предреволюционное (тоже не сладкое) время покажется раем. А виновный – под боком. А кроме мифологии мирового халифата заговорить массы будет нечем. Советский народ удавалось кормить мировой революцией семьдесят лет, так то ж "мировой революцией", на скорую руку состряпанной мифологией; ислам – религия с тысячелетней традицией, справиться с ним запросто невозможно. Возможно, было бы при скорейшем восстановлении колониальной системы, которая могла бы спасти человечество от миллионов жертв, но на подобное решение у Запада нет ни сил, ни уверенности в собственной правоте.

***

Так что же нам делать? Не прятать голову в песок, и видеть вещи такими, как они есть. Прозревший Лир – трагичен, Лир, благодушно раздающий царство дочерям, в расчете на покойную старость – глуп, никчемен и жалок. До трагедии возвышаются только зрячие. Заметьте, в любой культуре обманутый муж – смешон. В подобном отношении к рогоносцу не только гнусная безжалостность к слабости, но и разумное презрение к добровольному ослеплению, нежеланию видеть происходящее под носом.

Мой предыдущий советский опыт вызвал во мне стойкое отвращение ко всякой идеологии, правой и левой, мне претит всякая барабанная фраза, из всех видов человеческой речи, наибольшее отвращение вызывает во мне пропагандистская болтовня. Амос Оз в "Повести о любви и тьме", рассказал о том, как, он, юноша из добропорядочной ревизионистской семьи, в одно мгновение растратил свои правые убеждения. Трескучая фразеология правых вызвала у него эстетическое отвращение. Я понимаю, что он хотел сказать, хуже понимаю, отчего такое же отвращение у него не вызывает левая демагогия.

Я хорошо помню, о том, что союз философии с политикой всегда заканчивался худо, от Платона и до Хайдеггера. У мысли нет никакого другого дела кроме самой мысли. Так бы хотелось отгородиться от всякой сиюминутности, злобы дня; но как говорил Фридрих Горенштейн: можно обособиться от идеологии, но невозможно обособиться от собственного носа. Жизнь же владельцев этого носа остается ничуть ни более гарантированной, чем до создания государства Израиль.

Хочется думать о Раши, Рамбаме, Декарте и Эйнштейне, а не о злобе дня, в самом прямом значении этого слова, но никак невозможно обособиться от растерзанного семейства Фогелей. При этом надо не позволить ненависти захлестнуть душу, задача выходит не из легких.

***

Израиль – не самое безопасное место на планете, зачем же жить в Израиле? Мне человеку, блюдущему Субботу, полагалось бы вместо ответа спокойно возложить руку на Танах, но я хочу сослаться на очень неожиданный источник, Нобелевского лауреата по физике, Юджина Вигнера: «современное положение в мире, сколь бы ужасным и угрожающим для всего человечества оно ни было,… "в принципе не ново". Оно по существу совпадает с тем, в котором уже оказывались наши предки. Угрожающая нам опасность гипнотизирует нас так же, как нередко гипнотизировала наших праотцев, - мы впадаем в некоторое оцепенение, как мышь при виде змеи. И если мы хотим, чтобы мышь поборола свой страх, мы должны преодолеть наши страхи… наши предки… имели мужество не закрывать глаза на то, что ожидало их сегодня и что неизбежно ждало их завтра. Они не избегали конфликта, если знали, что этим не ликвидируют, а лишь отдалят его, и что завтра он может разразиться при более неблагоприятных условиях, чем сегодня… Будем же сегодня трезво смотреть на то, что ожидает нас завтра. Обычно люди стараются не думать о смерти. Наша культура совершает грех, пытаясь закрыть нам глаза на ту непреложную истину, что никто из нас не будет жить вечно. В результате мы оказываемся неподготовленными к неизбежно наступающему последнему часу и не сознаем, что то, как мы умрем – борясь со злом, предав своих друзей или, будучи преданными ими, - имеет решающее значение для дела всей нашей жизни" (Речь по случаю получения степени доктора права, «Этюды о симметрии», 1970 г.).


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1218




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer12/Bormashenko1.php - to PDF file

Комментарии:

michael
jerusalem, israel - at 2013-09-27 11:51:56 EDT
Так ,что же нам делать?
То же ,что делал Иисус Навин с проживающими в Ханаан
народами .Огнём и мечём. То же, что делал Давид
с филистимлянами, и нет причин перечислять всех поимённо ,кто и как решал проблемы с врагами. Хочется напомнить ,что за то, что Шауль пощадил скот врага(неговорится о людях то есть само собой)его постигли большие судьбоносные проблемы.
Кто будет милосерден с жестокими, тот будет в конце концов
жесток с милосердными .Мудрецы просто так сделали подобное заключение? Хм...Можно возразить, конечно, что всё это актуально когда евреи соблюдают заповеди и являются вселенским примером для подражания по уровню праведности скромности и других добродетелей . То - Да! Тогда и АШЕМ - поможет. А если нет - то увы ...
Даже если еврейский народ далёк на сегодняшний день от желаемого совершенства он не имеет никакого права
потворствовать злу. Это преступно по крайней мере.
Неозлоблятсья на зло в человеческом обличье - это
к христианству ,которое талдычило об этом ,но делало точно наоборот.
Так что же нам делать?
Я говорю честно, что ответить на данный вопрос немогу ,но неозлобляться на врага как предлагается это вне объсуждения

Один с сайта
- at 2012-01-20 17:32:50 EDT
Поскольку г-н Тартаковский не выдержал и поместил свое "С Форума" в комментариях под статьей Э. Бормашенко, следует сделать общее замечание о месте г-на на этом сайте.

Идет дискуссия о конкурсах на "Автора года" и высказывается разное отношение к ним. Но, очевидно, что при естественном разнообразии мнений о тех или иных авторах, общее отношение к выдвинутым и выбранным положительное. Результаты конкурсов, не являясь однозначными, характеризуют ценности, общие для большинства участников этого сайта. И отношение г-на Тартаковского к "авторам года" характеризует его общее отношение к сайту.По порядку авторов 2011 года.

Дынин - выдает писания как флюгер
Тененбаум - компилятор без концепции
Бормашенко - Философское курлыканье
Воронель - незачем "писать длинно и вяло".

Об остальных ни звука (но в архивах можно найти). Явно, г-ну Тартаковскому не интересно высказываться без демонстрации своего высокомерия и неуважения к евреям, помнящим себя евреями не только по уже несуществующему паспорту. Но умолчание здесь компенсируется
общим приговором: "Справедливость и откровенность необычные на этом сайте" (http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Voronel1.php)

И что г-н Тартаковсий подвизается здесь? И не прав ли Э. Бормашенко в своей оценке его роли в "Русском переплете" и на этом сайте? И автобиографические экскурсы ничего здесь не меняют. По словам судим.

