©"Заметки по еврейской истории"
декабрь  2010 года

Матвей Брагинский

Неосторожность неблагодарности

В последнее время появились ранее неизвестные факты о том, что наряду с альтруизмом сотен датчан при спасении евреев осенью 1943 года у некоторых рыбаков было стремление заработать огромные деньги[1]. Профессор Питер Нанстед на основании своих исследований делает вывод, что датчане не хуже и не лучше других народов. Итак, был или не был подвиг спасения, а если был, то какова же его оценка, а также цена спасения, вот в чём вопрос? Даром музей Яд Вашем присвоил звание Праведника народов Мира всему датскому народу? Даром в поселке Гилелея[2] установлен монумент в память о переправе, который теперь является местом паломничества евреев?

Монумент Тека Башофар Гадол. Скульптор Георг Вейль

Поражает организованность и эффективность акции перемещения евреев, осуществлённой простыми гражданами Дании и Швеции в 1943 г. Чтобы это понять, напомню печальное событие, происшедшее в Норвегии годом раньше (читай «Норвежский триптих»)[3]. Пронацистское квислинговское правительство предало и передало 758 норвежских евреев (40 % общины) немцам, и они были депортированы в концлагеря Аушвиц и Штеттин, и погибли там. Вся Скандинавия была потрясена и приняла меры: маршал Маннергейм категорически отказал Гитлеру выдать 2 000 еврейских граждан Финляндии. Шведский король Его Величество Густав V и риксдаг страны открыли границу и впустили несколько сот евреев, спасённых норвежскими подпольщиками, и подготовились принять евреев датских. Цепочка событий началась 28 сентября 1943 г. Получен приказ из Берлина о депортации евреев. Рейхскомиссар Вернер Бест информировал об этом морского атташе Георга Дуквица (впоследствии также Праведник народов Мира). На следующий день атташе предупредил знакомых датских социал-демократов, что через 3 дня евреи Дании обречены на уничтожение. Остаётся 72 часа. В день еврейского Нового Года – Рош а-Шана во время утренней молитвы главный раввин Маркус Мельхиор сообщил собравшимся, что вечерняя молитва отменяется и евреям рекомендуется уйти из дома и спрятаться у друзей, знакомых. Заранее предупреждён – заранее вооружён. Новость распространилась по Копенгагену, где жило 95 % евреев.

«Друзья, нееврейские родственники, просто незнакомые люди... откликнулись на эту беду... Тысячи людей не остались равнодушными к готовой разразиться трагедии... Какой-то таксист искал в телефонной книге людей с еврейскими именами и предупреждал их по телефону... Чтобы доставить беженцев на побережье, были задействованы все виды транспорта, даже машины скорой помощи. Датские полицейские помогали людям незаметно добраться до лодок... Немецкие корабли, пришедшие в гавань Копенгагена, так и не дождались своего «живого груза». Отправлять в лагеря смерти из Дании было уже некого...», пишет Е. Беркович.

Карта «траектории спасения», представленная автором, напоминает военно-морскую карту с пятью главными потоками рыбацкой флотилии с датского острова Зеландия на Швецию. По сути, это и было сражение за жизнь людей[4]. Датская лютеранская церковь призвала всех граждан помочь спасти евреев. Крупные госпитали страны дали убежище сотням беженцев, и сюда тут же стали поступать денежные пожертвования от простых людей. В провинции набожный фермер Иоханнес Богаард немедленно организовал христианских друзей и спас десятки иудеев. Датчане ничем не рисковали? Однако учителя Йоста Вестервила казнили за помощь евреям. Беженцы отправлялись в лодках по всему побережью пролива Эресунн от Эльсинора (воистину, быть или не быть) до Стаббекобинга, на острове Зеландия, и прибывали в Швецию от Хельсингборга до Треллеборга. В итоге, почти все евреи королевства (5 191 человек) и лица смешанного происхождения (1 301 человек), а также их родственники, на которых не распространялись антисемитские нацистские законы (686 человек), были переправлены датскими рыбаками в нейтральную Швецию[5]. Это происходило на суше. Поведение датчан, как мы видим, совершенно альтруистическое. Что же произошло во время морской переправы?

Представим ландшафт и участников происходящих событий: холодное сине-свинцовое море и суровый берег с красно-бурыми скалами и голубоватыми ледяными глыбами. Ветер свистит в жёлтых сыпучих дюнах, пригибает ярко зелёную траву. Этот пейзаж мы видим на картинах знаменитого датского художника Михаэля Анчера (1849-1927). Большую часть жизни он писал картины в маленьком городке Скаген, что на ютландском мысе Гренен, который как острый нос подходит к берегу Швеции. Он писал с натуры скагенских рыбаков. Каменные фьорды, зыбкие дюны и непредсказуемое ледяное море не располагают к легкомыслию, поэтому лица рыбаков на его картинах суровые, как бы высеченные из камня, фигуры крепкие, монументальные. Современные викинги. Сыпучие пески постоянно меняют рельеф берега, поэтому на одной из картин мы видим рыбаков, переносящих лодку через пески к берегу, на другой – рыбаки прощаются с погибшим товарищем. Есть изображение вдовы рыбака с тремя детьми, застывшей в горестном отчаянии. А вот картина с рыбаками, отдыхающими после возвращения, и один из них лежит совершенно обессиленный вниз лицом на песке. Вся жизнь рыбаков соткана из неожиданных и опасных эпизодов. Художник начал писать картины как суровый реалист, а закончил радостными пейзажами в стиле импрессионизма. И на фоне неулыбчивых мужских лиц появились образы нежных улыбающихся женщин.

