©"Заметки по еврейской истории"
февраль 2010 года

Евгений Майбурд

Пурим: Тайна, Величие, Глубина

Велико отмщение, ибо стоит между двумя

 именами Всевышнего,  как сказано (Теѓилим 94:1):

«Бог отмщения Господь»

(Талмуд)

Когда наступает Адар, увеличивают веселье.

(Талмуд. Мегилла)

Не ходите, девки, замуж

За Ахашверошева!

Я попробовала раз –

Ничего хорошего!

(Из пуримшпилей нашего времени)

«Вряд ли возможно неопровержимое доказательство, что Бог есть», – сказал, по преданию, некий австрийский император, любивший пофилософствовать со своим секретарем. «Не скажите, Ваше Величество! – ответил тот. – А евреи?»

Историческая судьба нашего народа, его выживание в тяжелых условиях на протяжении тысячелетий – без государства, без национально-политического центра, во враждебном, большей частью, окружении, когда исчезали напрочь не только великие империи, но и сами народы, их создавшие, – египтяне, вавилоняне, персы, греки, римляне... – все это действительно не получило до сих пор рационального объяснения. Ничего не смогли с этим поделать ни Г. Гердер, ни О. Шпенглер, ни А. Тойнби – великие систематики истории народов. Все-все укладывалось в их схемы – кроме евреев. Загадка истории... Зато для религиозно-ориентированного ума здесь нет проблемы и нет загадки, а есть исполнение обещания Бога, данного им в Торе и через пророков. И здесь – прямая связь с наступающим праздником.

События Пурима

На третий год своего царствования над огромной империей, унаследованной от Вавилона, царь Ахашверош устроил пир – сперва для придворных, а затем для всего народа столицы. Когда же он совсем надрался, он приказал царице, которая была очень красива, явиться перед гостями в своем царском венце. Но царица Вашти почему-то отказалась и была низложена за это. Чтобы выбрать новую царицу, был устроен «конкурс красоты» (где был только один судья – царь). «Мисс Империя» стала еврейка Эстер, которая, следуя наказу Мордехая, ее дяди и приемного отца, скрыла свое происхождение. Однажды Мордехай пришел к царским воротам справиться о здоровье Эстер и случайно подслушал, как двое придворных сговаривались убить царя. Он донес куда следует, дело было расследовано, заговорщики казнены, и об этом была сделана запись в хроники.

После этого царь почему-то возвеличил Амана, которому все кругом должны были кланяться, став на колени, а Мордехай не делал этого, объявив, что он – еврей. За это Аман задумал истребить всех евреев империи. «И сказал Аман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов, но обособленный; и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит терпеть их присутствие. Не угодно ли царю предписать, чтобы их уничтожить, а я дам исполнителям десять тысяч талантов серебра». Царь ответил: вот тебе перстень-печатка, отдаю тебе этот народ, и делай, что хочешь. И был издан указ: «Сатрапам царским и начальникам провинций над каждой из них, и сановникам каждого народа, каждой провинции – написано было именем царя Ахашвероша и скреплено печатью перстня царского... – чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев – от отрока до старца, и детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день месяца Адара., а имущество их разграбить! И царь с Аманом сели пить вино.

Мордехай сообщает новость Эстер и велит идти к царю умолять отменить указ. Та отвечает, что, по закону, тот, кто явится к царю без вызова, будет немедленно казнен, а царь не звал ее к себе уже тридцать дней. На это Мордехай говорит: «Не думай, что ты одна спасешься, когда всех нас будут уничтожать. Как знать, может ради такого момента ты и стала царицей!». Тогда Эстер предложила всем евреям поститься три дня и на третий день пошла к царю. Неожиданно царь был с ней милостив и спросил, чего бы она желала. Просьбой Эстер было: придти назавтра на пир вместе с Аманом. Во время пира царь опять спросил, чего она хочет, и она сказала, что назавтра устроит еще один такой же пир. Аман пошел домой и опять увидел Мордехая. Перед друзьями и женой он стал хвалиться своим величием в империи (даже сама царица пригласила его одного на пир с царем!), только вид Мордехая, мол, портит ему все удовольствие. Ему посоветовали приготовить виселицу в 50 локтей (выше всех строений города) и, с разрешения царя, повесить Мордехая.

А царю в ту ночь не спалось, и он приказал читать ему хроники. Когда дошло до истории с заговором, он спросил, что было сделано для Мордехая. Ему сказали: ничего. Тут является Аман (за разрешением на казнь). Царь и спрашивает его, что должно быть сделано человеку в знак особого царского почета. Аман, полагая, что речь идет о нем, предлагает нарядить того человека в царские одежды и венец, посадить на царского коня и провести по городу, возглашая: «Вот как царь почитает верного слугу!» Царь и велел ему сделать так для Мордехая. «И смотри, ничего не упусти!» – добавил он. Пришлось Аману вести коня с Мордехаем через весь город и возглашать. Придя домой, поделился своим горем, а жена говорит: «Если этот Мордехай – еврей, то не устоять тебе». Не успели они обсудить дело толком, а уже пришли придворные торопить Амана на пир к царице. На этом втором пиру Аман был изобличен. Царь поверил Эстер на слово и в гневе вышел в сад, а когда вернулся, увидел Амана у ног Эстер на ее ложе (тот умолял ее о своей жизни), усмотрел в том намерение изнасиловать царицу и пришел в ярость. «А вот и виселица, которую приготовил Аман для Мордехая!» – сказал один придворных. И царь приказал повесить на ней Амана, что было тут же исполнено. Затем Эстер снова пришла к царю, и был издан новый указ, разрешающий евреям 13 адара оказать вооруженное сопротивление погромщикам. И евреи поубивали сотни тысяч своих врагов, «но на грабеж не простерли руки своей», а 14 адара устроили праздничные пиры. С тех пор и пошел праздник Пурим, отмечаемый ежегодно 14 числа месяца Адара.

Что еще можно сказать об этом нагромождении совпадений, о случайно возникшей угрозе погрома и случайном же избавлении? Да мало ли было погромов в нашей истории (в том числе, не предотвращенных) и не было ли иных случаев избавления?

Предыстория событий Пурима

Сперва, как говорят ученые, посмотрим, какова цена вопроса. Бывшая Вавилонская, а после завоевания ее Киром, Персидская империя включала 127 провинций, как сказано в свитке, «от страны Од до страны Куш» – от Индии до Эфиопии. То есть, вся тогдашняя ойкумена. Больше евреи негде не жили. И предполагаемое уничтожение всех евреев империи означало на деле уничтожение всего еврейского народа. Ни больше, ни меньше. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА. И все – только оттого, что один-единственный еврей не стал кланяться главному вельможе? А не было ли у Амана иных мотивов?

