©"Заметки по еврейской истории"

Июль 2009 года


Иосиф Хейфец

Хронология становления и развития идиш-литературы

Огромный пласт ашкеназской культурной жизни сформировался в Европе начиная с XV столетия. Ее базой стал язык идиш, первые следы которого прослеживаются с Х столетия, на небольшой территории в месте впадения реки Майн в реку Рейн. Впоследствии за счет расширения территории, на которой проживали ашкеназы, он обогатился местными диалектами и представлял собой сплав средненемецких диалектов (70-75 %) с древнееврейским и арамейским, (около 15-20 %), а также романских и славянских языков (в диалектах достигает 15 %), что придало языку оригинальную, удивительную напевность и красоту, которой сполна воспользовались поэты, писатели, драматурги и актеры, творцы уникального наследия идиш-культуры в мировой истории культуры.

Но к этому времени в Западной Европе отмечался медленный, но почти неуклонный упадок идиш. Это объяснялось процессом эмансипации и широким включением евреев в общественную жизнь западных территорий. Смещение центра развития языка в Восточную Европу привело к тому, что примерно к 1820 году сформировались новые наречия, основанные на восточном идиш.

Конец XIX и начало ХХ столетия отмечены апогеем развития идиш литературы и идиш-культуры в целом. Этой тенденции не могло противостоять стремление сионистских лидеров вырваться из штетла и возродить древний язык народа для объединения всех диаспор мира. Пренебрежение к языку народных масс обедняло сионизм и отдаляло от простого народа.

К началу ХХ столетия идиш был языком около 11 млн. евреев в мире. В канун Второй мировой войны из 16-ти миллионов евреев мира 12 миллионов говорили на идиш, в том числе, более 7 миллионов – в Европе и более 3,2 миллиона – в Северной и Южной Америке.

Революция в России явилась своеобразным возрождением еврейского самосознания и еврейской культуры. В 1920 годы открывались еврейские школы. Создавались ВУЗы для подготовки преподавателей. Отделения по изучению языка были в партшколах и при университетах (с 1922 года в Белорусском и с 1926 года – во втором МГУ). Весьма существенную роль в этом сыграла Евсекция.

Опыт этого периода развития идиш-культуры свидетельствовал о том, что процесс эмансипации не уводил массы от родного языка.

Но в середине 1930 годов на политическую арену взошли фашисты и последовавший за ними сталинизм. В пламени Холокоста, вместе с шестью миллионами евреев, погибала европейская еврейская культура. А на территории СССР в антисемитском угаре догорали последние очаги еврейской культуры. Центр развития идиш-культуры переместился в США, Австралию и в Южную Америку.

Создание государства Израиль, к сожалению, не привнесло сколько-нибудь существенного прогресса в поддержку и возрождение языка, определившего культурное наследие ашкеназского еврейства. Сегодня идиш изучают в некоторых школах и университетах Израиля, США, Великобритании, Южной Америки, Италии, Германии. С недавних пор к ним присоединились Россия и Украина. Но нужно быть до конца искренним и признаться, что, если не произойдет чудо, мы может, станем свидетелями конца этого этапа в культурной истории европейских евреев.

Именно поэтому, работая над разделом идиш-культура «Тематической еврейской энциклопедии», автор надеялся, по мере возможности, восстановить хронологическую цепочку наиболее известных представителей идиш-культуры, дополнив ее некоторыми архивными материалами и фотографиями, сохраненными их потомками в различных уголках мира.

Элиа Левита (Элияху Бахур) (1469-1549)

Грамматист, поэт и одна из первых писателей на языке идиш. Автор «Бово-Бух» (написана в 1507-1508), самой популярной рыцарской поэмы на идиш, которая «считается самой выдающейся поэтической работой в старом идише».

Гликель из Хамельна (Пинкерле)(1643-1724)

Автор мемуаров на идиш. Родилась в Гамбурге (Германия) в семье старосты еврейской общины. Единственная в своем роде художественный летописец еврейского быта ее времени и один из важных источников исследования старых форм языка идиш.

