©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь 2008 года

Леонид Фридман


Прогрессивные евреи в Германии. Дорога единства

Часть 1. Всё решает народ

От автора

Настоящими авторами этого доклада являются еврейские иммигранты из бывшего Советского Союза и местные евреи, которым не безразлична наша общая судьба в Германии. Мне выпало самое простое: записать их мысли, чувства, надежды.

 

Вступление

Дорогие друзья, участники и гости конгресса. После 10 лет образования Союза прогрессивных евреев в Германии мы собрались, чтобы обсудить проблему нашего будущего. «Мы должны обеспечить долгосрочное будущее общин, а это - задача не из лёгких», - сказал в своём интервью несколько лет назад председатель Союза прогрессивных евреев Германии доктор Мюльштайн. Я цитирую дальше. - «В 1990 годы образовалось много новых общин, но это совершенно не гарантирует, что через 10 или 20 лет эти общины будут по-прежнему процветать». (Конец цитаты) Прогнозировать еврейское будущее непросто, оно не всегда зависит от нас. Но решение вопросов выживания, зависящих только от нас, - есть стратегическая задача управления. Как её осуществить? Для этого мы собрались, чтобы посоветоваться, обсудить и принять решение. Вопрос нашего выживания зависит от осознания и принятия реалий еврейского мира Германии. Шаг в будущее не прост. Он требует мудрости, смелости и политической воли. Для меня - прогрессивное еврейство - это способность видеть реалии и не бояться их обсуждать. Это есть демократическая площадка, на которой любые вопросы решаются в дружеской атмосфере. Прогрессивные евреи - это люди неравнодушные к нашей общей судьбе. В этом я убедился, разослав однажды письмо по еврейским Интернет - адресам Германии, приглашая к диалогу всех, кого волнует проблема будущего и, в частности, решение проблемы негалахических евреев по отцу. К удивлению, мне ответили только прогрессивные евреи. Я благодарен Председателю ЦСПЕГ господину Яну Мюльштайну, ректору Гайгер колледжа рабинеру Вальтеру Хомолке, Ингрид Веттберг, Катарине Зейдлер, Габору Ленгиэлю, Рахель Домне, Ирит Михельсон, Маргарите Сусловик, Деббие Тал-Рюттгер, Аарону Кнапштайну, Господину Блендеру, Алле Володарской, чьё участие привело к обсуждению проблемы нашего будущего.

Я полагаю, что наше будущее зависит от трёх основных факторов:

1. демографических тенденций;

2. интеграции приехавших из пост советского пространства евреев;

3. принятия в общины, как равных, иммигрантов, рожденных еврейским отцом и нееврейской женщиной или т.н. негалахических евреев по отцу.

Все факторы между собой связаны, но, чтобы ясно понимать, на каком фоне мы решаем сегодняшние проблемы, коротко коснусь негативных демографических тенденций по статистике д-ра Павла Поляна 2006 года. Цитирую. - «Приток русскоязычных евреев не привёл к радикальному омоложению немецкого еврейства. В новом еврейском населении 35 процентов – это люди старше 60 лет; более 50 процентов составляют иммигранты старше 50 лет. Смертность превышает рождаемость в шесть (!) раз. Уже в ближайшие годы численность еврейской общины упадёт до 95-100 тысяч человек». Конец цитаты. Статистики, учитывающей количество приехавших негалахических евреев по отцу, нет. Предположительно, они составляют не менее четверти от 200 тысяч лиц, приехавших по еврейской иммиграции. Прибавьте к ним их еврейских отцов, не пожелавших придти в общины, и мы имеем 50-60 тысяч человек идентифицирующих себя евреями и оказавшимися за порогом общин. Численность прогрессивных евреев в Германии настолько мала, что поколение наших детей и внуков может оказаться последним или предпоследним поколением.

Будущее либеральной общины Ганновера - это 166 детей до 20 лет. Из них только 6 детей есть евреи по отцу. Почему евреи по отцу не пришли в общины? Почему еврейские отцы не захотели привести в прогрессивные общины своих негалахических детей? Отвечу. Потому, что их детям отказано вправе быть равными. Деление иммигрантов – главная причина нашей разобщённости, важнейший фактор влияющий на наше будущее.

