©"Заметки по еврейской истории"
февраль 2010 года

Ион Деген

Новый Израильтянин


Николай долго размышлял, добавить ли в яичницу четвёртое яйцо. Тем временем сковородка начала издавать предупреждающие шипящие звуки. Николай не без сожаления погасил конфорку и перенёс сковородку на стол. Всё это он осуществлял, сидя на табуретке. Не хотелось надевать протез. А Сима в кухне предметы расположила так, чтобы до всего он мог дотянуться, сидя на табуретке. Словно знала, что ему предстоит остаться бобылём. И до холодильника дотянулся. Извлёк полупустую бутылку «Гольд». Не обеднел бы, конечно, покупая «Абсолют» или «Смирновскую». Пенсия позволяет. Но его и эта водка устраивает вполне. Тоже мне, аристократы интеллигентные! Разный вкус они в водке находят! Говнюки! На завтрак сейчас он допьёт оставшееся в бутылке. Главное – со всей жратвой не забыть купить сегодня новую.

Полного стакана не хватило залить опалившую его жалость к себе, когда он вспомнил о предстоящем походе в магазин за продуктами.

Вот уже больше двух недель Сима в этом… как его? И не переведёшь эту херню с иврита на нормальный язык. Да и на иврите никак запомнить не удаётся. Богадельня – не богадельня. Больница – не больница. Санаторий – не санаторий. Но питание там – будь здоров! Наверно, в цековском санатории такого не было. А уход! Что сказать. Родная мать за ребёнком не ухаживает лучше. Ему бы туда. Так ведь он же здоров. Какого хера здоров в его возрасте! А Сима болела-болела, и на тебе, доболелась до состояния, когда еле узнаёт человека, с которым прожила более пятидесяти лет. Был он там, правда, только один раз. Навестил её. А чего навещать? Узнавать почти не узнаёт. Видеть это… как его, ну, заведение это, только расстраиваешься от зависти.

Николай доел завтрак. Убирать, слава Богу, было нечего. Завалился на диван. Включил телевизор. По русскому каналу шла какая-то сотая серия о славных российских блюстителях порядка. Херня. Стал переключать каналы. Наткнулся на футбол. Красивая игра! Но кто с кем, разобрать не мог. Комментатор тарабанил на иврите. А за девятнадцать лет Николай не врубился в этот язык.

Он не узнал, чем закончился матч. Задремал. А проснулся, когда на экране два бугая уничтожали друг друга. Бокс не бокс. Борьба не борьба. Хрен его знает, что за спорт. Хулиганство сплошное. Но спорт ведь, если передают по спортивному каналу.

Захотелось жрать. А в холодильнике Антарктида. Пусто. Надо идти за покупками. Николай встал, сунул культю в культеприемник и стал застёгивать ремень. Впервые в этот день промелькнула хоть какая-то положительная эмоция. Хороший протез. Лёгкий. И нигде не давит. Умеют в этом Израиле делать протезы. В Советском Союзе ничего подобного не было у него. Ругался он, жаловался. Позволяло положение. Как-никак преподаватель в институте не хер его знает чего, а марксизма-ленинизма. При том не рядовой преподаватель. Но вся ругань и жалобы уходили, как вода в песок. Ну, переделывали, чинили. А всё оставалось, как было. Говорили, что культя бедра очень короткая, поэтому ничего нельзя поделать. Короткая! Почему же в Израиле она не короткая? Выросла, что ли? Что уж говорить про вес? Там хоть тяжёловеса нанимай, чтобы при каждом шаге поднимал эту глыбу. Почему в Израиле протез не тяжёлый?

Тут он вспомнил ещё одну гадость, связанную с советским протезом, вернее не с протезом, а с протезным заводом. Директором этого завода назначили его кореша по пехотному училищу Гошу Трубицына. Учились они в одном взводе, даже в одном отделении. Вместе стали младшими лейтенантами. Вместе, в одном телячьем вагоне выехали на фронт. До появления Гоши Николай ходил в героях. Инвалид Отечественной войны. Ко всем годовщинам получал юбилейные медали. Боевых, правда, у него не было. Только в 1985 году, к сорокалетию со дня Победы всем инвалидам; живущим в Советском Союзе, вручили орден Отечественной войны первой степени. В Израиле бывшие советские инвалиды остались без этого ордена. Оно и справедливо. Нечего было покидать Советский Союз. Предатели несчастные! Орден им! Как же! Колодка наград у Николая выглядела вполне внушительно. А что они значат? Ну, не все же такие специалисты, чтобы понимать.

И тут появился Гоша, который в 1956 году был демобилизован в звании майора. И рассказывал людям, сокрушаясь, как они с Николаем ехали на фронт после училища, как разбомбили их эшелон, как у Николая оторвало ногу. А его даже не задело. Повезло. На фронте он дослужился до старшего лейтенанта, до командира роты.

Так открылось, что Николай вообще не воевал, а права качал на полную железку, как если бы без его героизма не состоялась победа. Неприятные воспоминания.

В Израиле никто не интересовался его боевым прошлым. Инвалид войны с нацизмом – и всё. Солидная пенсия. В Советском Союзе он даже не верил, что может быть такая. Протез. Притом, не чета протезу, который только умножал его страдания. Ежегодное двухнедельное курортное лечение в самых роскошных гостиницах в Тверии, или на Мёртвом море. С сопровождающим. Сима ездила с ним. Первый автомобиль, «Субару», он купил в рассрочку без налога меньше чем за двадцать месячных пенсий, в два с лишним раза дешевле обычной магазинной цены, а последующие через каждые сорок два месяца получал фактически бесплатно. Один раз даже солидно наварил на обмене. И ещё куча всяких скидок и услуг. Живи и радуйся на старости лет. Успели даже дважды попутешествовать по Европе. Организованные поездки русскоязычных групп. Родина, небось, не отблагодарила его так за ранение. И вдруг надо же такому случиться! Остался один.

Когда четыре года назад сын с женой и внуком слизнул в Канаду, он и глазом не моргнул, хотя, конечно, мечтал, что с внуком у него будут не такие натянутые отношения, как с сыном. Тот, ещё будучи учеником шестого класса, вступал с ним в политические споры. Надо же, чтобы у него, у безупречного коммуниста, у верного ленинца вырос такой антисоветчик. Это он паршивец был инициатором выезда в Израиль. Безропотная Сима не посмела бы перечить мужу.

Но тут всё сложилось одно к одному. Гласность. Перестройка. Херня. В институте ликвидировали кафедру марксизма-ленинизма. Сима в течение трёх месяцев не получала своей символической зарплаты врача-лаборанта. Военная пенсия с гулькин нос. До рабочей пенсии ещё надо было дожить. Да вообще как можно существовать на такие деньги? Вот они и полетели в Израиль.

Сын математик окончил здесь курсы программистов. На работе его оценили. Начал подниматься по служебной лестнице. Зарплата у него постепенно стала почти в три раза больше немалой отцовской пенсии. Женился на русскоязычной девушке. У них родился сын. Хер его знает, чего вдруг он решил перебраться в Канаду? Звонит обычно не чаще одного раза в месяц. Даже ещё не знает, что его мать помещена в это, как его, ну в эту больницу, что ли. У Николая нет номера его телефона. Пытался узнать у Симы во время посещения. Так ведь она даже не понимала, о чём идёт речь. Куда там! Даже мужа родного не узнала.

С трудом поставил на стоянку автомобиль, приехав из супермаркета. Долго колдовал над багажником, соображая как унести всё купленное. Придётся сделать две ходки. Загрузив холодильник, свалился на диван. Нет, что ни говори, к ношению тяжестей он не приспособлен. Даже израильский протез не спасал от боли.

Херово. Так не пойдёт. Нужна помощь. Он слышал, что в подобных случаях помогает служба социального страхования. Хрен его знает, где она находится. К тому же, мало вероятно, что в их городе в этой службе есть чиновники, разговаривающие по-русски. Придётся позвонить Эфраиму, председателю их городского комитета Союза воинов и партизан, инвалидов войны с нацизмом.

Ох, не хотелось звонить ему, но куда денешься? Дело в том, что вот уже три года он не платит в Союз членских взносов. Всего-то это один раз в год четыреста шекелей. Меньше пяти процентов его месячной пенсии. Но какого хрена! Как никак это не хер собачий, а сто восемь американских долларов. Это четырнадцать бутылок отличной водки. В прошлом году Эфраим ещё напоминал о взносах. А потом махнул рукой. Да, нехорошо как-то. И какого хрена пожадничал? Придётся всё-таки позвонить.

