©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь 2008 года

Даниил Голубев


Внимание: ПЛАГИАТ!

О так называемой «книге» Якова Рабиновича «Быть евреем в России: спасибо Солженицыну»

Издание: Москва, «АЛГОРИТМ», 2005 год

 

«Поэт Журавлёв опубликовал

под своим именем стихотворение

Анны Андреевны Ахматовой.

Когда его спросили,

зачем он это сделал,

он сказал: «А я и сам не знаю,

оно как-то само ко мне вползло.

Ну что за проблема?

Пусть она возьмёт два моих стихотворения,

мне не жалко...»

Владимир Высоцкий,

вступление к песне «Плагиатор».

 

Я купил эту книгу за 20 долларов в «Русском магазине» в Сан-Хосе в Калифорнии. Помимо интригующего названия объём и внешний вид издания внушали почтение и интерес: 704 страницы! Величественный могендовид сразу под написанным золотом именем автора «ЯКОВ РАБИНОВИЧ» на передней твёрдой обложке, не говоря уже о впечатляющем портрете самого автора в элегантном сером костюме с красным галстуком на фоне, Иерусалима, которым украшена обложка задняя. Под портретом – большая сентенция, по-видимому, главный итог раздумий автора о том, что значит «быть евреем в России». Последняя её фраза звучит так:

«Иногда кажется, что на Россию пока не махнули рукой только евреи – всё копошатся, всё чего-то им надо, и это заставляет думать, что коренным населением России являются именно они».

И снова подпись: Я.И. Рабинович. Ясно, что это его финальное заключение, плод долгих и тяжёлых раздумий, изложенных на 704 страницах: «коренным населением России являются евреи!»

Всё это бросается в глаза ещё до того, как книга раскрыта. Ну как её не купить? Тем более что в краткой аннотации на оборотной стороне обложки написано: «Книга написана в ярком эмоциональном тоне и представляет интерес для широкого круга читателей, интересующейся историей российского еврейства».

Признаюсь: я этой историей интересуюсь, а потому и купил, не пожалев 20 долларов...

Начинаю с оглавления. Всё, как полагается: 9-страничное предисловие, 17 глав (1-ая – «Из под глыб», 2-ая – «Чёрная сотня – ярлык или историческая реальность?» и т. д., и т. п.,16-ая – «Начало исхода», 17-ая «Об ассимиляции»), финальный раздел «Вместо заключения». Сразу скользнул взглядом по последней строчке: «Перефразируя известный афоризм, можно сказать, человечество в целом, каждая страна в отдельности и Россия в особенности, имели, имеют и будут иметь таких евреев, каких они заслуживают»... Что ж, небезынтересно!

Начинаю читать... В каждой главе критика книги Солженицына «200 лет вместе», обоснованная и вполне соответствующая моему отношению к предмету. Тезисы вроде бы знакомы, но они весомы и возражений не вызывают.

Перескакиваю на главу 14 «Рассуждения о роли интеллигенции» и на странице 627 натыкаюсь на следующий абзац: «Солженицын лжёт не только в этом. Он, например, изображает в своей книге «200 лет вместе» польских евреев, оказавшихся в конце XVIII века в составе Российской империи тупыми невеждами, не желающими ничего знать, кроме талмуда. В явном противоречии с этими его обобщениями находятся им же описанные факты как бы «внезапно» возникшего интереса к получению образования несколькими десятилетиями позже. «Внезапно», без глубоких внутренних причин такие порывы не наступают».

Мысль интересная, но, безумно, знакомая не только по существу, но и по фразеологии. Где я её читал? Не сразу, но вспомнил: на 218 странице книги Дмитрия Щиглика и вашего покорного слуги (Даниила Голубева) «Путь к Сиону», изданной в 2002 году на русском языке нью-йоркским издательством «WORD/СЛОВО»(Copyright c2002 by Dmitry Shiglik, Daniel Golubev. All rights reserved. Library of Congress Cataloging Number: 2002 102778 ISBN: 1930308418).

Но, быть может, только этот один абзац как-то сам «переполз» в Москву в книгу Рабиновича из нашего нью-йоркского издания, как стихотворение Ахматовой в подборку стихов поэта Журавлёва? Читаю дальше и вижу: нет, не один, следующий за ним текст Рабиновича слово в слово копирует другой абзац нашей книги и тоже с 218 страницы, но помещённый на ней не после слов о том, что Солженицын лжёт, а перед ними:

 «На протяжении столетий универсальным инкубатором еврейской талантливости была еврейская семья, еврейские родители, сами с молоком матери впитавшие в себя уважение к образованию и передающие это отношение детям с назиданием: “Помни, ты еврей, а потому должен отлично учиться!”

Слово в слово! Но у Рабиновича этот текст помещён уже на 628 странице.

Дальше – больше! На той же странице читаем:

«Что же являет собой эта очевидная склонность евреев к продуктивной мыслительной работе? Быть может, это национальный генетический признак? Но не будет ли такое утверждение означать, что мы декларируем некие расистские установления, в приверженности которым, нелепо и нарочито ложно трактуя термин “богоизбранность”, на протяжении веков обвиняют евреев антисемиты всех мастей?