Сара Бат Товим (конец XVII – начало XVIII века)

Писатель на идиш. Родилась в Сатанов (Подолье, Украина) в семье, корни которой уходят к местному раввину Мордехаю. Автор многих рассказов и легенд. Широкую известность получила ее автобиографическая повесть «Шлоша Шеарим», написанная в конце жизни, о непростой судьбе еврейской женщины.

Исраэль Аксенфельд (1787-1866/7)

Еврейский романист и драматург. Родился в Немирове (Украина). В молодости был хасидом – последователем Нахмана из Брацлава. Автор 30 романов и пьес, проникнутых духом просветительства, сочувствием к тяжелому положению евреев в черте оседлости. Наиболее важными из его драматических произведений трагедия «Дер эрстер идише рекрут» (1862), о волнениях в гетто, связанных с уклонением богатых евреев от призыва, по указу 1827 года. Роман «Дос штернтихл» (1861) об оборотной стороне хасидизма.

Шломо (Соломон) Эттингер (1801/2-1856)

Драматург, поэт и писатель. Родился в Замостье (Польша) в семье раввинов. Автор многих песен и сказок. Мелодрама Эттингера «Серкеле» стала классикой в истории еврейского театра.

Исаак Меир Дик (Рон Роббой) (1807/14-1893)

Еврейский писатель. Родился в Вильно. Начал писать на иврите, а потом перешел на идиш. Автор около трехсот рассказов, нескольких небольших сборников еврейских народных анекдотов.

Авраам Бер Готлобер (псевдоним Махалалель, акроним Абаг) (1810-1899)

Поэт, публицист, педагог. Родился на Волыне в Староконстантинове. С 1876 года руководил ежемесячником на иврите «Ха-Бокер ор» (Львов, Варшава). Конец жизни провел в Белостоке. Выразитель их идей и чаяний максилим.

Элиэзер Цви ха-Кохен Цвейфель (1815-1888)

Еврейский писатель и публицист. Родился в Могилеве (Белоруссия) в семье хасида. Преподавал Талмуд в Житомире. Творчество писателя отличалось разнообразием жанров. Умер в доме дочери в Глухове.

Михл Гордон (1823-1890)

Еврейский поэт. Родился в Вильно. Родственник поэта Иегуда-Лейб Гордон. Вместе были активными членами кружка маскилим в Вильно. Один из первых еврейских поэтов, чьи стихи широко расходились среди читателей.

Иехуда Лейб Гордон (1831-1892)

Поэт, критик, журналист, проповедник Хаскалы. Родился в Вильно. Начал публиковаться в1857 году. Писал на иврите, идиш и русском. Убеждал евреев отходить от языка идиш и принимать больше участия в российской общественной жизни.

Моше Лейб Лилиенблюм (1843-1910)

Писатель и публицист. Родился в Кайданах (Литва). Призывал смягчить наиболее суровые предписания Галахи. Предлагал откупить Эрец-Исраэль и сосредоточить там евреев. Выступать с журнальными статьями, книгами и брошюрами

Менделе Мойхер Сфорим (1835-1917)

Писатель, основоположник новой еврейской классической литературы на иврите и идиш. Родился в местечке Копыль под Минском в семье местечкового общественника.

Эльокум Цунзер 1836-1913)

Странствующий народный певец. Родился в Вильно. В России и Америке вышло около 60 сборников его песен. Некоторые из них были переведены на русский и немецкий языки.

Ицхак Иоэль Линецкий (1839-1915)

Писатель-сатирик и поэт. Родился в Виннице в семье хасидов. Автор нескольких сатирических сборников стихов и романов «Дос полише Ингл» (Польский мальчик) и «Дос хасидише ингл» (Хасидский мальчик) (1867-1868).

 

Авраам Гольдфаден (1840-1908)

 

 

Основатель еврейского театра, драматург, писатель, журналист, поэт, издатель и театральный режиссер. Родился в 1840 году в Староконстантинове (Волынь) в семье часовщика. Печататься начал с 1862 года. В 1868 году приезжает в Одессу, знакомится с театром и пишет свое первое драматическое произведение, оперетку «Тетя Сося». В 1876 году создает первый еврейский театральный коллектив. После запрета правительства на постановку спектаклей на еврейском языке (1883), в 1887 году покидает Россию. Живет в Нью-Йорке (1887-1889), затем в Европе. В 1903 году возвращается в Нью-Йорк.

