©"Заметки по еврейской истории"
Май  2010 года

Александр Парицкий

Ассоциации

(окончание, начало в №4(127))

Третий день

ויאמר אלהים יקוו המים מתחת השמים אל-מקום אחד ותראה היבשה ויהי-כן

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ, СОБЕРУТСЯ ВОДЫ ПОД НЕБЕСАМИ В ОДНО МЕСТО, И ПОЯВИТСЯ СУША, И БЫЛО ТАК.

И собрали Законы Творения все воды под небесами в одном месте, и появилась суша.

И НАЗОВЕТ ЭЛОКИМ СУШУ ЗЕМЛЕЙ – АРЕЦ, А СОБРАНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ – ЯМИМ, И УВИДЕЛ ЭЛОКИМ КАК ХОРОШО.

И определят Законы Творения сушу (словом) «земля», а собрание вод определили (словом) «моря» и вышло все очень хорошо.

Вот когда впервые появляется земная суша и соответствующее ей название арец, земля. А раньше Тора словами земля и вода именовала материю вообще и водород, будущую основу звезд и воды, ибо тогда планета «земля» еще не существовала, и не существовала вода, в привычном для нас виде.

Бог продолжает разделение и упорядочение.

Тора подчеркивает, что Законы Творения создают физическую реальность в мире и упорядочивают духовный мир, давая определения новым реалиям. Эти слова Торы «и сказал», «и назвал», «и увидел» «суша», «земля», «моря» подчеркивают, что всем физическим явлениям и предметам мира соответствуют их духовные корни, отраженные в их названиях.

Обращает на себя внимание присказка в конце предыдущего и данного предложений «и было так», «как хорошо». Это качественные определения. Следовательно, «строгие Законы Творения», Элоким, обладают характеристиками не только количественными, но и качественными, которые мы хорошо ощущаем в самих себе, но не всегда замечаем в окружающем мире, кажущимся нам суровым, сухим и чуждым «эмоций». Тора показывает, что наши, казалось бы, чисто человеческие свойства, эстетические оценки, имеют свои духовные корни в мире Творца, в Его Законах, и достались нам от Него «по наследству», как Его «последователям».

Интересен еще один момент.

Второй закон термодинамики гласит: энтропия, хаос замкнутой системы со временем только возрастает, любая замкнутая система со временем разрушается, а ее температура постоянно снижается. Почему физический мир, если он возник спонтанно много миллиардов лет назад, как это утверждает наука, до сих пор существует, что принципиально невозможно?

Тора показывает, что Вселенная возникла вопреки второму закону термодинамики по воле Творца, который дал миру квант энергии света. Тора подчеркивает, что уровень хаоса в мире сокращается, что наш мир это система изначально открытая и существует только благодаря эманации своего Первоисточника – Законов Бога. Но если какая-то система «замыкается», отделяется от своего духовного Первоисточника, она немедленно подпадает под действие второго закона термодинамики и начинает свое неминуемое разрушение.

И человек, который, как мы увидим далее, является своеобразным микрокосмосом, также представляет собой открытую термодинамическую систему не только потому, что он постоянно подпитывается физической энергией извне за счет еды, но в первую очередь потому, что он подпитывается энергией своего Создателя, духовной энергией. И эта энергия есть основной источник того, что Маркс назвал «прибавочной стоимостью» а точнее говоря, творчеством. Человек, открытый Творцу, получая от Него, сам является творцом и дарит миру «собственное» творчество.

ויאמר אלהים תדשא הארץ דשא עשב מזריע זרע עץ פרי עשה פרי למינו אשר זרעו-בו על-הערץ ויהי כן

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ-БОГ: ВЫПУСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНУЮ ТРАВУ СО СВОИМИ СЕМЕНАМИ, ДЕРЕВО, ПЛОДОНОСЯЩЕЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПЛОДЫ, В КОТОРОМ СЕМЯ, И БУДЕТ ТАК.

И по Законам Творения на земле возникает разнообразная растительность, трава, злаки, плодовые деревья, несущие в себе семена.

ותוצא הארץ דשא עשב מזריע זרע למינהו ועץ עשה-פרי אשר זרעו-בו למינהו וירא אלהים כי-טוב

И ВЫПУСТИЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНУЮ ТРАВУ, ПРОИЗВОДЯЩУЮ РАЗНЫЕ СЕМЕНА И ДЕРЕВО ПРОИЗВЕЛО ПЛОД, В КОТОРОМ РАЗНООБРАЗНЫЕ СЕМЕНА. И УВИДЕЛ ЭЛОКИМ-БОГ, КАК ХОРОШО.

Составные элементы земли при взаимодействии с духовными Законами Творения образовали различные формы трав, деревьев, плодов и семян. И исполнились Законы Творения.

И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО, ТРЕТИЙ ДЕНЬ.

И в третий день возник еще больший порядок.

В этот третий день возникли моря и земная суша, возникла растительная жизнь на земле. Третий день начался около четырех миллиардов лет назад.

В третий день Тора не применила свой излюбленный глагол «отделил». В этом нет необходимости, ибо «отделение» произошло при образовании морей и суши, вследствие возникновения разнообразных растений.

Все эти присказки такие, как ויהי-כן (и было так) и ויהי-טוב (и было хорошо) в третий день подтверждают успешное осуществление Законов Творения: на земле возникла растительная жизнь. Длительность третьего этапа (дня) равнялась двум миллиардам лет – срок вполне достаточный для возникновения и эволюции растительной жизни.

Третий день творения проходит относительно незаметно для большинства комментаторов. А ведь это знаменательный день для всей жизни на земле. В этот день Творец (Его Законы) создали (изобрели) необычайный преобразователь, трансформатор - דשא, (деше) зелень, растительность на земле. Это новое явление – трава, деревья преобразуют, трансформируют исходный свет в материю, превращают энергию света в материальную сущность – в листья, в корни, в стволы, в семена, в плоды. В третий день Творения началось преобразование исходного (духовного) света в зеленую материю, которая стала основой всей жизни на земле. В дальнейшем в Торе мы встретим имя Творца этого чуда, растительной жизни на земле. Его имя – אל שדי, Эль Шаддай, Бог Плодородия.

Наш город совершенно новый город в Израиле. В отличие от других городов страны он первоначально был целиком спроектирован на бумаге, в чертежах, и только спустя десятилетия началось его строительство. И все районы города названы именами начальников отделов, которые руководили их проектированием: Бухман, Кайзер и так далее. Вот так и при возведении мира Бог, Элоким назвал каждую часть создаваемого мира именами руководителей отделов, которые разрабатывали эту часть мира, именами старших ангелов, руководивших разработками. Вот почему весь растительный мир на земле назван Шаддай, очень созвучный с названиями деше трава и шаде поле. Это иврит, друзья мои, это иврит. Он неотделим от нашего мира.

Интересно, что в первые дни Творения в мире нет никого помимо Творца, нет никого, кто бы мог по достоинству оценить результаты усилий Творца. Вот и приходится Ему Самому хвалить Себя за содеянное: «сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Именно так поступает Творец, рассказывая нам, как Это было.

Четвертый день

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ, БУДУТ СВЕТИЛА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ (להבדיל) МЕЖДУ ДНЕМ И НОЧЬЮ И БУДУТ ЗНАКАМИ ДЛЯ ДНЕЙ И ЛЕТ.

И по Законам Творения стали видны в небесах отдельные светила для дня и ночи и для определения интервалов времени дней и лет.

