©"Заметки по еврейской истории"
август 2009 года

Александр Кушнир


Еврей против еврея

Под таким названием вышло этим летом русское издание книги профессора Монреальского университета Якова Рабкина об истории иудейского сопротивления сионизму. Книгу издало московское издательство «Текст» при поддержке еврейского фонда Ави Хай. С разрешения автора мы адаптировали для наших читателей фрагменты из неё, а в одном из следующих номеров опубликуем интервью с её автором. Русский – восьмой язык, на котором вышла книга, написанная и впервые опубликованная по-французски под названием Au nom de la Torah – Во имя Торы. 

 

 

История России как бы довлеет над судьбой Израиля. Кризис империи Романовых, приведший к погромам и массовому насилию, оказал прямое влияние на идеологию и практику сионизма. Признание и помощь со стороны СССР обеспечили Израилю военное превосходство на Ближнем Востоке в первые годы его существования. С другой стороны, иудейских противников сионизма вдохновляет пример распада СССР: если Господь смог мирным путем развалить ядерную сверхдержаву, он разберется и с миниатюрным ближневосточным государством.

Девять обложек книги
 

В Земле израилевой никогда не прекращалось присутствие евреев. Более того, праведные евреи во всём мире ежедневно молятся о грядущем Избавлении и чудотворном возвращении на Святую землю. Идея массового переселения евреев в Святую землю, конечно, возникла не в России: она поначалу созрела в умах английских и американских протестантов, для которых такое переселение должно ускорить Второе пришествие Христа. Далекий от всякой религии еврей Теодор Герцль, который придал этой идее политическое содержание, родился в Венгрии. Однако сионизм остался бы всего лишь предметом обсуждения для узкой группы респектабельных буржуа и интеллектуалов в Центральной Европе, если бы движение это не захватили куда менее респектабельные, но зато бескомпромиссно целеустремлённые российские евреи из черты оседлости. Поэтому трудно переоценить русское влияние на сионистскую колонизацию и израильское общество.

Презентация книги в Касабланке
 

Именно активисты из России настояли на том, что Палестина, а не Уганда должна служить плацдармом воплощения сионистской мечты. Именно они первыми ощутили себя не единоверцами, а «лицами еврейской национальности», которые, как все национальности, имеют право на самоопределение. (Общее с советским понятие «еврейская национальность» продолжает оставаться краеугольным камнем сионистской структуры государства.) Именно они стали первыми поселенцами-подвижниками, которые создали тот политический и концептуальный костяк, на котором до сих пор зиждется сионистское государство. Герои израильских войн – Моше Даян, Эзер Вейцман, Ицхак Рабин, Рафаэль Эйтан, Ариэль Шарон – тоже российского происхождения. Их объединяет не только бесстрашие, но и полное отчуждение от еврейской традиции с ее культом миролюбия. Это позволило российским евреям привезти с собой на Святую землю опыт политического террора и решимость опираться на собственные вооруженные силы. Евреи российского происхождения сыграли также ключевую роль в организации сионистского движения по всему миру: от Франции и Марокко до США и Японии.

Первая в мире презентация книги в книжном магазине Оливьери в Монреале

Однако и еврейское сопротивление сионизму также проявилось с наибольшей силой в России. Особый протест вызывало и вызывает у противников сионизма уже упомянутое понятие «еврейской национальности», вытесняющее традиционное самосознание еврея как человека, чье поведение должно отражать заповеди Торы. В этом и заключается одна из важнейших целей сионистской программы: создать вместо духовного сообщества некий этнос, народ или расу. Именно против этого выступали и выступают крупнейшие раввины и мыслители в России и за ее пределами, считая такой замысел не только опасным и бесчеловечным, но и глубоко противным всей еврейской традиции.

Автор подписывает свою книгу после первой в Европе презентации в Страсбурге.
 