Мина Клиберг (1841-1878)

Памятник Мине Клиберг на кладбище «Мишкан Исраэль»

Еврейская поэтесса. Родилась в Германии в семье врача. Поэма «Эн лейд вом залц» получила широкое признание немецких евреев. Прибыла из Германии в Соединенные Штаты в 1866 году. Ее поэзия имеет литургическую направленность. Поэтесса известна американскому еврейскому читателю за гимны, которые появились в широко распространенных еврейских молитвенниках XIX века.

 

Марк Варшавский (1848-1907)

 

 

Поэт, писавший на идиш, и композитор, автор песен в народном стиле. Родился в Одессе. В 1900 году вышел сборник «Идише фолкслидер» («Еврейские народные песни»). Многие песни Варшавского пользовались большой популярностью и исполнялись как народные («Ойфн припичек», «Алеф-бейс», «Дос лид фун бройт» и другие).

Ехезкель Котик (1847-1921)

Основатель новой эры в литературе на идиш (биографии и описание штетл черты оседлости). Родился в Каменец-Литовский. Еврейский писатель. Автор «Майне зихронес» (Мои воспоминания).

Шомер (Нохем-Меир Шайк) (1850-1917)

Еврейский романист и драматург. Родился в местечке Несвиж, Минской губернии. Работал с труппами А. Гольдфадена и И. Лернера. Создал театр в Кишиневе. С 1889 года жил и работал в США.

Ицхак Лейбуш Перец (1852-1915)

Один из основателей современной литературы на идиш. Родился в Замостье (Польша). В 1888 году в ежегоднике Шолом-Алейхема «Ди идише фолксбиблиотек» появилось его первое печатное произведение на идиш. Пишет рассказы, стихи, критические и научно-популярные очерки. Наряду с Менделе Мохер Сфоримом и Шолом-Алейхемом, становится виднейшим писателем на идиш.

Мордехай бен Хиллел ХаКоэн (Маркус Каган) (1856-1936)

Писатель и сионистский деятель, писавший на иврите, идиш и русском языках. Родился в Могилеве (Белоруссия). Публиковался в «Ха-Мелиц» и в «Ха-Маггид». В 1907 году переселился в Эрец-Исраэль. Был одним из основателей Тель-Авива, играл активную роль в экономической и культурной жизни еврейского ишува.

Яков Гордин (1853-1909)

Публицист и драматург, реформатор еврейского театра. Родился в Миргороде (Украина). Основал «Духовно-библейское братство» с целью радикально реформировать жизнь евреев (1880). С 1890 года жил в США.

Яаков Ромбро (1858-1922)

Писатель, публицист, переводчик, журналист и литературовед. Родился, по разным данным, в Журпанах (Виленская губ.) или в Ходаки (Подольская губ.). С 1890 года жил в Америке. Похоронен рядом с Шолом-Алейхемом на кладбище Маунт Кармель (Бруклин).

Мориц Винчевский (Липе Бенцион Новахович) (1856-1932)

Еврейский писатель, положивший начало радикально-социалистической литературе на идиш. Родился в местечке Янов (Ковенская губерния). С 1879 года жил в Лондоне, а с 1894 – в Нью-Йорке.

Цви Гирш Маслянский (1856-1943)

Общественный деятель еврейской общины, сионист, публицист и журналист. Родился, по-видимому, в Пинске, откуда переехал в Екатеринослав, где основал «Ховевей Сион». Продолжал свою деятельность в Румынии, Германии и в Англии.

Яков Динезон (1856-1919)

 

Еврейский писатель, автор первых в литературе на идиш сентиментальных дидактических романов. Родился вблизи Ковно. Широко известные романы «Бе-овейн овес» («За грех отцов», 1876), «Эвен негеф» («Камень преткновения») и «Гершеле» (1891), повесть «Иоселе» (1899), рассказы для детей. Перевел на идиш «Историю евреев» Греца. С 1910 года полностью посвятил себя обустройству еврейских детских домов и школ.

