©"Заметки по еврейской истории"
декабрь  2010 года

Артур Фредекинд

Что происходит с еврейством?

Новость, которая, собственно говоря, новостью и не является – как и утверждали многие, руководителем ZWST избран Дитер Грауман. Немецкие СМИ ни слова не сказали о каких-то проблемах с «русскоязычными», либо вообще о проблемах иудейских общин. Если уж их так называть, как хочется очень многим. Д. Грауман кратко обозначил «новый» курс: «Мы не забываем о Холокосте, но не стоит делать упор на том, что было трагичного в прошлом. Еврейская культура вмещает в себя много веселого». Все понятно. Германия кардинально изменилась и не стоит уже «давить» на особое отношение с евреями. Это время прошло. Теперь мы будем как все. Вот только как?..

Призыв Форума за будущее евреев Германии, провести 28 ноября демонстрацию во Франкфурте, связанную с выборами нового главы ZWST, по сути, очень похож на безуспешную борьбу штутгартцев, против строительства мало кому нужного, шикарного, модернового вокзала в Штутгарте. Разумеется, демонстрации Штутгарт-21, продолжающиеся уже третий, а то и четвертый месяц (говоря жестко – почти безрезультатно), не прямо связаны с положением евреев в Германии, но назову эту связь – опосредованной. Еще раз напомню – кампания Штутгарт-21, пока не привела ни к каким результатам, строительство начато, прекрасные парковые насаждения вокруг уникального штутгартского вокзала уничтожены, полиция применяла водометы, газы и дубинки против школьников и интеллигентов, практически точно так же, как более грубые средства применяют в Москве. Точка.

Забавно и то, что узнать состоялась ли таки демонстрация «протеста» или нет – попросту невозможно. Сайты молчат на эту тему, да и сайт Форума тоже молчит. Активисты, которые должны были быть на демонстрации – также ничего не знают. Германия превращается в СССР, окончательно и бесповоротно, следом за Европейским Союзом?

Еврейство Германии, получившее оплеуху от канцлера Ангелы Меркель, в виде бездумного и загадочного лозунга «идея мульти-культи умерла», сладко улыбается бывшей комсомолке в ответ. Ибо если подобная идея действительно мертва, то тем, кто не может интегрироваться в немецкое общество (или не хочет), нужно паковать чемоданы.

Тут нужно понять простые вещи. Что такое «идея мульти-культи»? Означает она очень простую вещь, предложенную космополитическим движением (и поддержанную США, в силу самой природы этой страны) еще в XIX веке. Не буду тут вспоминать полисы Древней Греции, откуда и пошло наименование космополит, напомню только важную разницу между интернационалистом и космополитом – «интер» означает «между», то есть, по сути, НИГДЕ (что и произошло со всякими интернационалами, с «интернациональной культурой народов СССР»), а «космо» – означает ВСЮДУ, что и происходит при нынешней глобализации. Да ведь глобализация началась не сегодня! Разве А. Пушкин, или О. Мандельштам, или К. Брюллов – не «продукты» тогдашней глобализации? Не говорю уж о Г. Гейне, или В. Кандинском.

Выходило и раньше, не только с отдельными личностями. Например, при переселении евреев в Америку – где, несмотря на значительную ассимиляцию (заметим тут – при сильном желании самих евреев ассимилироваться!), еврейская община остается еврейской, и даже выходят газеты на идиш! Ярчайшим примером мульти-культи являются движение битломанов, и тут без немецкого Гамбурга, где Битлз впервые прославились, просто не обойтись. Ну, а Израиль, где при всем его еврейском характере, прекрасно уживаются выходцы со всего мира, да и продолжают существовать их языки, тот же идиш, или ладино!

Почему же то, что получалось раньше, или в других местах, вдруг «умерло»? Как может умереть идея, тем более в Германии, где выходят сотни газет на иностранных языках, где существуют рестораны, организации, партии, да чего только нет – для иностранцев! В чем дело то? Может быть, проблема в самих немцах, в самих законах Германии?

Разумеется, читатель здесь усмехнется (по-ленински, или по-комсомольски) и скажет, что канцлер имела в виду только мусульманскую часть Германии, а вовсе не саму идею мульти-культи. Многие немецкие СМИ уже высказали ту очевидную мысль, что острие речи А. Меркель было направлено именно в адрес мусульманской уммы, которая открыто и явно не желает терпеть европейскую толерантность (отметим тут – ни у себя дома, в странах ислама, ни в Германии), ни интегрироваться в немецкое общество. Мухаммед Атта яркий пример подобного нежелания. Кстати – он тоже, как и Битлз, жил в Гамбурге. Только Гамбург тогда уже стал другим, да и М. Атта желал отнюдь не музыкальной славы. Кроме того – Египет не Англия. А современный ислам, это не призыв Д. Леннона «Мы круче Христа!» Попробовал вон Салман Рушди пошутить с Кораном – до сих пор прячется под защитой английских спецслужб. Что вот он будет делать в Англии, если «идея мульти-культи» умерла?

Другое дело, что идея эта не очень-то прививается на востоке. Как в странах ислама, так и в СНГ. Но на то и существует сила Запада, чтобы давить на недемократические страны, а не придумывать себе отговорки, мол, умерла, так умерла, и черт с ними со всеми… Вот, что, по моему мнению скрывается, на самом деле, за эмоциональным выкриком А. Меркель: «Мы вас больше трогать не будем, но и вы нас не трогайте». То, что это просто нереально – почему-то мало кому приходит в голову. То, что из Германии уже не выселишь миллионы мусульман – очевидно. То, что их приток можно лишь чуть-чуть притормозить – вероятно. Но Стену сарацинскую ведь не построишь…

Не думаю, что евреям стоит радоваться антимусульманским мерам в Швейцарии, или у нас. Дело тут не только в том, что ислам значительно сильнее путанных идей европейских либерал-патриотов, хотя выбирать себе вовремя союзника – означает выжить в этом мире. Дело тут еще в том, что Конституция Германии запрещает выделять отдельную религиозную группу. И если «наедут» на иностранцев, то наедут на всех. Как в Арбайтсамте. Синагога тут не защитит, тем паче, что ее руководители только радуются когда «русским» плохо. Это психология известная – мы мучились, и вы помучайтесь…

Мы евреи очень хорошо знаем, что там, где начинают притеснять одну группу пришельцев, рано или поздно начинают притеснять и нас. В высказываниях госпожи Меркель содержится странный упрек, в адрес тех, «кого мы пригласили на работу, а они решили остаться здесь». Те, кто помнят о вывозе «рабочей силы Востока» в Рейх, не могли не содрогнуться, услышав подобные слова канцлера. Тем «остарбайтерам» (у которых не спрашивали, хотят ли они работать на Германию) до сих пор не выплатили слишком значительные суммы. Хотя в большинстве случаев, эти люди (которых, тоже «пригласили на работу»), уже давно мертвы.

Этот упрек относится и к нам. Те, кто сталкивались здесь с невыносимой эксплуатацией на рабочих местах, тоже чувствуют оскомину от слов канцлера. Но турки, которые в самом деле – отстраивали эту страну, и остались здесь жить (ибо на их родине тогда, примером, курдов травили газом – закупленным у немецких фирм, подобный упрек мог бы прозвучать в ответ), особенно их дети, родившиеся здесь – услышали вдруг осуждение от некой Анжелы, папа которой, тоже получил когда-то предложение работать в ГДР (как пастор), да там и остался.

Разумеется, говорить о притеснении евреев в Германии – как бы даже и неудобно. Особенно на фоне открытия новой синагоги в Майнце, когда наконец-то (вот для кого только это «наконец-то»?) появилась первая женщина-раввинша, да еще и происхождением из «наших», русскоязычных… Особенно когда торжественно и «по нашему» желанию прекращен прием новых еврейских эмигрантов из стран СНГ, где опасность антисемитизма, по всей видимости, резко пошла на убыль (ведь именно антисемитизм в СССР являлся причиной нашего приема сюда). А то что она наоборот растет семимильными шагами, особенно в Украине или Белоруссии, об этом не будем – это наши «субъективные впечатления», вспомним диагнозы П. Григоренко, Л. Плюща, а то и А. Сахарова!

Иное дело, что почти тут же после открытия, в синагогу была брошена бутылка с коктейлем Молотова. Иное дело, что большинство прихожан синагог в Германии, составляют русскоязычные люди солидного возраста, которые даже на израильских, бородатых раввинов реагируют не всегда адекватно (те, кто, хотя бы «по праздникам» молятся в синагогах, знают, о чем я говорю), не то чтобы на симпатичную раввиншу из Украины…

Перейду от иронии к сути. Проблема в том, что официальная Германия продолжает настаивать на нашей «религиозной составляющей», что не может и не будет иметь дело с реальностью – это уже серьезно. Не только потому что большинство старшего поколения, приехавшего сюда, в силу закономерных причин не могут стать религиозными (вот разве что – для виду?), а еще и в силу того, что современный мир (тем паче европейский) не позволяет работающему иностранцу, решившему интегрироваться, потратить час золотого «Wochenende» на посещение службы, ни смысла, ни языка, ни значения которой – этот иностранец не понимает, и понимать не будет. Ибо, как я уже сказал – ему некогда, он учит немецкий, он озабочен немецкими проблемами (которых сейчас все больше и больше), а русскоязычный раввин, доказывающий ему понятиями Т. Сарацина (только без точных графиков и культуры последнего), что евреи – лучше, чище и выше всех на свете, а особенно в Израиле – пугает подобного иностранца, похлеще демонстраций NPD.

