Zinberg1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь  2007 года

Масааки Сираиси


Японский дипломат Сугихара Тиунэ, который спас 6000 евреев

Перевод с японского и предисловие Якова Зинберга

 

Предисловие

Несмотря на то, что участие Японии во Второй мировой войне заключалось в первую очередь в военных действиях в регионе восточной Азии, что до сих пор достаточно отрицательно влияет, в частности, на ее взаимоотношения с Китаем и двумя корейскими государствами, история спасения нескольких тысяч евреев в годы войны японским дипломатом Сугихара Тиунэ приобрела в Японии широкую известность.  Вероятно, в этом сказывается, с одной стороны, евроцентризм современного японского общества, а с другой, причем в большей степени, – еще и востребованность положительного героя на фоне возрастания национального самосознания  японцев, подавленного как послевоенной гегемонией американских ценностей, так и «кризисом идентификации» в связи с нерешенностью проблем военного времени с ближайшими соседями.  Есть и политики, которые, не отставая от общества, нуждаются в Сугихара, откликаясь тем самым на другого рода запросы времени.

  Известность Сугихара за рубежами Японии также возрастает.  Лишь только чуть более месяца назад, в октябре 2007 года, президент Польши  Лех Качинский объявил о награждении особой медалью за спасение евреев в годы войны 53-х человек, среди которых был и награжденный посмертно Сугихара Тиунэ.  Возвращаясь к популярности Сугихара в Японии, хочется отметить, например, прошедший в декабре прошлого года в префектуре Гифу, в Университете Мэйдзё, международный симпозиум под названием «Холокост и Сугихара Тиунэ», на котором присутствовало около 400 человек, с призывом не забывать подвига Сугихара выступил бывший посол Израиля в Японии Эли Коэн, а профессор Инаба Тихару (Университет Мэйдзё)  рассказал о результатах своей исследовательской работы, проводившейся в Израиле. 

  В конце августа этого года в городе Оцу префектуры Сига открылась фотовыставка профессионального фотографа Дзюфуку Сигэру, жителя города Оцу, под названием «Сугихара Тиунэ и виза на жизнь – через просторы Сибири».  Кстати, именно в этом городе произошел в апреле 1891 г. тот самый случай, когда японский полицейский ударил мечом по голове цесаревича Николая Александровича, проезжавшего через Оцу во время своего путешествия по Азии, причинив в будущем последнему российскому императору легкое ранение.  Фотограф Дзюфуку Сигэру более 10 лет собирал материалы о Сугихара и евреях, которых он спас, и представил на выставке 160 фотографий, отснятых вдоль «пути Сугихара»:  Польша, Литва, Москва, Владивосток, берега Японии.  Альбом с этими фотографиями мне подарил Сираиси Масааки, когда мы недавно встретились с ним для обсуждения публикации его статей на русском языке.

  Администрация города Цуруга, в который прибывали беженцы-евреи, в середине сентября этого года приняла решение, в большой степени по просьбе многочисленных посетителей, придать временной экспозиции под названием «Цуруга – порт гуманизма» статус «постоянной».  С октября 2006 г. по конец августа нынешнего года около 27 тысяч посетителей осмотрели более 50 экспонатов выставки, в том числе и личные вещи, которые оставили в Цуруга беженцы.  Открытие постоянной экспозиции запланировано на март будущего года, и устроители очень надеются на то, что им удастся выставить на обозрение оригинал визы, подписанной рукой Сугихара.  Дело в том, что из более чем двух тысяч виз, выданных Сугихара, в Японии в наличии имеется только один экземпляр, хранящийся на родине Сугихара в городе Яэдзу префектуры Гифу, а в остальных странах имеются в наличии еще лишь более десяти экземпляров.  С обладателем одного из них – гражданином Израиля в возрасте 71 года, которому было 4 года, когда его родители получили 30 июля 1940 г. визу, заверенную Сугихара, и добрались до порта Цуруга, - устроители выставки вступили в контакт и очень надеются, что в марте будущего года он приедет в Цуруга и позволит воспользоваться визой как экспонатом.  «Японцы все еще нас помнят?» - с чувством спросил он представителей выставки и пообещал оказать им содействие.