Аман и Мордехай – антиподы в этой истории. Для каждого из них в тексте приводится родословная, что на первый взгляд представляется излишней информацией – в самом деле, что это прибавляет к изложенной истории? Про Амана сказано: сын Амедосы Агагеянина (можно сказать «Агаговича» по аналогии с «Рюриковичами», «Гедиминовичами» и т. п.). Про Мордехая сказано: сын Яира сына Шими «Кишича», из колена Беньямина. Из этого сообщения мы узнаем. что Мордехай был потомком Шаула, первого израильского царя, который был сыном Киша – главы колена Беньямина. Шаул и Агаг были царями-современниками, притом последний был главой племени амалекян. Вот куда уходят корни конфликта.

В ТАНАХе, рассказывается о том, как пророк Шмуэль направил Шаула пойти на амалекян и, по слову Бога, «воевать с ними до полного их уничтожения». Шаул все сделал, как было сказано, оставив в живых только плененного царя Агага. Наутро, узнав об этом, Шмуэль самолично убил Агага мечом. Но было поздно: минувшей ночью, сообщает предание, Агаг имел соитие с наложницей, которая впоследствии родила сына. Так был продолжен род Агага, от которого и произошел Аман. А неполное выполнение слова Бога стоило Шаулу царства – ближайшей же ночью сокрушавшийся о нем Шмуэль получил Свыше повеление идти в дом Ишая и помазать на царство одного из его сыновей, «о ком Я скажу тебе» (как выяснилось, Давида).

Ну и что из этого? Хотел потомок Агага отомстить потомку Шаула? Но ведь Шаул именно пощадил Агага, вдобавок, поплатившись за это. И не одного Мордехая хотел погубить Аман, а весь народ еврейский задумал стереть с лица земли. За отказ одного еврея преклонить колени? Откуда же и почему такая поразительная неадекватность кары? Может, Аман вспомнил про уничтожение амалекян? Кстати, чем они тогда помешали Шмуэлю?

Ничем они никогда лично Шмуэлю не мешали. Если мы верим многим другим сообщениям ТАНАХа, мы должны верить и тому, что повеление было от Бога. Пророк ничего не придумывает сам.

Дальше в прошлое

Народ Израиля только-только вышел из Египта. Этому предшествовали страшные казни египетские, а затем – чудо, когда воды Тростникового моря расступились для евреев и снова сошлись, потопив их преследователей. Предание говорит, что все окружающие народы охватил страх перед Богом Израиля и Его народом. Все, кроме одного. «И пришел Амалек и стал воевать с Израилем в Рефидиме», – рассказывает Тора. Это была та самая битва, когда – единственный раз за всю историю – Моше стоял на холме «и было: как поднимет Моше руку свою – одолевал Израиль, а если опустит руку свою – одолевал Амалек». Битва была долгой и тяжелой. «И отяжелели руки Моше, и взяли они камень и подложили под него, и он сел, а Аарон и Хур поддерживали руки его – один с одной, а другой с другой стороны, и были руки его тверды до захода солнца. И ослабил Иеѓошуа Амалеков народ силою меча». И сказал Бог, обращаясь к Моше: «Запиши это в книгу и внуши Иеѓошуа, что совершенно сотру я память об Амалеке под этим небом». А Моше пояснил: «Бог клянется своим престолом, что война у него с Амалеком из рода в род».

Так рассказано в книге Шмот, а далее, в книге Дварим говорится: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути по выходе вашем из Египта. Как он напал врасплох и перебил всех ослабевших и отставших, а ты был утомлен и измучен. И не побоялся он Бога. И будет: когда Господь твой Бог даст тебе покой от всех врагов твоих на земле, которую Господь Бог дает тебе во владение, сотри память об Амалеке под этим небом!»

Да что за дела с этим Амалеком? И откуда он взялся?

Еще дальше в прошлое

Родились у Ицхака и Ривки два сына-близнеца. Сперва сообщается: «И боролись сыновья в утробе ее». Когда начались роды, первым вышел Эйсав, а за ним, держась рукой за его пятку, Яаков. Потом состоялась известная история, когда заядлый охотник Эйсав продал свое первородство домоседу Яакову за чечевичную похлебку. «Что мне первородство, когда я каждый день рискую жизнью!» – сказал он. «И возгнушался Эйсав первородством», – констатирует Тора. Сделка весьма сомнительна в галахическом смысле, но здесь проявилась характерная черта Эйсава: в угоду сиюминутной потребности тела он способен пренебречь духовными ценностями.

Первенцем Эйсава был Элифаз, о котором в Торе рассказывается мало. Похоже, однако, он в моральном плане был еще менее разборчив. Известно, что он спутался с замужней женщиной (женой вождя племени Сеир), и та родила ему дочь Тимну. По прошествии лет, Элифаз сделал Тимну своей наложницей, и она родила – Амалека. Так появился на свет этот плод низменной похоти, адюльтера и кровосмешения – выблядок в квадрате. Особенности происхождения усугубили и заострили наследственные особенности личности. Насмешка истории – Амалек – сам стал воплощением циничной насмешки.

Амалек – это циничная насмешка над подлинными ценностями. Не только нет для него ничего святого – он глумится над всем, что свято. Настолько органично Амалеку хамство, что существование святости для него невыносимо (как кажется, неким аналогом в христианской культуре служит черт – Мефистофель). Поэтому, как только среди народов разнеслась весть о чудесах, совершенных Всевышним для Израиля, Амалек выступил, чтобы напасть. Че такое? Избранный народ? Ха-ха! Ну ща я ему врежу! И не побоялся он Бога.

Основоположник всемирного антисемитизма

О ненависти к евреям иногда говорят «зоологическая» или «животная» – подчеркивая, что чувство это, в основе своей, иррационально. Объяснения придумываются задним числом (христианские младенцы, всемирный заговор, русофобия...), первична же иррациональная ненависть.

Понятно, что Амалек и его народ были семитами, так что слово «антисемит» употреблено здесь в общепринятом сегодня специфическом значении. Ненависть Амалека к Израилю вызывается именно избранностью нашего народа. Господь выделил нас из среды народов ради выполнения мистической функции – стать, как говорит Тора, «царством священников и народом святым».

Шанс выполнить заповедь – стереть Амалека с лица земли – был предоставлен, когда разрозненные колена Израиля объединились под властью общего царя, Шаула. Но он не понял своей задачи, и Амалек был упущен. Теперь Мордехаю пришлось расхлебывать последствия. Скрестились пути потомка Шаула и потомка Агага – одному из них не жить.

