©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь 2008 года

Эрнст Левин


Слово о словах, или «Ми hу еhуди?»

Пока есть расы, национальности и религии, и нет мирового правительства, люди стремятся как-то самоопределиться, примкнуть к одной из больших групп. Человеку для относительного комфорта и спокойствия за свои права достаточно установить (а ещё лучше – выбрать себе по вкусу): национальность, вероисповедание (включая атеизм) и гражданство.

Эти три признака, как правило, присутствуют в личных документах граждан демократических стран: паспорте и удостоверении личности.

Разумеется, окружающих – от государственных чиновников и общественно-политических деятелей до потенциальных работодателей или кандидатов в родственники – живо интересуют и другие наши анкетные данные: семейное положение, местожительство, родной язык, образование, партийность, и т.д. Потому и приходится заполнять так много анкет.

Некоторые отдельно взятые чиновники отдельно взятых стран не прочь бы внести в личные документы граждан ещё кое-какую информацию, чтобы сразу, без всяких анкет, видеть, с кем имеешь дело, как лучше использовать данного "клиента", и насколько ему можно доверять.

Например, в Северной Ирландии им очень удобно знать, католик ты или протестант, в Канаде – из французов или англичан, а в Израиле (или даже в Соединённых Штатах!)– твой родной язык: иврит, арабский, русский, польский, испанский и проч.: сразу видно, кто годится в сотрудники, в приятели или родственники, а кого следовало бы несколько остерегаться.

Но Бог с ними, с окружающими. Поговорим о самоидентификации: Кем я сам себя считаю и какую запись хотел бы видеть в своих личных документах?

Я, например, почти 40 лет прожил в СССР, затем 10 в Израиле и (по работе, оставаясь израильским гражданином) переехал в Германию. Поделюсь опытом.

В Советском Союзе

Там я в смысле самоопределения никаких трудностей и дискомфорта не испытывал: всё было просто и ясно. В русском языке, наряду с такими орнаментальными изысками, как "избранный народ", граждане Моисеевой веры, иерусалимские дворяне, израэлиты, инвалиды пятой группы, марамойцы, безродные космополиты, жидовские морды и проч., был и один официальный термин: еврей. Второй – иудейопределял религию, и большевики его отменили. им достаточно было этнического признака (как и нам, родившимся после революции и понятия не имеющим о религии). Меня это устраивало, поскольку исключало сомнения, как и ложь или лицемерие. Папа мой был Мотл, мама – Лэйке, дед – Ицхок, бабка – Ципора, говорили они "по-еврейски", а кто-то из предков, как я узнал позже, был древний еврей по имени Леви и говорил он "по-древнееврейски!. Так что я, безусловно, еврей.

Даже если бы один из родителей был русским или белорусом, я имел право выбрать себе для записи в паспорте любую из двух национальностей: по отцу или по матери. Вот какой либеральной была советская власть! Впрочем, и при царе было вполне вольготно. Если обрезан, молишься в синагоге, кушаешь кошерное и носишь лапсердак с пейсами – пиши в анкете "иудей". Не молишься, не кушаешь, не носишь – ставь прочерк (атеист) или переходи в православие. (Еврей легко креститься мог, к примеру, – как писал Борис Слуцкий, –

"...И полноправным сделался бы вновь:

Ведь царь, он нас преследовал за веру,

А здесь – биологически, за кровь"!)

Я лично ставил бы прочерк: во-первых, необрезанный и сало ел, а во-вторых – не за кровь, так за веру, а всё равно били, и я бы не стал переходить из преследуемых в преследователи).