Но нам, как ни жаль, придётся пойти обратным путём: от голубой и розовой легенды чудесного спасения (как на крыльях доброго гуся Мартина) в малокрасочный трудовой мир будней датских рыбаков. И хотя скагенцы рыбачили в проливах Скагеррак и Каттегат, а описываемые события произошли в другом месте, это не меняет дела, более того, плавание в проливе Эресунн (Зунд), где произошла драматическая переправа, осложнено целым рядом обстоятельств. В этом мелководном проливе во всей толще воды течение направлено в пролив Каттегат. Средняя скорость постоянных течений в проливах от 0,5 до 2 узлов, а максимальная скорость достигает 6 уз., но на режим течений оказывает преобладающее влияние скорость и направление ветровых течений в Балтийском море, особенно осенью и зимой. Влияют и сильные восточные ветры с Северного моря. Мало этого, у берегов на направление ветровых течений влияет конфигурация береговой линии. В проливах скорость ветровых течений возрастает, а при их сужении и в местах встречи течений возникают сулои, т. е. водовороты. «Пересечение таких опасных районов мелкими и парусными судами грозит им гибелью...» гласит наука гидрология[6]. Несмотря на это, рыбаки ставили на кон не только свои жизни, но и существование своих семей, они не отказали в помощи ни одному неимущему человеку. За полвека не последовало ни одной жалобы на них со стороны беженцев.

Что касается цен за доставку, по данным израильского журналиста Давида Шехтера, Бернард Берман заплатил за переправу хозяину баркаса 35 тысяч крон (50 тысяч евро) и каждый месяц посылал соседям 500 крон для сохранения дома. Альфред и Берта Розен оформили рыбаку Йохансену Лоргену в шведском банке «ежемесячную пенсию» в 630 крон вплоть до конца 1970 года как плату за спасение. Известен трагический случай, когда семья Гринман из 18 человек перевозилась в 10-местной лодке. Судёнышко опрокинулось, погибли и пассажиры, и хозяин. В среднем, за переправу одного человека рыбаки взимали сумму, равную годовому заработку высококвалифицированного инженера[7]. Обращает на себя внимание факт щепетильной честности в расчетах между спасателями и евреями, над которыми нависла смерть. Кредитная история датских евреев к их чести до и во время войны обеспечила им денежные ссуды и кредиты как со стороны отдельных людей, так и банков. Такое доверие явилось исключительным явлением во всей Европе. Чего только не случалось на море, приведу ещё пример. В сентябре 2008 года, когда евреи Дании праздновали 65-летие спасительной операции, 82-летняя Элен Оппенгейм поведала историю своей семьи. Она с отцом и матерью оставили дом и уехали в Копенгаген. Ночью 2 октября они вместе с ещё четырьмя евреями нашли пустую лодку и сами пытались идти в Швецию. Она рассказывает: «...вода переливалась через борта, и мы не успевали её вычерпывать. С утра опустился туман, и мы потеряли курс. Нас подобрал паром, плывший из Швеции в Данию». На этом их невезение не кончилось: капитан парома запер беженцев в кабине и сообщил германским властям, что везёт их обратно в Данию. Глава семейства взывал к совести моряка. Тщетно. Мать Элен приготовила морфий, который дал ей знакомый врач на случай, если они попадут в руки нацистов. «Мы готовились покончить жизнь самоубийством. Это было ужасно, я плакала... Приняв морфий, мы глубоко уснули. На берегу нас встретили немцы и врач, сделавший нам промывание желудка...». Затем семью Оппенгейм отправили в концлагерь Терезиенштадт, где им удалось выжить благодаря регулярным продуктовым посылкам из Дании в течение полутора лет. Депортированные датские евреи, которые не смогли эвакуироваться, также получали эти продукты в концлагере, (почти все они тоже выжили). Когда война закончилась и Оппенгеймы вернулись домой, их имущество осталось нетронутым, и они вскоре восстановили свои права. По данным старейшины еврейской общины Жака Блюма, практически ни у кого из вернувшихся беженцев не было проблем возвращения имущества[8].