Традиция объясняет, что потомство Агага смешалось с другими народами, породив оголтелых антисемитов везде, где селятся (и не селятся) евреи. Поэтому антисемитизм вездесущ и непреходящ. Когда-то многие верили, что он исчезнет в результате просвещения. Но наряду с традиционным христианским антисемитизмом возник светский – уже по признаку не религиозному, а этническому. Затем очень рассчитывали на эмансипацию. Стоит евреям выйти из гетто и нарядиться в европейские одежды, народы примут нас как братьев. Вышло точно наоборот. Наконец, Герцль и его единомышленники были уверены, что эта зараза исчезнет с появлением еврейского государства. Не говоря про арабов, что мы имеем сегодня в Европе? В наши дни секулярная мысль наконец приблизилась к пониманию, изначально присущему мысли религиозной, – что ненависть к нам иррациональна и мистична. Один как-то написал, что последний антисемит исчезнет вместе с последним евреем. Наша традиция, однако, более оптимистична – Амалек сгинет, а Израиль будет жить вечно. И Пурим – это праздник бессмертия еврейского народа.

Бог ни разу не упомянут в Свитке Эстер. Вообще. Но в нагромождении «случайностей», как это выглядит на первый взгляд, нельзя не увидеть Руку Небес. (об этом в «Заметках» можно прочесть, в частности, в моей книге «Богословие ненависти», гл.2.[1] ). А где в Торе намек на Пурим? Вот где: Дварим 31:18 – «А я сокрою совершенно лицо свое». Подчеркнутое звучит в оригинале как ѓастер эстир (возможный перевод: сокрою сокрытием) – второе слово, если убрать огласовки, пишется так же, как Эстер. По словам Рамбама, «Я сокрою» это об атрибуте милосердия Его (Хесед), «сокрытием» – и не будут видеть спасения. Вот и отсутствие Имени в тексте Свитка Эстер есть намек на сокрытие лица Его в дни описанных событий. Творец отвернулся от евреев потому, что они согрешили.

На основании словоупотребления в соответствующей части рассказа, мудрецы вывели, что Ахашверош оделся для пира в полное облачение Первосвященника, и что вино подавалось в священных сосудах, унесенных из Храма вавилонянами. А евреи охотно приняли приглашение на пир, пришли и участвовали. Всевышний «сокрыл лицо» – то есть, отвернулся от Своего народа. И на сцене немедленно возник Амалек. Кто предотвратил покушение на царя? Мордехай. Кого тут же возвысил Ахашверош? Амана.

Однако, Бог не оставил Свой народ совсем. Откуда мы знаем, что Он продолжал следить за происходящим и вмешался в ход событий, когда все висело на волоске? Решающий момент – Эстер говорит Ахашверошу: «Да придут царь и Аман сегодня» (5:4). На иврите: Яво ѓамелех ве-Ѓаман ѓа-йом. Первые буквы слов здесь составляют Тетраграмматон – непроизносимое Четырехбуквенное Имя, которое мы заменяем словом Господь. Так сокрытое Имя присутствует в Свитке. Присутствует скрытно.

***

Передо мной еще одна книга Рава Гутнера. Перевод – в этот раз на английский – и компиляция. Переводчик-составитель назвал книгу: «Пурим в новом освещении» с подзаголовком, который я использовал в названии этой статьи[2]. Там собраны 53 (!) выступления Рава в ешиве – его уроки и краткие выступления за столом пуримских трапез (двар Тора). Невозможно охватить все богатство идей книги в одной статье. Большой удачей было бы донести на русском языке хотя бы небольшую часть. Рав обращался к такого рода аудитории, где многое предполагалось известным и понятным без особых пояснений. То, что следует ниже – мой пересказ с пояснениями и добавлениями, полученными мной из других источников. Цитаты из ТАНАХа даются болдом без кавычек, цитаты из Талмуда и других раввинистических книг – обычным шрифтом в кавычках. Транслитерация ивритских слов и выражений дается курсивом. Примечания в конце текста – мои. Некоторые (возможно, не все) неточные ссылки на текст ТАНАХа в англоязычном тексте исправлены, ссылки на другие источники не удалось проверить. Абзацы, данные курсивом, представляют мое собственное добавление к пересказу текста книги.

Сущность вражды Амалека

Какой народ самый презренных их всех? Конечно, Амалек. Все существо его – циничная насмешка и издевательство. Амалек – первый среди народов, но конец его – гибель (Бамидбар 24:20). Вторая часть стиха описывает Конец Времен, когда все народы мира признают правду и истинные ценности, исправятся и освятятся. Как писал РАШИДварим 6:4), все народы признают Единого Бога и примут Его Царство, кроме одного – Амалека. Он не способен к духовному исправлению. Сущность его – глумление и цинизм, для него ничто не имеет значения. Что важно, что свято для других, для него пустой звук. Поэтому он будет уничтожен.

Почему он назван «первым среди народов»? Амалек был первым народом, напавшим на Израиль после исхода из Египта (Шмот 17:14). Все народы по-своему враждебны Израилю, но Амалек явился его первым и самым решительным врагом.

Обещание Торы уничтожить Амалека близко соседствует со словами: …И прослышал Итро обо всем, что сделал Бог для Моше и Израиля (Шмот 18:1). Мудрецы находят такое соседство не случайным. Мидраш Шмот Раба цитирует из Мишлей: Бей глумливого, и поумнеет простодушный (19:25). Первый – Амалек, второй – Итро. Ничто, даже перспектива собственного уничтожения, не может изменить Амалека. Для циника нет ничего важного, он не восприимчив к увещеванию, он не способен измениться и возвыситься, потому что вся его картина мира – фальшивая.

При обсуждении цинизма в Талмуде (Санѓедрин 63b), «Раби Нахман сказал: по общему правилу, запрещены любое высмеивание и цинизм, кроме высмеивания идолослужения, что разрешено». Казалось бы, должно быть разрешено высмеивание всякого вообще зла. Почему же ѓалаха выделяет идолопоклонство? Рабейну Йона цитирует Мишлей (27:21): Плавильня очищает серебро, тигель очищает золото, а человек [проявляется] тем, что он восхваляет. Суть человека определяется тем, что он уважает и какие ценности ему дороги.

Например, есть два человека – ученый Торы и обычный необразованный еврей. Мы наблюдаем, как ученый с почтением встречает богатого и не встает, когда входит более крупный раввин. С другой стороны, обычный еврей с почтением встречает ученого и встает перед ним, а приход богача встречает гораздо спокойнее. Согласно рабейну Йоне, второй находится на более высоком уровне Торы, чем первый. Глубокое чувство смирения, осознание своего места и самоуважение человека находятся в прямой связи с тем, какого рода людей он уважает и ценит, с его готовностью считаться с ними и выказывать почтение.

Такие стандарты важны для человека со здоровым чувством духовно ценного. Есть, однако, такие, кто постоянно испытывает склонность к цинизму и насмешке. У них нет чувства святости, они подвластны внутреннему голосу, который толкает их отрицать самый принцип того, что на свете есть нечто важное. Для такого ничто не имеет значения, даже собственная жизнь. Человек первого типа стремится возвышать то, что важно и значимо. Циничный насмешник постоянно стремится принижать, опошлять подлинно значимые ценности.