Дискомфорт же в Союзе нередко испытывали те, кто родился от смешанного брака и выбрал себе (сам или по воле родителей) "коренную" национальность, попутно сменив имя Залман Хацкелевич на "более благозвучное" Захар Харитонович. Во-первых, его мгновенно разоблачали и посмеивались. Во-вторых, плохо честному человеку, вынужденному думать одно, а говорить другое. Говорить вслух "я – русский" или "моё отечество – великий русский язык и русская культура". А про себя думать: "Дедушка с бабушкой погибли в гетто. Все мои друзья евреи... За каждого израильтянина сердце болит. А Библия наша? А исход из египетского рабства? А Массада? А наша победа в Шестидневной войне! А наши Нобелевские лауреаты, скрипачи, шахматисты!?.. Какой же я русский?"

Но, повторяю, у меня, "чистопородного", ни сомнений, ни искушений не было. И в 1968 году, после Пражской Весны, я изложил в своей записной книжке шутливое "кредо":

Я по западному раю от томленья не сгораю:

Я и в нашенском аду, даст Господь, не пропаду.

Но из ада ли, из рая ль, а пархатого жида

Все пути ведут в Израиль. Значит, братцы, мне – туда!

В Израиле

Русское слово еврей мне очень нравится: оно звучит почти в точности, как наше древнее самоназвание на родном языке: иври ( Во всяком случае, оно гораздо созвучнее ему, чем английское Hebrew, французское Hebréu, немецкое Hebräer, испанское hebreo или итальянское ebreo. Первый раз слово еврей (иври) встречается в Книге Бытия (глава 14, стих 13) применительно к праотцу Аврааму: "...и сообщил это Авраму-еврею", затем в Быт.39:14, 17; 41:12 и в других Книгах Торы.

Не станем вступать в старый этимологический спор: откуда взялось это слово. У тех, кто читал Библию по-русски ("Ветхий Завет"), – спора нет: еврейэто значит: потомок Евера, жившего, согласно библейской хронологии, в 1723-2187 г.г. по сотворении мира. Евер был семитом (по имени своего прадеда Сима, старшего сына допотопного Ноя). Следовательно, первым евреем на земле надо считать первого сына Евера, появившегося на свет где-то около 1743 года от сотворения мира т.е. 4020 лет тому назад. Забавно, что считая первым семитом первенца Сима и допуская, что одновременно с ним появился и первый антисемит, мы вычислим, что это произошло в 1658 году, то есть на 915 лет раньше первого еврея!

У тех же, кто читал Библию на иврите и других языках, возникла ещё одна этимологическая версия. Имя Евера, которое по-еврейски читается "Эвер" – однокоренное со словами "сторона, переход, переправа" и т.п. Соответственно иври. может значить не только "от Эвера" (т.е. еврей), но и "с той стороны, потусторонний, переправившийся" и т.п. И возможно, так назвали Авраама, который переселился в Ханаан из-за (ме-эвер) реки, из Ура халдейского. А произошло это в 2023 году – то есть спустя 280 лет.

Значит, и Авраам, и мы с вами, его потомки, стали евреями (иврим) более 3600 лет назад. И заметим, название это (будь оно от Эвера или от Аврама-Заречного) – чисто этническое, генеалогическое – ничего общего не имеет с религией, с нашей будущей монотеистической верой, ныне именуемой иудаизмом. Правда, не все потомки Авраама – евреи. Первый сын его – от рабыни-египтянки Агари – Ишмаэль (Измаил) стал родоначальником арабов, наших «двоюродных братьев». Мы же – потомки Ицхака, сына Авраама и его любимой жены Сарры. Не отсюда ли пошла еврейская (галахическая) традиция определять национальность по матери? Иначе и арабов – семитов (то есть, потомков Сима, ноева сына), надо считать евреями.

Сын Ицхака Яаков (2108-2255), получивший от Всевышнего имя Исраэль (Богоборец), имел 12 сыновей, положивших начало 12 племенам коленам израильским. Таким образом, около 3500 лет назад иврим (евреи) получили и второе название: бнэй Исраэль (сыны Израиля), исраэлим (израильтяне), или просто Израиль. Позже, вернувшись из египетского рабства в Ханаан, Землю Обетованную, мы так и назвали её: Страна Израиля (Эрэц Исраэль). По дороге, в самом начале Исхода, мы получили Тору, став избранным народом, приняли Моисеев закон, а говоря по-современному – иудаизм. Как появилось это последнее слово?