Как это понимать? Неужели же, звезды в небе, наше солнце, луна, возникли уже после того, как в третий день была создана земля, земная суша, океаны, земная растительность? Именно это предложение было основанием для целого ряда мировоззренческих заблуждений прошлого, таких, например, как геоцентрическая модель мира – земля как центр мироздания.

Эта загадка могла поставить под сомнение компетентность Автора Торы? Именно такое толкование Торы стало благодатным подспорьем атеистов, обвинивших Автора Торы в некомпетентности, в незнании основ астрономии, астрофизики, в том, что земля возникла уже после солнца. Действительно, загадка.

Возможное решение загадки состоит в том, что, из-за непрозрачности земной атмосферы, на третьем этапе солнце, луна и звезды еще не были четко видны с земли и не могли служить сигналами, маяками для дней, ночей, месяцев и лет, для налаживания привычного ныне суточного жизненного цикла. Это предположение становится очевидным из следующего предложения Торы.

И БУДУТ СВЕТИЛАМИ В НЕБЕСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ЗЕМЛИ, И БЫЛО ТАК. И СДЕЛАЛ ЭЛОКИМ ДВА СВЕТИЛА БОЛЬШИХ, БОЛЬШЕЕ СВЕТИЛО ДЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ДНЕМ, А СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ПРАВЛЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ.

И появились (стали видны) в небе светила для освещения земли. Большее светило для дня, а меньше для ночи, и звезды.

Речь идет о солнце и луне, о суточном и месячном ритмах, о дне и ночи, о месяцах и временах года. Видимо раньше из-за непрозрачности атмосферы не было различия между дневным и ночным освещением: все было в одном сплошном сером тумане или дыму, и не могло быть понятия «день» и «ночь». И только на четвертый день возникло различие в освещенности земной поверхности днем и ночью. Теперь окончательно становится понятным, что это сообщение о прозрачности атмосферы. Ведь звезды, наверняка, были созданы еще на втором этапе, но с земли их слабое свечение стало видно лишь тогда, когда атмосфера земли стала достаточно прозрачной.

Интересен и такой момент. Из этого описание возникает мысль, что очищение атмосферы земли от пыли и тумана произошло благодаря взаимодействию атмосферы с земной растительностью. Именно растительность совершила свое второе великое преобразование – сделала атмосферу земли прозрачной.

И ПОМЕСТИЛ ИХ ЭЛОКИМ В НЕБЕСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОСВЕЩАТЬ ЗЕМЛЮ И ПРАВИТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И РАЗДЕЛЯТЬ МЕЖДУ СВЕТОМ И МЕЖДУ ТЬМОЙ. И УВИДЕЛ ЭЛОКИМ, КАК ХОРОШО.

И Законы Творения сделали их видимыми в небе над землей и днем, и ночью, для отделения света от тьмы,

Интересное открытие было описано недавно в солидном физическом журнале. Выясняется, что самые современные атомные эталоны времени, созданные на основе измерения частоты излучения лазерных, атомных источников света, так называемые «атомные стандарты частоты», несмотря на их, казалось бы, «высочайшую стабильность» даже теоретически не достаточно постоянны на отрезке времени, исчисляемом сотнями, тысячами и более лет. Но все ведь познается в сравнении, не правда ли? С чем же сравнивали физики теоретики и экспериментаторы эти атомные «эталоны времени»? Сравнение производилось с показаниями астрономических, планетарных курантов – периодами вращения Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Стабильность планетарных «эталонов времени», созданных Элоким-Богом, оказалась совершенно безупречной.

Здесь вновь мы встречаемся с «операцией» разделенияלהבדיל, лехавдиль.

Отделение света от тьмы было произведено уже в (первый) День Творения. Но тогда речь шла об общем вселенском принципе, об отделении бытия от небытия. Теперь, на четвертый день, речь идет о конкретном воплощении этого принципа на земле, где все живое подчиняет свой жизненный цикл дням, месяцам, годам. Это подчеркивает, что самое первое создание света и отделение света от тьмы было произведено именно для воплощения этого принципа теперь, здесь, на земле, для которой Бог совершил отдельную специальную подготовку дня и ночи. Применение здесь вновь слова «разделять» указывает на создание еще одной перегородки, отделяющей источник Божественного Света от земного мира. Судя по всему, Ему это удалось. Он вновь остался доволен.

И БЫЛ ВЕЧЕР И БУДЕТ УТРО, ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ.

И наступил новый порядок. Четвертый день.

Длительность четвертого дня равняется примерно миллиарду лет. Эволюция земли и жизни на ней, начавшаяся в третий день, продолжается уже около трех миллиардов лет. Четвертый этап начался примерно три с половиной миллиарда лет назад.

Интересно отметить, что растительная жизнь на земле появилась уже на третий день, на самой ранней стадии формирования поверхности земли, в то время как животная жизнь на планете, и именно в воде, появится только на пятый день. Видимо, животная жизнь в отсутствие прозрачной атмосферы на земле и четких временных циклов дня и ночи невозможна. И только после того, как возникла эта цикличность, появились необходимые предпосылки для возникновения на земле животной жизни.

Третий и четвертый дни Творения были посвящены процессам постепенного формирования планеты Земли.

Пятый день

ויאמר אלהים ישרצו המים שרץ נפש חיה ועוף יעופף על-הארץ על-פני רקיע השמים

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ: НАПОЛНЯТСЯ ВОДЫ ВСЯКОЙ ЖИВНОСТЬЮ, И ПТИЦА ВЗЛЕТИТ НАД ЗЕМЛЕЙ В НЕБЕСНОМ ПРОСТОРЕ.

И Законы Творения наполнили воды разнообразной живностью, а небеса разнообразной птицей.

Какие живописные образы.

На пятом этапе Законы Творения образовали разнообразных животных, обитающих в воде, а затем и в воздухе. Но дело не ограничивается чистой эстетикой образов. В этом предложении огромный объем информации. Это рассказ о первых животных на земле. На что Тора пытается обратить в нем наше внимание?

ישרצו ...שרץ , шерец, размножаться, воскишеть, расплодиться... Операцию размножиться, «воскишеть» невозможно осуществить по строгому приказу, определенному Свыше. Сама формула этого указа содержит свободу действия. Животный мир получил полную свободу для наполнения вод жизнью. Это Декрет о Свободе Слова, Собраний и Шествий в животном мире. Нарождающийся животный мир изначально получил от Творца полную свободу с одним лишь условием – размножаться и наполнять. Это хорошо видно и из анализа слова שרץ, шерец, расплодиться, состоящего из таких слов, как רץ, рац, раца, бегать, метаться, хотеть, желать и שר, шар, петь, бороться, погружаться в жидкость, и שצץ, шацац, бушевать, нестись, неистовствовать. Теперь мы лучше понимаем, какую свободу предоставил Творец живым созданиям в воде и в воздухе.

ויברא אלהים את-התנינם הגדלים ואת כל-נפש החיה הרמשת אשר שרצו המים למיניהם ואת כל-עוף כנף למינהו וירא אלהים כי-טוב

И СОЗДАЛ ЭЛОКИМ ОГРОМНЫХ КРОКОДИЛОВ И ВСЯКУЮ ДУШУ ЖИВУЮ, КОТОРАЯ НАПОЛНИЛА ВОДЫ, И РАЗНООБРАЗНАЯ ПТИЦА ОПЕРИЛАСЬ (встала на крыло). И УВИДЕЛ ЭЛОКИМ, КАК ЗДОРОВО.