Идем дальше. Что есть самая большая глупость и ложь цивилизации? Несомненно, служение фальшивым богам и ложным ценностям. Наиглавнейший вопрос: чему мы служим? Фальшивое божество – самая великая ложь. Нет человека, который ни во что не верит. Кто так себя характеризует, лжет себе и другим. Прежде всего, он верит, что Бога нет, но это не все. Кто не служит Богу, неизбежно поклоняется иным вещам. Он обожествляет государство, или «народ», или «вождя», или свою расу, или свою «свободу самовыражения», или «разум», или «человека» («Человека!»), или просто свое Я, или находит себе иной объект поклонения – иное фальшивое божество (так что слово «идолослужитель» употребляется здесь в самом широком смысле). В общем и целом, он придает наивысшее значение пустым понятиям, либо вещам, пусть даже и существенным в каких-то аспектах жизни, но духовно ничтожным по большому счету.

Поклонение фальшивым кумирам – апофеоз пошлого сознания. Это не что иное, как извращение понятия возвышенного и отрицание существования духовно ценного. Оно возвышает вещи преходящие до уровня вечных ценностей, а подлинные ценности отвергает или просто не придает им значения. Идолослужитель не умеет различать между ложью и истиной, в конечном итоге – между добром и злом. Поэтому наши мудрецы выбрали издевку над фальшивыми богами образцом разрешенного высмеивания. Поощряется высмеивание зла в виде квинтэссенции и источника всяческого зла – идолослужения.

Высмеивание, представление в нелепом виде, принижает то, что другие стараются представить как имеющее важное значение и духовную ценность. Это относится ко всякому высмеиванию – в том числе, и к таким случаям, когда оно имеет самые лучшие намерения, – так как высмеивание всегда служит издевательству и использует цинизм. Издевка над фальшивыми кумирами, однако, имеет ту особенность, что она одновременно укрепляет значимость добра. Тогда как издевка со стороны идолослужителя – прямо или в конечном счете, намеренно или непреднамеренно – усиливает зло на земле.

Раби Моше Хаим Луццато (Рамхаль) пишет: «Одно циничное замечание может свести на нет сотню серьезных увещеваний» (Mesilas Yesharim – «Тропою прямодушных»). Сказано это в связи с указанием Талмуда: «Точно так же, как есть мицва провозглашать указание, которое примут всерьез, есть мицва избегать указаний, которым внимать не будут» (Иевамос 65:2). В свою очередь, это место основано на поучении из Мишлей (9:8): Не пытайся увещевать циника. Увещевать циника бесполезно, поэтому единственное оружие против него – то же, что сам он использует с большим эффектом, – издевка.

Обычно люди способны воспринимать увещевания, но такое личное качество, как цинизм, мешает проявлению этой способности. Цель увещевания – показать человеку важность исправления того, что нужно исправить, побудить человека слушать, стать серьезным, признать то, что истинно, реально и значимо в мире, центром которого является Бог. Усиливая, углубляя свое осознавание того, что является наиболее важным, человек преодолевает свою склонность высмеивать духовные ценности или отрицать их важность. Человек становимся готовым принимать увещевание.

Циник к духовности безразличен. Склонность к насмешке у него так сильна, что начисто заглушает способность чувствовать духовные ценности, важность, значимость. Насмешник не просто отвергает ваше увещевание – приверженность к цинизму отторгает увещевание вообще, значимость как таковую, важность чего-либо.

В связи со сказанным уместно обратиться к комментарию Раши на известное место «Захор» в Пятикнижии, в главе Дварим (25:17-18): Помни, что сделал тебе Амалек на пути твоем по выходе из Египта, – как он напал на тебя (на иврите: корха), убил всех твоих слабых и преследовал отставших, когда ты был уставшим и изнуренным. И не побоялся он Бога. Слово карха (от кар – холод) намекает на то, что Амалек не только напал на тебя, но также и «остудил» тебя. Все народы боялись встать на пути Израиля, но Амалек пришел и напал. Это похоже на ситуацию ванны с кипятком, в которую никто не хочет прыгать, зная, что обожжется. Вдруг приходит жлоб и прыгает туда. Он, конечно, сильно обжегся, но воду остудил, так что другим стало уже не страшно туда лезть.

Это был не просто нападение одного народа на другой – атака Амалека принизила важность и статус Израиля в глазах народов. В «Песне на море» Моше мы читаем (Шмот 15:15), что после казней египетских и особенно рассечения вод Тростникового моря, князья Эдома, вожди Моава, жители Кнаана – все испытали страх перед Богом (то есть, «приняли увещевание»). Так сказать, вскипела вода в котле. С явлением народа Израиля, в мир пришло важное, особенное в окружении ауры почтительного страха. Но Амалеку невыносимо существование чего-то особенного. И после его атаки, народы мира увидели, что Израиль может быть уязвим. Амалек создал брешь, через которую надеялся уничтожить в мире самое явление важного. В этом – коренная цель циников. Они стремятся утвердить в мире скептицизм и таким образом подорвать веру в Бога, в Его верховенство над человеком.

Амалек неподатлив на упреки, для него нет авторитетов. Кто принял увещевание (то есть понял силу и значимость Бога и миссию Израиля) – так это Итро. Поэтому и относят сюда наши мудрецы указание: Бей циника, и поумнеет простодушный. Слова и прослышал Итро они интерпретируют в том смысле, что Итро понял урок побиения Амалека.

Эйсав, предок Амалека, высмеяв первородство, показал, что для него не важны духовные ценности. Амалек идет еще дальше, стремясь выкорчевать духовные ценности из человеческой души. В Конце Дней все народы приобретут духовное совершенство, исключая Амалека: конец его – гибель. Согласно Торе, независимо от того, сколько зла в том или ином народе, все они восприимчивы к духовному увещеванию, способны, в конечном счете, принять Царство Бога и будут спасены. Кроме Амалека, чья натура – отсутствие восприимчивости к увещеванию. Когда все и вся достигнет духовного совершенства, всякое несовершенное исчезнет. Уничтожение Амалека поэтому неизбежно.

Пришел Амалек воевать против Израиля в Рефидиме (Шмот 17:8). Слово рефидим можно представить состоящим из двух слов: рифион ядаим (слабость). Амалек стремился ослабить решимость Израиля, который шел к получению Торы. Но его нападение стало возможным потому, что в Израиле уже обозначилось ослабление решимости. Атака Амалека явилась наказанием за это.

Если следовать рассказу Торы, Бог освободил униженных и забитых рабов, вывел их из Египта и, направляя Моше, создал новый народ из неоформленного сборища именно ради особой миссии. Как раз народ, дотоле не существовавший в качестве народа, без вековой традиции язычества, народ без истории был наиболее подходящим материалом для Богоизбрания. То, что народ этот с первых же дней свободы после столь несомненно явленных чудес избавления начал проявлять маловерие и ослушание (ропот об отсутствии еды, нарушение первой же субботы после повеления о ее соблюдении...), гораздо более правдоподобно, чем если бы нам сказали, что они с самого начала приняли и поняли свою миссию. Это было, в общем, еще неоформленное и необузданное скопище темных людей. Залогом формирования народа и инструментом воспитания его для предназначенной миссии стала Тора. Но когда, на пути к ней евреи проявили маловерие, тут же пришел Амалек, чтобы уничтожить народ Израиля.

