©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь 2009 года


Элла Грайфер

Плюс израилизация всей цивилизации

Приложение: Ури-Цви Гринберг. Два стихотворения. Перевод Эллы Грайфер

Нынче без боя дороги не бывает.

А Гайдар
 

Волк не может нарушить традиций,

Видно в детстве – слепые щенки –

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали – нельзя за флажки!

В. Высоцкий

Двадцать лет назад… Ах, я тогда моложе и лучше качеством была, и я любила… Любила и страдала.

Я любила Израиль и страдала от несоответствия его поведения мировым стандартам, как страдает московский интеллигент, когда на его высокоинтеллектуальную кухню вваливается невоспитанный родственник из Урюпинска. Пусть хозяин квартиры знает, что родич его мужик хороший, надежный друг, и вообще не виноват, что в Урюпинске рос, но Боже – эти манеры… Как мучительно неловко было мне слушать разговоры цивилизованных европейцев об открывании сумок на входе в кафе и магазины, о проверке документов арабов по автобусам, об обысках и допросах в аэропортах, о бедных детках, которых злой ЦАХАЛ обижает всего лишь за невинное желание проломить булыжником пару-другую еврейских голов… Нет-нет, конечно, я понимала, что выбора у нас нету, но так хотелось, чтобы как-нибудь уже поскорее кончился этот кошмар, чтобы могли мы себе позволить вести себя как приличные люди…

И вот прошло двадцать лет. Не то чтобы в Израиле не случилось с тех пор перемен, да только… не те какие-то перемены. Помните ли вы, какие митинги «Шалом ахшав» тогда собирал? А сейчас?.. Сколько евро ни закачивают в него «неправительственные» (но почему-то из госбюджетов финансируемые!) организации Европы – как в прорву ухает, а толку чуть. Попытки под «гуманистическим соусом», от армии откосить (и даже юридическая поддержка сего благородного намерения) по-прежнему широко популярны в узких кругах, но… круги-то все уже. Во Франции или ЮАР этих идейных борцов  принимают, конечно, с распростертыми объятиями, но что про них по нашим рынкам да автобусам говорят, тамошней благородной публике, разумеется, недоступно, тем более что употребляемая лексика ей навряд ли знакома даже на родном языке. Не так давно фермера одного оправдали, что убил забравшегося к нему в хлев грабителя, и публика, представьте, негуманно отреагировала: «Тебя застрелют? А ты не воруй!».

В общем, не в ту сторону перемены идут, в какую мне когда-то желалось, но только не вызывает это отчего-то во мне протеста. Видно, изменилась и я с тех пор, и ладно бы, только я... Что, скажите мне, стряслось за это время с приличными людьми? Подумать страшно! Французская полиция обижает бедных детишек, хотя они даже булыжников не кидают, а всего лишь позволяют себе машинку-другую запалить… делов-то! В немецких городах по всем углам патрулей понаставили… демократия называется! В аэропорту Домодедово заставили меня намедни выкинуть в урну бутылку любимого лосьона для жирной кожи – жалко, конечно, да и деньги плочены, и все же не могу не сознаться в некотором злорадстве.

Как же все эти хорошие, благовоспитанные, чуткие и утонченные дошли до жизни такой? Неужели не могут адекватно, взвешенно, не превышая допустимого предела необходимой обороны, реагировать на скандал с датскими карикатурами, на взрывы в мадридской электричке и лондонском метро? Что ж с того, что нигде не написано, как выглядит этот самый «допустимый предел» – приличные люди его нутром чуять обязаны. Давно ли меня знакомый русский патриот, от большой любви к родине проживающий где-то в окрестностях Кейптауна, поучал насчет неудачно выбранного места для Израиля – нельзя же так, под самым носом у арабов! А сегодня могла бы и я ему сказать пару слов насчет неудачно выбранного места для России – под самым носом Северный Кавказ, да к тому же Иран не за горами!