В то время как принципиальное противостояние сионизму со стороны части евреев вызывает недоумение, осуждение, а подчас злобу, на страницах этой книги читатель найдет ему разъяснение и толкование. Из того, что противники сионизма сегодня в меньшинстве, отнюдь не следует, что сопротивление это можно игнорировать. В «Истории евреев» Пол Джонсон напоминает, что «... вся история евреев показывает, что строгие к себе меньшинства имеют свойство становиться торжествующим большинством».

Поэтому, наверное, книга Рабкина привлекла за пять лет столь широкое внимание во многих странах, где она переведена и издана.

Встречи автора с читателями пяти континентов показали, что для многих природа и поведение израильского государства не укладываются в представление об иудаизме как об учении о смирении, сострадании и справедливости. Прочтя эту книгу, они увидят, что их понимание еврейской духовной традиции вполне адекватно. Более того, некоторые находят в этом давно назревшую «реабилитацию» иудейской религии. А такие люди как американский кинорежиссер Менахем Даум полагают, что в книге идет речь не о богословии, а об извечной проблеме выживания евреев, да и не только их – о спасении ВСЕХ человеческих жизней. Памятуя о столь частом и опасном смешении понятий «еврей» и «израильтянин», кардинал Даннеельс из Бельгии считает, что книга «обезвреживает заряд ненависти, направленной против евреев Европы». Автор явно писал книгу, сопереживая людям, живущим среди не утихающего на Святой земле вот уже больше века кровопролития.

Русскоязычный читатель найдет в этой книге немало знакомых реалий. Она привлечет внимание широкого круга читателей, которым небезразличны судьбы современного мира, и, в частности, Ближнего Востока, где у миллионов бывших советских граждан живут родственники и друзья, а также всех тех, для кого духовность остается важной составляющей их жизни. В ней идет речь о частном случае куда более общей, фундаментальной полемики современности: противники сионизма, так же как Лев Толстой или Томас Манн, отстаивают определяющую роль духовности в истории.

В то же время книга должна позволить читателю по-новому посмотреть на понятие «титульной», или «коренной», нации, обретшее новую жизнь после распада СССР. Сионистское государство по своей природе противится либеральному принципу «отчуждения гражданства от этничности», на котором зиждутся такие государства, как США, Россия, Канада, Франция или Великобритания. Напротив, Израиль, как Эстония или Латвия, – продолжает сохранять связь между гражданством и этничностью, в то время как даже такие некогда этнически однородные государства, как Швеция или даже Япония, стали развиваться в сторону либеральной модели государства. История еврейского противостояния сионизму — это также история взаимоотношений политики и религии, их преломления в социуме. Так что книга затрагивает злободневные проблемы современного мира, выходящие далеко за пределы истории еврейской и Ближнего Востока.

В то же время иудейство находится сегодня на перепутье между многовековой традицией исправления мира посредством самоусовершенствования и вполне человеческой склонностью искать причину своих проблем во внешних материальных обстоятельствах. История ставит евреев перед моральной альтернативой: стремиться к миру, полагаясь на Традицию, или, прибегая ко все большей военной мощи, пытаться сохранить Государство Израиль как этнократию. Поэтому для многих евреев отношение к Израилю и сионизму стало той призмой, в которой преломляются их стремления и идеалы, поляризуя изнутри все привычные группы: ашкеназов и сефардов, религиозных и нерелигиозных, ортодоксов и неортодоксов, хасидов и евреев так называемого «литовского направления». В каждой их этих групп есть те, кто гордится, даже с долей заносчивости, Государством Израиль, воплощающим для них коллективную волю к жизни. Другие, напротив, считают его опасным анахронизмом, угрожающим не только стабильности своего региона, но и безопасности евреев, живущих по всему миру.

Есть немало общего между религиозными и нерелигиозными противниками сионизма. Все они считают, что идея отдельного государства для евреев, а в особенности требуемые им жертвы, подрывают самые основы иудейства. Они убеждены, что евреи должны сплотиться не в защиту сионизма, а для утверждения тех человеческих и моральных ценностей и принципов, которых придерживаются вот уже сотни поколений. Мы находим отражение этого даже в названиях ряда еврейских организаций, например в американском движении Not in My Name («Не от моего имени», www.nimn.org) и израильской Бецелем («По образу [Божьему]», www.btselem.org).