Если мы сравним датскую эпопею с тем, что происходило в странах Восточной Европы и в Прибалтике, то там всё было просто: выдали евреев нацистам, раздели, присвоили имущество и одежду, и убили. Налицо полнейшая уголовщина. Нет человека – нет проблемы. Хотя и там находились гуманные люди – спасали. Давид Шехтер в другом варианте своей статьи «Конец ещё одной легенды?» меняет акценты: «Да. Рыбаки брали деньги, но никто из них не сообщил в гестапо о переброске евреев, длившейся почти два месяца. Никто из них не ограбил своих пассажиров, не убил, не изнасиловал. А ведь как легко это было сделать, и как легко это делалось почти во всех странах Европы буквально на следующий день после захвата их фашистами...»[9] Полноте! Датские рыбаки – нормальные люди и зарабатывали свой нелегкий хлеб тяжким трудом, а не грабежом. После этого, стоит ли философствовать о цене переправы, если она равна цене человеческой жизни? Анализировать события военных лет в Скандинавии не так просто, тем более судить. Никто не вправе делать это кроме самих датчан. И в Норвегии, и в Дании участники сопротивления спасали всех без исключения евреев. Но если человек мог заплатить, то он платил или писал долговое обязательство, брал ссуду в банке. Дело житейское, бизнес нормальных людей. Ведь всё стоит денег: и одежда, и бензин для машин, и пища, особенно в военное время. Откуда возникали «фантастические суммы» за переправу? Чтобы ответить на вопрос, мы непременно должны войти в положение рыбака, понять его по-человечески. Если хотите, выскажу гипотезу. Доставка беженцев в Швецию была заключительным и самым опасным эпизодом спасательной операции. Мы видели, какие непреодолимые препятствия, возникли перед непрофессионалами, когда семья Оппенгейм с попутчиками пытались перейти пролив Зунд второго октября 1943 г. Опытный моряк должен был учитывать все привходящие обстоятельства: и холодную осень, и что его баркас будет сносить в пролив Каттегат, и какой силы ветры с запада и с востока, а уж свой берег он должен был знать как свои пять пальцев, особенно появление новой мели, возникшей из дюн. Допустим, из-за опасности (сильное течение в проливе с водоворотами) он не решался в этот день выходить в море, однако депортация евреев могла произойти со дня на день, на берегу требовали действий. Но с другой стороны, никто не мог застраховать лодку, да и саму жизнь рыбака. В случае гибели хозяина его жена, родители и дети мгновенно становились нищими без копейки (эре) в кармане. Риск огромный – отсюда и большая плата как страховка для семьи, если она останется без кормильца, как мне кажется... Другой случай: моряк неопытный мог выйти в шторм в неподготовленной лодке, мог её чрезмерно загрузить людьми. В результате – несчастный случай. Как говорится, Бог ему судья и царство небесное всем погибшим. Один Бог знает, что произошло в проливе. Море как сито отбирает стойких людей, но хозяином лодки мог оказаться и случайный человек. При угрожающем состоянии моря он мог отчаяться, запаниковать и затребовать с испуганных беженцев новые неслыханные суммы. Человек и стихия – это вечная драма, а бывает и трагедия. Датские труженики моря, проделавшие самую трудную, самую рискованную часть спасительной акции, конечно, герои как и весь народ королевства. Кстати, в семье не без урода: существовала и маленькая группа датских нацистов, естественно, с антисемитскими замашками. Но у народа Дании была другая настройка, и пример благородства показывал Его Величество король Дании Христиан Х. Как моя бабушка повторяла часто: «Не думай плохо о людях, не оговаривай их». Учитывая все обстоятельства, датские исследователи имеют, конечно, право сколько угодно анализировать спасение датчанами своих еврейских сограждан как факт своей истории. Критический подход к истории нужен. Но то, что можно профессору Питеру Нанстеду, не годится делать нам, евреям, ибо известен афоризм Пьера Буаста, современника Наполеона, что исследовать побуждения благотворителя – это первый шаг неблагодарности. Называть рыбаков Дании барышниками абсолютно недопустимо и несправедливо даже под знаком вопроса. Профессор Хаим Вейцман сказал, что в годы войны мир разделился на два лагеря: страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие пустить их к себе. Очень горькие, но правдивые слова. Дания – исключение! У еврейского народа и сейчас мало друзей в Европе, а потому негоже ссориться с последними из них. То, что произошло в Дании, навсегда останется уникальным событием в нашем настоящем, то есть в нашей памяти. Нигде в мире этого не случалось в прошлом и вряд ли такое чудо повторится в будущем.

Конечно, пятимиллионный народ маленькой Дании совершил подвиг, и поэтому он достоин звания Праведник народов Мира. Это была общая победа и датчан, и евреев. «Одна победа на всех... а... за ценой не постоим!», как поется в песне. И пусть всегда в честь уникального события стоит на берегу памятник с надписью на постаменте: «Труби в шофар нашей свободы». А если нам посчастливится приехать в священное место, мы благодарно поклонимся и возложим цветы к обелиску.

Литература


[1] Шехтер Давид. Праведники или барышники? Еврейский проспект, № 3, ноябрь 2004, 34

[2] Гилелея (Gileleje) – небольшой (6 500 жителей) город в самой северной точке датского острова Зеланд. Здесь 4 мая 1997 г. состоялось открытие монумента Тека Башофар Гадол (Тека Bashofar Gadol Пусть великий шофар провозгласит) в честь спасения от нацистов датских евреев. Из этого порта в 1943 году рыбаки переправили почти 2000 евреев в Швецию.

