©"Заметки по еврейской истории"
Май 2009 года

Борис Болотовский

Как определил понятие свободы великий мыслитель Барух Спиноза

Борух Спиноза (не менее известное его имя – Бенедикт де Спиноза) родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Он прожил на свете недолгую жизнь, всего 44 года. Умер от туберкулеза. Зарабатывал на жизнь тем, что шлифовал оптические стекла. Философские свои произведения писал в свободное от работы время.

Взгляды Спинозы, выраженные в его книгах, настолько расходились с устоями еврейской религии, что 26 июня 1656 года он был отлучен от синагоги «ввиду чудовищной ереси, им исповедуемой и ужасных поступков, им совершаемых». Заметим, что было ему тогда неполных 24 года.

«Ужасные поступки» Спинозы заключались в том, что он почти перестал посещать синагогу, а «чудовищная ересь» усматривалась в его философии. Г.А. Паперн, биограф Б. Спинозы, пишет, что раввины даже обратились к городским властям города Амстердама с просьбой о высылке Б. Спинозы:

«Не довольствуясь отлучением и желая оградить от влияния Спинозы молодежь, раввины обратились к городским властям Амстердама с просьбой о высылке его из города. Власти передали вопрос на обсуждение протестантского духовенства. Последнее оказалось вполне солидарным со своими еврейскими коллегами». Б. Спиноза был изгнан из Амстердама.

Философские воззрения Спинозы, хотя и осуждались ортодоксами, привлекали к нему внимание выдающихся современников. В частности, Лейбниц во время пребывания в Голландии неоднократно встречался со Спинозой. Не в меньшей степени Б. Спиноза был известен и как шлифовщик стекол – линз для очков, телескопов и других оптических приборов. Он, например, был знаком с великим голландским физиком Христианом Гюйгенсом, с которым также неоднократно встречался. Генрих Ольденбург, президент Лондонского Королевского Общества (Английская Академия Наук) приехав в Голландию, нанес визит Спинозе и затем много лет состоял с ним в регулярной переписке.

После смерти Спинозы его произведения были запрещены. В течение многих десятилетий бытовало мнение что Спиноза – всего лишь атеист, автор богохульных произведений, недостойных внимания. Спиноза, кстати говоря, не был атеистом, он верил в Бога. Однако, его представление о Боге сильно расходилось с общепринятым. По этой причине его даже считали атеистом. Но во второй половине следующего столетия появились у Спинозы внимательные и благодарные читатели. Одним из первых был Готхольд-Эфраим Лессинг. Позднее восторженным поклонником Спинозы стал Иоганн Вольфганг Гёте. Его любимой книгой в преклонные годы стала книга Спинозы «Этика». Гёте говорил: «Передо мной открылась свободная и смелая перспектива нравственного и физического мира. Особенно привлекало меня безграничное отсутствие себялюбия, сквозившее в каждой фразе. Замечательные слова “Кто истинно любит Бога, тот не будет стремиться к тому, чтобы Бог, в свою очередь любил его” стали средоточием моих дум».

Философия Спинозы оказала влияние на таких философов, как Гегель, Кант, Шопенгауэр. Взгляды Спинозы разделял и великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн. Кстати говоря, в разговорах со своими коллегами Эйнштейн часто поминал Бога. Когда в работе возникали трудности, Эйнштейн сохранял надежду на их успешное преодоление. Он говорил: «Господь Бог изощрен, но не злонамерен». В другой раз он сказал «Господа Бога не интересуют наши математические трудности. Он интегрирует эмпирически». Эйнштейну не нравилось принятое в квантовой механике описание мира с помощью понятия вероятности. Он говорил: «Бог в кости не играет». Размышляя об эволюции Вселенной, Эйнштейн однажды сказал: «Интересно знать, когда Бог создавал мир, был у него какой-нибудь выбор?». Эйнштейн говорил о Боге как о добром знакомом. В письме своему другу Конраду Габихту, обсуждая вопрос о соотношении между массой и энергией (свою знаменитую формулу Е=mc2), Эйнштейн писал: «Соображение забавно и соблазнительно, но не смеется ли надо мной Господь Бог и не водит ли он меня за нос, этого я не могу знать».

Может быть, самый яркий пример такого отношения дает высказывание Эйнштейна, сделанное им после того, как в 1919 году экспедиция Эддингтона и Дайсона измерила отклонение световых лучей, проходящих вблизи от Солнца, и подтвердила предсказания общей теории относительности. Эддингтон отправил Эйнштейну поздравительную телеграмму. День или два спустя Эйнштейн обсуждал со своей студенткой Ильной Розенталь-Шнайдер одну работу, в которой было высказано много возражений против теории относительности. По воспоминаниям Ильзы Розенталь-Шнайдер, «Эйнштейн неожиданно прервал обсуждение, взял телеграмму, лежавшую на подоконнике, и вручил ее мне со словами:

– Вот, может быть, это Вам будет интересно.