Конечно, если утверждать, что каждый еврей умён и талантлив от рождения только потому, что он еврей, то это не столько реализм, сколько идиотизм. Нет, это далеко не так: глупых и бездарных среди евреев нисколько не меньше, чем среди любых других народов, а вот талантливых, или вернее - способных к активному творческому умственному труду - больше! И дело тут не столько в генетике, сколько в воспитании, традициях, образе жизни.

Генетическими терминами не надо злоупотреблять, а генетические понятия необходимо чётко детерминировать. Такие признаки, как цвет кожи или разрез глаз абсолютно жёстко генетически детерминированы, их проявление у каждого вновь родившегося не зависит ни от чего, кроме генотипа родителей. Это же касается некоторых наследственных заболеваний.

А как обстоит дело со способностями к тем или иным видам деятельности, с талантами? Лучше всех сказал по этому поводу Шолом-Алейхем: “Талант - это как деньги: если есть, так есть, а если нет, так уж нет!” В тех случаях, когда он (талант) есть, его генетическая детерминированность у данного человека совершенно очевидна. Как иначе можно объяснить способность 4-х-5-летнего ребёнка сочинять музыку, отлично играть в шахматы или замечательно рисовать - нередко без всякого специального побуждения и обучения. Но из этого не следует, что врождённая талантливость - такой же наследственный признак, как цвет кожи или даже оттопыренная нижняя губа, характеризовавшая каждого представителя династии Габсбургов. Гениальный мыслитель, великий художник или знаменитый учёный вовсе не обязательно порождает равных себе по одарённости детей. Есть даже такое выражение: “Природа отдыхает на детях гениев”. С другой стороны, любая способность может быть загублена или, во всяком случае, не реализована, если она не попадёт в соответствующую профессиональную и психологическую среду, то есть в школу. Такой школой может быть собственный отец - и тогда у Давида Ойстраха вырастает Игорь Ойстрах; это может быть школа Столярского в Одессе, воспитавшая целую плеяду выдающихся музыкантов из одарённых детей; это может быть школа академика Абрама Фёдоровича Иоффе, из которой вышли практически все советские физики, лаборатория Резерфорда или семинар Бора, в котором учился Ландау» (этот текст в нашей книге «Путь к Сиону» напечатан на страницах 216-218)

Было бы несправедливо говорить о том, что весь этот текст вполз из нашей книги в творение Рабиновича без всяких изменений. Это не так! Одно слово автором было явно заменено. У нас на странице 216 напечатано: «Конечно, если утверждать. что каждый еврей умён и талантлив от рождения только потому, что он еврей, то это не столько расизм, сколько идиотизм», а у Рабиновича на странице 628 слово расизм заменено словом реализм, что сюда уж совершенно не вяжется. Как говорит Михаил Жванецкий: «Тщательней надо, тщательней!». Списываете, так хоть ошибок не делайте!

Рабинович к этому совету прислушивается и дальше списывает без ошибок. На страницы 628-630 «своей» книги он совершенно точно переносит текст со страниц 213-215 книги «Путь к Сиону» и - будем справедливы – переносит абсолютно точно:

«Что сделало евреев узнаваемыми и специфически отличными от окружающих других народов даже тогда, когда целые их сообщества на протяжении многих поколений, казалось бы, полностью утратили связь с еврейским Богом и настолько полно ассимилировались, что стали почти совсем “французами”, “поляками”, “немцами”, “русскими” и т. п.?» – патетически вопрошает он. И сам же отвечает нашими словами, ни разу не упомянув источник, откуда он так вольно «перекачивал» текст. «Но и эти ״почти״ всегда характеризовались своей учёностью и уж - во всяком случае - образованностью, как правило, превосходящей уровень образованности коренных народов, что вызывало с их стороны постоянное ревнивое раздражение. Отсюда - процентные нормы, все эти возмутительные рассуждения и расчёты, хорошо знакомые нам по жизни в СССР (“Евреев в ВУЗах - в процентном отношении - должно быть столько, сколько их вообще в стране и уж во всяком случае не больше, чем среди рабочих на заводах и фабриках!” или: “Сколько лет вам понадобится, чтобы полностью избавиться от евреев в армии? А в оборонной промышленности? А в науке вообще?”).

Только колоссальная настойчивость, непреодолимое стремление родителей любой ценой дать своим детям образование в определённой степени “прошибало” эти препоны и всё-таки выводило евреев на первые места по этим самым пресловутым процентным соотношениям даже в самые неблагоприятные периоды еврейской истории.

Правда, антисемитские абсолютистские, тоталитарные и диктаторские режимы не раз одерживали “победы”, практически полностью вытесняя евреев либо вообще из своих стран, либо из целых отраслей национальной жизни, в частности, из науки, техники, культуры. Но всегда такие победы для гонителей оказывались пирровыми.

Изгнав евреев в конце 15-го столетия, Испания на многие века утратила позиции европейской сверхдержавы, превратившись в третьеразрядное провинциальное государство. Именно так оценил эти события испанский король Хуан-Карлос в наши дни!

