©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь  2010 года

Юлиан Рафес

Как стать антисемитом?

(Учебное пособие профессора Рабкина)

Это заглавие удивит (если не больше) многих. Зачем создавать пособие по антисемитизму? Во-первых, он сейчас расцветает пышным цветом по всему миру. Апологетам этого распространенного движения не нужно никаких пособий. А во-вторых, их и так достаточно в любой форме и в любых количествах – книги, статьи, фильмы, выступления и прочее, прочее.

Это все верно, но не совсем. Любое новое оригинальное пособие, во-первых, усиливает бойцовские качества уже состоявшихся антисемитов, придает им новые силы по борьбе с этими «отвратительными евреями». А с другой стороны, множит ряды антисемитов среди «нейтралов» или «колеблющихся» принять их сторону.

В чем же оригинальность данного пособия? А вот это очень важно. Она состоит в том, что его составитель – Яков Рабкин, еврей, профессор истории, науки и, в частности, еврейской истории престижного монреальского университета, в прошлом ленинградец. И все вышеизложенное придает его сочинениям особую пикантность (к сожалению, угрожающе негативную). И стоит признать, что со своей задачей, обозначенной мною в заглавии моей статьи, он с успехом справился.

Передо мной статьи о еврейской нации, сионизме и государстве Израиль: «Годовщина судьбоносного решения» (нью-йоркская газета «Форум» и интернет-журнал «Заметки»), «Миф о еврейской расе» («Медицинская газета», Москва). Это их я объединил одним термином – «учебное пособие». Они его полностью заслуживают, как это станет ясно из моего последующего изложения. Не говоря уже о книге с любопытным (в первую очередь для антисемитов) заглавием: «Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму», изданной на ряде языков, в том числе в 2009 году и по-русски в Москве. С основными ее положениями (кстати, изложенными и в упомянутых мною статьях) я познакомился также из выступления автора на нью-йоркском телеканале RTN.

А теперь обратимся к самому «пособию» и убедимся, как «умело» оно составлено и возникновению каких последствий способствует.

Хочу попытаться ответить на главный, по моему мнению, вопрос: кому и чему служат публикации господина Рабкина? Для этого остановлюсь на трех основных тезисах автора, которые являются фундаментальными для ответа на поставленный вопрос. Эти положения относятся к его характеристике сионизма, к вопросу о том, существует ли такая нация, как еврейский народ, и правомерно ли существование Израиля как еврейского государства.

1. О сионизме

Итак, что же такое сионизм? По Герцлю, «сионизм есть возвращение к еврейству, предшествующему возвращению в еврейскую землю». Врач-психиатр Макс Нардау в докладе «Об общем положении евреев» представлял еврейство как физически и духовно больной организм. «Равноправный по букве закона, он признается неравным в жизни. Для этого душевно больного еврейства нужно найти исцеление». «Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченный публичным правом родной угол» (С. Дубнов. Новейшая история еврейского народа. 2002 г., т. 3, стр. 253).

Когда появились первые публикации о сионизме, ряд раввинов выступил против стремления создать собственное государство, ибо такое стремление подрывает местный патриотизм евреев и считает их единой нацией вопреки догме ассимиляции. Их можно было понять. Тогда это казалось многим какой-то химерой, фантазией. Что дала догма ассимиляции, показала недавняя история и нынешние события.

На втором конгрессе сионистов Герцль отмечал, что «эти протест-раввины молятся о Сионе и борются против Сиона» (там же, стр. 254).

А вот что пишет господин Рабкин, давая оценку сионизму. «Сионизм – одно из последних революционных движений ХIХ-ХХ вв., дожившее до наших дней. Как и сионисты, так и их противники считают сионизм и провозглашение в 1948 году на его основе государства Израиль великим переломом в истории евреев, попыткой образовать новую человеческую общность, новую нацию. Задача сионистов – превратить наднациональное еврейское самосознание, ориентированное на Тору и соблюдение ее заповедей, в самосознание национальное, берущее, как у всех народов, за основу общий язык и общую территорию. Сионисты считают современных евреев биологическими потомками иудеев, выгнанных два тысячелетия назад из Святой земли. В этом смысле основатели сионизма разделяли взгляды антисемитов на расовую общность евреев и, по их логике, на невозможность их существования в Европе».