Было замечено, что многие евреи, полагая, что они по-прежнему живут Торой, на самом деле поставили во главу угла преданность Государству Израиль. Приобретая свое собственное самосознание, еврейский национализм, подобно раннему христианству, отрывается от традиционного иудейства, пронизанного духом диаспоры. Иными словами, остающиеся верными Традиции евреи находят все меньше общего с большинством евреев, чье самосознание опирается прежде всего на сионизм и Государство Израиль, и многие из которых точно так же, как до недавнего времени считала церковь, видят в раввинистическом иудействе лишь пережиток прошлого, мавра, которому давно уже пора уходить.

Пропасть между последователями традиционного иудейства и поборниками еврейского национализма продолжает углубляться. Сегодня кажется, что религия сионизма побеждает. Это не означает, что иудейство находится в опасности: оно пережило в своей многовековой истории не один раскол. Достаточно вспомнить отпочкование христианства и мусульманства, возникновение хасидизма и различных реформистских движений, а также, уже в последние десятилетия, зарождение смелой разновидности сионизма под названием «ортодоксальная модернизация».

По-видимому, принципиальный отказ от сионизма продолжится до тех пор, пока существует сионизм и сионистское государство. Для сионистов Израиль победоносная кульминация еврейской истории, для их противников кровавый и бессмысленный ее эпизод, основанный на трагическом заблуждении. Однако их всех тяготит безысходность противостояния с окружающими Израиль народами, по-прежнему отказывающимися признавать законным провозглашенное более шестидесяти лет тому назад сионистское государство.

Афиша лекции в Японии
 

Израиль выигрывает войны, но все эти победы не приносят мира. Израильтяне из поколения в поколение продолжают жить в тревоге и беспокойстве. Военные меры, предпринятые в полосе Газа зимой 2008-2009 гг., которые многие израильтяне объясняют просто предвыборной конъюнктурой, многочисленные судебные разбирательства, в которых замешаны члены правительства, скандальные злоупотребления властью президентом страны, коррупция и откровенная погоня за прибылью даже со стороны военных руководителей все это подрывает уважение к государству, известному некогда идеализмом и самоотверженностью своих граждан. Слова Булата Окуджавы, написанные совсем по другому поводу, звучат предостережением:

Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или страшны мытарства.

А погибают оттого,

(и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего

Не уважают больше.

Особенно настораживает то, что в Израиле уважения к государству не испытывают сотни тысяч наиболее преданных еврейской традиции иудеев. Именно они в большинстве своем не служат в армии и живут как бы в отрыве от светского большинства, стремящегося в мир современной западной культуры. Отчуждение это следствие отражения взглядов крупнейших раввинов и мыслителей иудаизма, с самого начала отвергавших сионизм и лишь нехотя, де-факто начавших признавать созданное сионистами государство. Кроме того, в этих взглядах содержатся конкретные предостережения, многие из которых, к сожалению, подтверждают события, происходящие на наших глазах. К примеру, вполне очевидно, что создание отдельного государства для евреев не только не покончило с ненавистью к ним, а, напротив, разжигает ее еще больше.

 Насколько значительно сопротивление сионизму? По мнению израильского социолога Иосифа Ходары из университета Бар-Илан, «еврейский религиозный антисионизм демографически и идеологически угрожает Израилю как государству и как общности, обладающей неким коллективным самосознанием. Причем речь идет об угрозе более масштабной и серьезной, чем вражда со стороны палестинцев и других арабов». Действительно, на каждого активного противника сионизма приходится множество евреев, которые просто чужды сионистской идеологии. Многие из них живут в Израиле, однако им не свойственен какой бы то ни было патриотизм. Они даже избегают упоминания официального названия «Государство Израиль», предпочитая традиционные словосочетания: «Святая земля» или «Земля Израилева». Для них сионистское государство не более чем очередной этап «внешней» политической истории, как правление в прошлом на Святой земле Османской и Британской империй.

