©"Заметки по еврейской истории"
февраль 2010 года

Ицхак Арен

Недельный псалом

Перевод Юлии Вайсберг

и Владимира Вайсберга

Предисловие

На последней странице молитвенника «Аводат Израель – Служба Израеля», который был издан Ицхаком Баером из Бибриха на Рейне в 1868 году, находится таблица, в которой к каждой из 54 недельных глав Торы приписан один Псалом. Очевидно, что в некоторых ашкеназских общинах существовал обычай читать каждую субботу определенный Псалом, который связан с очередной недельной главой Пятикнижия, читаемой в Синагоге во время субботней молитвы. (В некоторых сефардских Синагогах этот обычай сохранился ещё и сегодня.)

Я попытался определить принцип, по которому мог выбираться тот или иной Псалом. Будет прослеживаться только принцип соответствия недельной главы Торы и приуроченного Псалма. Каждой такой связке посвящена одна страница текста. Читателям не следует ожидать обсуждения текста всего Псалма и, само собой разумеется, мы не будем пересказывать содержание глав Пятикнижия.

Мой дядя профессор Моше Аренд, благословенна будь память о нём, который умер в Иерусалиме в ноябре 2008 года – 20 Хешвана 5769 года, несколько лет тому назад обратил мое внимание на то, что уже Рабби Ицхак, который был раввином в общине города Тревол (Подолия), представил в его книге «Ширей ѓа Левиим – Песни левитов», изданной в 1680 году, таблицу, подобную той, что имеется в молитвеннике «Служба Израеля». Но в таблице Рабби Ицхака к каждой недельной главе Торы были приурочены несколько Псалмов, а для недельной главы «Бешалах» их число составляет – шесть! Если кто – либо захочет установить исследуемую связь для каждого такого случая, то ему придется написать второй том « Недельных Псалмов», который по объему будет значительно больше, чем сами «Песни левитов».

Ицхак Арен

Кёльн

Тамуз 5769

Июль 2009

Брейшит – Псалом 139

Полно чудес Творенье Божье

Тора начинается рассказом о Сотворении мира. Человек был создан на шестой день:

«И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» (Брейшит 1, 26-27).

К недельной главе Брейшит приурочен Псалом 139. В нём автор говорит о содействии Всевышнего в его возникновении:

«Ибо Ты устроил почки мои, соткал меня во чреве матери моей. Я славу воздаю Тебе, ибо я удивительно устроен. Дивны творения Твои, и душа моя осознаёт это вполне. Не сокрыта от Тебя сущность моя, ибо я сотворен был втайне, соткан в недрах земли.» (Теѓилим 139, 13-15).

Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что он осознаёт чудо Творения и может выразить свою благодарность.

Раввин Ш.Р. Гирш разъясняет значение выражения «...соткан в недрах земли:

«..Здесь наглядно представлено место, где положено начало земному существованию: земная подпочва, земная низина. Это самая низкая ступень, с которой определенное существо начинает движение к духовной высоте».

А. Хахам в своем комментарии к Торе видит в упоминании земли намек на сотворение первого человека и цитирует:

«И создал Бог человека из праха земного...» (Брейшит 2,7).

«И выслал его Господь Бог из сада Эдена, чтобы возделывал землю, из которой он взят» (Брейшит 3,23).

Псалом 139 живо описывает отношения, сохранившиеся между Богом и человеком:

«Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю, понимаешь мысли мои издали» (Теѓилим 139,2).

Затем автор Псалма просит у Бога помощи:

«...направь меня на путь вечности» (Теѓилим 139, 24).

Ноах – Псалом 29

Чему нас учит всемирный потоп?

В недельной главе «Ноах» мы читаем о большом наводнении – потопе (на иврите: Мабул), который пережили лишь немногие:

«И погибла всякая плоть, движущаяся по земле, из птиц, из скота, из зверей и из всех гадов, ползающих по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, из всего, что на суше, – умерло. И стер всякое существо, что на поверхности земли: от человека до скота и гада, и птиц небесных – и были стерты они с земли. И остался только Ноах и что с ним в ковчеге» (Брейшит 7, 21-23).