Поистине божья кара постигла величайшего антисемита всех времён и народов Адольфа Гитлера, изгнавшего из Германии и всей Европы евреев физиков и лишившего себя возможности создать атомную бомбу и с её помощью выиграть войну. Его зоологический антисемитизм и человеконенавистничество привело к объединению в единую “команду” Эйнштейна, Бора, Сцилларда, Ферми, Теллера, Оппенгеймера, Лизы Мейтнер и многих других специалистов высочайшего класса, и это явилось одним из важных факторов краха нацизма и его собственной позорной гибели. Такова была судьба выродка, начертавшего в 1932 году на портрете Эйнштейна слова: “Ещё не повешен!”

Великий немецкий математик Д. Гилберт вспоминает, что в 1934 году в геттингенский университет прибыл министр просвещения Германии (уже в то время гитлеровской) Руст. На банкете он спросил у сидевшего рядом Гилберта: «Правда ли, что ваш институт сильно пострадал вследствие изгнания евреев и их друзей?»

Гилберт ответил: «Пострадал? Нет, он не пострадал, герр министр. Он просто больше не существует!» И он был прав: в Геттингене работали крупнейшие математики мира Г. Кантор, Ф. Клейн, Г. Вейль, Р. Курант, Г. Минковский, Э. Ландау. На физическом факультете трудились М. Борн, Д. Франк, Д. Габор, Г. Бете, О. Штерн, Э. Вигнер, Л. Сциллард, Э. Теллер. И все эти звёзды первой величины были евреями, и их не стало в Геттингене после прихода Гитлера к власти… «Почти все американцы, – отмечает историк науки Р.Юнг, - ставшие впоследствии известными учёными-атомщиками, перебывали в Геттингене между 1924 и 1932 годами». Гитлер всем этим пренебрёг, осуществляя «окончательное решение еврейского вопроса»…И он получил «своё» в Берлине весной 1945 года…»*

И это ещё не всё. Без какой либо разрядки Рабинович продолжает публиковать наш текст, но теперь уже он берёт его с 206-213 страниц книги «Путь к Сиону»:

«В советском фильме 50-х годов “Академик Иван Павлов” актёр Александр Борисов, великолепно исполнивший роль Павлова, произносит такие слова, обращаясь к своему коллеге - русскому учёному, который решил после революции эмигрировать из России: “Наука имеет отечество, и учёный обязан его иметь!” Это искажение истинных слов великого физиолога. На самом деле Павлову принадлежат такие слова: “Наука не имеет отечества, но учёный обязан его иметь!” К этому хочется добавить следующее.

Павлов был совершенно прав: наука не имеет отечества. Только диктаторы и мракобесы типа Гитлера и Сталина могли продуцировать выражения вроде: “Мы не потерпим в Германии еврейской физики” или: ““Генетика и кибернетика – «продажные девки» загнивающего капитализма”. На самом деле, нет никакой “еврейской” физики или “буржуазной” генетики. Есть “Наука”, которая отечества на самом деле не имеет, хотя места её рождения чаще всего известны...

Так, например, тысячу лет тому назад на Мусульманском Востоке родилась новая ветвь математики, получившая арабское наименование “Аль-Джебра”. В то время мусульманский мир был в зените своего интеллектуального расцвета, подарив миру бесценные творения искусства, литературы, философии, естественных наук, медицины. Это была эпоха интеллектуального расцвета Востока под сенью ислама, интеллектуального, а не террористического! Замечу, кстати, что огромную роль в создании большого количества интеллектуальных ценностей мусульманского Востока того времени сыграли евреи, несмотря на гонения и преследования, которым они всегда подвергались. Для иллюстрации сказанного достаточно назвать одно имя, которое по-арабски звучит как Абу Имран Муса бен Маймун ибн Абдалла аль Куртуби, а по-еврейски - Моше бен Маймон, а в сокращении - Рамбам, или Маймонид...

Но сейчас речь о другом: рождённая на Ближнем Востоке новая наука вошла в сокровищницу мировой цивилизации не как “арабская арифметика”, а как самостоятельный раздел математики - алгебра, об арабском происхождении которой вспоминают лишь специалисты или националисты. Так, вспомнил об этом президент Ирана Моххамад Хатами на заседании Академии Наук в Тегеране в своём докладе, где доказывал благотворное влияние Ислама на цивилизацию. Доклад этот совпал по времени с нападением террористов-смертников на американский эсминец “Коул” и гибелью 17 моряков…

Но “Алгебра” есть алгебра, “Генетика” - это генетика, а “Кибернетика” - кибернетика… Все они - “Науки”, и всем им противостоят “лженауки”, как например, “мичуринская, то бишь лысенковская, биология”, “сталинское языкознание”, корейская фиолософия “чучхе” или гитлеровская “расовая теория”. Итак, науки не имеют отечества, но имеют “родителей” - своих творцов, которых человечество не всегда, к сожалению, помнит, хотя обязано им своим прогрессом, а часто и самим существованием. И в этом отношении Иван Петрович Павлов - не в выдуманном тексте советского киносценария, а на самом деле - был совершенно прав.