Понятие «еврей по отцу» для меня не отвлечённое. Я имею двух негалахических детей: дочь и сына, и в силу личного интереса, хорошо знаю, что представляет собой эта тема для еврейского мира. Мудрость Галахического определения «еврей», рождённого еврейской матерью или прошедшего Гиюр, мне хорошо понятна. Но как пройти между идеалом и реальной жизнью, чтобы не потерять друг друга? Тот, кто не знает особенности жизни евреев в СССР и СНГ, скажет, - проблемы нет. Пройди Гиюр. Но реалии таковы: евреи по отцу от Гиюра отказались, т.к. быть дважды евреями в Германии не желают. Советское еврейство есть уникальное явление в нашей истории, и об этом пойдёт речь ниже. Решая проблему: позволительно ли, приехавших по еврейской иммиграции в Германию людей, рождённых еврейским отцом и нееврейской женщиной, принять в общины как равных, мы должны ясно сознавать, что за этим стоит проблема нашего выживания. Евреи по отцу - это, в большинстве, молодые люди.

Евреи по отцу

Правильно понять настоящее - самое трудное в истории для современников. Происходящее в Германии, с приездом иммигрантов из России, только отдельными моментами напоминает то, что когда-то уже происходило с нами в нашей истории. Но сегодняшняя ситуация в своём основном, социальном и демографическом аспектах, когда в маленькую общину местных евреев приехало относительное большое число людей, имеющих другую историю и другое понимание еврейства, - в нашей жизни произошла впервые. Несколько лет в рамках ЦСПЕГ шла дискуссия, в которой мы пытались найти решение. Задавая вопрос: как далеко, принимая настоящее, мы можем отойти от прошлого? Где граница, через которую перешагнуть не имеем права, т.к. можем перестать быть евреями, уничтожив общину? Мы, местные и приезжие, медленно и осторожно продвигались по неизведанной дороге в будущее.

Я зачитаю копию одного письма. Оно написано на бланке ЦСПЕГ 23 марта 2004 года и отправлено тогдашнему министру внутренних дел господину Отто Шили. Это уникальный в еврейской истории документ. В нём прогрессивные евреи защищают перед властью право на эмиграцию в Германию из постсоветского пространства негалахических евреев по отцу. Защищают право, которое хотели их лишить политики ЦСЕГ, пытавшиеся расколоть еврейскую иммиграцию. Письмо написано адвокатом Катариной Зейдлер. Вот, что она пишет: «В бывшем Советском Союзе принадлежность к еврейству - это не религиозное, а этническое понятие, соответственно этому человек свидетельство о происхождении перенимает. Если два родителя евреи, их ребёнок «еврей», если только один родитель еврей, ребёнок может выбрать, какой националитет он нести хочет. По правилам националитет определяется по отцу.

В документе ребёнка с одним еврейским отцом - «еврей» стоит, напротив, у ребёнка от одной еврейской матери националитет нееврейского отца перенят будет. К тому же, если ребёнок имеет еврейскую фамилию отца, в большинстве еврейское происхождение перенимает. Из этого следует, что ребёнок еврейского отца, как другие евреи, очень большим антисемитским злоупотреблениям подвергается и, также сознаёт свою национальность и  обладает сильной еврейской идентичностью. Евреи по отцу еврейской общиной в Германии интересуются. Либеральная община открыта для этих людей и равинским постановлением возможен их переход (в иудаизм), в таком случае принятие в их в общины не противоречит Галахе.

Мы знаем, что Израиль по закону об иммиграции естественно евреев по материнской и по отцовской линии принимает. Если евреям по отцу запретить въезд в Германию, то из этого следует, что отказать группе, которая, к сожалению, подвергается антисемитизму.

Это не должно случиться! Намерению построить еврейское сильное общество через приток контингентных беженцев евреев по отцу - нет основания для опасений. При открытости и гибкости еврейской общины не стоит вопрос о ограничении иммиграции». Конец цитаты.

Хочу сердечно поблагодарить госпожу Зайдлер, и тех, кто стоял за этим письмом. Спасибо за благородство поступка. Это письмо дорогого стоит. С него и началась дорога длиною в четыре года к сегодняшнему конгрессу.