– Что? И от Союза, оказывается, можно помощь попросить? – съехидничал Эфраим. – А вы же сказали, что обойдётесь без этой херни, как вы выразились. Ладно, попробую что-нибудь организовать.

На следующий день Эфраим пошёл в службу национального страхования. С Рут он был в самых лучших отношениях. Он вообще сумел установить самые лучшие отношения со всеми чиновниками в городе. Более того. Все городские политики старались привлечь Эфраима на свою сторону, понимая, что кроме трехсот членов Союза инвалидов, проживающих в городе, есть еще члены их семейств и много горожан, с пиететом относящихся к этим инвалидам и не равнодушным к их голосу и мнениям. Немалый электоральный контингент. Но с Рут у Эфраима были особые отношения. Рут, вдова погибшего офицера Армии Обороны Израиля, в сердце своём вмещала всё, касающееся людей, обожжённых войной.

Рут встретила Эфраима доброй улыбкой, в очередной раз по-дружески поиздевалась над его ивритом, внимательно выслушала просьбу и пообещала немедленно заняться Николаем.

Действительно, уже на следующий день Николая посетил молодой человек, чиновник службы национального страхования. Хотя общение происходило в основном при помощи междометий и жестикуляции, чиновник составил акт о необходимости предоставить Николаю помощь в уходе в течение шестнадцати часов в неделю.

Рут внимательно прочла акт. Но ещё внимательнее выслушала молодого чиновника, артистически описавшего общение с обследуемым Николаем. Рут оценила юмор подчиненного. Вот только как подобрать женщину по уходу, чтобы избежать юмора?

Картина, нарисованная Эфраимом и чиновником, оглушила сострадающую душу. Ей хотелось добавить ещё несколько часов к шестнадцати, положенным по закону. Но как обойти закон? Рут долго и тщательно, не перепоручив подчинённым, сама выбирала женщину, которая будет обслуживать Николая. Во-первых, само собой разумеющееся, русскоязычную. Во-вторых, не очень пожилую. В-третьих, добрую, соболезнующую, которая по собственной инициативе, не глядя поминутно на часы, поможет инвалиду. Рут остановилась на интеллигентной репатриантке пятидесяти лет, в Союзе бывшей учительнице русского языка и литературы.

Ровно через неделю Рут позвонила Эфраиму:

– Понимаешь, Эфраим, у меня проблема с твоим Николаем. Женщина, которая обслуживала его, пришла ко мне со слезами на глазах и сказала, что согласна умереть от голода, но к Николаю она больше не пойдёт. Она в течение нескольких дней выслушивала разные издевательства и неприличные слова, но, как она говорит, не для того она приехала в Израиль, чтобы от подонка выслушивать жидовская морда и грязная жидовка.

– Брось, Рути. Мы иногда в своей компании так шутя называем друг друга.

– Я сказала ей именно эти слова. Но она ответила, что даже в устах еврея это не весьма остроумно, хоть и не обидно. А когда, как она сказала, подлая грязь, от которой она сбежала из России, выплёскивается в Израиле русским мерзавцем, то этому просто нет названия.

– С чего она взяла, что он русский?

– Я проверила в министерстве внутренних дел. Он русский.

– Хорошо. Я поговорю с ним.

–Ты поговоришь. Но что мне делать. Ни одна женщина не хочет идти к нему. Они уже узнали, что это за тип.

– Разберёмся.

Эфраим телефонному разговору предпочёл личную встречу. По пути к Николаю заскочил в супермаркет купить бутылку «Абсолюта». Николай с интересом осмотрел бутылку.

– Ну, зачем так пышно. Если уж ты решил придти не с пустыми руками, мог принести «Гольд».

– «Гольд» я пил до того, как мне определили процент инвалидности и дали пенсию. А сейчас могу себе позволить после ужина и немного хорошего марочного французского коньяка. Немного, как вы понимаете, не потому, что меня ограничивают финансы. Но речь не об этом. Русскоязычные женщины отказываются обслуживать вас.

– Это почему же?

– Им не нравится мат. А главное – антисемитские оскорбления.

– Послушай, Эфраим, мы с тобой живём в какой стране? В демократической? Так или не так? А одним из признаков демократической страны является что? Свобода слова. Так или не так?

– Свобода слова и хулиганство – понятия не однозначные. Я уже не говорю о том, что как-то несовместимо проявление антисемитизма в еврейской стране, которая платит вам почти две с половиной тысячи долларов в месяц, кроме остальных благ.

– Эфраим, мне скоро восемьдесят пять лет. Поздно лечить меня от антисемитизма. Кстати, почему ты не пьёшь?

– Я за рулём. Больше нельзя. Но не будем уходить от темы. Кроме того, у вас же и сын еврей, и жена еврейка. Вы что же, и жену называли жидовской мордой и грязной жидовкой?

– А как же!

– То-то она в бейт авоте в таком состоянии. И всё же вам придётся, как вы выразились, излечиться пусть если не от идеологии, то, по крайней мере, от её проявления вслух. У нас, как вы понимаете, тоже есть средства помочь в излечении.

– Ты, кажется, мне грозишь? Так запомни, дорогой друг, – нас, русских, ты понимаешь, не русскоговорящих, а чисто русских в Израиле около двухсот пятидесяти тысяч. Мы тебе не арабы. Вам и с ними весело. Но уж если мы организуем пятую колонну, то что от вас останется!

Эфраим увидел, что водка оказалась не лучшим аккомпанементом к этой беседе. Вскоре он ушёл, даже не напомнив Николаю о членских взносах.

Конечно, после всего оптимальным вариантом было бы отстраниться от помощи этому не лучшему члену их Союза. И всё же он позвонил Рут:

– Ты знаешь, Рути, я, кажется, придумал решение. Дай ему в помощники филиппинку.

– Но как без языка они будут общаться?

– Это его личное дело. Помощь ему ты обеспечила? Обеспечила. В Израиле государственный язык иврит? Иврит. Так пусть общаются на иврите. А то, что она не будет понимать его мата, так это просто замечательно. А если он будет кричать грязная филиппинка, то, в лучшем случае, она поймёт только слово филиппинка.

– Ты знаешь, Эфраим, ты просто молодец. Еще никогда у тебя иврит не был таким богатым, как сейчас.

23 октября 2009 г.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1474




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/Degen1.php - to PDF file

Комментарии:

Леонид Поляк
Нетания, Израиль - at 2011-07-30 21:56:33 EDT
Я не сомневался, что мой "комментарий" могут понять неверно у начнут приводить примеры "плохих" русских в Израиле и хороших руссских в России...:(

Господа, Вы почему-то не заметили многократно повторенных мною слов о чести, совести ипохожих светлых сторонах произведших на меня огромное впечатление в работах Ионы Лазаревича. И более всего я был поражен его великим умением бороться за справедливость там, где никто из мне известных не боролся. Он пролил мне свет на многое.

И еще более ценной была его бескомпромисная но свсех-справедливая борьба в свете его необыкновенной судьбы.
Он сумел показать истинный подход гумманиста к проблеме национализма в обществе на примере рассказов о своей необыкновенной жизни. Тема была раскрыта не просто полностью, а с великой гуманистической полнотой!!!

Зачем НА ЭТОМ ФОНЕ нужен был рассказ об этом говне!? Из силы предыдущух рассказов в России никак(!!!!!) не вытекает русофобия, хотя как раз там то ее можно было бы ожидать!
Но здесь в Израиле зачем нужен был этот Николай!? И не в документальном/документалистком произведении, а в художественном!!! Т.е. там, где априори предполагаетсячто сила образа, фантазии достигает большего накала, большего обобщения!
Ведь раз автор взял эту(!) тему, значит она его волнует на равне с другими, если не больше?!
Это его, Иона Лазаревича, ТАКАЯ(!!) тема волнует!? ТАКОГО человека - ТАКАЯ тема?
У меня объяснения нет.

Борис Дынин
- at 2011-07-30 21:34:14 EDT
Уважаемый земляк Самуил! Вы совершено правы и в своей оценке рассказа Иона Лазаревича и в своих наблюдениях о русских магазинах Торонто (и это еще провинция по сравнению с Брайтон Бич, где, как кажется, количество крестов превысило количество могендовид)
Самуил
- at 2011-07-30 21:19:28 EDT
Говорят, негативная реклама — все равно реклама. Тот случай. Отзыв господина Поляка заставил перечитать этот замечательный рассказ (от того, что Ион Деген упорно отказывается признать, что он — писатель, талант и мастерство меньше не становятся). Так вот, и при повторном чтении рассказ оставил яркое впечатление жизненной правды. Упомянутые талант и мастерство выхватывает из потока жизни, фокусирует, делает выпуклым явление, с которым каждый, наверное, сталкивался. Мне во всяком случая столько раз приходилось встречать вот таких, может не столь художественно колоритных, но однояйцевых близнецов Николая самого разного возраста и социального статуса — от старика, коротающего свой век на лавочке у "социального" дома, до молодого успешного компьютерного специалиста. Роднит их всех презрительное отношение к местному народу ("тупые канадоны", "идиоты америкосы") и невероятная гордость за свою вонючую "державу", из которой они, при всей своей гордости, свалили сюда, к "тупым"...