Началось с раздела страны между "коленами" на области, названные по именам сыновей Яакова. Постепенно из 12 наделов образовались 2 царства: северное – Исраэль и южное – Йеhудá (по-русски Иуда) – так звали родоначальника самого крупного племени, надел которого был примерно в границах этого царства). Потом чужестранные завоеватели уничтожили северное царство, и все оставшиеся евреи оказались жителями Йеhуды (то есть йеhудим)! По-русски (через греческий) страну стали называть Иудеей, её обитателей – иудеями, а их религию – иудаизмом. В других языках тоже "свято место" пустым не осталось: английский Jew, французский Juif, противный немецкий Jude, испанский judeo и восхитительный польский Żyd (Жыд) не заставили себя ждать. И даже в самом иврите слово йеhуди (иудей) почти вытеснило любимое мною самоназвание иври (еврей). Сейчас его встретишь разве что в качестве редкого прилагательного: "сафа иврит" (еврейский язык), "милон иври-руси" (еврейско-русский словарь) или "hа-Университа hа-Иврит би Йерушалаим". А в моём удостоверении личности написано: "hа-леум – йеhуди". Переведёшь на русский – получится: "национальность – иудей"! И всё! А у арабов:"hа-леум – арави". И всё! И это мне не нравится.

Хочу заметить: я не пишу сейчас научное исследование о том, насколько тесно связаны у нашего народа религия и национальность; не оспариваю того, что только религия помогла нам сохранить свой народ в течение 2000 лет гонений; не настаиваю даже на том, что слова иври и йеhуди должны иметь разный смысл (так же как Hebrew и Jew, Hebréu и Juif, Hebräer и Jude). Единственное, что я утверждаю: мы, говорящие с младенчества на русском языке, привыкли, что еврей – национальность, а иудей – религия, переучиваться нам поздно, мы хотели бы и впредь, на своей исторической родине соблюдать это различие. По крови я – еврей (иври), по вере – никто: я близок к иудеям и к их религии, но опять же по крови, так как они – тоже евреи! Почему же меня – ничуть не изменившегося с приездом в Израиль, теперь называют йеhуди (иудей)?! Ведь я по-прежнему не молюсь в синагоге, не сделал обрезания, не зажигаю субботние свечи, а однажды привёз из галилейского кибуца полсвиньи в багажнике!

Может, я выходец из колена Иуды? Нет, судя по фамилии, я вышел из колена Леви.

Или я – житель Иудеи? Тоже нет. Живу в Тель-Авиве (надел Дана), а предкам моим, левитам, надела при делёжке не досталось, они могли жить в любом месте Эрец Исраэль!

А может, надо быть иудеем для самоуничижения – поскольку у христиан слово иуда превратилось в символ низкого предательства? Но у нас же это нормальное имя Еhудá, этимологически связанное с благодарением (Богу)...

Неудобно мне, некомфортно, чувствую себя лицемером поневоле. Будто притворяюсь правоверным, а сам, шейгец, запихиваю кабанчика в свою огромную морозилку...

Весной 1972 года в Минске, после многих отказов и всяческих репрессий, я попросил Кнессет присвоить мне израильское гражданство и отказался от советского. Помню, с каким облегчением и даже наслаждением я писал тогда "президенту" СССР Николаю Подгорному: "...Фактическое бесправие и беззащитность перед произволом унижают моё человеческое достоинство. Оно не позволяет мне больше оставаться полу гражданином, и я предпочитаю отказаться от ставшего формальным гражданства как от соучастия в лицемерии".