Суть особой миссии Израиля, по-видимому, стать образцовым народом праведников примером для других народов. Не секрет, что и сегодня мы далеки от этого и что не достигали никогда в прошлом. Как видно у Пророков, такая вероятность допускалась. Миссия состоится только «в Конце Дней» в мессианскую эпоху. Предполагалось, однако, что евреи будут к этому стремиться, стараясь приблизить приход Машиаха посредством выполнения заповедей Торы. Вот тут на пути Израиля и встает Амалек. Пока Израиль воздевает руки к небу, он несокрушим. Когда же Израиль перестает это делать, одолевает Амалек, начиная с ослабевших (в вере) и отставших (от Торы).

Повторное получение Торы

На вопрос: «Что мы празднуем в день Шавуот?» – ответ очевиден: дарование Торы. Мы говорим: Тора – свет (Мишлей 6:23). На вопрос: «Что мы празднуем в Пурим?» следует ответ: Для иудеев был свет (Эстер 8:16). Поэтому в Талмуде сказано: «Этот свет есть Тора» (Мегилла 16b). Говоря иначе, центральный факт Шавуот – это Тора, которая определяется как свет, а центральный факт Пурима – это свет, который определяется как Тора.

В чем смысл такого различения? В ТАНАХе мы находим, как царь Давид установил правило, которое до сих пор остается еврейским законом (Шмуэль I 30:24). По окончании победоносной войны, солдатам, которые участвовали в боевых действиях, и солдатам, охранявшим обоз, причитается равная доля трофеев. И было, с того дня и впредь вменил он это в закон и в обязанность для Израиля до сего дня (30:25). Это правило царь Давид ввел в связи с войной против Амалека. Как мы знаем, «великие вещи не происходят случайно» (Маѓарал. Тиферет Исраэль 25 и Гвурот Ѓашем 19). Чтобы понять, чем вызвано введение такого правила, нужно выяснить, в чем уникальный характер войны против Амалека.

Избавление от египетского рабства было процессом подготовки к Завету и получению Торы. Этот процесс, связанный с получением Торы, эквивалентен подготовке к обращению в иудаизм. В самом деле, еврейские законы касательно гиюра выведены мудрецами из истории избавления от Египта (Иевамот 46b). Подготовка к получению Торы есть обращение в иудаизм. Во всех событиях, которые последовали после Исхода, все установления направлены на защиту и сохранение Синайского Завета. Как говорит Тора: Даже когда они будут в земле врагов их, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими – настолько, чтобы отменить Завет Мой с ними. Буду помнить Я Завет Мой с предками их, освобожденными Мною из Египта на глазах у всех народов (Ваикра 26:44-45).

Цитированное указывает, что Завет будет держаться вечно. Однако, мудрецы Талмуда учат, что во время персидского изгнания Завет оказался под угрозой. Он не обрушился благодаря Мордехаю и тем, кто был с ним (Мегилла 11а).

В книге Зоѓар (Ваикра, 73) сказано: «Святой Благословенный, Израиль и Тора составляют единый и неделимый союз». Из этого мы учим, что жизнь Торы представляет параллель к жизни еврейского народа. Два типа избавления – египетское и персидское – находят отражение в двух путях изучения Торы. Можно постигать новые вещи и понятия, а можно углублять и увеличивать понимание того, что было выучено прежде, открывать новое в изученном ранее. Точно так же, избавление от Египта привело Израиль к заключению с Богом Завета, который потребовал принятия Торы, содержавшей новые для них законы и понятия, а избавление Пурима имело следствием укрепление Завета, который давно уже существовал. Второе, можно сказать, явилось актом повторного получения Торы – восстановления и укрепления знания, приобретенного ранее.

Каким же «новым знанием» отмечено избавление от указа Амана? Впервые в своей истории евреи увидели выполнение Божественного обещания о том, что существующий Завет Торы будет сбережен и сохранен. И еще одну новую, притом важную, вещь принесли события Пурима. Имело место подтверждение иудеями своего Завета с Богом, а также массовое повторное принятие Торы. Победа над Аманом выявила решимость евреев придать изученной прежде Торе новый блеск.

Теперь можно понять, почему царь Давид после боя с Амалеком установил закон равной доли добычи для сражавшихся и для охранявших обоз – для добавляющих и для сохраняющих. Глубокий символический смысл этого закона состоит в том, что он придает равное значение тем, кто добавляет к своему знанию Торы новое знание, и тем, кто обновляет и углубляет знание, полученное ранее. Это проявлялось после каждой победы над Амалеком. Истинная добыча Израиля после первой победы над Амалеком есть Тора. Повторное принятие Торы в дни Мордехая дополняет Откровение Торы в дни Моше. В одном случае мы имеем тех, кто добавили, в другом – тех, кто охранили. Так что добыча делится поровну.

Вернемся к исходной идее. В Шавуот мы начинаем с Торы и заключаем светом: Тора – свет. В Пурим мы начинаем со света и приходим к Торе: «Свет – это Тора». Теперь можно уяснить, что все это значит. Первое принятие (в Шавуот) порождает свет Торы в нашей жизни. Этот свет производит новый (и плодотворный) отсвет, который воодушевляет наше повторное принятие Торы (в Пурим). Сформулируем по-другому: Шавуот олицетворяет Синайский Завет и принятие Торы, что порождает духовный свет: Тора – свет. От этого света проистекает самовозрождающаяся энергия, гарантирующая защиту Завета, когда он подвергается нападению. В Пурим эта энергетическая защита не только охраняет Завет, но еще и порождает новую энергию, катализируя повторное принятие Торы. Для иудеев был свет. «Свет есть Тора».

И действительно, закон остается в силе до сего дня. Равную долю получают и добывающие и охраняющие. Тора Синая и Тора Пурима одинаково важны. Много света можно получить из того, что мы еще не учили в Торе. Пурим дает нам понять, что не меньше, если не больше, света можно получить путем углубления и нового прочтения того, что мы уже учили ранее.

Пурим и Йом Кипур – одно целое

Одно из самых интересных и неожиданных озарений, связанных с Пуримом, – это то, что этот день – «близнец» Йом Кипура. Мы находим это в работах Виленского Гаона (Сефер Ликутей ѓа-Гро). Отправную точку Раби Элияѓу из Вильны находит в Гемаре (Бейца 15b): «Общая структура наших праздников такова, что они делятся на две части: половину праздника составляют обязательства перед Богом» (то есть, молитвы и специальные мицвот), «а другая половина – для нашего наслаждения» (то есть, праздничные трапезы, отдых, семья, общение с друзьями, нарядные одежды и т. д.).