Но вот что интересно – чем неотвратимее западная цивилизация за Израилем следует, тем сильнее на него злится. Казалось бы – с товарищами по несчастью минимальную солидарность можно бы проявить – ан нет! Рассудку вопреки, наперекор стихиям с прямо-таки кликушеским исступлением веруют, что стоит Израиль уничтожить – тут же исчезнет с ним и сила, неумолимо сталкивающая их на этот несчастный путь. И веруют, обратите внимание, не со вчерашнего дня.

Если бы вера вправду могла горами двигать, ни одна Джомолунгма не устояла бы перед лицом такой непоколебимости. Они верили, что изгнание евреев прекратит эпидемию – и тысячами вымирали от чумы. Они верили, что еврейские погромы предотвратят гражданскую войну – и миллионами гибли от красного террора. Они верили, что «окончательное решение» поможет им взять реванш за проигрыш Первой мировой – и благополучно проиграли Вторую. Они верили, что, заворачивая корабли с беженцами от берегов Палестины в направлении Освенцима, колонии сохранят – и развалилась их империя. Они верили (и посейчас еще верят), что, уничтожив Израиль, умилостивят исламизм, и уж не сомневайтесь – никакая бойня переубедить их не сможет. Но, право, я была бы очень рада, если бы, не кривя душой, могла утверждать, что подобная наивность свойственна одним только антисемитам.

Во времена не так давно прошедшие произошли на нашей доисторической события, вошедшие в историю под названием «Большой Террор». По многочисленным литературным и мемуарным источникам можно восстановить внутреннюю логику поведения палачей и жертв. Моделей того и другого, разумеется, было много, но нас сейчас интересует только одна из них, кстати, из наиболее популярных. Когда начинают брать коллег, друзей и знакомых, потенциальная жертва изо всех сил пытается убедить себя, что «у нас зря не сажают», что не иначе как что-то они (пусть невольно) сделали не так, значит, надо как можно скорее и убедительнее отмежеваться от них, тогда со мной-то уж точно такого не случится, бо я всегда и везде – только так, а не иначе. Такой образ мыслей свойственен был, прошу заметить, людям отнюдь не глупым, и многим евреям в том числе.

А почему? А вот именно потому, что не глупые и умеют быстро выстраивать логические цепочки. Понимают, что в противном случае не удастся им сохранить свои идеалы, мировоззрение… да нет, скорее мироощущение. Ощущение близости «нового мира», соучастия в созидании «истинной истории человечества». В этом был смысл их жизни… А без смысла – на что она нужна, такая жизнь?

Мироощущение современного европейца лучше всего передает, пожалуй, один из героев известной сказки Феликса Зальтена «Бемби». Охотник изловил в лесу олененка, принес его домой и вырастил, а потом отпустил на волю. Олень нашел в лесу своих сородичей, но общего языка с ними найти не смог. Лесные звери – постоянно настороже, знают, что еда не достается даром и опасность подстерегает на каждом шагу, он же привык к тому, что пища и безопасность – его естественное право.

Помню, как изумила меня двадцать лет назад в Европе эта безмятежная уверенность: покой и удобства ПОЛОЖЕНЫ каждому человеку, а если у кого-то их нет, значит – обделили, украли и надо найти виновного. Вопрос о приложении собственных усилий (индивидуальных или коллективных) воспринимался как личное оскорбление, а намек, что булки на елках не растут – как проявление замшелого ретроградства. Нам ОБЯЗАНЫ обеспечить!

Олень-то, правда, в отличие от европейцев, осознавал, что всем обязан покровительству человека, но сильно переоценивал надежность этого покровительства и потому кончил плохо: когда охотник снова пришел в тот лес, он радостно выбежал ему навстречу и, разумеется, получил пулю…

Феликс Зальтен был на самом деле Зигмундом Зальцманом и знал, о чем писал. Нет ничего опаснее для дичи, чем заблуждаться насчет намерений охотника. Увы, в период интенсивной ассимиляции опасность эта для нас более чем реальна, даже в Израиле, поскольку школьная система (не к ночи будь помянута) построена по образу и подобию аналогичных западных систем и вполне сознательно воспитывает мироощущение губительное, как выяснилось, не для одних евреев.

