©"Заметки по еврейской истории"
октябрь 2009 года


Нина Большакова

Расстрелы евреев в Украине

The Shooting of Jews in Ukraine. Holocaust by bullets

Недавно я побывала в музее Jewish Heritage (Battery Park, Манхэттен). Это последняя остановка метро линии 1. Посмотрела экспозицию “The Shooting of Jews in Ukraine. Holocaust by bullets” (Расстрелы евреев в Украине). Я думаю, вам тоже надо посмотреть. И детям показать. Чтобы знать, как нас, евреев, убивали. То есть я об этом читала, и в кино видела, но это ни на что ранее мною виденное не похоже. Представьте себе двойную линию мониторов, примерно 19 инчей по диагонали, укрепленных на высоте рабочего стола. Перед ними стоят лавки. На экранах нон-стоп идут видеозаписи украинских стариков и старух, дающих интервью. Почти все записи сделаны в поле или в лесу. Вы садитесь на лавку, берете трубку, похожую на телефонную и висящую сбоку от экрана, и слушаете, как старики показывают руками и рассказывают о том, как шестьдесят с лишним лет назад на этом самом месте убивали евреев. Простые совсем, деревенские старики. Одни говорят «евреев», а другие говорят «жидов». Некоторые из них рассказывают, как копали огромные могилы для евреев, как забрасывали тела землей, и как земля шевелилась несколько дней. Говорят, что их немцы заставили, или полицаи. Может, и заставили, а может, и охотой пошли, кто теперь знает. Одна старуха рассказывает, как молодая красивая еврейка, вылезла из могилы вечером после расстрела. У нее ухо только прострелили. Вылезла и пошла в село, и встретила на дороге старосту. Так он ее отвел в дом, где полицаи гуляли после расстрела. И сколько-то эта еврейка там пробыла. А что с ней там делали, старуха не говорит. А потом полицаи отвели еврейку к общей могиле и застрелили. Еще другая старуха рассказывает, как евреев из их села гнали на расстрел, и шла в колонне молодая женщина с маленьким ребенком. И она посадила этого ребенка на обочину дороги, а сама пошла дальше, с колонной. Уже почти вся колонна прошла, и какой-то полицай увидел ребенка, и велел старой еврейке, которая шла в конце колонны, взять ребенка на руки и нести. Она взяла и понесла, но не так далеко. Ослабла и села на дороге, вместе с ребенком. Подошел полицай и застрелил их обоих.

Вы переходите к следующему экрану, берете трубку и слушаете, как старик рассказывает, как в его селе выгоняли евреев из домов и гнали на расстрел. Женщина-интервьюер спрашивает:

– Их расстреливали одетыми или заставляли раздеваться? – потому что во многих местах раздевали догола.

Старик изумляется:

– Да чего их было раздевать? Они же были в рванье одеты, в тряпки, у них же давно все отобрали. Нет, так, в чем были, и стреляли.

Другой старик, из другого села, вспоминает, как расстреливали евреев, а подойти посмотреть было нельзя, не пускали немцы. Так отец поставил их с братом на груженую подводу и сказал:

– Смотрите, дети, как евреев убивают, – и они с высоты все видели.

И так вы пересаживаетесь от экрана к экрану, и слушаете, как все это было шестьдесят пять лет назад на нэньке Украине, и смотрите на эти бесчисленные поля и луга, в которых лежат наши убиенные злодеями братья и сестры. Наконец, встаете, отходите к стене. Там, в витрине лежат белые холщовые мешки, а в них – ржавые металлические цилиндрики, разорванные с одного конца. Это патроны от пуль, собранные на местах массовых расстрелов. Там же немецкое оружие, ржавые лопаты, объявления немецкой комендатуры и украинской полиции.

Кто же создал эту экспозицию, собрал все представленные на ней свидетельства? Французский католический священник Патрик Дебуа и его фонд Yahad-In Unum. (http://www.yahadinunum.org/index.en.html). Во время Второй мировой войны его дед был в лагере для советских военнопленных в Раве-Русской. В 2000 году Дебуа, в процессе создания мемориала на месте лагеря не смог найти никаких массовых захоронений. Потребовалось два года и участие местных властей, чтобы с помощью свидетелей найти могилы. В местечке Боровое, под Равой-Русской, нашлось около ста свидетелей массовых расстрелов. Именно тогда Дебуа осознал, что он может найти еще сто массовых захоронений в сотне других деревень. После этого, при поддержке нескольких французских кардиналов и председателя Всемирного Еврейского конгресса Израиля Сингера, в 2004 году Патрик Дебуа основал фонд Yahad-In Unum, миссия которого в развитии кооперации между католиками и евреями. В рамках этой миссии фонд находит и документирует места массовых расстрелов евреев в Украине. Как же они это делают? Они исследуют архивы, немецкие и советские, и находят документы, регистрирующие массовые расстрелы. Время, и главное, место. Немцы – аккуратный народ, у них все записано. Места, даты, сколько мужчин, сколько женщин и детей. В советских архивах сохранились протоколы допросов военных преступников, пособников немцев.

Потом представители фонда выезжают на место. Дебуа и команда экспертов, включая двух переводчиков, профессионального фотографа и оператора и специалиста по баллистике и местного водителя, который также выполняет функции телохранителя, едет в украинское село. Они находят и опрашивают местных стариков, записывая их показания цифровой видеокамерой.

