©"Заметки по еврейской истории"
Апрель 2009 года

Давид Гарбар

«Бен-Сиры премудрость»

«Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (Сираха, бен Сира), Книга Сираха, или Экклезиаст (апокрифы)

Продолжение – начало в №2/105

25

*

«Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это – единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою.

И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке» (25: 1-4).

Три ненависти у меня и три любви:

Единство братьев, мир между своими,

Жена и муж – согласье между ними, –

Что лучше может быть – попробуй, назови?

 

Что хуже может быть, чем лживость богача,

Надменность нищего и похоть старика, –

Когда к запретному всё тянется рука?..

Не обойтись здесь без вмешательства врача...

Дуйсбург. 26-27.05.2007 г.

*

«Чего не собрал ты в юности, – как можешь приобрести ты в старости твоей? Как прилично сединам судить, и старцам – уметь давать совет! Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет! Венец старцев – многосторонняя опытность, и хвала их – страх Господень» (25: 5-8).

Нет в закромах у старости того,

Что не собрал ты в юности своей.

Премудрость старости – как много в ней

Почтенья, страха Бога моего!

Дуйсбург. 27.05.2007 г.

*

«Девять помышлений похвалил я в сердце, а десятое выскажу языком: это человек, радующийся о детях и при жизни видящий падение врагов» (25: 9-10).

Тот, кто при жизни слышал детский смех

И крик врага на смертном ложе,

Воскликнуть может: «Боже, Боже!

Я жил как все. Нет, жил я лучше всех!»

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Блажен, кто живёт с женою разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя» (25: 11).

Да, в жизни повезло тому,

Кому дарована разумная жена,

Кому премудрость сдержанных дана

И кто не служит злому никому...

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Блажен, кто приобрёл мудрость и передаёт её в уши слушающих. Как велик тот, кто нашёл премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень всё превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнён?» (25: 12-14).

Блажен, кто мудростью судьбою одарён.

Но Страха Божьего не выше он.

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую, всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов; нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнёт. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падёт на неё» (гл.25:15-21).

Любая рана излечима.

Но лишь не та,

что женщине нанёс мужчина.

Дуйсбург. 7.06.2005 г.

С драконом жизнь, со львом – не столь опасна,

Как с женщиной, что зла, и в злобе страстна.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Любую рану можно перенесть...

Но лишь не женскую, не ненависть врагов.

Враг, как змея: ужалит – и таков...

А злоба женская способна душу съесть.

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

Злость жён – удел мужей святых.

Бог видит всё: испытывает их...

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа» (25: 22).

«Что восхожденье по песку для старика»,

То мужу честному жена, – чья злоба велика.

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа. От жены начало греха, и через неё все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей» (25: 23-29).

Когда жена не любит мужа, не жалеет,

Печально сердце мужа и уныло.

И в сердце рана: жизнь постыла...

И мысли о кончине он лелеет.

Остановись, не налагай руки!

Уж лучше плоть от плоти отсеки.

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

26

*

«Счастлив муж доброй жены, и число дней его сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она даётся в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время весёлое» (26: 1-4).

Добра жена, – муж счастлив, рад безмерно:

Жизнь ладится – всё хорошо, всё верно...

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Трёх страшится сердце моё, а при четвёртом я молюсь: городского злословия, возмущения черни и оболгания на смерть – всё это ужасно» (26: 5-6).

Страшнее смерти ложь, бесчестье, злое слово, –

Что со свету сжить честного готово....

Дуйсбург. 29.05.2007 г.

*

«Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к другой жене, и бич языка её, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена; берущий её – то же, что хватающий скорпиона» (26: 7-9).

Уж лучше скорпион, раз жалящий тебя,

Чем женщина, что жалит ежедневно.

Невыносимо слышать голос гневный,

Шпыняющий тебя, – ...пусть и любя.

Дуйсбург. 31.05.2007 г.

*

«Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её» (26: 10-11).

Наклонность женщин к пьянству или блуду

Отцов, мужей преследует повсюду.

Дуйсбург. 31.05.2007 г.

*

«Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою» (26: 12).

Бесстыдна дочь – проблема для отца:

Нельзя же стражу ставить без конца...

Дуйсбург. 31.05.2007 г.

*

«Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: как томимый жаждою путник открывает уста и пьёт всякую близкую воду, так она сядет напротив всякого шатра и пред стрелою откроет колчан» (26: 13-15).

Бесстыден взгляд – и близок грех.

Стрела – удел колчанов всех...

Дуйсбург. 31.05.2007 г.

*

«Любезность жены усладит её мужа, и благоразумие её утучнит кости его. Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души» (26: 16-19).

Любезность жён – мужей услада,

Их кротость – просто дар Господень.

Благоразумье – влага в полдень...

Достойная жена – вот всё, что надо.

Дуйсбург. 1.06.2007 г.

*

«Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома её; что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица её в зрелом возрасте; что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги её на твёрдых пятах» (26: 20-23).

«Что солнце, восходящее в высотах

У Господа», – то стать и красота жены.

Конечно, возраст, – в этом нет вины...

Но доброта... – как мёд в пчелиных сотах.

Дуйсбург. 1.06.2007 г.

*

«От двух скорбело сердце моё, а при третьем возбуждалось во мне негодование: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении; и если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч» (26: 24-26).

Коль воин голоден, а богачу

От сытости не лезет ложка в рот,

Господь несправедливость разберёт

И каждому пошлёт как должно – по мечу...

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Купец едва может избежать погрешности, а корчемник не спасётся от греха» (26: 27).

В профессии купца, корчемника есть грех.

Всё дело в норме и в пределе...

Но есть и польза в этом деле.

Да, впрочем, грех ведь тоже не про всех.

Дуйсбург. 31.07.2007 г.

27

*

«Многие погрешали ради маловажных вещей, и ищущий богатства отвращает глаза» (27: 1).

Не погреши в делах

Важнейших, маловажных...

Ведь сказано, и сказано не раз:

Всевышнего всё замечает глаз.

И согрешивших видит каждых.

И каждому воздаст. За совесть, не за страх

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Посреди скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» (27: 2).

Как крепь камней разрушит вбитый гвоздь,

Так чистоту торговли – ложь и грех.

Коснётся это каждого и всех.

На всех падёт он, – ако дождь.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его» (27: 3).

Тот, кто не следует в делах дорогой Бога,

Идёт... Но к разорению ведёт его дорога.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«При трясении решета остаётся сор: так нечистота человека – при рассуждении его» (27: 4).

