©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь 2008 года

Вера Зубарева


Трактат об ангелах

ОБ АНГЕЛАХ,

ТВОРЕНИЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНО ПОСЛУШНЫХ

И УКОСНИТЕЛЬНО НЕПОСЛУШНЫХ,

ИХ МЕСТЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ,

ОБ ИХ СТРОЕ И ОБРАЗЕ МЫШЛЕНИЯ,

О ПРОБЛЕМЕ ИХ РАЗМНОЖЕНИЯ

И ЗАСЕЛЕНИИ НЕБЕС

ПУТЕМ СОЗДАНИЯ

ИСКУССТВЕННОГО АНГЕЛЬСКОГО

ИНТЕЛЛЕКТА

ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ,

И О ЧЕЛОВЕКЕ:

КАК ЕМУ УДАЛОСЬ, НЕ ОТВЕДАВ

С ДРЕВА ЖИЗНИ,

ОБРЕСТИ БЕССМЕРТИЕ,

ИБО ОН БЫЛ НАДЕЛЕН ТВОРЧЕСКИМИ

СПОСОБНОСТЯМИ,

ТРАКТАТ

НА СОИСКАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ СТЕПЕНИ

В КАКОЙ-НИБУДЬ ОБЛАСТИ,

написанный одним скромным учеником,

пожелавшим не указывать своего имени

 

 ЧАСТЬ I:

АНГЕЛЫ КАК ПЕРВАЯ НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА БОГА СОЗДАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ

 

 

 1 АНГЕЛЫ И ЛЮДИ: ИЗВЕЧНЫЙ КОНФЛИКТ

Используя как лекало Зодиак,

Вывернутый звездами наружу,

Ангелы выкроили небо так,

Чтобы можно было сшить из него душу.

Ангелы не знают никаких забав

И полностью лишены фантазии,

В чем сразу же убеждаешься, попав

В их отлаженное однообразие.

Это портные, отрезающие грехи

Лежащим в примерочной их солярия.

С их легкой руки

Попадаешь в рай

            собственного левого полушария.

Ангелы не понимают движущей силы страстей.

Человеческие эмоции для них – атавизмы.

Попасть к ним –

Все равно, что оказаться в нищете

После расточительной жизни.

2 АНГЕЛЫ И ВОПРОС РОЖДАЕМОСТИ

Ангел – житель небесных пустот,

Куда не заносит нас жизненный опыт.

Из всех созданий он именно тот,

Чей приход прославляют, но не торопят.

Неизвестно еще, что происходит там,

Где тебя перекраивают по ангельским меркам.

Должно быть, ходишь за собственной душой по пятам,

Разрываемый между «низом» и «верхом».

Тогда-то и понимаешь, что, возможно, грех,

От которого тебя пытаются избавить,

И есть то, что выделяет одного из всех,

Как всплеск, будоражащий заводь.

А ангелов все равно никто до конца не разберет:

Как у них получается без наслаждения и муки

Воспроизводить свой ангельский род,

При помощи какой механической штуки?..

3 АНГЕЛ И БОГ: НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Ангел никогда не станет Богом,

Потому что ему не хватает таланта.

Но Бог защитил себя во многом,

Сделав своим посредником крылатого мутанта:

В ангеле ровно столько же амбиций

(Как свидетельствует история Царства Божьего),

Сколько в родственной ему птице,

Не летающей выше положенного.

Ангел ценится за исполнительские способности

И неумение переступать запреты.

Он сплошь состоит из совести,

А угрызения выпадают на человеческие субъекты.

Ангел поначалу кажется резче,

Чем на картинах, где его мягкость завысили.

У ангела очень развиты плечи,

И он движется со скоростью посмертной мысли

4 ПАДШИЙ АНГЕЛ И ВОПРОС ЧИСТОКРОВНОСТИ

Вот уже летают первые мухи.

Куски солнца плавают в мокрой траве.

В мае ангелы, которые гнездились на юге,

Появляются, как грешные мысли в нашей голове.

Ангелы играют роль ингибиторов

В реактивной человеческой среде.

Они служат примером в период выборов,

Поскольку их не застукивали ни с кем и нигде.

Однако их поведение не пользуется популярностью.

Видно, Бог чего-то в них не учел.

А, кроме того, ангелы отличаются полярностью –

У них не все так, как у пчел.

В них есть какое-то неприметное искривление,

Какой-то пустяк,

Какой-то намек на падение.

Так бывает в гостях

С ребенком, старающимся не смотреть на сладости.

 

Падший ангел – это тот, кто расслабился.

 

Но в чем не продумана ангельская порода,

Это в том, что в ангелах больше, чем надо завода.

Поэтому, переступая запретные барьеры,

Ангелы забывают о чувстве меры.

 

Ангел предрасположен к тому, чтоб стать падшим,

Как к воспламенению приспособлен факел.

Но это не должно быть осознано каждым,

Кто не есть чистокровный ангел.                                      

 5 БОЖЕСТВЕННАЯ ИЕРАРХИЯ В СВЕТЕ ДАРВИНИЗМА

Одно лишь можно сказать с определенностью:

Ангел – носитель инородной структуры.

Он предшествовал своей бытовой непригодностью

Сотворению человеческой натуры.

Ангел – не то, что более правильно,

В смысле совершенства по воле случая,

Как следует из теории Дарвина,

Где последующая ветвь – это измененная предыдущая.

Если думать по этой вероломной схеме,

Получится, что Бог – от  недоразвитого ангела,

А первичным будет падшее племя,

Которое природа переписывала набело.

На самом же деле ангел это ангел –

Летательное устройство с мыслящим отсеком.

И сколько бы раз он ни поднимался и ни падал,

Ему все равно не сделаться человеком.

Человека хоть высели из Эдема,

Хоть лиши его греховной плоти,

Он всегда сохранится как недоказанная теорема,

Как сущность, развивающая себя в перевороте.

Человеку не могут дать исчерпывающего определения

Философы, имеющие достаточно навыков.

Над ним бьются целые поколения

Разных по своей предназначенности ангелов.

6 ВОПРОС О СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННОГО АНГЕЛЬСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Неспособность ангелов размножаться

Определяет их взаимоотношения с человеком.

Вся ангельская цивилизация

Работает над искусственным ангельским интеллектом.

С этой целью спроектировано чистилище,

Где душа резко теряет в весе,

Поскольку содержится на духовной пище

И фильтруется в качестве неочищенной смеси.

То, что, в конце – концов, остается,

Эта дистиллированная субстанция,

Движется в рай, где много солнца,

Чтоб как следует настояться.

Ангелы уже много чего открыли,

Чтоб приспособить душу для своих стратегий.