Этническое и конфессиональное

Действительно, в бывшем Советском Союзе и сейчас в России принадлежность к еврейству есть не религиозное, а этническое понятие. Поэтому, решая вопрос нашего выживания, мы не можем обойти такую важную тему, как этническое и конфессиональное. Кто мы – религиозная общность или народ? Ни для кого не секрет, что в Германию принимали этнических эмигрантов. А община - культовое учреждение. Как же нас соединить? Давайте посмотрим на особенности исторического развития Европы и России.

Теория, объясняющая различия идентификаций в координатах Запад – Восток, известна. В Германии нация (народ) есть государственное понятие. Евреи в Европе представляют собой не нацию, а религиозное меньшинство, и в Германии являются немцами, исповедующими иудаизм. А в России под нацией понимают не государственное, а этническое образование. Естественно, что в таких условиях соединить два разных народа может только религия. И хотя в Германии мы видим эти различия, нельзя не ощущать во всём этом лукавства, когда дело касается евреев. О том, что не каждый Дрейфус – француз, было известно ещё в XIX веке. «Немцев», когда-то кагалом побежавших от своего народа креститься, и других, решивших быть евреями дома и немцами на улице, мы, приезжие, не застали ни дома, ни на улице. Разве не удивительно, что при различии в понятиях нация (народ) еврею, утерявшему национальное чувство, что на Западе, что на Востоке всегда первому напомнят, к какому народу он принадлежит, или за совестью какого народа он прежде всего должен следить. История давно опровергла надежды тех, кто хотел быть, «как все». Когда в сегодняшней школе учитель говорит еврейской девочке, что она должна учить не немецкие народные песни, а песни своего народа, мне хорошо понятна его позиция. Учитель может не знать, что в Германии живут немцы, исповедующие иудаизм, зато учитель хорошо понимает реальную жизнь. Беда в том, что девочка-иммигрантка не знает песен своего народа, потому что этих песен коммунистический режим лишил ещё её бабушку и дедушку. Нам нужно честно посмотреть правде в глаза, спросить себя: кто мы и что мы в Германии. Мы частица еврейского народа, живущего здесь. Общность наша сегодня – не общность религии или культуры, а общность СУДЬБЫ. Но в Германии оказалось возможным расчленить иммигрантов, имеющих одну судьбу.

Я не владею Истиной. Уважаю мнение других. Понимаю, что человека человеком делает не этническое, а социальное. Но пусть в пустой синагоге Германии объяснит мне самый умный раввин на свете, какому народу он здесь нужен: приехавшим этническим евреям или какому- то другому народу, который может перейти в иудаизм. Иудаизм остался религией наших отцов, религией нашего народа. Не многие смельчаки пришедшие к нам из других народов, - есть лучшее доказательство моих слов.

Сегодня и в координате Восток Ближний, при наших различиях, ясно, что, если не защитить этническое, то о многоликости иудаизма некому будет поспорить. Факт, что евреи по отцу этнически относятся к еврейскому народу в доказательстве не нуждается. Какими бы разными не были наши истории и теории разъединяющие нас, письмо госпожи Зейдлер верно в главном: «Намерению построить еврейское сильное общество через приток контингентных беженцев евреев по отцу - нет основания для опасений».

Стараясь найти выход, мы пытались разобраться в настоящем. В марте 2006 года в «Еврейской газете» Вернер Медиа появилось интервью председателя Союза прогрессивных евреев Германии доктора Яна Мюльштайна: «Будущее общин зависит от молодого поколения». Вот, что он сказал:

«Если мы хотим обеспечить общинам будущее, то не имеем права исключить из нашего круга тех, кто чувствует себя частью нашего народа, даже если их матери не еврейки. В некоторых общинах созданы своего рода «общества друзей общины». Это помогает в интеграции. Но эта интеграция быстро наталкивается на собственные границы, как только речь заходит о принадлежности к еврейскому народу в соответствии с Галахой. Как я должен объяснить человеку, которого в Советском Союзе дискриминировали как еврея, но у которого мать нееврейка, что он не может быть полноправным членом общины? С такими вещами приходиться сталкиваться нам всем. Мы не можем переписывать еврейские религиозные законы. Даже в реформированных американских общинах люди, у которых еврей только отец, чтобы стать членами еврейской общины, должны доказать, что они по духу и образованию принадлежат к еврейству. Мы предлагаем таким людям упрощённую процедуру принятия иудейского вероисповедания. Проще всего молодым людям, которые выросли в общине. В этом случае я вполне могу себе представить простую формальную процедуру принятия вероисповедания в сочетании с празднованием бар-мицвы или бат-мицвы. В конце концов, мы знаем, почему создалась сегодняшняя ситуация. Причины её в нацистских преследованиях, которые практически разрушили еврейское сообщество Европы. Я думаю, что и наши раввины должны относится к этому вопросу творчески, а не формально». Конец цитаты. На вопросы, поставленные доктором Мюльштайном, мы не знали ответы. Наоборот, появлялись новые вопросы. Что такое «творчески, а не формально», если мы не можем в соответствии с Галахой признать полноправными членами общин евреев по отцу? Кто приведёт в общину маленьких евреев по отцу?

Что такое «творчески и неформально» можно найти в Израиле. Оказывается, некоторые раввины, освещая свадьбу под хупой, не спрашивают у брачующихся документы, подтверждающие их еврейство. Раввины понимают, что люди, пожелавшие жениться в соответствии с традициями еврейского народа, никем, кроме евреев, быть не могут. Да и в Израиле люди ассимилируются. В Германии климат иной. Но можем ли мы неразрешимые для нас проблемы переложить на плечи раввинов, спрятавшись за их спину? Или мы хотим подтолкнуть их к нарушению Закона? Почему они одни должны отвечать за ситуацию, сложившуюся в еврейском сообществе Германии?

Ища выход, мы осознали, что прогрессивность – это не награда, данная нам на все времена. Это прежде всего трудная борьба с самим собой за жизнь в новых реалиях. То, что сегодня обыденно, когда-то тоже было прогрессивным и требовало от наших предшественников мудрости, смелости и политической воли. Где выход?

«Мы живём и мыслим так, если бы не было Освенцима и Майданека. Наш народ искалечен, многие его части отрезаны, некоторые жизненно важные органы вырваны. Выросли целые поколения, которые не знают Тору, которые могут едва ли отличить субботу от рабочего дня»,- говорит раввин Габор Ленгиэл, характеризуя ситуацию еврейского мира Германии. Действительно, здесь сошлось то, что осталось от народа после нацистских и коммунистических преследований. Неужели в такой ситуации нас нужно ещё разделить? Мы отгородились собственной границей от десяток тысяч приезжих с еврейской идентификацией. Разговор идёт не просто о евреях по отцу. Евреи по отцу живут во многих странах. Речь идёт о приехавших евреях по отцу, рождённых в Советском Союзе. А это не одно и то же.  

Российское еврейство

Трудно поверить, что за 2000 лет галута и жизни в диаспоре, с нами могло произойти что-то новое, о котором мы бы ещё не знали. Но в ХХ веке в Советской России коммунистический режим устроил евреям особый экзамен на выживание. Когда мы говорим, что русскоязычное еврейство - явление уникальное, то это не потому, что коммунисты уничтожали синагоги, а борьба с иудаизмом сменилась насильственной ассимиляцией, сопровождающейся закрытием всех еврейских национальных учреждений. Уникальность не в расстрелах раввинов и деятелей еврейской культуры, не в том, что через 25 лет после Второй мировой войны за попытку соединиться со своим народом евреев сажали в тюрьму, ссылали в Сибирь. Уникальность советского еврейства заключается в том, что большая часть народа в течение нескольких поколений была насильственно оторвана от своей религии, истории и культуры. Насилие над естественным процессом развития еврейского самосознания привело к кризису еврейской идентичности. Разрыв с религией - особенно важный момент, поскольку евреи – это этнос, идентифицирующийся с религией. Даже в средневековой Испании у еврея ещё оставался выбор: покинуть Испанию или креститься. У советских евреев выбора не было. Отрыв народа от своего религиозного чувства - это единственный случай нашей истории. Этот феномен признают все. Но граница между прогрессивным и ортодоксальным взглядом на жизнь пролегает не в признании исключительности исторического развития русскоязычного еврейства, а в ответе на эти реалии с приездом иммигрантов в Германию. Разговор идёт о людях, которым неоткуда переходить в иудаизм – ни из другого народа, племени, ни из другой веры. Возникла ситуация, когда нерелигиозному еврею по отцу нужно пройти Гиюр, чтобы стать членом общины, тогда как нерелигиозному еврею по матери это делать необязательно. Двойные стандарты в определении неверующих приезжих сегодня – это полупустые и исчезнувшие общины завтра, т.к. евреи по отцу в большинстве молодые люди. Где Выход? Может быть, мы не так и не там ищем ответ? Давайте спросим раввина? Это всегда было в еврейской традиции.