Другой вопрос: что является “отечеством” самого учёного - творца той или иной науки или её раздела - то место, где он родился, или то, где он стал самим собой, то есть учёным? Что является истинной родиной Ильи Ильича Мечникова: Украина, где он родился, вырос, получил образование, но не смог реализовать и малую часть своих дарований, в частности и потому, что мать его была еврейкой, или Франция, где он трудился многие годы в Пастеровском Институте, сделал там выдающиеся открытия, увенчанные Нобелевской премией, и в стенах которого похоронен?

И это касается не только Мечникова, а и очень многих евреев-учёных, судьбы которых были так непросты. Этот вопрос особенно актуален применительно к Америке - стране эмигрантов, а евреи, как это хорошо известно, были значительной частью всех волн эмиграции, начиная с самых первой.

Говорить о вкладе евреев в мировую науку, с одной стороны, совсем просто, а с другой - невероятно трудно. Просто потому, что достаточно заглянуть в список Нобелевских лауреатов, чтобы убедиться: во все разделы основных естественнонаучных дисциплин - физики, химии, физиологии и медицины, а также в экономику и литературу, евреями внесён огромный, поистине неоценимый вклад. От общего количества всех награждённых этой премией евреи составляют около 20 процентов, в то время как их общая численность на земле составляет доли одного процента.

Антисемиты часто упрекают нас за то, что мы выставляем напоказ большое количество евреев - лауреатов Нобелевских премий. “Это ваша “непробиваемая обойма” авторитетов,- говорят они.- Чуть что, вы начинаете перечислять имена и называть цифры…” Но вот у меня в номере журнала Science от 26 Октября 2001 года, помещена статья профессора Фарука Эль База - видного американского учёного арабского происхождения, который с великой гордостью называет двух нобелевских лауреатов-мусульман: самого первого - пакистанского физика Абус Салама и второго (но первого араба!) - химика Ахмеда Заваила, рождённого в Египте, но работающего в США в Калифорнийском Технологическом институте в Пасадене. Профессор Эль Баз очень гордится тем, что среди Нобелевских лауреатов - 2 мусульманина. Он не вспоминает третьего араба - лауреата премии мира Ясира Арафата, и неясно, гордится ли он им тоже, но двумя учёными - Нобелевскими лауреатами в области науки он по праву гордится, и мы отлично понимаем его чувства. Почему же мы не можем гордиться тем, что народ, численность которого составляет доли процента от населения земли, дал миру за 100 лет существования этих премий почти пятую часть. Не будем вычислять относительный процент сравнительно с почти полутора миллиардами мусульман, но вот про российских лауреатов вспомним. Из 16 российских лауреатов по науке и литературе - 6 евреев

Ну, а что сказать про американскую науку? Да вот только в 2001 году, из 3-х лауреатов Нобелевской премии по экономике двое - американские евреи: профессор Колумбийского университета Джозеф Штиглиц и профессор Калифорнийского университета в Беркли Джордж Акерлоф. И так практически ежегодно!

Мы не случайно заговорили о Нобелевских премиях, потому что именно они в области естественных наук и экономики в значительной степени символизируют собой вехи научно технического прогресса. О премиях “За мир” этого никак не скажешь, и здесь, наряду с действительно выдающимися гуманистами, таким как Швейцер и Сахаров, нередко лауреатами становятся совершенно недостойные персонажи. Не говоря уже о совершенно диком «лауреатстве Арафата», не может вызвать ни понимания, ни одобрения присуждение этой премии в 2001 году Кофи Аннану и ООН. Дело даже не в персоналиях, а в самом принципе: после 11 сентября, когда мир вступил в эпоху глобальной войны цивилизаций, когда уже имеются тысячи жертв этой войны, Организация Объединённых Наций, которая ничего не сделала ни для предотвращения, ни для прекращения этой войны, а также многочисленных локальных конфликтов, включая, в первую очередь кровавый ближневосточный, более того, сама, подчас, является источником напряжения и неравноправия (чего стоит только одна последняя конференция в Дурбане), и эта организация награждается Нобелевской премией мира. За что?

Не всегда справедливы премии по литературе. Достаточно сказать, что Лев Николаевич Толстой, неоднократно выдвигаемый на соискание этой премии, так и не был удостоен, в то время как имена многих литераторов–Нобелевских лауреатов практически никому неизвестны. Но в области естественных наук и экономики - дело обстоит совершенно иначе. И обилием еврейских имён в списках награждаемых нельзя не гордиться. Но дело не ограничивается только этим списком…

Как не поразиться тому, что:

современная физика немыслима без Эйнштейна, Бора, Сцилларда, Майкельсона, Мандельштама, Ландау, Лизы Мейтнер, Оппенгеймера, Теллера… А в Академии Наук СССР отделение физики на 95 процентов состояло из евреев (Иоффе, Зельдович, Харитон, Френкель, Мигдал, Лившиц, Кикойн и т.д.)…

химия и биохимия - без Варбурга, Крепса, Хоффмана, Браунштейна, Нейфаха…

кибернетика - без Норберта Винера…

физиология – без Бернарда Каца, открывшего механизм передачи нервного импульса, академика Лины Штерн…

генетика - без Мёллера, Агола, Левита, Раппопорта…

микробиология и иммунология - без Мечникова, Эрлиха, Вассермана, Хавкина, Зильбера, Сэбина, Солка, Далбекко, Стенли Пруссайнера, открывшего прионы…

учение об антибиотиках - без Зелмана Ваксмана, открывшего стрептомицин…

психиатрия - без Зигмунда Фрейда и Чезаре Ламброзо…

клиническая медицина - без Лауна, а также Вовси, Кассирского, Мошковского, Гельштейна, Зеленина, Левита (это только несколько “советских” имён)…

Кстати, без евреев немыслима и практическая медицина. Недаром говорится: “Как нет театра без Шекспира, так нет больницы без Шапиро!”

