©"Заметки по еврейской истории"
январь  2011 года

Владимир Минков

Главное – в нашем еврейском понимании нашей роли в этом мире

Евреи слишком болезненно относятся и уделяют слишком много внимания тому, как неевреи их воспринимают, и этому примером является и интересная статья Хаима Соколина, и скорее эмоциональный комментарий Эрнста Трускинова. Совершенно иной подход к «еврейскому вопросу» представлен в книге «Евреи и их роль в этом мире: еще одно открытие еврейской идентификации».

Суть этого подхода сводится к следующему:

Евреям дана особая роль в этом мире (Богом, а кто имеет проблемы с Богом – Историей, Природой, Эволюцией Дарвина и т. д.).

Эта особая роль принципиально отличает евреев от неевреев – не так, как это представляется антисемитам, а как это должно представляться самим евреям.

Около двух с половиной тысяч лет евреи исполняют свою роль как народ, хотя среди них имеется большое количество индивидуумов, не понимающих этой роли и живущих нееврейской жизнью.

Реакция неевреев на евреев является реакцией не на физические или духовные атрибуты евреев, а на результаты их деятельности по изменению нашего мира, являющиеся следствием исполнения их особой роли.

И реакция части нееврейского мира, включая «Миру надоели евреи» по Соколину или «Еврейское нытье» по Трускинову, является предсказуемой реакцией на результаты деятельности евреев по изменению нашего мира – реакцией тех, кому такие изменения не нравятся.

Единственная возможность изменить эту реакцию – это стать как все, забыть о своей особой роли, но духовно (и генетически) евреи как народ этого сделать не в состоянии, потому что не они сами придумали эту роль для себя.

Поэтому надо меньше обращать внимания на то, как о нас думают другие, а больше прилагать усилий к тому, чтобы убедить других в том, что то, что мы делаем, направлено на улучшение жизни и у нас, евреев, и у них, неевреев.

И вот всем этим вопросам посвящена упомянутая выше книга. Наиболее существенное в ней – это определение сущности «избранности» еврейского народа – избранности не для того, чтобы быть лучше других и править миром, как это сфальсифицировано в «Протоколах Сионских Мудрецов», а для того, чтобы взвалить на себя тяжелую ношу прокладывания дороги в Лучший Мир «по Богу», как это представляется самому еврейскому народу.

Книга анализирует сущность избранности еврейского народа следующим образом.

Большинство интеллектуально думающих людей согласится с известным философским высказыванием, что движение к цели, а не ее достижение, является содержанием жизни человека.

И это все потому, что целью жизни человека является созидание (в самом общем смысле этого слова), а созидание не имеет конца – в философском понимании этого слова. Созидание – это процесс движения с промежуточными этапами. В конце каждого этапа определяются или уточняются задачи для следующего этапа. Но движение должно происходить по какому-то плану, а не бессмысленно. Оно не должно быть «броуновским движением», которое по сути своей случайно и бессмысленно, а должно быть своего рода «электромагнитным», где все частички ориентируются и движутся в одном и том же направлении, определяемом «вектором электромагнитного поля», созданного кем-то или чем-то, управляющим этим полем.

Все человечество движется по какому-то своему вектору. Внутри человечества каждый народ движется по своему «народному» вектору, который отличается от общечеловеческого вектора. Совокупный эффект индивидуальных векторов всех народов формирует общечеловеческий вектор. Внутри каждого народа отдельные группы и индивидуумы имеют свои векторы, которые формируют вектор данного народа.

Может случиться так, что векторы различных индивидуумов в каком-то народе настолько отличаются своими направлениями, что сумма, определяющая народный вектор, становится близкой к нулю. Народ перестает понимать, куда ему двигаться. В плане социальном это означает преддверие революции. И если не находится лидеров, способных изменить индивидуальные векторы мирным путем, происходят революции. Кровавые революции России и Франции – хорошие примеры этому. В ходе кровавых революций индивидуальные векторы какой-то части населения меняются насильственным путем и образуется общий «насильственный» вектор народа. Многочисленные примеры недавнего исторического прошлого с коммунистическими и фашистскими режимами (Советский Союз, нацистская Германия, мао-дзедуновский Китай) являются хорошими примерами этому.

Итак, каждый народ имеет свой вектор, то есть свой план созидания, свой план жизни. Каждое поколение данного народа принимает эстафету от предыдущего поколения и передает ее последующему для движения по этому вектору. Попробуем начинить эту общую философскую идею конкретным содержанием для народа еврейского.

Для еврейского народа это особенно важно, потому что в этой идее заключено понятие избранности еврейского народа и самой сути его отличия от всех остальных – не в смысле превосходства, как антисемиты пытаются это представить, а в смысле добровольно принятой ответственности за состояние и дальнейшее развитие созданного Богом (или Природой – имя создателя в этом случае не так существенно) мира.

Пожалуй, сейчас уже большинство согласится с тем, что для евреев «еврейский» вектор-план надо искать в Торе, в иудаизме, в религии – вне зависимости от того, относят ли отдельные евреи себя к религиозным или к нерелигиозным. Это все потому, что ничего другого объединяющего в диаспоре у еврейского народа не было в течение двух тысячелетий. Жизнь в диаспоре под влиянием традиций других народов должна была ассимилировать евреев, слить их с народами тех стран, где они жили. Но этого не произошло, и единственное, что предотвратило ассимиляцию, это Тора и иудаизм, то есть религия, потому что Тора и иудаизм это и есть религия. Именно поэтому надо искать этот вектор-план еврейского народа здесь.

Еврейская идентификация формировалась вокруг концепции избранности еврейского народа в ее религиозном понимании, и Тора описывает, шаг за шагом, как из толпы созданных Богом людей выделилось одно племя, которое впоследствии стало еврейским народом, и народом избранным.

Как уже было неоднократно подчеркнуто, человек стал человеком только лишь благодаря интеллекту, который он получил внезапно от какой-то силы сверху. Несущественно, куда интеллект был вложен – во что-то человекообразное, что было следствием эволюции «по Дарвину», или во что-то совершенно новое «по Торе».