Разумеется, я не говорю о верующих иудеях, которых, слава Б-гу, немало. Но выдержать верующему иудею все религиозные требования (кашрут, воспитание детей, содержание жены, шаббат, посты), которые выставляет современный иудаизм – попросту невозможно. Именно поэтому часто в синагогах возникает зловещее недоверие и недолюбие друг друга – мало ли кто увидит, как в шаббат говоришь по хэнди! А ведь нас слишком мало здесь, для того, чтобы еще и не доверять друг другу…

Еврейство Германии давно, и особенно после Шоа, является светским явлением – начиная от А. Эйнштейна и кончая даже М. Бубером, которых тогдашние раввины не очень-то привечали (о современных я и не говорю – они чаще всего даже не слышали этих фамилий). Кстати, это заметно по руководству ZWST, среди них явно не видно религиозных – особенно это бросалось в глаза, при заместителе главы немецких евреев – Мишеле Фридмане, столь обожаемого немецкими СМИ, именно за кокаин и украинских проституток, уж никак не за пейсы, или отмечание шаббата.

То, что правительство ФРГ желает субсидировать конкретно религиозную еврейскую жизнь – понять можно. Во-первых, это явно дешевле каких-то странных проектов, вроде Еврейской газеты, или сайта Берковича, или иной литературы на подозрительном русском языке. Во-вторых, большинство руководства еврейских общин, именно на этом и настаивают. Что тоже ясно, ибо имея, примером, в Кобленце, почти 900 членов официально, и отчитываясь перед городскими властями о проведении шаббатов и праздников, именно по этому количеству (в реальности – максимум две сотни активных членов), можно очень неплохо жить, как мы с вами понимаем...

Ко всему добавляется основанное на антисемитской мифологии, подозрение, что евреи, приехавшие из бывшего СССР, имеют средства, и только притворяются бедными. По мнению многих и многих – именно поэтому они не идут работать на фабрики или мыть посуду, так как деньги у них есть и деньги немалые. Те из нас, кто касались Арбайтсамта хоть краем плеча (а это абсолютное большинство), прекрасно знают, о чем я говорю. То что чиновники Арбайтсамта, всегда олицетворяют собой официальную линию правительства Германии, я думаю, объяснять не стоит. Те из них, кто относятся по-человечески (такие, слава Б-гу, есть) являются нарушителями официальной нынешней линии CDU-CSU, и обычно долго в подобных учреждениях не задерживаются.

Итак – Германии просто выгодно иметь некую карманную еврейскую общину, в которой к приезду важных гостей, пляшут дикари со своими пейсами, копьями, перьями и кипами, изображая вечное еврейство Европы.

Все остальное – в наших руках. Как хотим, так и живем. Слава Б-гу, Германия не мешает нам жить так, как мы пожелаем, в отличие, например, от Украины или России. Никого ведь насильно в члены общин не записывают, хотя кое-где руководство общин и пытается устраивать «автоматическое членство». Однако, сие можно опротестовать.

А живем мы – честно скажем, не очень.

Проблема заключается в том, что все-таки часть еврейства бывшего СССР, представляет собой людей интеллигентных, то есть – озабоченных не только конкретными проблемами экскурсий в Париж, или посещения массажей, а некими абстрактными «во имя чего жить?» или еще хлеще «кто виноват, что мы здесь?»

Сие никак не вяжется с проблемами евреев, которые живут тут давно – с остатками немецкого еврейства, которые испытывают колоссальные комплексы, в связи с Шоа. Особенно те из них, которые пережили Холокост, пытались жить в Израиле, но в конце концов, остались тут. Напомню тем, кто подзабыл тоталитарные времена – выжить в Аушвице, или прятаться в католической семье означало унижаться, предавать, притворяться, подличать, смиряться с гибелью родственников, друзей, не доверять никому и никогда, а особенно – немцам. Такой опыт. Не лучший. Обвинять в этом людей не стоит, хочешь жить – умей вертеться, но понимать это нужно. Подобный опыт был и у нас, разумеется, не в такой степени экстремальный – мало осталось тех, кто пережил сталинские лагеря…

Эти евреи (иногда даже вполне открыто!) не хотят никакого еврейского возрождения здесь, и делают все для того, чтобы использовать немецкую систему дотаций, а потом, когда (как опять-таки, некоторые откровенно говорят: «старики уйдут в небо»), хлопнуть напоследок дверью (то есть разорить общину вконец) и закрыть тем самым еврейский вопрос в Германии… Более того – те, кто знаком с историей ZWST, те знают, что подобные миллионные растраты немецких марок происходили и раньше. Я думаю – все по той же проклятой причине. С какой стати немецкому еврею, придет в голову служить Германии не за страх, а за совесть? С какой стати русскому еврею придет в голову, доложить в Арбайтсамте о существовании у него «заначек на черный день», чтобы пополнить пустеющие германские «закрома родины»?

Устраивает ли немецкое руководство подобная перспектива? Не думаю. Но мешать ей они не станут – слишком важен любому политику теперешнее отношение к нему ZWST, а не какое-то абстрактное будущее, даже Германии. Времена пришли циничные (Рим явно захватывают варвары) и о судьбе собственных детей, или внуков заботиться некогда.

Тем паче евреи, в отличие от мусульман, угрозы не представляют, и потому мало кого интересуют. А вот это – ни нам, ни руководству общин, ни ZWST, до сих пор, зловеще, непонятно. Именно – зловеще. Опасность заключается, в этом непонимании НОВОГО отношения Европы и мира к евреям.

Мы не нужны. Мы никого не интересуем. Прошло время, когда нас искали нацисты, когда нами интересовались коммунисты, чтобы организовать нас на Биробиджан, когда нас искали христиане, чтобы оправдались их мессианские ожидания, прошло время, когда нас искали антисемиты, чтобы обвинить в чем-то… Антисемиты, конечно, остаются – но это уже инерция. Это, так – по привычке.

И чаще всего (мы знаем) – это антиизраилизм. Вот ненависть к Израилю растет не по дням, а по часам. Что еще забавнее – в самих еврейских общинах и в самом еврейском сообществе. Недаром из Израиля бегут уже тысячи евреев, используя любые возможности, чтобы оказаться или за океаном, или в Европе.

Отсутствие интереса к нам тут, могло бы даже сослужить хорошую службу, но для еврейских общин диаспоры – это означает конец. Если еврейство перестанет быть выгодным, или опасным – тогда в евреи вряд ли станут записываться наши дети.

Ко всему – религиозное еврейство, или назовем это более широко – современный иудаизм, пока не может ответить на злободневные проблемы нашего бытия. Он не может даже дать внятное религиозное трактование проблемы Шоа, не говоря уж о Мадонне, увлекающейся каббалой или Вальтере Биньямине. Я не имею в виду отдельных, не делающих «погоды» раввинов или практикующих иудеев – как А. Штайнзальца, или известного в узких кругах Э. Бормашенко. Я имею в виду официальный иудаизм, который решает слишком многие вопросы в Израиле, или здесь.

Последователи рабби Кука, которые предлагают свой вариант решения проблемы Шоа, настаивают на тезисе о ликвидации Галута – что и произошло во время Катастрофы. Тезис более чем странный, учитывая советских евреев «молчания», которые вышли из Галута только после 1989 года. Дата к Шоа, отношения не имеющая. Да и вышли ли?

Мне интересен другой тезис: «сокрытие Б-гом Лица своего от людей, за грехи их», однако мы знаем о Праведниках, о высочайшем героизме в лагерях, чего ж от них-то скрывать Лицо?

Кризис идей, о котором писала Ханна Арендт, кризис, который потряс еврейство перед Шоа, во время Катастрофы, и после возрождения Эрец – этот кризис сейчас только усилился. Добавился кризис экономический. Опять таки – самое опасное заключается не в самом кризисе, а в том, что вместо того, дабы направить мозговые усилия на преодоление этого крайне опасного кризиса, еврейские организации всего мира, продолжают «фестиваль Холокоста» (по остроумному определению сотрудницы Яд Вашем), изображают религиозную деятельность, или доказывают друг другу кто хуже – немецкие евреи или русские.

Ярчайший пример – заключение М. Ходорковского. За человека, оказывавшего материальную помощь еврейской общине, сама община и голоса не подала! Ладно российская, там проблемы с властью. А что же всемирное еврейство – или чувствует свою слабость и отсутствие всякой воли, для того чтобы помочь конкретному и очень даже полезному еврею?