Верь или не верь своим глазам? В «Медицинской газете» – статья, где сионизм сравнивается с национал-социализмом. К чести редакции статья помещена под рубрикой «Гипотезы».

Вот чем редакция предваряет статью в «Медицинской газете»: «По нашей просьбе автор рассказал о биологических аспектах идеологии сионизма, которая обнаруживает немалое сходство с немецким национал-социализмом» (подчеркнуло нами – Ю.Р.).

Необходимо подчеркнуть, что статью пишет человек, преподающий историю евреев, которая полна данными о еврейских погромах практически во всех странах Европы, после Холокоста и сталинских антиеврейских кампаний. Да и сейчас в мире достаточно антисемитизма с призывом стереть с лица земли еврейского государства. Как же подымается рука после Холокоста сравнивать сионизм (еврейское национально-освободительное движение) с гитлеровским национал-социализмом.

Кощунственные идеи противопоставления евреев и сионистов с успехом пропагандировали тоталитарные власти.

Ведь автор, в прошлом житель СССР, прекрасно знает, что под знаменем антисионизма проводилась антисемитская пропаганда. И это позорное для любого порядочного человека знамя он подымает на щит. Как будто забыл, что антисемитизм привел к созданию... печей Освенцима. Потому публикации Рабкина можно смело назвать продолжением идей, провозглашенных еще в советские времена в позорно известной книжонке «Осторожно, сионизм».

Это типичный маразм советской прессы на самом пике антисемитского и антиизраильского шабаша в СССР времен разгрома Еврейского антифашистского комитета, «борьбы с космополитами», «дела врачей», создания властями «антисионистского (а по сути, антисемитского) комитета» и прочее, прочее. Все выше названные антиеврейские кампании проводились под лозунгом антисионизма. А теперь?

Автор забыл, или не понял, рассуждая о сионизме, что во всем мире, а тем более в антисемитских кругах, термин «сионизм» тождественен термину «еврей». Да и выступает он не на академическом форуме, а публично распространяет свои идеи на весь мир. Оценка Рабкиным сионизма как расистского движения полностью совпадает с таковыми, которыми пестрят самые злобные антисемитские произведения в мире. За примерами не надо долго ходить.

В статье «Нацистская пресса в России: что это такое» («Форвардс» за 4-10 2007 года) Вячеслав Лихачев приводит много газетных цитат, где утверждается, к примеру, что: «Основной враг русского народа – евреи, поскольку ненавистничество воспитывается в евреях иудаизмом, талмудизмом, сионизмом и масонством». Олег Катер в другой газете утверждает, что сионизм – это «суперфашизм» и главный враг.

В то же время А.Н. Яковлев предупреждал: «Не менее опасным во всех этих антисемитских кривляньях и упражнениях является то, что на фоне болтовни о «мировом сионизме» как бы вскользь, а иногда и без всякой маскировки возбуждаются настроения агрессивного антизападничества, особенно антиамериканизма».

Рабкин приводит ряд фактов, в которых сионисты (читай – евреи) высовываются перед читателем страшный, безобразный и кровожадный образ сиониста.

Можно иметь разные взгляды, но нельзя, негоже их основывать на извращенных фактах, как это постоянно делает господин Рабкин. Общеизвестно, что еще до создания Израиля, начиная с 1936 года, в Палестине происходили погромы евреев со стороны арабов. А у историка Рабкина лишь арабы страдают от сионистов. Автор постоянно пишет о «сионистском государстве», о «зачистках», о «занятии территорий», полностью не предваряя тем, что действия израильтян были ответом на то, что арабские страны игнорировали решение ООН о создании еврейского государства и совместно выступили против него.

Он пишет: «попали в руки сионистским подразделениям... Более того, ударные отряды сионистов предусмотрительно захватили большинство крупных арабских населенных пунктов». И далее: сионисты-террористы производят зачистки местного населения, в том числе и «за пределами положенных ООН для сионистского государства».

Действительно, в апреле 1948 года были проведены операции на территориях, решением ООН предназначенных для арабского государства. Но автор умалчивает, что все операции проводились в ответ на нападения арабов именно тогда, когда было создано еврейское, а не сионистское государство. Я не идеализирую еврейскую сторону. Были и ненужные жертвы. Но война есть война. И начало ее не еврейское государство.