Как в решете при тряске виден сор,

Так и никчемность вытрясает разговор.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека – в разговоре его» (27: 5).

«Сосуд из глины проверяется в печи».

А в слове – человек. Так лучше помолчи...

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Уход за деревом открывается в плоде его: так и в слове – помышления сердца человеческого» (27: 6).

«Уход за деревом являет плод его».

Вот слово – сердца плод, ума сего.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей» (27: 7).

Не слыша человека, премолчи.

Слова его – к душе его ключи.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Если ты усердно будешь искать правды, то найдёшь её и облечёшься ею, как подиром славы» (27: 8).

Обрящет правду тот, кто правды ищет.

Неправда за ленивым рыщет.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней» (27: 9).

Как птицы склонны с птицами слетаться,

Так истина – средь мудрых обретаться.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

 

«Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду» (27: 10).

Как лев в засаде жертву ждёт,

Так грех ждёт лживых. И найдёт.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Беседа благочестивого – всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна. Среди неразумных не трать времени, а проводи его постоянно среди благоразумных. Беседа глупых отвратительна, и смех их – в забаве грехом. Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы, а спор их заткнёт уши» (27: 11-14).

«Бездумный переменчив, как луна».

Беседа с глупым, – ни к чему она.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Ссора надменных – кровопролитие, и брань их несносна для слуха» (27: 15).

Надменных брань – ярмо для слуха.

Не преклоняй к бранчливым ухо.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Открывающий тайны потерял доверие и не найдёт друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушёл и убежал, как серна из сети» (27: 16-21).

Кто тайну ближнего открыл другим,

О дружбе больше пусть и не мечтает.

Вот птица: выпустил, – и улетает...

Коль предал друга, – не гонись за ним.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение» (27: 22-23).

Увечье, рану можно пережить.

Возможно после ссоры примиренье.

На пепле дружбы не возжечь горенья:

Нельзя с предателем друзьями быть…

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Кто мигает глазом, тот строит козни, и никто не удержит его от того; пред глазами твоими он будет говорить сладко и будет удивляться словам твоим, а после извратит уста твои и в словах твоих откроет соблазн; многое я ненавижу, но не столько, как его; и Господь возненавидит его» (27: 22-27).

Лукавство – в жизни худшее из зол:

Мигает глазом – козни злые строит.

Его слова, улыбки – мало стоят.

Но ждут лукавца наказанье и позор.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

*

«Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадёт в неё, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему, посмеяние и поношение от гордых и мщение, как лев, подстерегут его. Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых, и скорбь измождит их прежде смерти их. Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими» (гл.27: 28-33).

Коль бросил камень, – не забудь о темени своём.

Ров роющий, – ты можешь оказаться в нём.

И сеть раскинувший, – пусть на врагов своих, –

Не забывай: есть сети и у них...

И сеющий, пусть даже тайно, зло, –

Не должен сетовать: мол, мне не повезло...

Дуйсбург. 7.06.2005 г.

Коль бросил камень, – береги главу.

Коль яму роешь, – упадёшь в неё.

Зло порождает зло, зло самоё.

Воздастся всем за всё – во сне и наяву.

Дуйсбург. 3.06.2007 г.

28

*

«Мстительный получает отмщение от Господа, Который не забудет грехов его» (28: 1).

Кто мстит другим, тому Господь отмстит.

Ни одного греха ему Он не простит.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (28: 2).

Прости другому, и простят тебя.

Господь ведёт Свой счёт, молящего любя.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?» (28: 3-5).

Мы мстим друг другу, Бога умоляя

О всепрощении... И вновь грешим.

Мы святотатствуем пред ним,

Сокрыть свой грех пред Господом желая.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего; помни завет Всевышнего и презирай невежество» (28: 6-8).

Не забывай: ждёт каждого из нас

Смерть и истление в конце пути.

Старайся жизни путь с достоинством пройти.

Заветы помни, слушай Божий глас.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Удерживайся от ссоры – и  ты уменьшишь грехи; ибо раздражительный человек возжжёт ссору; человек-грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире» (28: 9-10).

«От ссоры удержись – уменьшишь грех»

Не только для себя, – для всех, для всех.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Каково вещество огня, так он и возгорится; и какова сила человека, таков будет и гнев его, и по мере богатства усилится ярость его. Жаркий спор возжигает огонь, а жаркая ссора проливает кровь» (28: 11-13).

Чем жарче спор, тем яростней огонь.

Богатство лишь усиливает ярость.

Ум, вера, доброта, – что с вами сталось?

Неужто вас покинул Он?!

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на неё, угаснет: то и другое выходит из уст твоих» (28: 14)

Ты властелин судеб своих:

Воздуй огонь из искр.

Или наплюй, – на них...

Дуйсбург. 29.05.2005 г.

Уста: в них ветер для искры и в них слюна.

Но важно для чего он (ветер) и зачем она.

Дуйсбург. 7.06.2005 г.

Никто не может быть страшнее для тебя,

Чем ты, что гасишь жизнь свою, себя любя.

Дуйсбург. 7.06.2005 г.

*

«Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине; язык третий многих поколебал и изгонял их от народа к народу, и разорял укреплённые города и ниспровергал домы вельмож; язык третий изгнал доблестных жён и лишил их трудов их; внимающий ему не найдёт покоя и не будет жить в тишине» (28: 15-19).

Крушенье стран, домов, судеб...

Наушнику и сплетнику проклятье.

Как много горестей рождает злой язык.

Всё от него, кто к сплетней жить привык:

Позор для жён, несчастье братьев...

Пусть чёрствым будет двоязычным хлеб.

Дуйсбург. 5.06, 15.06. 2007 г.

*

«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные, смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его» (28: 20-24).

«Удар бича лишь делает рубец»,

А жало языка крушит и плоть, и кости.

Наушник, как змея, вползает в гости...

Смерть, ад – вот дел его венец.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Не овладеет он благочестивыми, и не сгорят они в пламени его; оставляющие Господа впадут в него; в  них возгорится он и не угаснет: он будет послан на них, как лев, и, как барс, будет истреблять их» (28: 25-26).

Но есть граница подлых дел, –

Благочестивые поставят им предел.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Смотри, огради владение твоё терновником, свяжи серебро твоё и золото, и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор. Берегись, чтобы не споткнуться ими и не пасть пред злоумышляющим» (28: 27-30).

Так огради себя терновником густым.