В Израиле есть всё: и демократия, и свобода вероисповедания, и национальное равноправие. Но одну ошибку наши отцы-основатели, как мне кажется, всё-таки совершили. Они допустили непростительный языковый бильбуль (путаницу), смешав в слове "йеhуди" понятия религии и национальности; не отделили церковь от государства, и позволили ей влиять на главнейший для нас Закон о возвращении 1952 года и на решение важнейшего вопроса: кого считать евреем? (Ми hу йеhуди?) В стране массовой иммиграции от его решения зависят судьбы миллионов людей, будущее народа и государства.

Что бы я предложил, будь моя воля и власть? Изменить Закон о возвращении? Это – во вторую очередь. А для начала – ликвидировать бильбуль, запутавший всех, как при вавилонском столпотворении и, кстати, продолжающийся также в диаспоре – с тех пор, как существует это двусмысленное слово: йеhуди, иудей, Jude, Żyd... А как это сделать?

Помните притчу о том, как еврей жаловался раввину на тесноту своей лачуги? Ребе дал ему совет: "Впусти ещё козу". Я бы впустил в своё удостоверение даже парочку "коз":

1.               Леýм (национальность): иври

2.               Дáат (религия): прочерк

3.               Сфат hа-эм (родной язык): русит. Ну, а в паспорте, разумеется:

4.               Эзрахýт (гражданство): исраэлит

Поясняю по пунктам.

1.                Неважно, кто у меня еврей, мама или папа: я выбираю. Главное – я сознаю себя евреем. Если бы родители не были евреями, а я хотел бы им стать, будучи юдофилом и патриотом Израиля, я бы честно написал "белорус" или "татарин", прошёл бы упрощённый, без придирок, неортодоксальный гиюр, записал во втором пункте "йеhуди" и, стал бы полноправным "по Галахе" гражданином Израиля, исраэли.

2.                Если бы я был израильским арабом и в первом пункте написал "арави", то во втором указал бы, мусульманин или христианин (последних в стране тоже много и они внушают больше доверия).

3.                Многие израильские арабы и давние иммигранты знают иврит не хуже своего национального языка и могут указать его как родной. Это поможет при трудоустройстве, да и в контактах с чиновниками иногда общим языком может оказаться как раз ваш родной: не придётся страдать из-за слабого иврита. В общем, не помешает указать его в документе.

В Германии

Здесь в последние десятилетия появилось множество так называемых "контингентных беженцев" – евреев из бывшего СССР. Во многих еврейских общинах их стало уже больше, чем "коренных немецких" евреев. Содержит их государство, но – через посредничество этих самых местных еврейских общин, называемых "Kultusgemeinden”, то есть религиозными общинами. Их объединяет общегерманский "Центральный Совет евреев в Германии" и... синагога.

Мне кажется, германское правительство "недурственно устроилось". Решив восстановить уничтоженное нацистами еврейское население и историческую справедливость, компенсировать благотворительностью кошмар геноцида, оно приняло на себя финансовую часть этой задачи, а моральную ответственность возложило на самих евреев. А точнее, на иудеев, Juden, поскольку в Германии (как и в царской России) за нами признаётся только религия. Иудеи решают, кого из потенциальных иммигрантов признать себе подобными и дать ему визу; они же определяют, кого из приехавших допустить в свою "Kultusgemeinde" и принять "в долю" при делёжке получаемой от государства помощи. Часто это порождает конфронтацию внутри общин, между "немцами" и "русскими".

Мне это не кажется идеально справедливым. Ведь Гитлер уничтожал всех нас, этнических евреев, Hebräer (хотя лицемерно продолжал называть иудеями, Juden), а не только набожных; он и выкрестов не щадил, и "породнённых лиц" – то есть, поступал, как поступил бы и Сталин, проживи он ещё несколько месяцев! Выходит, "компенсация за геноцид" положена не всем его жертвам и не всем, кого подвергали расовой дискриминации в обеих тоталитарных империях, а лишь тем, кто религиозен или притворяется таковым, чтобы получить свою "долю". А таких, благодаря советскому воспитанию, среди "флюхтлингов" – меньшинство.