Якнегоз (Иешуе-Нисан ха-коэн Гольдберг) (1857-1927)

Еврейский литератор, писавший на иврите и идиш. Родился в местечке Могильно на Немане (Минская губерния). На идиш его дебют состоялся в «Еврейской народной газете». Не мог определить отношение к постреволюционным изменениям в жизни еврейского местечка. Автор около 500 рассказов и новелл, в том числе 250 – на идиш.

Давид Фришман (1859-1922)

Еврейский писатель, критик и переводчик. Писал на иврите и идиш. Родился в Згреж, вблизи Лодзи (Польша). Первые публикации появились в «Ха-Шахар» (1875). Путешествовал по Европе (в том числе России (Одесса, Петербург). В 1921 году переехал в Берлин, где провел остаток жизни, посвятив его переводам и новым статьям о еврейской и мировой литературе.

 

Шолом-Алейхем (Шалом Нахумович Рабинович) (1859 -1916)

 

Еврейский писатель, писавший на иврите, идиш и на русском языках. Родился в городе Переяслав (Украина). Первыми произведениями на идиш были повесть «Два камня» и рассказ «Выборы» (оба 1883). Созданный им ежегодник «Ди идише фолксбиблиотек» (1888-1889) объединил многих писателей и сыграл заметную роль в истории новой еврейской литературы. Выступает с чтением своих произведений на нелегальных и полулегальных сходках интеллигенции и молодёжи в Польше, Литве, Латвии. Первая мировая война застала писателя в Германии. Он был интернирован и в декабре 1914 года приехал в Нью-Йорк, где прожил до смерти.

Йехошуа-Хоне Равницкий (1859 - 1944)

Идиш-ивритский писатель, критик и журналист. Родился в Одессе. В 1887 году стал одним из авторов сборника «Дер идишер векер». Откликался на все важные события в еврейской литературе конца 1880 годов. Горячий сторонник языка идиш, много лет собирал еврейские шутки. Издал 4-томное собрание сказаний, притч и изречений Талмуда.

Семен Григорьевич (Шимон Шмуэль) Фруг (1860-1916)

Еврейский поэт и публицист, писавший на русском, идиш и иврите. Родился в еврейской земледельческой колонии Бобровый Кут (Херсонская губерния). В 1882 году был объявлен национальным еврейским поэтом. С середины 1880 годов много пишет на идиш. Нужда, беды и болезни сопровождали поэта всю жизнь. На жизнь зарабатывал чтением стихов.

Мордехай Спектор (1858-1925)

Еврейский писатель, журналист и редактор. Родился в Умане (Киевская губ.) в традиционной хасидской семье. Активно занимался еврейской фольклористикой, писал для детей; был одним из первых писателей на идиш, живших литературным трудом.

Авраам (Эйб) Каган (1860-1951)

Журналист, писатель и деятель еврейского социалистического движения США. Родился в Пабраде под Вильно. Издатель «Ди найе цайт» (1886), «Арбейтер цайтунг» (1891-96),журнал «Цукунфт» (1894-97). Автор романа «Возвышение Давида Левинского» (1917).

Морис Розенфельд (1861-1923)

Еврейский поэт. Родился в Бокше (Литва) в семье портного. С 1886 года жил в США. Его творчество оказало огромное влияние на М. Винчевского, И. Бовшовера, Д. Эдельштадта и других поэтов. Похоронен рядом с Шолом-Алейхемом и Я. Ромбро на кладбище Маунт Кармель (Бруклин).

Реувен Брайнин (1862-1939)

Еврейский писатель и литературовед. Родился в Ляды (Белоруссия). С 1909 года жил в США. Один из тех, кто поддержал идею создания в Биробиджане еврейской автономии. Три тома его избранных произведений («Ктавим нивхарим», 1922-40) дают полное представление о нем как о критике, публицисте, авторе коротких набросков и новелл

Семен Акимович Ан-ский. (Шлойме-Зейнвил Аронович Раппопорт) (1863-1920)

 

Писатель и общественный деятель. Родился в Чашники (Витебская губерния). Собирал фольклорные материалы, послужившие базой его знаменитой пьесы «Диббук». Собрание его сочинений на идиш в 15 томах вышло в свет посмертно (1920-25).