[3] Беркович Евгений. Перевернутый мир. Георг Дуквиц и спасение датских евреев. В кн. «Банальность добра», «Янус К» 2003.

[4] Беркович Евгений. Норвежский триптих. Части 1, 2, 3 Еврейская старина сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 г.

[5] Электронная еврейская энциклопедия. Дания. 01.09.2004.

[7] Шехтер Давид. Праведники или барышники? Еврейский проспект, №3, ноябрь  2004, 34.

[8] Еврейский мир. Центральный еврейский ресурс. 5 октября 2008.

[9] Шехтер Давид. Конец еще одной легенды? «Мой народ» № 15 (330) 12.08.2004.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3255




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer12/Braginsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Виталий Пурто
NJ, - at 2010-12-20 23:30:36 EDT
Очень своевременная и продуманная статья. Еврейским раздувателям исторического ревизионизма, особенно в таком фундаментальном вопросе, как благодарность за подвиг 70-летней давности, следует напомнить, что то, что можно Юпитеру (датчанину) -- нельзя ослу. На недостаток последних нам жаловаться никогда не приходилось. Амен.

По поводу мотивов Франко в деле спасения евреев. FYI, it is common knowledge в Испании, что имя Франко выдаёт происхождение генералиссимо из маранов, которые сигнализировали этим именем, что внутренне они остаются свободными от насильственного крещения. Считайте мой пост вкладом в небольшое просвещение тех, кто этого не знал или не придал этому значения.

Малкин борис
Палм кост, Фл, Сша - at 2010-12-14 19:15:54 EDT
Интересная статья позновательная и исторически обоснованная . Прочел вместе с женой.
Фира Карасик
Россия - at 2010-12-12 02:17:48 EDT
Мне кажется, никакому сомнению не подлежит то, что сделал народ Дании для спасения евреев в годы войны. И ему заслужено присвоено звание Народа-праведника. Не надо искать разные закорючки, чтобы оспорить этот подвиг датчан, тем более, что совершался он на фоне всеобщей ненависти к евреям и массовой их гибели с участием прибалтов, украинцев и поляков.
Другое дело, что сегодняшние датчане забыли свою недавнюю историю и высокий нравственный подвиг своих предков. Как и шведы. Скандинавские страны сегодня - оплот антисемитизма и предают Израиль по полной программе. Крокодиьими слезами оплакивают несчастных палестинцев, тратят миллионы долларов на дармоедов. Но ценой предательсва не разжалобить исламский террор. Два последниз взрыва в Швеции - тому свдетельство. И ещё не вечер!

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2010-12-10 06:53:19 EDT
Спасали, точно, не за деньги. Деньги получали в благодарность. Причем надо понимать, что платили ОБРЕЧЕННЫЕ, которым уже, в принципе, ничего было не нужно и потому не жалко. Это безусловно подвиг.
Почти везде евреев убили, а их имущество отняли. И потому вечная слава датчанам, как народу.

Валерий
Германия - at 2010-12-09 07:44:09 EDT
Прекрасная публикация!Согласен с коллегами,если кто-то ,в то страшное время, протянул руку помощи,то нужно этих людей
благодарить и помнить,это было непросто...
Есть общечеловеческая и есть еврейская Правда,иногда они
совпадают,иногда нет,и если Маннергейм,Франко,Хорти,Муссолини,Пилсудский были к евреям лояльны,а некоторые и спасали,то лично мне безразлично,
любили ли они коммунистов и были ли прогрессивные,в глазах евреев они достойные...

A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2010-12-08 21:35:12 EDT
Полностью поддерживаю мнение профессора Георгия Кантора - высоко моральная статья!Относительно Франко, кто-то недавно писал, что он стал пропускать евреев через Испанию только в 1943 году. Это абсолютно не соответствует реальности. Моим соседом по квартире в Нью-Йорке 10 лет был человек, прошедший всю Испанию пешком - в Португалию. Оттуда он без проблем переехал в Мексику, где уже жили его родственники. Он - немецкий еврей. Сначала в 1934-м переехал в Бельгию. А в 1938 году истёк его немецкий паспорт и когда он пришёл в германское посольство для продления, чин гестапо взял его паспорт и сказал придти за ним через три дня. Новый паспорт был с голубой буквой "J".Это одна из очень многих историй спасения через единственный тогда путь - через Испанию в Португалию. Самое главное в этой истории - Франко разрешил пропускать евреев всех стран Европы, в том числе своих вчерашних врагов, воевавших на стороне республиканцев - коммунистов в том числе.Всё это происходило ДО 1940 года - то есть до оккупации Франции. После оккупации это стало почти невозможным. Что касается евреев Испании, то хотя их было и очень мало - всего несколько тысяч, но насколько мне известно от испанцев, родившихся там до войны, и вполне заслуживавших доверия - в том числе одна дама, дочь полковника армии во времена Франко - вождь Испании действительно отказался выдать евреев Испании, сколько бы тысяч из ни было. Поведение Франко в ситуации 1938-1940 годов достойно уважения. А то, что он явился действительным спасителем Испании - тому доказательство его неслыханная популярность именно среди самых простых людей Испании. Много написано, много фильмов,много ТВ передач.Все, кто хочет знать об этом - может узнать много интересного. А автору -спасибо!
Евгений Беркович
- at 2010-12-08 19:27:32 EDT
Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2010-12-08 18:49:38 EDT
Дания оказалась намного порядочнее Норвегии и балтов, но последнее слово в этой истории WW2 ещё не сказано.