Большинство же не рвётся к посту и молитве, не соблюдает Субботы и кашрута, они (о ужас!) не обрезаны, а если ходят в синагогу, то не из религиозной, а из национальной солидарности. Для них вернуться к своему народу означает стать не религиозным ортодоксом, а просто свободным евреем: открыто любить свой народ, гордиться его историей и его Государством, знать его язык, традиции и праздники, культуру и литературу, жить его радостями и бедами. А отношения с Богом – интимное дело каждого. И я хорошо понимаю тех людей моего поколения, которым опротивели коллективные восславления КПСС и её фюреров на общих собраниях и которые невольно переносят это чувство на коллективные молитвы.

В Израиле, как сказано выше, решение проблемы "Ми hу – йеhуди?" и приём новых граждан ещё далеки от совершенства, но пока – гораздо ближе к нему, чем в Германии, и приём в общество – например, нееврейских членов семей репатриантов – более демократичен.

Но я верю, что в Германии, где церковь отделена от государства, вопрос этот решится быстрее и, как говорится, сам собой, "явочным порядком".

Бывшие евреи СНГ станут (уже становятся!) большинством членов (и избирателей!) в еврейских общинах, научатся демократическим выборам, обретут материальную независимость и влияние – и возглавят эти общины, которые сперва "де-факто", а затем и "де-юре" из "Israelitische Kultusgemeinden" превратятся в "Hebräische Volksgemeinden" для всех евреев – по рождению и по убеждению, а не только для правоверных "галахических".

Иначе мы рискуем не вернуть, а оттолкнуть людей от своего народа. И тогда, наедине с русским языком и менталитетом, с русским телевидением, книгами и песнями, с российскими паспортами они станут невольными проводниками русских имперских интересов, которые стали ещё ощутимее, чем до распада "Империи Зла".

2004 г.

 
E ia?aeo no?aieou E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 928




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer10/ErLevin1.php - to PDF file

Комментарии:

Элиэзер М. Рабинович - Эрнесту Левину и Тартаковск
- at 2009-06-30 13:53:27 EDT
Израиль создавался сионистами /из Росссии по преимуществу - европейски цивилизованными, образованными атеистами/ как ПРИНЦИПИАЛЬНО СВЕТСКОЕ государство. Лапсердачники, правящие бал в современном Израиле, приведут страну к гибели - как уже привели 25 веков назад.
...Пейсатые не заменят этих людей ни в лабораториях, ни на производстве, ни в армии, ни даже в у элементарных заводских станков: с пейсами и бородами напрочь оторвёт и головы.


Маркс Самойлович, опять не могу согласиться с Вашим воинственным атеизмом. "Лапсердачники" во главе с Иохананом бен Закаем создали современный иудаизм две тысячи лет, который пережил и римскую, и много других империй. Они - то дерево с глубокими корнями, которые сохраняют еврейский народ, и с которого падают такие фрукты как Эйнштейн, Маркс, Маркс Самойлович,Рабинович; с которого подбирают плоды такие люди как Магомет. История Западного мира - это евреизированная история, и без "лапсердачникрв" ни евреев, ни такой истории не было бы. А почему Вы полагаете, что Ваша рубашка и брюки почетнее лапсердака?