  На родине Сугихара в небольшом городке Яэдзу его помнят и любят:  летом этого года состоялась «Неделя Сугихара 2007», в рамках проведения которой было прислано более двух тысяч коротких стихотворений в жанре «танка», посвященных Сугихара, проблематике войны и мира, правам человека.  Японский школьник написал такие стихи:  «Война тебя не видит, не узнает.  Назовите по имени!  Меня позовите!».  А в начале этого месяца, 8 ноября 2007 года, в Яэдзу с успехом прошла постановка пьесы под названием «Свет меноры», в которой участвовали 42 школьника младших классов.  Все в этой пьесе, помимо сюжета, – музыка, песни, включая песню под названием «Одна виза», - осуществили сами дети.  Согласно сюжету, в Яэдзу встретились двое детей – Нанами и Сэнпо (вариант прочтения имени Сугихара), которые, играя друг с другом, узнают подробности того, что совершил в Литве Сугихара, и решают стать «светом, освещающим мир».  Среди зрителей было 160 школьных учителей, приехавших в Яэдзу со всей страны.

  Нельзя не отметить и того, что проблематика деятельности Сугихара относится также и к чрезвычайно сложной сфере оценки поведения дипломатов во время Второй мировой войны.  В частности, крайне запутанной представляется исходный характер деятельности, пожалуй, самого известного дипломата, спасавшего евреев:  Рауля Валленберга.  7 сентября этого года в Москве при участии посольства Швеции прошел исследовательский семинар на тему «Историческая роль и современное значение Рауля Валленберга», в ходе которого шведский историк Пол Левин (Университет Упсалы) выступил с двумя докладами по тематике семинара и предложил рассматривать личность и вклад Валленберга не в мифических тонах, а с позиций реализма:  нам остается с нетерпением ждать выхода в свет его книги о Валленберге в будущем году. 

  Где же проходит тот самый разрез, который отделяет самостоятельную личность от исполнителя воли вышестоящих инстанций?  В популярной литературе о Сугихара, как правило, речь идет о том, что он действовал вопреки указаниям Министерства Иностранных Дел Японии и едва ли не поэтому не мог вернуться в МИД на работу после завершения войны.  В связи с этим сразу же необходимо отметить, что если и в настоящее время Японию достаточно убедительно обвиняют в отсутствии самостоятельной внешней политики в условиях существования неравноправного японо-американского Договора о безопасности, то после окончания войны МИД Японии в течение многих лет функционировал исключительно под надзором оккупационного режима, установленного США.  Следует учесть и тот немаловажный факт, что Сугихара вернулся в Японию после войны непосредственно как бывший японский военнопленный в Советском Союзе. 

  Что же касается его дипломатической карьеры после закрытия консульства Японии в Каунасе, то по свидетельству Бандо Хироси, почетного профессора Университета  Мэйдзи, со ссылкой на архивные материалы МИДа Японии, из переписки между высшим руководством МИДа Японии и послом Японии в Германии Осима следует, что последовавшее назначение Сугихара исполняющим обязанности консула Японии в немецком городе Кёнигсберге в специально сформированном для сбора информации о Советском Союзе и советско-германских отношениях новом консульском представительстве Японии следует считать проявлением высокой оценки «способностей и достижений Сугихара». 

  Кроме того, следует отметить и противоречивую позицию правительства и военных кругов Японии того периода времени в отношении «еврейского вопроса».  Достаточно припомнить хотя бы проведение так называемых «Конгрессов евреев Дальнего Востока» по указанию руководства военных кругов Японии, в ходе первого из которых – он состоялся в Харбине в конце декабря 1937 года – ведущий представителей евреев доктор Кауфман (A.I. Kaufman, врач по профессии, в то время глава Еврейской общины Харбина в возрасте 52 лет) поставил две задачи:  трудиться на благо создания независимого еврейского государства в Палестине, поскольку причиной бедствий евреев мира было именно отсутствие еврейского государства, и вместе с тем продолжать деятельность на благо Манчжурии (марионеточного государства под господством Японии), в которой, по словам Кауфмана, евреи проживали в благоприятных условиях.  В заявлении, принятом на первом конгрессе, Советский Союз осуждался как источник разрушения традиций и культуры евреев, упоминалась поддержка Японией признания за евреями права на создание еврейского государства в Палестине, изложенного в «Бальфурской Декларации», и утверждалось, что борьба Японии против коммунизма способствовала установлению мира и согласия на Дальнем Востоке.  Но всего более поражает выступление одного из главных «экспертов» по «еврейскому вопросу» того времени Хигути Киитиро, в то время генерал-майора, возглавлявшего секретное военное ведомство Японии в Харбине, который восхвалял природные качества евреев, обвиняя европейцев в несправедливом отношении к евреям, которое, по словам Хигути, если и имело какие-либо основания под собой, то лишь по причине потери евреями своей собственной государственности.  В этой связи вспоминается статья, опубликованная в газете «Хоккайдо Синбун» 21 сентября этого года, в которой говорится о необходимости пересмотреть «образ» Хигути и, в частности, признать его «гуманистом» уровня Сугихара Тиунэ со ссылкой на то, что в свою бытность главой секретного военного ведомства Японии в Харбине в 1938 г. Хигути  позволил «нескольким тысячам евреев поселиться в Манчжурии» и тем самым спас их от нацистского режима.