Автор ссылается на Альберта Эйнштейна, осудившего эти жесткие меры. При этом автор «пособия» «забывает» об общеизвестной принципиальной позиции великого ученого, всегда поддерживающего сионистское движение.

В своих статьях он пишет, что на следующий день после оглашения решения ООН была объявлена поголовная мобилизация сионистов с 17 до 25 лет. Кем же были эти сионисты (по определению Рабкина)? В подавляющем своем большинстве это были остатки сохранившегося европейского еврейства, физически и психически подавленные. И они погибали за свое еврейское государство, за свой национальный дом, где евреи могут жить как обычные люди, а не объект унижения, преследования и варварского уничтожения.

2. Есть ли еврейский народ?

Даже самая постановка такого вопроса представляется мне сюрреалистической. Автор пишет в «Медицинской газете»: «Сионизм предполагает, что существует отличный от других еврейский народ, имеющий биологическую общность и ведущий свое происхождение из Палестины I века новой эры» (выделено нами – Ю.Р.). Цитирую далее:

«В этом смысле основатели сионизма разделяли взгляды антисемитов на расовую общность евреев и, по их логике, на невозможность их существования в Европе. И те, и другие смотрели на евреев как на расу вырождающуюся. Сионизм должен был превратить слабого, безвольного иудея в ясного, не стесняющегося применить силу мускулистого еврея» (М. Нардау). По словам Жаботинского, герой вооруженной борьбы сионистов, полный георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор мечтал превратить евреев в «железный народ». В системе сионистского образования, – отмечает Рабкин, – приводятся последние слова Трумпельдора перед тем, как он пал смертью героя в стычке с местным населением: «Как славно умереть за Родину!».

Попутно заметим, что автор в своих публикациях постоянно грешит тенденциозностью в освещении событий, а то и их полным извращением. Так он пишет, что Трумпельдор погиб «в стычке с местным населением».

В действительности в 1920 году арабская банда напала на еврейские колонии Метулла и Тель-Хай в Северной Галилее и убила шестерых членов сельской коммуны (квуца). Тогда и погиб бывший офицер русской армии и участник еврейского легиона Иосиф Трумпельдор, вступивший в бой с арабами (см. С. Дубнов. Там же, стр. 420).

Что плохого увидел автор в том, что сионизм стремится вытравить в еврее созданное веками окружающим его миром чувство неполноценности, слабости и унижения, чувство галута? Почему он отказывает евреям в том, что характерно для любого народа – отдать свою жизнь за Родину? Это же полное извращение элементарных общепринятых человеческих понятий.

Надо видеть молодых людей современного Израиля, у которых есть естественное для любого народа чувство национального и человеческого достоинства. Не превосходства, а именно достоинства.

Действительно, евреи всюду считались инородным телом. Антисемитизм в той или иной форме бушевал повсеместно. В течение веков они стремились раствориться в окружающей среде, сохраняя свою веру. И что в итоге? Уберегла ли вера предков народ от погромов, гетто и геноцида? Отнюдь нет. Хотя евреи во многих случаях были едва ли не бóльшими патриотами, чем местное население. Как отмечает С. Дубнов, идеологи ассимиляции считали евреев лишь религиозной группой, распределенной между различными нациями.

Новейшее развитие национального движения показало, что евреи – жизнеспособная нация, распространенная между различными государствами. И религия есть лишь одна из ее функций. Так утверждал наш выдающийся историк С. Дубнов. Еще до Второй мировой войны он уже поставил все точки над И.

А вот Рабкин на 65-м году существования еврейского государства этого не понимает или не хочет понять. Я не буду вдаваться в анализ изысканий автора в область евгеники и генетики, как и его обоснований общего вывода, нашедшего отображение в заглавии статьи из «Медицинской газеты» – «Миф о еврейской расе».

Признаюсь честно, мне трудно серьезно рассматривать эти «писания» по теме: есть ли еврейский народ. Сама такая постановка вопроса, как совершенно справедливо до меня оценивали статью Рабкина многие комментаторы в своих оценках его статьи в «Заметках…», отдает каким-то бредом.