Кризисы и войны, тяготы и опасности не есть для нашего мира нечто внешнее, что можно в него не допустить, и не отдельные неполадки, которые можно устранить. Они закономерно вытекают из самых коренных его свойств, они были, есть и будут всегда. А кто законов этого мира не принимает – в нем, естественно, не жилец.

Беда современных европейцев (и разделяющих их взгляды израильтян) даже не в преувеличенном миролюбии (в конце-то концов, худой мир действительно лучше доброй ссоры), но в принципиальной неспособности вынести состояние войны. Не физически, а нравственно вынести. Не картинку в телевизоре, а похоронку в семье, не флажки на карте, а взрыв в автобусе, и в результате вместо благожелательного интереса к экзотическим нравам и обычаям, реакция травленного волка: чужое = опасное. Может быть, евреям приспособление к такому модусу вивенди дается легче из-за двухтысячелетнего опыта выживания в экстремальных условиях…

Так или иначе, даже самая современная техника не обеспечивает мгновенной победы, что в 90 случаях из ста обрекает нынешний Запад на неминуемое поражение – нервы сдают, хотя во времена былые их предкам и по тридцати, и по сто лет драться случалось, и ничего... Призвание князей приходится на вторую половину IX века, а татарское иго началось где-то в XIII. Но противостояние земледельческих славянских племен и степняков-кочевников началось еще до образования государства, так что периодические войны – набеги из степи и ответные экспедиции в «дикое поле» – длились не менее трех веков. Бывали и мирные периоды, и даже династические браки, но ни прочным, ни длительным мир этот не был, и быть не мог. И не слышно чего-то, чтобы кто-то из тогдашних князей по этому поводу в истерику впал или вече потребовало его к ответу за необеспечение полной и абсолютной безопасности.

С другой стороны, современный Запад практически без протеста воспринимает процесс, у предков его не зря вызывавший немалую тревогу. Сосуществование более или менее значительных разнокультурных групп в рамках одного общества проблематичным было всегда (израильтянам ли этого не знать!). В Америке прежде решали просто: кто умел найти себе экономическую «экологическую нишу», выстраивал тем самым взаимовыгодные отношения с аборигенами и, соответственно, определял, в какой мере ему необходимо ассимилироваться, а в какой строить собственную общинную жизнь, а кто не находил, тот и не задерживался. Но нынче и в Америке уже укоренился взгляд на безопасность и пропитание как на «естественные права человека», а экономика, между прочим, не резиновая, не говоря уже о том, что не все культуры совместимы и государственные границы были в свое время выдуманы не зря. Не в антисемитизме причина того, что в средневековой Европе еврей мог быть судьей только в стенах родного гетто, а просто – как сможет он судить христиан по их закону, коль скоро сам по нему не живет и не собирается?

Но сопротивление, выживание требует усилий, самоограничений и жертв, которые отвергаются даже не из-за трусости, а просто потому, что для таких представлений в головах у них места нет. Нынешнее мироощущение Запада заставляет его регулярно принимать патологию за норму, норму за патологию, реальность за мираж, иллюзию за реальность, а Израиль – за смертельного врага.

В каких-то древневосточных империях была, помнится, мода, казнить гонца, доставляющего неприятные известия. Именно в роли этого несчастного гонца оказался теперь Израиль. Самим фактом своего существования, выживания, каждым шагом своим тычет он гордый Запад носом в полную несостоятельность его идеологии, и потому Западу ни денег, ни усилий не жалко, чтобы доказать неправомерность этого самого существования. В точности как объекты «Большого Террора», с готовностью подхватывавшие самую дикую клевету на тех, кого еще вчера считали друзьями – лишь бы только не осознать, что «Мировая революция» – чистый блеф.