Моше Кац (1864-1941)

Один из активистов еврейского анархизма в США, литератор, публицист, переводчик. Родился в Могилёве (Белоруссия). В 1988 году уехал в Америку. Член редколлегии анархистской газеты на идиш – «Ди Варħайт» (1889). Сотрудничал с еврейским театром.

Хаим Житловский (1865-1943)

Публицист, теоретик социалистического автономизма и убежденный идишист и антисионист. Родился в Ушачи (Витебская губ.) в семье просвещенного и религиозного купца. Обогатил научно-философскую лексику языка идиш.

Давид Эдельштадт (1866-1892)

Еврейский поэт и публицист, анархист и один из зачинателей «пролетарской поэзии». Родился в Калуге (Россия) в семье городового. В 1882 году поселился в Нью-Йорке и много публиковался в анархистской прессе на идиш. Автор более 50-ти публицистических статей.

Залман Рейзен (1867/87-1939/41)

Еврейский журналист, лингвист, историк литературы и педагог, писавший на идиш. Родился в Койданово (Минская губерния). После оккупации КА, выслан в Сибирь, где его следы потерялись. Автор «Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие».

Нахман Сиркин (1868-1924)

Еврейский общественный и политический деятель, публицист, писавший на идиш. Родился в Белоруссии. Пытался совместить сионизм с социализмом. Основатель российско-еврейского Научного Общества. С 1907 года жил в США.

Авраам Михл Шарканский (1869-1907)

Еврейский поэт и драматург, писавший на идиш. Родился в Ковно (по информации родственников, родился в Любово, недалеко от Калвария, в Литве) в семье Берла Шуллера. В американских архивах сохранились некоторые его стихи и поэма.

Гершон Бейдер (1868-1953)

 

Яаков Маринов (1869-1964)

 

Мирон (Меир) Давидович Рывкин(1869-1915)

Еврейский прозаик и публицист, писавший на русском и идиш. Родился в Витебске (Белоруссия). Получив право жительства в Петербурге, преподавал в еврейском училище. Принял идеи сионизма и отстаивал их от нападок в общероссийской прессе. В 1912-1913 годах было опубликовано его самое значительное художественное произведение – исторический роман «Дер велижер блут-билбл» («Велижский кровавый навет»; переведен на иврит в 1933).

Бенцион Фрадкин  (1870-1938)

Поэт, драматург и переводчик, писавший на иврите и на идиш. Родился в местечке Воронеж (Черниговская губерния). Жил в Конотопе, где шли его пьесы на идиш. В1938 году был арестован, обвинен в участии в сионистской террористической деятельности и расстрелян.

Алтер Друянов (Авраам Абба Ашер) (1870-1938)

Литератор, сионист и фольклорист. Родился в Друя (Виленская губерния). Выехал в Палестину в 1906, но в 1909 - вернулся в Россию. С 1921 года жил в Эрец-Исраэль. Составитель сборника «Ктавим ле-толдот Хиббат Цион ве-ишув Эрец-Исраэль» (история заселения Палестины).

Хайман Эхрлих (1870-1943)

 

Эстер Рахмель (1870-1925)

 

Хъюмен Польски (1871-1944)

 

Хиллел Цейтлин (1871-1942)

Религиозный писатель, философ и журналист. Родился в местечке Корма (Могилевская губерния) в хасидской семье. Последователь учения рабби Нахмана из Брацлава. Был убит на пути в лагерь уничтожения Треблинка (шел в таллите и с тфиллин).

Исраэль Иосеф Зевин (ТАШРАК) (1872-1926)

Автор «Меанар ун фройн: трагедис ун комедис фон фамилис Левин фон Исраел». NY.1910

Иехоаш (Иехоаш Шломо Блюмгартен) (1872-1927)

Поэт и переводчик Библии на идиш. Родился в Вержболово (Вирбалис, Литва). Автор поэтических переложения библейских и послебиблейских легенд, сказаний, средневековых еврейских хроник, хасидских рассказов.