3. Отрицание целесообразности еврейского государства

По мнению Рабкина, существует сионистское государство. Это в значительной степени соответствует терминологии современных врагов Израиля – «сионистское образование». А ведь отрицание еврейского государства является одним из ярких проявлений звериного антисемитизма.

Автор считает, что принятие решения ООН о разделе Палестины происходило вопреки многим. Дескать, большинство стран западного полушария, подобно Великобритании и Югославии, воздержались от голосования... Решение было принято вопреки всему ближневосточному региону, в том числе и большинству жителей Палестины. Это явное передергивание фактов.

Автор постоянно подчеркивает, что по решению ООН было создано сионистское государство. Это тоже явная ложь. В решении ООН говорится о еврейском государстве.

Евреи отстояли не сионистское, как пишет Рабкин, а свое еврейское государство, на которое имеют такое же право, как и любой народ. Как, например, французы на французское, поляки на польское и так далее. Многие народы мира, имеющие свою государственность, свободно исповедуют соответствующую религию. И этому никто и ничто не мешает. И проживая в диаспоре, они никогда не забывали свою историческую родину, повторяя как заклинание или молитву: «На следующий год в Иерусалиме». Этому есть бесчисленное множество доказательств.

Решение ООН подается Рабкиным как победа сионистского движения. Повсеместно утверждается тезис иудейского сопротивления сионистам. Но зачем надо противопоставлять иудаизм сионизму? Нелепо утверждать, что евреям надо сплотиться не в защиту своего дома государства Израиль, а для утверждения традиционных моральных ценностей. Возникает правомерный вопрос: где окажутся евреи Израиля и их ценности, если уничтожат государство?

«Критики же Израиля, – пишет Рабкин, – считают, что идея отдельного государства для евреев, а в особенности, требуемые им жертвы, подрывают основы иудаизма. Они убеждены, что евреи должны сплотиться не в защиту Израиля, а для утверждения традиционных моральных ценностей».

А я утверждаю: Холокост, события, происходившие до него и после него, на протяжении всего, что делали с евреями, со всей полнотой показывает, к чему приводит еврейский народ подобное «сплочение вокруг так называемой моральной ценности». А что это за моральные ценности? И где была гуманная Европа, да и Америка, в которой так плачут по поводу страданий палестинского народа, где были они во время Второй мировой войны, когда уничтожали миллионы евреев?

А что делать с угрозами по уничтожению «сионистского образования», которые слышны во многих странах? Что делать с антисемитской пропагандой, которая захлестывает многие государства? Рабкин рекомендует ответить «культом миролюбия и кротости». Подобное происходит уже в течение двадцати столетий, когда евреев в отсутствие «сионистского» государства преследовали, подвергали погромам и геноциду. Не будем говорить о том, чем обернулась эта еврейская кротость и миролюбие. Известно – Холокостом.

Хочется привести слова знаменитого Леона Юриса из его предисловия к книге «Эксодус»: «Я писал о моем народе, который пред лицом равнодушного, а то и враждебного мира одной лишь отвагой совершил бессмертный подвиг.

«Эксодус» – это рассказ о борющемся народе, о людях, которые не просят прощения за то, что они родились евреями, и за то, что они хотят жить достойно».

Как возник сионизм? Он стал реакцией на многовековые непрекращающиеся преследования, погромы, унижения евреев в различных европейских странах. Сегодня, когда есть еврейское государство, автор полностью нивелирует этот страшный, губительный для еврейского народа трагический опыт и призывает: «Давайте, ребята, жить дружно». Пока этот лозунг не работает. И, боюсь, ох, не скоро сработает, особенно в отношении к евреям. Поэтому сильное во всех отношениях еврейское государство Израиль – надежный защитник евреев, где бы они ни жили. Наверное, если бы был Израиль, не было бы Холокоста.

«Споры о том, – пишет Рабкин, – представляют ли собой евреи некую генетическую общность, имеют прямое отношение к будущему страны. Если такая общность не существует, Израиль должен прекратить считать себя государством евреев всего мира – народа, по мнению Санда, был «изобретен» в угоду сионистской идеологии, и стать просто государством живущих в ней людей, то есть выражать устремления всех его граждан: иудеев, христиан, мусульман и атеистов» (выделено мною – Ю.Р.).