Гро пишет: «Йом Кипур в эту схему не укладывается – там нет половины, отведенной для нашего личного наслаждения. В Йом Кипур мы стоим перед Богом, подражая ангелам, целиком отстраняя телесные удовольствия. В Пурим все наоборот – почти весь день так или иначе посвящается физическим удовольствиям».

Следовательно, Йом Кипур и Пурим зеркально отражают друг друга. К примеру, мы совершаем обязательную трапезу в канун Йом Кипура и постимся в самый день праздника, тогда как в случае Пурима мы постимся в канун праздника (пост Эстер) и совершаем заповеданную трапезу в день праздника. Каждый из двух предоставляет нам то, что отсутствует в другом. Их родство отражается даже на уровне названий праздников. Полное название первого из них (и мы так называем его в молитвах) – Йом ѓа-Кипурим. Отчетливо слышится: «День, как Пурим». А вместе они составляют полный праздник по стандартному формату: одна половина – для Бога, другая – для человека.

Посмакуем немного этот духовный мед. Мудрецы Талмуда обсуждают воображаемый разговор, в котором Бог как бы сводит счеты с патриархами. Он говорит: «Ваши дети грешили против меня». Ицхак отвечает: «А что, они только мои дети, но не Твои?» Затем Талмуд обсуждает грехи и заслуги детей и «цитирует» Ицхака: «Если Ты возьмешь все грехи наших детей на себя, прекрасно. Если нет, тогда половина на мне и половина на Тебе». (Шабат 88b).

Раби Ицхак Блазер (Петербургер) так раскрывает ответ Ицхака (то есть, что имели в виду мудрецы Талмуда): «Владыка Мира, открыто и известно перед тобой[3], что Твоя воля в том, чтобы выполнялась Твоя воля. Кто, что не дает нам этого делать? Дрожжи теста (дурное начало в нашем сердце) и наше угнетенное положение в чужих странах (которые создают препятствия для выполнения позитивных заповедей)». Эти препятствия – основание для предложенного Ицхаком разделения грехов пополам.

На деле, однако, «дрожжи теста» – склонность ко злу – «это сила, которую Ты же и приводишь в движение» (Брахот 32b). Были известные люди, которые обращались к Небу с подобным же упреком. Пророк Элияѓу, стоя против служителей Баала на горе Кармель, молился: Ответь мне, Боже, ответь мне! Пусть эти люди узнают, что Ты – Господь Бог, и пусть твоя воля обратит их сердца к раскаянию (Млахим I 18:37). Радак (Раби Давид Кимхи, XII-XIII вв.) так истолковывает слова Элияѓу: «Ты сам в ответе за их отступничество и служение идолам». Почему Радак мог так сказать? Потому что в другом месте[4] Бог говорит: Я побудил их согрешить (создав дурное побуждение). Так что Ицхак по праву мог сказать: половина на Тебе.

А почему Ицхак принимает половину на себя? Вот что он имеет в виду: «По правде, это же я в ответе за второй фактор (подчинение другим народам). Я родил Эйсава, который сделал возможным изгнание. Я принимаю ответственность за Эйсава» (этим заканчивается комментарий Раби Блазера).

Сказанное выше подтверждает слова Виленского Гаона. Два праздника, Йом Кипур и Пурим – «половина Богу, половина тебе». На деле, тут две половины единого целого. Это целое представляет отчаянный крик еврейской души: «Наше единственное желание – выполнять Твою волю» (но нам не дают)! Обе вещи, мешающие евреям служить Богу в полной мере – дурное начало и подчинение другим народам – должны быть выправлены. Здесь и встречаются Йом Кипур с Пуримом. Их комбинация приводит к элиминированию обоих препятствий.

Йом Кипур дает возможность исправить первую из двух причин: склонность ко злу. В этот день мы стоим перед Богом, отрешившись от наших физических нужд. Как результат нашего акцента на духовное за счет физического, наша склонность к дурному теряет свою силу. И тогда «ангел-обвинитель» в Небесном суде не имеет ни возможности, ни разрешения обвинять (Йома 20а). В Пурим устраняется другая причина наших грехов – подчинение другим народам. Это случилось в Персии, в дни Чуда Пурима: И многие народы страны… охватил их страх перед иудеями (Эстер 8:17).

Здесь мы видим реальное значение слова «Мегилла» в отношении Мегилат Эстер. Ведь у нас есть пять святых книг, называемые Мегилот – свитки[5], – но только одну мы называем Мегилла, не уточняя. Само это слово имеет второе корневое значение: «выявлять». Эстер – «сокрытое». Мегилла – «выявление», «раскрытие». Мегилат Эстер – раскрытие сокрытого. В свитке Эстер мы видим, как поступки Эстер и избавление в Пурим выявляют потенциальное желание евреев выполнять волю Бога.

Как в Йом Кипур, так и в Пурим мы говорим о «принятии на себя обязательств». В Йом Кипур мы принимаем обязательства в отношении своего поведения в будущем. В Пурим мы говорим: киему ве-киблу – евреи приняли на себя и установили (9:27). Разница в том, что в Йом Кипур мы «принимаем на себя» на будущее как результат сожаления о прошлых нарушениях, тогда как в Пурим мы «принимаем на себя» обязательства, которые мы выполняем сейчас. В Пурим нет ни слова о раскаянии.

Глубинный смысл сказанного выше состоит в том, что Пурим – это день, когда снимаются «самые серьезные основания утверждать о принуждении» – будто принятие Торы в какой-то степени было принудительным, а не результатом свободного выбора[6] (Шабат 88а). В Пурим принятие Торы было совершенно добровольным. И в этот день мы признаем со всей ясностью, что наасе ве-нишмасделаем и будем слушать (Шмот 24:7) было сказано и принято каждым евреем в полном согласии с его индивидуальностью, что это был свободный выбор.

В главе «Законы раскаяния» (Ѓилхос Тшува), часть 2, ѓалаха 4, Рамбам пишет, что сущностью раскаяния является заявление подобное такому: я больше не та личность, которая совершила те поступки – «настолько, что я даже изменяю свое имя. Другими словами, я стал другой личностью». В Йом Кипур душа выражает сожаление, объявляя: прошлые проступки исходили не от моего настоящего «я», их вызывали некие внешние силы. В Пурим, напротив, душа с гордостью заявляет, что в том давнем акте принятия Торы – это был подлинный «я». Вот почему в Пурим не приходится говорить о раскаянии.

Отбрасываются всякие сомнения касательно того, каким путем была получена Тора. Проясняется и подтверждается изначальная реальность – свободное волеизъявление. В дни Ахашвероша евреи повторно приняли Тору, словами Мегиллы – «они установили и приняли из любви, добровольно»[7] И это повторное принятие есть подтверждение добровольного характера принятия первоначального.