С этим тезисом я категорически не могу согласиться! Я написал достаточно объемную статью в трех частях:
Норвежский триптих. Известны ли истории народы-праведники? Часть 3. Солидарность (http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer23/Norweg3.htm)
Часть 2. Катастрофа (http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer22/Norweg2.htm)
Часть 1. Сопротивление (http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer21/Norweg1.htm)

Вот некоторые выводы:

Делать далеко идущие выводы из простой статистики опасно. Из меньшего числа спасенных евреев не следует, что у норвежцев была недостаточная готовность помочь несчастным. Точно так же нельзя успех датской операции всецело приписывать особенному моральному превосходству датчан. Общественные события редко бывают простыми следствиями немногих причин, здесь важно учитывать все факторы. Обстановка в Норвегии для спасения евреев была существенно хуже, чем в датском королевстве.

Во-первых, мероприятия по регистрации, арестам и депортации евреев проводились не немцами, а местной полицией по заданию правительства Квислинга. Тем самым они выглядели в глазах населения относительно «законными» и оказались много эффективнее, чем исходившие от оккупационных властей предписания. То, что в Норвегии, в отличие от Дании, у власти было коллаборационное правительство, по своей инициативе проводившее антисемитскую политику, стало решающим фактором успеха антиеврейских операций.

Во-вторых, массовые аресты евреев и отправка их в концлагеря произошли в Норвегии на год раньше, чем в Дании. Осенью 42-го это было абсолютно неожиданно и для евреев, и для неевреев. Через год датчане уже знали, что такое возможно в традиционно либеральной и демократической Скандинавии. К этому надо добавить, что в 42-м еще не была точно известна цель отправки в лагеря в Польше.
В-третьих, борьба норвежского движения Сопротивления против «нацификации» общества в 1942 году требовала предельного напряжения всех сил. На этом фоне смысл мероприятий по выделению евреев из норвежского общества, прежде всего, вписывание красной буквы „J“ в удостоверении личности, был слишком поздно понят.
В Дании, напротив, основная антиеврейская операция совпала с изменением отношения оккупантов ко всему датскому народу. Срыв немецких планов депортации стал первой пробой силы датского Сопротивления. Нельзя недооценить и своевременное предупреждение датчан немецким морским атташе в Копенгагене Георгом Дуквицем, ставшим после войны одним из Праведников мира.
К норвежским особенностям, осложнявшим спасение людей, можно отнести отсутствие времени на подготовку, более длинные, чем в Дании, пути до границы и более строгий полицейский контроль. Только принимая во внимание все эти условия, можно ставить оценку движению Сопротивления в Норвегии и Дании.
Решительности и мужества норвежским подпольщикам хватило бы для спасения всех евреев Норвегии. Но объективные условия не дали этого сделать. Были и ошибки. Теперь уже ясно, что руководство Народного фронта недооценило решительность немецких и норвежских властей в «окончательном решении» еврейского вопроса. Однако спасение и в этих сложнейших обстоятельствах более половины всех обреченных, без сомнения, является выдающимся достижением норвежского Сопротивления.
И датчане, и норвежцы проявили свои лучшие качества в спасении еврейских сограждан. Но действовать приходилось в непохожих условиях, поэтому и результаты оказались различными.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2010-12-08 18:49:38 EDT
Как я уже полгода назад сообщал в Гостевой, есть ещё один важный аспект мотивации датчан в описанном автором эпизоде спасения евреев. Один датский еврей рассказал мне в Израиле, что в середине XIX века множество евреев в процессе эмансипации крестилось и сочеталось узами брака с датчанами. Поэтому практически у всего сравнительно небольшого населения маленького королевства оказались родственные связи со своими евреями. Именно эта ситуация сыграла свою роль в иммунитете датчан по отношению к антисемитизму. Сегодня ситуация в Дании несколько иная,- хватает неонацистов, среди миролюбивых датчан появилось немало отребья и хулиганья.
Что за евреями "не заржавеет" - это одно дело. А вот то обстоятельство, что спасение микроскопической общины датских евреев (чуть больше 6000 человек) было практическит продано за деньги, заставляет задуматься. Небольшая лодка с 10 пассажирами утонула ведь из-за жадности хозяина, безответственно перегрузившего её беженцами.
Евреи Дании сделали немало для своего королевства, вспомним хотя бы того же Нильса Бора. Дания оказалась намного порядочнее Норвегии и балтов, но последнее слово в этой истории WW2 ещё не сказано.

vadim
nj, usa - at 2010-12-07 09:02:43 EDT
Vadim-Элиэзер М. Рабинович.
"Факты, в основном, известны."
Даже атом неисчерпаем.
"Молодой человек в физике уже всё известно, займитесь чем-нибудь другим"-сказал один крупный физик другому будущему
великому физику в начале 20 века п е р е д разработкой квантовой механики и теории относительности.