И создали Законы Творения огромных крокодилов (динозавров), а воды наполнились разнообразной живностью, и в небо взмыли разнообразные птицы. И вышло все прекрасно.

На пятом этапе Законы Бога Элоким вновь прибегли к «приему» ברא, бара, к творению, к созданию новой духовной сущности, ранее в мире не существовавшей. Что было создано на этот раз?

Это души животных вообще и, огромных крокодилов, в частности. Нетрудно догадаться, что речь идет о динозаврах.

Законы Творения во второй раз с начала Творения прибегают к усилиям ברא. Напоминаю, что первый раз Богу пришлось ברא, создавать законы пространства и материи. А вот теперь Он ברא, создает души животных. Отметим, что по Торе первые животные появились в воде, а не на суше. Теория эволюции жизни по Дарвину подтвердила («открыла») этот факт спустя четыре тысячи лет. Интересно отметить, что сегодня, когда ученые ищут жизнь за пределами нашей планеты, они в первую очередь пытаются найти воду, предполагая, что если есть вода, то наверняка должна быть и жизнь.

Какое огромное чувство восхищения охватывает Бога при виде результатов Своих трудов, Законов Творения. Оно вполне приемлемо для человека. Совершенно искренне и с большой гордостью, выражает его Бог, как одно из Своих огромных достижений. Чем мы отличаемся от Бога? А точнее, чем Бог отличается от нас? Иногда Он в точности такой, как мы с вами. В своих реакциях и эмоциональных проявлениях мы являемся точной копией Бога, Законов Творения. А он копия нас с вами.

И еще одна деталь: большие крокодилы, динозавры были обнаружены человеком в раскопках лишь каких-то полторы сотни лет тому назад, а Тора упоминает их за три с половиной тысячи лет до их обнаружения. Как можно объяснить эту загадку? Что-то я не слышу ни от атеистов, ни от ортодоксальных верующих никаких попыток объяснить этот странный феномен.

И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ЭЛОКИМ, ГОВОРЯ, ПЛОДИТЕСЬ И УМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДЫ МОРЕЙ, А ПТИЦА УМНОЖАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ.

И Законы Творения стали законами биологии, законами оплодотворения и размножения живых существ, которые наполнили воды морей, а птицы размножались на земле.
Очень интересно это обращение Бога: «И благословил их Элоким: Плодитесь и размножайтесь…!» Это свидетельство того, что животные стали независимыми помощниками Творения в деле преобразования мира. Творец обращается к ним с приветствием и призывом, как к своим партнерам. Он просит их размножаться, укреплять Его позиции на земле. Их размножение, создание себе подобных – это продолжение Его дела, это огромная помощь в Его трудах по преобразованию мира.
И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО, ПЯТЫЙ ДЕНЬ.

И на пятый день возник еще больший порядок на земле.

Пятый этап начался примерно пятьсот миллионов лет назад.

На пятом этапе (а также на третьем) Законы Творения применили новый способ борьбы с хаосом, с энтропией. Любое живое существо отделено от своего окружения, отличается от всех остальных предметов, обладает своей собственной границей перегородкой, самостоятельно организует определенный порядок вокруг себя и в себе самом и становится активным партнером Бога в борьбе с хаосом, создавая себе подобных. Живое существо это своеобразный агент Бога – Законов Творения на земле. Оно действует заодно с Законами Творения. Живое существо самостоятельно создает собственный новый мир в своем окружении, уменьшает исходный хаос и вводит определенный порядок.

Шестой день

ויאמר אלהים תוצא הארץ נפש חיה למינה בהמה ורמש וחיתו-ארץ למינה ויהי-כן

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ ЗЕМЛЕ ПРОИЗВЕСТИ ЖИВУЮ ДУШУ РАЗНООБРАЗНУЮ, СКОТИНУ И ПОЛЗАЮЩИХ, И ЖИВУЩИХ В ЗЕМЛЕ РАЗНОГО ВИДА, И БЫЛО ТАК.

И создали Законы Творения на земле разнообразные живые существа, разную скотину и пресмыкающихся и разных животных земли.

На шестом этапе составные элементы земли, воды, растений и водных животных совместно с духом Законов Творения образовали различные виды земных животных. Животная жизнь на земле возникла вслед за животной жизнью в воде. Теория эволюции подтверждает этот факт: вначале жизнь появилась в воде, а затем морские животные вышли на сушу.

ויעש אלהים את-חית הארץ למינה ואת-הבהמה למינה ואת כל-רמש האדמה למינהו וירא אלהים כי-טוב

И СДЕЛАЛ ЭЛОКИМ ЖИВОТНЫХ ЗЕМЛИ (арец) РАЗНООБРАЗНЫХ И СКОТИНУ РАЗНООБРАЗНУЮ И ПОЛЗАЮЩУЮ ТВАРЬ ЗЕМНОЙ ПОЧВЫ (адама) РАЗНООБРАЗНУЮ, И УВИДЕЛ, КАК ХОРОШО.

И Законы Творения создали разнообразных животных земли и скотину, и пресмыкающихся на земной почве. И осуществились Законы Творения в полной мере.

ויאמר אלהים נעשה אדם בצלמנו בדמותנו וירדו בדגת הים ובעוף השמים ובבהמה ובכל-הארץ ובכל-הרמש על-הארץ

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ, СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА (Адама) (ИЗ ЗЕМНОЙ ПОЧВЫ) ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И БУДЕТ ВЛАСТВОВАТЬ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТИНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ, И НАД ВСЕМИ ТВАРЯМИ ЗЕМНЫМИ, ПОЛЗАЮЩИМИ ПО ЗЕМЛЕ.

И подошло время Законам Творения создать человека (из земной почвы) в образе и подобии, в физическом и духовном соответствии Законам Творения и обретет (он) власть над рыбами морскими и над птицами небесными и над животными, и над всей землей (землями), и над всеми, ползающими по земле.

Здесь впервые в Торе Бог открыто обращается к кому-то с призывом: נעשה אדם בצלמנו בדמותנו – СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ. Бог собирается сделать человека, подобным, похожим чему-то и кому-то? Кому и чему?

Вернемся к предыдущему предложению:

ויעש אלהים את-חית הארץ למינה ואת-הבהמה למינה ואת כל-רמש האדמה למינהו וירא אלהים כי-טוב

И СДЕЛАЛ ЭЛОКИМ ЖИВОТНЫХ ЗЕМЛИ РАЗНООБРАЗНЫХ И СКОТИНУ РАЗНООБРАЗНУЮ И ПОЛЗАЮЩУЮ ТВАРЬ ЗЕМНОЙ ПОЧВЫ РАЗНООБРАЗНУЮ, И УВИДЕЛ, КАК ХОРОШО.

Здесь имеется новое слово האדמה, аадама, эта земная почва. Раньше Тора многократно упоминала слово «земля». Это были: физическая материя ארץарец, земной шарארץарец, земная сушаיבשה   ябаша. Теперь Тора ввела термин אדמה, адама, почва.

Он введен в текст неспроста. Уже в следующем предложении появляется еще одно новое слово, производное от слова «адама». Это новое творение Бога: «Адам» אדם адам, человек из почвы, сын почвы. Не случайно рассказ о человеке предварен уточнением, откуда именно он произошел. Человек собран из составных элементов земной почвы. Интересна русская аналогия этого слова из Торы – почвенники – приверженцы чисто русских, местных, национальных традиций.