Мы всякий раз не преминем политкорректно упомянуть, что говорим де об отдельных плохих персонах, никак не о народе — таком душевно широком («заузить бы»), таком всемирно отзывчивом, таком расчудесном и распрекрасном. Скажу-ка, пожалуй, в диссонанс и неполиткорректно. Я общаюсь с поляками и украинцами (на их родных языках) довольно часто — предпочитаю покупать привычную еду у них (меньше обмана). Никогда, подчеркиваю, ни разу не пришлось мне услышать высокомерные, издевательские слова в адрес Канады и канадцев по-польски и по-украински. Никогда! А по-русски... будете в Торонто, заедьте в "русские" магазины на улицу Стилз. Там же и от тех же услышите о "косоглазых китаезах" и о "черножопых" которые "только с пальмы слезли", и т.д. В "русских" районах Торонто автостраховка выше — массово игнорируются ограничения скорости («какой русский не любит») — аварийность выше... В "русских" домах с тобой никогда не поздороваются в лифте, а когда ты по привычке сделаешь это, выходя услышешь за спиной: «кандон»... Могу долго перечислять (список длинный) резоны, почему я по возможности избегаю контактов и общения с русскими. Но в этом списке нет пункта национальной обиды, так сказать. Я живу в Канаде, сам недавний иммигрант и слова о «тупых кандонах" меня возмущают своей черной неблагодарностью (и тупостью), но не ранят эмоционально. Могу только представить каково это услышать от подобных "николаев" похожие словеса в адрес евреев в еврейской стране. Могу только представить...

vitakh
- at 2011-07-30 19:41:52 EDT
Уважаемый Леонид Поляк, не буду Вам обстоятельно возражать. Лишь рекомендую почитать отзывы под рассказом, где активно обсуждалась тема якобы "русофобии". Антисемитизм Николая - не обобщение, а парадокс (хотя, возможно, не столь уж редкий) психологии человека и израильской акту-алии. Николай - отнюдь не патологический урод, но, увы, - каков есть. Такова и действительность. Детали не тривиальны, не избыточны, это штрихи мастера - "картина маслом". По-моему, рассказ среди лучших у Иона Дегена.
Виктор Каган
- at 2011-07-30 18:35:21 EDT
Леонид Поляк
Нетания, Израиль - at 2011-07-30 16:03:26 EDT

А уж какими русофобами были Чаадаев, Гоголь, Салтыков-Щедрин и мн.др. :) Если не путать описание типажа/явления с отношением к народу, то Ваше удовольствие от чтения написанного Ионом Дегеном продлится и не будет омрачено, чего от души и желаю.

Леонид Поляк
Нетания, Израиль - at 2011-07-30 16:03:26 EDT
Прочитал на одном дыхании около 12-15 произведений г.Дегена на этом сайте непрерывно за 2 дня.
Буря чувств, часто слезы душили меня и гордость - есть такие люди, кто наша совесть и боль. И умеют ТАК(!!!) выразить это!
Какое огромное чувство благодарности к автору было за объяснение многих моих воспоминаний, ассоциаций. Мне - не знавшего многого в силу рождения ПОСЛЕ (1958).
Небольшие перерывы на еду и туалет - и опять к компьютеру, читать дальше этот благородный голос ЧИСТОЙ СОВЕСТИ И ПРАВДЫ. Это удивительно светлый образ человека смело боровшегося за правду и видевшего ложь и грязь даже там, где в силу традиций и воспитания я ее не замечал, но он открывал ее мне и я сразу соглашался со своей совестью - его совесть права.

И вдруг, совершенно неожиданно, этот дикий холодный душ - "Новый Израильтянин". Зачем! Зачем Вам, Ион Лазаревич, понадобилось писать этот рассказ!!!??? ВАМ!!!??? Что Вы, написавший все остальное, что я успел прочесть, хотели добавить ко всему сказанному столь сильно ранее? Что осталось недосказанным?

Вы вогнали меня в сильнейшую депрессию, потому что иначе как русофобией, я объяснить этот рассказ не могу. А объяснить его русофобией, прочитав Ваши другие произведения - не могу. И если уже такие люди как Вы в национальном вопросе не выдерживают натиска, то жить не хочется...

Остаюсь в надежде на сам не знаю что... 054-4739246.

Натан
Тверия, Израиль. - at 2010-03-02 05:08:06 EDT
Комментарий Тульвита мне напоминает ироническую песенку из спектакля Образцова: " А ты давай, давай, давай, меня перевоспитывай." Это ж какие у этого подонка трудности абсорбции? И чем они эти трудности трунее, чем у всех олим? Просто это зоологический антисемит от рождения и по ходу воспитания. Поэтому и на еврейке женился, чтобы всегда было кого мучить, так сказать, на ком оторваться, всегда под рукой. Но, повторяю, это не страшно, переживем. А, Вы, Тульвит, смотрите в корень, копайте, и докопаетесь.
Тульвит
- at 2010-02-27 04:38:06 EDT
ВЕК
- at 2010-02-26 20:30:44 EDT
"Г-н Тульвит, обсуждение литературного произведения на уровне "У меня тоже есть сосед" не совсем прилично. Зачем с интервалом в сутки повторять по содержанию один и тот же постинг?"
----------------------------------
Г-н ВЕК, но я как раз в своих комментариях возражаю против того, в чем Вы меня обвиняете. Ибо большинство читателей пишут - рассказ правдивый, мы знаем таких людей, антисемитов, приехавших в Израиль.
Но я утверждаю, что если автор говорит о мыслях и чувствах своего героя, о его внутреннем мире (а не только о его поступках с позиции стороннего наблюдателя), то он должен раскрыть главное, что характерно для внутреннего мира этого героя в этих обстоятельствах - как, когда и почему он стал антисемитом? Что на него повлияло? Вот это представляет интерес для меня как для читателя ,а не плакатное изображение фигуры с ярлыком "антисемит", изрыгающей налево и направо - "жидовская морда!"

Мы же должны бороться с антисемитизмом, а тут человек заявляет - "Поздно лечить меня от антисемитизма!" Почему?
А когда было не поздно? Если мы хотим бороться, мы должны понять причину. Вы же хотите бороться? Впрочем, Вас, по-моему, больше волнуют вопросы приличия.

ВЕК
- at 2010-02-26 20:30:44 EDT
Тульвит
- at 2010-02-26 13:15:46 EDT

Г-н Тульвит, обсуждение литературного произведения на уровне "У меня тоже есть сосед" не совсем прилично. Зачем с интервалом в сутки повторять по содержанию один и тот же постинг?

Тульвит
- at 2010-02-26 13:15:46 EDT
У меня тоже есть сосед, женатый на еврейке и допускающий антисемитские высказывания. Но это связано с трудностями абсорбции - бывшему ведущему инженеру НИИ пришлось физически работать на фабрике, пострадать от недобросовестного маклера, от хозяина предприятия и т.д.
Когда я читаю литературное произведение, мне важен внутренний мир героя, мотивировка его поступков, его психология.
Что побудило героя рассказа стать антисемитом? Что повлияло на его мировощущение? К тому же, он какой-то оголтелый до нереальности юдофоб. Я не поверю, что даже антисемит, к тому же бывший преподаватель, может сказать помогающей ему женщине - "Грязная жидовка!"
При этом в рассказе полно всяких несуразностей, можно долго перечислять.
Автор хотел проиллюстрировать понятную мысль о чуждом элементе, прибывшем в нашу страну. Но сделал это крайне неудачно.

Э. Рабинович - к рассказу И. Дегена
- at 2010-02-25 15:41:24 EDT
Образ Николая совершенно не кажется неправдоподобным, просто многие из нас встречали таких. Даже поговорка есть: "Жидов терпеть не могу, а жидовочек люблю". И я лично знал ярую антисемитку замужем за евреем.
Тульвит
Хайфа, - at 2010-02-25 14:53:05 EDT
Уважаемый г-н Деген!
Зная о Ваших заслугах, весьма сожалею о том, что по политическим взглядам мы с Вами по разные стороны баррикад. (О моих взглядах можно судить по полемике с Вашей соседкой по журналу Эллой Грайфер)

Хочу высказать критические замечания к данному рассказу.
В нем автор выступает не в качестве стороннего наблюдателя (например, соседа героя), а в качестве создателя образа.
Но в таком случае следовало бы ожидать раскрытия внутреннего мира героя, мотивирования его мысле и эмоций.
Именно это в первую очередь интересует меня как читателя.

