©"Заметки по еврейской истории"
Февраль 2009 года

Владимир Леви


Числится – православным


«Я резко повернулся. При этом столкнулся с маленьким толстяком.

– Ну! – сказал я яростно.

– Разуйте глаза, вы, соломенное чучело! – пролаял толстяк.

– Что, вы людей не видели, что ли? – продолжал он тявкать.

– Людей-то видел, – ответил я. – Но вот разгуливающие

пивные бочонки не приходилось.

– Знаете что, – фыркнул он, – отправляйтесь в зоопарк.

Задумчивым кенгуру нечего делать на улице.

Я понял, что передо мной ругатель высокого класса»

Эрих Мария Ремарк

 

В апреле 1999 года на заседании философского клуба Инженерной Академии в Запорожье присутствовал московский гость дьякон Андрей Кураев. В своём докладе он подчеркнул главенствующую роль московского Патриархата в развитии религиозно-философской мысли в Украине; мимоходом отметив, что Моисей – не еврейское имя, он сообщил нам, что Бог–Отец Ветхого Завета – жесток, а его сын Иисус – только любовь. Сын, активный Бог, принял на себя муки за нас, людей, а Отец – бездействовал. И привёл пример: представьте, что сержант пожарной охраны проявляет мужество, выносит из горящего здания людей, получает травмы и ожоги. Не может же за этот подвиг получить награду генерал, который в это время пьёт коньяк в своём уютном кабинете!

Понятно, что генерал – Бог Отец, боевой сержант – Иисус Христос, жильцы горящего здания – грешные люди матушки земли[1].

По окончании заседания я, единственный еврей (по физиономии), сидевший в президиуме, негромко сказал: «Отче, некорректно как-то, ведь Иисус вещал: «Я и Отец – одно»[2], а вот Вы... Московский гость резко встал и молча пошёл к выходу.

Через пару часов, как обычно, обмывая философские мысли в узком кругу, начальник отдела по делам религий, сидевший днём рядом с Кураевым, сказал мне: «Володя! Ты бы видел его глаза! А я то думал, что я – антисемит. Но куда уж нам в Облисполкоме до отца Андрея!»...

 

Дьякон Андрей Кураев

 

…Прошли годы. Недавно прочитал в журнале Евгения Берковича статью о Кураеве, в которой в открытую показана и «любовь» этого «христианина» к иудеям, и к одной из библейских книг «Есфирь» (Мегилат Эстер).[3]

Ну и ну!..

Конечно, «на наезды» отца Андрея, на мой взгляд, есть его же личный ответ: «Когда ап. Павел говорит, что "Все Писание Богодухновенно"[4], – он имеет в виду ветхозаветные книги»,[5] т. е. христиане считают Ветхий Завет (ТаНаХ) святым (к слову, во времена ап. Павла Нового Завета ещё не было), и, критикуя книгу Эстер, Кураев элементарно нарушает свои же, христианские каноны.

Да и общеизвестное изречение Иисуса из Назарета: «Не судите, и не будете судимы»[6] кандидату богословия, должно быть, тоже известно.

Галопом просмотрел в Интернете: что – он, и что – о нём.

Боже мой! Да его критикуют все – от христиан до атеистов!

Несколько фрагментов из кругозора о. Андрея.

1.О ЕВРЕЯХ – заголовки видеороликов (смотри и слушай):

Иудаизм: грязь духовная порождает грязь физическую,[7]

О еврейской олигархии в России,[8]

Жидовская нечисть об Иисусе Христе.[9]

 

2. ЯЗЫК профессора:

– BBCRussian.com: «Почему в ХХI веке люди продолжают взрывать друг друга»? А. Кураев: «У меня нет списка людей, которых хотелось бы ЗАМОЧИТЬ В СОРТИРЕ, так что мне не вполне понятна логика тех, кто готов убивать»[10];

Членство Украины в «НАТО» мечта России. «Лучший способ КАСТРИРОВАТЬ НАТО это сделать нашу братскую Украину членом этого союза»[11].