Большинство решает всё

«Иудаизм – это гораздо больше, чем одно лишь почитание Бога, чтение молитв и выполнение мицвот. Иудаизм - это ещё и древняя и значительная цивилизация. Еврейский народ имеет своё искусство, музыку, язык, свои национальные обычаи и ритуалы. Поэтому всё должно делаться для того, чтобы сохранить этот народ, даже если для этого придётся отказаться от старых идей и представлений, заменив их новыми. Основной мицвой для народа является выживание, созидание и преуспевание. Прошлое должно иметь право голоса, но не право вето». Этот отрывок взят из книги: «Этот многоликий иудаизм», написанную доктором Гильбертом Розенталем и доктором Вальтером Хомолкой. Эти слова есть гимн прогрессивного иудаизма.

Четыре года назад, когда прогрессивная еврейская общественность, искала выход с неразрешимым вопросом «евреи по отцу», у меня лежало письмо от ректора Гайгер колледжа доктора раввина Вальтера Хомолки. Раввин предложил путь решения этого вопроса, выведя его из круга противоречия между религией и этносом. Вот что он написал: «...Евреев из бывшего Советского Союза абсолютное большинство в еврейских общинах Германии. Дети еврейских отцов имеют право на еврейское наследство. В США это осуществлено. Иметь новых членов общины - дело ваших собственных рук. Но сделать это не просто. Не меньшинство, а большинство решает всё...» Конец цитаты. Спасибо, раввин Вальтер Хомолка.

При определении соплеменников каждый народ имеет собственные критерии. У евреев критерии до недавнего времени были галахическими. Просто Галаха - это и был закон еврейского народа. Сейчас большая часть народа по Галахе не живёт, но и никаких других правил тоже нет. Как быть? Давайте посмотрим по сторонам.

Даже в Израиле Закон не определяет понятие «еврей». Но в Израиле имеется прецедент, когда требовалось определить является – ли евреем человек, требовавший по Закону о возвращении право на репатриацию. Суд решил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм, единственным выходом является ориентироваться на субъективное мнение большинства народа, согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), или «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Еврей -это тот, кого другие евреи считают евреем!

А как считают евреи в Германии? Признают ли они приехавших евреев по отцу евреями? Давайте их спросим. В мае-июле 2004 года «Еврейская газета» Вернер Медиа провела опрос своих читателей. Среди подписчиков газеты 74% составляли члены общин. 90,8% членов общин и 87,7% тех, кто таковыми не являются, уверены, что евреями можно считать тех, у кого еврей только отец. Это мнение не просто большинства, а абсолютного большинства. Евреи по отцу есть часть нашего народа. Еврейская идентичность и солидарность связывают нас. Очень хотелось бы в этом месте поставить точку. Поддержать мнение абсолютного большинства членов общин. Но не будем торопиться. В нашем мире одного объяснения мало.

Часть 2. По еврейской душе

Дух и буква Галахи

Как не изменялся прогрессивный иудаизм, приспосабливаясь к новым формам жизни, он не переступал за границу дозволенного. «Собственные границы, на которые мы быстро наталкиваемся», те, о которых говорил доктор Мюльштайн, - это инстинкт самосохранения народа, не допускающего изменения галахического определения «еврей» рождённого еврейской матерью. Обойти еврейскую мать, - это значит уничтожить еврейский народ. Одна мысль об изменении Галахи -преступна. Но как быть с реалиями в Германии?