Альберт Эйнштейн признан человеком ХХ столетия, а Зигмунд Фрейд назван одним из трёх самых выдающихся австрийцев за 1000 лет, наряду с Моцартом и императором Францем-Иосифом!

Мы назвали только несколько фамилий самых выдающихся учёных. Многие из них - в первом или втором поколениях - выходцы из Восточной Европы, главным образом, из России. Это неудивительно, ведь даже такой наш с вами “доброжелатель”, как А.И. Солженицын отмечает, что в начале ХХ века в России жила треть мирового еврейства...

Судите сами: Зелман Ваксман - создатель стрептомицина - родился в Прилуках Черниговской области; экономист Саймон Кузнец - в Харькове; вирусолог Альберт Сэбин - в Белостоке; Стэнли Пруссайнер и Джонас Солк родились в семьях выходцев из Литвы. Норберт Винер очень гордился тем, что его семейные корни связаны с самим Маймонидом.

Но дело не только в нескольких выдающихся учёных. Тысячи и тысячи евреев трудятся на протяжении многих десятилетий в самых разных сферах мировой науки и технологии практически во всех развитых странах. Их невозможно ни выделить, ни перечислить, их роль невозможно переоценить. Без этих людей нет мировой науки в том виде, в каком она сегодня существует.

Трудно объяснить, почему евреям как этносу в такой высокой степени присуща склонность к продуктивной мыслительной деятельности. Склонность, имеющая отчётливую и статистически значимую выраженность, подобно музыкальности итальянцев, пунктуальности немцев или дисциплинированности китайцев. Но это факт. Иосиф Бродский на вопрос, в чём он чувствует своё еврейство, ответил: “В характере моего мышления: я постоянно занят поисками абсолютной истины!“

Аналогичную мысль выразил в стихотворной форме Борис Пастернак:

“Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья”.

Нет никакого специфического “гена талантливости”, который “вручался” бы каждому еврею при рождении, как оттопыренная губа членам семьи Габсбургов! Эта склонность к творчеству вырабатывается повседневным упорным трудом».

Затем у Рабиновича следуют какие-то незнакомые нам фразы, явно взятые из какого-то другого источника, но со страницы 635 он вновь возвращается к «нашему Сиону», не отказывая себе в удовольствии пользоваться текстом со страниц 225-226 нью-йоркского издания:

«Если для примера взять Генриха Гейне – он не просто поэт, не просто – великий поэт, а великий немецкий поэт! Что стоит за этими словами? А вот что

Родившийся в 1797 году в семье немецких евреев Генрих Гейне в 1825 году принял лютеранство, которое не спасло его от антисемитизма ни при жизни, ни после смерти. После прихода Гитлера к власти в Германии в 1932 году, через 76 лет после смерти поэта его сочинения были запрещены, книги сжигались на кострах. Переход в лютеранство не был принят во внимание Гитлером и его подручными – для них Гейне оставался просто евреем, но… одно его произведение – «Песня о Лореллее» – не только не было запрещено, но даже оставалось в школьных учебниках, хотя имя его автора, конечно, не упоминалось. Об этом странном исключении как-то спросили самого Геббельса, и вот что ответил этот главный «пропагандист» фашистского рейха: «Гейне – уроженец Рейна, и благодаря своей впечатлительности (!), он сумел отразить немецкие национальные чувства. Поэтому мы решили сохранить эту песню для немецкого народа». «Впечатлительность» - это вместо «гениальность» поэта, воплотившего в своих произведениях истинный дух немецкого народа!»

Всё это (слово в слово) перепечатано Яковом Рабиновичем в 14 главе «Рассуждения о роли интеллигенции» «его» книги «Быть евреем в России»: спасибо Солженицыну» (Москва, издательство «Алгоритм», 2005 год). из главы «Вклад евреев в мировую культуру» книги Д. Щиглика и Д. Голубева «Путь к Сиону», изданной в Нью-Йорке в 2002 году (стр. 203-229 без единого упоминания о первоисточнике.

Смешно думать, что, украв у Щиглика и Голубева столько текста, Яков Рабинович все остальные сотни страниц своего «творения» написал сам. Не боясь нарушить презумпцию невиновности, я твёрдо уверился, что есть и другие «потерпевшие авторы» и стал их разыскивать. Сделать это оказалось нетрудно, потому что их оказалось совсем немало, и они задолго до меня обнаружили вора.