Полагаю, что земная почва упомянута тут не случайно. Все мы есть то, что мы едим. А едим мы все, что произросло в земной почве. Человек возник только тогда, когда земная почва стала способной производить, выращивать в себе то, что необходимо человеку.

Вернемся к созданию растений (третий день), животных в воде (пятый день) и животных на земле (шестой день). Вот результаты действия Законов Творения:

«Да выпустит земля зеленую траву…» (третий день)

«Да наполниться вода всякой живой тварью…» (пятый день)

«Да выпустит земля разнообразную живность…» (шестой день)

Все эти творения: трава, морские и земные животные есть плоды совместных усилий материальных стихий (земли, воды) и Законов Творения – законов, физики, биологии, зоологии, экологии и многих, многих других. Теперь, пришло время создания человека, и Тора вводит новое уточняющее определение – «адама». Это не просто материя, земной шар, или земная суша, но это почва, та часть земли, из элементов которой создан человек. В течение шести дней Законы Творения создавали не только растения, животных воды и суши, за это время была создана земная почва – предпосылка создания человека. Теперь земная почва в состоянии произвести все необходимое для жизни человека. Вот и настал черед человека появиться на земле вслед за разными ползающими тварями. Ликуйте поборники эволюционной теории происхождения жизни на земле: вы находите подтверждение своим самым «смелым революционным открытиям» в… древней Торе.

Обратим внимание на слово «человек Адам». Из строения слов «адама דמהא» и «Адам אדם» видно, что оба эти понятия тесно связаны. Они разнятся лишь одной незначительной буквой. Дальше в Торе об этом сказано прямо: человек по своей телесной, физической сути есть земная почва и больше ничего. Но не все так просто.

כדמותנו נעשה אדם «сделаем человека … в образе, подобном нам».

Слова דומה, доме, подобен, דמות, дмут, образ того же корня, из тех же букв, что и слово אדם, Адам, человек. Тора не оставляет сомнений в том, что Адам всем своим физическим существом это земля, почва, но одновременно Адам подобен Создателю – Законам Бога, создавшим его подобным Своей духовной, интеллектуальной сути.

Вот как описан процесс сотворения человека:

ויברא אלוהים את-האדם בצלמו בצלם אלוהים ברא אותו זכר ונקבה ברא אותם:

И СОЗДАЛ (бара) ЭЛОКИМ-БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ ЕГО, В ОБРАЗЕ ЭЛОКИМ-БОГА СОЗДАЛ (бара) ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОЗДАЛ (бара) ИХ.

И создали Законы Творения человека в образе его, соответствующем материальной и духовной сути Законов Творения создали его, мужчину и женщину создали их.

Троекратное использование глагола ברא, бара, творить, создавать при описании процесса создания человека, показывает, сколько усилий понадобилось Богу, чтобы создать человека, новую духовную сущность, которая выше всей вселенной.

Сколько глубочайшего смысла содержится в каждой фразе, в каждом слове Торы. Вот еще один ярчайший пример тому:

אדם בצלמנו בדמותנו וירדו בדגת הים נעשה ויאמר אלהים

И сказал Элоким (Законы Творения): сделаем человека по образу и по подобию нашему (духовно и физически в соответствие с Законами Творения) и будет властвовать над рыбами морскими…

Мы помним, что в Торе нет ни одного слова и ни одного случайного значка. Каков же смысл этой фразы?

Во-первых, слово ירדו, ярду, будут властвовать, будут править, а также – опускаться, снижаться, это глагол множественного числа третьего лица – они, что никак не согласуется со словом Адам, человек, но хорошо согласуется со словами בצלמנו בדמותנו, по образу и по подобию нашему. Так, что правильное толкование этого выражения было бы таким:

Создадим человека духовно и физически соответствующим Законам Творения и будут они (Законы Творения, олицетворенные в человеке) властвовать, править над рыбами морскими …

А с учетом второго варианта слова ירדו, опускаться, снижаться, это выражение может быть истолковано как:

Создадим человека духовно и физически в соответствие с Законами Творения и опустятся они (Законы Творения, олицетворенные в человеке) до (уровня) рыб морских...

Тора, таким образом, прозрачно намекает нам, что человек создан для того, чтобы воплотить Законы Творения в управление всем животным миром на земле и самой землей, а также для того, чтобы понизить существующие Законы Творения до уровня животного мира на земле. То есть человек в некотором роде является определенным трансформатором, редуктором, понижением, спуском и одновременно средством приложения Законов Творения Бога на уровне земной жизни.

ויברך אתם אלהים ויאמר להם אלהים פרו ורבו ומלאו את-הארץ וכבשה ורדו בדגת הים ובעוף השמים ובכל-חיה הרמשת על-הארץ:

И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ЭЛОКИМ-БОГ И СКАЗАЛ ИМ ЭЛОКИМ-БОГ: ПЛОДИТЕСЬ И УМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ЗАХВАТИТЕ ЕЕ И ПОКОРИТЕ РЫБ В МОРЕ И ПТИЦ В НЕБЕ, И ВСЯКОЕ ЖИВОТНОЕ, ПОЛЗАЮЩЕЕ ПО ЗЕМЛЕ.

И Законы Творения благословили их и позволили им размножаться и наполнять землю и захватить ее, и поработить весь животный мир земли.

Но не только весь животный мир отдан человеку в его полное управление и пользование. Дальше Тора передает во власть человека весь растительный мир земли. Тора подчеркивает, что Бог относится к человеку, как к равному. Вот Он разговаривает с человеком, объясняя устройство мира:

ואומר אלוהים הנה נתתי לכם את-כל-עשב זורע זרע אשר על-פני כל-הארץ ואת-כל-העץ אשר בו פרי-עץ זורע זרע לכם יהיה לאכילה:

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ: ВОТ Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ С ЗЕРНОМ, КОТОРАЯ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ И С СЕМЕНАМИ. БУДЕТ ВАМ В ПИЩУ.

И предназначили Законы Творения все растения и все семена растений по всей земле, и все плодовые деревья и семена им в пищу.

Теперь мы понимаем, почему человек был создан последним в списке творений, и почему Тора упоминает земную почву прежде, чем упомянуть человека. Земная почва – это кормилица человека, она поставляет ему все необходимое для существования. Только после того, как земная почва стала пригодной для содержания человека, законы Творения создали самого человека. Мать-земля родила и выкормила человека.

Бог построил великолепный дом, снабдил его всем необходимым для полноценной жизни. Он даже «сафари» устроил в нем, своеобразный «живой уголок» в школе под названием «земля», для тренировки и обучения человека, для подготовки человека к самостоятельной жизни на земле и в мире… возможно, на других планетах, на других звездах.

...נעשה אדם...וירדו בדגת הים ובעוף השמים ובבהמה ובכל-הארץ ובכל-הרמש הרומש על-הארץ...ויברך אתם אלוהים ויאמר להם אלוהים פרו ורבו ומלאו את-הארץ וכבשה ורדו...

…СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА… И ПОКОРИТ РЫБ В МОРЕ И ПТИЦ В НЕБЕ, И ЖИВОТНЫХ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЕХ ПОЛЗАЮЩИХ ПО ЗЕМЛЕ… И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ И СКАЗАЛ: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ЗАХВАТИТЕ, И ПОКОРИТЕ ЕЕ…

(Законы Творения) создали человека… чтобы овладел рыбами в море и птицами в небесах и животными на всей земле и всеми пресмыкающимися на земле. Законы Творения создали условия для размножения и умножения их на земле, для захвата и властвования.