Тора и иудаизм не отвергают возможности существования чего-то до «шести дней сотворения мира». Тора утверждает, что наш мир, каким мы видим его сейчас, был создан за «шесть дней сотворения мира». Тора и иудаизм не определяют, какими «техническими средствами» наш мир и интеллект в человеке были созданы. Таким образом, любые научные теории о таких «технических средствах», например создание интеллекта через радиацию особых лучей, не будут противоречить Торе. Важны не «технические средства», а кто (или что) это сделал и для чего. Тот, кто это сделал, стал называться Богом, и это слово должно восприниматься без примитивных характеристик, которые иногда доминируют в дискуссиях. И Бог, который все это сделал, сделал это с определенной целью. Цель эта, как показало дальнейшее развитие человечества, заключалась в создании на нашей земле чего-то необычного, что сейчас называется цивилизацией. И человек с приобретенным интеллектом стал исполнителем в таком созидательном процессе – исполнителем активным и творческим, не пассивным.

С самого начала Бог решил, что все люди будут равными активными исполнителями Его плана созидания (Адам, Ева и их наследники). Но направлять всех людей с их разными характерами (то, что все люди должны обладать индивидуальными качествами, входило также в замысел Бога, который создал каждого человека по своему образу и подобию) оказалось не под силу даже Богу.

Поэтому Бог решил выделить одну группу людей, наиболее приспособленных для выполнения Его задач созидания. После долгих поисков такая группа была найдена (Авраѓам, Ицхак, Яаков и их наследники), и эти люди после египетского рабства, Горы Синай, получения Торы Моше стали евреями.

Таким образом, евреям была поручена роль «каталитического» элемента в исполнении замысла Бога по созданию цивилизации на нашей земле. И именно в этом смысле евреи стали «избранными» избранными Богом для выполнения определенных задач.

Они были избраны не для того, чтобы быть лучшими или быть сильнее всех, а для того, чтобы помочь всем остальным понять план Бога по созданию нашей цивилизации. Принцип избранности (евреев), провозглашенный в Торе, является принципиальным отличием религии евреев.

Этот принцип заключается в том, что моральные принципы личной и общественной жизни в иудаизме требуют действий по улучшению жизни на земле не только для самих евреев, но и для всех остальных народов земли – только в этом и заключен принцип избранности, провозглашенный в Торе.

Концепция избранности появилась не сразу. Многие итерации в первоначальных шагах человечества, сделанные Богом, предшествовали появлению концепции избранности.

Известные эпизоды из Торы и последующие комментарии в Талмуде описывают эти итерации следующим образом.

Первая итерация. Бог создал первых людей Адама и Еву принципиально отличными от животных, которые были созданы до них, и это отличие состояло в том, что им, Адаму и Еве, была дана возможность выбора между Добром и Злом в соответствии с Его четкими указаниями, как отличить одно от другого. К Злу относились сиюминутные личные удовольствия в отличие, как представляется, от действий по приобретению знаний и созданию на этой основе какого-то обустройства на земле для какого-то отдаленного будущего, которые относились к категории Добра. И чтобы это будущее не казалось очень отдаленным, Бог решил сделать Адама и Еву вечно живущими. Исходное предположение Бога заключалось в том, что первые вечные люди выберут Добро. Однако этого не случилось. Первые люди выбрали Зло, откусив от яблока древа познания. Вместо того чтобы начать интеллектуальную жизнь, получая знания от древа познания и используя эти знания для продолжения созидательной работы Бога (Добро), Адам и Ева предпочли использовать его для сиюминутного удовлетворения животных инстинктов (здесь Зло – в смысле ликвидации источника познания, каким было это дерево по замыслу Бога).

Вторая итерация. Бог решил, что нужны новые люди, которые способны будут отличать Добро от Зла и выбирать Добро. Для этого Он лишил Адама и Еву вечности и дал им возможность размножения, как это ранее было сделано для животных. И люди начали размножаться, и их становилось много на земле. Но и они чаще всего выбирали Зло вместо Добра. И это Богу не нравилось.

Третья итерация. Тогда Бог опять решил избавиться от всех «грешников» на земле и начать все сначала. И был устроен всемирный потоп, где все погибли кроме Ноаха и его семьи. По замыслу Бога эта семья должна была начать воспроизведение людей Добра после окончания потопа. На этот раз все стало вроде бы получаться. Наследники Ноаха расплодились, и среди них было много таких, кто отдавал предпочтение Добру вместо Зла. Одним из таких людей был Авраѓам, который ощутил присутствие Бога, нашел Его и начал следовать Его указаниям.

Четвертая итерация. Бог решил проверить насколько сильна воля племени Авраѓама делать Добро, и вот что приключилось. Наступил голод. Многочисленное племя Авраѓама было вынуждено покинуть свои земли, переселиться в Египет и стать там рабами, чтобы спастись от голода. Несколько сотен лет они жили в Египте, но своему Богу не изменяли, продолжая делать Добро. Но духовное давление египетских языческих традиций было сильно, и пришло время, когда надо было решать, оставаться ли в Египте навечно и сменить своего Бога на богов египетских. И многочисленное племя Авраѓама решило покинуть Египет и относительно обеспеченную, но рабскую жизнь там ради сохранения своего Бога. С точки зрения Бога, племя Авраама повело себя хорошо.

Пятая итерация. И тогда Бог решил, что племя Авраама, доказавшее свою готовность следовать дорогой Добра по Его указаниям, может стать «избранным» Им, Богом, на роль помощника в деле оказания помощи всем остальным племенам стать на путь Добра. Но прежде чем принять окончательное решение, Бог решил провести своего рода конкурс на должность «избранных» среди большинства племен, живших в то время. После такого конкурса, который описывается в Талмуде в деталях и который многими ныне живущими отнесен к разряду мифологий, окончательный выбор был сделан: еврейское племя было «утверждено в должности избранного», и конвенция Бога с еврейским народом была оформлена. Таким образом, еврейский народ стал избранным и взял на себя колоссально тяжелую задачу по содействию Богу в совершенствовании нашего мира – со всеми последующими невзгодами, выпавшими на его долю в связи с избранностью, но и с чувством удовлетворения за то, что ему удавалось сделать.

На пути евреев и Бога были и другие шаги-итерации, предпринятые Богом для реализации Его видения миссии избранности еврейского народа, но это уже за пределами Торы и Талмуда и относится к области предположений. К таким шагам-итерациям можно было бы отнести следующие.