Когда и почему стал антисемитом человек, женатый на еврейке? Трудностей абсорбции вроде бы он не испытывал.
Наоборот, речь идет о преимуществах израильской жизни.
По тексту выходит, что основная обида заключается в том, что его не взяли в бейтавод.
По моему мнению, рассказ, к сожалению, написан поверхностно и плакатно.

Натан
Тверия, Израиль - at 2010-02-24 05:59:17 EDT
Есть таких пару сумашедших в Израиле. Ну и что? Как они влияют на израильскую или еврейскую жизнь? Пенсией и льготами пусть подавятся. Переживем. Преступность из за них растет, тоже переживем. Зато сколько русских парней служат в армии! Сколько работает на стройках и других работах. это с лихвой покрывает те мелкие неприятности, которые мы от них имеем. Хотя конечно надо как-то ограничить их въезд в страну. Внуки евреев должны подавать декларацию с биографией, которую можно проверить.
Lubov Gil
- at 2010-02-23 02:19:51 EDT
Акиве!
Если Вы звонили писателю Софье Шапошниковой по поводу ее романа "После полуночи",
пожалуйста, позвоните ей снова по тел. 08-6103078. Обращаюсь к Вам по ее просьбе, ей звонил
человек, представившийся Акивой, ей необходимо поговорить с ним, но неизвестно как с ним связаться.
Любовь Гиль, Беэр-Шева.

Борис
Хайфа, Израиль - at 2010-02-22 15:33:12 EDT
Уважаемый Иона Лазаревич! Спасибо! Все точно и в целом,
и в частностях
Орлов таких встречал,а жена знает такие случаи
по работе в бейт-авот

V-A
- at 2010-02-22 08:03:25 EDT
Ион Деген
Но тут всё сложилось одно к одному. Гласность. Перестройка. Херня. В институте ликвидировали кафедру марксизма-ленинизма.
...
Упомянул я о событии тридцатитрёхлетней давности, чтобы показать Вам


Не складывается. Кафедры марксизма-ленинизма ликвидировали в
1991-м году, ещё и 20-ти лет не прошло.

Сима в течение трёх месяцев не получала своей символической зарплаты врача-лаборанта. Военная пенсия с гулькин нос. До рабочей пенсии ещё надо было дожить.

К тому времени у ветеранов войны, даже если они пошли воевать в 16 лет в 45-м
году, уже была пенсия по старости, которая в России для
мужчин с 60-ти лет.

Акива
Кармиэль, Израиль. - at 2010-02-22 06:41:21 EDT
Описанное Ионом Дегеном явление повсеместно и с годами только усиливается. Виноваты в этом:
1. Сохнут, завозящий в страну всяких Николаев, Кроликов и прочих проходимцев. Условия для завоза в страну уголовного и прочего деклассированного элемента прекрасные.
2. Поведение этих "Эфраимов" возмутительно. Зачем этим подонкам помогать?
3. Наше отношение к ним ниже всякой критики. Они на каждом шагу должны чувствовать, что они чужие здесь. Это быть может ускорит их отъезд из страны.Спасибо Ион Лазаревич за очередной хороший рассказ.

Марго
Израиль, - at 2010-02-21 16:58:22 EDT
Оказывается, фамилия Николая была Буров из рассказа Инны Иохвидович
http://7iskusstv.com/2010/Nomer2/Iochvidovich1.php

Элиэзер М. Рабинович - Иону Дегену и Елене Минкино
- at 2010-02-21 01:09:18 EDT
Рассказ хорош и живо описывает совершенно возможную и яркую ситуацию. Никакой русофобии, только николаефобия. Все же мне как-то мешает слишком большой набор слов типа "херня" и "говнюки". Мне кажется, что рассказ выиграл бы, если бы этих слов было поменьше.

У меня, однако, другой вопрос к уважаемым докторам Дегену и Минкиной. Вы оба пишите в комментариях, что хорошо знакомы с системой Битуах Леуми. Заметили ли Вы на днях анонимное письмо в Гостевой:

Письмо инвалидам с <<небольшой>> потерей трудоспособности.
- Thursday, February 18, 2010 at 06:53:11 (EST)
История моя может и не интересна большинству израильтян, людей которые могут пройти до работы пешком, постоять в очереди в супермаркете, пойти с детьми в поход на выходных, этим людям меня не понять. Я обращаюсь к тем кто ограничен в подвижности, к инвалидам, чтобы вы не повторили моей ошибки которая перевернула и разрушила всю мою жизнь...


Описана совершенно нелепая история. Не могли бы вы двое прочесть полный текст и прокомментировать? Возможно ли такое? И если возможно, может быть вы могли бы как-то проконсультировать или по-иному помочь автору? Я прошу прощения за такое делание добра чужими руками, но, не живя в Израиле, не вижу иного способв помочь человеку...

Один из Ниоткуда
- at 2010-02-14 08:58:12 EDT
Если главный герой рассказа- Николай, то, вероятно, главная проблема – это Эфраим. Я думаю, что поведение николаев и им подобных в Израиле возможно при отсутствии у эфраимов чувства собственного достоинства и уважения к себе и своему народу. Они всегда готовы подставить вторую щёку.
Хороший рассказ, жаль, что главного «героя» никто не заметил. Многие покаянием увлеклись.

Татьяна
Харьков, Украина - at 2010-02-13 12:21:25 EDT
Хороший рассказ во всех смыслах -- и литературном, и этическом.
И не вызывает он никакой ненависти к русским, как тут пишут в примечаниях - да, вот этот один такой русский инвалид (а мог бы быть и другой национальности) -- обиженный на весь мир и на жену -- это типаж, он хорошо узнаваем, т.к. проявления этой обиженности везде есть -- и в Украине, и в России -- будто чего-то им недодали. Мы и в самом деле фронтовикам не додали, но государство их приучило, что то, чего дают -- материальное -- а нуждаются они в другом, в понимании, доброте, сочувствии, сопереживании. Однако озлобленность словно стена не дает им общаться с миром. Знаю многих фронтовиков - честных, справедливых, сострадательно смотрящих на жизнь. Есть среди них и озлобленные себялюбцы -- такие, как Ваш герой. И то, каким образом социальные службы справляются с этой ситуацией у Вас -- хороший и добрый юмор. Нельзя оставить человека в беде, даже ТАКОГО человека -- в этом высшая мудрость.
Прелестный рассказа, очень поучительный.

Ион Деген
- at 2010-02-11 05:05:49 EDT
Сердечно благодарю всех, откликнувшихся на рассказ. Простите, что индивидуально отвечу только многоуважаемой коллеге Минкиной. Обязывает клятва Гиппократа.
Сразу после приезда в Израиль, когда наш материальный уровень дико понизился в сравнении с киевским, я был очень рад подработке в службе национального страхования, куда меня пригласили. Вручили книгу תחיקת שיקום с перечнем всех болезней и процентом инвалидности при каждой из них. Платили мне, можно сказать ни за что, несравнимо больше, чем на основной работе. Но однажды начальник упрекнул меня в том, что я определяю людям слишком высокие проценты инвалидности. Я спросил его, считает ли он, что ставлю неправильные диагнозы. «Упаси Господь! – Ответил он. – Но ведь ты получаешь деньги у нас». «Договорились. С завтрашнего дня я перестаю у вас работать». Никакие уговоры не заставили меня отменить это решение. Упомянул я о событии тридцатитрёхлетней давности, чтобы показать Вам, многоуважаемая коллега, что Битуах леуми я знаю изнутри, а не только всем видимую бюрократию. Меня можно упрекнуть в отсутствии художественности, в неумении писать, в непричастности к литературе, и всё это будет истиной. Но в отступлении от истины упрекнуть меня нельзя. В 150 километрах от Вашего дома прототип Эфраима установил такие отношения с руководителями служб города, что любая его просьба исполняется немедленно. От обращения в Битуах леуми до прихода к инвалиду представителя службы проходит МАКСИМУМ три дня. Вероятно, Вы уже догадались, что я имею представление о положенном количестве часов по уходу. Милая менагелет Службы в этом городе постоянно идёт навстречу инвалидам Отечественной войны. Кроме того, у неё прочный контакт с импортёрами дам из Молдавии, Украины и Филиппин. Теперь по поводу русофобии. Обвинить меня в этом может только… Нет, не нахожу нужного слова. А отношение к антисемитам у меня определённое: за пределами моей страны они меня мало тревожат. Я не могу изменить многотысячелетнего хода истории. Но антисемиты в Израйле, куда я удрал от них, вызывают у меня лютую ненависть. Их национальность для меня не имеет значения. В их число я включаю и всяких евреев Бейлиных. Марк Азов, Художник с большой буквы, безошибочно увидел это. Простите меня за подробное письмо.
Ещё раз благодарю всех, откликнувшихся на рассказ. Жаль только, что в отзывах присутствует глупый трёп, не имеющий никакого отношения к рассказу.