Конечно, вершиной познаний и культуры этого человека можно назвать объяснение разнополым молодым слушателям значение одного «солёного мужицкого слова». В видеороликах на экране компьютера отец Андрей, чётко произнося все пять букв «шедевра», возмущается: «Ну, какая же б. слово б. обозвала матерным? Ведь в словаре Дьяченко первое значение этого слова происходит от глагола заблуждаться!»[12].

(Нашёл в Интернете сие толкование[13]. Действительно, дела давно минувших дней – определение понятия в церковно-славянском: 1. Обман, заблуждение; 2. Пустословие, пустяки; 3. Выдумка; 4. Разврат, прелюбодеяние).

Сегодня у этого слова имеется только одно значение – крайне неприличное, и профессор Кураев отлично это знает.

Когда корреспондент радио «Маяк» задал вопрос: «Что русская церковь думает о предстоящем концерте Мадонны в Москве?», святой отец ответил: «Много чести, чтобы русская православная церковь что-то думала о каждой русской и каждой заморской б.»!

Почему же, несомненно умный, грамотный профессор Кураев так некорректно относится и к иудеям, и к христианам?

Сначала выскажу второе предположение – как всегда, во всём виноваты евреи. Вернее – ессеи. По мнению большинства исследователей, и Иоанн Креститель, и Иисус из Назарета в молодости общались с ессеями и даже были членами этой еврейской секты, строго (и даже – чересчур) исполнявших все заповеди Святой Торы.

Все, кроме одной, самой первой и очень важной – плодитесь и размножайтесь! Указания естественного, понятного и желаемого обеими сторонами – участниками процесса. И никаких оправданий, за редчайшими бытовыми исключениями, просто быть не может.

Однако в поселениях ессеев практически не было женщин.

Чем это можно объяснить?

Ну, вообще-то, активней всего «кучкуются» свои: берущие – с берущими, дающие – с дающими, интеллигенты – с интеллигентами, а импотенты – с импотентами...

Был ли Иисус Христос недееспособным в обсуждаемом вопросе?

А чего здесь сомневаться? Как иудей, он и призывал, и сам исполнял указания Торы. А здесь – просто, молча – нет. И все эти книжные и киношные фантазии пишущей братии о контакте Иисуса с бывшей сумасшедшей Марией Магдалиной,[14] – элементарно удавшаяся попытка привлечь внимание двуногих, ищущих «изюминку» в неожиданном.

Мне начнут возражать христиане – Иисус был бродягой[15], а дети мешают полностью отдавать себя религии, и примеры многих наших святых, отображаемых ныне на иконах – налицо.

А я и не протестую. Только осмелюсь сказать – первопричиной ухода этих верующих людей в скиты, пещеры и монастыри (а эту «свинью» христианам таки «подложили» ессеи!), – в большинстве случаев была импотенция. Ну, а на нет – и суда нет.

И приведу уважаемым оппонентам общеизвестное. И много нынче в иудаизме тех, кто может, но не производит? Таки практически таких – и нет. Я не буду переходить на личности, ибо это займёт всё оставшееся для этой и других статей место.

Многие из этих прекрасных сынов человеческих занимают серьёзные руководящие, в том числе и религиозные посты, а большинство – просто верующие евреи. И полностью отдаются и работе, и воспитанию детей.

Итак, первое, более глобальное предположение – Творец, заранее зная, что определённые люди будут излишне в чём-то грешить, лишает их возможности производить.

Вариант спасения очень прост – изменить образ жизни, лишить себя злословия или других недостатков, и – победа будет за вами.

Поразительны в этом отношении Любавические хасиды: сколько живых примеров – человек, по совету Ребе Шнеерсона, менял что-то в своей жизни, молился Богу и результат – дети – естественен.

«В человеке всё должно быть прекрасным – и лицо, и одежда, и душа, и мысли»[16]. И каким бы духовно совершенным он ни был, бытие физическое, со всеми его плюсами по Писанию и минусами собственных ошибок, как в песне – «именно он называется жизнь». Не может быть нормального существования индивидуума, который не имеет рядом обожаемой и не оставляет после себя реального потомства, своей кровинушки от кровинушки. Портится характер, появляются неоправданные ошибки.