Шестая итерация Сбор племени Авраѓама после исхода из египетского рабства в так называемой Земле Обетованной. Этот шаг был важен для превращения племени Авраѓама в еврейский народ и формирования в нем тех качеств, которые нужны для выполнения миссии избранности. А это означает формирование такой духовности в избранном народе, которая по замыслу Бога должна была стать образцом для остального человечества.

Седьмая итерация Формирование нужной духовности в избранном народе. На это ушло около 700-800 лет после прихода в Землю Обетованную. Это длилось так долго, потому что еврейский народ сопротивлялся новой духовности, о чем очень хорошо сказано устами всех пророков в Танахе. Но Бог преодолел это сопротивление, и еврейский народ стал жить по правилам новой духовности, достаточно близкой к тому, что было задумано Богом.

Восьмая итерация Испытание прочности новой духовности. Вавилонское пленение, разрушение Первого и Второго храмов, греко-римское владычество в течение последующих 500-600 лет могло быть испытанием на прочность новой духовности. Стала ли она основой жизни Еврейского народа? Не исчезнет ли она под давлением новых обстоятельств, в изгнании без Первосвященника и Храма? Действительно ли еврейский народ верит в свою избранность, продолжая быть носителем новой духовности в новых тяжелых условиях жизни? По всей вероятности, ответ был положительным, поскольку Бог перешел к следующему шагу-итерации.

Девятая итерация Рассеяние еврейского народа, ставшего по-настоящему духовно избранным, среди других народов. Этот шаг стал необходимым для того, чтобы еврейский народ мог начать исполнение своей миссии избранности, то есть оказания помощи Богу в распространении духовности «по Богу» среди других народов мира. Представляется, что рассеяние евреев по всему миру – это не наказание за какие-то прегрешения, а следующий заранее запланированный шаг в созидательной работе по усовершенствованию нашего мира по плану Бога.

Очень важное замечание, которое красной нитью проходит через все рассуждения в этой книге, и которое стоит опять повторить. Люди, относящие себя к категории нерелигиозных, скорее всего скажут, что все это не доказано, все это могло быть и могло не быть. Но дело не в этом. Самое главное, что все это сделало наш мир таким, как он есть – лучшим, чем он был. И важно двигаться по этому пути и дальше, потому что ничего лучшего не предложено.

Концепция избранности, несмотря на то, что она по сути своей религиозна, не должна отвергаться людьми, считающими себя нерелигиозными, поскольку эта концепция включает в себя следующие краеугольные камни нашей цивилизации:

Монотеизм. Праотец Авраѓам, говоря современным языком, является первооткрывателем Единого Бога – он установил контакт с Ним и интуитивно ощутил Его мощь и величие Его указаний. И это вошло в концепцию избранности еврейского народа. Люди, считающие себя нерелигиозными, могут считать, что Авраѓам «придумал» Единого Бога ради блага всего человечества – пусть они так думают, потому что в плане практическом это одно и то же.

Общая мораль. Пророк Моше, по сути, является создателем первых общечеловеческих единых моральных правил, поскольку ему удалось правильно понять соответствующие указания Бога. И это вошло в концепцию избранности еврейского народа. Люди, считающие себя нерелигиозными, могут считать, что Моисей «придумал» эти правила ради блага всего человечества – пусть они так думают, потому что в плане практическом это одно и то же.

Стремление к самоусовершенствованию. Еврейские пророки Йешаяѓу и другие создали своего рода школу самокритики для улучшения духовности самого еврейского народа, что означало, что избранность прежде всего требует искоренения Зла в самом еврейском народе. И это вошло в концепцию еврейской избранности. Люди, считающие себя нерелигиозными, могут считать, что Йешаяѓу и другие пророки не существовали – пусть они так думают, потому что в плане практическом это несущественно: евреи являются самыми сильными критиками самих себя.

Стремление к духовному единству мира. Евреи Йеѓошуа (Иисус), Петр и Павел были пионерами в продвижении общечеловеческих единых моральных правил в нееврейские народы через новую религию христианство. И это вошло в концепцию избранности еврейского народа. Люди, считающие себя нерелигиозными, могут считать, что Йеѓошуа (Иисус), Петр и Павел и другие христианские пророки не существовали – пусть они так думают, потому что в плане практическом это несущественно: христиане продолжают жить по концепциям Ветхого Завета/Торы.

Концепцию Бога надо принимать как хороший исследователь сформулировал бы это: Если мы, люди, можем воздействовать на все подвластное нам в нашей системе познания:

– на живую и неживую природу, включая наши собственные тела, – мы обязаны допустить возможность существования какой-то более грандиозной системы, где мы сами подвластны какой-то силе над нами, которая в самом широком смысле этого слова и называется Богом. И если эта сила над нами избрала кого-то (в данном случае, евреев) для решения каких-то определенных задач, эта избранность не должна рассматриваться в терминах превосходства – разные группы людей на земле нашей решают разные задачи, и, скорее всего, по невидимым указаниям этой же силы.

Но это все своего рода теория. А если попробовать перейти от теории к практике, то может получиться следующее.

Еврейская интеллектуальная идентификация – это искреннее желание считать себя частью еврейского народа, избранного более трех тысяч лет тому назад какой-то Всевышней Силой, названной впоследствии Богом, для соучастия в созидательной работе по обустройству нашего мира по законам, созданным этой Силой в самом Начале. Еврейская интеллектуальная идентификация включает в себя интеллектуальное осознание того, что:

– Мы, человечество, являемся частью более высокой системы созидания, называемой Богом, подчинены ей, и целью нашей жизни является участие в созидательной работе этой системы.

– Мы, индивидуумы человечества, являемся индивидуальными созидателями, созданными по образу и подобию управляющей созидательной системы над нами, определяемой как Бог-Созидатель, и мы призваны созидать как духовное, так и материальное.

Поскольку мы, индивидуумы человечества, созданы по образу и подобию вечного Бога-Творца, мы вечны в смысле вечности результатов трудов наших – всего того, что остается после нас.

– Мы, евреи-индивидуумы человечества, признаем, что управляющая созидательная система Бога-Созидателя избрала нас, еврейский народ, для оказания ей помощи в привлечении всего человечества к продолжению созидательной работы, начатой этой системой в Начале, по концепции созидания, изложенной в Торе.

– Мы, еврейский народ, признаем Тору духовной основой и основой социального обустройства всего нашего мира.