Поэтому не следует смешивать судьбу Государства Израиль с судьбами евреев и иудейства, о чем напоминает нам один из видных израильских интеллектуалов Боаз Эврон:

Все государства в мире, в том числе и Государство Израиль, появляются и исчезают. Государство Израиль тоже, конечно, исчезнет через сто, триста или пятьсот лет. Однако еврейский народ будет существовать, коль скоро существует иудейская религия, быть может, еще тысячи лет. Существование этого государства не имеет никакого значения для существования евреев… Евреи мира могут прекрасно жить без него.

(По материалам книги Якова Рабкина Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму, Москва, Текст, 2009)

 

 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3748




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer14/Kushnir1.php - to PDF file

Комментарии:

Констан&
Полтава, Полтавс&, Украина - at 2018-04-14 07:01:07 EDT
Хорошая книга,добрая,лехаим Константин Владимирович Волынский.
ахад хаам
- at 2012-04-22 03:08:31 EDT
Книга находит своих издателей. Она востребована сегодня, когда анти-израильская политика стала выражением политически корректного антисемитизма. Те или иные действия государства Израиля, как и всякого государства, могут вызывать критику, но критика Израиля как еврейского государства стала прикрытием антисемитизма. Автор скажет, что "истина" ему дороже, даже если ею воспользуются антисемиты. Автор судит историю государства Израиля с избранной им теологической точки зрения, полагая, что он получил на это право от "истории". Здесь дискуссия с ним бесполезна. Но важно понять, почему его книга находит издателей.
уа
нью=йорк, - at 2012-04-22 02:09:15 EDT
какая мерзостью
Игорь
- at 2010-08-10 14:51:47 EDT
Уважаемый Григорий, вы еще не отметили, что раввин Бааль Сулам имел много цурес от религиозных, явившись большим нарушителем религиозных канонов. Бааль Сулам позиционировал каббалу, как духовную науку, имеющую самостоятельное, основополагающее значение.

В принципе, могу порекомендовать израильский 66-ой каббалистический канал, который ведут нынешние представители его школы во главе с М.Лайтманом. Он работает 24 часа в сутки и постоянно транслирует программы для всех и каждого, начиная от детей и кончая ветеранами.

Распространяемые на нем каббалистические взгляды на проблемы в природе и у людей, как ее части, позволяют по-новому проанализировать трудности и тупики, понять, как можно и нужно действовать дальше.

Если такое счастье, как поп-культура, вас достала и надоела, то альтернатива ей - этот канал.

Григорий Ноткин
Киев, Украина - at 2009-08-23 07:19:00 EDT
Савва писал:
- Что таки да, вредно, и не менее опасно для существования еврейского государства, так это углубляющиеся противоречия и конфронтация между светской и религиозной общинами.
- Требуется срочно найти решения для прекращения этого опасного для внутренней безопасности страны процесса.
__________

Верно, абсолютно верно. Сама жизнь подталкивает к решению этой самой важной проблемы, которая определит дальнейшее благоприятного будущего Израиля. И решение на сегодняшний день имеется.
Это изменение системы образования, как светской, так и религиозной частей народа. Не случайно сегодня так много говорят о каббале, как системе знаний, постижений, которое изменит лицо Израиля, а со временем - всего мира.
Не случайно уже в ХХ веке перед самым образованием Израиля и сразу после провозглашения Независимости появились выдающиеся фундаментальные труды по каббале Бааль Сулама ( рабби Йегуды Ашлага: 1884 - 1954г. http://www.kabbalah.info/rus/content/view/clean/33576 ), которые изучать могут и религиозные и светские люди.
Два самых важных из них: комментарий на книгу "Зоар" и главнейший его труд: " Талмуд Эсер аСфирот" (Учение о десяти сфирот)
Его книги написаны таким образом, что очень бережно сохранена вся великая мудрость предыдущих поколений учителей Израиля, но язык которым Бааль Сулам написал свои книги, после соответствующей подготовки, понятен и светским людям, и не противоречат их мировозрению.
Он был, как и рав Кук, ярым сторонником образования Израиля, прекрасно понимал его значимость. Понимал как и сиеминутную необходимость образования страны - убежища, которая может защитить свой народ, так и ради главного, ради чего такой сложный, исторический путь у нашего народа. Он подробнейшим образом объясняет в своих книгах, статьях о будущем предназначении Израиля, этого, реально существующего, для судеб и народа, и всего мира.