Элиэзер М. Рабинович - Эрнесту Левину
- at 2009-06-30 13:42:48 EDT
Не станем вступать в старый этимологический спор: откуда взялось это слово. У тех, кто читал Библию по-русски ("Ветхий Завет"), – спора нет: еврей – это значит: потомок Евера, ...
У тех же, кто читал Библию на иврите и других языках, возникла ещё одна этимологическая версия. Имя Евера, которое по-еврейски читается "Эвер" – однокоренное со словами "сторона, переход, переправа" и т.п. Соответственно иври. может значить не только "от Эвера" (т.е. еврей)


Исходя из последней этимологии, в какой-то антисемитской советской книжке утверждалось, что "еврей" означает "перешедший", т.е. "преступник"! Еврейская Энциклопедия начала 20-го века (Брокгауз-Эфрон)рассматривает обе версии этимологии и указывает, я думаю, что правильно, что в Библии народы НИКОГДА не называются по действию (как, скажем, Александр Македонский), а только по праотцу, так что вторая версия должна быть отвергнута. Интересно, что где-то в Торе говорится, что после победы иудеев над филистимлянами, евреи, бывшие в стане последних, примкнули к иудеям, т.е. в то время иудеи были лишь одной из еврейских семей. Потом оба термина слились.

Эдмонд
Хайфа, - at 2009-05-13 04:45:40 EDT
М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2009-05-12 15:04:21 EDT
Уважаемый Эрнст Левин! Выполнив Ваше пожелание прокоментировать статью, честное слово, больше не собирался к ней возвращаться, пока не возмутился комментарием Тартаковского, посмевшего заявить, что "лапсердачники№ загубили государство 25 веков назад. Простите великодушно, дважды русскоженатый господин - кто Вам дал право на такие утверждения? Вы сами ярчайший пример того, что наличие 160 поколений грамотных предков ещё ничего конкретному человеку не гарантируют - подумайте сами - тогда что, можно утверждать, что православные попы загубили Киевскую Русь?????.
Именно эти "лапсердачники" 25 летней давности, да и Ваши предки, минимум ещё 4 поколения назад (всего-лишь), дали Вам право быть тем "не помнящим родства" "иваном", который может позволить себе брезговать тем главным фактором, который (единственно) дал Вам шанс иметь еврейское государство и быть его гражданином. Иначе, если бы не эти, в том числе Ваши предки "лапсердачники", ходили бы сейчас 5 раз в день к намазу, или восстанавливали в России "основы православной культуры".
Видите ли, "лапсердачники" загубили 25 веков назад государство!? Может быть спасли, всё-таки, Вас, как еврея?
А если Вам это (быть евреем) не важно и, даже, не нужно - кто мешает Вам стать русским, или кем ещё?
Быть евреем, если иметь хоть какую-то мораль, подразумевает знать (и уважать) своё национальное наследие никак не меньше, чем его пытаются восстановить в сегодняшней России, хотя им вообще непонятно что восстанавливать. Однако же - пытаются.

Евгений Майбурд - к полемике о статье Э.Левина
- at 2009-05-12 21:29:28 EDT
«Неважно, кто у меня еврей, мама или папа: я выбираю. Главное – я сознаю себя евреем».

Одно дело - личное право на самоидентификацию, другое дело – принятые в том или ином сообществе определения идентичности – этнической, религиозной...

«Если бы родители не были евреями, а я хотел бы им стать, будучи юдофилом и патриотом Израиля, я бы честно написал "белорус" или "татарин", прошёл бы упрощённый, без придирок, неортодоксальный гиюр, записал во втором пункте "йеhуди" и, стал бы полноправным "по Галахе" гражданином Израиля, исраэли.»

- «по Галахе» - кавычки, боюсь, более уместны, чем имел в виду автор. Нет такого понятия, как «гражданин по Галахе», потому что нет галахи о гражданстве.
- государство Израиль, как и некая община в Германии, могут принимать какие угодно определения понятию «еврей». В одном случае определение будет соотвествовать Галахе, в других – нет. Менять Галаху сегодня не позволено никому – ни ортодоксальным раввинам, ни реформистским «раввинам».
- «упрощённый, без придирок, неортодоксальный гиюр» не делает гоя евреем, потому что не соотвествует Галахе.

Автор статьи заблудился в дефинициях. Пожелаем ему найти верный путь!