Это была телеграмма от Эддингтона с результатами измерений, которые его экспедиция провела во время солнечного затмения. Я была очень рада, что результаты совпали с вычислениями Эйнштейна. Но когда я стала высказывать свою радость, он равнодушно сказал:

– Но я знал, что теория верна.

А когда я его спросила, что было бы, если бы предсказания не подтвердились, он ответил:

– Тогда я пожалел бы господа Бога – теория верна».

Эти высказывания Эйнштейна, в числе прочего, вызывают вопрос, верил ли он в Бога, и в какого Бога. Такой вопрос возникал и у его современников. Друг и коллега Альберта Эйнштейна, замечательный математик и физик, учитель, воспитавший четырех Нобелевских лауреатов, Арнольд Зоммерфельд, в статье, посвященной 70-летию Эйнштейна, вспоминал:

«Борьба вокруг релятивистской теории перекинулась и в Америку, где один бостонский кардинал призывал молодежь остерегаться Эйнштейна, как атеиста. В ответ на это раввин Герберт С. Гольдштейн послал из Нью-Йорка Эйнштейну каблограмму: “Верите ли Вы в Бога?“ Эйнштейн ответил каблограммой: ”Я верю в Бога Спинозы, который постигается в гармонии всего сущего, а не в Бога, занятого судьбами и поступками людей“. Ничего другого, более разительного и лучше отвечающего его внутренним убеждениям, Эйнштейн и не мог бы ответить раввину. Часто, когда новая теория представлялась ему необоснованной или принудительно навязанной, он говорил: “Ничего подобного милый Бог не сотворит”. Не раз я находил, и при случае говорил это, что с Богом Спинозы Эйнштейн состоит в особо доверительных отношениях».

Я слышал такую историю. Умер Альберт Эйнштейн. Попал на небо. Бог (это, без сомнения, был Бог Спинозы) его встречает и говорит:

– Альберт, я рад тебя видеть. Я восхищаюсь твоими достижениями. Мы тебя встречаем с почетом. Если у тебя есть какие-нибудь желания, ты мне скажи, я постараюсь их выполнить.

Эйнштейн говорит:

– Скажи мне, Господи, существует ли такая формула, которая описывает все, что происходит в мире?

– Есть такая формула,  говорит Бог.

– Покажи мне ее, – просит Эйнштейн.

– Идем к доске, я тебе напишу, – говорит Бог. – Эта формула не очень велика, она уместится на доске.

Подвел Бог Эйнштейна к доске, взял кусок мела и стал записывать формулу. Эйнштейн внимательно следит. Дописал Бог до середины, Эйнштейн ему говорит:

– Остановись, Боже, тут у тебя ошибка.

А Бог говорит:

– Я знаю!

И продолжает писать.

Не все в этом мире совершенно, и Бог Спинозы это понимает.

***

Читать Спинозу трудно, в него надо вчитываться, стараться понять, и эти старания не остаются втуне. Постигая мысли Спинозы, мы становимся более разумными. Многие темные закоулки нашего понимания освещаются ярким светом познания, нравственности, избавления от низменных страстей. Мысли Спинозы, когда они доходят до читателя, вызывают искреннее восхищение, и это восхищение остается на всю дальнейшую жизнь.

Вот, например, как Спиноза определяет человеческую свободу: «…Она есть прочное существование, которое наш разум получает благодаря непосредственному соединению с Богом, с тем, чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя действия, согласующиеся с его природой; причем его действия не должны быть подчинены никаким внешним причинам, которые могли бы их изменить или преобразовать».

Вдумайтесь, это совершенно замечательное определение. Свобода – это не внешние условия, свобода – это состояние нашего разума. Свобода не находится вне нас, она – внутри нас, если она есть. Она вырабатывается нашим разумом в соединении с Богом. Это Бог Спинозы. Он не занимается судьбами и поступками каждого отдельного человека. Он проявляется в гармонии всего окружающего нас мира. Соединение разума с Богом есть постижение гармонии. Если оно достигнуто, то никакие внешние силы не могут изменить или преобразовать наши мысли и действия.