Но вернусь в Германию. Куда уж немецкому еврейству до положения в мире, дай Б-г тут прилично выглядеть…

В неком городе выходит газета местной общины. Не хочу приводить фамилии, адреса, явки, так как это не суть важно. Насколько я знаю – положение приблизительно одинаковое в большинстве общин. Газету сделали двуязычной, и таким образом немецкоязычные могут увидеть лицо русскоязычных. Их потаенные думы, назовем это так. Прекрасная идея. Бизнесмен, издающий эту газету, ощущает себя вождем и Моше (заметим тут – привычное дело для людей с комплексами, а иные в руководство нынешних общин и не сунутся, «пуным в них» не тот). Он «лехко» трактует Талмуд, объявляет „Hausverbot”, названивает целыми днями создавая атмосферу «сплочения» и сплетен. В общем, активничает, делает те гадости, которые совершают и многие другие руководители общин в Германии – ибо делать же что-то надо. Деятельность проявлять. Ибо иначе – люди начнут думать, писать о том, что их интересует, ставить те наболевшие вопросы, которые я перечислял выше и кто на них будет отвечать? И как на них отвечать, если данный бизнесмен (мы ж знаем, что люди этой категории ныне, особо не различаются) слеплен из дешевого советского национализма («мы евреи»), понятие Б-га рассматривает только через серебряные короны Торы, а основой его жизни является вопрос: «Скока?» Он считает, что его «профессия – еврей». Да еще этим и гордится. И когда он читает Талмуд, и вычитывает там о презрении к гоям, или о грехе быть бедным – он так и понимает, как написано. Не будет же он углубляться в сложности типа – «какое, милые у нас столетье на дворе»? Ибо бизнес идет не очень (у кого сейчас хорошо?), а привык он к галутному мышлению – «если у меня денег будет мало, меня станут громить». О подобном мышлении и писала Ханна Арендт, по ее мнению, именно потеря материального влияния еврейских общин являлась подпиткой нацистского антисемитизма. То есть – бизнесмен этот совершенно прав, с материальной точки зрения. Однако ее мало для человеческой жизни. Привлечь же интеллектуалов в правление общин, чрезвычайно сложно. Во-первых, потому что этих интеллектуалов боятся, ибо не понимают, а, во-вторых, сами интеллектуалы не пойдут в синагогу, где сутками напролет занимаются обсуждениями сексуальной жизни членов и членш, выясняют как прожить на копейки соцпомощи, да опасаются попасться под хамскую руку кого-нибудь из руководства, которые легко кривятся в ответ на приветствие „shalom“, и очень не выносят, когда появляется хоть один работающий и независимый, и просит сообщить ему, на что потратили его «церковный налог». Кроме того – зачем правление, если все вопросы можно решать как раньше – председатель общины уединился с бухгалтером (чаще всего – немцем, имеющим контакты с городскими властями), да и решили дела за полчасика...

В одном из номеров этой газеты (не будем обсуждать ее уровень, всем известна местечковость еврейских СМИ в галуте, исключения в Германии можно пересчитать по пальцам – сайт Берковича, «Еврейская газета», «Зарубежье»), да, так в одном из номеров, появились воспоминания некоего уже умершего члена. Мемуары, замечу – дело очень хорошее, ибо только знание собственной истории может научить нас не наступать на те же грабли. Особенно истории СССР – изученной слабо, остающейся неким белым пятном, по сравнению с историей нацизма и Холокоста. Итак – воспоминания. Приведу один из абзацев полностью, чтобы читатель сразу понял, о чем идет речь: «…Помог (в трудоустройстве – прим. А.Ф.) земляк, который дал мне прекрасную рекомендацию; так я попала на работу в Устиновский отдел ГПУ, позже переименованный в НКВД. Мне приходилось печатать и корректировать многочисленные документы, вести канцелярскую работу; получала я тогда зарплату и паек, который еженедельно отвозила домой… А меня, уже как опытного работника "органов" переводят на работу в транспортный отдел НКВД в г. Херсон». Точка. Продолжение следует.

Все это переведено на немецкий язык. И нет ни слова – ни от автора, ни от сына автора, преподавателя университета, ни от редакции, нет ни одного слова рефлексии, ни одного приличного слова, которые столь привычны в Европе. В 2010 году. Хотя бы типа «такое было время». Или «мы верили Вождю». Или «чем-то ж надо было зарабатывать». Или уж серьезнее «за некоторые тогдашние поступки, мне стыдно до сих пор».

А раз нет подобных рефлексий (замечу – их нет и на страницах многих статей в приличных СМИ, где с восторгом рассказывается о евреях – работниках НКВД, Коминтерна, или прочих «достойных» организаций), значит, нет и попыток понять самих себя, тогда или сейчас. Нет исторического мышления. Которое и создает народ.

Вот тут и возникает конфликт, тут истоки того страшного кризиса, который толкнул меня на написание данной статьи.

Те, кто организовывали демонстрацию во Франкфурте, отдают ли они себе самим отчет в том, что будет дальше? Каким образом они хотят устроить революцию в еврейской общине Германии, когда половина приехавших по еврейской линии – даже не стали на учет в общине? Половина, понимаете вы? А значительная часть, которая стала на учет, сделала это только по одной печальной причине – чтобы дети не платили за их похороны. Чтобы их похоронили за счет общины. Катастрофа это, понимаем ли мы происходящее, или нет? Самая настоящая Катастрофа.

Те, кто занимался политической деятельностью, или изучал политологию знают, что проведение демонстраций против чего-то, является, по сути, крайней точкой противостояния. Ибо если результата не последует (а я вас уверяю – даже немецкие СМИ не прореагируют на эту «русскую» демонстрацию, не говоря уж о руководстве ZWST), то каковы следующие шаги оппозиции? Как в Штутгарте – куда дальше? Громить магазины и поджигать машины? Переходить к террору? Объявлять голодовки протеста? УЕЗЖАТЬ из Германии? Или – уходить из общины, да и из еврейства?

Как бы нам не было больно это признавать – вариант последний наиболее распространен в нашем лучшем из миров. Вариант, кстати говоря – устраивающий и Германию (ибо, когда надо будет – она еще евреев с Востока завезет), устраивающий и ZWST, да и Израиль. Израиль и сионисты вновь подчеркнут нелепость современной еврейской жизни в диаспоре. Но мы понимаем – редкие птицы уедут в Эрец. Ибо именно там смерть «мульти-культи» ощущается как бы воочию. Наглядно. Стеной, разделяющей будущую Палестину и Израиль. Нарушим уж все наши табу и скажем ясно – а почему Израиль строит Стену и мусульманский террор не заканчивается? Да по одной простой причине – этот террор выгоден слишком многим. А тем паче, с помощью демонстраций или интифад невозможно пробить израильскую стену – «эта страна для евреев, арабы вон!»

Подчеркну – я вполне за то, чтобы Израиль был и оставался страной именно евреев. Однако, я понимаю, что арабы там живут и никуда не денутся, что бы по этому поводу не говорил человек из СССР – А. Либерман. А если они там живут, то надо же с ними считаться, иначе – интифада.

Уж не говоря о причинах перепроизводства оружия – если куда-нибудь завозить вместо бананов грузовики с автоматами, то автоматы (или «катюши») будут стрелять, не сдавать же их в металлолом! А если США и Европа позволяют кое-кому завозить в Ливан и Газу «катюши», то, что тут может сделать маленький Израиль?

Но разве идея мульти-культи умерла в Тель-Авиве, где евреи и арабы прекрасно уживаются вместе, где царит разврат и Вавилон, на взгляд религиозников и «правых» кругов? Царит. Но никто, никого не убивает. Вы можете вполне безопасно гулять в Яффо, где большинство населения – арабы. Значит – идея мульти-культи может жить, но только в том случае, если группы населения не становятся фанатиками различных догм. Каких – мы знаем по СССР. Догмой может быть и «Родина-Мать» и партия, и национальность. Еще «наша земля» – уж более абстрактного понятия, особенно там, где нет частной собственности на эту самую землю – трудно себе и придумать. Это я о мусульманской умме – Коран очень негативно смотрит на идею покупки и продажи земли, именно потому палестинцы рвутся биться за ни за что – точно как и «русские» евреи, которые вдруг резко полюбили колючки, песок и святые места, взамен любимых совсем недавно березок и Камчатки…

Однако вернемся в Европу. Кстати о земле. Германия давно выплачивает Израилю за разграбленное нацистами еврейское имущество. Еще и еврейской общине Германии. Тут возникает странность – почему-то во многих местах речь даже не заходит о возврате того конкретного имущества, которое иногда присутствует в реальности, в виде зданий бывших синагог, больниц, школ. Разумеется, понять причину можно – за эти бывшие синагоги Германия через Клеймс Конференц (скандалы освещают путь этой славной организации!) уж давно перекачала кучу денег в Израиль. И теперь еще возвращать эти здания каким-то русским! Это было бы уж слишком – как выражаются немцы. Может и верно. Однако, решить сие как-то нужно. Как-то официально. Как решили в Польше, в Чехии – и общины быстро становятся на ноги, и становятся независимыми. Как в Америке. Влиятельными, лоббирующими собственные интересы и интересы Израиля. Критикующими руководство Израиля, если это нужно.

Итак – земля, собственность, финансы – эти вопросы, как писал товарищ Ленин, «архиважны». Уверен – в Германии, они все-таки решаемы. Но в случае евреев, не менее, если не более важно – вера в Б-га. Как верно заметила недавно умершая, светлая православная Наталья Трауберг, никоим образом в антисемитизме не замеченная: «…еврей не служащий Б-гу становится обычно восточным плутом…» Привить веру религиозными обрядами иудаизма в современном мире сложно. Нужно, но сложно. А верить в Б-га, а не в нацию, не в сионизм, не в хасидов, не в Сохнут, не в Моссад, не в Маханаим – а в Б-га! трудно, но необходимо. Быть идеалистом, а не деловаром. Проигрывая побеждать. Сомневаться, волноваться, трудиться душой, быть сотрясаемым – вот ведь истинное состояние верующего! К этому должны идти евреи, ибо их избрал Б-г. И с этим ничего не поделаешь. Когда нас выбирает Б-г, то мы уж не можем быть как все – жить-поживать да добра наживать, в маленькой Израиловке, или здесь в запутавшейся Европе. Мы должны быть светом миру. Дома или в галуте – какая разница?

Иначе – ZWST при любой смене руководства останется карманной организацией, отстаивающей интересы немецкого правительства (не самого плохого, но все же…). Еврейская община Германии останется на 80 процентов состоящей из людей старшего поколения, зависящих от социальной и психологической помощи. А руководить этими общинами будут люди исповедующие психологию Realpolitik – «если старики были коммунистами, то пусть празднуют тут день Победы, или день Чекиста, какая разница!»