Критик
- at 2009-05-12 15:46:29 EDT
"И тогда, наедине с русским языком и менталитетом, с русским телевидением, книгами и песнями, с российскими паспортами они станут невольными проводниками русских имперских интересов"
------------------------------------------------------
Не высоко ли хватанул автор об имперских интересах?Защитить он нас хочет. Определения ищет неопределяемого. Бессмысленно это. И статья бессмысленная. Не лучше ли ему статью написать о том, кто человек? Это попроще. Или кто казак, или писатель? Пусть поупражняется в беспредметном словословии.

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2009-05-12 15:04:21 EDT
XPYCT- Monday, May 11, 2009 at 20:53:12 (EDT)
Эрнст Левин Monday, May 11, 2009
Уважаемый Эрнст Левин. Когда Вы пересказываете разные книги, это звучит забавно. Когда Вы строите "научные догадки" или рекомендации израильскову МВД - по-детски самоуверенно и настолько же далеко от жизни. Однако в конце статьи появляется следующее:
"Иудеи решают, кого из потенциальных иммигрантов признать себе подобными и дать ему визу; они же определяют, кого из приехавших... принять "в долю" при делёжке получаемой от государства помощи…
Мне это не кажется идеально справедливым..."
- вот тут-то читателю и становится ясно, из-за чего весь сыр-бор. Это уже совсем печально.

>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Ничуть не критика /т.е. логические возражения с какими-то практическими выводами/, но хамские поучения какого-то безвестного хруста - человеку талантливому, известному /и, приходится добавить, глубоко больному/.
Израиль создавался сионистами /из Росссии по преимуществу - европейски цивилизованными, образованными атеистами/ как ПРИНЦИПИАЛЬНО СВЕТСКОЕ государство. Лапсердачники, правящие бал в современном Израиле, приведут страну к гибели - как уже привели 25 веков назад.
Может быть, самая большая беда Израиля - эмиграция более полумиллиона /10% всех евреев страны/ НАИБОЛЕЕ активной, технически образованной части населения в самом цветущем возрасте, - людей, принимаемых где-угодно и способных найти себе где-угодно применение.
Пейсатые не заменят этих людей ни в лабораториях, ни на производстве, ни в армии, ни даже в у элементарных заводских станков: с пейсами и бородами напрочь оторвёт и головы.
Не хлебом единым жив человек - и эмиграция, о которой речь, лишь относительно колбасная.
Израиль не дореволюционная Монголия и не допотопный Тибет, наводнённых некогда ламами. Для исправления культа /что тоде необходимо/ нет нужды в таком количестве бездельников. Израиль всё более погрязает в мракобесии, о чём написал здесь некий Костя из Хайфы, - ему тут же прочистили мозги наши умники, живущие не в Израиле, но в германиях и америках, откуда так удобно и безопасно советовать.
Не хлебом единым жив человек - и эмиграция, о которой речь, лишь относительно "колбасная". У Кости из Хайфы /у тысяч и тысяч, о чём свидетельствуют публикуемые опросы/ не колбаса на уме...
Международные олимпиады старших школьников демонстрируют упадок израильского образования в важнейших, когда-то профильных у евреев науках - в математике, физике, химии... Раввины тут не помогут.
Об этом, в сущности, мудрая статья Эрнста Левина – оригинальная, умная, содержательная, ясно и просто написанная. Во всех отношениях блистательный текст. Если БЫ удалось внедрить в жизнь практические положения, предлагаемые автором, это БЫ весьма помогло делу.
Хрустовское же высокомерие - пустейшее словоблудие

David
- at 2009-05-12 13:56:20 EDT

Иначе мы рискуем не вернуть, а оттолкнуть людей от своего народа. И тогда, наедине с русским языком и менталитетом, с русским телевидением, книгами и песнями, с российскими паспортами они станут невольными проводниками русских имперских интересов, которые стали ещё ощутимее, чем до распада "Империи Зла".