V-A
- at 2010-02-11 00:20:49 EDT
Фаина Петрова
прожив около 40 лет с "этническим русским", могу сказать абсолютно точно, что он не счел бы Ваш замечательный рассказ русофобским.


Уважаемая Фаина, ну зачем тревожить память вашего
замечательного мужа и говорить за него? Это ж Вы не в
первый раз делаете, не стоит, по-моему. Мне рассказ не
показался русофобским, но только по причине его очевидной
сшитости на живую нитку. Уехавший в Канаду 60-летний сын,
звонящий раз в месяц, чего стоит.

MARK FUX
Israel - at 2010-02-10 22:56:52 EDT
Ион Лазаревич Деген разместил на сайте рассказ «Новый израильтянин», никого не оставивший равнодушным.
Я не буду касаться литературных достоинств рассказа.
Кто я такой, чтобы комментировать классиков?!
Касательно фактической составляющей, то смею Вас заверить, Ион Лазаревич знает, о чем говорит. Подобное имеет место быть. К сожалению.
Неудобно говорить об этом?
Согласен.
И я испытываю неловкость при встрече с ненавидящим тебя импортным быдлом в своей стране, хэсом, как говорили у меня на родине, существующим на моей земле на мои средства.
Но это неловкость порядочного человека, который меньше всего хочет, чтобы к иноверцу относились в Израиле так, как относились они к нам там, в России, Украине и.т.д.
Обобщает ли господин Даген? Конечно, нет. Конкретная зарисовка, и я убежден с натуры или очень близко к ней.
Давайте не будем стесняться говорить правду. Такая проблема есть. Она актуальна и если кто нибудь сомневается, может заглянуть в израильские уголовные хроники «русской улицы» и составить для себя любопытный список имен и фамилий.



V-A
- at 2010-02-10 15:12:00 EDT
Валерий

Что же касаеться русских,то ответьте мне куда делись евреи Одессы(100 тыс),в городе,практически тогда русском.


Теряюсь в догадках... Впрочем, может быть его немцы с румынами заняли?

Валерий
- at 2010-02-10 14:31:41 EDT
V-A
- at 2010-02-10 13:32:31 EDT
Кончайте флудить,здесь это не канает...

V-A
- at 2010-02-10 13:32:31 EDT
Валерий
Германия

Для V-A

Не стройте иллюзий: мы жили среди убийц...


Вы - да (вы и сейчас среди них живёте), а я вообще-то русский (то бишь сам по-вашему убийца)

Валерий
Германия - at 2010-02-10 13:16:41 EDT
Для V-A
- at 2010-02-10 12:38:34 EDT

В этом скорбном списке я никого не хотел выделять,просто по привычке советской при перечислении народов-русские,украинцы,белорусы и тд.
В отношении белорусов,найдите статью,она был на сайте newswe,о судьбе белорусского местечка Добромысль,где и немцев не было,глубоко в лесах,и как соседи белорусы их
уничтожили,а был все две улицы и тех и других...
Что же касаеться русских,то ответьте мне куда делись евреи Одессы(100 тыс),в городе,практически тогда русском.
Разумееться были и другие люди,честь им и хвала,но слишком уж мало...
Не стройте иллюзийЮмы жили среди убийц...
Я не упоминал в списке немцев,тут просто все ясно...
С уважением.

V-A
- at 2010-02-10 13:14:49 EDT
Б.Тененбаум
На стороне вермахта сражалось около 2-х миллионoв советских граждан, не считая РОА и местных полицейских сил. Была, например, казачья дивизия полного состава, ей командовал немецкий офицер


Опять, подчёркиваю, я даже не о процентном составе говорю, а о абслоютном количестве. Крымские татары дали Гитлеру 10 (прописью - десять) конных дивизий.

Где, кстати, ваш комментарий по поводу неотдачи русской маме Насте фон Калманович её дочери Даниэлы. Возможно, дело в том, что Настя - русская?

Марк Азов
Нацерет Илит, Израиль - at 2010-02-10 13:13:48 EDT
А почему он русский? Я вам в Израиле среди евреев пучок таких найду.И такой же антисемит среди нашего брата не редкость. Мог бы назвать поименно.Один из типов нашей алии.Но очень противный.Ион не русских обидел, а евреев пожалел.
V-A
- at 2010-02-10 12:38:34 EDT
Валерий
Они скажут,что и у Демьянюка было тяжелое детство...
За каждым из убитых наших братьев и сестер,стоит русский,украинец,белорус,эстонец,латыш,литовец,поляк,мадьяр,француз,румын итд.


Русских практически не было, белорусов вроде вообще не было. Их уж точно было меньше, чем евреев-коллаборационистов. Я даже не про процент в народе, а про абсолютное число.
Тем не менее Виталий русских ставит на первое место среди убийц евреев.

Валерий
Германия - at 2010-02-10 12:15:19 EDT
Прекрасно написано,спасибо Ион Лазаревич!
И очень даже правдиво,чтобы не говорили политкорректные
"полезные идиоты",по верному замечанию тов.Ленина,коих
среди евреев очень много,увы...
В своем рвении понравиться русским они готовы из себя выпрыгнуть,даже уехав,боясь погромов.
Среди русских нет столько любителей Достоявского,Чехова
и других юдофобов,как среди евреев.
Они скажут,что и у Демьянюка было тяжелое детство...
За каждым из убитых наших братьев и сестер,стоит русский,украинец,белорус,эстонец,латыш,литовец,поляк,мадьяр,француз,румын итд.
Те,кто выдавали,сопровождали,вырывали котомки у идущих на смерть,грабили,насиловали,убивали...
Нетипично?Обидяться?пусть жрут свое дерьмо...
Визенталь писал,что будучи на десятках процессов не видел ни
одного раскаяния,ни одной слезинки ,а только увертки.ложь,и жалобы на плохую память.
Never more!

АЕД
- at 2010-02-10 11:05:46 EDT
Начну с того, что процитирую Елену Минкину: «мне стало страшно, что кто-то из моих русских пациентов прочтет этот рассказ». И ещё одна цитата (В. Вайсберг): «Рассказ вызывает жгучую ненависть к русским».

Первая цитата навеяла вопрос к защитникам (не Дегена, как утверждает Буквоед, а его конкретного рассказа): «Все ли из вас без зазрения совести посоветуют прочитать этот рассказ этническим русским?» Можете здесь не отвечать, ответьте себе перед очередной защитой рассказа. И если вам будет не по себе давать читать этот рассказ русским, почему вы его защищаете здесь?

Приходится вслух сказать одну вещь, которая, как мне казалось, очевидна. Увы, не совсем. Когда автор из превалирующей нации пишет о нации, предстваляющей меньшинство, надо быть очень осторожным, иначе можно обидить, оскорбить людей. Пару примеров.

Наверняка, все читали рассказ Тургенева «Жид». В самом слове «жид» в этом рассказе нет ничего отрицательного. Но Гиршель там действительно показан в весьма негативном свете.

Конечно, можно сказать, что просто показан психологический портрет, обобщением здесь не пахнет. Увы, пахнет, хотя бы из названия (подчёркивается национальность) и поведения человека.

Второй пример, не помню ни названия, ни автора. Показан дом отдыха, все хивут хорошо. Потом появляется дама с ужасным характером, которая всем портит настроение, и все вздыхают с облегчением, когда она уезжает. Всё бы ничего, но имя этой дамы что-то типа Сара Абрамовна.

Второй пример очень пересекается с рассказом И.Дегена.

Что особо страшно во всём этом – рассказ написан талантливо и очень талантливым автором. К сожалению, Ион либо не понимает ответсвенности, либо действует осмысленно. И то и другое его в этом рассазе не красит.

Кстати, он сам так и не ответил на мой первый вопрос: «Было бы ему приятно, если бы он прочёл аналогичный рассказ про Абрама в России?» Или было бы ему приятно читать рассказ про Сару Абрамовну.

А по поводу неофициальной дискриминации русских в Израиле сказано много, здесь просто проводится прямая аналогия с дискриминацией евреев в России, хотя на более низком уровне. И говорить, что такая дискриминация отсутствеует – обман или, в лучшем случае, самообман.