Но к ней не приживаются консервированные крылья,

И она совершает побеги.

7 АНГЕЛЫ: ДВЕ КРАЙНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Падший ангел проявляет интерес к индивидуальности –

Ему ценен глаз, пока тот не вытек.

Он достигает высот в своей низкой специальности,

И ему может позавидовать любой психоаналитик.

Он знает, что страсть – это неутоленное любопытство,

Воображение, воспламеняющее в каждом актера,

Опухоль, которой надо развиться

До того, чтоб заклинить дыхательное горло.

Он сам пережили все эти фазы,

Сам летал, притворяясь стерильным,

Пока не пошли метастазы

По сереющим крыльям.

Но ангел лишен способности творчества.

В нем есть неразвивающаяся основа.

От того, что ему хочется или не хочется,

Он никогда не придумает нового.

Его конструкции, равно как интриги,

Суть ухищрения в рамках известного.

Человек же – это сплошные сдвиги,

Потому что он  – от Отца Небесного.

8 АНГЕЛЬСКИЕ СНОВИДЕНИЯ

Ангелам снятся одинаковые сны.

Если исследовать ангела во время анабиоза,

Он видит треугольники, у которых все стороны равны

(Что на белом – как трещины от мороза).

Ангелы обычно спят на спине,

Подкладывая крылья вместо матраца,

Чаще – поодиночке: из-за проблемы в ширине,

И потому что им запрещено смеяться.

Трудно объяснить, что для ангела сон 

Форма отдыха или исполненье приказа,

И отключается ли ангел от вверенных ему зон

Или все ж-таки бдит подопечных вполглаза.

Если же ангел всегда на посту,

То почему он не срабатывает мгновенно, как огнетушитель?

Ангел не умеет оценивать красоту

И не витает в облаках, хоть и небесный житель.

9 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ АНГЕЛОВ

Загробная жизнь – это эстетизация смерти,

Как эстетизация бесплодного времени – лото.

Даже самые  лютые черти

Лучше, чем пустое «ничто».

Так проецируется смысл существования

На бесконечность. Но отдельный индивид

Вряд ли сохраняет ясное сознание

В теченье бесконечности, почему и превращается в вид –

В человечество.

Ангелы выигрывают за счет идентичности:

Если ангел забылся на какой-нибудь век,

То по причине его невыдающейся личности

Он замещается одним из коллег.

Ангелы ведут скрытый образ жизни,

Если сравнивать их с людьми.

Об их строе можно сказать, как о коммунизме,

В который пытались загонять плетьми.

Ангел хоть и знает наизусть все правила

По вступлению в рай, хоть и вертит на пальце ключи,

Однако никто не предпочитает ни ангела,

Ни того, что в народе называют «почти».

Люди избегают прямого контакта

С ангелами на основании скрытого чутья.

Ангелу не хватает чувства такта,

И он может прервать вас на половине бытия.

10 АНГЕЛЫ И ЧУВСТВО ЭСТЕТИКИ

Луна заштопана вдоль и поперек

Темными нитками на желтом теле.

И хотя ее постоянно реставрирует Бог,

Она сдувается каждые три недели.

С точки зрения человека, отшагавшего n с половиной версты

В сторону, противоположную от Эдема,

Луна создана исключительно для красоты,

Как для доказательства – теорема.

Ангела красотой не проберешь,

У него на все есть ангельская мерка.

Он знает, при каких условиях кто плох или хорош,

И на Суде выступает в роли клерка.

Человек как таковой для ангела не значим вообще –

Ангел не понимает диалектического пафоса жизни.

По здравому ангельскому клише

Параметр диалектичности – лишний. 

Ангел потому так категорично перекраивает все на свой лад,

Что он не создал ни одного, даже плохонького, человека. 

У ангелов нет теории, а только постулат. 

Бог тоже не сразу, как следует из Ветхого Завета,

Пришел к пониманию ценности жизни вне догм,

Установленных им в качестве точки отсчета

Бытия за пределами рая. Но на то Он и Бог,

Чтоб отвергнуть впоследствии собственную идею Потопа.

Бог понял, что жизнь имеет особенный вес,

С ней нельзя расправляться, исходя из конкретных условий,

Будь то болото или кустарник, выросший наперерез,

Или создания из плоти и крови.

 

ЧАСТЬ II:

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НОВАЯ ПОПЫТКА БОГА

РАЗВИВАТЬ МНОГООБРАЗИЕ

 

 

1 АДАМ: ВТОРАЯ ПОПЫТКА БОГА СОЗДАТЬ НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ СУЩЕСТВО

Зачем Богу понадобилось высаживать Древо,

Требовать, чтоб Адам дал имя животным,

Если Адам был для вспашки и посева,

И все остальное шло как по нотам? 

Но нет, что-то Господу не давало покоя.

Он, наверное, ни за что не желал смириться,

Что по его образу и подобию вышло такое –

Покорное, глиняное, с согнутою поясницей. 

Бог дал понять Адаму, что тот – хозяин,

И с волненьем следил за его развитьем.

Тщетно! Разделив животных по названьям,

Адам остался холоден и нелюбопытен.

2 ЕВА: ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА БОГА СОЗДАТЬ НЕЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ СУЩЕСТВО

Бог понимал, что терпит фиаско.

Но Божьи намеренья не могут не сбыться!

Бог решил, что Адаму нужна серьезная встряска,

И вытащил из него под наркозом центр любопытства. 

Центр любопытства связан со щекоткой.

Больше всего щекотки – в ребрах.

Так появилась Ева с ее дугообразной походкой

И травинкой в губах припухлых и добрых.

3 КОМУ НУЖНА БЫЛА ЕВА?

Сотворение человека объясняется тем,

Что Бог стремился к многообразию,

О чем свидетельствует Эдем,

Занимавший современную Евразию. 

Идентичность ангелов давила на Творца,

И он решил кое-что переделать.

Его замысел коснулся не только лица,

Но и того, что выделило женскую прелесть. 

По мифу, Бог не хотел, чтоб Адам

Жил в одиночестве и предавался грусти.

Но Адам был всецело посвящен трудам

И понятья не имел о подобном чувстве.

Адам не знал, что он одинок,

Поскольку у него не было опыта совместной жизни,

И с женщинами, как известно, он развлекаться не мог.

В Еве нуждался не Адам, а Всевышний!

4 ЕВА КАК ИНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Ева была сделана не из того, что Адам,

Очевидно, чтоб избежать рокового повторения.

Она получилась развитой не по годам

И с отсутствием Адамова смирения. 

Ева обозначила противовес

И выбила систему из монотонности.

Ее генетический замес

Обострил в ней человеческие склонности.

Это был уже не двойник,

А новая разновидность человеческой структуры.