Изучение трудов Бааль Сулама уже сейчас ведется в некоторых ешивах Иерусалима, Цфата, др. мест.
Для светского населения проводятся практически во всех городах Израиля обучение основам каббалы Международной Академией каббалы "Бней Барух".

Конечно, еще недостаточно людей и религиозных, и светских изучают труды Бааль Сулама, чтобы прекратились противоречия между двумя частями народа. Но процесс уже пошел. И он дает большую надежду на окончание этой никому не нужной конфронтации, угрожающей целостности страны, нормальному существованию всего еврейского народа.
Будущее - в единстве народа, причем в сохранении обеих частей общества со всеми присущими им достоинствами и недостатками.

В каббале очень подробно объясняется, почему в сегодняшнем обществе необходимы и нужны обе части народа. И как каждая может выполнить свою важную роль для объединения Израиля. Но нужно просто начать читать, изучать, и постаратся понять, о чем говорится в сокровищнице наследия нашего народа.

Советую посмотреть небольшую заметку "В чем мы ошиблись тогда, в Вавилоне?" - http://www.laitman.ru/kabbalah/742.html и почитать, по приведенной там ссылке книгу: "Вавилонская башня - последний ярус", особенно третью часть - "Роль Израиля"

Тогда может перестанет быть такой актуальной тема "Еврей против еврея" А наоборот, более важной станет: "Все многообразие народа, да и всего мира - к единству". И это то, к чему призывают Великие каббалисты, в соответствии с раскрытыми им основными законами мироздания.

Савва
- at 2009-08-21 10:46:36 EDT
Отвлекаясь от абстрактных философствований ультра религиозных иудейских авторитетов о необходимости и неизбежности постоянной конфронтации с сионизмом, для утверждения иудейской идеи, хотелось бы задать и получить ответы на элементарно простые житейские вопросы:
1.Как мыслит иудейский интеллектуал, Боаз Эврон,возможность своего безопасного существования и продолжения абстрактного философствования, вне защиты "временного"сионисткого государственного образования.Может быть, он полагается на гарантии шейха Несраллы или его иранского покровителя Ахмадиниджана. Удивительная самонадеянность.Но,если предположить, что это именно так,то следовало бы ожидать призывов от самых мудрых и авторитетных раввинов к своей пастве,покинуть ненужное и опасное для них сионистское государство и отправиться в избранную для них обитель.
Однако,такого не происходит и никогда не произойдет.
Так зачем потребовались им эти глубокомысленные абстрактные философствования?
2. Кто и где, вне Израиля,сможет проявить к ультра религиозной еврейской общине, необходимую толерантность?
Как они, при этом,мыслят свое земное существование( без гос. поддержки), не будучи в массе своей приученными к производительной трудовой деятельности, чтобы заработать на хлеб насущный? Ведь одним святым духом сыт не будешь.
3.Что таки да, вредно, и не менее опасно для существования еврейского государства, так это углубляющиеся противоречия и конфронтация между светской и религиозной общинами.
Требуется срочно найти решения для прекращения этого опасного для внутренней безопасности страны процесса.

Дима Цаль
Анахайм, СА, США - at 2009-08-21 10:30:29 EDT
Фу, какая гадость. Как выкупаться в ... сами знаете в чем.

Нужно ли мне прислушаться к такому мнению? Да оно у меня в печенках сидит. Я с ним сталкиваюсь почти так же часто, как с марксизмом-ленинизмом в Советском Союзе. Знаю я все эти сказки.