Это сделал известный прозаик, историк и публицист Семён Ефимович Резник, автор дважды издававшейся книги «Вместе или врозь? Судьба евреев в России: Москва «Захаров», 2003, 2005). Своё журналистское расследование «деяний» Я. Рабиновича и издательства «Алгоритм», а также переписку с директором «Алгоритма» Николаевым С.Е. Резник отразил в обширном эссе «Алгоритм Рабиновича», опубликованном в 2007 году в «Международной Еврейской газете» в Москве и в том же году в первом номере нового нью-йоркского русскоязычного журнала «Время и место». Эссе «Алгоритм Рабиновича» опубликовано также в интернетовском издании «Заметки по еврейской истории». Привожу несколько положений из этого обстоятельного труда С. Резника.

Во-первых, об издательстве «Алгоритм», расположенном в Москве на улице Клары Цеткин (дом 18, корпус 5). Среди сотен авторов этого, казалось бы, судя по названию, ориентированного на научную проблематику издательства, есть один академик, фамилия его Шафаревич, пять книг которого украшают каталог «Алгоритма». Но это не те книги, что сделали его ученым и привели в Академию Наук, а те, что вывели из науки и из цивилизованного общества: от давнишней уже «Русофобии» до новейшей – под интригующим названием «Трех-тысячелетняя загадка», Все они посвящены не математике, а зловещей роли евреев во всемирной истории с древнейших времён и по сегодняшний день.

Помимо Шафаревича авторами издательства являются: Юрий Мухин – издатель и редактор национал-сталинистской газетки «Дуэль». В «Алгоритме» им издано 10 книг. - Абсолютный рекорд, по подсчету Резника, держит Олег Платонов: пятнадцать томов, и каждый размером с комод. О том, чем эти комоды заполнены, тоже можно судить по издательским аннотациям. Вот одна из них: «В книге О. Платонова «Русское сопротивление. Борьба с Антихристом» большое внимание... уделено отражению событий, связанных с деятельностью внутренних врагов России и прежде всего «сионистской партии» и еврейских экстремистов, сеющих национальную рознь и пытающихся возвыситься над народами России.

Знойное светило на «алгоритмовском небосклоне» – это Борис Миронов, в прошлом министр в правительстве Ельцина, а затем уголовный преступник, разыскиваемый властями. Название его книги - «Иго иудейское» - пояснений не требует, а имя автора звучит гордо. В каталоге издательства почетное место отводится также классику антисемитской литературы Георгию Васильевичу Бутми. В аннотации к его книге «Кабала и свобода» говорится: «В справедливых, но жестких оценках Бутми отражается бескомпромиссная борьба, которую в начале XX века вели русские люди с еврейским расизмом, сионизмом и масонством, отстаивая национальные интересы России»

С Георгием Васильевичем Бутми соседствует Сергей Александрович Нилус, хотя при жизни близнецы-братья друг друга не жаловали. Оба «классика», независимо друг от друга, обнародовали «Сионские протоколы», и каждый претендовал на первенство. «Алгоритм» их теперь примирил.

И вот в эпицентре этого антисемитского хоровода Семён Резник узрел, наконец, Якова Рабиновича Собственной персоной! Прямо из еврейского анекдота.

В книгу с игривым заголовком «Быть евреем в России: спасибо Солженицыну» (2005) Рабинович вписал 300(!) страниц из первого издания книги Резника «Вместе или врозь?». Почему только из первого? Да потому, что выхода второго издания, вдвое большего по объему он просто не дождался. С трудом натолкнувшись в потоке краденого не на свой кусок текста, Семён Резник, с помощью интернета, легко обнаружил, что этот фрагмент принадлежит московскому журналисту Илье Мильштейну. Рабинович знатно поживился его статьёй «Мессия, которого мы потеряли», («Зарубежные записки», 2005, №1.)

Не обошел он вниманием и доктора исторических наук Г.В. Костырченко, автора фундаментальных работ об антисемитской политике Сталина. С особым аппетитом он обглодал статью Г. Костырченко «Из-под глыб века» («Лехаим», май 2003).

Но и это ещё не все «обкраденные». Живущий в Нью-Йорке военный историк Марк Штейнберг сообщил в Международной Еврейской Газете (МЕГ) (12 июля 2006): следующее: «...приведу примеры «хищения» Рабиновичем из моей собственной книги «Евреи в войнах тысячелетий», седьмое издание которой вышло в Москве в мае 2005 года. Целые абзацы из нее, без кавычек и ссылок помещены на стр. 45, 187, 189, 190, 197, 198 – всего 163 строки. Ну, а затем, господин Яков Рабинович, видимо, решил, вообще не мелочиться, и списал из моей книги целую главу. У меня она называется: "Судьба высших военачальников-евреев после войны". Яков Рабинович ее никак не озаглавил, но списал дословно, не сославшись на источник».

С.Е. Резник обнаружил и вторую книгу Рабиновича, изданную в «Алгоритме» - «Россия еврейская» (у меня, каюсь, до неё руки не дошли), но, как выяснил Семён Ефимович - это не другая книга, а по сути дела та же самая, только уполовиненная и одетая в другую обложку для снятия второго урожая с той же самой нивы. По-видимому, в первоначальном, то есть более толстом варианте этого творения у М. Штейнберга откушены более жирные куски текста, о чем он сам, как впрочем, и другие авторы, возможно, еще не знает.