Создание Евы есть существенный сдвиг

В философии Господней культуры. 

Благодаря Еве изменилась окружающая среда,

Стало быстро расти население,

И Бог сбросил с себя навсегда

Бремя сотворения.

5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗМИЯ

Этот змей несчастный каждое утро встречал Адама

Одним и тем же предложением поесть на завтрак

Плод запретный вместо приторного банана.

Но Адам шел мимо, откинув свою мотыгу набок.

Такая работа Змею давно приелась.

Он знал, что с Адама не будет толку.

А тут как раз Ева обследовала окрестность

И болтала сама с собой без умолку.

У Евы не было никакой цели,

Ее не занимала прагматика жизни,

Она была воплощенное безделье,

И даже ангелы, глядя, застывали в укоризне.

«Эй, что там у тебя?» - спросила Ева у Змея,

Тыча в плод полированным ногтем.

Змей онемел, поверить не смея.

(Эмоциями мы все себе портим!)

Но Змей взял себя в руки тут же,

Пока их еще у него не отняли.

Он понял, что настал конец его рекрутской службе

И сорвал плод под восторженные вопли.

Жизнь брызнула соком на Евины руки,

И открылась ее опасность и красота.

А Змей сказал: «Лучше буду ползать на брюхе,

Чем стоять истуканом возле Твоего куста!».

6 ЕВА И ДРЕВО

Что представляло собой Древо Познания,

И почему Господь не знал наперед,

Какие предстоят Ему испытания,

И как Он прогневается на человеческий род?

Почему понятие о безусловности созданного

Приходит к Господу только спустя?

И не отведала ли Ева вместо чего-то особенного

Обыкновенный плод, а познанье бытия

Началось с ее любопытства, что раньше

Пробудилось, чем съеден был запретный плод?

И, может быть, Ева и не изгонялась даже

Из Эдема, а просто увидела его наоборот?

7 ЕВА И БОГ: ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Изменение Евы было такого свойства,

Что Рай для нее перестал быть Раем.

Она почувствовала безотчетное беспокойство,

Будто каждый шаг ее надзираем.

Она мысленно вернулась к моменту,

Когда из спящего Адама вытянули ребро,

И смекнула, что плата за ренту

Райской земли – подороже, чем серебро.

Рай – это место, где ничего не боятся,

Или – нарушение в человеческом мозгу.

Ева же поняла возможность новых манипуляций

И сказала Господу: «Все знаю и не могу!».

8 ЕВА РАЗОЧАРОВАННАЯ

Итак, Ева разочаровалась в Рае незадолго

До того, как ее оттуда попросили.

Она сконцентрировалась не на защите в лице Бога,

А на угрозе, скрытой в Его силе.

Ева почувствовала, что механизм сотворения

Может вполне идти через нее,

Что она отличается от растения,

А рассказы о равенстве – вранье.

И чтобы (еще чего доброго!)

Господь не принялся за новые опыты,

Ева, пересчитав Адаму ребра,

Решила хлеб насущный добывать кровью и потом.

9 АДАМ ДО СОБЛАЗНА И АНГЕЛ: СУЩЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Отличался ли Адам, не познавший соблазна,

И послушно соблюдавший Господни правила,

От ведущего жизнь свою сообразно

Божьим традициям... короче – от ангела?

По физической мощи и сфере влияния

Ангел, конечно, превосходил Адама.

Но Бог, как было показано ранее,

Развивал в человеке довольно прямо

Интерес к творчеству. Именно этим

Человек отличался от ангельской популяции.

Подобное воспитание, конечно, отметим,

Основывалось на человеческой способности развиваться.

Ангел же каким был от момента сотворения,

Таким и остался, вплоть до покроя платья.

Среди ангелов не отыщешь гения,

Потому что у них ни к чему нет пристрастья.

10 ЛИМИТЫ БОГА

Даже если бы ангел и отведал плод вместо Адама,

Запретные соки его бы не изменили.

В нем осталась бы та же программа

И даже те же неотваливающиеся крылья.

Плод был рассчитан на развитие потенциала,

Каковым обладало человеческое существо,

И как бы история не порицала

Поступок Евы, она была – от Него,

Сотворенная по Его образу и подобию.

Из этого следует, что интерес –

Признак божественного, преданный с кровью

(Возможно, при помощи лимфатических желез).

И вообще, будь сказано ангелу не в обиду,

Но само по себе напрашивается следствие, -

Тот факт, что ангел отличался по виду

От Господа, свидетельствует о его несовершенстве.

Ангела можно похвалить за прочную основу,

Что за столько лет его крылья не имеют вида тряпья. 

Но, конечно, и Господу следует сказать как-нибудь к слову,

Что пока ему не удалось придумать что-либо лучше Себя.

11 СОТВОРЕНИЕ ДУШИ КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАПРЕТА

Древо Познания и Древо Жизни

Суть Божественные Пространство и Время.

Смертный, Адам сделался подвижней,

Обзавелся детьми,

Образовались семьи.

Человечество заполнило мир по горизонтали.

Вертикаль времени поделилась между двумя

Видами ангелов – которые не пали

 И которые свалились плашмя

От всего этого небесного распорядка,

Что наводит, между прочим, на мысль,

Что не так у них все там гладко,

А то с чего бы это ангел возьми и сорвись?

Так или иначе, но заполнив сушу,

Человек – поскольку был одарен –

Хоть и не отведал с Древа Жизни, но изобрел себе Душу

И так отворил все заслоны времен.

За это Бог приставил к нему ангела,

Чтоб человек был всегда в борьбе,

Чтоб он отстаивал Душу, и чтоб его не оставило

Желание быть подобным самому себе.

Душа – это остроумнейшая победа над Запретом

И лучшее человеческое изобретение до сегодня,

Выполненное с должным этикетом

И почтеньем ко всему, что есть дело Господне.

 

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

(Фрагменты)

 

ЖИЗНЬ КАК НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ

Жизнь начинается со свободы воли,

С умения переключиться с заданной программы.

Прокашляться от куска, застрявшего в горле,

Или выкарабкаться из ямы

Можно и по наущению рефлекса –

Это не такой еще большой фокус.

А вот почувствовать прилив интереса

И выйти в другую область –

Это уже скачок, без которого

Можно лишь говорить о монотонном росте.

Так, произнесенное Слово

Было сдвигом в безмолвном Хаóсе.

РОЛЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ВСПЛЕСКОВ

...Бог сумел спровоцировать всплески

Звуков и света. В этом плане

Тишина рассматривается как равновесие

Звуковых колебаний.

Точно так же равновесие колебаний света

Суть безвидности, в которой был Дух Божий,

А тьма над бездною, очевидно, это

Две половины одного и того же.