Попытки дать определение «еврей» в обход Галахи делаются неоднократно. От известного «еврей» - это тот, кто считает себя таковым, до применения последних достижений генетики, открывшей, «что генетические особенности, присущие евреям, передаются через мужскую хромосому, а не через материнскую наследственность, как принято считать по Галахе». Понимая, что спор за право быть евреем, в Германии только евреи затеять могут, вынужден сказать, что Галаха есть не пособие по психиатрии и не учебник генетики. Галахическое определения «еврей» имеет глубокий смысл. Хочешь еврейских детей иметь, должен своих женщин держаться, жену правильно выбирать.

Но может ли прогрессивный иудаизм спрятаться за букву Галахи, не разобравшись с реалиями жизни?

Критерии определения еврейства, хорошо были понятны ещё триста лет назад, когда встречались, вероятно, люди неверующие, но человека, не принадлежащего к какой-нибудь религиозной общине, в природе не существовало. У ребенка, рожденного еврейкой в законном браке, и папа, несомненно, тоже еврей, так что нет проблем. Но если еврейка выходит замуж не за еврея и перенимает его традицию, то дети, рождённые в этом браке, уже не евреи. Галаха в этом случае защищает дух Закона: еврейскую душу. Не случайно мы оперируем не понятием "еврейская кровь", а понятием "еврейская душа". Евреи по отцу, рождённые в бывшем Советском Союзе, по духу евреи. Они, как писала госпожа Зайдлер, «сознают свою национальность и сильным еврейским идентитетом обладают». Еврейский идентитет - это то место, где живёт еврейская душа. Неслучайно, абсолютное большинство членов общин против нашего деления. Но традиция имеет двойную функцию: с одной стороны, она защищает дух народа, объединяя членов религиозной общины, с другой стороны, она обеспечивает существование народа из поколения в поколение.

Как разрешить возникшую ситуацию? В теологии нет прямого ответа. Признание негалахических евреев есть наша способность понять и принять реалии исключительной ситуации, возникшей в Германии с приездом еврейских иммигрантов. Разговор идёт не столько о людях, рождённых еврейским отцом и нееврейской женщиной, сколько о тысячах еврейских душ эмигрантов. Других еврейских душ в Германии больше нет. Не признать эти души, значит, закрыть дорогу в будущее прогрессивному иудаизму в Германии. Но не будем торопиться. В нашем мире и двух объяснений мало.

Правде в глаза

Известно, что нет ничего более опасного для ревнителей чистоты своего происхождения, чем реальность. Давайте и мы заглянем в неё.

«Нельзя признавать евреями детей из смешанных семей, рождённых еврейской женщиной и воспитанных нееврейским отцом», - заявил Главный раввин Израиля Шломо Амар, предлагая внести коррективы в Закон о возвращении. Он предложил запретить алию этим людям. Неужели главный раввин Израиля забыл, кто по Галахе еврей? Нет, знает хорошо. Но он, в отличие от ЦСЕГ, не боится взглянуть правде в глаза. Ему нужны не анкетные данные иммигрантов, а их еврейские души, которые могут быть только у тех, кто идентифицирует себя евреем. Главный раввин не стал прятаться за букву Галахи. Ему не нужны представители других народов, приехавших под видом евреев. Он не боится, что подумают о нём в России, Германии или Америке. Он общину в своей стране строит и не оглядывается по сторонам. Он не требует изменять Галаху. Он просит признать реалии. Я не комментирую правильность предложения раввина о запрете галахическим евреям из смешанных семей на въезд в Израиль, я говорю о подходах к решению проблемы. Что страшного в иммигрантах увидел раввин в Израиле? Он увидел то, что видим в Германии и мы, но о чём не очень любим говорить.

«В какую еврейскую общину вы ходите?» - спросил я смуглого молодого человека, приехавшего с семьёй из южной республики бывшего Советского Союза. «Почему в еврейскую общину», - изумился молодой человек. - «Мы - мусульмане». «Разве Вы не по еврейской иммиграции приехали?», - удивился я. «По еврейской», – ответил он.- «У моей жены бабушка случайно еврейкой оказалась!»

«В нашей семье»,- сказал другой галахический приезжий из смешанной семьи, -«только мама - еврейка, а мы все - русские». В его автомобиле висит большой Крест с распятием.