– Мы, еврейский народ, оставаясь верными своей вере иудаизма, признаем иудейско-христианскую цивилизацию реализацией идей Бога-Созидателя, изложенных в Торе.

– Мы признаем главной составляющей духовности нашей жизни выработку своего индивидуального понимания концепции Лучшего Мира «по Богу» и честную борьбу за включение своего понимания в общие усилия своей общины, своей страны и своего народа в созидание Лучшего Мира. Мы признаем необходимость созидания Лучшего Мира во всех сферах индивидуальной деятельности – в семье, на работе, среди друзей, в общественных организациях и т. д. – на основе постоянной привязки Заветов Торы к постоянно изменяющимся условиям жизни.

– Мы осознаем нашу обязанность продвигать наше видение Лучшего Мира везде – и среди друзей, и среди недругов, и необходимость защищать Добро и бороться со Злом везде, где мы находимся.

– Мы ощущаем неразрывную связь Торы и иудаизма с наукой, демократией и свободно-рыночной экономикой, и для нас равенство возможностей в созидательной работе намного важнее равенства материальных результатов созидательной работы.

– Мы не поддерживаем тех политиков, которые обещают больше бесплатных материальных благ, даваемых государством, а поддерживаем тех, кто обещает защищать наши индивидуальные свободы, чтобы мы могли добывать эти блага своим собственным трудом. Мы не обмениваем свободу на материальные блага – ради свободы мы ушли из библейского Египта, где мы были рабами. Мы не поддерживаем тех, кому духовно близка социалистическая организация общества, а поддерживаем тех, кому по душе капиталистическая свободно-рыночная система. И делаем это мы потому, что свободно-рыночная система делает людей свободными, в то время как социалистическая система подчиняет людей диктату государства.

– Мы верим в необходимость оказания помощи всем духовно и материально нуждающимся, но помощи через добровольную благотворительность (мицву), а не через перераспределение богатств, принудительно осуществляемое государством. И мы предпочитаем это потому, что такой подход отработан всей историей еврейского народа, живущего по заветам Торы – чем меньше власти государства, тем больше свободы (естественно, в разумных пределах).

– Мы поддерживаем тех общественных деятелей, которые считают, что государственные законы должны базироваться на иудейско-христианской морали. И мы это делаем, потому что в основе иудейско-христианской морали лежат заветы Торы, которым мы следовали с момента получения Торы на Горе Синай, несмотря на все страдания, явившиеся результатом этого.

– Мы поддерживаем многовековые еврейские традиции, связанные с синагогой, обрядами, жизненным циклом, не как обязанность, а как средство укрепления своей духовности, когда это необходимо.

– Мы безоговорочно идентифицируем себя с государством Израиль вне зависимости от того, где мы живем, поскольку мы считаем, что это государство предоставляет возможность наиболее полной реализации идей Торы по созиданию Лучшего Мира «по Богу».

– Мы считаем дискуссии с духовным нееврейским миром по вопросам интеллектуального видения Лучшего Мира нашей обязанностью, но не пытаемся вести такие дискуссии с духовными антисемитами, считающими наше видение Лучшего Мира и его воплощение в Израиле дьявольским. И это потому, что мы считаем духовных антисемитов настоящим злом в нашем мире, с которым надо бороться.

– Мы предпочитаем решать все спорные вопросы духовного и материального сотрудничества между народами путем мирных дискуссий, но мы допускаем и военное решение, если речь идет о столкновении со злом – как это и было в некоторых эпизодах Торы. И это потому, что зло, если его не уничтожить, способно уничтожить людей мира добра.

– И мы испытываем радость от принадлежности к еврейскому народу, несмотря на все невзгоды, связанные с этой принадлежностью.

***

Те, кто предпочитают поэзию, суть еврейства могут найти в следующих строках:

 

Два треугольника – звезда!

Щит праотца, царя Давида.

Избрание, а не беда,

Священный дар, а не обида!

 

Израиль! Ты опять гоним…

Но что людская воля злая,

Когда тебе с высот Синая

Вновь отвечает Элогим!

 

Так пусть же те, на ком печать –

Печать звезды шестиугольной,

Научаться душою вольной

На знак неволи отвечать!

Это стихотворение написано русской поэтессой Кузьминой-Караваевой в 1939 году в изгнании во Франции. После большевистской революции 1917 года она вынуждена была покинуть Россию, чтобы сохранить свой иудейско-христианский мир в монашестве, а в 1943 году ее казнили нацисты за укрывательство французских евреев от нацистских казней.

(Для тех, кто не знает этого: Синай – это библейская гора, на которой Бог вручил Моше Тору, а Элогим – одно из многих имен Бога в иудаизме).


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1223




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer1/Minkov1.php - to PDF file

Комментарии:

Александр Парицкий
Израиль - at 2011-02-07 12:05:42 EDT
Уважаемый Владимир, не кажется ли Вам, что Ваша фраза
"Вы всех последователей Торы объединяете в две группы -
ортодоксальную и атеистическую" есть оксиморон.
Разве атеисты могут быть последователями Торы?
Назвав две крайние точки зрения от ортодоксов до атеистов, я, тем самым, обозначил весь спектр возможных воззрений на Тору. Христиане и прочие не являются исключением из этого определения и вполне вписываются в этот широкий диаппазон.

Vladimir Minkov
Skokie, Illinois, USA - at 2011-01-30 10:00:59 EDT
Прочитал. Понравилось. Мне нравятся все интеллектуальные размышления, связанные с Богом, с Торой, с еврейской духовностью и иудейско-христианской цивилизацией.
Не сделал заключения, что вы как-то не дотягиваете до иудея. Но сразу же уловил принципиальное отличие наших подходов к Богу, Торе и духовности.
Вы всех последователей Торы объединяете в две группы -
ортодоксальную и атеистическую. В действительности же в истории еврейского народа существовало и существует огромное множество таких группировок, начиная со времен Пророка Моисея, и раввин-учитель Иегошуа, до того, когда спустя много лет после его смерти Петр и Павел сделали из него основателя христианства, был лидером одной из таких еврейских духовных группировок.
Я предпочитаю группировать по другому: интеллектуальная духовность в противоположность ритуальности-обрядности. Используя терминологию начетничества, которая появилась в этой переписке, такую группировку можно свести к "Ученым-талмудистам" в противоположность "Начетникам-талмудистам".
Ученые-талмудисты и начетники-талмудисты понимают, что Бога невозможно познать полностью. Но из этого понимания они делают совершенно разные выводы. Ученые-талмудисты считают, что трудности познания Бога делают необходимым расширения круга исследований концепции Бога, не опасаясь, что такие исследования могут привести к "ереси". Подход же начетников-талмудистов совершенно другой. Для них главное - это опасение, что такие исследования могут привести к "ереси", с которой им интеллектуально не справиться.
Эти мысли я могу заключить следующим. Я буду просить Бога помочь вам в вашем "начетническом" углублении в иудаизм, и буду надеяться на помощь Бога в моем (и многих других) интеллектуальном познании иудаизма.
Успеха вам в жизни и вашей духовности иудея,
Владимир