А после того, как старшее поколение «уйдет в небо», можно будет прикрыть двери еврейской жизни здесь.

Пока за евреев вновь не примутся на Востоке, на наших бывших родинах…

Или пока Б-г не укажет нам путь «рукою крепкой»…

Будем ждать?


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1127




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer12/Fredekind1.php - to PDF file

Комментарии:

Михаил Брегман
Schwäbisch Hall, Deutschland - at 2012-01-21 18:47:05 EDT
Довольно поздно познакомился с данной статьей. Вначале хочу
высказать следующее: После моей продолжительной и довольно
резкой полемики по другому поводу с Ф. Спектором, в данном случае хочу его и еще многих комментаторов поддержать. Начав читать статью, я сразу же обратил внимание, что автор критикуя ЦСЕГ (ZRJD),все перепутал, назвав его ZWST. Поэтому, у меня тоже возникло предположение, что он по настоящему действительного состояния еврейства в Германии не знает. В результате он часто сгущает краски, нагнетает атмосферу и это не всегда оправдано. Видимо считая, что объем статьи придает значительность, в ней появляются и Штутгарт-21 с водометами, и юность комсомолки-канцлера и еще много чего обличительного. Хочу заметить, что копаясь
в чужом белье, прежде всего нужно рассекретить свое. После этого далеко не просто пустится во все тяжкие. Обличать можно соседа, притом если он инвалид и не может дать сдачи. А обличая всех, нужно было многократно повторять "Я", так как если это делалось от имени всех евреев,"праведнику" нужно было получить полномочия у "грешников".
С чем я могу согласиться с автором, так это с тем, что состояние духовности в еврейской общине Германии на очень низком уровне и, не в последнюю очередь причина этого скрывается в языке общения. Вот здесь и нужно всем вместе направить свои усилия, а не ждать применения водометов против евреев.

Михаил Брегман
Schwäbisch Hall, Deutschland - at 2012-01-21 17:06:11 EDT
Пролверка поступления письма адресату. Просьба модератора его удалить. Спасибо.
Игорь
Д, Германия - at 2011-03-17 05:23:46 EDT
Создаётся впечатление, что автор не живёт в Германии.
Короче говоря :Quatsch.

Л.Беренсон
Ришон, Голос Израиля - at 2011-01-06 09:39:25 EDT
Многоуважаемый госп. Фридекинд!
Дважды прочитал Ваше эссе о невесёлой судьбе еврейства, в основном более знакомого Вам – германского. Ваша тревога, национальная обеспокоенность понятны мне и близки. Во многом разделяю Ваши опасения за нашу национальную судьбу. Но:
Ваши драматические прогнозы относятся к еврейской диаспоре, они верны относительно наших соплеменников лишь в ГАЛУТЕ. К еврейскому населению Государства Израиля («маленького Израиля», по Вашей версии) они не приложимы. Кстати, по Вашей же трактовке «Израиловка», выбранная по ассоциации с Касриловкой, бытует в лексике галутных евреев, по-моему, для подкрепления своего правильного выбора ПМЖ. Опять же в ГАЛУТЕ. Цивилизованном, но в ГАЛУТЕ. Сразу оговорюсь: ни малейшего осуждения такого выбора у меня нет. Искренне чту дарованное нам Б-ом право на ВЫБОР и молюсь за здоровье и благополучие всех наших собратьев в любой точке земного шара. Не стану доказывать право Израиля на существование, на доказанное его вполне достойное место в ряду передовых стран мира. Кто интересуется, найдёт много тому подтверждений в Интернете. Ограничусь лишь анекдотом времён Шестидневной войны. Один homo soveticus спрашивает у такого же: «Все говорят Израиль, Израиль! Это большая страна или маленькая?» - «Не знаю, но думаю, что большааая!! Будь это не так, называли бы её просто Изя»! Вы пишете: «Мы должны быть светом миру. Дома или в галуте – какая разница?» Большущая, ув. собрат! М.М. Жванецкий объясняет: «Основная разница между еврейским юмором и английским лишь в том, что англичанин шутит на английской земле». Обратите внимание, что в этом отношении нет разницы между английским и израильским юмором. И вопреки Вашим опасениям еврейство в еврейской стране не завершает своей национальной истории. Оно лишь обретает новое качество под своим древним именем – израильтянин, израильтяне. Оно поёт свой национальный гимн «Ha-TIKVA» на древнем иврите и на том же языке обращается к Б-гу «ШМА, ИСРАЭЛЬ, АДОНАЙ ЭЛОhЭЙНУ, АДОНАЙ ЭХАД!»
Вы справедливо тревожитесь: «…А после того, как старшее поколение «уйдет в небо», можно будет прикрыть двери еврейской жизни ЗДЕСЬ(выделено мной.- Л.Б.).
Пока за евреев вновь не примутся на Востоке, на наших бывших родинах… Или пока Б-г не укажет нам путь «рукою крепкой»…
Так ведь вывел и указал: Исх.13:3 «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь…» Исх.13:3
«Будем ждать?» - риторически и пугающе спрашиваете,прозрачно напоминая, какой национальной Катастрофой завершилось ожидание на земле Вашего выбора и на просторах восточнее её.
Так зачем ждать.

Лена
- at 2011-01-06 00:04:15 EDT
Invisible

Не могли бы Вы через сайт http://www.freie-juedische-meinung.de/de/impressum выйти со мной на контакт, я бы хотела с Вами пообщаться, это важно.

Редактор
- at 2011-01-05 10:05:04 EDT
Григорий Рубинштейн
Бохум , Германия - at 2011-01-05 09:43:52 EDT
Уважаемый г-н Беркович!
Должен заметить, что при Вашем попустительстве уровень комментариев к статье А.Фредекинда во многих случаев оказался "ниже плинтуса" и дорос до уровня кухонной склоки не очень трезвых дам, когда на доводы оппонента никто не обращает внимания, а главным вопросом становится "А ты кто такая" с последующими разветвлёнными уточнениями.


Дорогой Григорий, я согласен с Вами, что уровень комментариев мог бы быть и выше. Но комментарии редакция не редактирует, не выбирает, не заказывает... Они ставятся свободно всеми желающими. Редакция может только апостериори удалять какие-то грязные записи, но Вы сами затрудняете эту работу, цитируя и обсуждая те места, которые стоило бы удалить. Тогда, удалив одно, придется редактировать и многие последующие записи, так что все время редакции может уйти на возню с комментариями, и до новых номеров не дойдут руки никогда. Поэтому правильная реакция на грубость и спам – не уподобляться!
С другой стороны, реакция евреев из Германии на статью о евреях из Германии оказалась неплохой иллюстрацией к некоторым положениям статьи, и может рассматриваться как ее практическое продолжение. Как говорил «лучший друг физкультурников», других писателей у него нет. Мы можем повторить то же и в отношении читателей. А статья и комментарии – это просто зеркала, в которые страшно смотреть. Но иногда надо.
Удачи!

Виктор Каган
- at 2011-01-05 09:59:23 EDT
Григорий Рубинштейн
Бохум , Германия - at 2011-01-05 09:43:52 EDT
Уважаемый г-н Беркович! Должен заметить, что при Вашем попустительстве уровень комментариев к статье А.Фредекинда во многих случаев оказался "ниже плинтуса" и дорос до уровня кухонной склоки ...


Должен заметить, что "попустительство" редактора здесь ни при чём. Уровень комментариев, о котором Вы пишете, часть ответа на вопрос, ставший названием статьи - "Что происходит с еврейством?" В зеркале не надо ничего подправлять - оно отражает точно.

Григорий Рубинштейн
Бохум , Германия - at 2011-01-05 09:43:52 EDT
Уважаемый г-н Беркович!
Должен заметить, что при Вашем попустительстве уровень комментариев к статье А.Фредекинда во многих случаев оказался "ниже плинтуса" и дорос до уровня кухонной склоки не очень трезвых дам, когда на доводы оппонента никто не обращает внимания, а главным вопросом становится "А ты кто такая" с последующими разветвлёнными уточнениями.
После некоторых комментариев хочется прополоскать рот и вообще пройти полную дезинфекцию.Может некоторых давно пора забанить?
Теперь о "рыле". Привожу цитату: "А за это можно и по рылу".
Это из комментария к статье Фредекинда от 19.12.2010, отправленого в 07.03 утра, видимо спросонья.Так что единственное, в чём можно обвинить Меламуда, так это в плагиате.

Felix Spektor
Konstanz, - at 2011-01-05 08:44:51 EDT
партизанам
Я возражал против методы г-на М-да присваивать другим то,что они не говорили,а не об собственной экономике общин.Это тривиально и общепонятно.

Партизаны из Барановичей
- at 2011-01-05 06:15:07 EDT
Felix Spektor

я уже много раз говорил,что без собственной экономики еврейские общины в Германии НЕ ИМЕЮТ будущего.Так что не стоит выдавать ваши идеи за мои.
-----------------------

А Ваши за наши.

"У Израиля нет внешней политики, есть только внутренняя" (Г. Киссинджер)
У ЦСЕГ нет несобственной...., есть только....

Где здесь еще остались не наши идеи?!