Главный тезис Рабкина: не надо еврейского государства, нужно жить вместе. У него есть идейный сподвижник, которого Рабкин часто цитирует. Это автор провокационной книги «Изобретение еврейского народа» Шломо Занда. Владимир Соловьев справедливо охарактеризовал это «творение» как антинаучное, антисионистское, эклектическое и плагиаторское. Разве существуют идеальные условия для проживания евреев во многих странах диаспоры? Может, во Франции, где министр внутренних дел в декабре 2009 объявил о необходимости создания специальной инспекции по борьбе с антисемитизмом. Потому что количество антиеврейских инцидентов в 2009 году, по словам французского министра, удвоилось по сравнению с прошлым годом.

Может, есть условия для мирного совместного проживания в Палестинской автономии, где само пребывание еврея часто равнозначно его гибели? Возможно, это относится лишь к сионистам, а не всем евреям? Конечно, нет. Подобных примеров не перечесть.

Неужели автор, проживший часть жизни в Советском Союзе, не встречался с тем, что даже титулованные евреи ощущали свою второсортность.

А почему невозможно существование еврейского государства и евреев, проживающих в других странах? Ведь есть Ирландия как государство и ирландцы, живущие в Америке, многомиллионные общины поляков при наличии польского государства. Никакие решения всевозможных всемирных организаций не положили конец конфликтам в мире. Это наглядно показала история. Это наглядно показывает наша действительность.

Ведь конфликты происходят везде, и никто их не предотвратил как между странами, так и внутри самого государства. Доказательств тому предостаточно.

Было бы прекрасно, если бы народы мирно соседствовали друг с другом. А почему это не может осуществиться в демократическом еврейском государстве? Кто против этого – евреи или арабы?

Никто не защитит еврейский народ лучше, чем еврейское государство.

4. Реальная опасность для еврейского народа и в целом для цивилизации подобных учебных пособий

(Вместо заключения)

Скажу сразу, что все, написанное господином Рабкиным, мерзко и прискорбно. Ведь эти фашистские концепции высказываются евреем, отнюдь не рядовым человеком в частной беседе, а занимающим должность профессора истории почитаемого в мире университета. Я подчеркиваю – занимающим должность. Ибо вряд ли его можно отнести к профессиональным историкам, учитывая содержание его писаний.

Измышления Якова Рабкина имеют далеко идущие последствия не столько для еврейской аудитории (евреи в подавляющем большинстве оценят их однозначно вредными и опасными), как для остального мира, в частности, для России, Европы, Америки, мусульманских стран, в которых творчество автора очень многими будет восторженно воспринято и вдохновит на новые «подвиги».

Автор даже гордится тем, что издается даже в России на русском языке. И это в то время, когда там книжные магазины завалены антисемитской литературой. Думаю, что русские антисемиты счастливы, что им на помощь пришел профессор Рабкин.

Его творения будут изданы не только на французском и русском языках, а по всему миру, где существует антисемитизм. И таких по всему миру хоть отбавляй.

Почему публицистика профессора из Канады стимулирует антисемитизм и не только? Ответ лежит на поверхности. Хотя, как это часто бывает, из-за своей «обыденности» не получает в восприятии многих людей положенного ему осмысления. Дело в том, что подобные творения несут в себе неизмеримо более значительную опасность.

И тут я вынужден хотя бы кратко остановиться и привести некоторые положения физиологической и психологической науки о роли информации (слова) в генезе таких состояний, которые укладываются в класс психических эпидемий (см. мою книгу «Информационная инфекция и ее пагубные последствия». Нью-Йорк, 2009 г.; статью «Словесное оружие как источник массового поражения должно быть запрещено» в «Заметках» 2009 г. № 6). «Нашим действиям предшествуют слова. Поэтому, если мы хотим улучшить наши действия, нам нужно улучшить слова», – так утверждал Конфуций. История и современные события четко показывают значение обычных простых слов, но слов, сеющих страх, ненависть и агрессию.