Бог создал себе помощника, наместника и отдал в его распоряжение всю землю.

וירא אלהים את-כל-אשר עשה והנה-טוב מאד ויהי-ערב ויהי-בקר יום הששי

И УВИДЕЛ ЭЛОКИМ-БОГ ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ, И ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

И исполнились все Законы Творения, и в шестой день наступил полный порядок.

Бог не в силах сдержать восхищение от созданного мира. Вышло все просто великолепно. Он даже «крякнул» от удовольствия. Ну, разве же мы не подобны Ему, не такие, как Он!? Помните у Пушкина: «Ай да, Пушкин! Ай да, сукин сын!»

Так завершился процесс создания мира.

Шестой день Творения длился в земном масштабе времени около 250 миллионов лет. Именно в этот период на земле бурно расцвела животная жизнь, возник человек и овладел землей.

Зачем был создан человек?

Тора напрямую сообщает о цели создания человека:

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ: СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА (из земной почвы) ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И БУДЕТ ВЛАСТВОВАТЬ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТИНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ, И НАД ВСЕМИ ТВАРЯМИ ЗЕМНЫМИ, ПОЛЗАЮЩИМИ ПО ЗЕМЛЕ.

Трудно сформулировать это более четко и ясно.

Человек сделан подобным физически и духовно его создателям: физически – почве, духовно – Элоким-Богу, Законам Творца. Человек создан для того, чтобы властвовать над землей и над всем живущим на земле, в воде и воздухе. Это его главная задача. Человек становится представителем, наместником Элоким – Бога, Законов Творца на земле. Таково его предназначение.

Но чтобы не возникло сомнений относительно целей создания человека, Тора подводит итог Великолепного Творения:

И ПОКОРИТ РЫБ В МОРЕ И ПТИЦ В НЕБЕ, И ЖИВОТНЫХ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЕХ ПОЛЗАЮЩИХ ПО ЗЕМЛЕ…

Тут расставлены все точки над «и». Человек создан, чтобы стать правителем земли, чтобы представлять на земле Творца и Создателя мира, Элоким – Законы Творения. Человек создан в помощь Богу в деле управления и владения землей, ее жизнью и развитием. Человек – Его правая рука по вопросам жизни на земле. В дальнейшем Тора еще уточнит и разовьет этот тезис, но пока все формулировки вполне ясны.

И для того, чтобы не осталось никакого сомнения в целях создания человека, Тора заканчивает свой рассказ о Творении, сообщая, что именно на этом все Творчество Бога завершилось, и на седьмой день Он приступил к отдыху от трудов своих. Тора, тем самым, утверждает, что человек – конечная, главная и единственная цель всех трудов Элоким-Бога, Законов Творения, и, после появления на земле человека, Бог самоустранился от дальнейшей активности. Теперь задачи Творчества на земле полностью возложены на человека.

В традиционной ортодоксальной литературе вопросу о целях создания человека уделяется много внимания. Основным мотивом создания человека по традиции является свойство милосердия и доброты Бога. Бог, точнее аШем (Господь), создал человека (и весь мир), чтобы дать человеку от своих милостей, от своего добра, дать человеку возможность насладиться щедростью, добротой, величием и всемогуществом Творца. Человек создан для счастья и получения милосердия из рук Бога. Единственное требование к нему состоит в том, чтобы он исполнял заветы Бога – 613 заповедей.

Такая точка зрения, на мой взгляд, расходится со словами Торы. Вот эти слова еще раз:

ВЛАСТВОВАТЬ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТИНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ, И НАД ВСЕМИ ТВАРЯМИ ЗЕМНЫМИ, ПОЛЗАЮЩИМИ ПО ЗЕМЛЕ … И ПОКОРИТ(ь) РЫБ В МОРЕ И ПТИЦ В НЕБЕ, И ЖИВОТНЫХ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЕХ ПОЛЗАЮЩИХ ПО ЗЕМЛЕ

Я выделил их чтобы они стали заметны: властвовать, покорить. Человек должен стать хозяином земли. Именно это его главная цель и задача. И еще, он должен стать подобен Богу. А это значит – исполнять на земле те задачи, которые до сих пор исполнял Бог, стать Его продолжением, Его «подмастерьем» в масштабах земли. В этом главная цель человека.

Правда есть одна обмолвка в традиционном ортодоксальном определении цели создания человека. Чтобы человек полноценно насладился добром Всевышнего, он должен это добро заслужить своим трудом и своей причастностью, приобщением к Его усилиям. Человек должен стать хозяином этого добра, стремиться уподобиться Всевышнему хоть в чем-то.

И вот тут мы можем объединить обе точки зрения. Ведь чтобы заслужить добро и милосердие Всевышнего, приобщиться к Его трудам, человек должен соучаствовать в усилиях Всевышнего, то есть исполнять приказ Всевышнего властвовать, покорить, а также исполнять Его благословения «плодиться и умножаться, и наполнять землю». Смысл слов властвовать и покорять состоит в продолжении усилий Всевышнего по созданию нашего мира, которые Он на седьмой день возложил на человека, как на продолжателя Своих трудов.

Следует еще раз подчеркнуть, что всякая жизнь на земле есть символ борьбы Законов Творения с мировым хаосом. А человек – главная опора в этой борьбе, еще один укрепленный пункт, «творец» на земле. Он подобен новому Творению света: «Да будет свет!» Каждый человек подобен Законам Творения еще и потому, что он сам создает новую жизнь, новый мир: «Да будет свет!». Не даром ведь Тора трижды использовала глагол ברא, творение при создании человека. И теперь каждый человек при порождении ребенка подобно Элоким-Богу троекратно выполняет операцию ברא, творение.

Глава вторая (начало)

ШАБАТ, ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Отдых от трудов

ויכלו השמים והארץ וכל-צבאם: ויכל אלוהים ביום השביעי מלאכתו אשר עשה וישבת ביום השביעי מכל-מלאכתו אשר עשה

И ЗАВЕРШЕНЫ БУДУТ НЕБО И ЗЕМЛЯ, И ВСЕ ИХ МНОГООБРАЗИЕ. И ЗАВЕРШИТ ЭЛОКИМ-БОГ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ СВОЮ РАБОТУ, КОТОРОЙ ЗАНИМАЛСЯ. И ПРЕКРАТИТ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ВСЮ СВОЮ РАБОТУ, КОТОРУЮ ДЕЛАЛ.

И завершится создание пространства и материи, и всех их элементов. И прекратится действие всех Законов Творения в седьмой день. И завершится в день седьмой исполнение всех намеченных задач.

ויברך אלוהים את-יום השביעי ויקדש אתו כי בו שבת מכל-מלאכתו אשר-ברא אלוהים לעשות:

И БЛАГОСЛОВИТ ЭЛОКИМ-БОГ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ И ОСВЯТИТ ЕГО, ИБО В НЕМ ШАБАТ (КОНЕЦ) ВСЕХ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ЭЛОКИМ-БОГ ПЛАНИРОВАЛ (ברא) СДЕЛАТЬ.

И станет седьмой день Законов Творения особым (святым) днем, ибо в этот день Законы Творения прекратят свои действия, которые были запланированы выполнить по Законам Творения.

Слово ברך, благословит, может быть представлено состоящим из слова בר, чистота, непорочность и слова שלך, твой, твоя. И тогда слово ברך, означает: твоя чистота, твоя непорочность; А вся эта фраза будет такой:

И очистят тебя Законы Творения в седьмой день, и освятят его (этот день)…

Именно такова ортодоксальная трактовка седьмого дня Творения – дня воскрешения и очищения от грехов предыдущих шести дней существования человечества.

Здесь хорошо видно, что слово ברא соответствует значению планировать, замышлять.

В этой фразе о действиях Законов Творения в течение шести дней и о прекращении их действия в седьмой день дан намек, ставший основой мировоззрения еврейских мудрецов, о том, что современный мир будет существовать до конца шестого тысячелетия (шестого дня Творения, если принять мнение мудрецов о том, что каждый день Творения равен тысяче лет на земле), после чего Законы Творения прекратят свое действие, и, начнут действовать новые Законы, законы Шабата, среди которых (в частности) воскрешение из мертвых, прощение всех грехов и прочее. Напомним, что сегодня мы живем в 5770 году по еврейскому календарю (от сотворения мира). Так, что до наступления Шабата (прекращения) Законов Творения 230 лет. Это верно лишь в предположении, что каждый день, означенный в Торе, соответствует отрезку времени в тысячу лет. Но такое предположение крайне противоречиво и вызывает сомнения. Противоречивость этой оценки в том, что если она верна, то, согласно Торе, человек возник на земле лишь в последнее тысячелетие – в шестой день, что неприемлемо и для самих мудрецов. С одной стороны, мудрецы считают, что шесть дней Творения это именно шесть дней и не более того. Но, с другой стороны, они же предполагают, что каждый день Торы это тысяча лет, и отсюда седьмой день это день Шабата и Вечного Суда. Мне нигде не удалось найти четкое обоснование того, что каждый день, означенный в Торе, это тысяча лет. Такое предположение упоминается у нескольких великих комментаторов и мудрецов, как хорошо известная аксиома. Так или иначе, но наши потомки довольно скоро узнают, насколько истинно это предположение мудрецов.

Правда, если допустить, что развитие человечества ускоряется, а в недалеком будущем ускорение будет еще большим так, что в оставшиеся 230 лет человек успеет усвоить большинство Законов Творения, то тогда еще можно согласиться, что за годы, оставшиеся до конца света, человечество сможет рывком преодолеть пропасть, разделяющую его и Законы Творения. Ведь 230 лет это гигантский срок при нынешних темпах развития человечества. Но, вместе с тем, остается еще множество совершенно невыясненных вопросов.

Из прямого толкования последнего выражения следует правило, что евреям не разрешается работать в шабат, но предписывается молиться и изучать Тору, то есть совершать труды, подобные тем, которые совершит Бог в седьмой день творения. Отсюда также следует, что работа духа, духовные усилия человека не требуют отдыха. Душа человека никогда не устает и не изнашивается, ибо она вечна. Суббота – это отдых для тела человека, но не для его души. У души человека и у Духа Господа нет ни покоя, ни отдыха.

אלה תולדות השמים והארץ בהבראמ ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:

ВОТ ТЕ ПРОДУКТЫ НЕБЕС И ЗЕМЛИ, ПРИ ИХ СОТВОРЕНИИ В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ГОСПОДОМ БОГОМАШЕМ-ЭЛОКИМ ЗЕМЛИ И НЕБА.

Таковы элементы пространства и материи при сотворении Авраама в день создания Законами Творения аШема материи и пространства.

Эта фраза содержит целый кладезь новой информации.

1. Она показывает, что Бог спланировал все Свои будущие произведения в первый день Творения.

2. Здесь неожиданно Тора приводит имя Своего Автора, Создателя всех Законов Творения. Его имя аШем – Господь, которое обычно читается как аШем Элоким или «Господь Бог». Мудрецы Торы пытались объяснить смысл этого имени Бога на протяжении тысячелетий.

Каноническое ортодоксальное толкование гласит: Элоким это свойство единого Бога, строгого судьи, который следит за неукоснительным соблюдением законов мира. А аШем это свойство доброты и милосердия Бога, который во имя существования человека прощает ему его грехи и промахи. Раши считает, что исходя из Его Имени, которое содержит в себе глагол быть в разных временах был, есть, будет аШем-Господь может быть назван Предвечный.

В то же время атеисты с радостью используют эту фразу как доказательство того, что у Торы есть несколько авторов (по меньшей мере, два): один автор назвал Бога Элоким, а второй назвал Бога аШем-Господь. Этот вывод несомненно смехотворен и не выдерживает никакой критики.

Иное объяснение этого имени может быть следующим.

При создании пространства и материи, физического мира, природы, небес и земли необходимы жесткие законы, строгие физические константы, и Бог действовал как суровый непоколебимый блюститель Законов Творения Элоким. Так, что ортодоксальное объяснение свойств Элоким, как строгого Судьи, вполне обосновано.

Но на шестой день Творения Бог создал человека, существо, почти равное Себе, с аналогичными задачами и функциями, своего коллегу. Поэтому Творец не может подходить к человеку, с применением жестких физических законов. Над человеком помимо Законов физического мира – Элоким, властвуют Законы духовного мира аШем. А духовная свобода человека, свобода принятия решений, не совместима с жесткими детерминированными рамками физических констант. Духовный мир человека подчиняется законам аШем. Он благословил человека, отдал ему во владение всю землю, объяснил устройство мира и назначение человека в мире. И мы сегодня, так же, как наши предки находимся в состоянии этой непрерывной беседы с Творцом, с аШем-Элоким.

Элоким это Творец мира вообще, в целом, руководитель всего Проекта. А аШем это Творец человека, человечества, ради которого и было затеяно все Творение, весь Проект. аШем это «начальник отдела» по разработке человека. Более того, если рассматривать Тору, как своеобразные воспоминания, реминисценции Творца, своеобразное «Былое и Думы», то аШем и есть Предвечный Автор Торы, который с высот достигнутого пытается рассказать человеку, как было дело, как все происходило и тем самым пытается внести дополнительные коррективы в достигнутые результаты. Эта модель необычайно сложна и требует серьезной разработки. Ее решение под силу лишь будущим поколениям человечества.

Чтобы разъяснить хоть сколько-нибудь эту модель следует считать, что Бог-Элоким не есть нечто, стоящее над или в стороне от мира, от Вселенной. Бог-Элоким это и есть этот мир, вся Вселенная. По большому счету Вселенная и Элоким неотделимы друг от друга, примерно так же, как камень неотделим от пространства, которое он занимает или от его массы. Бог-Элоким включает в Себя весь этот мир и все законы, действующие в нем.

Но так же Господь-Бог – аШем неотделим от человека и человечества. Мы не можем сказать, вот это Господь-Бог, а вот это человек с его проблемами, успехами, радостями и печалями. А еще вот это народ, а вот это человечество. Все вместе и есть Господь-Бог. И, конечно же, все это вместе и есть Бог-Элоким, с той лишь разницей, что Бог-Элоким включает помимо проблем чисто человеческих еще проблемы физические, проблемы окружающего мира.

Но пока, чтобы окончательно не запутаться, примем модель, что Бог создает физический мир человека и Вселенной, как Элоким. И Бог создает духовный мир человека, как аШем. Далее в тексте Торы мы будем часто встречать эти имена и сможем узнавать, где речь идет о материальной стороне творчества – Элоким, а где речь идет о духовной стороне этого творчества – аШем.