Felix Spektor
Konstanz, - at 2011-01-05 02:38:44 EDT
Г-ну Леониду М-ду.
Цитата:"Артур Фредекинд пишет как журналист и публицист. Но даже если бы он предлагал себя в вожди или идеологи некоего еврейского движения, то и тогда не имело бы значения, к кому ушла его жена и вообще женат ли он. И никто, который не знает обстоятельств жизни Фредекинда и состояния его здоровья, не имеет права упрекать его в том, что он не работает или работает, но не там, где хочется автору отзыва."
Если бы вы внимательно читали опусы г-на Фредекинда,то наверняка бы заметили,что обо всем он пишет в своих статьях-и о жене,и о хиппи,и о друге жены арабе.Я не гуглил на предмет его семейного и прочего положения.Мне были интересны его статъи.И список этих "графоманок" естъ и на этом сайте.Отвлекитесь от вашего стремления "возглавитъ" и "направить",и попробуйте прочитать,если вы умеете читать не только свое,кровное.
Цитата:"Феликс Спектор декларирует, что он еврейский патриот и он против того, чтобы вытаскивать на публику коллективное еврейское бельё".Заврались,милейший!Поздравляю соврамши!Я никогда и нигде не декларировал себя еврейским патриотом,а вот евреем,таки да!
Я никогда не был сторонником замалчивания того,что происходит в общинах и Центральном совете.Но в отличие от вас,пламенного,готового на все,чтобы отомстить за...(мне многое известно о вас,поверьте,но все это настолько грязно...) я уже много раз говорил,что без собственной экономики еврейские общины в Германии НЕ ИМЕЮТ будущего.Так что не стоит выдавать ваши идеи за мои.
Цитаты:"Я против того, чтобы "спекторы" превращали сайт в помойку","Я, честно, с нетерпением жду, когда Феликсу Спектору кто-нибудь начистит его паскудное рыло.(А самому,что слабо?Вы.как всегда-идейный босс??)" "унять этого хама".Так то из нас превращает этот литературный сайт в помойку?Найдите хоть одно слово или пассаж ,который был написан мною и оскорблял вас,г-на М-да?
Да,кстати.Город Констанц,и Феликс Спектор из Констанца!Тщательнее надо с русским языка...

Лена
- at 2011-01-04 16:44:58 EDT
invisible
Так какой же город? Кроме названных, я что-то не примомню больше никакого. Вы называли его на акции? Вы называли себя? Или Вы человек-невидимка (invisible - невидимый, незримый)? Маска, откройтесь!

Invisible
- at 2011-01-04 11:24:37 EDT
Григорий P.

Не Биллефельда...

вот Вы бывало сетовали, а я свои обещания выполняю. А как речь о запечатлевшевании восприятия - так сразу Биллефельд....
Это ж не календари новогодние рассылать...
На единомышленников не обижаются.

Елене

Дортмундские тенденции кому надо ясны как день и в то же время темны как ночь, настолько, что верхи могут, а низы довольно повизгивают, им вообще невдомёк, причём настолько, что даже Герцен с Чернышевским бы оттуда сбежали.

Григорий Рубинштейн
Бохум, Германия - at 2011-01-04 04:55:33 EDT
Я действительно, в спешке забыл упомянуть в числе участников акции в Дортмунде коллег из Билефельда. Прошу коллег, и в частности, Invisible, извинить меня, я ценю их поддержку усилий "Форума". Со своей стороны и "Форум", и портал "Свободное еврейское мнение" поддерживает коллег из Билефельда. Протестная акция 03.11.2009 против произвола и беззакония в общине "Бейт-Тиква" (http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/unsere-mission-forum-juedische-zukunft-ru/aktion-031109) была проведена по их инициативе и с их активным участием.
Лена
- at 2011-01-04 04:34:48 EDT
PS:
Invisible
"Г-н Рубинштейн (частное),
Вы таки незаслуженно запамятовали упомянуть о представителях еще одного города, приехавших на акцию в Дортмунде, о которых Вам невзначай упомянули накануне".

Да, пропущен город Билефельд, это случайная описка, не обижайтесь, пожалуйста. В моём отчёте участие всех будет упомянуто на должном уровне. Пользуясь случаем, благодарю всех участников!

Лена
Gelsenkirchen, Deutschland - at 2011-01-04 04:25:51 EDT
Я была ответственной за акцию 28.11.2010 в Дортмунде. К моему глубокому сожалению, не смогла до сих пор написать отчёта (жизнь сгораздо сложнее, чем хотелось бы, и не всё получается, как хотелось бы). Я сейчас работаю над отчётом, он должен многое прояснить в ситуации- акция 28.11.2010 в Дортмунде выявляет серьёзные тенденции, о которых считаю необходимым сказать, а не только механическое перечисление событий.

В том числе и потому, что я не хочу значение акции редуцировать, я до сих пор не не опубликовала отчёта. Для меня это серьёзное дело, и я должна уделить ему должное внимание. Пожалуйста, подождите.

Invisible
- at 2011-01-03 20:49:49 EDT
Г-н Рубинштейн (частное),

Вы таки незаслуженно запамятовали упомянуть о представителях еще одного города, приехавших на акцию в Дортмунде, о которых Вам невзначай упомянули накануне.

Впрочем это - сама по себе непринципиальная деталь...я собственно о другом - ведь вы не поверили...а напрасно.

С дружескими новогодними приветствиями (не календарными)

Леонид М-д
Германия - at 2011-01-03 04:27:32 EDT
И поскольку сами Вы их, уважаемый Леонид, отнюдь не
бойкотируете...

Ну почему же ... Я не адресую свои письма Феликсу Спектору.

V-A
- at 2011-01-02 23:30:36 EDT
Леонид М-д
Я предлагаю всем евреям, которые причисляют себя к евреям нормальным, бойкотировать высказывания Феликса Спектора


И поскольку сами Вы их, уважаемый Леонид, отнюдь не
бойкотируете...

Леонид М-д
Германия - at 2011-01-02 11:58:44 EDT
Я предлагаю всем евреям, которые причисляют себя к евреям нормальным, бойкотировать высказывания Феликса Спектора.
Григорий Рубинштейн
Бохум, Германия - at 2011-01-02 11:46:33 EDT
Уважаемый г-н А.Фредекинд! К сожалению, я только вчера вышел на Вашу статью. Вынужден согласиться с уже высказанными оценками. Написано легко, автор свободно оперирует разнообразным материалом, но в целом, это «облако в штанах», своеобразный застольный тост: «За всё хорошее, против всего плохого». Такое впечатление складывается потому, что не предлагается, как же себя вести и что делать тем, кто видит, что еврейское сообщество Германии находится в тупике. Теперь по поводу упрёков в адрес «Форума» и его призыва провести 28.11.2010 акцию. Вы поставили эту акцию в один ряд с безуспешной борьбой против строительства мало кому нужного, модернового вокзала в Штутгарте. Если выделить слова «…мало кому нужного…», и это является вашей априорной оценкой наших усилий, то тогда не ясно, зачем Вы вообще писали своё эссе. Причём, Вы не первый наш критик. В «Еврейской газете» (№12, 2010) видный деятель еврейского сообщества А.Шнайдерман написал: «Обращение «Форума …». напоминает мне, к большому сожалению, «глас вопиющего в пустыне». Почему к сожалению? Да потому, что, несмотря на правильную критику и диагноз болезни высшего органа еврейского сообщества Германии, не только рецепты его лечения абсолютно наивны и нереальны, но и до сих пор неизвестно, кто мог бы и готов взять на себя роль его лекарей». А далее тоже «облако в штанах» - никакой конкретики, никаких предложений. Мы нормально воспринимаем критику и приветствуем всех, кто, как Шнайдерман, разделяет наши оценки, мы готовы воспринимать и обсуждать любые предложения. Но давайте выйдем из летаргии и начнём что-то делать практически, заставим ЦСЕГ прислушиваться к нам. Предлагаю всем заинтересованным связаться по адресу forumfzjd@gmx.de. Наш портал называется «Свободное еврейское мнение» и никакой идеологической цензуры у нас нет. Каждый может в этом убедиться. Присоединяйтесь, и г-н Шнайдерман, и г-н Фредекинд, и все остальные. Приносите свой опыт, свое видение, свои связи. Ещё один пассаж из статьи: «Забавно и то, что узнать состоялась ли таки демонстрация «протеста» или нет – попросту невозможно. Сайты молчат на эту тему, да и сайт Форума тоже молчит. Активисты, которые должны были быть на демонстрации – также ничего не знают». Сообщаем, что акции состоялись и во Франкфурте и в Дортмунде. Как организатор акции во Франкфурте сообщаю, что акция была немногочисленной, но участие приняли евреи из городов Аугсбург, Бохум, Бремен, Гамельн, Мюнхен, Франкфурт, Эссен. Люди добирались по 5-7 часов. Уже это одно достаточно красноречиво. На самом деле отчет об акции во Франкфурте с карикатурами и фотографиями появился на портале 15.12.2010 http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/aktion-28112010/329-pr. Конечно, мы с этим задержались. Признаём. К сожалению, раньше не получилось. Но уже с 03.12.2010 на портале размещена и принятая на акциях резолюция http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/aktion-28112010/321-res, и тексты выступлений (в рубрике «Акция 28.11.2010» - «Выступления»). Информация об этой части акции помещена и в «ЕГ», №1, 2011.На акцию в Дортмунде съехались евреи и не евреи из городов NRW Бохума, Вупперталя, Гельзенкирхена, Дортмунда, Золлингена, Эссена. Уважаемый г-н Фредекинд! Я тоже киевлянин, хотя в советское время не дорос до правозащитничества, с удовольствием бы с Вами пообщался. Думаю, нам было бы что обсудить.
Felix Spektor
Konstanz, - at 2011-01-02 10:19:56 EDT
Г-ну Меламуду
1.Почему вы взялись за защиту г-на Фредекинда и того,ЧТО он пишет?Видимо его все устраивает,т.к. он не высказывается...или ему просто
нечего сказать.
2.Этот сайт о литературе,а не о свободных и гордых евреях,которых вы хотите пестать на своем Форуме.
3.Ваша способностъ вести полемику хорошо известна,после тех электронных писем с мерзкими ругательствами,которые вы послали на мой адрес.
4.Чем вы отличаетесь от еврейских бонз из Центрального совета,против которых вы поднимаете "угнетенные" массы?
5.Правда,не стоит скрыватъся под фальшивыми никами-ваш "стиль" так и прет:насчет рыла,вони и т.п.
6.А каково мое мнение о вашем форуме-так его и не скрываю,выражаю открыто!
А еврейство впорядке,и будет все как надо без литератора Фредекинда и вас,г-н Меламуд.наш кораблик плывет!!!