ДУХ БОЖИЙ И ХАОС

Бог уже тогда был не равновесен Хаосу,

Когда назывался собственным Духом

И, подчиненный хаотическому вальсу,

Носился по вселенским закоулкам.

Дух Божий – это потенциал переворота,

Предрасположенность к воздуху в вакууме,

Переоценка атомов углерода

В драгоценном камне,

Это новая функция Вечности,

Один из вариантов ее развития. 

...Вечность порождает безусловные ценности,

Поскольку глобальны происходящие в ней события.

СЛОВО КАК BIG BANG

...Произнесение Слова – это извержение вулкана,

Поэтому Свет и Звук в изначальном Логосе

Под давлением Замысла спрессовались спонтанно

И взорвались в первом Господнем образе.

Только после этого Дух Божий стал Господом,

Пожелавшим сотворять и властвовать.

Как можно судить по Божественным опытам,

Сотворение имеет двойную направленность.

ЭВОЛЮЦИЯ БОГА: ОТ ДУХА К БОГУ

Бог – это новая функция Духа Божьего,

Сумевшего развить свои внутренние задатки.

В этом феномене много схожего

С типом человеческих натур, что в беспорядке

Мечутся в желании выразиться хоть в чем-то.

Самовыражение – это основательная ломка

Всех костей черепа, чтобы, сметая их известку,

Гравировать себе извилины по обнаженному мозгу.

СМЕРТНОСТЬ: ВОПРОС РАВЕНСТВА  КАК НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

...Человек, выделенный по интеллекту

Из животного мира, прав на две трети,

Негодуя, что за его неоценимую лепту

Ему отмеряли ровно столько же смерти,

Сколько и остальной слабо мыслящей природе.

И кто же по своим убеждениям Господь?

И не утвержден ли социализм на небосводе?

И равенство ли в том, что сгнивает любая плоть?

На уровне Вселенной смерть – промежуточная инстанция,

Вкрапление в развивающуюся жизнь,

Результат временной инфляции, которую дает системе катаклизм.

Но, по-видимому, законы Вселенной не должно

Переносить на человеческое бытие:

Масштабность задавливает безбожно

Понятие уникальности. Собственно твое

Перемалывается механизмом новых интерпретаций.

Во Вселенной ценится процесс,

Возможность дальнейших реакций,

Движущих ее прогресс.

В человеческой системе важна индивидуальность,

И на этом делается акцент.

Что толку, если душа теряет память,

Словно забеливает свою биографию президент?

Человеку ценно в загробном и этом мире

Сохранить самого себя.

Его философия выживания шире,

Чем инстинкты мухи или воробья.

МУХА И БЕССМЕРТИЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ

...Муха не отведала с Древа Познания,

А тоже смертна. Казалось бы, за что

Мухе подобное наказание?

Очевидно, плохо и это, и то:

И любопытство, и безразличие, с точки зрения Господа,

Одинаково разрушают. Лучше пресечь

Возможность разгула Вечного Города,

Чем постоянно затыкать наставленьями течь,

Образующуюся в результате стремления

Познать скрытую сладость Зла.

Невинность же, как и переутомление,

Опасна, поскольку, проходя мимо стола.

Можно, не разбирая, взять яду вместо соды. 

...У мухи легче проходят роды.

Но проще всех живется инфузории,

Не замешенной ни в одной скверной истории.

ИНФУЗОРИЯ И БЕССМЕРТИЕ: ПАРАДОКСЫ

...Деление инфузории близко к бессмертию:

Она движется во времени путем собственного дублирования.

Все ее внуки и дети –

Это она сама, и суммирование

Бесчисленных инфузорий приводит к единице.

Такова математика Господа Бога.

Поэтому, когда что-то двоится или троится,

Отнюдь не означает, что этого – много.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: АССИМЕТРИЯ

...Вернемся теперь к человеческому определению

Сущности жизни и смерти. Очевидно, что в их,

Уже не вселенском, а земном соотношении

Намечен принципиальный сдвиг.

Если жизнь и смерть – это два полюса,

А сон – промежуточное состояние,

То немедленно напрашивается гипотеза

Об ассиметрии Господнего Здания.

Несоразмерность жизни и смерти по сроку

Приводит к мысли об их иерархичности,

Где жизнь выступает в качестве блока,

Встроенного в не-жизнь, в чьей туманной первичности

Вряд ли что-то обитает вообще.

Сон занимает одну треть суток.

Вместе с грезами – при свече

Наших тайных способностей – он, без шуток,

Может составить половину дня.

Сон без видений и является антиподом

Жизни как бодрствования, когда она

Без примеси фантазий всякого рода.

ЭМИГРАЦИЯ АНГЕЛОВ

Ясно, что фантазии – между бодрствованием и сном.

Это эликсир нашей жизненной фабулы.

В садах фантазии Бог оборудовал Дом,

И туда же эмигрировали ангелы.

ЭМИГРАЦИЯ ДУШИ

Вынеся как множитель человеческое мастерство

Сотворять из воздуха образное многообразие,

Получаем, что смерть – как пустейшее Ничего –

И будет антиподом фантазии. 

В смерти никто не побывал живьем,

И Бог не знает, что это такое,

Поскольку Он бессмертен, и мы не привьем

Бессмертному бациллу вечного покоя. 

Мы не умираем, но кончается борьба

Засыпанья и бодрствования

            как двух крайностей человеческой жизни,

И мы уходим в фантазии, где наша судьба

Становится книгой, которую читает ближний.

Нам рисуют немного другие черты

Те, кто поддерживают нашу галерею.

А мы переходим с ангелами на «ты»,

Уже никогда не старея.

 

Диалог по поводу "Трактата об ангелах" и развивающегося Бога

Арон. Как я понял, создание ангелов было первой попыткой Бога сотворить нечто отличающееся по функции и назначению от прежде созданного животного мира.

Вера. Да, прежде всего, «Трактат» это попытка создать миф о сотворении ангелов, используя вашу концепцию предрасположенностей и развивающегося Бога. Как ни странно, но мифа о сотворении ангелов не существует. Никто не знает, как эти крылатые мутанты появились и в какой именно из дней сотворения. Мой герой, от лица которого написан «Трактат», исходит из того, что ангелы были первой неудачной попыткой Бога создать интеллект. По-видимому, как всякий развивающийся творец, Бог нуждался в собеседнике. Однако его первая попытка не увенчалась успехом: ангелы получились слишком послушными и смиренно выполняли Божьи указания. Бог создаёт Адама с целью улучшить своё творение и дать ему творческий потенциал. В отличие от ангела, человек создан по образу и подобию божьему. Тем не менее, свою задачу по созданию человека Бог формулирует в прагматических терминах: Адам был создан для вспашки земли Эдемской.