В этой фразе Торы

אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:

ВОТ ТЕ ПРОДУКТЫ НЕБЕС И ЗЕМЛИ, ПРИ ИХ СОТВОРЕНИИ В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ГОСПОДОМ БОГОМАШЕМ-ЭЛОКИМ ЗЕМЛИ И НЕБА

имеется еще один необычайно интересный момент.

3. Наряду с новым именем Бога – аШем, Тора в аллегорической форме приводит имя человека, ради которого Бог, аШем-Элоким затеял все Творение. Его имя Авраам. Из этой фразы следует, что целью Творения был не человек вообще, не Адам, первый человек. Конечной целью Творения был Авраам, первый еврей на земле.

Вопрос: почему Господь Бог на этом прекратил Свое Творение?

Потому, что Он достиг поставленной цели Творения – создал человека, своего наместника на земле, подобного Ему Самому, и теперь может уйти на покой. Отныне человек будет продолжать Его труды, Его творчество.

Ответ неполный, неточный.

Во-первых, Тора дала ретроспективу всего процесса Творения от начала до конца. И в этом плане в ней приведено описание конца Творения, которое не вечно.

Во-вторых, человек не просто один из объектов творчества Бога таким, каким были пространство, материя, свет, небесные светила, земные растения, животные, и прочее. Все это Бог создавал своими «речениями – приказами»: «Да будет…!».

Человек, подобен Богу. Он становится искусным «инструментом» Бога, Его совершенной «десницей». Человек продолжение трудов Бога на новом этапе, когда «каркас Творения» в общем завершен и начались «внутренние отделочные работы». Отныне Бог издает свои «приказы-речения» устами и мыслями человека, через посредство человека.

Мы видели, как Законы Творения «приказывали»: «Да выпустит земля…!», «Да наполнится вода…!», «Да наполнится земля…!». Теперь Бог «отдает приказы» каждому человеку в отдельности, и каждый человек становится чем-то вроде Создателя. Мы уже видели начало этого процесса на примере животных, которых Бог благословлял и которым Он приказывал «плодитесь и размножайтесь». Но человек способен на значительно большее.

С помощью тонкого и искусного инструмента, каким является человек, Бог творит такие высочайшие духовные сущности как музыка и поэзия, математика и физика, наука и литература, такие тончайшие материально-духовные сущности как живопись и скульптура, архитектура и технология и многое-многое другое. Посредством человека Бог продолжает преобразовывать мир. Человек творческое орудие Бога в конце шестого дня Творения. Именно в этот день творчество аШема достигает высочайших вершин. Именно Он подсказывает человеку в определенный момент идеи и замыслы его творчества. В этом главная цель сотворения человека. Человек это конечный этап на пути осуществления замысла Всемогущего Бога, начатого в момент Берейшит – В начале....

Человек выглядит вполне свободным и независимым в своем творчестве – Бог не «подталкивает его в шею», не принуждает его, не навязывает ему Свою волю. Человек волен в своих решениях и поступках. И именно в этом состоит подлинное высшее достижение Бога при создании человека – свобода воли человека. Человек, наслаждаясь полной свободой, должен свободно выбирать и исполнять задачи и цели Бога.

Первый такой человек, который станет идеально свободным исполнителем воли Бога, упомянут в данном предложении Торы, как единственная и главная цель всего Творения. Его имя: «ב הבראם», что можно истолковать как «в הבראם», «в сотворении Авраама», ибо слово הבראם, это соединение двух слов в одном: созданиеברא Авраама – אברהם Патриарха еврейского народа. Все творчество Бога оказалось сконцентрировано на Аврааме, для Авраама и ради Авраама.

Но и это не все. Какая удивительная книга Тора!

Слово בהבראם написано с уменьшенной буквой ה. Что бы это значило? И тут мы вспоминаем, что великий אברהם, Авраам не всегда носил это имя. В начале его имя было אברם, Аврам, и только спустя время аШем переименовал его в אברהם, Авраам – добавил ему букву ה. Так, что он был и Аврамом, и Авраамом, и буква ה в его имени появилась лишь во второй половине его жизни, что и отмечено ее уменьшенным размером в слове בהבראם.

Назвав имя человека, ради которого аШем создал мир, Тора в дальнейшем показывает, что не все было так легко и просто на этом пути. Недаром человек – это искуснейший и совершеннейший инструмент Бога. Чтобы быть истинно таковым, человек должен обладать высочайшей степенью свободы воли, самостоятельности и независимости от своего Создателя. При этом человек должен четко воспринимать идеи Бога. Создание такого человека задача не простая. Все последующие главы Торы посвящены процессу формирования человека и народа, призванного стать совершенной творческой десницей аШем – Элоким, Творца нашего мира. Будучи абсолютно свободным человек должен при этом действовать так, как требуется Господу-Богу.

Но вернемся в третий раз к этой фразе:

אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלוהים ארץ ושמים:

В ней дважды повторены слова ארץ ושמים. Второй раз слова этого выражения стоят без определенного артикля и в обратном порядке. Если в начале фразы написано השמים והארץ, эти небеса и эта земля, то в конце фразы написано ארץ ושמים, земля и небеса вообще, что правильнее следовало бы трактовать как материя и пространство. Причем тот факт, что слово ושמים, и пространство стоит после слова материя, указывает на особое значение, которое в данной фразе Тора придает созданию пространства.

Так заканчивается первый рассказ Торы, великой повести о сотворении мира Всевышним Творцом, Господом Богом.

А зачем вообще аШем-Элоким – Господь Бог создал наш мир?

Традиционный ортодоксальный ответ: для того, чтобы мир мог оценить величие Всевышнего, насладиться Его Творением, ибо Всевышнему под силу все, кроме восхищения Самим Собой. Бог это Великий Автор пьесы и ее Исполнитель, но Ему необходим зритель, его восхищение, его аплодисменты. Иной ортодоксальный ответ: мир создан для того, чтобы разделить необъятное совершенное добро Бога с миром вообще и с человеком в частности, чтобы сделать человека причастным к Богу.

Можно лишь до определенной степени согласиться с этим мнением. Мы помним, как Элоким-Бог удовлетворенно восклицал каждый раз после завершения определенного этапа Своего Творчества:

«И увидел Элоким, что свет это хорошо!» Первый день;

«И увидел Элоким, что хорошо!» Третий день;

«И увидел Элоким, что хорошо!» Еще раз в Третий день;

«И увидел Элоким, что хорошо!» Четвертый день;

 «И увидел Элоким, что хорошо!» Пятый день;

«И благословил их Элоким (морских животных)...» Пятый день;

«И увидел Элоким, как хорошо» Шестой день;

«И благословил их Элоким (человека) ... Шестой день;

«И увидел Элоким все, что сотворил, и вот это все очень хорошо» Шестой день.

Так, что, как видим, Элоким не ждет похвал со стороны и вполне удовлетворен результатами своих трудов.

Пожалуй, более вероятен иной ответ: Творение это естественное Самовыражение Творца, который просто не в состоянии удержать Свой Творческий Потенциал (в том числе и потенциал Своего совершенного добра) внутри Себя, «втуне».

Я был знаком с прекрасной женщиной, моей покойной тещей. Она не могла прожить ни одного дня без того, чтобы не сделать что-то доброе, не оказать какую-то помощь, услугу окружающим. Без этого она никак не могла усидеть на месте. Ее стремление к добру для других просто рвалось из нее наружу, в окружающий мир. Нечто подобное наблюдается у многих гениальных творцов, поэтов, композиторов, художников, которые известны миру только потому, что были не в состоянии сдержать свой творческий потенциал внутри себя. Он настоятельно требует выхода и обязательно вырвется наружу, в точности так, как в Торе: «Да, будет Свет!»

По всему видно, что этот творческий потенциал не принадлежит отдельному человеку, но является достоянием всего человечества. Именно поэтому он, рано или поздно вырывается наружу.

Таким образом, наш мир – это естественное проявление скрытого необъятного потенциала Духовного источника Добра и Творчества.

Но, куда стремится вырвавшийся наружу потенциал?

Возможно Всевышний решил возвести некоторую материальную копию Своего Духовного источника, создать духовный мир, «облаченный в материю», мир, подобный себе (по образу и подобию), наделенный, как Он сам, таким же неудержимым стремлением к добру, «одухотворить материю». И для этой цели Ему нужен человек, способный перенести все атрибуты духовного мира в мир материальный. Человек это своеобразный духовно материальный преобразователь. Он осуществляет, материализует идеи духовного мира.

Не исключено, что на определенном этапе способности человека настолько приблизятся к атрибутам Создателя, что он сам начнет собственный процесс «БЕРЕЙШИТ» некоего нового мира, каких, в принципе, может быть бесконечное множество. И именно тогда Творец сможет остановить действие Своих Законов Творения, переложив все их дальнейшее осуществление на человека: «Пусть он сам теперь создает свои собственные законы творения». И вовсе не исключено, что Тора написана таким вот будущим Творцом, который смог осуществить Свой Великий Замысел и теперь в своих автобиографических воспоминаниях, названных Им «Тора Учение», делится с нами его далекими предшественниками Своим опытом Творения.

Но здесь мы заходим в своих фантазиях слишком далеко.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2915




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer5/Paricky1.php - to PDF file

Комментарии:

Беленькая Инна- А.Парицкому
- at 2013-04-09 11:22:24 EDT
К этой давней (сравнительно) публикации меня заставил возвратиться последний комментарий Геннадия Басара. Еще раньше по прочтении статьи "Тора - Портал Творца", в которой автор выводит слово портал от ивр. " פרטאל = פרט + אל = подробное изложение + божественных истин, законов природы и мира", мне показалось такое толкование некоторой натяжкой. Можно понять автора, открывшего для себя библейскую мощь, которая не может не впечатлять. Но его возвышенно-экстатический тон просто зашкаливает, и, по-моему, также несовместим с комментариями Торы, как и чисто прагматические суждения атеистов. То, что Тора предвосхитила открытие черных дыр, Большого взрыва, ДНК и многое другое, о чем говорит автор, писалось и раньше. Но автор идет дальше.
"И СОЗДАЛ ЭЛОКИМ ОГРОМНЫХ КРОКОДИЛОВ И ВСЯКУЮ ДУШУ ЖИВУЮ, КОТОРАЯ НАПОЛНИЛА ВОДЫ".
Как он пишет, "Нетрудно догадаться, что речь идет о динозаврах...большие крокодилы, динозавры были обнаружены человеком в раскопках лишь каких-то полторы сотни лет тому назад, а Тора упоминает их за три с половиной тысячи лет до их обнаружения. Как можно объяснить эту загадку? Что-то я не слышу ни от атеистов, ни от ортодоксальных верующих никаких попыток объяснить этот странный феномен". Но слово "танин" в Торе означает морское чудовище, кит, акула и пр. Оно также служит метафорой Египта: "...так сказал Господь Бог: вот Я - против тебя, Паро, царь Мицраима, большой крокодил, лежащий среди рек его..."(Иез. 29:3). Еще слово танин сопоставляется со змеем. Господь говорит Аарону: "возьми посох свой и брось Паро, он сделается змеем" (Исх. 7:9). Откуда тут "динозавры?
Когда автор пишет о происхождении первого человека, то опять отдает предпочтение описываемому в Торе : "Тора не оставляет сомнений в том, что Адам всем своим физическим существом это земля, почва". Хотя древние верования, что человек произошел из глины, имеют повсеместное распространение. Во многих языках человек так и называется "рожденный от земли", что подтверждается этимологией слов: лат. homo - человек, humus – земля, фригийское zemelis - человек, раб, zemelos – земной.
Автор совершенно не учитывает проникновения и влияния древних мифологических представлений на религиозные воззрения евреев,которые находят в них отражение. Так и с именем аШем Господь Бог, которое у финикийцев обозначало присутствие и почитание Баала в какой-либо культовой местности. По мнению автора, "Бог создает физический мир человека и Вселенной, как Элоким. И Бог создает духовный мир человека, как аШем". Как-то за всеми этими сравнительными характеристиками имен Господа(Элоким,аШем, а также Шаддай, Адонай, Элион ), которые являются отголоском почитания "баалов" отдельными племенами, теряется основное: абсолютная трансцендентность Бога как главный догмат дренееврейской мысли.
Бога невозможно даже назвать по имени: « И сказал Моисей Богу: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» [Исх. 3,13-14]. «Эта концепция Бога представляет собой столь высокий уровень абстракции, что для его достижения древние евреи, кажется, вышли за рамки мифопоэтической мысли»(Г.Франкфуот и др.).

Геннадий Басар
с. Спасско-Михайловка, - at 2013-04-08 19:20:22 EDT
В пассивном инфинитиве бе-hибаръам местоимённый суффикс мужского рода, тогда как тольдот - женского. "При сотворении их" - здесь не о эле тольдот, но о самих небе и земле.
Н. Галанов
Москва, Россия - at 2012-11-09 13:53:25 EDT
Хотел бы обратить внимание на то, что в пятый день "сотворены" и благословлены "пресмыкающиеся", обладающие коллективным сознанием! Можно понять, насколько дальше в своем развитии они ушли от человека. Про человека сказано "создадим", а потом употребляется три раза "сотворил". Путь человека - это тоже путь к коллективному сознанию! Вавилонское рассеяние имеет своей причиной то, что коллективное сознание проявилось слишком рано и не той форме, какой нужно. Именно в Вавилоне впервые появляется новая, особая, общность людей, называемая народом, но она была раздроблена и рассеяна! Можно сделать вывод, что главный закон развития человечества состоит в том, что духовное его развитие должно опережать технологическое! Поэтому любая передача нам чужих космических технологий является замаскированной диверсией против человечества, попыткой разорвать связь с Богом и погубить. Н.Галанов
Националкосмополит
- at 2010-05-10 06:08:26 EDT
Итак согласно автору через 230 лет после воскрешения мертвых для вечной жизни, кого в позоре и мучении за грехи его молящим о смерти, которая будет невозможна по оаределению, а других – наслаждающихся вечной жизнью в вечном Шабате Своем Откровения, Просветления и Инсайта НАСТУПИТ ВЕЧНАЯ СУББОТА БОГА.

Если верить в этот тренд развития, то в таких условиях стоит соблюдать Полную Субботу Торы Седьмых Дней, Месяцев, Лет, а так же 1ого и 10ого дней каждого месяца, а так же юбилейного – 59ого года.
Начать люди могут с соблюдения Новой Субботы – симметрии недель труда и свободы, дающий равный баланс этих «универсальных социальных временных квантов» принятых практически всем человечеством от ГОСПОДА.