Слово «Мабул» встречается в рассматриваемой недельной главе двенадцать раз. Кроме этого, данное слово встречается ещё в Библии только лишь в Псалме 29:

«Бог восседал над потопом, и будет восседать Бог властелином вовек» (Теѓилим 29, 10).

Это упоминание потопа и было решающим для связи данного Псалма с недельной главой «Ноах».

По мнению Торы потоп был Божественным наказанием:

«И растлилась земля пред Богом, и наполнилась земля злодеянием» (Брейшит 6, 11).

Раши считает, что слово «растлилась» означает разврат и идолопоклонство, а слово «злодеяние» – грабёж.

Интересен также комментарий Раши к словам Всевышнего:

«...конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них» (Брейшит 6, 13).

Раши пишет:

«Приговор над ними был предопределён их злодеяниями».

Отсюда можно сделать вывод о том, что приговор не был вынесен из-за запрещённых сексуальных отношений и идолопоклонства.

Эпизод потопа очень поучителен. Он показывает, что Творец не оставляет созданный Им мир только для Себя. Когда несправедливость превзошла определённые пределы, Всевечный вмешался в ход истории и положил конец позорным деяниям. Гибель преступников наглядно показала Божью Царскую власть.

Лех Леха – Псалом 110

Задачи священника

В недельной главе Лех Леха приведены имена некоторых царей (Брейшит, 14). Один из названных царей Малки-Цедек упомянут в Псалме 110:

«Клялся Бог, и не раздумает: «Ты священник навеки по слову Малки- Цедека». (Теѓилим 110,4).

Можно предположить, что личность Малки-Цедека обусловила связь Псалма 110 с главой Лех Леха.

Малки-Цедеку посвящены в Торе три строфы:

«И Малки-Цедек, Царь Шалема, вынес хлеб и вино. А был он священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть из всего» (Брейшит 14, 18-20).

Что означает понятие «священник» (на иврите: Коэн)? Раши в своем комментарии к Брейшит 47, 22 поясняет, что обычно Коэном называют служителя Бога. Иногда этот титул получает высокопоставленное светское лицо, например жрец из города Он (Брейшит 41, 45). Раввин Гирш считает, что «Коэн – это тот, кто с помощью Учения, личного примера и символических действий влияет на людей так, что они соответствуют Божьей Воле и с готовностью отстаивают всё Божественное».

Как заметил Ф. Мельцер, интерпретаторы не едины в вопросе о том, о какой исторической личности говорит автор Псалма в цитируемых строфах. Раввин Гирш считает, что это – царь Давид:

«Духовное священничество Давида, его способность с помощью силы его песен обращать нрав и характер людей к Богу не ограничена во времени.... Его предназначение есть, с одной стороны, священническая профессия его духовных слов, с другой стороны, его царская, достойная подражания, власть в соответствии со справедливостью Божьего Слова»

Ваера – Псалом 11

Испытание праведника

Мидраш (Брейшит Рабба 54, 3) информирует о связи между недельной главой Ваера и Псалмом 11. В Торе написано:

«И было, после этих событий Бог испытал Авраама, и сказал ему:

«Авраам!» И он сказал: «Вот я!» И Он сказал: «Прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака. И пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Брейшит 22, 1-2).

Псалом 11 гласит:

«Бог испытывает праведного, а злодея и любящего насилие ненавидит душа Его» (Теѓилим 11, 5). Мидраш считает, что псалмопевец говорит здесь об испытании Авраама.

История связывания Ицхака вызывает целый ряд вопросов, но здесь рассмотрены будут только два из них. Бог, естественно, знал, что Авраам выдержит свое испытание.– Почему Он тогда, вообще, испытывал его? Ответ на этот вопрос даёт следующая Мишна:

«Десяти испытаниям был подвергнут Авраам, и все их он выдержал. Сделано это было для того, чтобы показать, сколь велика была любовь нашего отца к Богу» (Авот 5, 4).

«...ибо теперь Я узнал, что боишься Ты Бога и не пожалел своего сына единственного ради Меня» (Брейшит 22, 12).

Но почему в этой строфе речь о страхе пред Богом, а не о любви к Нему? Абраванель поясняет, что благоговение пред Божьим величием сводится в конце концов к любви к Богу. (Смотри также комментарий к этой строфе раввина И.Ц. Мекленбурга).

Имеется ещё одна точка соприкосновения между главой Ваера и Псалмом 11. И там, и здесь речь идет о наказании Всевышним богохульников. В Торе мы читаем:

«И Господь пролил дождем на Содом и Гамору серу и огонь от Господа, с неба. И перевернул города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли» (Брейшит 19, 24-25).

В Псалме написано: «Дождем прольет Он на злодеев горящие угли, огонь и серу – их доля из чаши» (Теѓилим 11, 6).

Хаей Сара – Псалом 45

Поздравления к свадьбе

Псалом 45 «Песнь любви» (Теѓилим 45, 1) был специально сочинен к свадьбе израильского царя. А. Хахам отмечает, что вопрос о личности этого царя спорен. Но эта проблема не должна нас интересовать. Мы ищем связь между недельной главой и приуроченным к ней Псалмом. И здесь, и там речь идет о женихе и невесте. Ицхак женится на Ривке (Брейшит 24, 67). Как в Торе, так и в Псалме приведены поздравления по случаю бракосочетания.

Прежде, чем Ривка покидает родительский дом, она слышит добрые пожелания. Аморай Айву критически замечает, что невесте не вручили обычные подарки (Брейшит Рабба 9, 13). Как они благословили Ривку?

«Сестра наша! Да станешь ты тысячами десятков тысяч, и да овладеет потомство твоё вратами врагов своих!» (Брейшит 24, 60). Раши поясняет:

«Ты и твое потомство должны получить благословение, которое было оглашено Аврааму на горе Мориа: «...Умножая, умножу потомство твое, как звезды небесные, как песок на берегу моря...» (Брейшит 22, 17). Господу Богу угодно, чтобы потомство это было от тебя, а не от другой женщины».

О потомстве идет также речь в поздравлениях израильского царя псалмопевцем:

«Вместо отцов твоих будут сыновья твои, ты поставишь их князьями по всей земле» (Теѓилим 45, 17).

Раввин Ш.Р. Гирш поясняет:

«Он желает ему истинного счастья супружества, которое заключается не просто в детях, а в таких детях, в которых продолжают жить родители родителей. Пусть овладеет тобой радость от того, что в твоих детях ты увидишь оживших родителей твоих. И пусть они будут настолько хороши, что ты сможешь получить от них помощь и поддержку в твоей деятельности во благо твоего народа, и ты сможешь поставить их князьями по всей стране твоей.»

Толдот – Псалом 36

Путь богохульников

В недельной главе Толдот мы читаем о близнецах Эйсаве и Яакове:

«И отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля. А Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах». (Брейшит 25, 27).

Яаков слывёт праведным человеком. Эйсава наши мудрецы часто называют богохульником (на иврите: Раша). (Смотри, например, комментарии Раши к Брейшит 30, 22 и 32, 7). Так как Псалом 36 также описывает мир богохульников, он приурочен к недельной главе Толдот.

В своих комментариях к строке:

«Эйсав пришел с поля усталым» (Брейшит 25, 27)

Рабби Йоханан (Баба Батра 16б) приводит длинный список его грехов. Раши довольствуется констатацией:

«Приблизятся дни плача по отцу, и я убью Яакова, брата моего». (Брейшит 27, 41).

По мнению псалмопевца действия богохульников предопределены отсутствием страха пред Всевышним. М. Мендельсон переводит вторую строку Псалма 36 так:

«Думается мне в сердце моем: нечестие говорит злодею: "Нет страха пред Всесильным у него"».

Уже наш праотец Авраам заметил однажды:

«...я подумал, что нет вовсе страза Божия на месте сем, и убьют меня из-за жены моей» (Брейшит 20, 11).

Псалом 36 определяет поведение богохульников следующим образом:

«Слова уст его – нечестие и лукавство, не хочет образумиться он, чтобы делать добро. На ложе своём замышляет обман, становится на путь скверный, не гнушается злом» (Теѓилим 36, 4-5).

Псалмопевец убеждён, что кажущийся, видимый успех богохульника недолговечен:

«Там падут делающие кривду, низвергнуты будут так, что не смогут встать» (Теѓилим 36, 13).

Ваеце – Псалом 3

С Божьей помощью

В поисках причинной связи между недельной главой Ваеце и Псалмом 3 мы обратили внимание на строфы обоих текстов, говорящие о том, что Бог помогает людям, испытывающим нужду и находящимся под угрозой.

В главе Ваеце мы узнаём о сне Яакова и несколько позже о сне его дяди и тестя Лавана. Всевышний сообщил Яакову:

«Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. И возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе» (Брейшит 28, 15).

Раввин Герц комментирует: «Поэтому Яаков не должен бояться угроз Эйсава.». Господь помог Яакову и во время его бегства от Лавана: «И пришел Бог к Лавану Арамейцу во сне ночном, и сказал ему: «Берегись, чтобы не говорить с Яаковом ни доброго, ни худого». (Брейшит 31, 24), Лаван рассказал Яакову об указаниях Бога, которых он строго придерживался (Брейшит 31, 29).

Псалом 3 описывает положение человека, который подвергается преследованию: «Бог! Как множились враги мои! Многие восстают на меня. Многие говорят о душе моей: «Нет ему спасения во Всесильном, вовек» (Теѓилим 3, 2-3).

Псалмопевец уверен: «Но Ты, Бог, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Теѓилим 3, 4). Строфа 6 гласит:

«Ложусь я, сплю и просыпаюсь, ибо Бог защищает меня» (Теѓилим 3, 6)..

Раввин Гирш комментирует: «В простом факте того, что он ложится, спит и снова встает, псалмопевец видит гарантию того, что Бог не отказался от него. Он обращается ко всем, кто погружен в долги и страдания и потерял надежду и оптимизм: если Бог позволяет проснуться и встать навстречу новому дню, то тем самым Он подтверждает Свою помощь в сохранении и поддержании всепобеждающих основ жизни: чистоты и радости».

В молитве «18 благословений» мы называем Бога «Царём, Помощником, Спасителем и Щитом».

Ваишлах – Псалом 140

Молитва о защите

Тот, кто внимательно прочитает недельную главу Ваишлах и Псалом 140, тот без труда установит искомую точку их соприкосновения. Как в Торе, так и в Псалме человек, чувствующий угрозу и испытывающий страх, молится пред Всевышним о защите.

Наш праотец Яаков тщательно готовился к встрече со своим братом – близнецом Эйсавом. Он повторял молитву:

«О, избавь меня от руки брата моего, от руки Эйсава, ибо я боюсь его: может быть, он придёт и убьёт меня и мать с детьми. А Ты сказал: «Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твоё как песок морской, который неисчислим от множества» (Брейшит 32, 12-13).

Раввин Ш.Р. Гирш разъясняет молитву Яакова:

«Спаси меня во имя моих детей, которым Ты обещал и предсказывал столь большое будущее».

В Псалме также звучит просьба о Божьей защите:

«Избавь меня, Бог, от человека злого, от разбойника сохрани меня. От тех, кто злое замышляет в сердце, каждый день на брань ополчаются. Язык свой изощряют, как змея. Яд аспида под устами их, истинно! Сохрани меня, Бог, от рук злодея, от разбойника сохрани меня, от тех, кто замыслил поколебать стопы мои. Высокомерные скрывают силки для меня и петли, раскидывают сеть на повороте дороги, тенета раскладывают для меня вечно» (Теѓилим 140, 2-6).

Строфа 9 гласит:

«Не дай Бог осуществиться страсти злодея, злому замыслу его не дай сбыться; Они возгордятся вовек» (Теѓилим 140, 9). Интересно, что Мидраш (Брейшит Рабба 75, 9) идентифицирует упоминаемого в данной строфе злодея с Эйсавом.

Примечательно, что мы тоже каждый день в начале утренней молитвы просим Всевышнего о защите от дерзких и злых людей.

Ваешев – Псалом 112

Приметы богобоязненных

Псалом 112, который приурочен к недельным главам Ваешев и Бехар, описывает жизнь богобоязненного и верного своему долгу человека. Уже первая строка Псалма провозглашает: «Славьте Бога. Счастлив человек, боящийся Бога и страстно любящий заповеди Его». (Теѓилим 112, 1). В Талмуде (Авода Зара 19а) представлено следующее разъяснение: «Он счастлив от самого процесса исполнения заповедей, а не от ожидаемых за это благ».

Талмуд напоминает, что подобный вывод мы находим в Мишне:

«Антигон из Сохно любил повторять: не будьте подобны слугам, которые служат своему господину за вознаграждение, будьте подобны слугам, обслуживающим своего господина бескорыстно». (Поучения отцов 1, 3).

К приметам богобоязненных относится доверие Богу: «Плохой вести не убоится он, уверено сердце его – полагается он на Бога. Твердо сердце его, не страшится, так что видит он (поражение) врагов своих» (Теѓилим 112, 7-8).

Раввин Гирш комментирует: «Это спокойствие духа известно только богобоязненным людям, верным своему долгу пред Богом и людьми».

Образец для подражания обретённому во всей полноте жизни страху пред Всевышним мы находим в недельной главе Ваешев

Иосиф, которого наши мудрецы причисляют к Цадикким (праведникам), не позволил жене Потифара склонить его к прегрешению: «И случилось после этих происшествий, жена господина его возвела взоры свои на Иосифа и сказала: ляг со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: ведь господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в руки мне. Он не больше меня в доме этом. И он не удержал от меня ничего, кроме тебя потому, что ты жена ему. А как же сделаю я это великое зло и согрешу пред Богом». (Брейшит 39, 7-9). Как поясняет Раши, нарушение супружеской верности было запрещено уже потомству Ноя (Смотри также комментарий Нахманида).

Микец – Псалом 40

Ступени доверия к Богу

Недельная глава начинается словами:

«И было, по истечении двух лет Паро снилось» (Брейшит 41, 1). Какой смысл заложен в данном указании времени? Ответ на вопрос, что означает упоминание двух лет, мы находим в комментарии Раши к последней строфе предыдущей недельной главы: «И не вспомнил начальник виночерпиев об Иосифе, и забыл его» (Брейшит 40, 23).

Раши поясняет:

«Так как Иосиф сделался зависимым от него, верил ему, что он вспомнит о нём, он вынужден был ещё два года находиться в тюрьме, ибо в Псалме 40, 5 сказано: «Счастлив муж, который избрал Господа оплотом своим и не обращался к гордецам».

Раши реферирует Мидраш (Брейшит Рабба 69, 3), который из-за кажущейся его противоречивости исследовался многими авторами:

«Счастлив муж, который избрал Господа оплотом своим» – это Иосиф. «...и не обращался к гордецам» – так как он сказал главному виночерпию: «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне Паро, то выведешь меня из этого дома» (Брейшит 40, 14), ему пришлось сидеть в тюрьме ещё два года. В самом начале Мидраш говорит, что Иосиф был человеком с большим доверием к Богу (на иврите: Битахон). Из продолжения Мидраша следует, однако, что Битахона Иосифу не хватало.

Встаёт ещё один вопрос: мы не должны полагаться на чудо. Но почему тогда Иосиф был наказан за то, что он предпринял что-то для своего освобождения? Ответ Рабби Н. Шермана гласит, что существует много ступеней доверия к Богу. Иосиф достиг очень высокой ступени, и именно поэтому он и был наказан, когда просил о поддержке человека, от которого нельзя было ждать никакой помощи. Человека, который находится на более низкой ступени по сравнению с Иосифом, никто за то, что совершил Иосиф, критиковать не будет.