Словам знай меру – не поддайся им.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

29

*

«Кто оказывает милость, тот даёт взаём ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди. Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в своё время возвращай ближнему» (29: 1-2).

Давая ближнему взаём,

Ты расширяешь дружбы окоём.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Твёрдо держи слово и будь верен ему – и ты во всякое время найдёшь нужное для тебя» (29: 3).

Будь верен слову и достоин слова.

И доброта твоя к тебе вернётся снова

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Многие считали заём находкою и причинили огорчение тем, которые помогали им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесёт – и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрёл себе врага в нём: он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием. Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату» (29: 4-10).

Кто данного взаём не хочет возвращать,

На том лежит бесчестья, каина печать.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем» (29: 11-12).

Но к бедному с возвратом не ходи.

Бог возвратит, – расплата впереди...

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесёт тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья: лучше крепкого щита и твёрдого копья она защитит тебя против врага» (29: 13-16).

Трать серебро для друга и для брата.

Такая милость – не утрата.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Добрый человек поручится за ближнего, а потерявший стыд оставит его. Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя» (29: 17-18).

Не забывай о поручителе своём:

Воздай ему, и благодать на нём.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя. Поручительство привело в разорение многих достаточных людей и пошатнуло их, как волна морская; мужей могущественных изгнало из домов, и они блуждали между чужими народами» (29: 19-21).

Подл тот, кто поручителя забыл.

Он разорил его. Но и себя сгубил.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Грешник, принимающий на себя поручительство и ищущий корысти, впадёт в тяжбу» (29: 22).

Но тот, кто в тяжбу превращает благодать,

Не должен от судьбы поблажек ожидать.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» (29: 23).

Стремись помочь другому в меру сил.

И берегись, чтоб сам суму такую не носил.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» (29: 24).

Как мало нужно, чтоб был счастлив человек:

Води и хлеб, и крыша. Да и то, на время, – не на век.

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

*

«Лучше жизнь бедного под досчатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах. Будь доволен малым, как и многим. Худая жизнь – скитаться из дома в дом, и где водворишься, не посмеешь и рта открыть; будешь подавать пищу и питьё без благодарности, да и сверх того ещё услышишь горькое: «пойди сюда, пришелец, приготовь стол и, если есть что у тебя, накорми меня»; «удались, пришелец, ради почётного лица: брат пришёл ко мне в гости, дом нужен». Тяжёл для человека с чувством упрёк за приют в доме и порицание за одолжение» (29: 25-31).

Пусть под досчатым кровом, – но своим.

Хоромы! Что они ему? И что он им!

Дуйсбург. 5.06.2007 г.

30

*

«Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им. Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге, а пред друзьями будет радоваться о нём» (30: 1-3).

Кто любит истинно, тот учит

И наставляет сына своего.

А поблажающий, лелеющий его,

Испортит жизнь ему, да и себя измучит.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе; при жизни своей он смотрел на него и утешался, и при смерти своей не опечалился; для врагов он оставил в нём мстителя, а для друзей – воздающего благодарность» (30: 4-6).

Взрастивший сына, что взрастивший древо,

Где ветви – продолжение ствола...

Отцу, взрастившему, – и слава, и хвала!

И не страшны ему ни смерть, ни огненное зево.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумению его. Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (30: 7-13).

Отросток древа гни, покуда гнётся.

И выю нагибай, но не сломай её.

Трудись над сыном: передай своё...

Чужое... без тебя найдётся...

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с измождённым телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело  лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь» (30: 14-17).

Бедняк, но крепкий телом и умом,

Превыше богача, что телом слаб и болен.

В своих желаниях он скован и не волен,

И только думает, что о себе самом.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле. Какая польза идолу от жертвы? он ни есть, ни обонять не может: так преследуемый от Господа, смотря глазами и стеная, подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает» (30:18-21).

Что снедь, поставленная на могиле,

То грешнику – кому от Бога месть:

Ему ни съесть, ни встать, ни сесть...

Он – евнух, что девицей овладеть не в силе.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека и радость мужа – долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (30: 22-25).

Не предавай души своей печали

И мнительностью сердце не тревожь.

Всё в жизни, кроме жизни, – ложь.

Пусть к радости брегам ладья твоя причалит.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость» (30: 26).

Бесплодна ревность, гнев опасен.

Век, в них живущих, краток, и ужасен.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих» (30: 27).

Того, кто сердцем добр и чья душа проста,

Того и в бедности не тронет нищета.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

31

*

«Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нём отгоняет сон. Бдительная забота не даёт дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон» (31: 1-2).

Бди! Бдительность не грех. Но если перебдеть,

То и от бдительности можно помереть.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Потрудился богатый при умножении имушеств – и в покое насыщается своими благами. Потрудился бедный при недостатках в жизни – и в покое остаётся скудным» (31: 3-4).

Труд богача несёт ему достаток.

Труд бедняка – от богача остаток.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполняется им. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их; оно – дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им. Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? И мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своём. Кто был искушаем золотом – и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить – и не погрешил, сделать зло – и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание» (31: 5-12).

Кто золотом испытан и спасён,

Кто золота шипами не уловлен,

Кто мог сломаться и не сломлен, –

Того восславят люди и отметит Он.

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: «много же на нём!» Помни, что алчный глаз – злая вещь. Что из сотворённого завистливее глаза? Потому он плачет о всём, что видит. Куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде» (31: 13-16)

Что хуже и страшней завистливого глаза.

Куда не взглянет он, – везде зараза...

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Садясь за стол, преполненный едой и питием,

Не говори, не говори: «Как много!»

Глаз алчный – к гнусности дорога.

Подумай о себе: ведь ты же в нём. Ты в нём…

Дуйсбург. 10.06.2007 г.

*

«Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай. Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя; переставай есть первый из вежливости и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном; и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки твоей прежде них» (31: 17-20).

«О ближнем по себе суди», мой друг.

Не пресыщайся: жадность, ведь, порок.

Переедание тебе не будет впрок.

Запомни: ты в кругу... И узок этот круг.

Дуйсбург. 12.06.2007 г.

*

«Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своём ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессоницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни» (31: 21-24).

Здоровый сон – в умеренной еде.

Встал рано, и душа твоя с тобой.

Ведь ненасытность – бой.

Но бой с самим собой.

Коль проиграл и переел – так быть беде.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Послушай меня, сын мой, и не пренебреги мною, и впоследствии ты поймёшь слова мои. Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе» (31: 25-26).

Будь осмотрителен в делах твоих, – тогда

С тобой болезнь не приключится никогда.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его – верно, против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его – справедливо» (31: 27-28).

Коль щедр на хлеб, – благословлён народом.

Сквалыгой будут звать скупого, и уродом.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья; не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (31: 29-37).

Вино: в нём радость и беда,

Здоровье в нём и повод для болезни;

Вино и вредно, и полезно.

Разумный пьёт его... Но иногда.

Так не перепивай. Нигде. И никогда.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

 

32

*

«Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись. И когда всё твоё исполнишь, тогда займи твоё место, чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок» (32: 1-3).

Поставленный, пусть, старшим на пиру,

Не возносись над прочими гостями.

Пускай хвалу они тебе возносят сами...

Ведь пир – игра. Веди свою игру.

Дуйсбург. 14, 20.06.2007 г.

*

«Разговор веди ты, старший,– ибо это прилично тебе,– с основательным знанием, и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй» (32: 4-6).

И разговор веди, – коль разговор приличен.

И музыке звучать не возбраняй.

Когда не слушают, – так на себя пеняй.

И сущностей не множь. Обычен будь. Обычен.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином» (32: 7-8).

Как украшение печатей ценными камнями,

Так музыка в пиру, звучащая меж нами.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих словах, Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать. Среди вельмож не равняйся с ними, и, когда говорит другой, ты много не говори» (32: 9-11).

На старших не равняйся в разговоре.

Будь краток, юноша, не многословь.

Пусть будет больше мыслей, меньше слов.

Слова приносят радость, но и горе.

Дуйсбург. 14.06.2007 г.

*

«Грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение. Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Там забавляйся и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами» (32: 12-15).

Гром – молнии по времени вторит.

А слово мудреца по времени венчает рассужденье.

Нет преимущества ни званью, ни рожденью.

Прислушайся к тому, что Он нам говорит.

Дуйсбург. 14, 20.06.2007 г.

*

«Боящийся Господа примет наставление, и с раннего утра обращающиеся к Нему приобретут благоволение Его. Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Боящиеся Господа найдут суд и , как свет, возжгут правосудие. Человек грешный уклоняется от обличения и  находит извинение, согласно желанию своему. Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления» (32: 16-20).

Кому Закон – Закон, тому и Бог наш – Бог.

Боящийся найдёт и суд, как свет.

Для лицемера ни суда, ни Бога нет.

Он сам себе могилу вырыл, – так как мог.

Дуйсбург – Эссен. 15.06.2007 г.

*

«Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся» (32: 21).

«Без рассуждения не делай ничего».

А сделал, – на себя пеняй, на самого.

Дуйсбург – Эссен. 15.06.2007 г.

*

«Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень; не полагайся и на ровный путь; остерегайся даже детей твоих» (32: 22-23).

Путь выбирая, думай – думай сам:

Споткнёшься, – кто подымет там...

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей. Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда» (32: 24-25).

«Во всяком деле верь душе твоей: …»

Душа чиста – вреда не будет ей.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

33

 *

«Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его» (33: 1).

Кто верует, кто с Господом в Ладу,

Того не искусит Он, отведёт беду.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его – как корабль в бурю. Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима*» (33: 2-3).

Кто мудр, чья вера в Бога зрима,

Тому закон – ответ урима.

Кто в лицемерии проводит жизнь свою,

Тому надежды я, как в бурю, не даю.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

* «УРИМ и ТУММИМ (Исх. 28:30). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали другое что-нибудь - определенно неизвестно.» (Библейская энциклопедия).

* «УРИ´М И ТУММИ´М (урим ве-туммим), упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени правителя вопрошал Бога (Чис. 27:21). Урим и туммим были одним из трех, наряду со сновидениями (I Сам. 28:6) и пророчествами (см. Пророки и пророчество), дозволенных способов предсказания будущего в ранний период истории еврейского народа. Самое позднее упоминание об урим и туммим относится ко времени Давида (однако ср. Хош. 3:4); после этого предсказания от имени Бога делались исключительно пророками. По возвращении из пленения вавилонского, когда использование урим и туммим давно прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Эзра 2:63; Нех. 7:65). В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования. Известно только, что на эфод первосвященника налагался наперсник, в который вкладывали урим и туммим (Исх. 28:15–30; Лев. 8:8)... Употребление глаголов хиппил и нилкад применительно к урим и туммим (I Сам. 14:41–42) позволяет заключить, что это был своего рода жребий (возможно, особые камешки или палочки). Этимология слов урим и туммим неясна». (Электронная еврейская энциклопедия).

*

«Приготовь слово – и будешь выслушан; собери наставления – и отвечай» (33:4).

Коль здрав вопрос, – так здрав ответ.

Вопросу глупому – ответа нет.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Колесо в колеснице – сердце глупого, и как вертящаяся ось – мысль его» (33: 5).

«Мысль глупого – вертящаяся ось».

А «сердце – колесо»: вертится на авось...

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржёт» (33: 6).

«Насмешлив друг, – что ярый конь,

Что ржёт под всяким седоком».

Увы, ему один хозяин не знаком...

Так что же в дружбе понимает он?

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней» (33: 7-9).

День на день не приходится... Они

Разделены премудростью Господней.

Он Сам решил: что завтра, что сегодня,

И каждому свои и Сам отводит дни.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«И все люди из праха, и Адам был создан из земли; но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других  освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. Как глина у горшечника в руке его и все судьбы её в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздаёт им по суду Своему» (33:10-13).

Всё прах и тлен. Из глины сам Адам...

Бог мнёт её и лепит из неё.

И каждому даёт своё.

А что – кому, – решает Сам.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого» (33: 14).

Бог видит всех: кто праведен, кто грешен.

Верь! Будешь Господом утешен.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда, и по благословению Господа успел и наполнил точило, как собиратель винограда. Поймите, что я потрудился не для себя одного, но для всех ищущих наставления» (33: 15-17).

Я «бодрственно трудился», но не для себя.

Для всех трудился, – всех любя.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания: ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей; и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нём. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем; ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели смотреть в руки сыновей твоих. Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою. При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство» (33: 18-24).

Власть над тобой при жизни не давай.

Не заменяй себя, пока ты жив, никем.

Отдашь, когда уйдёшь и станешь нем.

Дели сам жизни каравай.

Пусть «лучше дети просят у тебя»,

Чем ты у них, – друг друга возлюбя.

Дуйсбург. 18.06.2007 г.