Логика последнего абзаца, как говорится, - просто абзац!
Давайте отменим Галахические правила, чтобы не было проводников "русских имперских интересов"...

Согласен, вне зависимости от Матроскинского "смешно", - грустно.

В принципе, своим содержанием эта статья, как и статья Е. Берковича, орповергает своего автора.

Матроскин
- at 2009-05-12 11:00:04 EDT
Боюсь, слово "смешно" в моем сообщении было неправильно интерпретировано. Оно относится к тому логическому нонсенсу, что производится очень смешная ссылка на неопределенность в качестве определения.

Далее, самое главное в САМОчувствии, применительно к условному термину "национальность", это САМОидентификация, поскольку все остальное от лукавого.

Точно также я поддерживаю идею отлучения любого вероисповедания от рычагов управления государством, поскольку иначе невозможно избежать гражданской войны мировоззрений.

Кое в чем второстепенном тоже согласен с автором.

Владимир Вайсберг
- at 2009-05-12 07:07:09 EDT
Статья интересная и читается с увлечением.
Несколько смущает недовольство автора термином "иудей" в применении к себе самому. Но это его - автора, право и дело.
Положение дел в Германии описано неточно. Социальная помощь назначается еврею - беженцу вне зависимости от того, состоит ли он в Общине или - нет. Разные общины по - разному решают вопрос принадлежности к еврейству. Ортодоксальные - "чтобы мать была еврейкой".
Либеральные -"чтобы один из родителей был евреем."
В удостоверении личности гражданина Германии пункт "национальность" вообще отсутствует.
Что лучше для Израиля - решать не берусь. Там виднее...
Успехов автору и удачи!

Эдмонд
Хайфа, - at 2009-05-12 03:50:44 EDT
Уважаемый Эрнст Левин! Свой взгляд на этот вопрос, я упреждающе высказал в статье - "Цветки в проруби", размещённой на форуме. Должен сказать, что вижу проблему национальной идентичности евреев несколько под другим "углом". И не одним.
Если помните, ещё история Древнего Египта даёт проблему необходимости сохранения первичного генетического наследия (кода), которая очень жёстко и логично решалась в семьях "Великого Дома". Такая методика имела свои генетические и интеллектуальные последствия. Однако, при всём негативе, однозначно свидетельствовала об осзнании уже тогда всей значимости проблемы. Евреи, если помните ТаНаХ, пошли более рациональным путём закрепления и сохранения ментальных характеристик своего, наиболее древнего, из сохранившихся , народа. Дальнейший исторический путь евреев, приведший к уникальному, по результатам, сохранению национальной ментальности, не может характеризоваться словами - совпадение случайностей, это вполне конкретный, хорошо просматриваемый ВЕКТОР, давший несопоставимые ни с чем (кем) другим результаты. Умение видеть этот вектор, требует другого типа уважения и осознания результатов, далеко выходящий за Ваше видение вопроса, изложенное в статье. Я не стану пугать Вас терминами Адам Кадмон и т.д., увязывая их с проблемами сохранения объёма информации - Вы выдержите, а некоторые другие участники Гостевой, могут, от незнания, впасть в буйство. Тем не менее, переходя к реалиям и юридической практике жизни нашего народа в нашем государстве (а не в США, Канаде, Германии, или где ещё), должен сказать - только чёткая национальная самоидентификация является необходимым условие комфортного психологически, и оправданного юридически, нахождения человека в Израиле.
"гордоны", "характеризующие себя, скорее как антисемиты", здесь не нужны, да и морально им живётся здесь трудно. Им лучше жить в "бостонах".

Матроскин
- at 2009-05-11 19:41:34 EDT
Кто такие тавасты, квены, бесермяне и нагайбаки?
Это дети тавастов, квенов, бесермян, и нагайбаков!
Так кто же такие тавасты, квены, бесермяне и нагайбаки???
..........................................!
Смешно.