Находясь в Горьковской ссылке, Андрей Дмитриевич Сахаров и Елена Георгиевна Боннэр были под непрерывным и пристальным наблюдением властей. У дверей их квартиры постоянно и круглосуточно дежурила охрана. К ним не допускали друзей и родственников. Андрей Дмитриевич Сахаров был изолирован от горьковских физиков. И он, и она – не очень здоровые люди, и они много болели, но к ним не допускали врачей, которым они доверяли. Можно сказать, что они в Горьком были связаны по рукам и ногам. И все-таки они были свободны, более свободны, чем те, кто их сослал и кто за ними наблюдал. Это была свобода в том смысле, как ее понимал Спиноза.

Он и сам был свободным человеком. Не раз ему предлагали деньги за отказ хотя бы от некоторых своих взглядов, но он отвергал такие предложения. Его приглашали занять университетскую кафедру при условии, что он не будет с этой кафедры излагать свои спорные взгляды – он отклонял приглашения. Его хотели убить как еретика, но это его не пугало. Он говорил домовладельцу, что когда придут убийцы, он выйдет им навстречу, не допустит того, чтобы возникла опасность для хозяина дома. Он писал книги, твердо зная, что они будут запрещены. И все равно он был более свободен, чем его гонители.

Бог Спинозы – это окружающий нас мир. В нем не все совершенно, мир не свободен от зла, не свободен от заблуждений. Но есть в этом мире такие гиганты, как Спиноза, Эйнштейн, Сахаров. И это дает нам надежду.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 5670




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer9/Bolotovsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Raf
New York, NY, USA - at 2009-06-09 09:40:25 EDT
Как поэтично написано о великих людях, формуле и Б-ге.
Спасибо
Раф Некталов

Виолетта
Санкт-Петербург, - at 2009-06-05 19:34:53 EDT
Прекрасная статья. Спасибо.
Владимир Вайсберг
Кельн, - at 2009-06-04 14:27:36 EDT
Cтатья хорошая. Дополню ее цитатой:
Влмяние С. на культурную и духовную жизнь, Въ продолжение целаго века после смерти С. его величественная философская система казалась совершенно забытой и опровергнутой. Философы жили въ атмосферъ или скептицизма (Англия), или матергализма и плоскаго деизма (Франция), или схоластики (Германия). Лишь около конца 18 в., когда въ Германии выступилъ Кант, началось движение въ пользу спинозистской философии и этики. Споръ между Фр. Якоби н Мендельсономъ объ отношении Лессинга къ учению С. побудилъ Гёте заняться изучениемъ С. Мировоззрение еврейскаго философа, основанное на этико-идеальной жизнерадостности, совершенно удовлетворяло великаго поэта и онъ ему потомъ далъ поэтическое выражение. Вместе съ возрастаниемъ вл1ян1я Гёте на духовную жпзнь немецкаго народа и всего образованнаго млра, пршбретаетъ господство надъ умами также и фплософ1я С, т.-е. его м^ровоззрение. Шлейермахеръ понялъ религиозное и этическое значение этой философии и стремился сделать ее религией всехъ образованныхъ людей. Спинозивисткий пантеизмъ превосходно совмещался также п съ натурфилософ1ей, возникшей въ первой половине 19 в. благодаря расцвету естествознания. Философъ Шеллингъ былъ, собственно, продолжателемъ С; онъ лишь старался внести надетъ мистицизма въ ясную спинозистскую философию п этику. Гегель ясно понялъ и указалъ противоположность между спинозистской философией и материалистической. Обе монистичны, но матер1ализмъ принижаетъ духъ до поглощающей его материи и, такимъ образомъ, разрушаетъ основу нрявственнаго воспитания человеческаго рода, а Спиноза одухотворяетъ материю н все подчиняетъ возвышенному нравственному закону. Спиноза отрицалъ не Бога, а бездушную материю, м1ръ, надъ которымъ не простирается нравственный законъ. Романпстъ Бертольдъ Ауэрбахъ задался целью дать правильную оценку Спинозы, сделать философско-этическия идеи еврейскаго философа общимъ достояниемъ
Еврейская энциклопедия, т. XIV.