*

«Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою – и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы. Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба – узы и раны; употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому; приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы. Но ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения. Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрёл его кровью; если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нём, как в душе твоей; если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на какой дороге ты будешь искать его?» (33: 25-33).

«Хлеб, наказание и дело – для раба».

Не оставляй его ни в праздности, ни в лени.

Но и раба не ставь без меры на колени:

Кто знает, что несёт тебе, тебе – судьба...

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

34

*

«Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям» (34: 1-2).

Кто безрассуден, тот в мечтах пустых:

Сон, ветер, тень, – что толку в них.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица» (34: 3).

Лицо. «Лицо – против лица».

Вот сновиденье – от начала до конца.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Лицо к лицу – картина сна.

Но есть реальность. И она одна.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«От нечистого, что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?» (34: 4).

Как от нечистого не можешь чистым быть,

Так правды из неправды не добыть.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

*

«Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (34: 5-7).

«Гадания, приметы – суета...»

Суетна жизнь. Но суета – не та.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Гадания, приметы, сновиденья, –

Всё суета, всё мишура и бред.

Мечтающим они приносят вред,

Подталкивая их к ошибкам и паденьям.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается» (34: 8).

Закон. В нём истина. А истина одна.

Доступна мудрым лишь она.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Человек учёный знает много, и многоопытный выскажет знание. Кто не имел опытов, тот мало знает; а кто странствовал, тот умножил знание» (34: 9-10).

В учёном много знаний, – он учён.

Но опыт! Истиной владеет он.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Многое я видел в моём странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю. Много раз бывал я в опасности смерти, и спасался при помощи опыта» (34: 11-12).

Спасает опыт «от сумы и от тюрьмы»...

Его лишь в странствиях приобретаем мы.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Дух боящихся Господа поживёт, ибо надежда их – на Спасающего их. Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его. Блаженна душа боящегося Господа! кем он держится и кто опора его. Очи Господа – на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения; Он возвышает душу и просвещает очи, даёт врачество, жизнь и благословение» (34: 13-17).

Господь – опора верному и щит,

Покров от зноя и полуденного жара.

Неверный верному – не пара.

Блаженна верного душа. Её Он защитит

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны; не  благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их» (34: 18-19).

Он возвышает душу, просвещает очи;

Он от двусмысленного жертвы не приемлет;

Призывам нечестивых он не внемлет...

Благословенье верным от Него во дни и ночи.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Что заколающий на жертву сына перед отцем его, то приносящий жертву от имени бедных» (34: 20).

Убивший сына пред отцом его,

Не стоит в этой жизни ни-че-го.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца» (34: 21).

Жизнь бедняка – хлеб и вода.

«Кто отнимает их, – тот кровопийца».

Скажите, может ли убийца

Жить после этого? Нет! Никогда!

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наёмника платы. Когда один строит, а другой разрушает: то что они получают для себя кроме утомления?» (34: 22-23).

Коль строишь ты, а он без дела разрушает,

То и себя под солнцем права жить лишает.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка?» (34: 24).

Бог проклинающего голос не услышит.

Он знает Сам, – когда и кто чем дышит.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Когда они пред Ним, и на коленях оба,

Но молится один, другой проклятья шлёт, –

В ответ Он ангела с архангелом пришлёт:

Один с венком, другой же с крышкой гроба...

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

*

«Когда кто омывается от осквернения мёртвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? Так человек, который постится за грехи свои и опять идёт и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» (34: 25-26).

Когда-то мудрый человек изрёк:

«Не суетись, – всё видит Бог».

Мы каемся, и вновь грешим, и вновь...

Кто поведением таким снискал Его любовь?

В чём смысл и польза поведения такого?

Ответ: всё суета и фальш. Нет смысла никакого.

Дуйсбург. 19.06.2007 г.

35

*

«Кто соблюдает закон, тот умножает приношения; кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения. Кто воздаёт благодарность, тот приносит семидал*, а подающий милостыню приносит жертву хвалы. Благоугождение Господу – отступление от зла, а умилостивление Его – уклонение от неправды» (35: 1-3).

Кто соблюдает заповедь, закон,

Спасенья жертву тот приносит.

А кто с благоугожденьем Бога просит,

Тому воздаст всемерно Он.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*Семидал – грубая мука (в оригинале - хлебное приношение)

*

«Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо всё это – по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его – пред Всевышним; жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет» (35: 4-6).

К Господню алтарю не ходят без даров.

Дар праведного утучнит алтарь.

Так заповедано, так было встарь.

Всяк приносящий счастлив и здоров.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«С весёлым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице весёлое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с весёлым оком – по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть воздаятель и воздаст тебе всемеро» (35: 7-10).

«С весёлым оком» приноси дары.

Бог лишь от праведного дар приемлет.

Он видит всё, моленью внемлет.

И коль молчит, так это до поры...

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Не уменьшай даров, ибо Он не примет их: и не надейся на неправедную жертву, ибо Господь есть судия, и нет у Него лицеприятия: Он не уважит лица пред бедным и молитву обиженного услышит; Он не презрит моленья сироты, ни вдовы, когда она будет изливать  прошение своё. Не слёзы ли вдовы льются по щекам, и не вопиет ли она против того, кто вынуждает их?» (35: 11-15).

Не уменьшай даров, – скаредность есть порок.

Бог –  судия, Он нелицеприятен.

Любой, кто праведен и щедр, ему приятен.

А жадность никому не будет впрок.

Он видит каждого: вдову и бедняка.

И каждому воздаст – наверняка.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва  его дойдёт до облаков. Молитва смиренного проникает сквозь облака, и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу, и не отступит, доколе Всевышний не призрит и не рассудит справедливо и не произнесёт решения. И Господь не замедлит и не потерпит, доколе не сокрушит чресл немилосердных» (35: 16-19).

Мольбе смиренного не страшны облака.

Но нужно ждать: дойдёт пока...

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

Благоволение на служащих Ему.

Мольба смиренного да вознесётся к Богу.

Господня милость к каждому дорогу

Найдёт: Он каждому воздаст по вере и уму.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Он будет воздавать отмщение и народам, доколе не истребит сонма притеснителей и не сокрушит скипетров неправедных, доколе не воздаст человеку по делам его, и за дела людей – по намерениям их, доколе не совершит суда над народом Своим и не обрадует их Своею милостью» (35: 20-22).

«Он будет воздавать отмщение и народам,

Доколь скипетров злых не истребит».

В руках Господних чаша бытия – кипит...