Резник отмечает, что «Алгоритм» настругал добрую сотню томов про то, что вся погибель и порча от евреев идет, и вдруг – на тебе: в книгах Рабиновича звучат какие-то иные мотивы, хоть и чужими словами, но от «его», казалось бы, имени, вещается нечто совсем иное, чем у Шафаревича, Бутми и Нилуса. Оказывается, что в евреях таится какая-то жизненная сила и без них Матушка-Русь давно бы с глобуса соскользнула в ту самую бездну бытия! Вот какие чудеса может сотворить один «избранный» Рабинович, чья книга, как указано в издательской аннотации, «написана в ярком эмоциональном тоне и представляет интерес для широких кругов читателей, интересующихся историей российского еврейства».

Но кто такой Яков Рабинович? Существует ли? Может быть, это только персонаж из анекдота, еврейский подпоручик Киже? Кабы так, замечает С. Резник, то гангстерская акция «Алгоритма» была бы не лишена остроумия. Но Резник выяснил: Яков Рабинович – не миф, а реальное лицо. В советское время он преподавал самое передовое учение, то есть марксизм-ленинизм в каком-то украинском вузе, а несколько лет назад, уже пенсионером, исчез из родного города и, по слухам, переселился в Германию. Оттуда и совершает разбойничьи набеги на российские нивы, где коррупционный уровень на уровне Зимбабве и где можно не только торговать краденым, но и выдавать краденое за своё. Один из его бывших учеников вовремя подсуетился на сибирской нефти и, в благодарность за науку, стал финансировать «литературную» деятельность учителя. Похоже, плату ученик начисляет по валу – за погонные метры текстов; а поскольку нарабатывать их пером не так производительно, как топором, то новатор орудует ножницами. Первый мешок настриженного он сплавил издательству «Международные отношения». Получив солидный куш от щедрого мецената, оно скоростным методом изготовило «трехкирпичник» Я. Рабиновича под названием «В поисках судьбы: еврейский народ в круговороте истории» (М., 2001-2003). И – чуть не захлебнулось в гневном потоке писем от обкраденных авторов.

Пока слава плагиатора не стала всеобщей, ему удалось пробраться на страницы МЕГ, но следом в газете появилось письмо профессора Я.Я. Этингера:

«В "Международной Еврейской Газете" (№ 31-32 за 2003 год) была опубликована статья некоего Якова Рабиновича "Израиль: борьба за жизнь вчера и сегодня". Эта статья целиком и полностью является плагиатом, заимствованием из моей книги "Это невозможно забыть: «М., 2001 (стр. 223-231)... Обращаюсь к редакции "МЕГ" с просьбой сделать соответствующие выводы из моего письма».

Надо отдать должное газете – она не только опубликовала это письмо, но сопроводила его четкой ремаркой:

«Редакция выражает сожаление, что была введена в заблуждение недобросовестным автором и не считает возможным публикацию второй части статьи Я. Рабиновича "Израиль: борьба за жизнь вчера и сегодня", а также приносит свои искренние извинения профессору Я.Я. Этингеру, постоянному автору "Международной Еврейской Газеты"».

Понятно, что после этого с Я. Рабиновичем никто уже не желал иметь дело. Пока на шальные нефтедоллары не клюнул «Алгоритм», охотно превративший очередные преступные намерения грабителя в совместные с ним преступные действия.

Резник вступил в переписку с директором «Алгоритма» С.В. Николаевым, в ответных письмах которого поражает отсутствие малейшей попытки оспорить факт плагиата или отговориться тем, что издательство о нем не знало: само-де было обмануто нечестным «автором». Вместо этого он, с неподражаемой «наивностью», сообщает, что «Алгоритм» не платил за краденное, а получил его с приплатой, - потому-де и претензий к нему быть не может. Обращайтесь, дескать, с претензией к самому Рабиновичу, он в своём договоре с издательством брал на себя разборки со всеми «третьими лицами». Ну а если этими «третьими» окажутся Шекспир или Омар Хайям, издательство тоже будет ни при чём? Алгоритм абсурда!

Что до утверждения директора издательства, будто тираж обеих книг был целиком отдан «заказчику», то С.В. Николаев не учел, что это можно проверить. По просьбе Резника его московские друзья обратились в «Алгоритм» с вопросом, где можно купить две книги Я. Рабиновича, и получили справку, что они продаются в ряде магазинов Москвы, включая фирменный магазин издательства. Книги были куплены, и торговые чеки Резнику пересланы. Ну а я начал свои заметки со свидетельского показания, что купил опус Рабиновича в «Русском магазине» В Калифорнии за 20 долларов. Полагаю, что продаётся она и в Германии, где живёт сейчас Рабинович, и в Украине, гражданином которой он является, и вообще везде, где «пахнет» русско-еврейским духом.