Чтобы не втягиваться в разборки с г-ном Тартаковским, подписываюсь "Один с сайта"

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2012-01-20 15:56:48 EDT
ч. 2-я.
Так вот, я – атеист. И родители мои (отец 1896 г.р. учился в хедере) – были атеистами. Жена моя (нынешняя, как и первая) – русская (факт, шокирующий ревнителя благочестия). Уже почти полста лет вместе. И в потомках наших «кровей» чуть ли не с дюжину. Навскидку: башкирская-узбекская-польская-молдавская-немецкая-украинская-русская-еврейская, само собой. Уверены, что это только начало. Уверены – и видим! - только такой калейдоскоп угоден человеческой природе.
Уверены, что все мы – «от Адама» и Господь избранных не метил. Это кто-то сам себя числит в избранных, чтобы хоть как-то выделиться «среди прочих».
"Евреи - голова того тела, которое называется человечеством... Евреи даны в учителя всему человечеству... Тридцать три века назад, в первую ночь Шавуот, когда народ видел громы и пламя, и гору Синай, дымящуюся, Господь, ниспослав евреям Десять Заповедей, отделил их от человечества и поставил учителями его..." (Радио «Голос Израиля»)

Так о чём же, в конце концов, поют птички? «Неверующий еврей уже в третьем-четвёртом поколении перестаёт быть евреем. Его внуки и правнуки становятся христианами».
Во-первых, ничего страшного: евреи-христиане – не евреи ли?
А евреи-атеисты, которых на Земле, да и в самом Израиле всё больше? Неужто наша еврейскость только в возлагании тфилин, прикручивании филактерий и ношении ермолки?
Если же это так, удивляться ли, что происходит отток из еврейства наиболее просвещённых и талантливых личностей, не желающих участвовать в нелепом маскараде («ряженые казаки»), позорящем сколько-нибудь мыслящего человека.
Недостаточно разве – вести себя достойно, гуманно, разумно, - может быть, и впрямь рассчитывая на загробное воздаяние?..

Бормашенко: «Недавно, выйдя в Субботу погулять, я услышал в свой адрес от подростка – «вонючий дос», по-видимому, ему как и г-ну Тартаковскому не понравилось выражение моего лица. Надо было мне отцу четырех детей, доктору наук приехать в Израиль, чтобы наконец услышать в свой адрес и следующее: «жидовский тунеядец».

Вот тут нашему мудрецу, не гневаясь попусту, задуматься бы о будущности народа в наступившем Третьем тысячелетии. Ведь это был еврейский подросток – которому жить и жить, а не возвращаться в средневековье.

ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ? В движении – здоровье, в здоровье – счастье.. Развитие – непременное условие жизни. Лишь изменяясь, двигаясь во времени, обновляясь, сохраняются народы

Ontario14
- at 2011-12-30 17:58:00 EDT
В тему предыдущего выступления, я бы хотел привести рассказ:

http://almanah-dialog.ru/archive/archive_3-4_2/di2

нашего великого писателя-праведника Ш.-Й. Агнона.
Может быть, кто-то и распознает здесь ответ на вопрос "что же нам делать ?"

Леонид Ейльман
Сан Франсиско, Калифорния, США - at 2011-12-30 03:03:42 EDT
Уважаемый Эдуард Бормашенко поставил в своей статье вопрос: "Так что же нам делать?"
Я не нашел в отзывах читателей ответ на этот вопрос.
Я попробую сформулировать свой ответ. Автор не видит конца кровопролития, конца вражды. Мне же кажется, что этот конец близок. Почему? Потому, что наш мир построен на силе. Враги уважают только силу. Всякие уступки есть слабость, дрова в костер ненависти.
Итак, сильный в экономическом и военном плане Израиль, способный смело реагировать на вылазки арабских националистов, не только положит концу противостояния, но и привлечет многих арабов на свою сторону. Многие арабы вспомнят что они сводные братья евреям, а некоторые то, что они есть принявшие мусульманство евреи.
Явно происходит экономическое и военное развитие страны и она становится привлекательной для все более оторванных ассимилированных групп еврейского населения Земли.
Помните: Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет!

М. Аврутин
- at 2011-12-29 19:09:26 EDT
Уважаемый Эдуард не дает ответа на поставленный им же вопрос, а приглашает к размышлению, к совместному поиску ответа на этот труднейший вопрос современности. Наверное, в этом и состоит ценность статьи.
Два арабских парня в поселение Итамар вырезали семью Фогелей, но ненависти к арабам в Израиле – немного, и поэтому арабы преспокойно разгуливают, т.к. им ничего не грозит.
Нет в Израиле ненависти и к России, которая нафаршировала оружием арабские режимы. В результате чего были убиты тысячи израильтян. Нет такой антиизраильской резолюции ООН, под которой не стояла бы подпись России. Ассиметрия налицо, а ненависти нет, как нет.
Израилю удалось сохранить человеческое лицо в нечеловеческой ситуации. Но кто его видит, когда повсюду расставлены кривые зеркала, в которых всем бросается в глаза крючкообразный лишь нос. Разбить же зеркала мешает пресловутая политкорректность – как же, людям ведь они нравятся.
Раскачивание ненависти автор увязал с комплексом неполноценности. Но мы-то помним, как «ярость благородная» спасла страну и половину населявших её евреев от фашизма. Сегодня карту ненависти разыгрывает радикальный ислам. И хотя унизить избранный народ, действительно, никто не может: ни Навуходоносор, ни Тит, ни Гитлер или Насер. А уничтожить его может запросто и Навуходоносор, и Тит, и Гитлер и Насер.
«Отчего бы это вдруг арабское общественное мнение сменило гнев на милость по отношению к Израилю?». Немало людей видит путь к миру через передачу арабам оккупированных (или освобожденных?) территорий, несмотря на имеющийся уже опыт в Газе, откуда непрерывно теперь обстреливают юг Израиля. Значит, надо искать путь другой, и проложен он будет, скорее всего, не вдруг.
С одной стороны, «…ислам – религия с тысячелетней традицией, справиться с ним запросто невозможно», но с другой стороны, все постоянно отмечают активность только радикального ислама. А это результат целенаправленного воспитания с детства при всеобщем попустительстве. В результате шестилетняя арабская девочка мечтает: "чтобы убили всех евреев".
Итак, к сожалению, единственный предложенный нам выход – это «не позволить ненависти захлестнуть душу», как бы ни было трудно, почти «невозможно обособиться от растерзанного семейства Фогелей».

Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, - at 2011-12-28 21:42:55 EDT
Дорогой Эдуард! Я Вас очень понимаю. К сожалению, мои возможности тоже очень невелики, но я буду пробывать продвинуться в этом направлении.
Тартаковский.
- at 2011-12-28 17:49:57 EDT
Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, - Wed, 28 Dec 2011 06:29:13(CET)

Автору
Дорогой Эдуард!.. Можно было бы для начала перевести Вашу замечательную статью на английский и арабский и передать на сайты, которые попадают к арабам. А потом создать более конструктивный текст, адресованный непосредственно арабам, за совместным, как я уже сказал, религиозно-светским авторством и т.д. Может быть, это будет неплохим дополнением к Вашей идее держать арабов в страхе, а нам проявлять мужество.

>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<

Это великолепная идея: нам проявлять мужество, а их держать в страхе. Идею распространить на сайтах, адресованных арабам. Наблюдать их отчаяние и ужас, демонстрируя им нашу решимость и отвагу. И будем мы плясать, а они дрожать.
Прекрасно!

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-28 14:11:23 EDT
Дорогой Эмиль, может быть было бы и неплохо перевести текст
на иврит, английский, арабский и пр. Да кто ж это будет делать? Я настолько завален работой, что об этом и подумать страшно. И кто будет печатать?
Ваш.
Эд.

Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, - at 2011-12-28 06:29:13 EDT
Автору
Дорогой Эдуард! Я очень понимаю Ваше нежелание прпагандировать себя и свое творчество. И вообще, как сказал не помню какой писатель:"Лучшая форма спора, это обмен мнениями". И еще: под влиянием советских СМИ слово "пропаганда" превратилось в описание процесса настойчивого внедрения в мир агрессивной и лживой советской идеологии. Но у нас же речь идет не о том. У нас речь о литературно-информационном наступлении на арабов в интересах Израиля. Я подумал, что теперь, особенно потому, что арабы стали читать интернет, стоит возобновить попытки довести до их сознания истины: об их интересах, о справедливости в отношении евреев и Израиля, о терроре, о зле и т.д. Можно было бы для начала перевести Вашу замечательную статью на английский и арабский и передать на сайты, которые попадают к арабам. А потом создать более конструктивный текст, адресованный непосредственно арабам, за совместным, как я уже сказал, религиозно-светским авторством и т.д. Может быть, это будет неплохим дополнением к Вашей идее держать арабов в страхе, а нам проявлять мужество.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-27 15:15:31 EDT
Уважаемый г-н Тартаковский, мне право неловко эдакое объяснять, но не всякая человеческая речь, не всякий текст -пропаганда, отнюдь... Есть и другие способы коммуникации.
Тартаковский - Эд. Бормашенко.
- at 2011-12-27 13:01:15 EDT
Бормашенко Ариэль, Израиль - at 2011-12-27 11:48:15 EDT
Эмилю Менджерицкому. Дорогой Эмиль, если и есть на свете нечто, меня совершенно не интересующее, так это пропаганда чьих-либо взглядов, в том числе своих собственных. Эд.

>>>>>>>>>>>>>>MCN<<<<<<<<<<<<<<<<<

Пардон, - но как же, приняв Ваше заявление, рассматривать публикацию этой Вашей статьи? Или это произведено злоумышленником помимо Вашей воле? Мне почему-то кажется, что здравомыслящий человек должен быть последовательным. А Вам так не кажется?

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-27 11:48:15 EDT
Эмилю Менджерицкому. Дорогой Эмиль, если и есть на свете нечто, меня совершенно не интересующее, так это пропаганда чьих-либо взглядов, в том числе своих собственных.
Эд.

Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, - at 2011-12-26 12:01:54 EDT
Янкелевичу.
Уважаемый Владимир! Я, разумеется, знаю, что мусульмане различны и что разговоры с арабами трудны и малопродуктивны. Но я имел ввиду не столько диалог, сколько идеологическую пропаганду, которую стоит обращать как к арабам, так и к мусульманам вообще, так как часто они выступают, несмотря на различия, единым фронтом. Мне показалось, что сейчас эта пропаганда может быть несколько более продуктивной, чем раньше, и если это так, то этим не стоит пренебрегать.

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2011-12-26 11:14:47 EDT
Эмиль Меджерицкий
Иерусалим, - Sun, 25 Dec 2011 22:04:38(CET)

Сегодня мы спокойно можем говорить мусульманам, что их религия не универсальна, что их религиозная непримиримость неприемлима, что их экономка отстала, и при этом рассчитывать на все большее понимание среди них и тех, кто им сочувствует. И еще, я думаю, что обращаться к ним должны совместно религиозные и светские еврем.
Эта совместимость может и дожна быть вполне естественной, так как религиозные евреи, наверное, подготовлены к такому сотрудничеству.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Не кажется ли Вам, что точно с таким же умилительным воззванием следует сперва обратиться к собственным ревнителям.
Полагаться ли при этом на их "подготовленность к совместимости", - это уже вполне на Вашей совести.

Янкелевич - Эмилю Меджерицкому
Натания, Израиль - at 2011-12-25 23:13:17 EDT
Уважаемый Эмиль,
Вы пишете, что "Сегодня мы спокойно можем говорить мусульманам, что их религия не универсальна, что их религиозная непримиримость неприемлема, что их экономка отстала..."
Совершенно непонятно, что Вы имеете в виду под словом "мусульмане". Контекст, в котором Вы пишете, заставляет предположить, что контакта с мусульманами Вы не имели или имели, но недостаточно. Мусульмане азербайджанцы - это совсем другие люди, чем, например, чеченцы. Я специально не затрагиваю внутримусульманские религиозные течения.
Кроме того, чья это "их" экономика отстала? Турки отстали? Это вполне развитая страна с устойчивой экономикой. Может Греция отстала больше, чем Турция? Вы не находите?
Ну и, естественно, я должен заметить, что диалог - это "Вальс вдвоем". Требуется обоюдное желание, что пока со стороны арабов и не наблюдается.

Эмиль Меджерицкий
Иерусалим, - at 2011-12-25 22:04:38 EDT
Уважаемый Эдуард! Ваш слишком лаконичный ответ заставляет признать, что из моего первого комментария остается неясным, что же я собственно предлагаю в ответ на главный вопрос, поставленный Вашей статьей: "Так что же нам делать?". Поэтому дополняю.
Вы пишете, что злу, распрстраняемому в настоящее время, в первую очередь, исламистами, мы должны противопоставить собственное мужество и нагнетаемый на них страх. Но достаточно ли этого? Мусульман слишком много, и они имеют широкую поддержку и говорят, что не боятся смерти, а на самом деле не боятся посылать на смерть своих многочисленных дисциплинированных сограждан. Так что возможно Ваши рекомендации надо усилить идеологической борьбой.
Вы сказали, что не любите идеологию и не верите в нее. Но с миром нельзя разговаривать иначе - не используя идеологию. А с идеологией, мне кажется, можно примириться, если она честная. Долгое время общество не признавало представления, что люди и народы в своих социальных свойствах могут быть разными по своей природе. И потому к разным народам подходили с одинаковыми мерками, что, в совокупности с популярностью марксистских идей, приводило к ложным установкам и демагогии. Сейчас положение в этом отношении улучшилось. И людям теперь можно говорить правду с меньшим опасением встретиться с обвинением в расизме и фашизме.
Сегодня мы спокойно можем говорить мусульманам, что их религия не универсальна, что их религиозная непримиримость неприемлима, что их экономка отстала, и при этом рассчитывать на все большее понимание среди них и тех, кто им сочувствует. И еще, я думаю, что обращаться к ним должны совместно религиозные и светские еврем.
Эта совместимость может и дожна быть вполне естественной, так как религиозные евреи, наверное, подготовлены к такому сотрудничеству, благодаря, в первую очередь, раву Куку, а светские евреи знают, что без религии нет по-настоящему нравственной аргументации. И еще: есть же компьютер, который облегчает всяческую коммуникацию, и в том числе, с арабами.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Об интересной ментальности.
- at 2011-12-23 19:58:12 EDT
Янкелевич - Эдуарду Бормашенко
Натания, Израиль - at 2011-12-21 17:25:22 EDT
Уважаемый Эдуард, естественно никогда и ни при каких обстоятельствах еврею ВСЕ не дозволено, но я просто хотел обратить внимание вот на что, никто, по крайней мере я не встречал, не обвинял солдат ЦАХАЛа в изнасилованиях арабских женщин. На мой взгляд причина этого не в том, что тот или иной рав или писатель призвали это не делать, а кроется глубоко в душе, в ментальности еврея, складывавшейся в течение длительного времени.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Всегда как-то сочувствуешь благородству мыслей. Всегда досадно, когда оказывается, что факты вдруг перечат этому благородству:
23.12. Двое солдат ЦАХАЛа изнасиловали сослуживицу.
Военная прокуратура выдвинула обвинение против двух солдат бронетанковых войск ЦАХАЛа - их подозревают в том, что во время учений они изнасиловали солдатку, спавшую в палатке. (Текст, извините, слишком обширный для цитирования: http://www.mignews.com/news/disasters/world/231211_152049_81681.html

Американские солдаты, хотя ментальность их несколько иная, тоже не насиловали иракских и афганских женщин. Дело, видимо, в известном: "Восток - дело тонкое". На это неудобное обстоятельство сетовал ещё древний историк Флавий Арриан, сочувствуя храбрым солдатикам Александра Македонского, забредших в Индию:
"Женщины у индийцев весьма скромные, не поддаются соблазну ни за какие блага, но если предлагают слона, тогда только женщина принимает его и отдаётся дарителю. Сойтись с мужчиной ради слона у индийцев не считается позором, но признаётся почётом для женщины удостоится такого подарка".

К интересной ментальности еврейских солдат я бы добавил ещё то обстоятельство, что, в силу размеров Израиля, служба проходит вблизи дома - и всегда есть к кому обратиться за известным содействием.
С почтением к профессионалу.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-23 11:13:51 EDT
Эмилю Менджерицкому. Я думаю, Вы правы, Эмиль.
Эмиль Менджерицкий
Иерусалим, - at 2011-12-23 08:30:10 EDT
Уважаемый Эдуард! В Вашей, как всегда, блестящей статье есть, по-моему, одно упущение. Когда Вы касаетесь причин ужасного зла, распространенного в мире, Вы говорите о роли в его возникновении "ставки на зависть бедного к богатому", о "вечнозеленой химере - социализм в духе... отнять и поделить", о "радикальном исламе", но не упоминаете о том, что склонность к злу (к агрессивности)заложена в природе (в генетике)людей. Как заложена, у кого и в какой мере, кратко не скажешь, но можно сослаться на то, что об этом уже давно говорят такие науки как социобиология, эволюционная психология и др. Вы сами, рассматривая вопрос о том, что же делать, говорите, что нельзя "прятать голову в песок, и (нужно) видеть вещи такими, как они есть". На мой взгляд, факт неистребимости зла в течение тысячелетий является одним из важных подтверждений его, по крайней мере, частично генетического характера. А ведь без полноценного рассмотрения причин нельзя устранить явление.
Я этот аспект темы - о причине непреодолимости зла - рассмотрел в двух статьях, опубликованных в этом журнале, в №130 и №138, и посвященных антисемитизму.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Уважаемая Мария...
- at 2011-12-22 16:22:06 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - Thu, 22 Dec 2011 10:39:11(CET)

Уважаемая Мария... Что бы делал Израиль без арабов? Я думаю существовал бы значительно благополучнее, хотя это лишь гипотеза. Почему люди едут в Германию? Я этого никогда понять не мог, потому то я и не в Германии.

>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<

"Что бы делал без арабов?" Без арабов (как по выводе, советских войск из Афганистана, американских - из Ирака и т.д.) тут же разгорелась бы давно тлеющая гражданская война - между харедим и светскими, ультраортодоксами и "реформаторами", между эфиопскими евреями и "беленькими", между евреями "по маме" и "русскими", на заслуживающими быть похороненными на общих воинских кладбищах, если даже участвовали в войнах Израиля, - да что там, дробление это доходит до разного понимания полами своего назначения!..

А как распорядиться с гиперрелигиозными, уверенными, что само создание Израиля незаконно и челомкающимися с Ахмадинежадом? А с друзами? С христианами и прочими?

Тут (ниже) кто-то бодро заявил, что в автобусе были бы инвалиды, если его жену заставили бы пересесть на "спецместа для дам". Но ведь это повсеместно происходит в синагогах - и такое варварство как-то "в порядке вещей". И министр внутренних дел походя объявляет в Кнессете, в парламенте многонациональной страны, что ему нет дела "до гоев"...

Нет уж, арабы как объект ненависти - да и при полной взаимности - спасение для Израиля.
Надолго ли?

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-22 14:44:16 EDT
Марку Аврутину. Дорогой Марк, так потому-то я не на Украине, не в Румынии, Литве, Польше и.т.д. И покаяния ничьи меня никто принимать не уполномачивал.
Ваш, Эд.

М. Аврутин
- at 2011-12-22 12:51:25 EDT
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-22 10:39:11 EDT
" Почему люди едут в Германию?"

Без поддержки Гитлера на Эвианской конференции 1938 года практически всеми странами, в первую очередь США, Холокоста не случилось бы.
Многие народы в деле уничтожения евреев превзошли по своей жестокости немцев (литовцы, украинцы, венгры, румыны и т.д.). Об этом много писали и в "Заметках", конечно, - тоже.
Зато, в послевоенное время никто, кроме Германии, не покаялся. Многие же, как, например, Украина, продолжают публично демонстрировать свою ненависть к евреям, о чем говорится в статье Александра Бураковского «Доживет ли наше поколение до разумения Украиной сути трагедии Бабьего яра?» в этом же номере "Заметок".

Янкелевич - Марие
Натания, Израиль - at 2011-12-22 11:02:53 EDT
Уважаемая Мария,
Вы пишете "Вместе с моим сыном, который занят на очень тяжелых работах, работают арабы и русские, т.е. репатрианты. Когда я спросила, есть ли там евреи, он сказал, что "евреев там не видел".
Моя семья - такие же репатрианты, как Вы. Я хотел бы заметить, что меня удивил Вы тезис про "евреев там не видел". Возможно пора уже начать считать себя евреями?
Вероятно Вы имели в виду ватиков или сабр, которых Ваш сын не видел? Вполне возможно, у них было больше возможностей получить лучшую квалификацию, о языке я уж и не говорю, и потому претендовать на лучшую работу.
Всего наилучшего.

Янкелевич - Эдуарду Бормашенко
Натания, Израиль - at 2011-12-22 10:50:25 EDT
Уважаемый Эдуард, вы пишете "в связи с отсутствием всенародной ненависти к арабам ... Есть удивление".
На это дал хороший ответ Марио Пьюзо в романе «Крестный отец» “Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать”.
Может дело в привычке думать?

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-22 10:41:45 EDT
Да, кстати, Мария, никакого сожаления, в связи с отсутствием всенародной ненависти к арабам у меня нет. Вы меня неверно поняли. Есть удивление.
Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-22 10:39:11 EDT
Уважаемая Мария, даже из отзывов на статью, а пишут их люди интеллигентные в основном, видно, что отказ от ненависти дается нелегко. Ненависть - немаловажная компонента бытия. От ненависти человек бывает, ох, как талантлив. Что бы делал Израиль без арабов? Я думаю существовал бы значительно благополучнее, хотя это лишь гипотеза. Почему люди едут в Германию? Я этого никогда понять не мог, потому то я и не в Германии.
Мария - Э.Бормашенко
Хайфа, Израиль - at 2011-12-22 09:59:22 EDT
Воистину невероятно, однако это так: ненависти к арабам в Израиле – немного, а ежели ксенофобия прорывается наружу, она сурово преследуется. Арабы преспокойно разгуливают и по Ариэлю и по кампусу моего Колледжа, им ровно ничего не грозит.
_________________________________________________________-
Уважаемый Эдуард! Давно хотела написать, но как-то не решалась. Неужели всерьез можно рассуждать об отсутствии ненависти к арабам и высказывать сожаление по этому поводу. Вот это "востину невероятно". Но арабы не только "преспокойно разгуливают по Ариэлю и по кампуму Колледжа", они еще и на стройках трудятся, и на рынке торгуют, и в больницах работают.А что бы евреи делали без арабов? Вместе с моим сыном, который занят на очень тяжелых работах, работают арабы и русские, т.е. репатрианты. Когда я спросила, есть ли там евреи, он сказал, что "евреев там не видел". Вы приводите в сравнение арабскую девочку, которая уже зомбирована ненавистью к евреям. Неужели и нам это делать со своими детьми? А кто вышел из школьного возраста, то как быть с ними? Почему же евреи, у которых ненависть к немцам должна жить уже в генетической памяти, переселяются в Германию? Может, надо как-то искусственно взращивать в себе ненависть к арабам? Тогда на помощь тут пришла бы физиология человека. Физиологический закон гласит: если искусственно растягивать губы в улыбке, то эти мышечные упражнения в конце концов эффективно скажутся на эмоциональной сфере, и у человека повысится настроение. Так вот, если надеть на себя маску ненависти и так ходить с ней, то наверняка, это сделает свое дело, и взлелеенная ненависть даст желанные ростки.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-22 08:15:44 EDT
Владимиру Янкелевичую. Я полагаю Вам будет интересен такой вот курьез, интеллектуальный выверт. Израильская Армия несмотря на свою бурную военную историю не замечена в изнасилованиях. Этого не отрицают и враги Израиля. Так вот, недавно один гиперинтеллектуал, профессор общественных наук(фамилию запамятовал) доказывал, что изнасилований нет, потому как израильтяне не считают арабок людьми, а скотоложество все же штука - редкая.
Националкосмополит
Израиль - at 2011-12-22 08:14:29 EDT
«талантливых трудоголиков»
---------------------------------
Трудоголики в большинстве своем лишены таланта, а талантливые склонны к лени и трудофобии к текущему, повторяющемуся труду: и эта лень и является двигателем их интеллектуального прогресса.

--------------------------------------------
«разумное презрение к добровольному ослеплению, нежеланию видеть происходящее под носом»
---------------------------------------------
Несколько лет тому назад в моем подъезде один парень-еврей довел ежедневной громкой музыкой жену другого соседа – пожилого человека до инсульта и инвалидности.
Музыка продолжалась и тогда, когда человек привез сою жену из больницы домой.
Человек не выдержал и прекратил музыку путем перерезания электропроводки.
Тогда парень избил этого человека, который ему в дедушки годится.
В день, после суда на двери и почтовом ящике этого человека появились фашистские знаки.
Израильская полиция от расследования происшествия отказалась, приравняв эту демонстрацию нацизма к обыкновенному граффити.
Половина жильцов нашего подъезда – евреи продолжают дружеские отношения с этой семьей, как будто ничего не произошло.
Если так и дальше будет продолжаться, похоже, я не выдержу, дам по морде этому юноше и пойду в тюрьму согласно нашим Израильским законам.

Янкелевич - Эдуарду Бормашенко
Натания, Израиль - at 2011-12-21 17:25:22 EDT
Уважаемый Эдуард, естественно никогда и ни при каких обстоятельствах еврею ВСЕ не дозволено, но я просто хотел обратить внимание вот на что, никто, по крайней мере я не встречал, не обвинял солдат ЦАХАЛа в изнасилованиях арабских женщин. На мой взгляд причина этого не в том, что тот или иной рав или писатель призвали это не делать, а кроется глубоко в душе, в ментальности еврея, складывавшейся в течение длительного времени. Поэтому объяснять действия красноармейца тем, что писатель написал то-то и то-то, на мой взгляд, неправомерно.
Всего наилучшего, Буду ждать Ваших новых публикаций.