И власть Его над родом и над родом.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Благовременна милость во время скорби, как дождевые облака во время засухи» (35:23).

Но в скорби дни Господня благодать

Способна сил скорбящему придать.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

36

*

«Помилуй нас, Владыко, Боже всех, и призри, и наведи на все народы страх Твой. Воздвигни руку Твою на чужие народы, и да познают они могущество Твоё. Как пред ними Ты явил святость Твою в нас, так пред нами яви величие Твоё в них, – и да познают они Тебя, как мы познали, что нет Бога, кроме Тебя, Господи. Возобнови знамения и сотвори новые чудеса; прославь руку и правую мышцу Твою; воздвигни ярость и пролей гнев; истреби противника и уничтожь врага; ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих» (36: 1-9).

«Помилуй нас, Владыко, и призри,

И наведи на все народы страх».

Величие Своё яви в друзьях, в врагах

И чудеса Свои яви, и с нами говори.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Яростью огня да будет истреблён убегающий от меча, и угнетающие народ Твой да найдут погибель. Сокруши головы начальников вражеских, которые говорят: «никого нет, кроме нас!» Собери все колена Иакова и сделай их наследием Твоим, как было сначала. Помилуй, Господи, народ, названный по имени Твоему, и Израиля, которого Ты нарёк первенцем» (36: 10-13).

Врагов пусть ярость от меча настигнет.

А тех, кто убежал, пожнёт пусть огнь злой.

Пусть главы их князей со плеч – долой!

Колена Иакова пусть наш Господь содвигнет.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Умилосердись над городом святыни Твоей, над Иерусалимом, местом покоя Твоего. Наполни Сион хвалою обетований Твоих, и Твоею славою – народ Твой» (36: 14-15).

«Умилосердись над Селимою святой».

Дай мир земле, возлюбленной Тобой.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Даруй свидетельство тем, которые от начала были достоянием Твоим, и воздвигни пророчества от имени Твоего. Даруй награду надеющимся на Тебя, и да веруют пророкам Твоим» (36: 16-17).

Даруй свидетельства всем верящим в Тебя.

Надеющимся дай награду, их любя.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Услышь, Господи,  молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоём, – и познают все живущие на земле, что Ты – Господь, Бог веков» (36: 18-19).

«Услышь молитву всех рабов Твоих».

И не оставь Своим вниманьем их.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Желудок принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше: гортань отличает пищу от дичи, так разумное сердце – слова ложные. Лукавое сердце причинит печаль, но человек многоопытный воздаст ему» (36: 20-22).

Как дичь от рыбы различает нёбо,

Так ложь от правды отличает небо.

И кем бы говорящий ни был,

Видны Ему они поврозь и оба.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Женщина примет всякого мужа, но девица девицы лучше: красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа; если есть на языке её приветливость и кротость, то муж её выходит из ряда сынов человеческих. Приобретающий жену полагает начало стяжанию, приобретает соответственно ему помощника, опору спокойствия его» (36: 23-26).

Прекрасна женщина. Но если к красоте

Добавится приветливость и кротость,

То муж такой, – конечно, это редкость, –

На недоступной будет высоте.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

*

«Где нет ограды, там расхитится имение; а у кого нет жены, тот будет вздыхать скитаясь: ибо кто поверит вооружённому разбойнику, скитающемуся из города в город? Так и человеку, не имеющему оседлости и останавливающемуся для ночлега там, где он запоздает» (36: 27-29).

Дом без жены – без крыши дом.

Кто не женат, – живет с трудом.

Дуйсбург. 21.06.2007 г.

37

*

«Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом. Не есть  ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага? О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?» (37: 1-3).

Друг другу рознь: бывает так:

Друг другом лишь по имени зовётся,

Но только жизнь бедою отзовётся,

Как он тебе ни так, ни сяк.

И значит с другом ты попал впросак.

Но хорошо ещё, коль друг тебе не враг...

Дуйсбург. 24.06.2007 г.

*

«Приятель радуется при веселии друга, а во время скорби его будет против него. Приятель помогает другу в трудах его ради чрева, а в случае войны возьмётся за щит. Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоём» (37: 4-6).

Друг рад всем радостям твоим.

Он в битвах защищает спину.

Берёт, коль трудно, ноши половину.

Не обходи друзей вниманием своим.

Дуйсбург. 24.06.2007 г.

*

«Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперёд  узнай , что ему нужно, ибо , может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: «путь твой хорош», а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения» (37: 7-10).

Внимай совету, но с умом.

Советник может быть завистлив и корыстен.

В совете может быть немало истин...

Но нет ли истины в нём и о нём самом....

Дуйсбург. 26.06.2007 г.

*

«Не советуйся с женою о сопернице её и с боязливым – о войне, с продавцом – о цене, с покупщиком – о продаже, с завистливым – о благодарности, с немилосердным – о благотворительности, с ленивым – о всяком деле, с годовым наёмником – об окончании работы, с ленивым рабом – о большой работе: не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни» (37: 11-16).

С женою о сопернице – ни-ни,

С ленивым – о работе, с трусом – о войне,

И с покупателем, конечно, – о цене...

Дурных советчиков прочь со двора гони.

Дуйсбург. 26.06.2007 г.

*

«Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всём этом молись Всевышнему, чтобы он управил путь твой к истине» (37: 17-19).

«Держись совета сердца твоего».

На свете нет надёжнее его.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

«Держись совета сердца твоего».

Ведь сердце – лучший на земле советчик.

Но помни: за решенья – сам ответчик...

Молись Всевышнему – мы все в горсти Его.

Дуйсбург. 26,27.06.2007 г.

*

«Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет» (37: 20).

Любое дело начинай, размыслив и поняв.

И прежде действия, – совету друга вняв.

Дуйсбург. 26,27.06.2007 г.

*

«Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нём: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» (37: 21).

Лицо любое чувство выразить способно:

Зло и добро, жизнь или смерть...

Но надо с чувством справиться суметь.

Язык – им часто спрятать мысль удобно.

Дуйсбург. 26,27.06.2007 г.

*

«Иной человек искусен и многих учит, а для своей души бесполезен» (37: 22).

Учитель, научись сначала сам.

Иной всех учит, а себя – не может.

Пример, что сам даёшь, – всего дороже.

За тех, кто сам не может, и гроша не дам..

Дуйсбург. 26,27.06.2007 г.

*

«Иной ухищряется в речах, а бывает, ненавистен, – такой останется без всякого пропитания; ибо не дана ему от Господа благодать и он лишён всякой мудрости» (37: 23-24).