Редактор
- at 2011-01-02 06:10:19 EDT
Обращение к Евгению Берковичу
Германия - at 2011-01-02 04:53:23 EDT
Я не пишу отзыв о статье Фредекинда. Я пишу мнение о культуре отзывов.


Дорогой Леонид, я всецело разделяю Вашу озабоченность культурой отзывов и еще раз прошу всех участников дискуссий придерживаться основного правила портала: "Пожалуйста, воздерживайтесь от высказываний, могущих оскорбить других людей!".
К сожалению, Леонид, Вы сами в своем обращении не удержались от оскорбительных высказываний в адрес оппонента, тем самым нарушив второй главный лозунг портала: "Лучший способ защиты - не уподобляться!"
Единственный действенный способ воспитания детей - это личный пример родителей. Думаю, что и в отношении взрослых людей такой метод тоже сохраняет силу, хотя воспитывать взрослых значительно сложнее.
Удачи!

Обращение к Евгению Берковичу
Германия - at 2011-01-02 04:53:23 EDT
Я не пишу отзыв о статье Фредекинда. Я пишу мнение о культуре отзывов.

Среди тех, кто читает Ваши «Заметки», есть человек, который, видимо, не умея или не желая вступать в цивилизованную дискуссию, сделал своей привычкой распространение сведений о личной жизни неугодных ему авторов. Я имею в виду Феликса Спектора из Констанцы.

Артур Фредекинд пишет как журналист и публицист. Но даже если бы он предлагал себя в вожди или идеологи некоего еврейского движения, то и тогда не имело бы значения, к кому ушла его жена и вообще женат ли он. И никто, который не знает обстоятельств жизни Фредекинда и состояния его здоровья, не имеет права упрекать его в том, что он не работает или работает, но не там, где хочется автору отзыва.

Феликс Спектор декларирует, что он еврейский патриот и он против того, чтобы вытаскивать на публику коллективное еврейское бельё. Однако он разрешает себе вытаскивать сюда подробности личной жизни своих оппонентов, которые к еврейству никакого отношения не имеют.

Я, честно, с нетерпением жду, когда Феликсу Спектору кто-нибудь начистит его паскудное рыло. Но пока это не состоялось, я прошу Вас, г-н Беркович, унять этого хама, ограничить ему доступ к Вашему сайту и удалить все оскорбительные выпады Спектора, связанные с личной жизнью авторов.

Я против того, чтобы "спекторы" превращали сайт в помойку. Поэтому намеренно помещаю моё обращение к Вам в разделе отзывов, так как хочу, чтобы это обращение прочитало как можно больше читателей «Заметок».

С увважением

Леонид Меламуд

Л ев Мадорский
- at 2010-12-27 10:20:25 EDT
По форме- легко, интересно, логично.
По сути- несмотря на верные наблюдения, многое после прочтения статьи погружается в ещё больший туман: будущее еврейства в Германии, положение в общинах, стратегия выживания.
Совершенно неясно главное- как привлечь в общины молодых? Автор этого не знает. Впрочем, никто не знает.

Б.Тененбаум-Майе :)
- at 2010-12-25 12:36:43 EDT
Big deel, как говорят в Америке
B Америке говорят big deal ...

sputnik
- at 2010-12-25 11:57:31 EDT
ne widisch smisl gisni v germanii ? tebja tam ne nekto ne delgit. a ob b-ge i veri mensche raskasiwaj , daby savist ne katschestwo religiosnowo tscheloweka... Tschelowek ustroisja , poradok v obtschine nawodit. takaja "intelegetia" kak ti, evreskomu narodu kak ras mensche vsego nugna.emu nugni kankretno mislatschii ludi...
Майя
- at 2010-12-25 10:24:50 EDT
По моему мнению, ничего нового с евреями не происходит, так же, как и с другими народами на планете Земля. Являясь не более как частью животного мира, вида Homo Sapience, каждый индивидуум старается не только выжить, но и жить получше. Поэтому каждый еврей и нееврей старается всякими способами добыть побольше денежных знаков и прочих благ. Бывает, и за счёт других евреев. Big deel, как говорят в Америке
Santa Claus
Koblenz, - at 2010-12-25 10:13:30 EDT
Это клиника. Ваше место в маленъкои психиатричискои болници
ВЕК
- at 2010-12-19 11:33:36 EDT
Марк Аврутин
- at 2010-12-19 10:23:36 EDT
«в чем высший смысл нашего пребывания в Германии?».
Сам я отвечаю на этот вопрос так: «чтобы всегда и везде, где это возможно, любым способом, присутствием своим, хотя бы, напоминать немцам о содеянном, чтобы помнили вечно, ибо плохо будет не только в стране амалеков, но и во всем мире, когда забудут и перестанут каяться».


Какой камень вы на себя взвалили и как мы все, оказавшиеся не в Германии, должны быть благодарны вам и вашему самоотверженному альтруизму, приведшему вас на передовую! Каждый съеденный вами в Германии кусок - удар по мировому антисемитизму! Если же без иронии, то фраза из современного молодёжного сленга подходит как нельзя лучше: "Ржунимагу!"

Партизаны из Барановичей
- at 2010-12-19 11:32:12 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2010-12-18 08:33:55 EDT

Это Ваше личное дело, использовать ник или писать под своим именем. Но ваш упрёк и сопоставление выглядит несколько назидательно. Этот ваш поступок достойный, Правда время нас рассудит, кто поступил мудрее. Вы пришли с открытым забраллом - похвально. Я же счёл нужным открывать забралло в иных ситуациях.
Я до сих пор не был знаком ни с биографией автора, ни с его деятельностью, впрочем я написал отклик здесь на его отдельно взятую статью. А рыться в грязном белье...и предавать пусть даже не самые светлые страницы огласке- прямо скажем спорно.
Статья умнейшая, не в бровь а в глаз - там где написано о ситуации , еврействе в Германии.
О мульти-культи в Израиле... здесь я не согласен с автором. Да, жалко арабов выселять и неохота и душу это рвёт, да, не представляется возможным, но а шо делать? Если этого не претворять в жизнь... Вы промоделируйте, попытайтесь - ситуацию если вдруг... Ох и достанется же евреям на поколения. Не обманывайтесь. СССР раем покажется.
Евреи - самая склонная к мульти-Культи группа, но самая последняя из тех, кто себе может это позволить. То есть поставлена в такие условия, что не может проявить саморазрушителъную толерантность. К сожалению, Избушка-избушка, часто поворачивается к своим сынам в диаспоре как к лесу, но это она не подумав, не созрев, поумнеет еще. Не у всех выдержка как у Полларда. Но диаспоре следует вытерпеть "мамины" закидоны. И постараться почистить исторические пеннаты от ненужного.

Ну а работать автору, кем и где - это всё же его личное дело и на авторских способностях не отражается. За его личную жизнь - ему Всевышний судья, до тех пор пока нет вреда.

Марк Аврутин
- at 2010-12-19 10:23:36 EDT
Не скажу как
Мих. Оршанский
- at 2010-12-06 06:26:51 EDT
«что плачь яврейский на брегах Рейнских изложен доступно...»
Подтверждают это и
Леонид
Мюнхен, Германия - at 2010-12-11 13:43:05 EDT
«Непонятна ни позиция автора, ни его кредо, да и тема какая-то аморфная», и
Felix Spektor
Konstanz, - at 2010-12-15 12:36:36 EDT «Набор потока сознания,лишенного какой-либо свЯзующей нити».
По поводу же замечания
Victor Filin
Dortmund, Deutschland - at 2010-12-10 15:56:36 EDT. «Без году неделя здесь и... пожалуйста! Всё знаю, всё понимаю! Куда уж нам, живущим в Германии по 10-15 лет»
сказал бы, что ни одними прожитыми годами, но и разумом определяется глубина понимания.

В конце концов, соглашусь с
Германец
- at 2010-12-18 19:19:43 EDT
«На самом деле, статья ставит и показывает проблемы. Которые можно и нужно обсуждать».
-Какую же именно, каждый должен, по-видимому, найти свою...

Итак, исходя из того, что действительно «часть еврейства бывшего СССР, представляет собой людей интеллигентных, то есть – озабоченных не только конкретными проблемами экскурсий в Париж, или посещения массажей, а некими абстрактными «во имя чего жить?» или еще хлеще «кто виноват, что мы здесь?»,
я бы несколько видоизменил редакцию (да и смысл) последнего вопроса, сформулировав его следующим образом: «в чем высший смысл нашего пребывания в Германии?».
Сам я отвечаю на этот вопрос так: «чтобы всегда и везде, где это возможно, любым способом, присутствием своим, хотя бы, напоминать немцам о содеянном, чтобы помнили вечно, ибо плохо будет не только в стране амалеков, но и во всем мире, когда забудут и перестанут каяться».