Бормашенко
Ариэль, Израиль - at 2011-12-21 11:00:17 EDT
Владимиру Янкелевичу и Элиезеру Рабиновичу.
Дорогие друзья, спасибо за отзывы. Владимиру: может ли религиозный человек воевать в Субботу? - Может. Но это не значит, что в такой ситуации можно нарушать Субботу направо и налево. Это сложнейший галахический вопрос, быть может и недостаточно разработанный применительно к современной войне,впрочем есть и галахические труды, посвященные этой проблеме. Человек на войне вполне естественно теряет, человеческий облик, Тора в недельных главах "Шофтим", "Ки Теце", задает рамки, того, как должен вести себя еврей на войне. Стоит просмотреть прекрасный комментарий Нехамы Лейбович на эти главы. Есть и "военная" кодификаторская традиция; разумеется, "Гостевая" не вполне удобное место для обсуждения этой темы, но, вкратце, скажу: нет таких ситуаций, когда еврею "все позволено".
Дискуссия же о падении колониалиазма, напоминает спор о первичности курицы и яйца. Дорогой Элиезер, согласно знакомой схеме "народы восстали, и сбросили себя иго колониализма". Так ли? Все антиколониальные войны инспирировались и финансировались покойным СССР, Западные страны с удовольствием освободились от "ига колониализма", сегодня не набрать людей, готовых нести бремя "белого человека". Впрочем, после Освенцима оказалось, что белому человеку и гордиться особенно нечем. Я не тоскую о колониализме, но если Западная цивилизация захочет выжить, возможно, ей придется обратиться к старым испытанным методам руководства дикарями, вооруженными атомной дубиной.

Владимир Янкелевич - Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-12-20 19:47:58 EDT
Дорогой Элиэзер, Вы пишете, что "я не верю в чисто экономические причины", но затронутые вопросы в нашей переписке не относятся к вопросам веры. Борцы за свободу в 20-м веке так же должны были платить за оружие, транспорт, связь и прочее. Их возможности в этом вопросе несомненно были ниже, чем у метрополии, но оттягивали на себя ресурсы, которые превышали прибыль от владения колонией. Вы считаете, что конголезцы были в военном отношении сильнее бельгийцев, и бельгийцы не смогли с ними справиться? Ну и, само собой, всегда находились "полезные идиоты", которые из бандитов могли сделать борцов за свободу. Как это делают СМИ, я думаю, Вы знаете. До сих пор полный отморозок Че Гевара пользуется популярностью.
Ну и я думаю, что не бывает "чисто экономических" и "чисто политических" причин, все не чисто, а перемешано, но жизнью все же управляет экономика (стремление к личному обогащению - как разновидность).




М. Рабинович - В. Янкелевичу
- at 2011-12-20 15:59:06 EDT
Уважаемый Владимир, я не верю в чисто экономические причины, и в 20-м веке мы видели, что борьба за свободу была всеобщей, независимо от того. могли ли те народы управлять собой. Во всяком случае. возврат к колониализму нереален.

Элиэзер М. Рабинович - В. Янкелевичу
- at 2011-12-20 15:59:06 EDT
Уважаемый Владимир, я не верю в чисто экономические причины, и в 20-м веке мы видели, что борьба за свободу была всеобщей, независимо от того. могли ли те народы управлять собой. Во всяком случае. возврат к колониализму нереален.
Янкелевич - Эдуарду Бормашенко
Натания, Израиль - at 2011-12-20 13:44:05 EDT
Уважаемый Эдуард, спасибо, Вы написали прекрасную статью на сложную и важную тему. Есть правда некоторые аспекты, что для меня остались не ясными. Я попробую пояснить. Есть абсолют - Шабат. Но можно ли его нарушить? Я не имею в виду - не соблюдать, а соблюдающему нарушить? Насколько я понимаю, можно, но при определенных условиях, к примеру ради спасения жизни... То есть я это к тому, что все имеет область применения и ограничивающие условия. Наш удел, к сожалению, война. А если так, то "если мы не опустимся до уровня наших врагов, то опустимся на два метра ниже". И еще "Милосердный к злодеям - жесток к праведникам". Можно ли убить врага, например убийц семьи Фогель, или Самира Кунтара, если думать о них без ненависти, если вспоминать, что Всевышний вложил в них душу и т.д. и т.п.
Что касаемо причин разного поведения израильских солдат и красноармейцев, то Вы зря так прямолинейно возложили вину на Эренбурга, вопрос гораздо глубже. Вспомните уничтожение казачества, голодомор, подавление тамбовского восстания, Кронштадтского мятежа, ГУЛАГ... Я написал сумбурно, нужно бы упорядочить, но мысль достаточно ясна, пренебрежение человеческой жизнью, достоинством, верой, отношение к людям, как к расходному материалу не возникло вдруг из текстов Эренбурга.
И еще раз - спасибо за Вашу статью.

Владимир Янкелевич - Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-12-20 10:53:02 EDT
Дорогой Элиэзер, Вы пишете, что "Колониализм не сохранился потому, что на него не согласились колониальные народы, которые восстали..." Я думаю, что это не так. Колониализм не сохранился, потому что стало экономически более выгодно купить, чем получать что-либо от колоний. Экономика-с! Это так же, как и с отменой рабства.
Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-12-20 05:27:12 EDT
Как всегда, интересно читать и наблюдать работу недюжинного ума, но вопрос, так занимавший и Ленина, и Чернышевского, а теперь вот и нашего Эдуарда, так и остался без ответа - что делать неясно, только ждать. К сожалению, так поступает не только наш философ, но и израильское правительство. Что делать? - не знает никто.

Мне немного наивным показалась приверженность автора к колониализму. Ну а как насчёт возвращения назад к американскому рабству? В его пользу можно высказать примерно те же соображения. Колониализм не сохранился потому, что на него не согласились колониальные народы, которые восстали...