Иной в речах искусен – златоуст, ни дать, ни взять.

Но ненавистен: не даны ему ни ум, ни благодать.

Дуйсбург. 27.02.2007 г.

*

«Иной мудр для души своей, и плоды знания на устах его верны. Мудрый муж поучает народ свой, и плоды знания его верны. Мудрый муж будет изобиловать  благословением, и все видящие его будут называть его блаженным... Мудрый приобретает доверие у своего народа, и им я его будет жить вовек» (37: 25-27, 29).

«Муж мудрый поучает свой народ».

Он сеет знанья, – их плоды верны.

Благословению внимают мудрого сыны.

И имя мудрого передают из рода в род.

Дуйсбург. 27.06.2007 г.

*

«Жизнь человека определяется числом дней, а дни Израиля бесчисленны» (37: 28).

Исчислил Он дни жизни человека.

А дни Израиля: от века и до века...

Дуйсбург. 27.06.2007 г.

*

«Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для неё вредно, и не давай ей того; ибо не всё полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (37: 30-31).

Не всякая душа привычна ко всему.

Верь Господу: Он знает, что к чему.

Дуйсбург. 27.06.2007 г.

*

«Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (37: 32-34).

Воздерживайся от еды и сладкого питья, –

Совет. Советом не помочь губящему себя...

Чем невоздержанным помочь, способен я?

Дуйсбург. 2,5.03.2007 г.

38

*

«Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте. Господь создал на земле врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (38:1- 4).

«Господь создал земные врачевства».

Кто против выступить захочет естества?

Дуйсбург. 2.03.2007 г.

Благодари врачей, – ведь врачевства

Всевышним созданы для блага естества.

Дуйсбург. 30.06.2007 г.

*

«Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Не для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (38: 5-7).

Он знанья людям дал от знанья Своего,

Чтоб прославляли за дела Его.

Дуйсбург. 30.06.2007 г.

*

«Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (38: 8).

Лекарством лечит врач. Но и душой своей.

Целебней нету смеси сей, – будь благодарен ей.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удалится он от тебя, ибо он нужен» (38: 9-12).

Бог дал нам жизнь, здоровье, – врач хранит его.

Попробуй, сделай что-нибудь и сам для блага своего.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им  подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает перед Сотворившим его, да впадёт в руки врача!» (38: 13-15).

Не согрешай, не преступай порог!

Тогда тебе помогут врач и Бог.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Сын мой! над умершим пролей слёзы и, как бы подвергшийся жестокому несчастью, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание тёплое, и продолжи сетование о нём, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу» (38: 16-18).

Над мёртвым плач взнеси, и прах земле предай.

Но выше меры не страдай. –

Печаль приносит смерть и истощает силу.

И раньше времени ведёт в могилу.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«С несчастьем пребывает и печаль, и жизнь нищего тяжела для сердца. Не предавай сердца твоего печали; отдаляй её от себя, вспоминая о конце» (38: 19-21).

«С несчастьем пребывает и печаль.

Жизнь нищего так тяжела для сердца».

Печаль от сердца вдаль гоните, вдаль.

Жизнь нелегка, – поверьте мне, поверьте...

Дуйсбург. 2.03.2007 г.

*

«Вспоминай о приговоре надо мною, потому что он также и над тобою; мне вчера, а тебе сегодня». С упокоением умершего успокой и память о нём, и утешься о нём по исходе души его» (38: 22-23).

Умершего с почётом проводи.

И помни: это всех ждёт впереди...

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость» (38:24).

Мудрец сказал, что «мудрость – дочь досуга».

Нет, мудрость от Него. Досугу – лень подруга.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его – о корме для телиц.

Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце своё он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтоб окончить дело в совершенстве.

Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его – о том, чтобы отделать его в совершенстве.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими крутит колесо, который постоянно в заботе о деле своём и  у которого исчислена вся работа его: рукою своею он даёт форму глине, а ногами умягчает её жёсткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его – о том, чтоб очистить печь.

Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своём деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нём; и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их – об успехе художества их» (38: 25-39).

Конечно, пахарь, плотник и строитель,

Кузнец, горшечник и воитель

Над книгами не могут проводить все дни, –

Ведь не к такому призваны они.

Но мудрость каждому дана.

А в том, что занят он, – так не его вина.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

39

*

«Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и  упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сердце своё он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу,  сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих» (39: 1-6).

Лишь изучающий Божественный Закон,

Вкушает мудрость, откровения пророков.

Загадки, притчи не имеют сроков...

Он перед Ним, ему глаголет Он.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; память о нём не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; доколе будет жить, он приобретёт большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит её» (39: 7-14).

И если Господу угодно будет, то

Он преисполнится и мудростью, и волей.

Ему премудрость, слава станут долей...

А если неугоден, – он никто.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Ещё размыслив, расскажу, ибо я полон, как луна в полноте своей. Выслушайте меня, благочестивые дети, и растите, как роза, растущая на поле при потоке; издавайте благоухание, как ливан; цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его и прославляйте Его хвалою Его, песнями уст и гуслями и, прославляя, говорите так: все дела Господни весьма благотворны, и всякое повеление Его в своё время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо всё в своё время откроется» (39: 15-22).

Не спрашивайте: «что? и для чего?»

Цветите лилией и песни пойте.

Его благословение исполньте.

И положитесь на Него.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«По слову Его стала вода, как стог, и по изречению уст Его явились вместилища вод. В повелениях Его – всё Его благоволение, и никто не может умалить спасительности их. Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо всё создано для своего употребления. Благословение Его покрывает, как река, и, как потоп, напояет сушу. Но и гнев Его испытывают народы, как некогда Он превратил воды в солончаки. Пути Его для святых прямы, а для беззаконных они – преткновения. От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое» (39: 23-31).

Не задавай вопросов: «кто? зачем? и как?».

Так спрашивает лишь зануда иль дурак.

Дуйсбург. 2.03.2007 г.

Он устрояет море, горы,

Из века прозирает в век...

Что значит для Него единый человек?

С ним бесполезны человеческие споры.

Кто спросит: «что всё это? для чего?»

И кто ответ услышит от Него?

Но если гневен Он: вода – в солончаки;

Благословение Его – жизнь у реки...

Пути Его прямы, – но для святых;

Для грешников же нет путей прямых.

 Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мёд, молоко, виноградный сок, масло и одежда: всё это благочестивым служит в пользу. А грешникам может обратиться во вред» (39: 32-33).

Вода, огонь, железо, соль, мука,

Мёд, молоко, сок, масло и одежда...