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его». (Быт. 2, 15)

Однако со временем Бог предпринял попытки развить творческий потенциал Адама, приказывая ему дать имена животным и птицам. Функция придумывания Адамом имён всему живому подобна божественному Сотворению вселенной по Слову.

Тем не менее, Адам остался всего лишь прекрасным исполнителем при Господе, которому по-прежнему принадлежала инициатива. Тогда-то Бог делает последнюю попытку и создаёт Еву. Если посмотреть на Адама как на равновесную систему, то Ева явилась именно тем всплеском, который нарушил губительное рав­новесие и создал предрасположенность к развитию. Любопытство Евы явилось толчком к пересмотру Адамом всех его прежних отношений с миром. Из создания человек превращается в созда­теля во всех смыслах этого слова — он порождает себе подобных, преображает мир, неблагоприятный для жизни, и приспосабливает его для себя, сотворяя себе помощников, усиливающих его могущество.

А. В связи с этим интересно будет заметить, что именно так обстояло дело в экономике. Традиционно считалось, что основной задачей экономистов является вопрос о том, как привести систему в стадию равновесия. Экономис­ты считали, что если появились технические сдвиги, то нужно немедлен­но всё уравновесить. Они мечтали, чтобы всё было спланировано и уравно­вешенно, включая технический прог­ресс. Однако технический прогресс и есть именно тот фактор, который созда­ёт неравновесие, всплески в системе, столь необходимые для развития систе­мы. Но неравновесие так же опасно, как и безмятежное равновесие, поскольку оба содержат в себе скрытую угрозу разрушения системы.

Эти факты были поняты Шумпетером, который сделал акцент на иной роли экономистов. Их задача должна сводиться к созданию таких состояний в экономике, которые бы удерживали в ней некий порядок системы, чтобы сис­тема не уничтожила сама себя, и вместе с тем давали бы возможность возникно­вению новых всплесков. Т. о., сложность заключается в том, чтобы найти ту меру управления, при которой система бы могла развиваться, не будучи жёстко детерминированной или, напротив, пущенной на самотёк. Именно в этом плане интересно ваше замечание, что «ангелы не понимают диалектического пафоса жизни». Нару­шение равновесия с последующим соз­данием условий формирования новых неравновесий и есть предмет диалек­тической логики. Классическая логика, как известно, занимается снятием за­данного противоречия, тогда как ди­алектическая логика сначала создаёт противоречия, а затем снимает его возможных новых неравновесий. Вообще возникает вопрос, для чего Богу понадобилось создавать ангела и человека, если Он всемогущ и не нуждается в помощниках. Судя по человеческому опыту, создание всевозможных машин и компьютеров обусловлено нуждой человека в помощнике, усиливающем человеческое могущество. Так, если изменить традиционное представление о Боге как неразвивающейся субстанции, то можно сказать, что Бог Создаёт себе помощников в лице ангела и человека для дальнейшего развития собственной мощи. Он нуждается в помощниках двух типов: в исполнителях, которым бы Он отдавал приказания и которые бы следили за выполнением всех Его заповедей, и в творцах, к которым относятся люди.

Идея развивающегося Бога родилась из прочтения Ветхого Завета. Первый вопрос, который возникает в связи с прочтением, следующего плана. Если Бог действительно всезнающий, почему же он заранее не предвидел все те «неприятности», которые повлечёт за собой создание человека? Зачем Ему понадобилось создавать такого во всех смыслах «греховного» человека, который склонен нарушать Господний запреты? Было ли создание человека «греховного» ошибкой Творца или непредвиденным результатом? Различение ошибки и непредвиденности имеет существенное значение для понимания концепции индетерминизма, как я её себе представляю.

Говорить об ошибке можно тогда, когда есть знание о том, как надо, и наше пренебрежение к правилу приводит к ошибочному действию. Например, ошибка в расчётах или ошибка ученика в диктанте – это всё небрежности человека перед лицом правила. Когда же человек не знает, как ему действовать, у него нет строгой программы по выполнению того, что он хочет. В случае, когда между первым и последним шагом нет строго обусловленной связи, и на выходе получается не то, что ожидаешь, следует говорить о непредвиденном результате. Так, человек, не имеющий программы по достижению своей конечной цели, не может в принципе сказать, какой из его шагов будет правильным, а какой нет. Он может только оценить, в какой мере его шаги предрасполагают к благоприятному исходу, и его оценка своей собственной позиции субъективна, поскольку нельзя разделить оценивающего и исполняющего: оценивающий сам же является и исполнителем. Непредвиденный результат и есть сигнал того, что система не детерминистская, что происходит постоянное развитие и изменчивость, которые должны быть оценены исполнителем в каждый новый момент времени.

 В. По вашей теории получается, что Бог сам не знает, как пойдёт развитие мира, ибо Он развивается вместе с миром.

А. Конечно! Именно этим и вызвано покаяние Бога после Всемирного Потопа и Его обещание никогда не уничтожать создание рук Своих. Зачем же Богу уничтожать, а затем каяться, если Он знает наперёд последствия своего деяния? Только в случае незнания последствий от деяний оправдывается подобное поведение Бога. В связи с этим я сформулировал десять вопросов по Торе, уже сама постановка которых призвана обратить внимание читателя Священной Книги на индетерминистские моменты текста. Моё мнение состоит в том, что в основе эпистомологии авторов Торы лежало стихийное индетерминистское видение. Попытка рассуждений в этом русле, основанная на анализе Торы, позволяет рассматривать Бога как Ограниченное и Самосовершенствующееся творящее Начало.

В. Очень похоже на то, что Ветхозаветный Бог с самого начала не знал программы сотворения и развития мира.

А. Разумеется! Если бы это было так, то зачем бы Господу действовать поэтапно, формулируя каждый раз задачу нового этапа? По логике, Он должен был бы просто объявить свою программу и мгновенно осуществить её.

В. Да, тем более что в некоторых религиях Бог создаёт мир мгновенно, тогда как в Торе сотворение представлено дискретно – в шесть дней.

А. И заметьте, что каждое новое сотворение сопровождалось оценкой Господа. Это весьма не характерно для Бога Всезнающего, которому явно не нужно тратить время для оценки, поскольку Он не мог бы создать иного, кроме замышляемого. Для детерминистского Бога замысел и результат совпадают. Так, в нашей повседневной жизни мы контролируем лишь то, что может дать отклонение от намеченного. Система контроля в фирме, к примеру, создаётся, когда нет гарантии, что с тем, например, что трудно сформулировать требования к входу и пути его преобразования, т.е. с отсутствием уверенности в том, что в исходном пункте не появятся отклонения от намеченного: в материалах, технологии, оборудовании.