День, когда нет благословения на повседневные дела

Попробуем прояснить в стиле Пурима один из ѓалахических принципов Пурима. Сказано: «Всякий, кто в Пурим занимается повседневными делами, не получит благословения на такую работу» (Рамбам. Ѓилхос Мегилла 2:14).

В общем и целом, касательно наших профессиональных занятий или бизнеса, было обещано: И благословит Господь, Бог Твой, все твои усилия (Дварим 15:18). Этот стих всегда цитируется, когда мудрецы, с одной стороны, говорят, что мы обязаны полагаться на Бога, и, с другой стороны, разрешают прилагать «усилия» ради жизненных целей.

Но следует отдавать себе отчет в следующем: разрешение прилагать «усилия» по части наших повседневных дел целиком основано на нашей обязанности прилагать усилия в служении Всевышнему. Если бы соблюдение мицвот не требовало никаких усилий, нам бы не разрешили прилагать усилия для продвижения наших повседневных дел.

Из этого правила есть одно исключение. Можно заметить, что среди 613 мицвот имеется одна, притом четко сформулированная в Хумаше, которая не зависит от человеческих усилий. Это мицва Сотри память об Амалеке, то есть повеление уничтожить Амалека. Однако, даже притом, что Тора велит нам это сделать, в другом месте можно видеть, что человеческих усилий не требуется. Ибо с одной стороны Тора говорит: Сотри (Дварим 25:19), с другой стороны сказано: Я сотру (Шмот 17:14).

Так как есть одна такая мицва, где налицо отсутствие человеческих усилий, имеется также один день, посвященный радости этой мицвы, когда нет места для человеческих усилий. Если в течение года нам обещано благословение во всех наших усилиях, то Пурим – день, когда мы празднуем уничтожение Амалека, – является исключением. Поэтому сказали мудрецы: «Всякий, кто в Пурим занимается повседневными делами, никогда не получит благословенного результата от такой работы».

Как победить Амалека

Мидраш наставляет учителя Торы: «Почитай своего ученика точно так, как ты хочешь, чтобы почитали тебя». (Мехильта на Шмот 17:9). Этот принцип выводится из эпизода, когда Моше обратился к Йеѓошуа бин Нуну: Отбери людей для нас (Шмот 17:9). Йеѓошуа был учеником Моше, а тот поставил его на одну доску с собой, сказав «для нас». Эпизод имел место, когда они готовились отразить нападение Амалека. Можно задаться вопросом: почему ѓалаха, обязывающая учителя почитать своего ученика, связана с войной против Амалека?

Ответ можно найти в другом эпизоде – «завет между рассеченными тушами животных» (Брейшит 15:13). Откровение Бога Аврааму содержало, как говорится, две новости – плохую и хорошую. Первая: о страданиях Израиля в египетском рабстве, вторая: о конечном освобождении из рабства. Открывая Аврааму Свое предначертание о рабстве, Бог указал срок в виде количества лет. В пророчестве же о конечном избавлении упомянуто число поколений, которое пройдет перед этим: Четвертое поколение вернется в Землю Израиля (Брейшит 15:15). На этот факт обращает внимание Равад (Раби Авраам бен Давид, XII в.) в комментарии на Мишну Эдийос (2:9) – изгнание исчислено в годах, а избавление – в поколениях. В этом видится намек на слова Пятикнижия: Война у Господа с Амалеком из рода в род (Шмот 17:16). Вдобавок к нашей обязанности бороться с Амалеком в каждом поколении, в этой войне оказывается существенной связь одного поколения с другим. Эта связь поколений настолько важна, что она увязана со светом избавления.

Последнее подчеркнуто в Писании словами: Где разрыв, там найдешь его (Ийов 39:30). Слово халалим может означать как «трупы», так и «разрыв». Это значит, что есть особенное место, куда может пролезть Амалек, – разрыв между одним поколением и другим. Амалек добивается успеха, когда ему удается ослабить силу связи между поколениями – вплоть до того, что этим он может отсрочить конечное избавление (и день своей погибели), срок которого измеряется именно числом поколений.

Привязка поколений к избавлению имеет двойной смысл. С одной стороны – связь поколений отца и сына, с другой – связь поколений учителя и ученика. Когда Тора говорит: И научи этим словам сыновей своих (Дварим 6:7), имеются в виду оба смысла. Ученики названы сыновьями.

Последнее, в общем, стало общим местом, и в ТАНАХе нередко ученики пророков называются сынами. Но нет ли здесь какого-то более глубокого смысла? В Сифри сказано, что указание «ученики суть сыновья» – это живая душа мицвы обучения Торе. Смысл этого указания – сообщить нам, что если связь поколений отцов и сыновей создает цепочку, от которой зависит избавление, связь поколений учителей Торы и их учеников прибавляет в эту цепочку, ведущую к избавлению, дополнительное число поколений. То есть, приближает его.

Для распространения Торы необходимо создавать, привлекать учеников. И теперь мы приходим к обязанности учителя почитать своих учеников. Здесь существенна степень почитания: «Люби их, как самого себя». Чувства учителя, его щепетильность в почитании учеников создают те «узы привязанности», узы отца и сына, которые скрепляют связь поколений учителей и учеников. И это замыкает цепь числа поколений, которое должно быть исполнено до избавления.

На эту привязанность накладывается страсть Амалека втиснуться в любой разрыв, который только может возникнуть между поколениями учителей и учеников, чтобы породить отчуждение одних от других. Амалек надеется разорвать эту связь поколений, чтобы отсрочить приход избавления.

Борьба у Господа с Амалеком от поколения к поколению – это относится также и к поколениям учителей и учеников. Все сказанное объясняет, почему ѓалаха «Честь учеников должна быть так же дорога тебе, как твоя собственная» выводится из эпизода войны против Амалека. Именно тогда, в момент команды, которую он отдал Йеѓошуа идти на бой с Амалеком, Моше привязал его, своего ученика, к себе самыми тесными узами: Отбери для нас людей и иди на битву с Амалеком!

Мы любим потолковать о корнях антисемитизма у немцев, французов, русских… О чертах их национального характера, особенностях культурного наследия и пр. Что ж, Амалек существует, это данность. Об одном только мы забываем подчас – о своем собственном вкладе в историю антисемитизма. Особенно эту тему не любят наши секулярные собратья. «Те» там такие-сякие, а мы не причем, мы – пассивные объекты, мы жертвы… И все же, чем кумушек считать трудиться… В Европе XIX в. образовался, затем пошел вширь и вглубь невиданный ранее в истории разрыв между поколениями в изучении и исполнении Торы. Произошло это в силу множества причин, которые можно, однако, свести к двум известным уже нам категориям: препятствия со стороны народов мира и наша податливость к дурному началу. То был самый жестокий за всю историю разрыв между поколениями «отцов и детей». Мог ли Амалек упустить такую возможность?