Владимир Вайсберг
Кельн, - at 2009-06-04 13:30:20 EDT
Cтатья хорошая. Дополню ее цитатой:
Влмяние С. на культурную и духовную жизнь, Въ продолжение целаго века после смерти С. его величественная философская система казалась совершенно забытой и опровергнутой. Философы жили въ атмосферъ или скептицизма (Англия), или матергализма и плоскаго деизма (Франция), или схоластики (Германия). Лишь около конца 18 в., когда въ Германии выступилъ Кант, началось движение въ пользу спинозистской философии и этики. Споръ между Фр. Якоби н Мендельсономъ объ отношении Лессинга къ учению С. побудилъ Гёте заняться изучениемъ С. Мировоззрение еврейскаго философа, основанное на этико-идеальной жизнерадостности, совершенно удовлетворяло великаго поэта и онъ ему потомъ далъ поэтическое выражение. Вместе съ возрастаниемъ вл1ян1я Гёте на духовную жпзнь немецкаго народа и всего образованнаго млра, пршбретаетъ господство надъ умами также и фплософ1я С, т.-е. его м^ровоззрение. Шлейермахеръ понялъ религиозное и этическое значение этой философии и стремился сделать ее религией всехъ образованныхъ людей. Спинозивисткий пантеизмъ превосходно совмещался также п съ натурфилософ1ей, возникшей въ первой половине 19 в. благодаря расцвету естествознания. Философъ Шеллингъ былъ, собственно, продолжателемъ С; онъ лишь старался внести надетъ мистицизма въ ясную спинозистскую философию п этику. Гегель ясно понялъ и указалъ противоположность между спинозистской философией и материалистической. Обе монистичны, но матер1ализмъ принижаетъ духъ до поглощающей его материи и, такимъ образомъ, разрушаетъ основу нрявственнаго воспитания человеческаго рода, а Спиноза одухотворяетъ материю н все подчиняетъ возвышенному нравственному закону. Спиноза отрицалъ не Бога, а бездушную материю, м1ръ, надъ которымъ не простирается нравственный законъ. Романпстъ Бертольдъ Ауэрбахъ задался целью дать правильную оценку Спинозы, сделать философско-этическия идеи еврейскаго философа общимъ достояниемъ
Еврейская энциклопедия, т. XIV.


ВЕК
- at 2009-06-01 07:10:56 EDT
Никогда не спорил с формулой свободы как осознанной необходимости просто потому, что читал её как "Свобода это осознанная внутренняя необходимость".
Спасибо за внятную, серьёзную и ничуть не заумничающую (что в разговорах о таких вещах почти правило) статью.
Подумал, что выскажись Спиноза здесь, ему бы досталось в Гостевой не меньше, чем от амстердамских раввинов.

L&L
Москва, Россия - at 2009-06-01 06:47:59 EDT
В институте нам давали формулу, через Маркса и Гегеля восходящую к Спинозе:
свобода - это осознанная необходимость. Утверждение тёмное и малопонятное. По принятой практике, утверждения марксистко-ленинской философии не обсуждались, а заучивались наизусть для успешной сдачи экзамена. Затем благополучно забывались. Но неприятный осадок в адрес Б.Спинозы оставался.
Поэтому мне было приятно узнать, что свобода по Спинозе нечто иное, чем то, что вдалбливали нам.
В конце приведу близкую по пониманию свободы миниатюру Феликса Кривина

РАБСТВО

Туллий Цицерон был рабом своего красноречия.
Гней Помпей был рабом своего успеха.
Юлий Цезарь был рабом своего величия.
Один был в Риме свободный человек: раб Спартак.

Матроскин
- at 2009-05-20 16:39:35 EDT
Ontario14 - Игреку
- at 2009-05-20 02:39:22 EDT
"подвергнут бойкоту" или более славянский вариант - "забанен"
====

Уважаемый Онтарио,
"забанен" это вообще слово не из русского языка, это жаргон интернета.

Понятно, что слово "отлучать" вызывает у Вас идиосинкразию, как имеющее, в том числе, церковную коннотацию.

Однако, если разобраться, то огромная часть общеупотребительных слов и выражений почти на всех языках мира использовалась в библии и ее переводах.

Вас это обстоятельство не смущает?

Игрек-Онтарио14
- at 2009-05-20 02:40:41 EDT
БОЙКОТИРОВАТЬ несов. и сов. перех.
1. Использовать бойкот против кого-л.
2. Игнорировать какие-л. мероприятия, решения, постановления и т.п. в знак протеста против чего-л.
ОТЛУЧАТЬ несов. перех.
1. Лишать общения, связи с кем-л., чем-л.
2. Изгонять из какой-л. среды.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
ОТЛУЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный (-ен, -ена); сов., кого (что) откого-чего (книжн.). Изгнать из какой-н. среды; лишить возможности какой-н.деятельности, общения с кем-н. О. от церкви (официально отторгнуть из лонацеркви, исключить из религиозной общины). О. от друзей, от любимого дела. IIнесов. отлучать, -аю, -аешь. II сущ отлучение, -я, ср.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ОТЛУЧИТЬ отлучу, отлучишь, сов. (к отлучать), кого-что от чего (книжн. устар. и церк.). Запретить кому-н. общение с кем-чем-н., изгнать кого-н. из какой-н. среды. Отлучить здоровый скот о больного. Отлучить ребенка от груди (отнять). Отлучить от церкви (признать чуждым церкви, данному вероисповеданию). Лев Толстой был отлучен от церкви синодом. Барух Спиноза был отлучен от еврейской общины.
Что-то мне помешало согласиться на слово "бойкот". Решил проверить - оказалось, что слово "отлучить" больше подходит по смыслу. Даже у Ушакова есть пример о Спинозе. Правда, у него звучит куда лучше: "отлучить от .. общины". Но отлучала-то его не община, а синагога. Или все таки община? Вот в чем вопрос.
Но похоже, что по-русски можно сказать "отлучен от синагоги", никакой чисто христианской коннотации у этого слова нет. Во всяком случае, ни в одном из словарей об этом не говорится.