Элиэзер М. Рабинович - Вадиму
- at 2010-12-06 23:24:09 EDT
Я Вас действительно вначале не понял, и я с Вами абсолютно несогласен. Факты, в основном, известны. Мильх был протеже не только Геринга, но и самого Гитлера. Это не мешало Герингу быть интегральной частью "окончательного решения".

Адмирал Канарис спасал евреев.

Верно. Как мы знаем. количество "праведников" было наибольшим в Польше, поскольку именно там проходили основные события, но польское еврейство, количественно и качественно, перестало существовать. Нет, в Германии, Польше, Литве, Украине не было "вершины" айсберга - были отдельные льдинки в море безудержной жестокости большинства нации - и более 90% евреев там погибли.

Муссолини. Да. Там, где был айсберг, не было уничтожения евреев - ни при Муссолини в полноте власти, ни в местах, оккупированных итальянцами. Когда после его свержения, а потом восстановления, он потерял реальную власть, немцы оккупировали страну и начался вывоз евреев, но католическая церковь прятала, нация была против депортации. Итог - менее 20% итальянских евреев погибли.

Эти факты лишь вершина айсберга в правдивой истории евреев при тоталитарных режимах.

И мы довольно хорошо знаем историю евреев при Сталине и после него в СССР - на собственном опыте. Вашего опыта я, конечно, не знаю.

vadim
nj, usa - at 2010-12-06 21:27:58 EDT
Vadim- Элиэзер М. Рабинович.
"Ну, и какая же Ваша версия? Он это делал за деньги?"
Моя версия обратная.
В германской верхушке Георг Фердинанд Дуквич был не одинок.
Давно ли мы узнали :
1.фразу Геринга гестаповцу о неарийце Мильхе:
"В моем штабе я определяю кто еврей, а кто нет".
2.Адмирал Канарис спасал евреев.
3.В основании партии Муссолини были и евреи. А.Балабанова-одновремено
соратница Ленина и Муссолини.
Эти факты лишь вершина айсберга в правдивой истории евреев при тоталитарных режимах.

Элиэзер М. Рабинович - Виталию Гольдману
- at 2010-12-06 19:34:50 EDT
В случае ОТДЕЛЬНЫХ людей бывали всякие чудеса: и случай, когда эсэсовец скрывал еврея в своей квартире в Берлине (не помню, где слышал об этом), и случай еврейской женщины, вышедшей замуж за немецкого офицера - их дочь была, наверно, единственным еврейским ребенком, родившемся в Берлине в 1944 г. Об этом была передача по A&E несколько лет назад. Когда эта женщина жила в Вене после аншлюсса, она пошла посоветоваться к старой знакомой, которая стала нацисткой. Та послала ее для совета к какому-то очень высокому чину в гестапо, сказала: "Не бойся его". Чин повернулся к окну, чтобы гостья не видела его лица, и посоветовал, чтобы она нашла подругу-немку, которая отдаст ей свои документы, а потом заявит в полицию, что потеряла документы. Через две недели ей выдадут новые, а "вы должны уехать из Вены - не может быть двух людей в одном городе с одинаковыми документами". Женщина и ее дочь были живы во время телепередачи.

Так что бывали всякие ЕДИНИЧНЫЕ случаи, но в Германии, Польше их было слишком мало, и они не остановили Холокост, а вот в Дании, Финляндии критическая масса была такова, что там остановили.

Элиэзер М. Рабинович -- Vadim
- at 2010-12-06 19:15:58 EDT
и его начальство об этом не знало, а узнав не растреляло при нацистском ржиме?

Ну, и какая же Ваша версия? Он это делал за деньги? И эти лопухи из Яд ваШем причислили его к праведникам?

У нацистов не было такой всеобщей слежки, как у Сталина, и они своих не стреляли направо и налево. Знаете ли Вы историю Ривенштрассе (лень проверять точное название улицы в Берлине), куда Геббельс с целью высылки согнал евреев, которые были в браке с немками и еще оставались в городе? Так жены устроили многодневную круглосуточную демонстрацию протеста (зимой, в холод) и выбили своих мужей обратно - они все выжили. Вы можете себе представить что-нибудь подобное в Москве на Лубянке?

Виталий Гольдман
- at 2010-12-06 19:12:22 EDT
vadim
nj, usa - at 2010-12-06 18:57:09 EDT
"Георг Фердинанд Дуквич и известил датчан и евреев, и лично договорился со шведским правительством о приеме евреев."-и его начальство об этом не знало, а узнав не растреляло при нацистском ржиме? Стоит ли обманываться думающему человеку?