На примере того же доброго и непорочного, как утверждают христиане, Иисуса, мы видим: устроил совершенно неприличное для иудея побоище возле святыни – Иерусалимского Храма,[17] обозвал апостола Петра сатаною,[18] а кандидата в апостолы – Павла даже ослепил, правда, всего лишь на три дня.[19]

…Отец Андрей молод, ведь 45 – время расцвета! Его религиозный сан – дьякон – невелик, ниже сержанта в армии или пожарной охране, т.е. он принадлежит к «белому» духовенству, которому дозволено всё истинно человеческое.

Но что-то лишнее изнутри жжет его, а чего-то – не хватает. Со стороны ясно видна первопричина – надо, необходимо жениться на молодой и красивой, верящей в его звезду, попытаться воспроизвести деток, (сразу не получится – усыновить-удочерить и – молиться, просить Творца дать возможность самому сотворить); воспитывать их в христианском духе, и, естественно, – Господь, который помогает всем, стремящимся исполнять Его заповеди, начнёт больше благоденствовать и ему.

Кураев, несомненно, станет и добрее, и объективнее, а многое – суета сует – элементарно отпадёт.

В противном же случае Андрей Вячеславович так и останется просто маститым ругателем высокого класса.

Литература

[1] Газета «В поисках истины» № 1/1999, стр.8

[2] Евангелие от Иоанна (10:30)

[3] Евгений Майбурд «Богословие ненависти», журнал «Заметки по еврейской истории» №№ 7(98), 8(99), 9(100) и далее

[4] Второе послание Тимофею (3:16)

[5] Андрей Кураев «Наследие Христа», глава «Кто автор Нового Завета?»

http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=483&cid=6

[6] Евангелие от Луки (6:37)

[7] http://ru.youtube.com/watch?v=SZRxgp8BIp4&feature=related

[8] http://www.youtube.com/watch?v=jLFcco6FO1Y&NR=1

[9] http://www.youtube.com/watch?v=IWHhcdPrmr8&feature=related

[10] Интернет-портал Русской службы Би-би-си,

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_5155000/5155560.stm

[11] Издание «Газета по-донецки». http://pravnov.ru/content/view/309/

[12] http://www.youtube.com/watch?v=2jH5o47pX8w , http://kuraev.org/wordpress/

[13] Священник магистр Григорий Дьяченко «Полный церковнославянский словарь», http://www.slavdict.narod.ru/index.htm

[14] Евангелие от Марка (16:9)

[15] Евангелие от Матфея (8:20)

[16] А.П.Чехов, «Дядя Ваня»

[17] Евангелие от Иоанна (2:15)

[18] Евангелие от Матфея (16:23)

[19] Деяния святых апостолов (9:9)

Хайфа, октябрь 2008


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 863




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer4/VLevi1.php - to PDF file

Комментарии:

Владимир Леви
Хайфа, Израиль - at 2010-10-01 15:50:49 EDT
Господа Евреи! Нас поливает грязью явный чёрный антисемит.
И мы должны молчать?!
Мразь должна знать, что оно такое.
Хватит, намолчались. Пацаном в славном граде Бердянске набил рожу боговиле блатной братвы Лёнчику-сапожнику только за то, что он квакнул - убирайся в свою палестину, хотя шо это и где это я понятия не имел. Так и двигался по жизни, частенько получая сдачи. И никогда не жалел о содеянном.
Непонятно с Э.Майбурдом - благодаря его критики Кураева, я и написал статью, вспомнив встречу в Запорожье.
Т.е. Вам можно, а другим евреям - ЛЁ?
Всем всех благ. будем стоять за себя - и умом, и кулаками.
Володя Леви, Хайфа

Aschkusa
- at 2010-03-04 17:04:27 EDT
Е.Майбурд
- at 2010-03-03 22:14:45 EDT

Иисус когда-то принял на себя обет назира. Тора разрешает еврею принять этот обет, который включает добровольные (и дополнительные к обязательным 613 заповедям) ограничения на свое поведение, в том числе - не стричь волос, воздерживаться от вина и от близости к женщинам. Обет предполагается временным, но ведь все, что мы узнаем из Евангелия, относится лишь к трем годам жизни галилейского проповедника. И была ведь причина, по которой его иногда называли "назореем", и причина этого не в том, что он вышел из города Назарета. Родился он, все-таки, по преданию, в Бет-Лехеме (если я не путаю, сейчас нахожуть не дома и нет возможности справиться).
Алесей не обязан знать такие вещи, но пишущий на столь деликатные темы, я считаю, обязан.
+++++++++++++++++++++++++++++++++