Я никого не осуждаю, да и не мне осуждать. Это следствие нашей судьбы. Я привёл два примера из многих, чтобы показать, что происходит, когда дух Галахи подменяют буквой. Скажите, разве мы отождествляем этих людей с евреями? Нет! И для этого нам не требуется изменять Галаху. Тогда почему, для признания евреями негалахических иммигрантов, нам нужно переписывать еврейские религиозные законы? Разве без изменений Галахи мы реалии не понимаем? Тогда подскажите, с чего начинается ортодоксия? Иудаизм базируется на разуме. Не может он подрывать то, что мы должны сейчас укрепить. Эту проблему пытаются решить и в Израиле. Вот, что заявил министр стратегического планирования Израиля Авигдор Либерман в октябре 2007 года в Ашдоде на конференции по проблемам абсорбции репатриантов: «Наши предки были гораздо умнее и гибче, когда во времена Второго Храма проводили массовые процедуры "гиюра" для тех, кто вернулся из вавилонского изгнания». Министр предложил процедуру массового перехода в иудаизм. И добавил: «Если это не могут сделать раввины, то это должна осуществить политическая власть».

А что происходит у нас в Германии? За нашими душами идёт охота. Нас останавливают на улице соотечественники. Предлагают интересно и весело проводить время. Приглашают в Христианскую общину. Ко мне домой приходили две обаятельные старушки. Они объясняли основы Христианской веры, интересовались, кто из приезжих поблизости живёт. Они ходят из дома в дом. Из семьи в семью. Всевозможные русские центры с нашими детьми – это ответ на ущемление национального достоинства еврейских душ иммигрантов. Нас нельзя разделить. Идея привлечения в общины евреев по отцу под видом друзей общины ни к чему не привела. Я не уверен, что даже немногие, ставшие друзьями общины, завтра не захотят уйти. Над нашим будущим ассимиляция повисла. Где выход?

Третий путь

«Евреи в Советском Союзе были воспитаны не только вне религии, но и против религии, - говорит раввин Габор Ленгиел. - «Они должны были искать другое обоснование для собственного еврейства. В центре стояло не религиозное, а этническое самосознание. Конфликт между религией и этносом может угрожать еврейскому будущему в Германии. Мы стоим перед трудным выбором: большие нерелигиозные общины сегодня или маленькие религиозные общины в будущем. Что же мы можем сделать? Может быть, есть третий путь. Он может быть смесью между признанным этносом и интеллектуальной религиозностью. Первое состоит в признании привезённой еврейской самоидентификации советских евреев. Мы должны прекратить видеть эту идентификацию, как не настоящую, не имеющую цены. Но это не значит, что нужно забыть религиозность. Наши приезжие должны также признать их ответственность за будущее иудаизма в Германии. Поэтому они должны быть готовы к интеллектуальной и эмоциональной религиозной идентификации. Религиозное образование взрослых является ключом к будущему евреев в Германии» Конец цитаты. Спасибо раввин Ленгиэль. Соединение еврейского религиозного сознания с национальным чувством всех галахических и негалахических иммигрантов - это может быть и есть главная миссия прогрессивного иудаизма в Германии. Путь к нашему единству. Путь на котором все местные и приезжие неразделимы в общине.

Община

Какой будет община, после прихода в неё евреев по отцу? Изменится ли она? Нет. Ведь в общину придут точно такие же, что уже сейчас составляют в ней абсолютное большинство. Национальное самосознания, бытовая культура, менталитет, язык – это то, что объединяет приезжих. Но если есть сомнения, что это может негативно отразиться на еврейском характере сегодняшних общин, то есть предложение о введении в Устав прогрессивных общин изменения, по которому все евреи, галахические или нет, пришедшие в общину, после даты признания негалахических евреев, могут быть избраны в руководящие органы общины после 10 лет членства в общине.