М. Тартаковский - Spektorу о рыле
- at 2010-12-19 09:07:07 EDT
Felix SpektorKonstanz, Deutschland - at 2010-12-18 08:33:55
--- Артур Фредекинд.О,е!Плодовит и и неостановим.И историк,и спец по Холокосту(но откуда ему,брошенному женой и ушедшей к арабу---

Felix Spektor Konstanz, - Sunday, December 19, 2010 at 08:06:58
А за это-можно и по рылу.Чтож вы так вспотели----

>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<

Вот за такое, действительно, можно и по рылу. Украсить физиономию.

Felix Spektor
Konstanz, - at 2010-12-19 08:07:03 EDT
А за это-можно и по рылу.Чтож вы так вспотели,читателъ ХХХ?В отличие от вас-я РАБОТАЮ практически с первого дня.И плачу налоги.
У меня в семье все работают,дражайший.А слабо назвать имя и фамилию?Никогда,понял,придурок,не сидел на чьей-нибудь шее.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Поклон автору.
- at 2010-12-19 07:05:34 EDT
...То, что правительство ФРГ желает субсидировать конкретно религиозную еврейскую жизнь (Kultusgemeinschaft, а не Кultur...- М.Т.) – понять можно. Во-первых, это явно дешевле каких-то странных проектов, вроде Еврейской газеты, или сайта Берковича, или иной литературы на подозрительном русском языке. Во-вторых, большинство руководства еврейских общин, именно на этом и настаивают... Германии просто выгодно иметь некую карманную еврейскую общину, в которой к приезду важных гостей, пляшут дикари со своими пейсами, копьями, перьями и кипами, изображая вечное еврейство Европы...

>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Прекрасная, квалифицированная, умнейшая статья.
Можно бы цитировать почти подряд, - но незачем: перед читателем весь текст, в который многим необычайно трудно вдуматься, - но стоило бы.

Желанный гость
- at 2010-12-19 03:33:34 EDT
"С г-ном Фридляндом ясно-левак он и в Африке левак.Это-диагноз"
--------------------------
Если правые закидоны так реагируют,по одному этому отзыву ясно что статья интересная и полезная,значит есть ценные мысли.Статьи ,такого высокого уровня и глубины мысли по текущим проблемам НИКОГДА не было раньше в Заметках.

Германец
- at 2010-12-18 19:19:43 EDT
Преданный читатель портала
Израиль - at 2010-12-18 14:48:01 EDT
Какая бездарная статья! Просто жаль людей, которые пытаются рассуждать и оценивать. Возникает вопрос к редактору - какова задача данной публикации?


Просто из Израиля не видно тех проблем, о которых пишет автор. На самом деле, статья ставит и показывает проблемы. Которые можно и нужно обсуждать. Жалеть же людей, которые пытаются рассуждать, не нужно. Жалеть надо тех, кто рассуждать боятся или не хотят.

Читатель Х
Германия - at 2010-12-18 16:06:31 EDT
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2010-12-10 04:03:50 EDT
По поводу этого форума по освобождению германского еврейства от Центрального совета.Достаточно почитать опасения "участников",
о возможности оплаты проезда на протест,выступления "единомышленников".Полный маразм...
Пока еврейские общины содержатся на средства налогоплательщиков Германии(моих-в том числе!)

Господин Spektor!
Согласен - статья эта - полное г.... Но не вам, здоровому и относительно нестарому ещё человеку, который год сидящему на шее жены, ставить "!", причисляя себя к налогоплательщикам Германии.

Преданный читатель портала
Израиль - at 2010-12-18 14:48:01 EDT
Какая бездарная статья! Просто жаль людей, которые пытаются рассуждать и оценивать. Возникает вопрос к редактору - какова задача данной публикации?
Майя
- at 2010-12-18 09:11:41 EDT
Да, г. Фредекинд! Не туда вы попали со своими жалобами. Вас раследовали по полной программе, и поделом. Не подпустят вас к еврейскоиу корыту в Германии, и не надейтесь. Пожили вы хорошо в Киеве - что же, всё хорошее кончается. Увы!
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2010-12-18 08:33:55 EDT
Партизану/ам из:извините,если задело.В отличие от Вас-не использую ник,а свое настоящее имя и фамилию(которую вы так плоско использовали,исказив).Ну,да ладно!
Нет,я не являюсь экспертом в теме,поднятым автором.Но настоящую литературу,смею надеятся,могу различитъ от графоманства этого
специалиста по Холокосту,по Солженицину,по Израилю,по светлым христианским святым и проч.Сколько же ПАРАЗИТОВ кормится у этой темы!!!
Никогда этого не делал,каюсь,прогуглил Артур Фредекинд.О,е!Плодовит и и неостановим.И историк,и спец по Холокосту(но откуда
ему,брошенному женой и ушедшей к арабу знать,что ЕВРЕИ сознательно не используют это греческое слово-всесожжение в честь какого-то божка;откуда ему понять,его хипповой душой,что ШОА означает истребление(почитайте в книге пророков)...
Весъма активен на сайтах(почему-то мне кажется,что не минуты не работал в Германии?),отметился в Израиле(мне почему то кажется,что
сей крупный литератор туда "бяжал" из-за своей нееврейки жены?).
Так вот,партизаны,почти во всех блогах,где отметился этот графоман,высказываются одни и тежи претензии,которые высказывали на этом
форуме по поводу его статеек.Кликните на список этого "литератора" и сможете убедиться сами,как этот страдатель "за евреев" защишает
антииудея Солженицына,в каком тоне он пишет о 60 летии Израиля(называя его Израиловкой).
Все это-рефлексии очень обиженного по-жизни человека,для которого еврейство-набор еврейских штучек,которые он дарит своему сыну-нееврею.
И вопрос,почему он бежал-было и теплое место в фонде Спилберга,разъежал по Европам на бабки фонда,паял нетленку?Что случилось,солдатик?Спилберг перестал платить бабки за синекуру?Но что взять от буржуя-он и в Африке так просто не будет платить деньги...
Доказывающий - сомневается.
И чем подробней, а главное страстнее доказывает - тем более сомневается.
Поэтому бросьте эту привычку - врать самому себе- это последнее дело.
Сказал - хотите верьте,хотите нет.
Спорить не буду.
Земля плоская? - пусть будет плоская, мне-то что,врите дальше.

Партизаны из Барановичей
- at 2010-12-16 16:04:51 EDT
чтобы обратиться к третьему лицу по-поводу расшатавшего Ваши нервы высказывания, Вы решили поёрничать в ширине всего спектра вашего сознания. Обидели Вас партизаны, что так серьёзно принимаете значение ника? Не взяли политруком? Ну так и другие ж не взяли, так что и пенять нечо.
Получается, чтобы обратитъся к г-ну Берковичу, Вы никак не могли обойтись без меня, не послушал бы он вас иначе. И Вы сами чувствуете почему.
Нет у вас Никакой аргументации - одно обезьянничание в потугах представить из себя экс перта.

Felix Spektor
Konstanz, - at 2010-12-15 12:36:36 EDT
Так вы еще ведете рельсовую войну,г-да партизаны?Весь коммунячий визг мы уже хорошо усвоили-до основания,а затем...А что-ЗАТЕМ,никто из этих партизан и не знал.Вернусь к этому опусу.Набор потока сознания,лишенного какой-либо свЯзующей нити.
Графоманство-в чистом виде.Но ято скорее к редактору,г-ну Берковичу.

Партизаны из Барановичей
- at 2010-12-14 17:30:07 EDT
комментаторам: да что вы соринки у автора в глазу-то выискиваете? Конечно не следовало путать ЦВСТ и ЦСЕГ, но только слепой может не видеть что при разности названий - плоть от плоти едина. Можно долго читать уставы или как там оно называется, но по сути всё это не что иное как Юденамт. Наблюдая сблизи их делишки, гешэфты шитые белыми нитками (других там и нет) - задумываешься о том, могут ли в этой креатуре вообще пребывать психологически здоровые и нормальные люди? И кто есть члены общин, то то есть их лохторат?
Только не надо мне песни петь, что члены общин не имеют отношения. Они конечно не соучастники, но чтобы быть членом еврейской общины имеющей дело с юденамтомверхним и нижним, нужно иметь крайне притуплённый рвотный рефлекс.

Форум за будущее еврейства .... ругают значит, видали мол дровосеков. Да, видали разных, но молчуны не лучше. Нельзя построить новое не развалив эту креатуру. Как эта креатура легко сдала наш здесь статус, наш трудовой стаж и душит еврейство. И если об этом говорит форум - он не хуже те, кто себя позиционирует как центральные.

Придиратъся к мелким граммат. ошибкам автора - дурной тон.

Автор, молодца! так держать!