Специально ВЕК’у. Никто «гондурас» не расчёсывает. Просто я говорю о тактичности, избегании даже потенциально оскорбить людей. И ссылка на русскую литературу, в которой действительно есть всё, совершенно не оправдывает зеркального отражения, что «всему этому» надо следовать. И Иона Дегена никто не травит.

Буквоед
- at 2010-02-10 07:21:07 EDT
Ион Лазаревич не нуждается в моей защите: он признан классиком не "группой товарищей", заходящихся в восторге друг от друга, но, так сказать, "широкими массами": от моего отца (до 120 лет) до Евгения Евтушенко, включившего Иона Лазаревича в свою Антологию русской поэзии, публикующуюся в "Новых Известиях" по пятницам. Та же критика в его адрес: поиски русофобства и якобы несоответствия описания израильской системы социального страхования действительности - говорит всё и даже больше, об этих, с позволения сказать, "критиках".

Аврум
- at 2010-02-10 04:24:15 EDT
Отрывок из частного письма приятелю, написанного за несколько дней до публикации рассказа и без всякой связи с ними.


"...Но понаехали "русские" с воспитанным в эпоху "липовых маршалов" отношением к их ветеранству (хотя, позволю себе предположить, что, в подавляющем-подавляющем большинстве, пороху не нюхавшие, Ион Лазаревич, вот кто, действительно, уникален! А так, бывшие политработники, переводчики и т.д. Я, сирота военнослужащего, полностью искалеченного на фронте к 22 годам и не дожившего до 28, позволю себе такую резкость!). И началась израильская брежневщина: денег им, конечно, почти не давали, но в "Зарницу" на тему 2МВ заиграли и играть пpодолжают. Хотя, сколько и их осталось?.."

Марго
- at 2010-02-10 01:04:31 EDT
Берлага
- Tuesday, February 09, 2010 at 20:36:50 (EST)
Достаточно набрать в гугле "Антисемитизм в Израиле"

Зачем так далеко ходить? Когда прямо на этом сайте все есть!
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer4/Gilichensky1.htm


BEK
- at 2010-02-10 00:30:43 EDT
АЕД -Ю ВЕК´у, - Tuesday, February 09, 2010 at 23:01:12 (EST)
Я хочу от Вас услышать ответ на тот же вопрос, который я задавал другим. Если бы аналогичный рассказ был написан в России и вместо имени Николай стоял Абрам, у Вас также возникли положительные эмоции от рассказа?
Мне кажется, что рассказ нужно обсуждать здесь.
Простите, а зачем "если бы"? Русская литература богата - в ней всё есть. И далеко не всякий раз, когда не самого симпатичного героя зовут Абрамом, меня тянет заводить нудную песню об антисемитизме. Для меня быть евреем - вовсе не тот гондурас, который надо постоянно расчёсывать. Я, видимо, читал не тот, что Вы читали, рассказ. Тот, что я читал, - о человеке, оставшемся ни с чем и всю свою горечь изливающий на окружение не жалобами, а агрессией, но попробуй оторвать его от этого окружения - увидишь жалкого и беспомощного котёнка. И ещё о культуральном шоке эмиграции, продуктивно справиться с которым умеют не все и не всегда. Вполне допускаю, что кто-то из русских по национальности людей может усмотреть в рассказе чёрт-те что, но вероятность этого прямо пропорциональна склонности расчёсывать свой национальный гондурас. Однако это ещё не основание для упрёков Иону Дегену в разжигании национальной розни и недоумений, мол, как редактор это опубликовал!?

V-A
- at 2010-02-10 00:19:07 EDT
ВЕК
вполне может позавидовать жене, которой мучиться уже, дай Бог, немного осталось, и которая в тепле, прибрана, ухожена, накормлена-напоена и от стирки свободна ... И чтобы узнать это, не надо было ко мне с вопросами ходить - надо было просто читать блестящий рассказ Иона Дегена, а не ловить в тексте несуществующих блох, чтобы потрясти ими здесь. Такие дела, Виктор-Авессалом.


Виктор Евлампиевич! Давайте заглянем в текст рассказа:
Видеть это… как его, ну, заведение это, только расстраиваешься от зависти.
Вот чему завидует не слишком лирический герой рассказа
Николай. Цековскому питанию завидует! (будто на его пенсию
нельзя самому питаться очень прилично). А совсем не
тому, что жена его скоро уйдёт из жизни. Вот уж этого
тут чего нет, того нет. Мне представляется
психологически совершенно недостоверным зависть живого
человека, хотя бы и инвалида, к хоспису.

И ещё одна блоха - сын. Сколько ему лет должно быть? Под
90. Значит сыну, в Канаду уехавшему - под 60, а то и
больше. В таком возрасте в Канаду не берут.

A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2010-02-09 21:34:44 EDT
Дорогой Ион Лазаревич!
Поздравляю с превосходным реалистическим рассказом! Такие люди встречались в нашей иммиграции в Америке, есть они и в Израиле. Большинство русских мужей, известных мне - достойные люди, нашедшие своё место в Израиле и в Америке.Но и о таких я знал, а некоторых даже встречал. Но какая паника поднялась среди политкорректных читателей и авторов! Почему? Ведь если их и не заподозрят в "русофобии", то лучше о них думать не будут те, о реакции которых они беспокоятся. Нормальные русские люди прочтут - и посмеются! А ненормальные...всё равно больше любить не станут и политкорректных, потому, что они евреи.Так что опасаться абсолютно не чего и не из-за чего. Отлично, психологически точно написано. Великолепная проза!Спасибо! Ваш Артур.

Интернет все стерпит, пока Редактор терпит V-A
- at 2010-02-09 21:26:38 EDT
V-A
- Tuesday, February 09, 2010 at 20:53:14 (EST)
Скажите, Виктор Евгеньевич, а может человек, пусть и в 85
лет, завидовать смертельно больной жене, так как бытовые
условия в её больнице лучше, чем дома?
.........................................
А может ли еще кто-либо задать более идиотский вопрос, как будто герой рассказа завидует болезни жены?

ВЕК
- at 2010-02-09 21:19:09 EDT
V-A
- Tuesday, February 09, 2010 at 20:53:14 (EST)

Достаточно много имею дело с людьми этого возраста и могу заверить, что они испытывают всю гамму человеческих чувств и переживаний, которая отнюдь не укладывается в представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Человек, уставший от жизни, ограничившей круг его активности бытом и превратившейся в пытку - болью, одиночеством, разрушенной сказкой о собственной жизни ... ..., вполне может позавидовать жене, которой мучиться уже, дай Бог, немного осталось, и которая в тепле, прибрана, ухожена, накормлена-напоена и от стирки свободна ... И чтобы узнать это, не надо было ко мне с вопросами ходить - надо было просто читать блестящий рассказ Иона Дегена, а не ловить в тексте несуществующих блох, чтобы потрясти ими здесь. Такие дела, Виктор-Авессалом.

V-A
- at 2010-02-09 20:53:12 EDT
ВЕК
при чтении этого бреда (nothing personal - говорю только о текстах).


Скажите, Виктор Евгеньевич, а может человек, пусть и в 85
лет, завидовать смертельно больной жене, так как бытовые
условия в её больнице лучше, чем дома?

Берлага
- at 2010-02-09 20:36:50 EDT
Мои две копейки.

Претензии к Дегену, что в рассказе есть русофобия, совершенно нелепы.
Обвинять Дегена в типизации так же глупо: если из факта, что герой - антисемит следует, что вся славянская община антисемиты,
то так же и следует, что вся славянская община - одноногие инвалиды, бывшие преподаватели марксима-ленинизма и всем им 85 лет.
Да, большинство неевреев в Израиле из бывшего СССР нормальные люди, желают адаптироваться к стране, законопослушны и не причиняют соседям неприятностей. Однако в Израиле существует антисемитизм и по этому поводу написано много чего. Достаточно набрать в гугле "Антисемитизм в Израиле" и гугл выдаст почти 500 тысяч линков. Есть активные антисемиты, есть бытовые антисемиты, кто-то собирается в славянские этнические объединения неаппетиной направленности, а кто-то просто скажет "жид" соседу и сколько их 1 процент неевреев или 10 непонятно, но это статистически значимое меньшинство. Делать вид что данного меньшинстава нет?
Кстати герой рассказа и не выписан одними черными красками.
Преподаватель марксима-ленининизма и не рядовой, тем не менее женат на еврейке и прожил с ней всю жизнь, хоть это явно и не помогало карьере. Значит любил.
А то что он типичный хомо советикус, так и что ж: воспитание, пропоганда...Чего вы от него хотите.
Тем не менее первые два критические замечания Минкиной правильны, зато критика их Герцманом не по существу. Специфика должна быть точной. Имя героя может быть Николай или Петр или Иван, но раз положено инвалиду, чтобы ему помогали 9 часов, а не 16, так и не надо приукрашивать реальность. Что такое есть израильская бюрократия в действии достаточно хорошо известно.
Да и открытый антисемитизм героя мало убедителен. Подобное хамство от бывшего преподователя марксизма-ленинизма мало ожидаемо.
Они люди с гибкими принципами. Как в анекдоте:
"У коммуниста спросили ты колебался в своих убеждениях? Да, - ответил он - но вместе с генеральной линией".
От бывшего проподавателя марксизма-лениизма скорее ждешь, что он наоборот станет показным израильским патриотом и показным противником антисемитима. А тут поступать себе в убыток...Не идиот же он. По рассказу не идиот.
По рассказу он демагог, рассуждает о свободе слова. Но свобода свободой, но он зависим от конкретных людей и посему не должен бы с ними портить отношения.