Для праведников – польза и надежда,

Для грешников – лишь повод для вреда.

Дуйсбург. 3.07.2007 г.

*

«Есть ветры, которые созданы для отмщенья и в ярости своей усиливают удары свои, во время устремления своего изливают силу и удовлетворяют ярости Сотворившего их. Огонь и град, голод и смерть – всё это создано для отмщения; зубы зверей, и скорпионы, и змеи, и меч, мстящий нечестивым погибелью, – обрадуются повелению Его и готовы будут на земле, когда потребуются, и в своё время не преступят слова Его.

Посему я с самого начала решил, обдумал и оставил в писании, что все дела Господни прекрасны, и Он дарует всё потребное в своё время; и нельзя сказать: «это хуже того», ибо всё в своё время признано будет хорошим. Итак, всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа» (39: 34-42).

Есть ветры ярости, огонь и град,

И глад, и смерть, клыки зверей,

Тьмы скорпионов, сонмы змей, –

Всё, превращающее жизнь земную в ад,

Всё, всё в горсти Создавшего, Его.

Тому, кто верит, знаю я, не будет ничего.

... И потому за них, за верных рад.

Дуйсбург. 3-4.07.2007 г.

(окончание следует)


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1832




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer6/Garbar1.php - to PDF file

Комментарии:

Нео
- at 2009-04-14 15:18:46 EDT
Ценная актуальная работа.
Ион Деген
- at 2009-04-07 07:43:20 EDT
Многоуважаемый Давд!
Вы делаете нужное дело. За это я Вам благодарен.

Надежда Мирошниченко
- at 2009-04-06 02:31:39 EDT
Я, наконец, поняла сверхзадачу перелагателя. Зря я критиковала стиль и форму переложений. Ведь сверхзадача была показать совершенство книги Сираха. Насколько буквальные переводы звучат точнее и поэтичнее переложений! Показать это перелагателю удалось! В этом большая заслуга Д.Гарбара. Постараюсь не говорить о форме, ведь сам поэт признался, что «красивость» его не увлекает. Обращусь к содержанию. Иногда Д.Гарбар так «перелагает» смысл, что ошарашивает читателя. Тот, потрясенный, возвращается к оригиналу и облегченно вздыхает: ничего подобного там нет. Один пример переложения Д.Гарбара:

Тот, кто при жизни слышал детский смех
И крик врага на смертном ложе,
Воскликнуть может: «Боже, Боже!
Я жил как все. Нет, жил я лучше всех!»


Вроде, дается портрет праведника, человека, которому повезло в жизни: «жил лучше всех». Он слышал детский смех. Это понятно. Немного смущает уточнение «при жизни». А можно ли после жизни или до жизни слышать смех? Ну, ладно, слышал человек детский смех, и хорошо. Но вот дальше идет другой атрибут счастья праведника: «крик врага на смертном ложе». Как-то слишком натуралистически и жестоко. Неужели и Сирах мечтал о таком счастье? Посмотрим оригинал:

«Девять помышлений похвалил я в сердце, а десятое выскажу языком: это человек, радующийся о детях и при жизни видящий падение врагов» (25: 9-10).

Слава Богу, тут, во-первых, «при жизни» стоит на своем месте и, во-вторых, вместо «крика на смертном ложе» стоит «падение врага», что совсем не одно и то же. Падение врага – это установление справедливости, не обязательно его умерщвление, это признание обществом твоей правды, но вовсе не жестокая месть и наслаждение его страданиями на смертном ложе. Это жестокий диктатор может ходить на казни своих врагов и наслаждаться их предсмертными криками. Праведнику достаточно увидеть, что справедливость установлена. Еще «при жизни», так как рано или поздно она все равно установится. Теперь все понятно и логично. Так что здесь сверхзадача перелагателя выполнена: показано, что превзойти оригинал не удалось.

А следующее переложение напомнило мне баталии вокруг предыдущей серии переложений. Вот четверостишие в переложении Д.Гарбара:

Что хуже может быть, чем лживость богача,
Надменность нищего и похоть старика, –
Когда к запретному всё тянется рука?..
Не обойтись здесь без вмешательства врача...


Опять «тянется рука». Помнится, в предыдущей порции тоже рука тянулась, только тогда к богачу:

Когда у богача беда,
К нему рука протянется всегда.


Я еще тогда отметила, что рука может протянуться с разными целями: помочь или подтолкнуть в пропасть. К Ходорковскому вот тоже рука протянулась. Но сам автор или его анонимный защитник уверяли, что рука тянется всегда для помощи. А тут опять рука тянется, но уже «к запретному». Что-то эти тянущиеся руки преследуют поэта как страшный сон. Здесь очень уместна последняя строка:

«Не обойтись здесь без вмешательства врача...»

В целом, подборка цитат из книги Сираха – очень хороша, я для себя открыла многие точные поэтичные строки. И их не портят даже неловкие строки переложения. В любом случае – спасибо автору публикации. Познавательно и полезно.

Ontario14
- at 2009-04-05 21:50:40 EDT
Дорогие коммэнтатеры,
"Основа основ, сущность человека - распознать ценное и важное"
р. Й.Левовиц (ешива "Мир")

Кашиш
- at 2009-04-05 20:45:06 EDT
Не буду больше исправлять Поэта:
Давид Гарбар убьёт меня за это...:-((((((((((

Зоя Салова
- at 2009-04-05 20:34:35 EDT

„Бесстыден взгляд – и близок грех.
Стрела – удел колчанов всех...“


(Я завертелась на топчане,
Стрелу почувствовав в колчане).

Корректор
- at 2009-04-05 20:25:13 EDT

„Да, в жизни повезло тому,
Кому дарована разумная жена,
Кому премудрость сдержанных дана
И кто не служит злому никому... “


(И как не повезло тому, кто служит злому никому!
Ведь это злое никомо – не шеф, а сущее дерьмо!)

Корректор
- at 2009-04-05 20:15:24 EDT
„С драконом жизнь, со львом – не столь опасна,
Как с женщиной, что зла, и в злобе страстнá.“


(Зато когда она бесстрастна, то жить со львом весьма опасно:
у льва ревнивая жена, и в злобе может быть страстна.)

Корректор
- at 2009-04-05 20:06:14 EDT
„Не уменьшай даров, – скаредность есть порок“.
Давид Гарбар, исправьте опечатки:
у вас слова стоят не в том порядке:
„Не уменьшай даров, ведь скаредность – порок“.