В. И зачем Творцу, знающему всё наперёд и приложившему столько усилий к созданию своего детища, понадоби­лось уничтожать своё собственное творение...

А. ...а затем каяться за содеянное и давать клятву не уничтожать больше человечество? Удивительно также, что Бог не только создаёт существо по своему подобию, но и ведёт себя с ним, как с равным: борется с ним (борьба с Яковом) и принимает его критику (беседа с Моисеем).

В. Создаётся впечатление, что Господь создал систему, которая сама, в свою очередь, должна развивать Его. В этом плане мне кажется интересной вторая глава Торы, которую я воспринимаю не как вариант, а как второе Сотворение. После того, как мир был в общих чертах создан Господом, Он оставляет ему сво­боду развиваться самостоятельно, опре­деляя в общих чертах направление этого развития: «Живите, размножайтесь» и т.д. В это же самое время он выделяет участок земли для Себя, для своих дальнейших опытов и продолжает Сотворение, но уже более рационалисти­ческим способом. Он также не знает результата своей деятельности, как и в первом случае, но Он ведёт себя более определённо. Если в первом сотворении Бог представлен как творец в большей мере спонтанного типа, а само сотворение как осуществление фантазий, роящихся в голове Божества, то второе сотворение оставляет впечатление работы Господа с подопытным материалом.

Кстати, мне думается, функциональное отличие художественного образа от просто образа связано с тем, что художественный образ направлен на возбуждение фантазии. Просто образ может выполнять как прагматические, так и эстетические функции. Художественный же образ – индетерминистский по своей сути, поскольку он формирует предрасположенности, потенциалы, а не программы. Художественный образ проистекает из эстетического образа, и структурно ему присущи те же компоненты, что и эстетическому – «позиционность» (в отличие от программности) и эмоциональность (необязательный компонент, согласно Вашему учению об эстетическом образе).

Кроме того, художественный образ использует свои собственные художественные средства (художественные приёмы), которые направлены, как было сказано, на возбуждение фантазии. Фантазии, как известно, связаны с разрывами, «пропастями», которые должны быть преодолены интерпретатором (читателем или самим художником, выступающим в роли интерпретатора). То есть фантазии не связывают все начала и концы, как это делает программа.

Бог в первом сотворении напоминает мне больше художника. Впечатление, что один образ, сотворённый Господом (Свет), влечёт за собой следующий, как одна фантазия развивается в другую, третью и т.д. У Господа как бы нет всей полноты воображаемого замысла, поэтому он сравнивает реализацию замысла с фантазией и оценивает полученный результат по сделанному, а не замышляемому. Второе сотворение – это уже создание и анализ неких конкретных моделей, а не фантастических образов. Оно происходит по-иному, «лабораторным» способом. Соответственно и оценка даётся не по тем критериям, по которым она даётся в первом сотворении.

Критерий красоты как таковой отсутствует в Господней оценке при втором типе сотворения. Бог только оценивает, способна или не способна его модель выполнить то, чего бы Ему хотелось, и заслуживает ли его детище наказания или поощрения. Так, Адам был создан с единственной прагматичес­кой целью – как существо, должное вспахивать землю, ибо «не было человека для возделывания земли» (Бытиё, 2,5). Затем Бог создаёт животных и птиц и требует, чтобы человек назвал их. То есть Он как бы хочет понять, способно ли его создание выполнять те же операции, что и Он сам – давать имя всему живому. При этом Бог не оценивает, хорошо ли, что Адам сумел дать имя всему живому или нет. По-видимому, оценить осуществление глобальных фантазий оказывается легче, поскольку (если принять Ваше определение красоты как потенциала к развитию) на макроуровнях вопрос красоты решается в общих чертах, по глобальным безусловным оценкам.

Вселенная, созданная в первом Сотворении, оценена по её способности к развитию в целом. Можно говорить о том, что первое Сотворение связано с формированием уровня безусловных ценностей. Второе же Сотворение делает акцент не на человеке вообще, а на чело­веке в определённых условиях, конкретном человеке. И вот здесь начинается этап формирования условных ценностей и их корреляции с безусловными. Тогда-то и встают перед Создателем во всей полноте проблемы, связанные с формированием морали (заповедей) и закона, – поскольку, имея дело с абстрактным человеком, Господь не мог выйти на подобный уровень проблем. И это ещё одно подтверждение Вашей концепции развивающегося Бога: будь Он от начала и до конца детерминистским, ему не нужно было бы создания своей «лаборатории». Экспериментирует ведь тот, у кого нет полноты знания о предмете.

А. Бог явно не знал, как поведёт себя Змий по отношению к своему долгу охранять Древо Познания, иначе зачем бы Он делал стражником самое ненадёжное в Эдеме существо? Но ещё более интересный вопрос заключается в том, почему Бог, увидев коварство Змия и в целом выявив чистую и нечистую плоть, говорит Ною, что их всех нужно взять в ковчег и сохранить во время Потопа с тем, чтоб они могли потом размножаться.

Создатели Торы в основу своего представления о развитии положили концепцию сохранения многообразия. Сохранение многообразия может быть продиктовано прямо противоположны­ми причинами: как условиями, при которых всё в системе программно согласовано, так и условиями, при которых неизвестна цепь событий. В первом случае важно наличие разных объектов, поскольку каждый класс объектов выполняет функцию, которая важна для другого класса объектов, входящих в систему.

Можно допустить, что создатели Торы уже видели экологическую целостность, взаимосвязь и взаимо­обусловленность различных живых организмов. Вместе с тем, наличие различных объектов может быть важно и с точки зрения непрограммного творчества. Речь идёт о динамике развития в неопределённом будущем. А если при изменении условий один класс объектов уменьшится количественно, то возрастут другие объекты и универс как экологическая система будет иметь широкие возможности для дальнейшего развития. Важно то, что для развития все имеющиеся классы объектов нужны. Нет классов объектов или их разновидностей, которые бы были абсолютно хороши или абсолютно плохи, и их надо было бы всех уничтожить. Плохими могут оказаться лишь отдельные объек­ты, входящие в класс, или даже их группы, но не весь класс. Да при этом плохими они часто оказываются с локальной условной точки зрения. При перемене условий их оценка может коренным образом перемениться.

В. В Трактате говорится, что ангелы сплошь состоят из совести. Мне известно, что автор трактата разделяет Ваше представление о совести как о совести, то есть вселенской вести о моральных прин­ципах, которые заложены в человеке на уровне подсознания.