Только в общине приезжие смогут получить свою религию, традиции и культуру. Сделать это непросто. Эту задачу можно решить только с помощью местных евреев, которые создали и сохранили общины. Только с помощью раввинов, которых нам так не хватает. Объединить в общине всех евреев на национальной культурно-религиозной основе. Создать не просто объединенную общину, а еврейство наполненное сутью, культурой - современное европейское еврейство. Понятно, что путь к интеллектуальной и эмоциональной религиозной идентификации приезжих непрост. Но мы понимаем, что иудаизм есть важнейшая составляющая нашей национальной культуры. Без религии, понятие «наша культура», надумано. Религия – духовный стержень общины, вокруг которого только и может вращаться всё многообразие нашей жизни.

Для меня община будущего - это община наших детей и внуков. В ней не будет деления на местных и приезжих. Все говорят на одном языке, имеют одну историю и культуру. Германия есть их Родина. Община будущего - это община местных евреев.

Мне кажется, нам нужно поступить так, как выращивают перл. Открыть створки нашей общины - ракушки. Запустить в неё всех разбросанных и одиноких песчинок с еврейским идентитетом и закрыть створки общины. И наши дети и внуки, эти перлы в будущем, встанут под хупу, чтобы продолжить жизнь и религию наших отцов. Сегодня мы подошли к развилке нашей судьбы. Перед нами есть две дороги: одна - к единству, другая – в никуда. Сейчас от каждого из нас зависит признать или не признать негалахических евреев по отцу. Сейчас от каждого из нас зависит быть или не быть прогрессивному иудаизму в Германии.

Предлагаю внести в 35 Основных положений либерального иудаизма Дополнение для Германии: Понимая особенности исторического развития евреев в бывшем Советском Союзе, все прибывшие в Германию негалахические евреи- иммигранты, а также их дети и внуки признаются евреями. Признание негалахических евреев-иммигрантов является разовым актом беспрецедентной ситуации еврейского мира Германии.

При этом преамбула Основных положений при определении Еврей или Еврейка, имеющих происхождение от еврейской матери, остаётся неизменной.

Признание прогрессивными евреями негалахических иммигрантов - это ответ на исторические события, произошедшие с восточно-европейским еврейством. Наше «Признание» и есть гиюр. Его можно назвать гражданским, социальным, религиозным, политическим или другим. Дело не в названии. Главное: мы не хотим потерять ни одну еврейскую душу. И если мы этого действительно не хотим, то наше «Признание» есть важнейший шаг в этом направлении.

Помните, кого Моисей позвал построить первую Скинию? Он позвал мудрых сердцем. Это они сделали первый шаг по дороге нашей истории. Нелегка дорога, но нам шагать дальше. Предлагаю дорогу единства. К вашим мудрым сердцам обращаюсь.

Спасибо за внимание.

LFridman@nexgo.de 02.07.2008

 
E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 5200




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/LFridman1.php - to PDF file

Комментарии:

Людмила
Ростов-на-Дону, Россия - at 2012-12-26 08:59:23 EDT
Здравствуйте! Я внимательно прочла вашу статью и считаю что совершенно правильно поднят вопрос. У меня отец еврей, а мама русская. Но мне не помешало это осознавать что я еврейка. С раннего детства я слышала в свою спину "жидовка" и с раннего детства меня это не пугало. Я гордилась тем что я еврейка. Моя бабушка не отказалась от меня и все родственники общались и продолжают оставаться моими любимыми сестрами и братьями. Я еврейка и горжусь этим. И моя дочь ходила со мной в Советское время в воскресную школу "Нуэрли". Изучала иврит и традиции своего народа. Евреи -это те люди которые по духу, по сути несмотря ни на что не отказались от своего Бога и от своей веры.
Иосиф
Карлсруе, Германия - at 2010-01-30 17:46:53 EDT
Все правильно.Хотелось бы,чтобы и в нашем городе была не только ортодоксальная синагога.Религиозная потребность у жителей приехавших по еврейской эмиграции есть.Однако ортодоксальная монополия не дает ей проявится.Признаком этого является то,что большинство приехавших в Германию по еврейской линии жителей нашего города и не являющихся евреями по матери,не уходят в другие религии,хотя ортадоксы им в приеме в общину отказывают.
Желаю успеха.

Негалахический
Ростов-на-Дону, Россия - at 2009-04-15 01:58:05 EDT
Спасибо за статью! Актуально и очень важно, для меня по крайней мере! Спасибо)!