В своём журналистском расследовании С.Е. Резник отмечает, что плагиат существует издревле, но никогда еще литературные воры не действовали так открыто и нагло, как в современной России. К примеру, черносотенные предтечи «Алгоритма» были очень осмотрительны. Когда фабриковались «Протоколы сионских мудрецов», то в основу была положена французская книжка полувековой (для того времени) давности, тираж которой был на корню уничтожен цензурой Наполеона III, а автор вскоре погиб. Этот никому не ведомый раритет и был превращен в «Протоколы», затем переведен на русский язык и только после этого опубликован, причем не теми лицами, которые фабриковали текст. Неудивительно, что источник плагиата был обнаружен только через двадцать лет, почти случайно, а алгоритм многоходовой комбинации не до конца выявлен до сих пор.

Сегодня предосторожности не требуются. Приходит Рабинович с мешком краденого, выкладывает пачку зелененьких, и дело сделано. Плевать на то, что текст настрижен из широко циркулирующих книг, имеющихся в продаже; что авторы скоро узнают о грабеже.

Обе книги «Алгоритма», украшенные именем Якова Рабиновича, завершаются таким аккордом (2005, стр. 701-702; 2006, 382):

«Излагая свои размышления и дополнения к книге А. Солженицына, я не имел ни малейшего намерения оправдывать тех евреев, которые лично участвовали в преступлениях коммунистического режима, но у меня нет и потребности каяться за их грехи. И тем более у меня нет стремления умалить причастность евреев к тем потрясениям, которые переживала Россия до рево­люции, во время революции и после революции, или к тому, что страна переживает сегодня. Евреи жили в одной стране с русскими и другими народами царской, а затем советской империи; значит, своей деятельностью содействовали всему хорошему и плохому, что происходило в стране, где они жили, трудились, учились, творили... А так как образовательный ценз у них был выше, чем в среднем по стране, то соответственно и участие их во всем значимом (в революции и контрреволюции, в разрушении и созидании, в межпартийной и внутрипартийной борьбе, в науке и искусстве, в литературе и журналистике, в экономике и медицине) было соответствующим. Нравятся они кому-то или не нравятся, но они были такими, какими были, и иными быть не могли. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: человечество в целом, каждая страна в отдельности и Россия в особенности, имели, имеют и будут иметь таких евреев, каких они заслуживают».

Это скопировано снова из книги С.Резника (2003, стр.422), причем тут экспроприатор-марксист оприходовал не только его текст, но и его отношение к предшественникам Рабиновича. Под пером плагиатора это выглядит особенно пародийно, ибо у него-то есть очень серьезный, сугубо личный стимул оправдывать, холить, лелеять экспроприаторов всех мастей, любить их самой нежной любовью, как самого себя. А что касается «Алгоритма» и прочих российских национал-патриотов, принявших Я. Рабиновича в свои объятья, то в его лице они действительно обрели такого еврея, какого заслужили. Они хотят выглядеть идейными борцами за что-то и против кого-то, но ни в какие еврейские или масонские заговоры они не верят, никаких идей, взглядов, убеждений – даже нацистских – у них нет. Спереть то, что плохо лежит, - в этом весь их алгоритм.

От себя добавлю:

Каким духовным убожеством надо обладать, чтобы таким наглым путём демонстрировать миру свою авторскую индивидуальность и творческую значимость? (Это – о Рабиновиче!)

Каким должен быть уровень профессионального и правового бесстыдства, чтобы, присвоив и автору [(с)Рабинович., 2005] и издательству [(с) «Алгоритм» 2005] Copyright, так откровенно чувствовать свою безнаказанность за издание и коммерческое распространение наворованных плагиатором чужих знаний, мыслей и мнений (это о московском издательстве «Алгоритм»).

 

*) Прим. редакции. В этом тексте, повторенном в двух книгах, несколько ошибок. Во-первых, Ф. Клейн и Г.Вейль не были евреями. Во-вторых, Ф.Клейн, Г.Минковский умерли задолго до прихода нацистов к власти. См. статьи Евгения Берковича "Наука в тени свастики: портреты и судьбы. Проблемы Гильберта". Альманах «Еврейская Старина», №2(26) 2005  и «Вы уволены, господин профессор!», журнал "Заметки по еврейской истории", №3(94) 2008.

 

***

 

А теперь несколько слов любителям путешествий. Выбор авиационной компании для полета в отпуск и обратно - дело ответственное. Нужно тщательно взвесить и стоимость билетов, и время в пути, и количество пересадок, и ожидаемый комфорт во время полета... Есть компании типа "люкс", где билеты в несколько раз дороже средних. Например, Люфтганза. А вот авиабилеты Аэрофлот вполне оптимальны: они в меру дешевы, но комфорт сейчас на них резко возрос. Можно даже заранее, еще на земле, заказать себе меню: хочешь, вегетарианское, хочешь, кошерное... На мировом рынке авиаперевозок "Аэрофлот" занимает свое почетное место.

 


E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 480




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/Golubev1.php - to PDF file

Комментарии:

Эд
Москва, Россия - at 2011-06-10 15:09:47 EDT
Дайте человеку заработать
Владимир
Москва, РФ - at 2010-10-20 10:48:53 EDT
Да, еще тот плагиатор. Могу добавить: начало главы "Рассуждения о роли интеллигенции" он содрал у российского писателя А.Бушкова