Да, шикарно евреи жили до появления Израиля. От погрома до погрома. Практически все население страны происходит от беженцев. Их бы всех прикончили, если бы не Израиль. И т.д., и т.п.

Пойду приму душ.

Владимир Вайсберг
Кельн, ФРГ - at 2009-08-19 15:26:19 EDT
Сразу же прошу прощения,что посмел рассуждать о проблемах Израиля, живя в Германии. Но я - еврей и мои родственники со стороны отца принимали активное участие в подготовке к созданию Израиля в самом начале 20го века. С другой стороны, жизнь каждого еврея, а следовательно - моя, моей дочери и моего внука, полностью предопределяется благополучием Израиля, вне зависимости от места его проживания. Понимаю, что "советчику - первый кнут", но Эйсав и Амалек сидят и точат зубы...

В статье написано:
"По-видимому, принципиальный отказ от сионизма продолжится до тех пор, пока существует сионизм и сионистское государство. Для сионистов Израиль – победоносная кульминация еврейской истории, для их противников – кровавый и бессмысленный ее эпизод, основанный на трагическом заблуждении. Однако их всех тяготит безысходность противостояния с окружающими Израиль народами, по-прежнему отказывающимися признавать законным провозглашенное более шестидесяти лет тому назад сионистское государство."

Наша надежда и опора, наша радость и наш свет в окошке - "кровавый и бессмысленный эпизод истории"? Только с точки зрения всех врагов нашего народа - да. Сама формулировка ранит еврейское сердце. На кого рассчитана и длякого предназначена эта книга. Мнепредставляется, что больше всего она понравится дьякону Кураеву и ему подобным.
Меня всё время терзает мысль: почему обязательно следует противопоставлять сионизм и иудаизм? Почему нельзя разрешить ситуацию в духе неоортодоксии? Почему нельзя сочетать идеи и принципы светскогО еврейского государства с Торой?
Надо жизнь каждого еврея и всей страны в целом подстраивать под Заветы Торы, а не Тору подгонять под постоянно меняющиеся внешние обстоятельства. Но при этом нельзя отказываться от всех достижений современной жизни во всём её разнообразии: во внешней и внутренней политике, культуре, науке, технике, технологии, образовании и так далее... И ни в коем случае нельзя не только ставить вопрос, но и думать:"или - или". Сама постановка проблемы в этом ракурсе -губительна для "ростка свободы нашей".



" И БУДЕШЬ ТЫ, [ОБЩИНА ИЗРАИЛЯ], ОБРУЧЕНА СО МНОЮ НАВЕЧНО. И БУДЕШЬ ТЫ ОБРУЧЕНА СО МНОЮ, [ИБО ВОСТОРЖЕСТВУЮТ У ТЕБЯ] СПРАВЕДЛИВОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ, [И Я ОДАРЮ ТЕБЯ] ЛЮБОВЬЮ И МИЛОСЕРДИЕМ. И БУДЕШЬ ТЫ ОБРУЧЕНА СО МНОЮ [В ЗАСЛУГУ ЗА ТО, ЧТО СОХРАНИЛА МНЕ] ВЕРНОСТЬ, И ПОСТИГНЕШЬ ТЫ ГОСПОДА"








Мирон Ефимов
Иерусалим, Израиль - at 2009-08-19 12:54:03 EDT
Книга Рабкина, которую я прочёл ещё по-английски, даёт возможность понять суть отрицания сионизма со стороны крупнейших еврейских мыслителей - религиозных и прочих - современности. А понять это важно, ибо нам приходится каждый день сталкиваться с весьма почтенными иудеями, которые к государству относятся с вызывающим пренебрежением. Легко быть квасным патриотом Израиля на расстоянии и противиться всяческому обсуждению сионизма и его противников. Урождённый израильтянин Агасси пишет в предисловии, что, он, как патриот Израиля и как философ, убежден в том, что иудейское сопротивление сионизму – это важнейший элемент столь не хватающего ныне честного обсуждения прошлого, настоящего и будущего Израиля. С этим трудно не согласиться.