  Надеюсь, Сираиси Масааки, заместитель начальника Архивного отдела при МИДе Японии, в своих серийных публикациях расскажет нам правду о Сугихара Тиунэ, имя которого будет храниться в памяти еврейского народа исключительно с благодарностью и любовью, и поможет разобраться в подчас противоречивых сведениях.  Сираиси-сан просит сообщить читателям, что семья Сугихара Тиунэ и он лично радуются тому, что переводы будут публиковаться на русском языке, которым Сугихара прекрасно владел и который он так любил.

  Наконец надеюсь и на то, что Сираиси-сан разъяснит нам суть разногласий между профессором Гиллелем Левиным (Hillel Levine), автором популярной книги о Сугихара под названием In Search of Sugihara, и семьей японского дипломата, дошедших вплоть до судебного разбирательства.  Ведь это относится и к гораздо более основательной судебной тяжбе:  об ответственности евреев перед своим собственным народом, прежде всего всеми теми, кто так хотел спастись, но которых никто так и не спас.  Перед тем мальчиком, которого я недавно разглядывал на одном из фотоснимков расстрела евреев и который мне очень запомнился:  совершенно голый, но при этом почему-то в кепке, несоразмерно большой кепке, и его вот-вот расстреляет безжалостный убийца.

Яков Зинберг

 

 

  Что Вам известно о японском дипломате Сугихара Тиунэ? 

Он был дипломатом, но ему не довелось быть ни министром иностранных дел, ни послом, ни консулом:  его должность не назовешь высокой.  Однако его популярность в последние годы в Японии все возрастает:  в 2006 году одна из крупнейших телекомпаний Японии, основываясь на результатах анкетного опроса,  отобрала «100 великих людей, которых почитают японцы» (категория «великих людей» включала в себя не только японцев, но и представителей всех стран и народов мира), и Сугихара Тиунэ оказался на 49-м месте.  А в этом году та же самая телекомпания отобрала на этот раз «100 героев, которых почитают японцы» (и на этот раз объект исследования не ограничивался японцами), и Сугихара занял 15-е место.

 

Сугихара Тиунэ

 

  Почему же так высоко ценят этого человека?  Дело в том, что во время Второй мировой войны вопреки правительственному указу он по своему собственному решению выдал транзитные визы беженцам-евреям, которые пытались добраться до «третьих стран» проездом через Японию, и заслужил уважение тем, что таким образом спас примерно шесть тысяч человеческих жизней.  Накануне начала Второй мировой войны в июле 1939 года он был назначен вице-консулом и получил приказ открыть консульство Японии в литовском городе Каунасе.  Как известно, 1 сентября того же года нацистская Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая война, так что когда Сугихара прибыл в Каунас, война уже началась, и обстановка была опасной.  А через год, в июле 1940 года, было принято решение об аннексии Литвы Советским Союзом, и множество евреев, стремившихся выбраться из Литвы, толпились у порога консульства Японии в Каунасе, надеясь получить транзитную визу, позволявшую проезд через Японию.  В то время Советский Союз осуществлял аннексию трех прибалтийских государств, включая Литву, и не желал признавать присутствие в этих странах иностранных дипломатических представительств, и консульству Японии в Каунасе было в свою очередь приказано, как со стороны советских властей, так и со стороны правительства Японии, прекратить всякую деятельность до конца августа.  Вот в каких условиях Сугихара день за днем до конца августа 1940 года выдавал транзитные визы.

  Однако все эти обстоятельства в течение длительного времени оставались малоизвестными.  Дело в том, что сам Сугихара об этом говорить не хотел.  Но евреи, которых он спас, ничего не забыли, и после того, как послевоенная жизнь наладилась, начали его разыскивать.  Когда у консульства Японии в Каунасе столпилось множество евреев-беженцев, Сугихара попросил их выбрать из свей среды пять представителей и вел с ними переговоры, и вот один из них, ныне покойный Нисел Вайсброд (Wajsbrod Nisel), собственными усилиями добился места советника посольства государства Израиль в Японии, упорно разыскивал Сугихара, и в конце концов в 1968 году вновь повстречался с Сугихара Тиунэ, который в то время был сотрудником торговой фирмы.  Это произошло 28 лет спустя после того, как он получил транзитную визу в консульстве Японии в Каунасе.