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2011-12-19 03:48:46 EDT
По-моему, все гораздо проще. Для нормального продолжения нашей жизни необходимо равенство чувств. Если ненавидят нас, то мы должны ненавидеть их. Во многом причина антисемитизма заключается в том, что евреи на явное зло отвечали вежливой улыбкой. И вместо активной борьбы были благодарны за то, что их еще не до конца покалечили и убили. На погромы не отвечали сопротивлением. Отсутствие активной позиции у противника вызывает грубость, грубость вызывает ненависть.
Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2011-12-18 22:00:42 EDT
Хорошее эссе и хорошвя дискуссия между г-ном Аврутиным и Старым Одесситом. С моей стороны хотел бы заметить, что очень многого Эренбургу на фоне тех ежедневных зверств, которыми отличались нацисты, писать и объяснять было не надо.

A la guerre comme à la guerre (на войне как на войне).
Солженицын, призывавший "жить по совести", чистосердечно признался, что тоже не побрезговал и приказал привести к себе запуганую немку для удовлетворения своих нужд.

То что Красная Армия вытворяла в Восточной Пруссии и Германии - это исторический факт. В немецком ТВ показываают фильмы с исповедями пожилых женщин, рассказывающих об ужасах конца войны и массовых изнасилованиях. Они глубоко травмироаны, вроде тех относительно недавно массово изнасилованных мусульманок в Сербии и Боснии, но... они, в отличие от евреев, остались в живых и у большинства есть фамилии. И раны постепенно, хоть и не до конца, затягиваются...

В отношении мусульманского мира, его представлений, морали и этики, можно сказать, что человечество сталкивается не только со средневековыми христианскими стереотипами, но и с архаическими патриархальными, мусульманскими стереотипами человеческой ДОИСТОРИИ, представляющими собой дикий контраст между исламом и современной цивилизацией.

Старый одессит
Одесса, Украина - at 2011-12-18 18:48:34 EDT
И ещё.
В душе каждого еврея, каждого израильтянина в дни грядущих боев за свое право на жизнь пусть звучит эта великая песня.
Она от Всевышнего.

http://youtu.be/ZO77n7XGF1c

Старый одессит
Одесса, Украина - at 2011-12-18 18:30:41 EDT
Бормашенко
Ариэль , Израиль - Sun, 18 Dec 2011 17:31:05(CET)

...Вот, всегда приводят в пример бешеную публицистику Эренбурга, как пример справедливого, оправданного гнева. Но нет ли корреляции (пусть косвенной) между тем, что вытворяла Красная Армия в Польше, Венгрии, Германии с местным населением (преимущественно женским)с праведным гневом Эренбурга? Сказали наши мудрецы: "гневливый подобен идолопоклоннику". Ненависть наносит ненавидящему непоправимый урон, я в этом убежден; я, конечно, - не боец, быть может бойцам без ненависти не обойтись, не знаю...Я не могу ненавидеть своих арабских студентов, и усилий к этому прилагать не собираюсь.
\\\\\\\\\\\\/////////////////////////////////

Уважаемый Бормашенко!
Хорошая, отличная статья. Написана с еврейской душой.
Но с некоторыми выводами, приведенными в Вашем комментарии не могу согласиться.
Есть у многих из нас такая поведенческая черта, которая часто подводит на жизненном пути.
А будет ли это удобно? А не обидится ли некто, если я потребую вернуть мое? А не переусердствовал ли я в сдаче своему врагу? И, вообще, жалко мне их. Хоть они и хотят меня убить, но им же больно!
Увы, дни Машиаха ещё не настали. И руководствоваться такими правилами значит обрекать себя и своих близких на неудачи в этой жизни.
Вот этому как раз учил Владимир Жаботинский. Нельзя быть "добреньким". Особенно, если ты отвечаешь не только за себя, но и за свою семью, за мешпуху, за страну.
Таков суровый закон жизни и взаимоотношений с враждебными соседями. Мы видим к чему приводят бесконечные уступки, стремление к миру, когда его не хотят соседи... Это пропасть!

И ещё. Мне очень неприятно, когда читаю слова "что вытворяла Красная Армия там то и там то..."
Такой вопрос можно обратить и к союзническим армиям, породивших целое племя темнокожих немцев...
Красная Армия, в рядах которой сражалось до полумиллиона евреев не сожгла в Одессе в артиллерийских складах 26 тысяч евреев, как это сделала румынская армия сразу же после оккупации Одессы. Красная Армия не вырезала 15 тысяч евреев Тернополя, как это сделала дивизия СС Викинг.
Не хватит места для полного списка...
Тем более выглядит это гаденько, что подобные разговорчики назойливо стали появляться только за последние 15-20 лет. Некрасиво! Не стоит опускаться в этом до уровня проплаченных агитаторов на злобу дня.
Тысячу раз прав Эренбург! Во время серьезной драки не место даже капли жалости. Эту азбучную истину знает любой нормальный подросток, участвующий в мальчишеской потасовке.
И израильской верхушке не мешало бы это всякий раз помнить, а не беспомощно следовать навязанной извне губительной для страны политике.

М. Аврутин
- at 2011-12-18 17:57:14 EDT
Бормашенко
Ариэль , Израиль - at 2011-12-18 17:31:04 EDT
"...нет ли корреляции (пусть косвенной) между тем, что вытворяла Красная Армия в Польше, Венгрии, Германии с местным населением (преимущественно женским)с праведным гневом Эренбурга?".

Уважаемый Эдуард, в том, что Красная Армия вытворяла с местным населением, как хорошо известно, было больше от политики, порождавшей вседозволенность, чем от праведного гнева. Политика же состояла в изгнании немцев из Восточной Пруссии. Эренбург же никогда не призывал насиловать и убивать женщин, мародерствовать. Да и статьи его относились не к заключительному периоду войны. Это всё - сталинский сатанизм, так мне кажется.

Бормашенко
Ариэль , Израиль - at 2011-12-18 17:31:04 EDT
Дорогие Друзья, спасибо за отзывы. Простите, что отвечу не всем, но Соне Тучинской, М. Аврутину, Вадиму напишу следующее: машину ненависти запустить легко, а остановить ее не получается. Всегда кто-нибудь мешает для окончательного счастья, сегодня это арабы, завтра будут левые, правые, русские, харедим... Это так известно со времен Французской Революции. Я не гожусь для разучивания праведного гнева (хотя по натуре гневлив). Вот, всегда приводят в пример бешеную публицистику Эренбурга, как пример справедливого, оправданного гнева. Но нет ли корреляции (пусть косвенной) между тем, что вытворяла Красная Армия в Польше, Венгрии, Германии с местным населением (преимущественно женским)с праведным гневом Эренбурга? Сказали наши мудрецы: "гневливый подобен идолопоклоннику". Ненависть наносит ненавидящему непоправимый урон, я в этом убежден; я, конечно, - не боец, быть может бойцам без ненависти не обойтись, не знаю...Я не могу ненавидеть своих арабских студентов, и усилий к этому прилагать не собираюсь.
Ион Деген
- at 2011-12-17 17:59:34 EDT
Многоуважаемый Эдуард!
Зачем в своей замечательной статье Вы приукрасили Амоса Оза этой фразой?
«Амос Оз в "Повести о любви и тьме", рассказал о том, как, он, юноша из добропорядочной ревизионистской семьи, в одно мгновение растратил свои правые убеждения».
Если бы речь шла об идеологии! Просто в выступлении Менахема Бегина он услыщал обычное в литературной речи слово, которое в их юношенской среде на сленге несло почти нецензурную коннотацию. Это и есть истоки его идеологии.
А за статью я Вам сердечно благодарен.