Более того, эта книга чрезвычайно своевременна: она открывает новые для нас перспективы на будущее Ближнего Востока, Израиля и евреев. Автор спокойно, не придерживаясь какой-либо идеологической линии, знакомит читателя с источниками сионизма, в частности с выдающейся ролью российских евреев в его практической реализации. Он вводит нас в мир мудрецов и эрудитов иудаизма, и терпеливо показывает, почему они единодушно - несмотря на сильнейшие разногласия между собой по другим вопросам - отвергают сионизм.

Так что истинные друзья Израиля должны внимательно прочесть эту книгу, а не возмущаться по-советски: "мы его не читали, но осуждаем". Спорить надо не с Рабкиным, который честно сделал свою работу как историк, а с теми евреями, кто продолжает отрицать сионизм и легитимность Израиля как еврейского государства. А для этого надо толком понять неизвестные большинству из нас факты и аргументы, которыми столь богата эта книга. Неудивительно, что эта книга вышла на многих языках и скоро появится у нас на иврите.

С.Листов
Москва, Россия - at 2009-08-19 12:05:15 EDT
Книга Рабкина хороша отсутствием обычных для темы истерик,чётким изложением позиций сторон,подкреплённым обильными цитатами и справочным материалом,легкодоступным и точным изложением весьма болезненных знакомых тем в непривычном ракурсе,и,что особенно приятно и неожиданно по нашим временам,превосходным русским языком,сохранённым петербуржцем-автором.Думаю,что книгу стоит прочитать всем неравнодушным к судьбам нашей цивилизации и способным думать людям.
Григорий
- at 2009-08-17 08:06:24 EDT
Насколько значительно сопротивление сионизму? По мнению израильского социолога Иосифа Ходары из университета Бар-Илан, «еврейский религиозный антисионизм демографически и идеологически угрожает Израилю как государству и как общности, обладающей неким коллективным самосознанием. Причем речь идет об угрозе более масштабной и серьезной, чем вражда со стороны палестинцев и других арабов». Действительно, на каждого активного противника сионизма приходится множество евреев, которые просто чужды сионистской идеологии. Многие из них живут в Израиле, однако им не свойственен какой бы то ни было патриотизм.
*************

Все верно, именно в таком положении оказался Израиль после 60 лет своего существования. Неприятие многими религиозными людьми сионистского Израиля, и пассивное равнодушие достаточно большой части светского общества. И причина одна: непринятие ПОКА одними, незнание и непонимание ПОКА другими, что после 2000 –летнего изгнания, возрождения еврейской государственности коренным образом должна измениться и ситема воспитания, образования народа.

Одним из ярких примеров такого обращения, призыва к религиозной части общества является книга Пинхаса Полонского «"Рав Кук - каббала и новый этап в развитии иудаизма". А для для светской части общества таким образовательным центром является Международная Академия каббалы «Бней Барух»

Руководитель академии Михаэль Лайтман пишет в своей статье «Мы можем спасти Израиль»: “… с возвращением на эту землю, необходимо понять главное: недостаточно вернуться физически. Мы обязаны возвратиться также на духовный уровень "Эрэц Исраэль" Природа - ее Высший закон, который вернул нас сюда - самыми жесткими воздействиями, через страшные страдания вынудит нас это сделать, если мы не сделаем это добровольно и осознанно (и уже сегодня вы видите, что это происходит).
…..
Каббала все равно станет главной наукой 21-го века, и чем быстрее это произойдет, тем меньше страданий выпадет на долю нашего народа. Прошли времена бессознательной веры в Бога и ритуального служения Ему. Сегодня мы обязаны не просто верить, а знать, не уповать на Его милость, а изучать Его законы, чтобы самостоятельно управлять мирозданием - в том числе и тем, что происходит с нами здесь и сейчас. “
(см. подборку статей «Кризис национальной идеи. Что дальше?» - http://terrorizm-isla.narod.ru/krizis.htm )


По моему глубокому убеждению, именно изучение основ каббалы большинством народа примирит многих религиозных людей с образованием Израиля, да вот таким в большинстве своем светском, со всеми его сегодняшними проблемами, и даст многим светским людям понимание, зачем они здесь оказались.