 «Обнаружение» Сугихара обрадовало евреев-беженцев, которых в своё время он спас и которые разбрелись затем по всему свету, а также и их семьи, и уже в следующем 1969 г. Сугихара был приглашен в Израиль, где ему вручили медаль от правительства государства Израиль.  Более того, в 1985 г. правительство Израиля наградило Сугихара медалью «праведника народов мира» («медаль Яд Вашема»), которая является высшей наградой за спасение евреев с риском для собственной    жизни. Среди японцев Сугихара был первым, получившим эту медаль, и до сих пор остается единственным награждённым японцем.  Между прочим, в мемориальном парке Яд Вашем в Иерусалиме посажены памятные деревья в честь награжденных «медалью праведника», есть среди них, конечно же, и дерево в честь Сугихара.

 

На Аллее Праведников в Яд.Вашем. Фото Масааки Сираиси

 

 

  На следующий год после награждения, 31 июля 1986 г., завершив наполненную превратностями жизнь, Сугихара скончался в возрасте 86 лет, но чувство благодарности к нему со стороны евреев вовсе не собирается утихать и по сей день, и в разных концах света продолжают возводиться памятники и мемориалы в его честь.  Кстати, в 1998 г. правительство Израиля распорядилось выпустить крупного размера почтовые марки в честь дипломатов, которые в годы Второй мировой войны, не щадя жизни, спасали евреев, и среди них, конечно, есть и марка в честь Сугихара.

 К тому же популярность Сугихара стремительно возрастает и в Литве, где происходили события, о которых пойдет речь.  В 1991 г. Литва приобрела независимость, и когда были восстановлены отношения с Японией, одну из улиц Вильнюса, столицы Литвы, переименовали в «проспект Сугихара», тем самым почтив память японского дипломата.  Кроме того, то самое здание в Каунасе, в котором в своё время располагалось консульство Японии и где Сугихара выдавал транзитные визы, теперь служит мемориалом в честь Сугихара, в помещении которого, в частности, проводится обучение японскому языку и в котором в целом размещается важнейший центр деятельности по развитию культурного обмена между Литвой и Японией.

 В октябре 2001 г. в Вильнюсе в рамках двустороннего обмена состоялось «Празднование столетия со дня рождения Сугихара Тиунэ», в котором лично участвовал в то время являвшийся президентом Литвы Адамкус (Valdas Adamkus) и в ходе которого он и супруга Сугихара Тиунэ, госпожа Сугихара Юкико, посадили памятное вишневое дерево (известное как «сакура»).  К тому же в ходе празднования Университет Васэда, один из наиболее известных частных университетов Японии, выпускником которого является Сугихара, установил в  Вильнюсе памятник в честь дипломата, и в памяти еще свежо, как в текущем году император и императрица Японии, находясь в Литве с первым такого рода визитом, посетили этот памятник вместе с президентом Литвы Адамкусом (в 2003 г.Адамкус потерпел поражение в ходе выборов президента Литвы, но после того, как добившийся победы новый президент Роландас Паксас (Rolandas Paksas) был уличен в том же году в наличии скандальных связей с российской мафией и в следующем 2004 г. был вынужден уйти в отставку, вновь состоялись выборы, в результате которых Адамкус опять был избран президентом).  На обеде в честь прибытия в Литву императорской четы Японии президент Адамкус заявил, что Сугихара «снискал уважение народа своим гуманистским подвигом» и подчеркнул, что Сугихара зародил духовную связь между двумя далекими друг от друга странами, отметив, что «он построил особого рода мост между двумя государствами».

Уже более двадцати лет прошло с тех пор, как Сугихара ушел из жизни.  Сугихара, как свидетельствуют вышеприведенные слова президента Литвы Адамкуса, и по сей день остается личностью, которую высоко оценивают в мировом сообществе.  В Японии имя Сугихара постепенно начинает упоминаться даже в школьных учебниках. 

   Тем не менее, когда начинаешь узнавать о нем подробнее, сразу возникает масса загадок, и мы теряемся перед ними.

   Например, почему Сугихара был послан в Каунас в качестве вице-консула?  Суть работы консульства состоит в том, чтобы гарантировать безопасность японских граждан в иностранном государстве, в пределах которого расположено консульство, и выдавать визы местным жителям, собирающимся ехать в Японию. Однако, в тот период времени, когда Сугихара был направлен в Литву, в Каунасе, кроме Сугихара и его семьи, не проживал ни один японец, и, с другой стороны, почти никто из литовцев не собирался отправляться в Японию, то есть среды для обычной консульской деятельности там просто не существовало.  Тогда почему же его туда послали?