А. Да, идея индетерминистского мира и связана в моей концепции с необхо­димостью различать условные и безусловные ценности. Точнее, я говорю о спектре оценок, характеризующихся мерой безусловности. Когда мы не можем «дотянуться» до конца, и возникает тот самый вопрос об оценке: по ка­ким критериям может быть оценено событие, если оно проецируется на бесконечность, иными словами, – если условия невозможно определить, по­скольку нет программных связей между шагами? Тогда-то и возникает проблема безусловных и условных оценок. Когда мы мыслим стратегически, но не можем определить всю полноту условий, при которых наши решения были бы верны, мы вынуждены пользоваться безуслов­ными оценками. Безусловные оценки, как и условные, могут быть локальными или глобальными, т.е. относится как к индивидууму, так и к обществу.

В. Но в Трактате сказано, что ангелы «сплошь состоят из совести». Что же собой представляет «ангельская совесть», соответствует ли она человеческой совести?

А. Понятие совести соотносится прежде всего с индивидуальностью. Совесть, в отличие от морали, связана с индивидуальными, а не коллективными ценностями. Это безусловные глобальные ценности, «пропущенные» через индивида. Мораль же относится к коллективным безусловным глобальным ценностям. Это то, что коллектив вырабатывает для всего общества. Мечта же марксистов, например, была лишить оценку индивидуальности и привить личности коллективные принципы оценки. «Ангельская совесть», по-видимому, близка к такому типу оценки, которая привита индивидууму извне и не «пропущена» через его индивидуальную систему ценностей.

В. В ангеле из Трактата отсутствует индивидуальное начало. Поэтому-то ему, в соответствии с тем, что говорит автор Трактата, «не хватает таланта». Талант предполагает индивидуальное участие в творческом акте. В ангеле индивидуальное и коллективное слито. Он – носитель Божественной морали, и его совесть – коллективного свойства. В человеке же нет полного слияния всеобщего и индивидуального. Все оценки он пропускает через себя и выстраивает собственную, индивидуальную систему ценностей. Человеческая совесть, поэтому, отлична от ангельской.

А. Таким образом, вырисовываются следующие типы оценок: локальные и глобальные (связаны с представлением о том, для кого вырабатываются оценки – для одного или всех), индивидуальные и коллективные (связаны с представлением о том, как формируются данные оценки – изнутри или извне). Все этапы оценок могут быть как условными, так и безусловными.

В. Следующий вопрос заключается в том, способен ли ангел посмотреть на человека как такового, то есть вне его принадлежности к числу праведников или грешников. Иными словами, способен ли ангел понять безусловную ценность человека? В Трактате тема раскаявшегося Бога связана с предположением, что Бог вдруг осознал высокую безусловную ценность человека. После Потопа человеческая жизнь переоценивается Господом – она должна продолжаться вне зависимости от того, нарушает ли человек Божьи запреты или нет, т.е. вне зависимости от его условной оценки сегодня. До тех пор Бог рассматривал человека в соответствии с соблюдением Его морали. Способен ли на подобный пересмотр своих взглядов ангел?

А. Думаю, что нет. Ангелы должны следить за выполнением Господней морали. Мораль как категория безусловная противопоставлена закону как категории условной: закон даёт представление о мере наказания или поощре­ния, в зависимости от того, при каких условиях произошло то или иное собы­тие. Возьмите, к примеру, убийство. По закону, убийца может быть оправдан, если он защищался от нападения или уничтожил врага. Но существует моральная заповедь «не убий», в соответствии с которой любое убийство требует раскаяния. Ангелы как раз и должны заниматься вопросом стратегий, а именно: они следят за выполнением морали.

В. Безусловно, автор Трактата находился под влиянием Вашей концепции условных и безусловных ценностей, и это сказалось, например, на его чётком различении понятий стратегии и тактики: его ангелы пытаются приспособить душу для своих стратегию.

А. Действительно, вопрос стратегии и тактики связан с представлением о ценностях. Для человека, мыслящего тактически, важны только условные оценки, поскольку в своих решениях он опирается на конкретные условия. Он знает (или полагает, что знает), как связать его первый шаг с конечной целью. Стратегия же предполагает совершенно иной подход к проблеме преодоления неизвестности. В условиях неопределённости человек должен подготовить мощный потенциал на случай всякого рода неожиданностей. А для создания потенциала он должен принять в расчёт всё существующее многообразие и взаимоотношения его составляющих и дать ему безусловную оценку. Именно так поступает позиционный шахматный игрок, анализирующий позицию, исходя из безусловной ценности шахматных фигур и отношений между ними.

В. Мне приходит на ум сравнение с учёным и садовником. По всей видимости, учёный должен мыслить стратегически, поскольку он как никто другой понимает важность сохранения существующего растительного и животного мира. Он не устанавливает приоритеты, а исследует многообразие структур и функций. Задача учёного сводится к сохранению этого многообразия, поскольку невозможно предсказать, при каких условиях какой вид сыграет решающую роль. Садовник же вынужден мыслить тактически, так как для выращивания плодов или цветов он должен избавляться от определённого сорта насекомых, которых он определил как «вредных». Это и есть оценка по условиям. Известно, что широкое истребление определённых видов насекомых, животных и растений вело за собой экологические катаклизмы, так как в новых условиях нарушение баланса оказывалось подчас трагическим.

А. Я должен согласиться, что эта параллель между учёным и садовником очень точно иллюстрирует суть двух подходов к вопросам детерминизма. Поэтому мне и кажется, что ангелы следят исключительно за исполнением морали, а за исполнением законов человек сам в состоянии проследить. С человеком и ангелом более не менее понятно. А какие типы оценок присущи Богу? По всей вероятности, Он должен сочетать в себе все типы оценок, включая индивидуальные и коллективные.

В. Если следовать Вашей концепции развивающегося Бога, то можно говорить о том, что с созданием Адама начинается формирование и развитие индивидуальных ценностей Господа. Адам является переходом от обезличенных сынов Божьих (тех самых исполинов, которые, по моему разумению, были людьми от первого Сотворения) к индивидуальному человеку. Апогей индивидуальной оценки достигается сотворением Евы. Она смогла нарушить Запрет, поскольку её собственная оценка Древа возобладала над Божественной оценкой опасности Познания. Категория совести, очевидно, дана в Ветхом Завете в становлении. Ни Адам, ни Ева не обладают развитой совестью, в Вашей трактовке этого поня­тия. Адам больше придерживается Господней морали, и поэтому ему нужен толчок со стороны, чтобы переоценить свой взгляд на Запрет. Ева же отдаёт предпочтение индивидуальной оценке, но не сочетает её со вселенским глобальным видением. И может быть это и помогает ей легче переступить через Запрет (иными словами – через страх).