V-A
- at 2010-02-09 20:34:21 EDT
Б.Тененбаум

Если бы г-жа Бeльфер была бы англичанкой, вы думаете, ей сошло бы с рук сознательное участие в похищении ребенка ?

Конечно. Вот сестру Анастасии Калманович, англичанку по
второму паспорту, в тюрьму не сажают за то, что она не
отдаёт Настю родной матери. Напротив, родную мать Насти, русскую, с
полицией выводят из школы, когда она приехала встретиться с
дочкой.

Такого рода случаи, увы, переполняют страницы газет - вроде увоза сына через российскую границу каким-то финном в Финляндию - против воли его российской жены, но при содействии финского консула. Которого обьявили персоной non grata.
Борис, Вы не понимаете разницу между быть персоной non grata и сидеть
в тюряге?

ВЕК
- at 2010-02-09 17:45:42 EDT
Рассказ может нравиться или не нравиться - он не выигравший полсотни миллионов билет Суперлото, чтобы нравиться всем подряд. Но все те претензии, которые здесь предъявляются Автору и Редактору, читать стыдно и противно, как стыдно и противно было читать травлю Иона Дегена за одно из лучших (если вообще не лучшее) стихотворение о войне - мародёр-де и учит мародёрству. По существу, вторая серия "Ату его, он сеет национальную рознь и оскорбляет русский народ!". Охолоньте, господа! В какой-нибудь паршивой фашиствующей газетёнке типа "Дуэли" не удивился бы увидеть, но когда всё это пишут грамотные (и немало), разумные люди, не впервые в жизни читающие художественную литературу и даже сами пишущие ... нет слов. Хочу только верить, что мудрость и чувство юмора Иона Дегена охранят его от царапин на душе при чтении этого бреда (nothing personal - говорю только о текстах).
Aschkusa
- at 2010-02-09 16:51:33 EDT
Хороший рассказ, и тема очень злободневная. Художник Деген направил свой прожектор на больную проблему общества. Откуда взялась вся проблема неонацистов и русского бандитизма в Израиле, откуда пошла дедовщина в израильской армии? Это вот все такие герои рассказа Дегена... Не надо путать палец с задницей. Ион Деген пришел и назвал вещи своими именами.

У нас почти у всех есть русские, украинские, латышские и иных национальностей друзья, которые морально на много голов выше некоторых еврейских подонков. Я знавал одного чудесного, доброго украинского парня, который, к сожалению, не мог двух слов произнести без "жидов". При всем том к евреям тянулся, их общества искал и т.д. Никто из нас не имеет ничего против русских людей, русской культуры и ментальности. Однако допустимо назвать вещи своими именами. Такие люди сегодня в Израиле и в диаспоре есть, и они покрывают своим вонючим поносом всю "русскую" алию. С русофобией это не имеет связи.


V-A
- at 2010-02-09 16:15:05 EDT
vitakh
конкретно объяснил, почему ситуации не сравнимы.


Увы, сравнимы. В Израиле сейчас людей сажают в тюрьмы, только за то, что они русские (случай с Бэллой Бельфер, например). Полиция с прохладцей относится к делам по убийствам русских ("сами друг друга постреляли"). Я тут "русский" употребил в культурном смысле, не в этническом. До неприязни к русским в этническом смысле, надеюсь, дело всё же не доходит. (Хочется верить что и ув. автор Иона Деген тоже имел в виду именно культурную идентичность)

V-A
- at 2010-02-09 15:40:07 EDT
Э. Левин – АЕДу

Дождитесь не "полностью аналогичного", а хотя бы несколько похожего (но реального!) случая вроде следующего:
В Москве Абрам Хаймович, надравшись самогону, зарубил топором жену, тёщу и троих своих малолетних детей, а когда явилась милиция, стал орать: "Грязные гоим, свинские хари! Наша израильская армия придёт и всех вас передушит"!


А по Первому каналу был боевик, сюжет которого - поимка (тайная, сецслужбами) "Невзлина" на Мальте и доставка его в Москву под конвоем. "Невзлина" там называют Моней, сыном Палестины ...

По поводу рассказа скажу, что никакой русский не будет завидовать жене, попавшей в больницу, какие бы там условия ни были. Вот про евреев не уверен, но надеюсь что и еврей не стал бы такому завидовать. И 16 часов в неделю с первого обращения в социалку - это сказки венского леса.

L
- at 2010-02-09 15:28:14 EDT
Отличный рассказ - великолепный тест на вшивость.
vitakh
- at 2010-02-09 15:28:06 EDT
АЕД
- at 2010-02-09 14:29:51 EDT
Печально видеть у талантливого человека чисто антирусский рассказ. Я как-то задавал вопрос, котоый повторю и на который не получил ответа. Как Вы, Ион, отнесётесь к полностью аналогичному рассказу, если действие происходит в России, а в качестве Николая выступает Абрам?


Можно найти аргумент в поддержку/отрицание чего бы то ни было. Скажем, адвокат детоубийцы может заявить, что убитая малютка первая стукнула ладошкой его подзащитного. Сравнивать тенденциозную подстрекательскую юдофобию в среде, где евреи весьма уязвимы, с русофобией в среде, где русские достаточно защищены, нужно быть истинным "адвокатом детоубийцы" или заметно инакомыслящим. Это, во-первых. А во-вторых, не путайте причину со следствием - никакой русофобии в рассказе нет. А показан абсурдый элемент жизни израильской, а заодно и её красота.

Э. Левин – АЕДу
- at 2010-02-09 15:14:51 EDT
АЕД - Tuesday, February 09, 2010 at 14:29:51 (EST):
Как Вы, Ион, отнесётесь к полностью аналогичному рассказу, если действие происходит в России, а в качестве Николая выступает Абрам?

Уважаемый АЕД, позвольте мне, не дожидаясь И.Дегена, ответить на Ваш вопрос.
Дождитесь не "полностью аналогичного", а хотя бы несколько похожего (но реального!) случая вроде следующего:
В Москве Абрам Хаймович, надравшись самогону, зарубил топором жену, тёщу и троих своих малолетних детей, а когда явилась милиция, стал орать: "Грязные гоим, свинские хари! Наша израильская армия придёт и всех вас передушит"!
Напишите рассказ об этом, и тогда я Вам отвечу на Ваш вопрос – он тогда уже не будет ритотическим, т.е. не требующим ответа.

АЕД. Добавление.
- at 2010-02-09 14:56:37 EDT
К тому же печально, что редактор поместил рассказ, явно разжигающий нацональную розню, в своё издание. Это уже не просто гостевая, а журнал, который читает громадное количество людей.
АЕД
- at 2010-02-09 14:29:51 EDT
Печально видеть у талантливого человека чисто антирусский рассказ. Я как-то задавал вопрос, котоый повторю и на который не получил ответа. Как Вы, Ион, отнесётесь к полностью аналогичному рассказу, если действие происходит в России, а в качестве Николая выступает Абрам?
Юлий Герцман
- at 2010-02-09 13:54:23 EDT
Во-первых, служба национального страхования совсем не такая ретивая и добрая, не так скоро является и не дает 16 часов по уходу за ходячим больным. Хорошо, если дадут 9 часов, но еще нужно массу документов оформить (я часто по работе этим занимаюсь). Во-вторых, филиппинцы обычно работают по частному соглашению с больным, социальная служба может помочь с оплатой, но не нанимает на работу иностранцев. В третьих, позволю себе заметить, нормальные русские люди в Израиле стараются не подчеркивать свою национальность и тем более не ругаются "жидовскими мордами" - за исключением полных клинических идиотов и подростков-хулиганов.
================================
Дорогая Елена Минкина, позвольте ознакомить Вас с некоторыми фактами:
1)Воланд НЕ посещал Москву. Исторических свидетельств об этом нет.
2)В русской армии, воевавшей против Наполеона НЕ было офицера Андрея Болконского
3)Среди княжеских фамилий Российской Империи НЕ было Мышкиных.
Нужно ли еще приводить примеры "несоответствия" художественной литературы жизни?

vitakh
- at 2010-02-09 13:47:49 EDT
Eлена Минкина
- at 2010-02-09 07:27:17 EDT
[...]рассказ не кажется мне правдоподобным. И, тем более, не является типичным.
Начну с мелочей.
Во-первых[...]


У меня нет сомнения в правдоподобности рассказа. А типичным ему быть не обязательно. (Например, Ромео и Джульета тоже не очень типичны, но рассказать о них вполне стоило). В литературе можно простить относительно небольшие несоответствия в деталях (но думаю, что Др. Деген как-раз к деталям относится пунктуально).

Суходольский
- at 2010-02-09 07:37:45 EDT
Я не о рассказе, который мне не очень понравился. Я об отзывах. Насколько широк разброс: Бершадский, Герцман, Витах - в восторге, но один отзыв Минкиной, знающей свое дело, показывает не только уровень рассказа, но и уровень восторгающихся.


Уважаемый Суходольский, было любопытно ознакомится с деталями Вашего логического вывода.

Владимир Вайсберг
Кельн, ФРГ - at 2010-02-09 08:40:42 EDT
[...]Рассказ вызывает жгучую ненависть к русским[...]
[...]писать его не следовало[...]


Совершенно не согласен с этими положениями.

Эдмонд
- at 2010-02-09 09:24:49 EDT


Отлично сказано!

Кашиш – Владимиру Вайсбергу
- at 2010-02-09 13:28:27 EDT


Верно!!!

Кашиш – Владимиру Вайсбергу
- at 2010-02-09 13:28:27 EDT
Владимир Вайсберг Кельн, ФРГ - at 2010-02-09 08:40:42 EDT
Рассказ вызывает жгучую ненависть к русским... Рассказ очень таланливый, высокохудожественный и реалистичный, но писать его не следовало. Полностью согласен с многоуважаемой госпожой Минкиной
====================================
Дорогой реб Велвл!
Две вещи в Вашем отзыве ввергают меня в недоумение. Во-первых, очень странно: у Вас рассказ д-ра Иона Дегена вызывает жгучую ненависть к русским, а у меня – только к этому жлобу с протезом. Почему бы?
Во-вторых, как это "полностью согласен с многоуважаемой госпожой Минкиной", если Вы называете рассказ реалистичным и убедительным, а вышеозначенная госпожа – неправдоподобным и нетипичным? Непонятно...

Lubov Gil
Beer Sheva, Israel - at 2010-02-09 11:03:27 EDT
Дорогой Ион Лазаревич! Как всегда, рассказ написан мастерски! С явлением, описанным Вами, как это ни печально,
приходилось встречаться в израильской действительности.
Давно хочу приобрести Ваши книги, но, к сожалению, в книжных магазинах они мне ни разу не попались. Подскажите,
пожалуйста, где их можно прибрести. Буду очень благодарна. С глубоким уважением - Любовь Гиль.
Мой эл. адрес: gilmi@bezeqint.net

Эдмонд
- at 2010-02-09 09:24:49 EDT
Как-то, в Хайфе, я наблюдал жанровую сценку - возле пьяного мужчины (лет после 50ти), суетится менее пьяный молодй человек, уговаривающий отца подняться. Заверяющий его в том, что он его любит и, что, украинцы не должны так позориться - "мы украинцы, мы должны быть гордыми"!
Всё это было очень занимательно.
Однако, если евреи могут (и делают) вскрывать, достаточно смело и спокойно, гнойники именно еврейского общества то, нет никаких причин замалчивать те язвы, которые образуются в израильском обществе от таких репатриантов.
И дело здесь не в том, правильно или нет указано количество часов, представляемых инвалиду, а в проблеме более широкого порядка.
В силу чего меня может только удивлять мнение высказанное и с того берега Атлантического океана, и из Германни, что правда может быть несвоевременной, или ненужной.
Факты (правда) всегда своевременны. Их отторжение абсолютно всегда приводит к искажению реальности.

ВЕК
- at 2010-02-09 08:54:04 EDT
Владимир Вайсберг
Кельн, ФРГ - at 2010-02-09 08:40:42 EDT
Суходольский
- at 2010-02-09 07:37:45 EDT
.Eлена Минкина
- at 2010-02-09 07:27:17 EDT

А уж Чехова земские врачи должны были за "Ионыча" просто распять. И некоторые товарищи, ставившие вопрос ребром: "Нужна ли нам такая литература!? Нет, нам не нужна такая литература", мудры были донельзя.

Владимир Вайсберг
Кельн, ФРГ - at 2010-02-09 08:40:42 EDT
Рассказ меня очень расстроил. Дюбое литературное произведение несет в себе эдементы обобщения. В мастерском исполнении высокоталантливого автора эта обобщенность очень убедительна. Рассказ вызывает жгучую ненависть к русским.
Особенно к русским жителям Израиля. Любой русский человек вправе после прочтения рассказа сказвть, что мы вас в России терпели и терпим, а вы, как только государство заимели, вон как заговорили...
Рассказ очень таланливый, высокохудожественный и реалистичный, но писать его не следовало. Пjлностью согласен с многоуважаемой госпожой Минкиной

Суходольский
- at 2010-02-09 07:37:45 EDT
Я не о рассказе, который мне не очень понравился. Я об отзывах. Насколько широк разброс: Бершадский, Герцман, Витах - в восторге, но один отзыв Минкиной, знающей свое дело, показывает не только уровень рассказа, но и уровень восторгающихся.
Eлена Минкина
- at 2010-02-09 07:27:17 EDT
При всем моем огромном уважении к автору рассказ не кажется мне правдоподобным. И, тем более, не является типичным.
Начну с мелочей.
Во-первых, служба национального страхования совсем не такая ретивая и добрая, не так скоро является и не дает 16 часов по уходу за ходячим больным. Хорошо, если дадут 9 часов, но еще нужно массу документов оформить (я часто по работе этим занимаюсь). Во-вторых, филиппинцы обычно работают по частному соглашению с больным, социальная служба может помочь с оплатой, но не нанимает на работу иностранцев. В третьих, позволю себе заметить, нормальные русские люди в Израиле стараются не подчеркивать свою национальность и тем более не ругаются "жидовскими мордами" - за исключением полных клинических идиотов и подростков-хулиганов. Правда, герой рассказа выглядит как раз таким идиотом, но по отзывам читателй мне показалось, что его воспринимают как обобщающий образ.
Дорогой доктор Деген, извините за мое замечание. Я не настаиваю на своей правоте, хотя много лет работаю врачем и сталкиваюсь с самыми разными людьми. Но мне стало страшно, что кто-то из моих русских пациентов прочтет этот рассказ.

Борис Э.Альтшулер
- at 2010-02-09 05:59:57 EDT
Хороший рассказ, немного теряющий во второй половине свой темп. Очень злободневная проблематика Израиля и взаимоотношений израильтян и "русских". Прочитал с удовольствием.
Владимир Евгеньевич Бершадский
Беэр Шева, Израиль - at 2010-02-09 03:39:15 EDT
Рассказ просто замечательный. Спасибо, тов. Деген! И преклоняюсь перед Вашими стихами.
Проблему Вы обрисовали верно: взаимоотношения ТАКИХ РУССКИХ (и нетолько в Израиле!) и тех, кого они называют "ЖЫДАМИ" (умышленно пишу с "Ы")!
Что делать евреям? Бороться? Подавать в суд? Бить мо "русской морде"?? Нет, ничего этого делать не надо, это не спасёт от антисемитизма! А что нужно? Нужно объяснить историю русского народа, русского языка. Показать, что русская история начиналась, как ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. Показать, что ВСЕ слова русского языка состоят из ЕВРЕЙСКИХ словокорней иврита! Показать, что слово "ЖИД" означает - "Тот, кто знает, понимает" или на арамейском - "Семя Бога". А кто этому не верит, зайдите на местный форум - там мой словарь (Я - Археометр)!

vitakh
- at 2010-02-08 23:54:17 EDT
"Краше некуда уже, а он - еще!" (C) Отличная вещь!
Юлий Герцман
- at 2010-02-08 13:21:12 EDT
Замечательно. Прочел дважды и, думаю, возвращусь еще.