A.Fredekind
Koblenz, BRD - at 2010-12-14 03:59:08 EDT
Paru utoshnenii - pardon za oshibku "ZWST" - ne vizu prinzipialnoi raznizi... Naschet "nedavnego nabljudatelja" - bival v BRD s 1989 goda...
________________________________________
Голландский политик, занимавший в прошлом пост комиссара Евросоюза по налоговой политике, Фриц Болкестейн оказался в центре громкого скандала. Болкестейн заявил, что у религиозных евреев в Нидерландах нет будущего и рекомендовал им эмигрировать в Израиль или в США. Об этом в своей книги Het Verval ("Упадок") пишет израильский исследователь Манфред Герштенфельд, переживший Холокост в Голландии.
Болкестейн объясняет свою позицию потерей доверия к правительству Нидерландов, которое не может справиться с ростом антисемитизма, заметно усилившегося в последнее десятилетие. Лидеры партий, входящих в правительственную коалицию (в том числе его собственной), резко осудили позицию Болкестейна. Лидер антиисламски настроенной Партии свободы Гирт Вилдерс заявил, что "покинуть Голландию должны не евреи, а антисемитски настроенные марокканцы".
В своей книге Герштенфельд исследует отношения между Протестантской церковью Нидерландов и голландскими евреями. Автор утверждает, что антисемитских взглядов в Голландии придерживаются не только мусульмане. Он приводит в пример подругу королевы Беатрикс Грету Дуйсенберг, известную пропалестинскую активистку, которая в своем интервью одному из голландских изданий заявила, что "гордится своим антисемитским мировоззрением".
Представитель Христианско-Демократической партии Мирьям Стерк также выступила с критикой Болкестейна. "Повод для беспокойства в самом деле есть, но эмиграция — это не выход", — считает она.
Еврейская община Нидерландов насчитывает около 40 тыс. человек. По данным полиции, в 2009 году в стране было зафиксировано 209 антисемитских инцидентов, что на 48 процентов больше по сравнению с предыдущим годом.
Лидер Партии зеленых Фемке Халсема и вовсе усомнилась в здравомыслии Болкестейна. Ронни Нафтаниэль, лидер одной из еврейских организаций, занимающейся мониторингом антисемитизма, отметил, что политик не впервые позволяет себе подобные провокационные высказывания: "Это тревожный знак, который, возможно, свидетельствует о неспособности действующего правительства противостоять антисемитизму. От отсутствия толерантности в стране страдают как евреи, так и представители других этносов и конфессий". Нафтаниэль подчеркнул, что Болкестейн — "преданный друг Израиля и голландской еврейской общины".
Фриц Болкестейн возглавлял Партию за свободу и демократию в 1990-1998 годах. С 1999 по 2004 годы он был комиссаром ЕС по налоговой политике.
Соня Бакулина
"JEWISH.RU", 9 декабря 2010 г.

Гость X
Германия - at 2010-12-11 15:07:19 EDT
Настоящий зелёный бредовыпендрёж. Сам автор, судя по всему, отлично понимает, что сегодня в Германии мульти-культи - это шариатские суды завтра. Где евреи,а где штуттгартский вокзал. Штуттгарт-21 - гигантская пиар-акция
зелёных, ничего общего со здравым смыслом не имеющая, и если эта волна их опять прибъёт к Рейхстагу, будете Вы как миленький платить по 30 центов за квч электричества и по трояку за литр бензина.

Ahad ha am
- at 2010-12-11 14:21:43 EDT
Сие никак не вяжется с проблемами евреев, которые живут тут давно – с остатками немецкого еврейства, которые испытывают колоссальные комплексы, в связи с Шоа. Особенно те из них, которые пережили Холокост, пытались жить в Израиле, но в конце концов, остались тут. Напомню тем, кто подзабыл тоталитарные времена – выжить в Аушвице, или прятаться в католической семье означало унижаться, предавать, притворяться, подличать, смиряться с гибелью родственников, друзей, не доверять никому и никогда, а особенно – немцам.
--------

А ведь это верно. Многие из Авангарда ЦСЕГ / ЦВСТ (какая разница?) и есть - уехавшие из Израиля в первые годы его существования (и это точно не братья Бельские из Де Фиансе). Еще в СНГ-шном Сохнуте были чёткие установки - возвращенцев на работу в Сохнут не принимать, а тут в т.н. элите - сплошные возвращенцы, то есть люди чей еврейский дух не по восходящей.
Уже давно пора понять, тем кто хочет остаться евреем, пора на шлюпку и организовывать самоокупаемые общины/кружки. А покидаемый катер желательно поскорее потопить для минимизации ущерба оставшимся и дабы не засорял эфир.
Всё равно одни собаки остались.

Леонид
Мюнхен, Германия - at 2010-12-11 13:43:05 EDT
Статьи такого уровня в "Заметках" ещё не было. Непонятна ни позиция автора, ни его кредо, да и тема какая-то аморфная. Набор фраз и ошибок, начиная с первого абзаца. ZWST (Zentralwolfarstelle der Juden) - это еврейская благотворительная организация, к счастью для нее и тех, кто в ней нуждается, никакого отношения к Центральному Совету евреев (Zentralrat der Juden in Deutschland)не имеет и не подчинена ему.ZWST, наряду с "Каритасом", "Дияконией", "Красным крестом" (не помню название двух других благотв. орг.) финансируются правительством Германии и являются независимыми.Непонятно также, почему автор считает Ходорковского евреем, если он сам от этого в прямом и переносном смысле открещивается.Ни о какой благотворительности его в пользу еврейских организаций неизвестно. Более того, когда раввины собирали еврейских бизнесменов в Москве, Ходорковского (до тюрьмы)там не было.
felix spektor
konstanz, deutschland - at 2010-12-11 07:55:09 EDT
С г-ном Фридляндом ясно-левак он и в Африке левак.Это-диагноз.Но когда мешают в кучу ZWST и Центральный совет евреев в Германии...
Размышизм
- at 2010-12-10 17:38:05 EDT
Весёлые дела..
Victor Filin
Dortmund, Deutschland - at 2010-12-10 15:56:36 EDT
Сей труд заставляет вспомнить старый анекдот про экскурсию в музее, мужика и ежа, концовка которого (анекдота) : "...Встрянуть захотелось!". Уж очень захотелось автору порассуждать на тему заголовка. Без году неделя здесь и... пожалуйста! Всё знаю, всё понимаю! Куда уж нам, живущим в Германии по 10-15 лет. Помимо того, что статья полна трюизмами , почти к каждому её абзацу можно поставить столько вопросов по существу, что места, отведенного для отзыва не хватит! Кроме того, неплохо бы автору перед подачей материала в журнал, проконсультироваться ещё со специалистом по русскому языку, ибо он у Вас, батенька, хромает. А вообще , дорогие авторы, уважайте потенциальных читателей, относитесь строже к своему писательскому зуду. Скромность всё ещё украшает, кажется.
Felix Spektor
Konstanz, Deutschland - at 2010-12-10 04:03:50 EDT
По поводу этого форума по освобождению германского еврейства от Центрального совета.Достаточно почитать опасения "участников",
о возможности оплаты проезда на протест,выступления "единомышленников".Полный маразм...
Пока еврейские общины содержатся на средства налогоплательщиков Германии(моих-в том числе!),пока в общинах не будет собственной
экономической базы-все эти протесты-пустое времяпровождение социальщиков!таких "дровосеков" ны уже достаточно видели.
Никакие прямые или непрямыед выборы ЦСЕвГ не спасут.Когда меня спрашивают:"Есть ли будущее у еврейских общин в Германии?",то я отвечаю-НЕТ.Сейчас в общинах еще хуже,чем в начале миграции.Численность резко падает,а новых волн уже не будет.Молодежь массово
выходит из общин.Для людей,которые "интегрировались" и являлись бы будущим общин-жизнь в общинах-НЕ ИНТЕРЕСНА и не является,к сожалению,необходимостью.

V-A
- at 2010-12-08 14:41:52 EDT
За человека, оказывавшего материальную помощь еврейской общине, сама община и голоса не подала!

Приведите факты оказания Ходорковским помощи еврейским
организациям.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2010-12-08 13:31:33 EDT
Статья написана хорошим языком, легка в изложении.
В Германии сегодня насчитывается, IMHO, около 110.000 зарегистрированных евреев - членов общин. Ещё столько же оценивается израильским посольством как "не заявленные евреи", фигурирующие в налоговых отчётах как "люди без религии". Здесь не только "русские", а, например, и американские евреи, массово потянувшиеся в Германию, посещающие мероприятия общин и синагоги, но не являюшиеся их членами.

Самая большая проблема еврейской эмиграции в Германии - это отсутствие еврейской идентификации многих. Здесь же надо обязательно упомянуть трагедии пожилых еврейских пап, защищающих своих детей, "евреев по Торе" (по отцу), в то время когда мэйнстрим требует "еврейства по Галахе" (по матери). Нееврейские мамы не хотят в своём большинстве проходить гиюр. Когда люди остаются вне организованных общин, то это уже, как минимум, начало прощания с еврейством. Этим во многом объясняется острая критика общинной жизни некоторыми эмигрантами.
С другой стороны "русские" часто всё ещё не владеют языком, достаточно трусливы, интриганы, охотно "продают" стукачеством всякие инициативы снизу и т.д. В этом отношении интересна недавняя инициатива новых диссидентов, но пустят ли их к барскому столу? Диктаторские замашки Центрального Совета и князьков в провинции общеизвестны. Поживём - увидим.

Цитата - "Ярчайший пример – заключение М. Ходорковского. За человека, оказывавшего материальную помощь еврейской общине, сама община и голоса не подала! Ладно российская, там проблемы с властью. А что же всемирное еврейство – или чувствует свою слабость и отсутствие всякой воли, для того чтобы помочь конкретному и очень даже полезному еврею?" - меня удивила.
Ходорковский - не еврей, у него русская православная мама, его отец крещён. Слышал, что Израиль предложил ему гражданство, от которого тот, якобы, отказался, т.к. чувствовал себя русским. Да и сам оборотик "всемирное еврейство" заимствован из нацистской пропаганды. Аккуратнее надо...

Мих. Оршанский
- at 2010-12-06 06:26:51 EDT
...бедный-бедный Гордон-Пим! "и бежит ЯВРЕЙ СОВЕЦКИЙ (НЕМЕЦКИЙ):"Д А Й Т Е мне - а то помру!!!"
- особенно приятно, что плачь яврейский на брегах Рейнских издожен доступно: сижу, перевожу с иврита ДЕТАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ, СРОЧНО НЕОБХОДИМЫХ ДЕТСКОМУ ПРИЮТУ, СГОРЕВШУМУ ДО ТЛА..