Процесс этот идет и в Америке, и в Европе, и даже (не менее интенсивно) в самом Израиле. Люди с европейским сознанием разочарованы и озлоблены, тем, что не могут сохранить в израильской реальности свои европейские иллюзии. Если и не сами, то дети их уходят в диаспору, а места занимают те, кто видит мир иначе. Израиль обладает армией не только высокотехничной, но и (в отличие от армий европейских!) боеспособной из-за поддержки общества, которая стабильно возрастает по мере вытеснения «гуманистов». Но шанс Израиля в том, что население его в большинстве своем – выходцы из иного, «незападного» мира, где влияние супергуманизма было всегда довольно поверхностным. Сумеет ли настоящий Запад преодолеть его, и если да, то не будет ли уже поздно?

Приложение

Ури-Цви Гринберг

Два стихотворения

Перевод Эллы Грайфер

Песня и меч

И албанцы имеют свой дом, своего короля,

А Израиль – великий народ – все скиталец под властью чужой.

Никогда без сражения не доставалась народу земля.

Не поднимется знамя, пока не пойдешь за ним в бой.

 

В чем же слава народов, чем царства земные горды?

Строем песенных слов, что под солнцем веками звучат?

Песни мало одной, нет без битвы великой судьбы,

Меч без песни бессилен – но и песня слаба без меча.

 

Хоть один арабский напев сравнится ли в красоте

С той молитвой, что некогда Богу сложил Ибн-Гвироль?

Но в нем голос воина и властителя звучит во всей полноте –

А тому, кто лишен оружия, остаются лишь стыд и боль.

 

И коль не возьмем его сами – никто нам его не вернет,

Оружие – не дают, а берут, как берут права.

Благословен, кто в нашем народе силу воина обретет,

А не то нас сотрет в порошок ислам – и не спасут слова.

Розы и хлеб

Вождь, президент или царь, что готов свой народ пожалеть,

Что позволит ему своими путями ходить, по воле своей,

И тельцов золотых ублажать у своих дверей,

И ликовать вокруг загаженных алтарей,

И под дудку любых крысоловов чужих плясать –

Игры его не жизнь, а смерть нам сулят:

Кто от меча не падет, в пищу рыбам пойдет на дно,

И даже остаток малый, кому уцелеть суждено,

Окаменеет от ужаса, глазами чужих народов распят.

 

Вождь, президент или царь, из рабов создавая народ,

Царства тяжелое бремя повелит ему взять на себя,

Ремеслом ли владеют люди или пашут свои поля,

Чтоб от зари до зари надрывались, лишь тогда расцветет земля,

И будет народ в довольстве и счастье жить,

И сможет все прежние страхи свои забыть,

И новое поколение, что с годами придет,

Благословит жестокость того, кто нас из дома рабства вывел навек,

Песни сложат о том, как мы стали народом господ,

Что сам себе добывает и розы, и хлеб.


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
Националкосмополит
- at 2009-11-14 18:08:19 EDT
Прочел название статьи со словами «ИЗРИЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».

Ну думаю свершилось!

Какой уж раз оппоненты заимствуют у меня идею научно-технического или социального изобретения, гипотезы, парадигмы, концепции.
Покроет, думаю автор мои концепты своей хорошей стилистикой, и люди потянутся за правильными социальными идеями.

Первой из всех представленных статей стал ее читать!
И что же я увидел!
Оказывается ИЗРАИЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ заключается не в массовом изучении Святого Воскрешенного Языка Бога, не в создании из Воскрешенного Израиля Страны – столицы в Бога верующего высоко цивилизованного человечества, ни в соблюдении Субботы Торы или Новой Субботы равного баланса дней или недель труда и свободы от него, вводящее человечество в царство подлинной свободы, а прекращение канализации Израилем Воскрешенным конфликта со всеми мировыми тоталитарными режимами и радикальными группировками на себе, и как следствие – эскалация исламского террора от Израиля на весь мир.
Далее следуют жалобы на то, что мир чувствует, что центр и источник всех его глобальных проблем - ИЗРАИЛЬ, и поэтому требует его ликвидации.