Александр Парицкий
Израиль - at 2011-01-28 23:01:59 EDT
Уважаемый Владимир: откройте у Берковича "заметки" за апрель и май 2010 года и найдете там мое "начетническое" мнение.
Ontario14
- at 2011-01-28 15:58:34 EDT
Владимир Минков
- Friday, January 28, 2011 at 15:51:03 (EST)

*********
ОК, "начетники" на месте, но куда делись "талмудисты" ??? ;-)

Владимир Минков
- at 2011-01-28 15:51:08 EDT
Уважаемый Александр!

Меня совсем не интересуют дебаты на тему, что более или менее советский человек – все мы вышли оттуда. Я более заинтересован в обсуждении, того, что мы вынесли оттуда, чему мы там научились духовно. Главный урок моей советской жизни – надо начать думать самому о смысле жизни, о сути своего еврейства, о Боге и о Торе. И думать не по начетнически, как к этому призывала советская власть и, к большому сожалению, многие «знатоки» иудаизма, к которым, чувствуется, вы относите и себя, и не послушно следуя тому, что считается «правильным, потому что это верно» (еще одно воспоминание о советской жизни), а потому что каждый сам примерил это к своей личной жизни и сам лично в это поверил. Что касается вашей оценки моей книги – спасибо, я ее приложу к оценкам других, кто рады, что наконец-то появилась книга по сути еврейского бытия, которая дает возможность думающим (интеллектуальным) евреям и неевреям, понять духовную суть еврейства, а не только ее начетнически ритуальную и обрядную часть, с которой, похоже, вы связали свою жизнь.

Но мне представляется, что вы «начетчик» более духовного класса – вас все-таки интересуют вопросы духовного иудаизма. Если я не ошибаюсь, то могу предложить вам следующее. Сформулируйте и опишите аргументировано ваше несогласие по конкретным позициям моей книги. И давайте попросим Евгения Берковича начать настоящую дискуссию по этому. Я думаю, Евгений Беркович на откажет нам в этом. Только одна просьба: аргументация должна быть ваша личная, без прикрытия за спинами могучих и несомненно уважаемых авторитетов.

С надеждой, что вы примете мое предложение,

Владимир

Александр Парицкий
Израиль - at 2011-01-28 05:15:31 EDT
Уважаемый Владимир, благодарю Вас за ответ. При чтении Вашей книги меня не покидала навязчивая мысль - автор типично советский человек. Кстати, хочу сказать, что мне тоже приходилось работать с ленинградскими заказчиками по сходным с Вами техническим направлениям. Но мне не повезло: пришлось очень долго сидеть в отказе, да еще и в тюрьме, в отличие от Вашего везения. Так вот, мысль о советскости автора Вы хорошо подтвердили в этом Вашем ответе: "железный занавес, начетничество". Прекрасные термины советской эпохи. Значит я не ошибся в своей оценке Вашей книги. Большое Вам спасибо.
Владимир Минков
- at 2011-01-27 13:17:57 EDT
Уважаемый Александр!
Александр Парицкий
Израиль - Thursday, January 27, 2011 at 08:48:40 (EST)


Я внимательно прочел ваш отзыв в несколько строк. Могу лишь сказать, что вы ознакомились с моей книгой крайне поверхностно. У вас создалось правильное впечатление, что я описываю свой личный духовный опыт. И мне представляется, что все истинные последователи Торы так и должны делать. Если мы созданы «по образу и подобию Бога», то мы должны сами создавать для себя это представление и соответствующий образ действий в нашем мире. Тот, кто не хочет или не может делать этого, пользуется представлениями других. Похоже, что вы не знаете, что нет «иудейско-христианской» религии, и поэтому стать тем, чего нет, нельзя. А что же есть? А есть Тора и Избранный Еврейский Народ, главной целью которого по Богу – а не по «знатокам» иудаизма, которые предпочитают удерживать евреев за «железным занавесом», чтобы сохранить духовную власть над ними – научить всех остальных, неевреев, духовной жизни по Торе. И значительная часть всех остальных – это христиане. И мы должны быть рады тому, что нам удалось научить значительную часть мира (христиан) жить на основе Десяти Заповедей Торы. И мы, евреи, должны научиться отличать и ценить использование христианами Десяти Заповедей от противодействия и борьбы с христианским антисемитизмом, в основе которого лежит внутри христианская политическая борьба за власть. А по поводу вашего предложения попытаться «для начала быть хотя бы иудеем», у меня есть для вас контрпредложение: попытайтесь забыть о Торе «начетничества» (такое слово было, кажется, в большевистской России) и попытайтесь еще раз понять Тору по своему – не как бессловесный компонент коллектива, а как личность, «созданная по образу и подобию Бога».