В связи с темой Амалека, Талмуд цитирует: Не дай, Господи, исполниться намерениям злодея, не дай осуществиться злым замыслам его… (Теѓилим 140:9).

Дальше сказано: «Это относится к замыслам Гермамьи. Достаточно им выйти, и они бы уничтожили весь мир» (Мегилла 6b).

Раши (XI в.) комментирует: «Гермамья это страна – наследие Эйсава».

Раби Яаков Эмден[8] поясняет: «Гермамья – это Германия».

Напомним себе, что ни в V веке, ни в XI, еще не было страны, название которой звучало бы похоже на слово «Германия».

День возмездия

Ибо день отмщения в сердце моем (Йешаяѓу 63:4). Мудрецы толкуют этот стих: «Сердце Господа еще не открыло свое намерение устам» (Мидраш Зохар Тов на Теѓилим 9:2). День, когда Святой Благословенный отомстит за Израиль, скрыт в глубине Его сердца. Скрыт так глубоко, что мы не имеем даже малейшего намека на то, когда это намерение проявится. И это относится ко всем дням года… исключая Пурим – день, когда… собрались иудеи, чтобы наложить руку на врагов своих (Эстер 9:1-2). Это отмщение было возмездием Святого Благословенного.

В этот день, говоря метафорически, раздвигается завеса, отделяющая сердце Бога от Его уст. И привкус этого мы способны ощущать в разгар питья на пуримской трапезе. «Входит вино – выходит правда» (Санѓедрин 38а). Поглощение вина приводит к устранению перегородки, отделяющей сердце от уст. Сердце начинает говорить.

Мы знаем, что в тот день это произойдет снова. И празднование Пурима каждый год укрепляет нашу уверенность, что тот день скоро настанет.

Есть свидетельства тому, что главари нацистов понимали смысл этого нашего праздника. Говорят, кто-то из приговоренных на Нюрнбергском процессе перед казнью крикнул: «Пурим 46 года!» По календарю день был другой, но он знал, что для него это был «тот день». Может, и легенда. Зато точно известно, что в Пурим 53-го, на пике антиеврейской кампании, ТАСС сообщило о тяжелом приступе у Сталина. То и другое произошло без руки иудеев.

Примечания


[2] Purim in a New Light: Mistery, Grandeur, and Depth. As revealed through the writings of Rabbi Yitzchak Hutner (зцк “л). Interpreted and adapted by Rabbi Pinchas Stolper. David Dov Publications. Lakewood, NJ, 2003.

[3] Стандартная формула, означающая: «Ты знаешь».

[4] Ссылка в английском издании неверна. Правильную найти не удалось.

[5] Шир ѓа-Ширим, Рут, Эйха, Коѓелет и Эстер.

[6] Согласно одному из комментариев (не всеми принимаемому) к описанию событий у Синая, выражение «стояли под горой» понимается буквально – как если бы в случае отказа народа принять Тору (хас ве-шалом) Бог угрожал обрушить на них гору. Ущербность такого комментария видна уже потому, что принудительное принятие закона требует принуждения и в отношении его выполнения. Нет свободного выбора. Судя по всему, Рав Гутнер не принимает такое толкование.

[7] Ссылка в английском тексте отсутствует, буквально такого выражения в русском переводе найти не удалось. Это «цитата-толкование», какие нередко позволяют себе раввины в устных уроках.

[8] Рав Яаков Эмден (1698-1776) – один из крупнейших раввинов (эпоха «ахроним»). Родился и жил в основном в Германии (в молодости одно время жил на Украине). Его перу принадлежат десятки талмудических и ѓалахических книг.



Всего понравилось:0
Всего посещений: 3877




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/Majburd1.php - to PDF file

Комментарии:

Националкосмополит
- at 2010-02-14 02:39:36 EDT
Когда говорят о событиях Пурим нужно связывать Эстер не только с Мордехаем, Ахашверошем и Аманом, но и с Эзрой и Нехамией, ибо эти люди жили в одно и то же время и влияли друг на друга с переспективой на весь дальнейший глобальный исторический контекст.

События Пурим следует рассматривать, как согласованную провокацию по выявлению адресно всех врагов еврейского народа на территории всей тогдашней айкумены и их последующему уничтожению.
Прошел год с момента указа об уничтожении евреев до упредительной глобальной операции по адресному уничтожению 75000 проявивших себя еврееистязателей и еврееубийц.
В течении года эти мерзавцы приходили к домам евреев и живописали, как они перед тем, как убить евреев будут насиловать их женщин и истязать мужчин и детей.
Все 75000 доказали свою гнусность многократно и абсолютно на вебальном уровне.

Даже казнь Амана не заставила уменьшить степень мерзких намерений по отношению к евреям..

И вдруг в два дня каждый из этих тварей был персонально адресно ликвидирован евреями.

После этого народы огромной империи зауважали евреев и стали переходить в их веру.

В «головокружении от успехов» Эзра и чуть поднее Нехамия задумывают использовать постпуримское благоговение народов перед евреями за их адресно напрвленную жестокость со 100% справедливостью и КПД и изгоняют всех законных жен – гоек в Иерусалиме вместе с детьми от их законных мужей – евреев.
Цель – доказать всему миру, что у евреев, с которых мир берет пример после Пурим национальность по матери и следовательно сын Эстер – Дарий – ЕВРЕЙ со всеми вытекающими позитивными, как кажется для евреев последствиями.

В то время была реальная возможность Израилизировать всю персидскую империю, ради этого Эзра и Нехамия заставили гордых еврейских мужчин пожертвовать национальностью по отцу, но что-то не связалось.

В прошлые времена Эстер грозила бы смерть за добровольное сожительство с гоем, но жизнь развернула ситуацию так, что из символа женского позора она стала самой уважаемой женщиной еврейской истории.

Е.Майбурд -Фаине Петровой
- at 2010-02-09 16:33:42 EDT
Фаина Петрова
- at 2010-02-08 22:03:48 EDT
Спасибо - узнала много нового. Скажите, пожалуйста, как правильно произносится Амалек?

8888888888
Прямо как пишется. Ударение на последнем слоге. У ашенназов иногда можно услышать произношение "амОлек".

Фаина Петрова
- at 2010-02-08 22:03:48 EDT
Спасибо - узнала много нового. Скажите, пожалуйста, как правильно произносится Амалек?
Е.Майбурд - мои эпиграфы
- at 2010-02-08 21:41:25 EDT
Чтобы стаья успела выйти до праздника, пришлось сдать ее в последний момент такой, как она была. А была она без конкретных ссылок на Талмуд в двух эпиграфах. Написал по памяти, уточнить возможности не было, так как находился вдали от дома.
Вот ссылки:
"Велико отмщение, ибо стоит меж двух имен Всевышнего" - Брахот 33а и Сангедрин 92а.
"Когда наступает Адар, увеличивают веселье" - Таанит 29а.
Прошу прощения у всех читателей, для кого это важно.