Большинство свидетелей сейчас в возрасте 75 лет и старше. Они живут в тех же деревнях, где жили во время войны. Детьми они из любопытства следовали за колоннами евреев к местам массовых расстрелов, прятались за деревьями или в кустах и наблюдали. Подростки часто привлекались нацистами как вспомогательная рабсила – копать, закапывать могилы, собирать одежду расстрелянных.

Как работники фонда находят свидетелей? В западных областях Украины священники католических и униатских церквей обращаются к прихожанам после мессы с просьбой рассказать, что они видели. В восточных областях представители фонда действуют через школьных учителей или говорят с людьми в местном магазине, часто одном на всю деревню. В некоторых деревнях люди охотно дают показания. В других – не идут на контакт вообще, и их упрямое молчание говорит о том, что эта деревня принимала активное участие в уничтожении и грабеже своих односельчан-евреев. Тогда опрашиваются люди из соседних деревень.

Если три свидетеля указывают на одно и то же место, наступает очередь баллиста. Сначала с металлоискателем он находит в земле слои отстрелянных патронов, снимает дерн, определяет направление стрельбы. Затем начинают копать сразу в нескольких местах, как бы тестируют. И находят. После того, как могила найдена, ее раскрывают. Когда открывается верхний слой скелетов, дальше не копают. Не беспокоят мертвых. Могила фотографируется, рабай читает кадиш, тела закрывают белым полотном, затем могила засыпается землей и камуфлируется, с тем чтобы грабители могил ее не разрыли. GPS координаты могилы определяются и регистрируются. Фонд получил разрешение на проведение этих работ от Любавичского ребе Украины.

К настоящему времени Фонд Дебуа опросил и записал на видео показания около 500 свидетелей массовых расстрелов евреев на Украине.

Выставка продлится до 23 марта. Необходимо отметить, что одним из спонсоров выставки является Фонд Виктора Пинчука, украинского магната еврейского происхождения.

 


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
123
leibniz, rozert - at 2010-04-26 09:22:23 EDT
Блеать страдальцы расстреляли... да вас стреляй - нестреляй, всёравно пользы никакой, славане мрут как мухи а вам хоть что, вы как вшы приживётесь хоть где, и будете паразитировать на теле рабочего класса. Я непризываю к расстрелам или межнациональной розни, я лишь хочу заставить вас задуматся над такими фактами почему всю историю человечества вас ганяли отовсюду, почему територия палестины в=с каждым годом становится всё меньше? Ваш народ никогда не будет своим среди других народов, даже у негра больше шансов слиться с народом принявшим его,
Наум Штейнберг
Торонто, Канада - at 2010-01-07 10:56:33 EDT
Мои дедушка и бабушка скрывались в семье соседки украинки,
нодругая соседка выдала их полицаям,когда собрали всех в
сарай и подожгли.Бруха и Ноех Штейнберг.Дядя герой Союза
погиб при форсировании Эльбы 8 мая 1945 года Абрам Штейнберг,в 1944 году посетил это место и сделал памятник.
Узнал со слов сестры Нины,проживающей в США.До войны жили в селе Савлуки,Базарского района,Коростынь,Житомирской области.

Геннадий
Лубны, Украина - at 2009-11-03 09:04:55 EDT
Выступление на митинге:
Они были первыми

В октябре этого года исполняется 65 лет со дня ужасного события – дня расстрела 4-х тысяч лубенских евреев в 1941году.
Это произошло здесь, на этом месте, где мы сейчас стоим. В те осенние дни эта земля была обильно полита кровью невинных людей. Они не были солдатами, не держали в руках оружие, не оказывали, да и не могли оказывать сопротивление немецким оккупантам. Потому что это были старики, женщины и дети – простые жители провинциального города. Они даже не знали почему их выселяют из родных домов, куда и зачем ведут.
В чём была их вина? Только в том, что они были евреи.
Именно их Гитлер принёс в жертву, первую жертву на алтарь фашизма. Именно на них Гитлер решил испытать свою человеконенавистническую политику «выжженной земли» и установление полновластия «арийской расы».
Евреи были первыми, потому что Гитлеровские стратеги готовились к войне и, кроме военной разведки, изучали обстановку в стране, знали тёмные страницы истории царской России и рассчитывали на веками укоренившиеся антисемитские настроения местного населения и на его молчаливое согласие.
Евреи должны были стать первыми, но не единственными народами, неполноценным по нацистским законам, которому была уготовлена участь исчезнуть с лица земли. Цыгане, славяне и все другие народы должны были исчезнуть с лица земли. Идеологи фашизма сыграли на низменных чувствах оккупированного народа, рассчитывавшего на то, что их минёт участь евреев.
Не минула. Никого. Всем народам пришлось испить горькую чашу оккупации, пройти через жернова фашистской машины смерти.
Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками надолго закрепил уроки Второй мировой войны.
Надолго. Но не навсегда.
Прошли годы. Зажили раны. Жизнь брала своё. Стали забываться тяжкие уроки войны.
И вновь звучат слова ненависти в адрес моего малого, но такого многострадального народа, вновь его обвиняют во всех смертных грехах, вновь у многих политиков вылазит смердючее жало антисемитизма.
Человечество забывает, что призыв «бить невинных» всегда оборачивается бедой для всех.
Потому, что это не по-человечески, потому, что это не по-божески, будь ты христианином, мусульманином или евреем.

.




_Реклама_