Е.Майбурд прав: Иисус родился согласно Евангелиям в Вифлееме/Бетлехеме. Насколько я знаю, на протяжении его жизни Назарета еще просто не существовало. Был, правда, городок Сеппорис, но Назарет как таковой еще не существовал.
И иная информация. Одно из описаний общины еврейских эссеев в Кумране, которые не давали обетов полового воздержания и жили там вместе с семьями, включает термин «ноцрей hа-брит“, в переводе «носитель союза». От этого выражения и происходит ивритское обозначение христиан, «ноцрим». Арабское похожее обозначение звучит уже как «насрани», а в европейской литературе принято говорить о «назореях» или «назаренах». Так прото-христиане обозначаются в Евангелиях и в «Истории апостолов». Это выражения определенного времени на смене эпох в Иудее, которые были использованы и для сектирующих эссеев – борцов за Веру. Поэтому такие выражения как «эбионим/эвионим», «ноцрим», «хасидим» (иврит – святые), «цадоким» (верные, правые) являются, в принципе, вариантами одного и того же обозначения.

Эдмонд
- at 2010-03-04 06:18:40 EDT
Странная, лично для моего восприятия, статья!
Да, Кураев, это чистая зоология, свидетельствующая о полном теологическом невежестве.
Однако, следует признать, что таковым невежеством и по сию пору обладает подавляющее большинство христиан.
Причём не только в ареале наименее интеллектуальной части христианства - православии, но, даже, среди католиков. Протестанты, в среднем, несколько образованнее теологически.
Давайте вспомним некий художественный шедевр в Риме, с которым мы все знакомы - статую Моисея. Так он,"там", с рогами!
Таков результат грамотности перевода св. Иеронима.
И так далее!
Преобладающая теологическая неграмотность тех "христиан!, которые сменили вырезанных римлянами христиан-евреев первичной христианской церкви (чисто еврейской) во времена Бар Кохбы, была настолько велика, что все последующие труды отцов христианской церкви (Патристика) являют собой образец теологической дремучести. Тот же Иоанн Златоуст!
Поэтому, теоритически,хоть мало-мальски, образованный в Иудаизме еврей, всегда "размажет по стенкам" любого христианского священнослужителя!
Недаром в средние века, принудительно приглашая евреев к теологической полемике, христиане, одновременно с диспутом, начинали сооружать костёр.
В конечном счёте, даже Лютер был вынужден посоветовать христианам не вступать в теологические споры с евреями, признавая, что у христиан нет абсолютно никаких реальных аргументов в таких спорах, кроме одного - что Израиль разрушен.
Сегодня, после 1948 года, христиане, как индивидуумы, и как структура, лишились даже этого убойного аргумента.
Что только повысило уровень ненависти к евреям среди их и клира и "особо активных" индивидуумов.
Причин тут несколько - наиболее умные из клира, да и среди индивидуумов, начали проявлять тенденцию к переходу в Иудаизм, такие случаи есть, хотя изо всех сил замалчиваются ( в той же Польше).
Хотя зря волнуются - Иудаизм, это только для умных и логичных! Таких немного, "стадо" останется с ними!
Теперь касательно Иешуа - у нас ( в Израиле) хранятся останки некоего Иешуа, вместе с Марией, их сыном, и братом Иешуа. Кажется с 1986 года. Об этом мало кто знает.
Как и о Евангелии от Иуды!
Так что спекуляции на тему воспроизводства Иудеями потомства, беспочвенны.
И вообще, нам (иудеям) пора уже начать несколько пересматривать наше отношение к Иешуа, вызванные бесчисленными столетиями притеснений и садизма со стороны "плохих иудеев" - христиан (по Ренану), поскольку ни сам Иешуа, ни его Апостолы (кроме Савла), не виновны в происшедших, в дальнейшем, ужасах!

Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-03-03 23:32:34 EDT
Похоже, что хоть этот один раз мы в согласии с г-ном Майбурдом (если я его правильно понял), хотя он этого и не отметил. Именно - автору не хватило деликатности в рассуждениях о чужой религии. Наскольку я помню Евангелия, вопрос об отношениях Иисуса к женщинам там просто не стоит.
Е.Майбурд
- at 2010-03-03 22:14:45 EDT
Думаю, что мне следует отозваться на эту статью. Не хотел, когда она вышла, чтобы не выпендриваться. Но оживился интерес к статье в Гостевой, а главное - появились отзывы христиан, о возможной реакции которых автор, похоже, не подумал.
Я уже имел возможность призвать тех, кто не практикует иудаизм, не писать на соответствующие темы во избежание недоразумений. Практиковать иудаизм означает, в числе многого другого (а на самом деле - прежде всего), изучать Тору. Об этой заповеди сказано, что она равносильна всем остальным.
И сказанное имееет прямое отношение к реакцции на статью. Неизвестный здесь Алексей, который не знает Кураева, был обижен тем, как автор высказался о сексуальном воздержании Иисуса из Назарета.
Во-первых, в такой статье можно было просто не касаться этой темы, она тут лишняя. Во-вторых, есть возможность объяснить такой щепетильный момент без принижения образа, дорогого для наших братьев-христиан.
Трудно утверждать наверняка, что так оно было, как я собираюсь сейчас сказать. Но есть признаки того, что Иисус когда-то принял на себя обет назира. Тора разрешает еврею принять этот обет, который включает добровольные (и дополнительные к обязательным 613 заповедям) ограничения на свое поведение, в том числе - не стричь волос, воздерживаться от вина и от близости к женщинам. Обет предполагается временным, но ведь все, что мы узнаем из Евангелия, относится лишь к трем годам жизни галилейского проповедника. И была ведь причина, по которой его иногда называли "назореем", и причина этого не в том, что он вышел из города Назарета. Родился он, все-таки, по преданию, в Бет-Лехеме (если я не путаю, сейчас нахожуть не дома и нет возможности справиться).
Алесей не обязан знать такие вещи, но пишущий на столь деликатные темы, я считаю, обязан.

Э. Рабинович - Ю. Герцману
- at 2010-03-03 20:54:38 EDT
Юлий, я не про Кураева, конечно, он - фрукт и подонок,а про то, что все эти ессеи да монахи, да, наверно, Иисус со учениками были импотентами. Откуда автор это взял, не насмешка ли это и не богохульство ли? Зачем нам, евреям, комметировать такие вещи, тогда как мы сами столь чувствительны к отрицательным комментариям по поводу нашей истории и мифологии? Посмотрите на католических священников: есть огромная литература о том, как они нарушают обет безбрачия, ну, а те, кто держатся и не нарушают, - все импотенты?
Юлий Герцман- Элиэзеру Рабиновичу
- at 2010-03-03 19:49:52 EDT
Элиэзер, это статья вовсе не антихристианская. Кураев - тот еще фрукт. Настоятельно рекомендую прочесть работу Е.Майбурда "Богословие ненависти", где он дает обстоятельный и жесткий анализ взглядов этого красавца. На обсуждении фильма "Мастер и маргарита" чрезвычайно мною уважаемая М.Чудакова брезгливо топтала Кураева за псевдоинтеллектуальный, а на самом деле - дворницкий антисемитизм.
Элиэзер М. Рабинович
- at 2010-03-03 19:18:05 EDT
ИМХО: необоснованная антихристианская статья.
Алексей
Украина - at 2010-03-03 18:19:52 EDT
Про Кураева не знаю - посему сказать нечего.
Про Христа знаю - могу сказать, что автор ставил цель обосрать, а не разобраться.
А коли так - автору за материал 0 и громадный минус к репутации. Настоящий автор так не делает.

Ангелина Резникова
Вад Пирмонт, Германия. - at 2009-02-15 15:33:33 EDT
Спасибо за интересный материал. Кураева знаю тоько по разным ток-шоу, где он весьма активно участвует.
Ваша статья помогла лучше понять природу его разглагольствований. Сейчас "пойду" в интернет ещё почитаю.

ella levi
haifa, israel - at 2009-02-15 10:43:03 EDT
очень интересная точка зрения и взгляд на жизнь христа