Мне много раз приходилось свидетельствовать промысел Господа, уберегавший Народ Свой от грешных дел.

Помню, когда Шарон пришел к власти и начался практически каждодневный террор нулевого года в Израиле.

Многие мужики, не только я один в откровенных беседах говорили тогда, что надо спровоцировать ряд взрывов исламских террористов в столицах высокоразвитых государств, не желавших бороться с исламским террором вместе с Израилем, что бы запад оказался хоть чуть-чуть в шкуре народа Израиля.
Последний раз до этого я просил Господа в 1979 году ликвидировать власть коммунистов в СССР и выпустить евреев жить в свободных странах.

Очень многое сбылось из моих чаяний.
В 2000 я просил Господа поместить Запад в еврейскую шкуру хоть немного.

И услышал Господь, и не потребовалось евреям брать грех на душу, и произошла серия исламских терактов в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, и содрогнулся Запад, и стал вместе с Израилем и Россией много активней и масштабней бороться с исламским террором.
Израилизация мировой цивилизации происходила от 10 колен Израилевых, от пленников Вавилона, когда евреи, руководимые Эстер и Мардехаем в 2 дня осуществили массовую адресную ликвидацию 75000 потенциальных еврееубийц на территории от Ганга до Нила в Великой Персидской Империи, в эпоху распространения Христианства и Ислама, в сегодняшнюю эпоху борьбы с исламским террором,

Но все это какая-то негативная Израилизация Цивилизации.

Я же предлагаю позитивную Израилизацию Мира, и в этом существенное отличие.

Впрочем Израилизация Мира через авраамические религии и возможно Буддизм в целом были прогрессивными явлениями.
Спасибо автору за название статьи, которое я возьму на вооружение для распространения своих идей.


Сергей
СПб, РФ - at 2009-11-09 09:45:30 EDT
Однако, лихо закручено!
Элла Игорю
- at 2009-11-06 09:01:09 EDT
Смысл слов "правый" и "левый" в политике столько раз менялся, что любые рассуждения становятся беспредметными. Но Гитлер был, несомненно, социалистом, и в этом смысле между ним и сегодняшним "левым" мейнстримом разницы нет.


Игорь
Израиль - at 2009-11-06 04:05:22 EDT
Нормальные люди во всех странах поддерживают Израиль.
Проблема с левыми - они ненавидят Израиль. Латентная юдофобия левых находит выход в анти-израилизме.
Главный юдофоб - Гитлер тоже был левым.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2009-11-02 09:54:58 EDT
Интересная, хорошо аргументированная статья.
Буквоед - Ontario 14
- at 2009-11-02 07:07:03 EDT
Спасибо за стихи Ури-Цви Гринберга, замечательный перевод !
Что до статьи, то она, конечно правильная, но слишком однобокая. IMHO.
---
Полностью согласен с Вашей оценкой, дорогой "северный сосед":)!

Ontario14
- at 2009-11-01 16:13:45 EDT
"Но вот что интересно – чем неотвратимее западная цивилизация за Израилем следует, тем сильнее на него злится. Казалось бы – с товарищами по несчастью минимальную солидарность можно бы проявить – ан нет! Рассудку вопреки, наперекор стихиям с прямо-таки кликушеским исступлением веруют, что стоит Израиль уничтожить – тут же исчезнет с ним и сила, неумолимо сталкивающая их на этот несчастный путь."
*******
Весьма проблематичен образ "западной цивилизации", подразумеваемый, наверное, как нечто похожее на единое целое, которое, к тому же, еще и злится на одно из своих составляющих.
Я не знаю о каком Западе Вы пишите,- может быть его образ Вам навеяли какие-то отдельные его частичновменяемые представители.