С уважением и искренним пожеланием сделать это и затем продолжить дискуссию,

Владимир

Александр Парицкий
Израиль - at 2011-01-27 08:48:40 EDT
Уважаемый Владимир:
Я выписал в Амазон Вашу книгу и внимательно прочел.
Что Вам сказать? С материалом, который Вы обсуждаете (Тора, история евреев, Талмуд), Вы знакомы крайне поверхностно. У меня создалось впечатление, что Вы пытаетесь возвести какие-то духовние основы своего личного поведения. На мой взгляд - неубедительно. Вы пытаетесь стать иудео-христианином? Вас не убедили 2000 лет таких безуспешных попыток? Попытайтесь для начала быть хотя бы иудеем. С уважением. Александр

М. ТАРТАКОВСКИЙ. "...понимание нашей роли...
- at 2011-01-21 13:50:43 EDT
„Президент России Дмитрий Медведев 18 января, будучи в Иерихоне, подтвердил позицию СССР о признании независимого палестинского государства в границах 1967 года. Тем самым он дал возможность американцам и европейцам надавить на Израиль ради возобновления ближневосточного мирного процесса“
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
Нет, мы, евреи, всё же мечены как-то Господом. Как-то избраны быть в этом мире самыми глупыми. Я уже упоминал здесь о замечательном появлении в Москве первого Чрезвычайного и Полномочного посла Израиля, об интересном замечании Сталина... Я уже писал здесь, что поразительное хамство «оголодавших» израильских дипломатов ещё горько отольётся Израилю. Писал и о том, что главного профсоюзного хама и мерзавца, бывшего москвича Якова Ливне надо было своевременно публично и надолго упрятать за решётку. В ответ мне здесь напомнили о незыблемости «израильской демократии»:
«Эффективный менеджер Яков Ливне делает то, за что получает деньги и отрабатывает их согласно учениям передовых бизнес-школ. В конце-концов, его избрали лидером профсоюза именно для этого, а не для встречи московского или любого другого начальника»
«Эффективный менеджер» сулил Израилю: «Если визит Медведева всё-таки состоится, это сыграет профсоюзу на руку. Мы посадим наших людей на автобусы и преградим дорогу. Если у правительства есть сильное желание провести самый худший визит в истории государства (Израиля и – России! – М.Т.), мы поможем».

М. ТАРТАКОВСКИЙ. "...понимание нашей роли...
- at 2011-01-21 13:48:57 EDT
Президент России должен был прибыть в Израиль во главе российской делегации из 500 человек, включая министров, крупных предпринимателей, других высокопоставленных лиц. Должны были состояться миллиардные сделки, необходимые прежде всего Израилю. Всем этим пятистам высокопаставленных, перекроивших свои планы, отставивших другие дела ради этого визита, бывший москвич попросту плюнул в лицо:
Кроме дипломатических протоколов есть и простые человеческие отношения – и понятные человеческие чувства. Все пятьсот высокопоставленных россиян отчётливо ощутили густой смрад русофобии и отношения «избранных» ко всем остальным – «к гоям». Такое незабывается. Израиль горько расплатится за свою «демокрУтию».
«ВСЕ МЫ ЗНАЕМ, К ЧЕМУ ПОДОБНОЕ ПРИВОДИТ», - горько заметил сам глава израильского МИДа.
Крупный здоровый мужчина Либерман. Вместо сетований взял бы за ухо (буквально!) обнаглевшего подчинённого и прилюдно вытолкнул бы на улицу...
Не знаю, избранный ли мы народ, но, безусловно, самый удивительный. Мы умеем гадить самим себе, как никто другой. И умеем удивляться: почему это нас не любят и даже презирают?

Ирина Книжник
Derwood, MD, USA - at 2011-01-10 20:01:15 EDT
У меня 3 вопроса: к автору и к редакции. К автору: 1) Насколько Вы знаете иврит? 2) Изучали ли Талмуд и Гмару, еврейских мудрецов в подлиннике и как долго? 2) Могли ли бы Вы написать статью по системному анализу энергетических систем без каких бы то ни было ссылок? К редакции: 1) Я переводчик, человек с сугубо гуманитарным образованием. Если я напишу статью по системному анализу энергетических систем без каких бы то ни было ссылок, просто так, свои рассуждения, вы сочтете возможным ее напечатать? Или же такое благодушное отношение еаспространяется только на сферы, лежащие за пределами естественных и технических наук?
Ontario14
- at 2011-01-10 11:10:22 EDT
Реакция неевреев на евреев является реакцией не на физические или духовные атрибуты евреев, а на результаты их деятельности по изменению нашего мира, являющиеся следствием исполнения их особой роли.
*******
и/или следствием неисполнения их особой роли :-)

И многочисленное племя Авраѓама решило покинуть Египет и относительно обеспеченную, но рабскую жизнь там ради сохранения своего Бога. С точки зрения Бога, племя Авраама повело себя хорошо.
**********
Бог вывел евреев из Египта насильно, вопреки их желанию.

"Иудео-христианская цивилизация"
********
как уже отметили до меня - термин абсурден

"Связи Торы с демократией и рыночной экономикой"
**********
Непонятно - откуда это и к чему...

В принципе, статья хорошая, за исключением вышеуказанных моментов и довольно странных высказываний автора в "Откликах"

Vladimir Minkov
Skokie, IL, USA - at 2011-01-09 17:22:57 EDT
Спасибо, Владимир (В)!
Когда дискуссия переходит из области обсуждения поставленного вопроса в область "кто кого уважает" и я область "а ты бы лучше почитал что-нибудь", понятно, что дискуссию надо прекращать.
Спасибо еще раз.
Владимир (М)!

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - at 2011-01-09 15:43:10 EDT
Многоуважаемый господин Минков!
Убедительно прошу впредь не искажать нарочито имена или фамилии авторов отзывов. Я очень уважаю Евгения Михайловича Майбурда и мне за него обидно.
Теперь по существу. Действительно, существуют евреи - ортодоксы и евреи - реформаторы. Первые считают обязательными к исполнению и Письменную, и Устную Торы, считая Автором и той. и другой Всевышнего. Другая группа считает авторами Устной Торы людей и потому её не придерживаются. Это известный факт, и ВЫ ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЙ В ПОПЫТКЕ ОТРИЦАНИЯ УСТНОЙ ТОРЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТОРЫ ПИСЬМЕННОЙ. Есть даже попытки анализа Торы атеистами. ПРОЧИТАЙТЕ, К ПРИМЕРУ, ТРУДЫ МАРКСА ТАРТАКОВСКОГО НА ЭТУ ТЕМУ.
Всех Вам благ!

Vladimir Minkov
Skokie, il, USA - at 2011-01-09 15:35:56 EDT
Приношу свои искренние извинения всем читателям за неправильное написание фамилии автора одного из откликов: его фамилия Е. Майбурд, а не Е. Майборода. Дело в том, что когда пишешь отклик, перед тобой этой фамилии нет - пишешь по памяти, а память иногда подводит.
Но я удивляюсь другому: откуда появляются люди, которые в нормальных духовных дискуссиях ищут всегда яд, злость, подлость - вместо того, чтобы конструктивно поучаствовать в дискуссии.
И им всех благ в их жизни!