   Другое обстоятельство: почему тысячи евреев-беженцев обращались в японское консульство летом 1940 года?  Многие беженцы оказались теми самыми людьми, которые в предыдущем году сбежали из Польши, которую поделили между собой Германия и Советский Союз.  Почему эти люди смогли сбежать оттуда?  И почему они в следующем году обратились именно в японское консульство, а не в какие-либо другие консульства?

   И, наконец, самый существенный вопрос: почему Сугихара, несмотря на приказы из МИДа Японии, не прекращал выдавать визы?  Японское правительство того периода времени придерживалось позиции обращения с евреями на тех же основаниях, как ко всем прочим иностранцам, справедливо и объективно, даже если Германия, с которой Япония находилась в дружественных отношениях, преследовала евреев.  При этом не положено было выдавать визы тем, у кого еще не была определена страна следования, принимавшая того или иного иностранца, и тем, у кого не было в наличии достаточных средств для передвижения.      Но среди тех людей, которым Сугихара выдавал визы, было много таких, кто не имел ни страны следования, ни достаточных средств. В результате весной 1941 года получилось так, что в японском городе Кобэ вынуждены были проживать некоторое время более тысячи евреев-беженцев, и японская полиция не знала, как обращаться с ними.  Этим забытым всем миром беженцам почему протянул теплую руку спасения Сугихара?  Очень много есть загадок.

   Более того, к нашему огромному сожалению, существует книга на английском языке, которая создала множество недоразумений  о Сугихара, распространяя искаженный образ его личности.  Этой книгой является монография In Search of Sugihara, 1996 г., издательство Free Press, написанная профессором Бостонского университета Гиллелем Левиным (Hillel Levine).  Книга эта настолько насыщена ошибочными предположениями в отношении исторических фактов и неаргументированными  утверждениями, что супруга Сугихара, госпожа Юкико Сугихара, обнаружив в этой книге (в японском переводе) образ своего мужа, совершенно далекий от правды, поразилась настолько, что даже заболела. Родственники покойного Сугихара возбудила иск против профессора Левина с требованием отмены публикаций японского издания этой книги и возмещения убытков, связанных с оскорблением чести.  Решение японского суда не привело к отмене публикаций японского издания, на чем так настаивали родственники Сугихара, но по поводу диффамации суд частично поддержал их позицию, и иск завершился тем, что японское издательство, которое несло ответственность за издание книги, заплатило компенсацию.

   Но все же остается без ответа такой вопрос: почему профессор Левин хотел исказить образ этого прекрасного человека?

   После тщательного прочтения этой книги создается такое впечатление, что профессор Левин никак не может поверить в чистую и добрую волю человека.  Ему кажется, что Сугихара вопреки приказам МИДа Японии выдавал визы, отказавшись от сна, от обедов, и в своей голове непременно удерживал некий умысел, что не может быть на свете человека, который бы спасал бы чужих людей с риском для своей жизни.  Разве следует так думать в каждом случае?

   Японская пословица гласит:  «Птицу, загнанную и случайно попавшую за пазуху, охотник не убивает». Какой смысл в том, чтобы опровергать тот факт, что человек может обладать «чистой добротой»?

   Каждый, посещающий Освенцим или Музей-мемориал «Яд Вашем», увидев страшную сторону сути человека, ощущает ужас и потрясение.  Нельзя не разглядеть жестокость человека - это факт.  И нельзя забывать об этом.  Но все же  человек обладает и прекрасными свойствами.  Мне хотелось бы сослаться на слова Гидеона Хаузнера, прокурора на знаменитом суде по делу  Адольфа Эйхмана. Это слова о шведском дипломате Рауле Валленберге, который спас тысячи евреев, пользуясь полномочиями дипломата:

  «В современном мире мало того, во что можно поверить, и молодых людей, имеющих надежды и свои идеалы, тоже мало. Рауль Валленберг является редким человеком, который предоставляет нам, даже тем, кто не слышал о нем почти ничего, знание о надеждах и идеалах».

 

На Аллее Праведников в Яд.Вашем. Фото Масааки Сираиси

 

   Именно таким именно «редким человеком» и был Сугихара.  Я уверен в том, что именно поэтому предоставление о нем подлинной информации - означает дарить многим людям надежду.  В своих серийных статях мне хотелось бы подробно рассказать читателям о жизни Сугихара, начиная с  рождения и вплоть до совершения его главного дела: выдачи виз в Каунасе.  Я от всего сердца желаю, чтобы читатели узнали правду об этом прекрасном человеке. 

 

(продолжение следует)


   


    
         
___Реклама___