"Процесс этот идет и в Америке, и в Европе, и даже (не менее интенсивно) в самом Израиле. Люди с европейским сознанием разочарованы и озлоблены, тем, что не могут сохранить в израильской реальности свои европейские иллюзии. Если и не сами, то дети их уходят в диаспору, а места занимают те, кто видит мир иначе."
********
Замените в этой фразе "европейск" на "еврейск". Тоже жизненно будет. ;-))

"Но шанс Израиля в том, что население его в большинстве своем – выходцы из иного, «незападного» мира, где влияние супергуманизма было всегда довольно поверхностным. "
**************
И этот мир тоже может "выкинуть" Сами Михаэля, Эли Амира или, извините, Гидона Леви.

Археометр
Беэр-Шева, Израиль - at 2009-11-01 14:34:46 EDT
Э.Г. написяла:
"Призвание князей приходится на вторую половину IX века, а татарское иго началось где-то в XIII. Но противостояние земледельческих славянских племен и степняков-кочевников началось еще до образования государства, так что периодические войны – набеги из степи и ответные экспедиции в «дикое поле» – длились не менее трех веков."

Это опять повторения застарелой лжи о Хазарии, которая была не хищным кочевническим образованием из к/ф "Илья Муромец", а высокоразвитой земледельческой страной, народ которой говoрил на иврите и арамите, присал на "ханаанском языке", которая была третьей великой державой после Византии и Персии, которая... была предтечей РУССКОГО КАГАНАТА, столицей которого назывался город ХИЙУВ.
А кто хочет узнать о Хазарии больше, пишите:
Vladimir.b@012.net.il
тел. +972-7284036

Ontario14 - Ella
- at 2009-11-01 13:50:18 EDT
Спасибо за стихи Ури-Цви Гринберга, замечательный перевод !
Что до статьи, то она, конечно правильная, но слишком однобокая. IMHO.

хосид
Иерусалим, Израиль - at 2009-11-01 13:15:25 EDT
Хорошо написанная умная и верная статья. Только нынешний ЦАГАЛ (в конце статьи) явно идеализирован.
Добавлю: "израилизация" -- это оборотная сторона "евреизации" всего мира (процесса, ведущего к приходу Машиаха). По принципу "не мытьем, так катаньем": не желаете принимать истины высокие, Божественные -- оказываетесь вынужденными принять истины низменные, необходимые для физического существования. Но и это "на благо мира суждено" (Мишна, Авот).

Юлий Герцман
- at 2009-11-01 12:25:23 EDT
Умная и хорошо написанная статья.
Aschkusa
- at 2009-11-01 07:24:48 EDT
Хорошая, очень злободневная статья + хороший перевод стихов Гринберга.
Анна Самуиловна
- at 2009-11-01 04:37:42 EDT
Когда ясно мыслят, ясно излагают!
Жаль только, что те, кому это предназначается, всё равно ничего не поймут и будут продолжать говорить: «Да, вы правы, но…»
Браво, госпожа Грайфер! За Ури-Цви Гринберга отдельное спасибо!

Эдмонд
- at 2009-11-01 03:04:01 EDT
Безупречно! Спасибо!
Может быть этот материал, кому-то поможет!

Yehuda
- at 2009-11-01 00:55:26 EDT
Браво! Верной дорогой идете, товарищ!
Но географию подучить не мешает, однако! Иран у ней от Расеи НЕ ЗА ГОРАМИ! Это у нас. А там есть Иранское нагорье и Кавказ...
А в целом - хорошо! И не надо кокетничать насчет "20 лет назад". Качество автора "Элла Грайфер" сейчас явно лучше и прогрессирует с каждым новым опусом.
Что ж, касается молодости, то этот недостаток неминуемо проходит с возрастом, а с ним - и левизна, и поклонение чужим идолам.

Самуил
- at 2009-10-31 23:16:37 EDT
Как всегда у госпожи Грайфер — кратко, емко, безукоризненно логично. И как всегда — вполне согласен с автором.


_Реклама_