Ontario14 - Игреку
- at 2009-05-20 02:39:22 EDT
"подвергнут бойкоту" или более славянский вариант - "забанен"
Игрек-Онтарио14
- at 2009-05-20 02:38:41 EDT
Онтарио14
Уважаемый северный сосед, я помню, что в заметке о Спинозе Вам не понравилось словосочетание "отлучен от синагоги". Как Вы знаете, "херем" был сравнительно обычным наказанием в сефардских синагогах северной Европы в 17-18 веках. "Херемчали" провинившихся обычно на определенный срок, часто - на один год. Но выражения при этом выбирали крутые. Например, в случае 23-х летнего (!!)Спинозы еще не опубликовавшего ни одной философской статьи:
«Старейшины... объявляют, что давно зная о вредных взглядах и поступках Баруха д’Эспинозы, они делали все возможное, чтобы отвратить его от его дьявольского пути...
Мы постановляем, что никто не должен общаться с ним - в том числе письменно, никто не должен оказывать ему какие-либо услуги или помощь, никто не может оставаться с ним под одной крышей или на расстоянии менее четырех кубит, никто не должен слушать любой трактатов, сочиненных или написанных им». (Странно, отец Спинозы был лидером еврейской общины Амстердама и умер только за год до херема. Сам Барух в 1665, годе херема, был очень активным членом синагоги и известным донором). Так вот мой вопрос: если не использовать слово "отлучение", то как по-вашему правильно сказать по-русски?

Спиноза - великий мыслитель
- at 2009-05-19 09:47:22 EDT
Спиноза соединил Науку и Религию в оптимальную систему знаний, но его черным оппонентам это не нужно и не выгодно.
Ontario14
- at 2009-05-17 23:39:22 EDT
Прошу прощения, но после фразы

"...26 июня 1656 года он был отлучен от синагоги"

не смог заставить себя продолжить чтение. Очень стыдно, но ...
Никак еще всех не перекрестили в еврейство :-)

Илья Гордон
- at 2009-05-17 17:39:12 EDT
Статья прекрасная, она не претендует на рассмотрение вопросов отлучения Спинозы или теологический анализ его мировоззрения. Тема определена названием статьи и прекрасно раскрыта. Один только анекдот стоит десятка статей, это просто на грани гениальности:

Я слышал такую историю. Умер Альберт Эйнштейн. Попал на небо. Бог (это, без сомнения, был Бог Спинозы) его встречает и говорит:
– Альберт, я рад тебя видеть. Я восхищаюсь твоими достижениями. Мы тебя встречаем с почетом. Если у тебя есть какие-нибудь желания, ты мне скажи, я постараюсь их выполнить.
Эйнштейн говорит:
– Скажи мне, Господи, существует ли такая формула, которая описывает все, что происходит в мире?
– Есть такая формула, – говорит Бог.
– Покажи мне ее, – просит Эйнштейн.
– Идем к доске, я тебе напишу, – говорит Бог. – Эта формула не очень велика, она уместится на доске.
Подвел Бог Эйнштейна к доске, взял кусок мела и стал записывать формулу. Эйнштейн внимательно следит. Дописал Бог до середины, Эйнштейн ему говорит:
– Остановись, Боже, тут у тебя ошибка.
А Бог говорит:
– Я знаю!
И продолжает писать.
Не все в этом мире совершенно, и Бог Спинозы это понимает.

Спасибо!

АЕД
- at 2009-05-17 17:27:36 EDT
Спиноза - это то имя, от которого многих ортодоксов начинает трясти. Но в статье нет ничего о его философии, совренно не понятно, почему его отлучили от синагоги (за непосещение не отлучают и тем более, не выгоогяют из города), почему католики оказались солидарны с иудеями.
Статья весьма поверхностна, для размышления практически ничего не даёт. Простите за откровенность.