М. Аврутин
- at 2011-12-16 17:47:25 EDT
Могу повторить за многими: «Замечательная статья! Мудрая, мужественная и честная».
Но с некоторыми положениями согласиться невозможно.
«Толстой, выслушав бы эту дичь, посоветовал бы по-христиански простить убийц, и отпустить». «Дичь» - это об убийстве семьи Фогель. Мир понял несостоятельность «толстовства», и оно нигде не прижилось. А вот «Израилю удалось сохранить человеческое лицо в нечеловеческой ситуации». Вы называете «сохранить человеческое лицо», когда к врагам относятся лучше, чем к своим? Такое лицо достойно плевка, и в него, действительно, плюют.
Вы пишете: «Эта практика обусловлена удивительным синтезом либерализма и традиционной еврейской ментальности; возможность такого синтеза провидел, быть может, Жаботинский». Жаботинский, быть может, и провидел это, но всегда был против того, «чтобы судьба твоего народа была менее важна, чем все другие вопросы мирового значения. Всякая идея о спасении мира – есть позорная ложь..»
«"любящие Господа, ненавидьте зло" (Псалмы, 97;10). Но обратите внимание: "зло", а не "злых"». Разве так? А не Б-г ли, сотворив склонность ко злу, заметил, что теперь стало «очень хорошо» а до того было просто «хорошо»? Поэтому не с самим злом – порождением Всевышнего – следует бороться, а с его проявлением.
И ещё: «Но кто же может унизить избранный народ? Лишь тот, кто его избрал…» - но грозит-то народу уничтожение, а не унижение.

Соня Тучинская
Сан Франциско, - at 2011-12-16 16:00:25 EDT
Как всегда, каждый отрывок, отделенный звездочкой исполнен не готового ответа, а раздумий, в которые вовлекается читатель.
Вот только о ненависти...
"Наивные полагали, что против нас идут люди. Но против нас шли изверги, избравшие своей эмблемой череп, молодые и беззастенчивые грабители, вандалы, жаждавшие уничтожить все на своем пути."
"В последние минуты, как золото зари, великая неистребимая любовь воодушевляла восьмерых героев, и как кровь заката, священная ненависть ложилась на их одухотворенные боем лица. Кто сильно любит, тот сильно ненавидит."
Военая публицистика Эренбург - это призыв к ненависти. Его статьи помогали солдатам красной армии с меньшими рефлексиями убивать врага. То есть побеждать его.

Vadim
Kafa, -, - - at 2011-12-15 07:00:22 EDT
Печально, что в Израиле нет ненависти к арабам и России. Без ненависти не победить врага. Тайсон бил соперников не только как хороший боксёр, но и потому что на ринге становился злобен, как собака. Отсутствие ненависти к тем, кто хочет убить тебя, это, скорее, душевная чёрствость. Евреи, видимо, скорее друг другу глотку перегрызут, потому что один левый, другой правый, но убийцы семьи Фогель живы и здравствуют, Иван Демьянюк преспокойно доживает дни в тепле и уюте немецкого дома престарелых...
Прохожий.
- at 2011-12-14 15:50:23 EDT
Так что же нам делать?
Не сразу, но я, наконец, разобрался с этим вопросом: пусть нам дадут другой глобус.

Прохожий.
- at 2011-12-13 16:19:44 EDT
Так ново и неожиданно, что даже не верится. Очень поучительно. Непонятно только, зачем делать себе такую замечательную рекламу. А вдруг все поверят и побегут записываться в евреи? Как же тогда разберёмся, кто избранный, а кто гой?
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2011-12-13 10:30:08 EDT
Уважаемый Эдуард!
Если мне не изменяет память, я впервые пишу отзыв на Ваши публикации.
Вам спасибо.
Мысли и выводы аналогичные Вашим (сделаю сам себе комплимент) мне часто приходят в голову. Правда, сформулировать их так и разложить по полочкам, пожалуй, не смог бы.
Вы можете.
Размышления о том, почему Вы можете, а я, пожалуй, не могу для меня еще впереди. Мне предстоит дать самому себе ответ. И это, думаю полезная работа.
«Гиллель рекомендовал не делать другому, того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.»
Эта рекомендация многие годы спасает меня от недостойных шагов и действий. И констатирую, мне приходится достаточно часто прибегать к ней.
Еще раз спасибо и добрые пожелания.
М.Ф.

Мадорский
- at 2011-12-13 09:36:48 EDT
Спасибо, Эдуард! Один из самых ярких материалов "Заметок". Одновременно печальный и радостный.
Виктор Каган
- at 2011-12-13 02:45:39 EDT
Мудрая, мужественная и честная статья.
Ontario14
- at 2011-12-13 01:59:43 EDT
Амос Оз в "Повести о любви и тьме", рассказал о том, как, он, юноша из добропорядочной ревизионистской семьи, в одно мгновение растратил свои правые убеждения
***********
Ну, он сделал это раньше, в "Маленьком предателе" он растратил убеждения как таковые.

Так что же нам делать? Не прятать голову в песок, и видеть вещи такими, как они есть.
*********
Я - за.

Борис Дынин
- at 2011-12-13 01:43:44 EDT
Каждое слово значимо, взвешено, к месту, ко времени и близко.
Юлий Герцман
- at 2011-12-13 01:07:02 EDT
Замечательная статья!
Е. Майбурд
- at 2011-12-13 00:05:16 EDT
Огромное спасибо!
Игрек
- at 2011-12-12 23:44:17 EDT
Очень сильная статья. Особенно тем, что поставив серьезнейшие вопросы, не дает готовых ответов, но подсказывает, желающим услышать, направление, в котором их можно попытаться отыскать.
Б.Тененбаум-Э.Бормашенко
- at 2011-12-12 23:10:02 EDT
Эдуард, у вас есть дар говорить о серьезных и глубоких вещах так, что они становятся "внятны"и для людей вроде меня, обделенных религиозным сознанием. Я вам искренне признателен.