Юлий Герцман
- at 2011-01-09 15:17:56 EDT
Господин Минков, приличные люди фамилии других не перевирают. Вы можете сколько угодно не соглашаться с позицией Евгения Михайловича Майбурда, но переделывать его фамилию в "Майборода" - ниже плинтуса.
Vladimir Minkov
Skokie, IL, USA - at 2011-01-09 14:30:17 EDT
Уважаемый Владимир (В)!
Ваш последний содержательный комментарий и полный желчью комментарий некоего Е. Майбороды, мне кажется, позволяет выделить две группы евреев с точки зрения понимания Торы. Вы, и в совсем уже примитивной форме Е. Майборода (как это можно позволить людям самим додумываться!), исходите из того, что обычный человек понять Бога и Тору не в состоянии. Поэтому ему нужны поводыри-авторитеты, которые говорят ему, что он должен делать по Торе и по Богу. Эта группа евреев считает, что только через таких поводырей-авторитетов простой человек может познать слово Бога. Но это христианство, которое превратило раввинов-учителей в священников-начальников!
Я оцениваю мыслительные возможности обычного человека намного выше. Как это следует из Торы, человек сотворен по образу и подобию Бога как индивидуум - не как коллектив, которому нужен поводырь. Человек сотворенный по образу и подобию Бога, сам в состоянии ощутить слово Бога и трансформировать это слово в действия "по Богу". Если человек испытывает трудности в этом, он может обратиться к авторитетам за помощью, но окончательное решение должно быть за человеком, а не за авторитетом. Я и многие читатели моей книги "Евреи их роль в этом мире" находятся в этой группе.
Всех благ всем - и тем, что в первой группе, и тем, кто во второй.

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - at 2011-01-09 02:26:02 EDT
Многоуважаемый господин Минков! В Вашей точке зрения на молитвы в иудаизме Вы несколько ошибаетесь.
Основная цель молитвы в иудаизме заключается в достижении связи с Б-гом. Но как смертный и ограниченный человек может объединиться с бесконечным и всеобъемлющим Творцом? На первый взгляд, это невозможно. Но дело в том, что Всевышний сам стремится к этому союзу.
Иудаизм определяет молитву как служение Всевышнему сердцем.
В принципе, молитва может быть выражена как угодно и когда угодно, но Мудрецы Великого Собрания, возглавившие еврейский народ после возвращения из вавилонского изгнания (5в. до н.э.), установили строго определенный текст главной молитвы «Шмона эсре» - «18 благословений», включающую в себя просьбы об удовлетворении всех основных нужд человека.
Эта молитва стала центральной частью еврейского богослужения, заменив собой служение Всевышнему в Храме, который к тому времени был разрушен. «И принесем мы Тебе молитву наших уст вместо быков, которых приносили в жертву в Храме», - сказал пророк Осия.
Молитвы читаются рано утром, во второй половине дня и вечером перед сном.
Кроме этой основной молитвы, существует еще много других молитв, которые собраны в специальный сборник - «Сидур». Слово «сидур» переводят обычно как «молитвенник», но буквально оно означает «упорядоченный», т.к. в нем строго упорядочены тексты молитв, возникших и внесенных сюда в разные века. Строго регламентирован и порядок их произнесения.
В принципе, молиться можно на любом языке, ибо Бог поймет все, но обычно принято читать совместные молитвы на иврите, даже там, где языком владеют не все.
Каждый еврей утром и вечером должен читать отрывок из Торы (Второзак. 6:4-7). Этот текст стал молитвой «Шма», словами «Шма, Исраэль» - «Слушай, Израиль» начинается этот текст.
Желаю Вам всего доброго!

Е.Майбурд
- at 2011-01-08 21:42:18 EDT
Vladimir Minkov
Skokie, IL USA - Saturday, January 08, 2011 at 20:43:47 (EST)

Как я уже неоднократно отмечал, молитвы (ритуалы, обряды) Богу не нужны
000000000000000000000000000000000000000
"уже неоднократно отмечал"...
Констатация самоочевидного...
Достоверно знает - что Ему нужно, а чего не нужно. Не иначе, своим умом дошел.
А еще был судья Ляпкин-Тяпкин, который своим умом дошел до Сотворения мира.

Vladimir Minkov
Skokie, IL, USA - at 2011-01-08 20:43:50 EDT
Уважаемый Владимир (В)!
Есть и воинствующие атеисты, и воинствующие теисты (ультра ортодоксы), так что такие определения ничего не проясняют. Что касается ваших трех позиций - изучать Тору, исполнять ее указания и молится, - мне представляется, что это самое основное в иудаизме, если ввести одно уточнение в части молитв. Как я уже неоднократно отмечал, молитвы (ритуалы, обряды) Богу не нужны - Богу нужны наши действия по созиданию Лучшего Мира для всех живущих. Молитвы нужны нам для укрепления своего понимания Бога и Торы. И если кто-то считает, что и без молитв он хорошо чувствует, что ему надо делать, и делает это - Бог не будет в претензии. Но в целом наше понимание Бога и Торы достаточно близко, что меня радует.
И вам всех благ,
Владимир (М).

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - at 2011-01-08 15:53:31 EDT
Владимиру Минкову
Вы убеждённо пишете:
«В вашем описании наш единый Бог - это Бог запрета: не делай этого и того, и ты ты выполняешь все заветы Бога. В том числе не смей называть свои не иудаистские верования религией - мы евреи не хотим этого. Но это все не Бог Торы. Это, скорее всего, ближе к Богу Корана - мусульмане хотят такого запретного единства.
Пожалуй, самая существенная концепция иудаизма - это каждый нас сотворен "по образу и подобию Бога", а самая существенная характеристика Бога в Торе - Он Созидатель/Творец, Он создал наш мир и нас за "шесть дней творения". Если следовать Торе, то главное в нас, людях, это быть созидателями, то есть продолжать работу Бога по совершенствованию нашего мира. А созидание не делается на запретах - запреты убивают созидание. Созидание делается на дерзании, на новых подходах, на новых мыслях. В этом Бог Торы!»
Многоуважаемый Друг! Это не моё описание, а требование Торы Письменной и Устной. Самой существенной концепции иудаизма нет. Для евреев - 613 Заповедей, для всех остальных – 7. И главное для всех людей – строго следовать Заповедям. Всё остальное можно и нужно делать и творить, но после выполнения следующих обязательных для еврея действий:
1. Изучать Тору
2. Следовать Заповедям Торы
3. Молиться
Необходимо следовать принципам неоортодоксии:дерзать, искать новые подходы и мысли быть в курсе всех современных достижений человечества во всех областях и развивать их,созидать, но только после выполнения вышеуказанных требований.
Ваш тезис о том, что запреты убивают созидание – несостоятелен и выдвигается воинствующими атеистами. Важны и обязательны к исполнению все Заповеди: и запретные, и предписывающие.
Всех Вам благ!