Авраам Лесин (Валт) (1872-1938)

Поэт и публицист. Родился в Минске. С 1897 года жил в США. Социалист, критик ассимиляции. Призывал к сохранению «еврейского духа» в еврейском социалистическом движении. Считал сионистские идеи несбыточными. С 1913 года бессменный редактор «Цукунфт».

Ц. Либин (Исраэль Гуровиц) (1872-1955)

Американской еврейской беллетрист, писавший на идиш. Родился в России. Автор еврейского гетто. Его муза рождена в темной, пропитанной потом, атмосфере Нью-Йорка с унылым талантом пустынника.

Леон Кобрин (1872-1946)

Еврейский драматург и беллетрист. Родился в Витебске. В 1892 году эмигрировал в США. Основой его произведений стали социальные и семейные конфликты в жизни еврейства России и США.

Давид Пинский (1872-1959)

Писатель, драматург. Родился в Могилеве (Белоруссия). С 1899 года жил в Нью-Йорке. Тут создал большинство своих драм: «Ди мутер» («Мать», 1901), «Глик фаргесене» («Счастьем забытые», 1904), «Енкль дер шмид» «Энкель-кузнец»), «Дер эйбикер ид» («Вечный жид») и др. Автор исследования «Ди идише драме», по истории еврейского театра.

Яанкев Адлер (1872-1974)

Американо-еврейский писатель.

Иосиф Бовшовер (1873-1916)

Еврейский поэт. Родился в Любавичи (Могилевская губерния.). Иммигрировал в США в 1891 году. Автор сборников «Поэтические произведения» (1903), «Песни и стихи» (1907), «Картины и думы (1907), «Собрание сочинений» (1911), «Избранные стихи» (1918) и другие.

Баал-Махшовес (Исраэль-Исидор Эльяшев) (1873-1924)

Еврейский литературный критик. Родился в Ковно. Работал врачом в Ковно, Риге, Вильно и Варшаве, не бросая литературную деятельность. Превратил критику на идиш в самостоятельный литературный жанр.

Исраэль (Сергей Лазаревич) Цинберг (1873-1939)

Историк еврейской литературы, публицист. Родился в селе Казачок (Волынская губерния) в хасидской семье. После окончания университета вошел в круг русско-еврейской интеллигенции, сосредоточившейся вокруг «Общества для распространения просвещения между евреями в России» (ОПЕ) и журнала «Восход», читал лекции о еврейской литературе на курсах востоковедения, в Еврейском литературном обществе и в др. Был избран заместителем председателя «Еврейского историко-этнографического общества». В декабре 1938 года был арестован. Умер в пересыльном лагере (Владивосток).

Хаим-Нахман Бялик (1873-1934)

Великий еврейский поэт и мыслитель. Родился в местечке Рады на Волыни. Писал на идиш и на иврите. В 1924 году приехал в Палестину и его дом в Тель-Авиве стал центром литературной жизни возрождающегося Израиля.

Гирш-Довид Номберг (1874/6-1927)

Еврейский писатель, журналист и политик. Родился в Мщонов под Варшавой в богатой хасидской семье. В 1908 году на Черновицкой конференции по языку идиш, добился принятия резолюции, объявившей идиш одним из национальных еврейских языков.

Я.С. Ляховицкий (1874-1937)

 

Хирш Волофский (1874-1949)

 

Бен Фдир (1875-1942)

 

 

Цивион (Бен-Цви Хофман) (1874-1954)

 

Писатель, писавший на идиш

Моше Литваков (1875 – 1938/39)

Публицист и литературный критик на идиш, коммунист. Родился в Черкассах (Украина) в семье меламеда. Член Евсекции. Был одним из инициаторов кампании, против Л. Квитко. Арестован в 1937 году и убит в тюрьме.

Йоэль Энтин (1975-1959)

Литератор, драматург и педагог родился в белорусском местечке Погост. Уехал в Америку в 1892 году Основатель, преподаватель и руководитель еврейского учительского семинара. Автор учебников и хрестоматий для еврейских школ Америки

Авром Рейзен (1876-1953)

Еврейский новеллист, поэт и журналист, писавший на идиш. Родился в Койданово (Минская губерния). Переехал в США в 1914 году. С 1924 года работал в газете коммунистов «Фрайхайт». Собрание его сочинений насчитывало 24 тома

Фальк Хейльперин (1876-1945)

 

Дов-Бер Слуцкий (1877-1955)

Еврейский писатель, журналист и филолог, писавший на иврите и идиш. Родился в Городище (Киевская губерния). Дебютировал в литературе в 1903 году в альманахе «Луах Ахиасаф» (Варшава). После революции работал в ежедневной газете «Ди найе цайт» (Киев) и в ряде других советских изданий. С 1930 года, – в Институте еврейской пролетарской культуры (Киев). После войны поселился в Биробиджане. В августе 1949 года был арестован и обвинен в шпионаже. Приговорен к 10-летнему заключению. Умер в тюрьме Александровский централ под Иркутском.

Калман Мармор (1879-1956)

Писатель, критик, редактор американских газет на идиш в Америке, педагог, политик. Родился в Литве. Член партии американских социалистов (1919) и коммунистов (1924). Автор известного двухтомника "Майн лебен Гешихте". В 1933-1936 годах преподавал в Киеве еврейскую пролетарскую культуру.

Залман (Давид) Вендров (Вендровский) (1877-1971)

Еврейский писатель, писавший на идиш. Родился в Слуцке (Белоруссия). С 1915 году жил в Москве. Работал в еврейских организациях. 8 лет был в заключении. Сотрудничал в журнале «Советиш Геймланд». После Шестидневной войны подписал антиизраильскую декларацию советских еврейских писателей

Михаел Синай Ха-Коэн (1877-1958)

Мордехай Гебертиг (Биртиг) (1877-1942)

Поэт-песенник, пишущий на идиш. Родился в Кракове (Польша). Песня «Сбрент, бридерлех, сбрент...» («Горит, братцы, горит...») во время войны исполнялась в память погибших евреев. Погиб с семьей в концентрационном лагере Белжец.

Нохем Штиф («Бааль-Димон») (1878-1933)

Писатель, лингвист и общественный деятель. Родился в Ровно на Волыни. Один из выдающихся исследователей языка идиш. Руководил кафедрой еврейской культуры при АН Украины. Автор капитального труда «!Еврейская стилистика». Руководил кафедрой еврейской культуры при АН Украины. Автор капитального труда «Еврейская стилистика».

 

Аарон Бродский (1878-1925)


Иехескель Вортсман (1878-1938)

 

 

 

(продолжение следует)

 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 5079




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer11/Kheyfets1.php - to PDF file

Комментарии:

Буквоед
- at 2009-07-10 09:22:17 EDT
Замечание по Аврааму Гольдфадену. В статье говорится так: "В 1876 году создает первый еврейский театральный коллектив. После запрета правительства на постановку спектаклей на еврейском языке (1883), в 1887 году покидает Россию. Живет в Нью-Йорке (1887-1889), затем в Европе. В 1903 году возвращается в Нью-Йорк." Это несколько расплывчато, т.к. создает впечатление о том, что театр был создан в России, что не так. Первый в мире еврейский театр был создан Гольдфаденом в Яссах (Румыния) в 1876 году, в Россию же он приехал на гастроли.

Флят Л.
Исроэл - at 2009-07-07 01:31:30 EDT
Автор поднимает тему, не часто затрагиваемую в ЗАМЕТКАХ. "Перелопачена" уйма материалов и, как видно читателю, составлен объемный список деятелей литературы на идиш. Два замечания, лежащие на поверхности, по поводу приводимых дат.
1. Залман Рейзин, младший брат литератора Авраама Рейзина, поэтому в хронологическом списке он должен располагаться после своего знаменитого брата.
2. Литваков Моисей был арестован в 1937 г. Его фамилия фигурирует в расстрельных списках, утвержденных Сталиным со товарищи в начале декабря 1937 г. и вскоре был казнен. Смерть М.И. Литвакова датируется в некоторых источниках 1939-м годом, вероятно, по фальшивому свидетельству, выданному после его реабилитации.
С интересом буду ждать продолжения публикации. л.Ф.

Инна
- at 2009-07-06 10:58:46 EDT
Спасибо. Ваш список расширил мои представления об идишистской культуре. Были писатели - значит, были и читатели.