Так трагедия Второй мировой войны, варварское уничтожение евреев началось не с оружейных стволов и газовых камер. Их предваряли речи, статьи, листовки, гитлеровская «Майн кампф». Многие тогда утверждали, что все это несерьезно и не будет иметь опасных последствий. И, дескать, не следует придавать этому особого внимания. Чем это кончилось, общеизвестно. Оно не ограничилось только евреями. Ведь был не только Холокост, но и Мировая война со всеми ее неисчислимыми жертвами разных народов.

Не случайно Сталин и Гитлер придавали столь большое значение органам пропаганды. Это действует и в наше время. Образ врага сопутствует и современным исламским террористам, их варварским актам в Америке, Израиле, Англии, Испании, России, Индии, Индонезии и других странах.

Слово, вызывая рефлекторную реакцию, как это было показано в знаменитых опытах нобелевского лауреата И.П. Павлова и его школы, может уводить от подлинного восприятия происходящего. Оно может быть тем вредоносным, т. е. патогенным фактором, который способен разрушить нормальный ход психической деятельности человека. Слово способно изменить систему отношений личности, приводить к возникновению патологических установок, агрессивных тенденций патологических форм поведения.

Об огромном значении внушения именно в общественной жизни еще более века назад писал выдающийся русский физиолог, психиатр, психолог, создатель классической естественнонаучной теории поведения В.М. Бехтерев. В 1898 г. он изложил ее в работе «Внушение и ее роль в общественной жизни»:

«В настоящую эпоху так много вообще говорят о физической заразе при посредстве «живого контагия» (contagium vivum) или так называемых микробов, что, на мой взгляд, не лишне вспомнить и о психическом контагии (contagium psychicum), приводящим к психической заразе (!!! – Ю.Р.), микробы которой, хотя, и не видимы под микроскопом но, тем не менее, подобно физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты и проч., словом, где бы мы не находились в окружающем нас обществе, мы уже подвергаемся действию психических микробов и, следовательно, в опасности быть психически зараженными» (выделено нами – Ю.Р.).

И далее: «Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Прививка идей играет немаловажную роль как фактор, существенно влияющих на мировоззрение отдельных лиц и даже целых обществ.

Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или даже одного мановения руки, чтобы толпа заразилась рефлекторно жесточайшим злодеянием, перед которым бледнеют все ужасы грабителей». Четко и ясно сказано.

Писания «историка» из Канады многие воспринимают как бред. Да, бред, но опаснейший. Ведь его «творчество» – блестящее идеологическое пособие для террористов, их вождей и учителей.

Протоколы сионских мудрецов» были написаны по заданию властей для возбуждения ненависти к евреям. Такую же роль, но еще более зловещую, играют изданные уже на многих языках мира писания Рабкина и ему подобных. Но есть и существенная разница. Ведь первые писались по заказу антисемитской власти. А тут еврей, да еще числящийся профессором, знатоком истории еврейского народа, пишет подобное по своей инициативе. Неужели он не понимает, кому служит подобная стряпня? Чем же можно это объяснить?

Мне представляется, что эта специфическая публицистика господина Рабкина и ему подобных обусловлена одним. Они не сознают, что они творят. И это обстоятельство требует медицинской оценки.

Могут играть роль, конечно, и меркантильные соображения, обеспечивая их авторам должную популярность и авторитет в определенных, так нужных им, научных кругах.

Хочется закончить этот весьма неполный анализ «творений» Якова Рабкина следующими словами крупного исследователя всей проблематики еврейства и антисемитизма Дэвида Харриса – исполнительного директора Американского еврейского комитета, одной из самых авторитетных (если не самой авторитетной) еврейской организации в мире.

«И мы должны, – пишет Дэвид Харрис в книге «Я сторож брата моего», переведенной с английского и изданной в Киеве в 2005 году, – заверить всех, что последнее слово не за теми евреями, кто сознательно принижает и тривиализирует еврейский опыт, как это делают некоторые авторы книг или кино- и телесценаристы. Их выхолощенный, стереотипный и даже иногда самоненавистнический стиль, к которому они прибегают в освещении еврейской тематики, не должны быть определяющим для американского еврейского образа жизни».

Можем лишь добавить, что это важно не только для американского, но вообще мирового еврейства. А если еще более конкретно, то стимуляция антисемитизма пособиями, подобными рабкинским, – огромный вред всей цивилизации.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2737




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer11/Rafes1.php - to PDF file

Комментарии: