©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь 2008 года

Ефим Макаровский


Собибор

Это был самый блистательный и яркий период в его жизни, ради которого он появился на свет. Ему по плечу бы командовать римскими легионами на Каталуанских полях или вести в бой орду Аттилы, а судьба отбросила его в Собибор. Он прибыл в лагерь транспортом из Минска 23 сентября 1943 года. Как обычно, почти все узники были отправлены в газовые камеры, кроме восьмидесяти человек, оставленных для тяжёлых строительных работ в четвёртой зоне, среди которых и находился военнопленный офицер Красной Армии Александр Аронович Печерский.

Лагерь был окружён двойным, а в некоторых местах тройным рядом заграждений из колючей проволоки, а между ними в некоторых местах уникальные минные поля. Внутри лагерь был разделён на четыре зоны. В первой зоне бараки для узников, домики для офицеров СС и казармы для охраны. Там же располагались мастерские для портных, сапожников, столяров и механиков. Во второй зоне склады сбора и сортировки одежды и ценностей прибывших в лагерь узников. В третьей, наиболее изолированной и строго охраняемой, находились газовые камеры и крематории. Здесь же жила зондеркоманда, изолированная от других евреев. В середине сентября 1943 года зондеркоманда пробивала туннель для побега. Немцы узнали об этом до того, как туннель был закончен, и вся команда была расстреляна. В четвёртой зоне, у здания старого костёла, хранили штабеля дров для топки крематориев, там же находилась дополнительная площадка для расстрела узников.

Подпольное движение в лагере уже существовало до того, как прибыл транспорт из Минска, но не было энергичного руководства. Одним из лидеров, возглавивших польских евреев, был бывший чиновник Юденрата Леон Фельдхендлер. Датских евреев возглавил участник гражданской войны в Испании бывший морской офицер Джозеф Дейкобс. По наивности он связался с украинцами, которые его предали. Немцы пытали Джозефа, но он не сломился. Его расстреляли вместе с семьюдесятью другими “датчанами”, но группа Фельдхендлера не была открыта.

Организованные, дисциплинированные, закалённые в боях советские военнопленные выдвинули своего лидера: хладнокровного и крутого “Сашу” Печерского. Печерский и его люди быстро разработали план восстания. Они также принесли весть о том, что немцы потерпели серьёзное поражение на Восточном фронте, и это подняло мораль других евреев и вселило в них надежду на спасение.

Однако “Саша” был реалист и понимал, что, хотя немцы и потерпели серьёзное поражение, но Красная Армия находится ещё за сотни километров от лагеря, и узники не могут рассчитывать на местных партизан или доверять украинцам. Он говорил: “Никто нам не поможет. Мы, евреи, должны рассчитывать только на самих себя”.

Восстание было назначено на 14 октября под вечер. Так как в середине октября сумерки наступают рано, то Печерский надеялся, что под покровом темноты узники сумеют укрыться в близлежащем лесу. Было решено бежать через главные ворота, чтобы избежать прорываться через минные поля.

Для осуществления своего плана Печерский и Фельдхендлер вовлекли в заговор двух капо: Чепика и Бжецкого. С их содействием рассчитывали повысить безопасность передвижения по лагерю. Дело в том, что узники без сопровождения капо не имели права переходить из зоны в зону. Капо Чепик контролировал путцеров-подростков, и Печерский использовал их как связистов.

14 октября выдался особенно удачным днём для восстания. В этот день коменданта лагеря оберштурмфюрера Франца Райхлейтера и его заместителя не было в лагере. Свободные от служебных обязанностей охранники ушли на Буг купаться. Узники готовились к бою.

Согласно плану, боевики должны были занять позиции в первой и второй зоне к 3-ем часам пополудни. Фельдхендлер должен был контролировать события во второй зоне, а Печерский в первой. Третья зона и зондеркоманда не были включены в план. Капо должен был помочь боевикам под видом рабочих бригад переходить из зоны в зону, а подростки – обеспечить связь и заманить эсэсовцев в засаду. Их должны были приглашать индивидуально по делу в различные цеха и мастерские и без шума ликвидировать между 3:30 и 4:30 дня. После того, как эсэсовцы будут ликвидированы, электрики должны были перерезать телефонные провода и отключить электричество, а группа боевиков – захватить арсенал с оружием. Затем в пять часов, должен был последовать сигнал обычной лагерной проверки, и узники, построенные в колонну, должны были штурмом взять главные ворота и скрыться в лесу.

Казалось, всё обещало благополучный исход восстания. Как вдруг около двух часов дня в первой зоне появился эсэсовец Вальтер Рыба и приказал, чтобы капо Бжецкий взял трёх человек и следовал за ним. Это угрожало срывом всего плана восстания, потому что Бжецкий должен был в три часа дня провести группу боевиков во вторую зону. К тому же на этот раз Рыба был вооружён автоматом, в то время как обычно эсэсовцы имели при себе только пистолет.

Печерский и его товарищи тут же заподозрили, что кто-то выдал план восстания. Однако через час капо Чепик известил, что эсэсовец взял Бжецкого, чтобы он и его люди пели в хоре для офицеров. Рыба взял автомат, потому что он был один, без украинской охраны. Успокоенный этим, Печерский приказал Чепику провести боевиков Бжецкого во вторую зону.

Эта команда ликвидировала первого эсэсовца унтершарфюрера Йозефа Вульфа. Он был приглашён в пошивочную мастерскую примерить мундир. Ничего не подозревая, он позволил узникам помочь ему с примеркой. В это время командир отряда Борис Цибульский и ещё один узник вышли из укрытия и топором раскроили ему череп. Они взяли у него пистолет, спрятали труп, вытерли кровь и приготовились встретить следующего хищника. Им должен был быть шарфюрер Бекман. Дойдя до дверей мастерской, он остановился у порога, постоял и пошёл к себе в офис.

Фельдхендлер послал связного к Печерскому с докладом об убийстве Вульфа и о том, что Бекман избежал смерти. Печерский был очень доволен новостями. Он послал мальчика с поздравлениями Фельдхендлеру и приказал уничтожить Бекмана.

Фельдхендлер послал капо Чепика и ещё двух боевиков к Бекману в офис. Ничего не подозревая, Бекман впустил Чепика в свой офис. Через несколько минут он был уже мёртв. Вальтера Рыбу по собственной инициативе уничтожил работавший в гараже узник. О тех пятерых эсэсовцах, которые один за другим заходили в первую зону, позаботился “Сашко” Печерский.

К вечеру двенадцать немецких офицеров были уже мертвы. В живых оставался только обершарфюрер Карл Френцель, но не было времени его искать. Было уже около пяти: время для финального сигнала к побегу. Колонна узников, как обычно с песней, чтобы не вызвать подозрения у украинской охраны на вышках, двинулась к воротам. Внезапно раздались выстрелы. Это украинцы, возвращаясь из увольнения, обнаружили мёртвого эсэсовца.

Время истекало. Сейчас или никогда. “Вперёд!” – воскликнул лейтенант Печерский, и узники бросились к воротам. И в этот момент, как злой демон, на их пути встал Карл Френцель. Его автоматные очереди косили один ряд за другим. Крича и рыдая, люди бросились в сторону заграждений из колючей проволоки и, рубя её топорами и мотыгами и покрывая своими телами минные поля, давали возможность своим товарищам бежать на свободу, чтобы они могли быть свидетелями того, что происходило в концентрационных лагерях, как боролись и умирали узники этих лагерей.

Саше Печерскому повезло: он со своей группой проскочил через минное поле. Им удалось переправиться через Буг и влиться в партизанский отряд. В отряде Саша был подрывником. Затем были фильтрационные лагеря, и Саша должен был в штрафном батальоне смыть кровью “позор плена”. Он был тяжело ранен и в звании капитана демобилизован из рядов Красной Армии. Как еврея и бывшего военнопленного, его в течение пяти лет, при жизни Сталина, не принимали на работу. Он жил на иждивении своей жены. И всё-таки был у него ещё один счастливейший и яркий момент в жизни. Это было тогда, когда он в 1963 году выступал свидетелем обвинения на процессе одиннадцати вахманов (охранников лагеря) из Собибора. В Соединённых Штатах о нём был снят фильм, но на просмотр фильма его не пустили выехать из страны. Скончался он в 1990 году в возрасте 81-го года. Сейчас Россия гордится подвигом своего героя. Его именем названа одна из улиц его родного города Ростова-на-Дону.

 
E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 7305




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer11/Makarovsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Aschkusa - Сергею из Рязани
- at 2010-02-03 18:39:40 EDT
Пожалуйста, опубликуйте интервью с живущим героем этого незабываемого восстания, срочно снимите фильм - пока человек жив!!!
Сергей
Рязань, Россия - at 2010-02-03 18:14:09 EDT
Один из сбежавших русский живёт в г.Рязани.
ЛЕВА
РИГА, ЛАТВИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА - at 2009-06-25 15:28:55 EDT
ОТ вопнения забыл написать самое главное ,СТАТЬЯ о героизме народа написана очень хорошо.Всвое время довелось видеть фильм про этот лагерь.Мне очень трудно про это говорить.ТОЛЬКО такие статьи могут поднять дух игордрсть за НАШ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД... .
ЛЕВА
РИГА, ЛАТВИЯ - at 2009-06-25 15:13:33 EDT
БЕЗ содрагания невозможно читать этот материал.ПРЕКЛОНЯЮСЬ перед жертвами геноцида.Очень рад что зашел на ваш саит. Теперь я могу получить больше информации судьбе своего НАРОДА.ВСЕ мои родственники были расстрелены в начале войны айсаргами и шуцманами.Все мои родственники до войны прохивали в ГОРОДЕ ЛИБАВА бывшая латвийская ССР.А фамилия БЛУМБЕРГИ мнонодетная семья.ЕСЛИ вам не трудно напишите мне об этой семье на ВАШЕМ сайте .ВЗАРАНИЕ благодарен.
Иванюк
Москва, Россия - at 2009-03-04 09:43:25 EDT
Полностью присоединяюсь к предыдущему комментатору. Более того, в Москве в 2008 г. вышла книга Собибор, вероятнее всего оттуда и компилировали...
Флят Л.
Исроэл - at 2009-02-13 10:18:52 EDT
Публикация Е. Макаровского производит странное впечатление. Совершенно не понятно, то ли это сообщение первооткрывателя, то ли компиляция. По крайней мере, автор предпочитает не утруждать себя ссылками на источники. Не заинтересовало это и редакцию "Заметок". А жаль! "Собибориада" ведь имеет многолетнюю историю. Еще в 1946 г. А. Печерский издал на идиш (в обработке Нояха Лурье) первую на эту тему повесть. Активно разрабатывал эту тему, общавшийся с А. Печерским, еврейский писатель Мише Лев. Кстати, пару лет тому назад вышла его книга "СОБИБОР" в переводе с идиш на английский. С уважением, Л.Ф.