Вы невнимательно читали статью Берковича, на которую ссылается и которую обильно цитирует Брагинский. А там как раз написано, что начальником Дуквица был Вернер Бест, который вел двойную игру. И после войны факт участия его (молчания) в деле спасения датских евреев спас ему самому жизнь. Вот цитата из статьи Берковича:

После войны Вернер Бест был арестован и на Нюрнбергском процессе проходил как "представитель гестапо". В 1948 году копенгагенский суд приговорил его к смертной казни. Этот приговор был впоследствии заменен пятью годами тюремного заключения: суд учел молчание Беста о том, что его подчиненный помогал евреям.
http://berkovich-zametki.com/Nomer8/Duckwitz.htm

vadim
nj, usa - at 2010-12-06 18:57:09 EDT
Vadim- Элиэзер М. Рабинович.
"Элиэзер М. Рабинович - Буквоеду
- at 2010-12-06 18:24:19 EDT
Энтони Бивор: "История гражданской войны в Испании написана побежденными [выделено мной]"

Потрясающе верно! И многие из этих побежденных были евреями-либералами. И сегодняшняя история холодной войны пишется теми же руками. А политкорректность была и тогда: все западные газеты врали насчет коммунизма и Советского Союза. И, посмотрите, Хемигуэй и Орвелл все понимали, так почему они все же сражались на этой стороне? Согласны ли Вы с моим тезисом, выдвинутым раньше, что Франко - спаситель Испании?

2.Что касается Дании, то я думаю, что береговую охрану, в основном, вела датская полиция - это было всенародное дело, и нечего нам его теперь пачкать. А немецкий атташе Георг Фердинанд Дуквич и известил датчан и евреев, и лично договорился со шведским правительством о приеме евреев. Он сейчас числится среди "праведников" в Яд ваШеме."
--------------------------------------------------------
Всё выше написано думающим человеком.
По 1. Да,Франко спас Испанию и от Сталина и от Гитлера(после мастер-класса со своим старшим другом Салазаром, переправлявших спасёных евреев
за океан).
По 2. "береговую охрану, в основном, вела датская полиция" - весьма
сомнительно, чтобы её не курировали немцы.
"Георг Фердинанд Дуквич и известил датчан и евреев, и лично договорился со шведским правительством о приеме евреев."-и его начальство об этом не знало, а узнав не растреляло при нацистском ржиме? Стоит ли обманываться думающему человеку?
Р.S.Не дали бы заглавие книги Бивена об Испании.

Элиэзер М. Рабинович - Буквоеду
- at 2010-12-06 18:24:19 EDT
Энтони Бивор: "История гражданской войны в Испании написана побежденными [выделено мной]"

Потрясающе верно! И многие из этих побежденных были евреями-либералами. И сегодняшняя история холодной войны пишется теми же руками. А политкорректность была и тогда: все западные газеты врали насчет коммунизма и Советского Союза. И, посмотрите, Хемигуэй и Орвелл все понимали, так почему они все же сражались на этой стороне? Согласны ли Вы с моим тезисом, выдвинутым раньше, что Франко - спаситель Испании?

Что касается Дании, то я думаю, что береговую охрану, в основном, вела датская полиция - это было всенародное дело, и нечего нам его теперь пачкать. А немецкий атташе Георг Фердинанд Дуквич и известил датчан и евреев, и лично договорился со шведским правительством о приеме евреев. Он сейчас числится среди "праведников" в Яд ваШеме.

Виктор Гопман
Иерусалим, Израиль - at 2010-12-06 16:23:54 EDT
В поддержку позиции автора этой интересной и полезной статьи - несколько цитат из книги Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме» (см. «Заметки», август 2009 года)

"В Дании практически не существовало ни фашистского, ни нацистского движения, и в стране не было коллаборационистов".

"История датских евреев была единственной в своем роде, а поведение датчан и датского правительства не имело аналогов ни в одной из европейских стран – оккупированных, союзнических, держав оси или независимых. Хотелось бы включить рассказ об этих событиях во все хрестоматии по политологии и предложить его вниманию всех студентов, желающих узнать как можно больше о том громадном потенциале, который таит в себе политика ненасильственных действий, а также о возможностях такой политики в деле противостояния значительно более могущественному противнику".

"В плане как политическом, так и психологическом наибольший интерес представляет, пожалуй, поведение немецких официальных лиц в Дании, и в первую очередь их безусловный саботаж приказов, поступавших из Берлина. Это был один-единственный раз за весь период "окончательного решения", когда нацисты встретились с открытым сопротивлением местных жителей, и возникает ощущение, что такая реакция заставила некоторых из них задуматься. Похоже, что сами нацисты впервые восприняли мысль об уничтожении целого народа не как нечто само собой разумеющееся".

Игрек
- at 2010-12-06 15:46:02 EDT
Я абсолютно согласен и с автором статьи и с комментарием Эллы. Одно другому.. помогает.
В.Ф.
- at 2010-12-06 14:58:28 EDT
Несколько лет назад, кажется, в журнале "Вестник" было напечатано несколько статей на эту же тему. Жаль, что они не упомянуты в библиографии.
ВЕК
- at 2010-12-06 14:07:10 EDT
vadim
nj, usa - at 2010-12-06 13:56:56 EDT

Получившему кусок хлеба, когда умирал от голода, не след судить подавшего за то, что не так подал.