Великий каббалист XX века рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) писал в своей статье "Шофар машиаха" ( http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/39475 ): " Пойми же эти намеки. «Шофар» означает не что иное, как раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления. Свидетельство тому – книги, уже раскрытые мною и хранящие эту мудрость. В них знания первостепенной важности развернуты пред всеми, точно платье, – верное свидетельство того, что мы стоим на пороге избавления. “

И это избавление прийдет и пройдет именно в этом сегодняшнем Израиле, а не в каком то выдуманном и гипотетическом!

Эдмонд
- at 2009-08-17 07:55:11 EDT
Очень не хочется быть резким, в оценке статьи. Попробую быть столь же толерантным, как автор.
Ну где бы ему, только, взять смелости чтобы такое вот определить конкретными категориями, очень простыми кстати - сам то он, как оценивает создание Израиля? А то, ведь, сплошная "толерантность" (ко всему)! Так не бывает! Мир реальный, всегда требует только бинарного мышления - да - нет. По другому пути - "с одной стороны .., а сдругой стороны ..., а с третьей ....." не получится. Реальные решения, в практике РЕАЛЬНОЙ жизни таким путём не получишь!
Проблема осознания правильно, или нет, было принято решение, в нашем случае решается просто - есть у евреев (и иудеев) на планете то место, где они могут быть гарантированно защищены, или нет. Воссоздание Израиля дало на этот вопрос исчерпывающий ответ - есть!
Именно это и является единственно правильным подходом к вопросу. Всё остальное - интеллектуальная проституция. Евреи в Израиле могут сколь угодно долго выяснять свои внутренние интеллектуальные и нравственные коллизии, будучи твёрдо уверены, что НИКАКАЯ третья сила не вмешается в наши разборки. И это всё решает. А такие стыдливые, скрытые в контексте вопросики - а не стало ли евреям во всём мире хуже, от воссоздания Израиля, автору надо бы озвучивать отчётливо, чтобы было окончательно понятно, что он не просто так, а интеллектуал.
Очень хочется надеяться, что развитие дел на шарике, не приведёт евреев диаспоры к ситуации 1938 года. Однако, если даже это случится, у них будет опция,не сопоставимая с возможностями 1938 года. Это и есть ответ на вопрос!

Собакевич
- at 2009-08-17 05:27:04 EDT
Раз Боаз Эврон предрекает конец Израилю, хоть и не столь близкий, как многим хотелось бы, и от него за версту воняет антисионизмом, то кем он еще может быть, как не видным израильским интеллектуалом?
Элла
- at 2009-08-17 03:36:20 EDT
Все государства в мире, в том числе и Государство Израиль, появляются и исчезают. Государство Израиль тоже, конечно, исчезнет через сто, триста или пятьсот лет. Однако еврейский народ будет существовать, коль скоро существует иудейская религия, быть может, еще тысячи лет. Существование этого государства не имеет никакого значения для существования евреев… Евреи мира могут прекрасно жить без него.

А в интернете эта книжка есть? Интересно было бы поглядеть, как он это обосновывает. Я бы добавила, что и народы тоже появляются и исчезают, и утверждение о еврейском народе, который держится исключительно на религии, а государство ему не нужно, лет триста назад выглядело правдоподобно...

Судя по приведенным цитатам, автор (или, во всяком случае, цитируемые им источники) соверщенно уверен, что кто-то будет защищить его и ему подобных, давая им беспрепятственно культивировать в себе миролюбие, гуманизм и прочее моральное превосходство.

А что будет, если этот "кто-то" не захочет? Да не только с евреями, но и с прочими народами западной цивилизации, поголовно впадаюшими в пацифизм и отрицание национального характера своих государств.