Ваигаш – Псалом 48

Божий план станет действительностью

Когда Иосиф наконец признался своим братьям, он произнес слова ободрения:

«Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда. Потому, что для сохранения жизни послал меня Бог пред вами... Итак, не вы послали меня сюда, но Бог. И Он поставил меня отцом Паро и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» (Брейшит 45, 5 и 8).

Иосиф считал себя обязанным разъяснить братьям, что они, сами того не желая, помогли реализации Божьего плана.

«Много замыслов в сердце человека, но только совет Всевышнего имеет силу закона и станет действительностью». (Мишле 19, 21).

В Псалме 48 также идет речь о влиянии Бога на историю:

«Ибо вот цари собрались, но все прошли мимо. Они увидели и изумились, пришли в замешательство. Страх объял их там, дрожь как у роженицы. Восточным ветром Ты сокрушил корабли из Таршиша» (Теѓилим 48, 5-8).

Раввин Гирш комментирует: «Цари собрались вместе, чтобы захватить Иерусалим. Но также вместе они вынуждены были отступить. Представляется, что они продвинулись вперед и ждали подкрепления, которое должно было прибыть в Эрец Исраэль морем....Но Господь сотворил ураган, из-за которого корабли с подкреплением утонули. Это лишило царей, стоявших пред Иерусалимом, мужества, и они поспешно, в ошеломлении бежали отсюда».

После утренней молитвы многие евреи читают «13 Принципов Веры» Маймонида, в предпоследней строфе которого выражено твердое убеждение в том, что Божий план послать Мессию (Машиаха) станет реальностью:

«Я верю полной верой в приход Мессии, и хотя он задерживается, я жду, вопреки этому, его прихода».

Ваехи – Псалом 41

Вознаграждение за посещение больных

Как в недельной главе, так и в приуроченном к ней Псалме 41 речь идет о посещении больных (на иврите: Бикур Холим).

В Торе мы читаем:

«И было, после этих событий сказали Иосифу: вот, отец твой болен. И он взял двух сынов своих, Менаше и Эфраима. И навестили Яакова, и сказали: вот, сын твой Иосиф приходит к тебе. И скрепился Израель, и сел на постели. И сказал Яаков Иосифу: Бог Всемогущий явился ко мне в Лузе...» (Брейшит 48, 1-3).

Мидраш, который упоминает в своем произведении «Пне Барух. Бикур Холим Кехилхато – Лицо Баруха. Посещение больных по Галахе» раввин Б.П. Голдберг, выводит из процитированного пассажа Торы следующее правило: посетитель не должен являться в комнату больного внезапно, ибо тот может стыдиться чего-то. Приходить следует только после предварительного уведомления.

Вторая строфа Псалма 41 гласит:

«Счастлив тот, кто разумно заботится о больном – в день бедствия избавит его Бог» (Теѓилим 41, 2).

Слово «его» может относиться как к больному, так и к его посетителю. Кого спасёт Бог? Рав в Талмуде (Недарим 49а) интерпретирует наше предложение следующим образом: «Кто посещает больного, тот будет спасен от суда чистилища».

Талмуд, однако, вопрошает далее: «…а каково его вознаграждение на этом свете?» В качестве ответа цитируется третья строфа рассматриваемого Псалма: «Бог хранит его и бережёт ему жизнь, прославлен будет он на земле, Ты не отдашь его на произвол врагов его» (Теѓилим 41, 3). (Смотри также комментарий Раши).

На то, что посещение больных приносит двойное вознаграждение, нам указывает пассаж из утренней молитвы: «Вот дела, за которые человек будет вознаграждён на этом свете, и плоды которых он будет вкушать в мире грядущем». Далее следует перечень, где среди прочих упомянуто Бикур Холим.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2537




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/Vajsberg1.php - to PDF file

Комментарии:

Борис Э.Альтшулер
- at 2010-02-09 17:23:01 EDT
Прочитал с большим интересом и, что особенно важно, с большим удовольствием. Особенно должен подчеркнуть легкий и прямо-таки воздушный перевод исключительно сложной материи Талмуда и Комментариев дочерью и отцом Вайссбергами.

Отличная публикация. Поздравляю!