vadim
nj, usa - at 2010-12-06 13:56:56 EDT
Vadim-Буквоед
Датчане,конечно,молодцы!
Но вопросов больше чем ответов?
1.Почему немецкая береговая охрана не реагировала на переправу сотен лодок в течение многих часов? Образцово бдительные немцы лучшей армии мира потеряли бдительность на сутки?
2.Франко спасал евреев в 1940 году во время триумфа Гитлера(Антонеску же после Сталинграда),когда Черчилль и Рузвельт делали вид,что ничего не происходит.
Если Франко предвидел поражение Гитлера то и датский король мог это
предвидть:они оба праведники или оба нет.

vadim
nj, usa - at 2010-12-06 13:34:25 EDT
Датчане,конечно,молодцы!
Георгий Кантор
Беер Шева, Израиль - at 2010-12-06 13:19:46 EDT
Глубоко моральная статья, снимающая все инотолкования этого вопроса. С п а с а л и и всё. этим все сказано. Хотели бы получить деньги от гитлеровцев - получили бы. Но не захотели. а спасли людей. Во главе нации и народа - король Христиан символическое имя. Запомните это, евреи. Запомните это, христиане.
Буквоед - Марку Аврутину
- at 2010-12-06 12:17:55 EDT
Марк Аврутин
- Monday, December 06, 2010 at 11:11:27 (EST)

А Испания - это разве не европейская страна? Известно ли что-нибудь о попытках выдвинуть её или Франко на звание "праведник мира"? Трижды обращался с этим вопросом к разным людям - сотрудникам музея Яд-Вашем. Молчат.


Уважаемый г-н Аврутин! Франко был типичным испанским генералом, т.е. верующим католиком старого стиля: он не любил протестантов (отсюда англофобия), евреев и масонов. Его же действия относительно евреев были продиктованы пониманием того, что Германия войну проигрывает и, следовательно, надо думать о будущем. До этого насквозь коррумпированные испанские власти просто-напросто пускали евреев за взятки. Кстати, так же, как Франко, стал действовать Антонеску после Сталинграда: прекратил убийства евреев в Транснистрии, Буковине и Бессарабии, отказался депортировать евреев из Старого Королевства, выдал румынские паспорта десяткам тысяч трансильванских евреев, тем самым спас их от депортации. Думаю, что называть обоих диктаторов Праведниками Мира чересчур смело.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-12-06 11:40:40 EDT
дабы каждый знал, что евреям помогать выгодно, за ними не заржавеет.

Мне представляется, что этот комментарий уважаемой Эллы, как раз и является одним из проявлений той неосторожности, ради которой написана статья. До недавней антидатской компании я никогда не слышал о том, что основным побуждением датчан спасти евреев были деньги.

Г-н Аврутин, возможно, прав и в отношении Франко, хотя детали мне менее известны. Но памятника Франко за это никто сейчас ставить не будет. Это результат преобладания либералов, включая евреев-либералов, что Франко до сих пор числится отрицательной фигурой. Чтение Хэмингуэя, Орвелла ("Памяти Каталонии") и др. не оставляет сомнений в том, что у Испании того времени не было выбора между демократией и диктатурой, а был выбор между диктатурой сталинского типа и франкистской диктатурой. В этом отношении Франко оказался спасителем страны, хотя благодарить его за это политически некорректно.

Марк Аврутин
- at 2010-12-06 11:11:28 EDT
Я тоже с большим интересом прочитал статью и благодарен её автору. Но хотел бы ешё выйти за "географические рамки" статьи. Вот, уважаемый Элиэзер М. Рабинович
(at 2010-12-05 18:12:10 ED) написал в своем комментарии
о скандинавсих странах, "которые спасли честь Европы". А Испания - это разве не европейская страна? Известно ли что-нибудь о попытках выдвинуть её или Франко на звание "праведник мира"? Трижды обращался с этим вопросом к разным людям - сотрудникам музея Яд-Вашем. Молчат.

Элла
- at 2010-12-06 02:23:55 EDT
Деньги брали не задаром, работа действительно трудная и опасная.

Проблема, по-моему, не с датскими рыбаками, а с еврейскими идеалистами, воображающими, будто антисемитизм - не традиционная составная часть европейской традиции, а что-то вроде секретной бролезни, которой стыдиться должен всякий приличный человек. И посему датчане просто обязаны были, дабы никто не усомнился в их душевной чистоте.

Никто, господа хорошие, ничего никому не обязан. Историю с датскими рыбаками нужно как можно шире пропагандировать, дабы каждый знал, что евреям помогать выгодно, за ними не заржавеет.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-12-05 18:12:10 EDT
Огромное спасибо автору за эту статью. Я неоднократно испытывал стыд за нас, когда читал, как через почти 70 лет после событий мы позволяем себе пересматривать поведение датчан и почти всех скандинавов, которые спасали своих евреев и, по большей части, в этом преуспели. Известен ли случай, когда датские рыбаки отказали кому-нибудь, кто не мог заплатить? А обещание платить постепенно в будущем, - принять такое обещание было довольно рискованно.

Во время процесса Эйхмана был день, когда слушались свидетельские показания о скандинавсих странах, "которые спасли честь Европы" - это была формулировка диктора, рассказывавшего о процессе. Спасли. И нам негоже сейчас пересматривать эту оценку.