Владимир Минков
Skokie, IL, USA - at 2011-01-08 13:42:39 EDT
Уважаемый Владимир!
В вашем описании наш единый Бог - это Бог запрета: не делай этого и того, и ты ты выполняешь все заветы Бога. В том числе не смей называть свои не иудаистские верования религией - мы евреи не хотим этого. Но это все не Бог Торы. Это, скорее всего, ближе к Богу Корана - мусульмане хотят такого запретного единства.
Пожалуй, самая существенная концепция иудаизма - это каждый нас сотворен "по образу и подобию Бога", а самая существенная характеристика Бога в Торе - Он Созидатель/Творец, Он создал наш мир и нас за "шесть дней творения". Если следовать Торе, то главное в нас, людях, это быть созидателями, то есть продолжать работу Бога по совершенствованию нашего мира. А созидание не делается на запретах - запреты убивают созидание. Созидание делается на дерзании, на новых подходах, на новых мыслях. В этом Бог Торы! Спасибо за продолжение дискуссии.

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - at 2011-01-08 12:41:19 EDT
Многоуважаемому господину Владимиру Минкову
Вы пишете:
„Зная, что мы евреи не можем сделать всех других евреями (наша избранность быть евреями - от Бога), но наша обязанность (опять-таки от Бога) привести всех других к созидательной жизни по Торе (то есть по Богу), какие характеристики других народов и религий могли бы быть для вас свидетельством выполнения наших духовных обязанностей в этом мире?“
Ответ на Ваш вопрос лежит на поверхности. Свидетельством выполнения нами нашей функции является выполнение другими народами семи заповедей сынов Ноаха.
Когда Всевышний даровал Тору народу Израиля и заключил с ним вечный союз, были также провозглашены заповеди для иных народов, известные, как заповеди сыновей Ноаха (библейского Ноя, от которого происходит все человечество).
Эти заповеди относятся ко всем людям мира, без исключения, независимо от их религиозных убеждений, национальности, гражданской принадлежности и т.д.
Каждый, кто выполняет Семь заповедей Ноя, относится к праведникам народов мира и имеет удел в грядущем мире.
При этом необходимо, чтобы заповеди выполнялись именно потому что их дал Всевышний, а не потому, что они кажутся логичными или полезными.
1. Запрет идолопоклонства. Этот запрет включает в себя запрет веры в идолов и иные силы, кроме Б-га, запрет отрицания существования Б-га.
2. Запрет разврата. Он подразумевает запрет прелюбодеяния (связь с замужней женщиной), запрет кровосмешения с близкими родственниками, гомосексуализма, скотоложства. Особо выделен запрет на кастрацию людей и животных, на скрещивание разных видов деревьев и животных.
3. Запрет убийства людей.
Запрещено убивать не только здорового человека, но и смертельно больного (даже по его желанию), а также человеческий плод (аборт, кроме случаев, когда сохранение жизни плоду угрожает жизни матери). Самоубийство запрещено. Запрещается бить людей.
4. Запрет есть мясо живого животного.
Он включает запрет употреблять в пищу мясо или кровь от не умерщвленного предварительно живого существа.
5. Запрет Б-гохульства - то есть запрет проклинать Б-га или неуважительно о Нем говорить. Запрещено основывать новую религию.
6. Запрет кражи.
7. Заповедь судопроизводства.

Нужно назначать судей, выносящих приговоры во всех делах по справедливости, как принято в данном месте. Судьям запрещается брать взятки.
Насколько современная цивилизация этому способствует и соответствует – судите сами
С лучшими пожеланиями!.

Владимир Минков
Skokie, IL, USA - at 2011-01-08 09:18:46 EDT
Уважаемый Владимир Вайсберг!
Спасибо за отзыв и за очень правильное осознание сути моей статьи.
Что касается вашего непринятия концепции иудейско-христианской цивилизации и христианства как детища иудаизма, попробуйте на какое-то время забыть о наших исторических столкновениях с христианством и ответить себе самому на следующий вопрос:
Зная, что мы евреи не можем сделать всех других евреями (наша избранность быть евреями - от Бога), но наша обязанность (опять-таки от Бога) привести всех других к созидательной жизни по Торе (то есть по Богу), какие характеристики других народов и религий могли бы быть для вас свидетельством выполнения наших духовных обязанностей в этом мире?
Спасибо,
Владимир

Владимир Вайсберг
Кёльн, ФРГ - at 2011-01-07 13:26:09 EDT
Статья в высшей степени важная,интересная и своевременная. Автор эссе сумел проанализировать важнейший и сложнейший аспект жизни всего человечества. Поражает глубина мыслей и точность выводов. С большинством из них полностью и абсолютно согласен. Тем не менее, абсолютно неприемлем главный принцип статьи:
"– Мы, еврейский народ, оставаясь верными своей вере иудаизма, признаем иудейско-христианскую цивилизацию реализацией идей Бога-Созидателя, изложенных в Торе."
Иудейско . христианская цивилизация ни в коей мере не является и не может быть реализацией идей Всевышнего, изложенных в Торе, уже потому, что христианство не является монотеистичной религией.В основе главной функции еврейского народа лежит задача быть народом священников и привести все остальные народы к Единому Б-гу, а не к некой смешанной цивилизации. Цивилизация, та или иная, - это этап. Монотеизм - это вечность. Каждый момент существования Вселенной и каждого атома мироздания является реализацией идей Всевышнего, но людям дано право выбора между Верой и неверием. Вести все народы к Вере - и есть главная наша задача. И в этом смысле, не современная цивилизация, а жизнь по Заповедям Торы является идеалом.
Шаббат шолом!