А. Момент раскаяния связан с индивидуальной оценкой. Не случайно в Трактате сказано, что «угрызения выпадают на человеческие субъекты». Ветхозаветный Бог тоже раскаивается после совершения Потопа. И этот момент Божественного раскаяния и есть сигнал того, что у Бога сформированы индивидуальные ценности, совместившие в себе глобальные безусловные оценки мира – Господняя совесть.

В момент раскаяния с наибольшей остротой проявляется Божественный гуманизм. Господь из моралиста превращается в человеколюба. На какое-то время Бог позабыл об индивидуальности человека, не связал его попытки нарушить мораль с желанием найти наилучшее индивидуальное решение своих проблем. Но когда Господь осознал, что нарушения возникают именно потому, что человек ещё и индивидуален, как его Творец, и ему требуется всякий раз искать оптимальные решения своих вопросов за счёт корреляций морали и условий, Он раскаялся в намерениях уничтожить своё детище.

Ангел же следит за одной стороной моралью. Индивидуальность его не интересует вообще. Поэтому ангелу не приходится пересматривать своих взглядов на оценку человека. Ангел лишён диалектики, как следует из Трактата. Человек же должен постоянно разрешать конфликт между совестью и индивидуальностью. Бог «приставил» к нему ангела, чтобы в борьбе за свою индивидуальность человек не впадал в крайности не превращался в «дистиллированную субстанцию» и не становился исчадьем ада. В этом смысле ангел помогает держать человеку необходимый баланс. Но в Трактате действуют также и падшие ангелы. По какому принципу они противопоставлены «непадшим»?

В. В Трактате сказано, что

«Падший ангел проявляет интерес к

индивидуальности

 Ему ценен глаз, пока тот не вытек».

Очевидно, это и есть указание на то, что падший ангел мыслится автором трактата как крайность по условным ценностям. То есть непадший ангел оценивает всё исключительно по коллективным глобальным безусловным ценностям, тогда как падший ангел «работает» только на локальных индивидуальных условных. Это и означает, что у него нет совести. Он втирается в человеческое доверие, пытается понять сиюминутные нужды своих «клиентов» с тем, чтоб предложить именно те соблазны, за которые человек в данный момент времени готов расплатиться собственной душой. Падший ангел хорошо понимает именно эту моментальность греховных желаний человека, способность грешника раскаяться и отречься от прежних вожделений. Его задача состоит в том, чтобы успеть выхватить тот момент колебаний своей жертвы, когда она не в силах скореллировать свои сиюминутные желания с их безусловной оценкой совестью и моралью, а также с законом.

А. Стало быть, сочетание этих двух крайностей – условности и безусловности – и есть то, что представляет собой человек... Хотя нет, человек включает в себя все типы выше перечисленных ценностей. Я бы сказал, что человек, как и его Творец, это комбинация всех черт. Тогда получается, что ангел, падший ангел и множество других искусственных существ («искусственных», поскольку «чистых» типов не существует в действительности)  - это всё эманации Бога или Человека.

Можно даже составить такую табличку, из которой было бы видно, что стоит за тем или иным типом, таким, как «грешник», «праведник» и т.д.

В. Праведником будет тот, у кого индивидуальные и глобальные ценности положительные, а грешником, соответственно, отрицательные.

А. Да. А вот наличие положительных индивидуальных и отрицательных глобальных я бы соотнёс с типом «Робин Гуд». Сразу же нужно оговориться, что Робин Гуд представляет собой смешанный тип, то есть он несёт в себе и глобальное положительное тоже – помощь бедным, например. Но Робин Гуд ярко сочетает в себе положительные индивидуальные качества с нарушением морали. Он грабит и убивает, не раскаиваясь в этом, поскольку для него «не убий» в безусловном смысле этого слова не является моралью. Это тип дьявольской красоты, которую я понимаю как сосуществование глобальных отрицательных ценностей наряду с глобальными положительными.

В. Вообще мне кажется, что трудно найти в литературе чистый тип с положительными индивидуальными и отрицательными глобальными ценностями. Пожалуй, Робина Гуда можно оставить в нашей таблице как близкого по своим качествам к требуемому типу. Только необходимо принять во внимание все связанные с этим оговорки. Другой тип, с отрицательными индивидуальными и положительными глобальными, может быть назван кающимся грешником. Это должен быть слабый человек, не могущий устоять перед соблазнами, но вместе с тем имеющий глобальные положительные ценности о Боге, добре, душе.

А. А вот прагматик не имеет никаких глобальных ценностей, у него только положительные индивидуальные. Он всегда будет действовать локально, соизмеряя всё с сегодняшней выгодой. Если отобрать у него положительные индивидуальные ценности, то получится настоящий робот.

В. А если прибавить к роботу отрицательные глобальные ценности, то это будет то, что мы называем «адская машина», всеобщее зло, лишённое индивидуальных черт. Можно назвать этот тип Мефистофелем. Вообще же, на что мне бы хотелось в данном случае обратить особое внимание, это решение вопроса симметричности автором трактата.

Распространённое бытовое представление о симметрии связано с акцентом на зеркальное подобие половин целого. Автор же трактата выделяет те незаметные отклонения в половинках, которые, в конечном итоге, приведут к совершенно оригинальному развитию каждую половинку. Я имею в виду, что добро и зло в искусстве обычно представляется как симметрия с противоположным знаком. Так, ангельское и дьявольское – это переход некой сущности из плюса в минус: ангел – падший ангел. По этой схеме ангел у автора Трактата должен был бы быть ориентирован на глобальные положительные ценности, а падший ангел – на глобальные отрицательные. Но, как было показано выше, падший ангел ориентирован в принципе на другого рода ценности – он работает не с безусловными, а с условными оценками. Он и возникает не как зеркальный двойник, а как постепенно развивающееся из незаметных, на первый взгляд, собственных особенностей, существо нового типа.

А. Это напоминает мне историю с системой, давшей неожиданный сбой в результате того, что не принимались в расчёт те мелкие особенности, которые отличали её от систем её типа. Развитие и накопление этих особенностей и дали тот неожиданный результат, что непосредственно связано с предметом современной теории хаоса. По-видимому, здесь вы говорите о промежуточной форме, которая связана с возникновением предрасположенностей. В предельном случае эти накопленные изменения могут оказаться столь разбросанными, что создают хаос, в современном смысле слова. Т.е. здесь мы можем иметь дело с некоторыми глубоко скрытыми отно­шениями порядка, как числа Фейген-баума и т.п.

В. И вообще в Трактате нет привычных «двойников» с противоположным знаком. Каждая эманация проистекает из собственных особенностей, а не общего подобия. По крайней мере, так представляет себе сотворение нового автор Трактата.

 
E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2214




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/Zubareva1.php - to PDF file

Комментарии: