Kogan1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Сентябрь  2007 года

 

Иосиф Коган


Где у евреев родина?

Этот вопрос задавали себе испокон веков не только евреи, но и представители многих других народов. Я далек от мысли, что мне удастся сейчас на него ответить. Но проанализировать его, воспользовавшись той методологией, которая принята среди людей, имеющих отношение к науке, я попробую. И, следуя этой методологии, разделю большой вопрос на несколько меньших, анализировать которые, как мне представляется, будет легче. Итак:

 

1. Как бы Вы назвали самое дорогое для Вас место на Земле?

Обычно его называют Родиной, но мы сначала попытаемся разобраться, что означает это понятие, есть ли у него синонимы. Я попытаюсь это сделать на знакомых мне языках.

На русском Родина – это место, где родился, синоним – Отечество (страна отцов).

На украинском слова Родина нет, есть Батькiвщина, Вiтчизна (Отечество).

На немецком – Vaterland (Отечество), иногда –Heimatland (страна моего дома).

На английском – Motherland (страна матерей), иногда – Homeland (страна дома).

На языке идиш, как и на немецком – Фатерланд.

На иврите – Моледет (Родина), для документов – Эрец лейда (страна рождения).

Таким образом, чаще всего встречаются два слова: Родина и Отечество, не совсем равнозначные синонимы. Попробуем разобраться в них по очереди.

Для объективности мне понадобились бы статистические данные относительно миграции еврейского населения в пределах территории бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза, миграции, связанной с погромами, с первой мировой войной, с отменой черты оседлости, со второй мировой войной и с массовой эвакуацией, с миграцией специалистов по назначению после окончания вузов. Но этими статистическими данными, если они вообще существуют, я не располагаю, и поэтому в качестве живого примера буду приводить себя и своих предков. Это не совсем скромно, но зато абсолютно достоверно и в какой-то мере типично.

 

2. Что считать человеку Родиной, если он родился в одном месте, а вся его жизнь проходила в других местах?

Я, например, родился в Одессе, это не худший вариант для российского еврея. Это, так сказать, моя «малая Родина», термин, придуманный, как мне кажется, в Советском Союзе, в эпоху «дружбы народов». Как будто размер Родины играет роль!

Я очень люблю Одессу, но только ту, Одессу моего детства и юности. Сейчас в Одессе по сравнению с тем, что было, евреев практически нет. От города осталась одна неподражаемая архитектура, а знаменитая душа Одессы перекочевала куда-то на Брайтон-Бич и в другие менее известные места.

В 24 года я уехал после института в Казахстан и жил там 23 года. Там образовалась семья, воспитывались дети, там я стал по-настоящему взрослым человеком, специалистом. В 47 лет я переехал в Киров (Вятку), в российскую глубинку, где жил и работал еще 20 лет.

Еще 20 лет назад я мог бы сказать словами песни: моя Родина – Советский Союз. А теперь? Формально я должен считать Родиной Украину, но имеются основания этого не желать, считать Родиной Казахстан – никак не могу, хотя какие-то основания и имеются, считать Родиной нынешнюю Россию – нет никаких оснований, хотя воспитан я в российской культуре. Считать же Родиной Израиль, куда я репатриировался почти в 70 лет, было бы неправильно со всех точек зрения. Как же мне быть? Та же судьба у моей жены, родившейся в Днепропетровске.

А у детей еще нелепее получается: родились на Украине, куда жена приезжала только на пару месяцев, чтобы родить их рядом со своей мамой, детство их прошло в Казахстане, юность – в России, сейчас они в Израиле, и вся их жизнь, по сути дела, еще впереди. Судя по нашей судьбе, трудно что-либо загадывать вперед. Где их Родина?

Видимо, считать Родиной то место, где родился, – это для евреев как-то не подходит. Я читал, что за 2000 лет после гибели второго храма в среднем примерно каждые 20 лет где-нибудь в мире происходило крупное переселение евреев с места на место. Жизнь двух-трех поколений евреев на одном месте – это скорее нонсенс, чем правило. У еврея чаще всего нет основания петь с чувством  слова известной песни композитора-еврея: «Здесь мой причал и здесь мои друзья».

 

3. Сколько поколений должно родиться и умереть на одном и том же месте, чтобы это место можно было бы назвать Отчизной, страной отцов и дедов?

Вдумаемся во второе определение – Отечество (или Отчизна), то есть страна отцов и, разумеется, матерей, а еще шире – страна отцов и дедов, страна предков.

Опять о себе. Дальше прадедов я никого не знаю. Мой прадед по отцу матери – польский еврей из Белостока, раввин. Его сын, мой дед, окончив йешиву, женился на моей бабушке в Бресте, в Белоруссии. Оттуда в начале ХХ века переехал в Одессу, там стал рабочим, но тщательно скрывал при советской власти свое происхождение из священнослужителей, хотя и сохранял за собой почетное место в синагоге. В 1941 году дедушка и бабушка убиты фашистами по дороге в казармы, в которых сожгли заживо не успевших убежать из Одессы евреев. Так что я даже не знаю места их гибели.

Сравнительно повезло со смертью, как бы кощунственно это не звучало, другому прадеду по матери. Он был болен раком и в 1911 году, предчувствуя смерть, уехал умирать на Святую землю. 7 лет тому назад его потомки, мои двоюродные братья и сестры, нашли его могилу в Тверии и восстановили ее.

Прадеды по отцу жили в местечке Бершадь Винницкой области. Дед мой имел свой каменный дом и лавку, этот дом сохранился до сих пор, и я – его прямой наследник по мужской линии, хотя для нынешних украинских властей это, наверное, смешно звучит. Дед скончался в 1919 году вскоре после того, как был избит петлюровцами во время погрома, и через несколько месяцев умерла и бабушка. Их могилы я, к сожалению, не видел. Остались на память в семейном альбоме фотография дома и фотография похорон жертв погрома.

В 13 лет мой отец стал круглым сиротой, и советская действительность выковала из него последовательно пролетария, рьяного комсомольца, молодого коммуниста, красного командира-пограничника. А в 25 лет он был выгнан из партии по доносу его же товарища по партии, тоже, кстати, еврея, за то, что его жена, то есть моя мама, втайне от своего мужа обрезала первенца. Но дочь и внучка раввинов не могла поступить иначе. Впрочем, благодаря этому отец уцелел в 1937 году, когда всех его бывших сослуживцев, работников Областного революционного архива, расстреляли. Такие вот шутки истории! К слову, я в свои 20 лет тоже был выгнан из института и из комсомола за «ошибки в политических суждениях», и только наступившая вскоре смерть Сталина спасла меня от худшего варианта продолжения моей биографии.

Умерли мои родители в Одессе и похоронены на еврейском кладбище, но там им тоже не спится спокойно, их памятник уже ломали антисемиты, и нам, их детям, приходилось его восстанавливать. Теперь же в Одессе ухаживать за памятником некому, из Одессы уехала вся родня. Но это еще что? Вон в Литве после войны дороги мостили еврейскими надгробьями. И в опустевших еврейских местечках писали мелом на оставшихся на кладбищах надгробьях: «Жиды, убирайтесь из Литвы!», хотя прочесть это пожелание было уже некому, так как оставшиеся в живых евреи убрались из Литвы, этого светоча еврейской мысли XVIII-XIX веков, как только появилась возможность.    

Так где же у евреев страна отцов и дедов? Где их Отчизна, их Vaterland и Mutterland?

 

            4. Есть ли смысл в словосочетании “историческая Родина”?

Сейчас нам говорят, что евреи приехали на их «историческую родину», хотя трудно найти на Земле такую общность людей, которая жила бы на одном и том же месте с первобытного строя до наших дней. Попробуем обдумать и это понятие, попытаемся разобраться в нем.

Если поставить вопрос так: «Где родина иудаизма?», то в памяти всплывают северный Вавилон, где наш праотец Авраам задумался о единобожии, древний Ханаан, где новая для тех времен религия обратала силу, и Синайский полуостров, где Господь даровал евреям Тору через Моисея. Это хотя и не в полной мере современный Израиль, но уж точно – Ближний Восток.

Но если говорить о конкретных людях, современных израильтянах, то вопросов много, очень много. Даже если мы возьмем за основу Тору, то самый древний из известных нам предков евреев, отец Авраама, а также Лаван, отец праматерей Рахили и Лии, жили на реке Евфрат, сравнительно далеко от Израиля. Ладно, пусть мы начнем историю со слов Создателя, завещавшего еврейскому народу, потомству Авраама, Исаака и Яакова, землю ханаанскую, и будем считать, что наша историческая Родина – это Ханаан, та географическая область, на которой мы сейчас собрались жить.

Но можно ли быть уверенным в том, что конкретно мы с вами являемся потомством тех, кто жил на этой территории 2000 лет назад? Оглянитесь вокруг себя на улице и посмотрите на лица израильтян. Этнографически Авраам и его племя были семитами, но кто из нас видел рыжих, голубоглазых и светловолосых семитов? Да и горбатый нос, который так любят рисовать на антисемитских карикатурах, присущ, скорее, не семитам, а кавказским народам. Идем дальше.

После ассирийского нашествия в VIII веке до н.э. пало северное Израильское царство, находившееся там, где сейчас расположены Галилея и Самария. Все жители этого царства (десять колен Израилевых) канули в лету истории. Ассирийцы совершили трансфер: всех евреев из Галилеи и Самарии увезли неизвестно куда, а на их место неизвестно откуда привезли другие племена. И эти другие, этнографически чуждые евреям несемитские племена поголовно приняли иудаизм ( кто в I веке до н.э., а кто и раньше). Особенно активно этот процесс шел при царе Ироде. Впрочем, царь Ирод и сам был из рода идумеян, живших южнее Мертвого моря и принявших иудаизм несколько раньше I века до н.э. Принявших иудаизм гоев называют по древнегречески прозелитами, а на иврите – герами, то есть прошедшими гиюр. И их было в древней Иудее очень много.

Но те древние геры, хоть они и не были прямыми потомками Авраама, Исаака и Яакова, но они хоть жили 2000 лет тому назад на земле Израиля. А как относиться к другому более многочисленному отряду древних геров, появившемуся в I веке н.э. на просторах Римской империи? В пору начавшегося упадка могущества Римской империи десятки (а некоторые историки говорят о сотнях) тысяч людей, особенно рабов, на огромных просторах этой империи переходили в иудаизм по доброй воле, поскольку он им нравился. Эти геры смешивались с многочисленными процветающими повсеместно на территории империи иудейскими общинами. Ашкеназские евреи, да и в какой-то мере сефарды Испании, в значительной мере являются потомками этих общин.

Нельзя умолчать о смешанных браках и о незаконнорожденных детях, ведь еврейские женщины всегда были привлекательны. Правда, в среде ортодоксальных евреев, а таких до наступления эпохи Просвещения (Хаскалы) было большинство, смешанных браков было мало. И все же, много ли среди нас прямых потомков тех, кто жил именно в Иудее 2000 лет тому назад? Сказать трудно, нужны исследования.

Что же остается евреям от слов «историческая Родина»? Ведь предки большинства из нас этнографически происходят из очень многих разных народов. Получается скорее что-то вроде «религиозно-исторической родины». Большая же часть современных евреев – люди светские.

 

        5. Может быть, евреям на роду написано быть космополитами?

Может быть, правы немцы и англичане, в языке которых не выделяется понятие «Родина», а выделяется понятие того места, где у человека дом, где ему хорошо жить? Но ведь в таком случае, если человеку станет жить в этом доме плохо, так можно ведь дом продать, и в другом месте, в другой стране, купить или построить новый дом, так сказать, сменить свою Родину. Заметим, что для многих евреев это характерно.

Может быть, евреи действительно космополиты? Но даже если это и предположить, то этого не хотят ни сами евреи в большинстве своем, ни те народы, в чьих землях отдельные евреи захотели бы найти Родину если не себе, так хотя бы своим детям и внукам. В лучшем случае им говорят так: жить – живите, но Родиной делиться мы с вами не собираемся. Даже в США, стране эмигрантов, на евреев смотрят косо другие такие же эмигранты. И нет на Земле уголка, пригодного для жизни, где бы не жили люди, считающие этот уголок своей Родиной.

Но евреям надо ведь обрести где-то свой клочок земли, чтобы стать таким же народом, как и все другие. После длительных и горячих дискуссий евреи-сионисты пришли к выводу, что земля Израиля для этой цели подходит больше, чем любая другая. Евреям, если они хотят, наконец, иметь Родину для своих детей и внуков, просто нет другого выхода, чем сделать своей Родиной вот этот крошечный уголок Земли, даже если это сопряжено с насилием. В противном случае евреям следует добровольно согласиться с ролью вечно угнетаемого и гонимого странника. Все-таки эту землю обещал нам Господь Бог, если уж нет другого юридического обоснования. Вот ведь и ООН «вняла голосу Господа» в 1947 году, хоть и не совсем так, как хотелось бы евреям. Лично я в этом вопросе во многом разделяю взгляды Жаботинского.

Правда, в Израиле достаточно много противников насилия по отношению к тем, кто хотел бы сбросить евреев в море. Понятно, когда в этой роли выступают коммунисты, вечные «борцы за справедливость и против угнетения», и им сочувствующие социалисты разных мастей, выставляющих себя защитниками слабых слоев населения. Но когда за миролюбивого социалиста Барака голосует подавляющее большинство избирателей Герцлии, где слабым слоям  селиться просто не по карману, то становится ясно, что насилие мешает прежде всего зажиточным слоям Израиля. Возникает вопрос: чем именно? Один из вариантов ответа:  им мешает не само насилие, а снижение личных доходов и угроза им вследствие арабского противостояния. Разговоры же о демократии похожи на дымовую завесу. Вспомним попутно: в 1933 году Гитлер пришел к власти в результате свободного волеизъявления в тогда еще демократической Германии. По отношению к нацизму насилие было бы тогда очень полезным шагом, но демократия в Германии сама себя добровольно угробила.

В порядке обсуждения вопроса о космополитизме хочется еще добавить, что человеку с развитым чувством собственного достоинства совсем не безразлично, как к нему относятся окружающие его люди, в том числе, а, может, прежде всего, по отношению к его национальной принадлежности. В конце концов, человек не виноват в том, что он родился от своих папы и мамы. И снова из личного опыта.

Мне не забыть выговор отца, когда я молодым, сидя на скамейке в сквере, читал книгу на идиш: «Могут увидеть!». И не забыть, как, гуляя по улицам и произнося в разговоре слово «еврей», слышал тут же: «Зачем так громко разговаривать на улице? Это неприлично». И это в стране, которую я должен был считать, а многие евреи и сейчас считают своей Родиной. Кто еще в СССР стеснялся своей национальности?

Так можно ли всю жизнь жить в страхе, потому что ты не имеешь возможности защитить себя и свое человеческое достоинство? И так ведь на протяжении веков! Если же человек живет в государстве, в котором его национальность является коренной, то он имеет возможность защищать свое чувство собственного достоинства и достоинства своего народа и по закону, и с оружием в руках. Израиль в этом смысле является для евреев уникальным государством.    

Истинными же космополитами являются не конкретные евреи, в смысле их национальной принадлежности, а богатые люди, для которых богатство и является их Родиной. Другое дело, что евреи часто бывают богатыми людьми. И это не просто случайное, хотя и приятное совпадение. Другие народы веками перекладывали на плечи евреев неблагородное, как им казалось, дело – учиться искусству делать деньги, укреплять финансовую систему своих стран, не подпуская их одновременно к работе на земле. Это исторический факт.

 

            6. Так ли уж важно жить именно на Родине, если условия жизни на том месте, где живет человек, его вполне удовлетворяют?

К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всем евреям нужна такая страна, которая была бы им и Родиной, и Отечеством. У этой проблемы тоже своя длинная история, приведу несколько исторических фактов.

О насильственном угоне евреев из Израиля ассирийцами и вавилонянами говорить не приходится, евреи в этом не виноваты, их угоняли против их воли. Но когда персидский царь Кир разрешил евреям вернуться из Вавилона на Родину, вернулась лишь меньшая часть изгнанников. Остальные не просто добровольно остались на уже обжитых землях, но и превратили Вавилон на несколько веков в идеологической центр иудаизма.

В последующие 6 веков господства в Средиземноморье древних греков и римлян иудеи вполне добровольно образовывали процветающие общины на территориях этих громадных древних государств. И все последующие после гибели второго храма 2000 лет еврейские общины возникали на все новых и новых землях Европы, Азии и Северной Африки. Каждый год евреи повторяли на Рош-а-Шана: «В следующем году в Иерусалиме», но в Иудею уезжали лишь единицы, вроде гениального поэта средневековья Иегуды Галеви. Даже тогда, когда евреев выгнали в конце XV века из Испании, и Турция милостиво открыла перед беженцами пределы своей империи, куда территориально входила и Иудея, даже тогда еврейские общины на земле Израиля остались малочисленными. Да, хотя евреи все 2000 лет после поражения в иудейских войнах постоянно присутствовали на земле Израиля, но их было здесь очень мало. До конца XIX века.

Но и после погромов конца XIX века из России в Америку потянулись сотни тысяч евреев, а в Палестину – лишь тоненькие ручейки решительно настроенных сионистов. В 70-е годы ХХ века диссиденты в СССР шли на демонстрации и в тюрьмы с лозунгом Моисея «Отпусти народ мой». А когда их по вызовам из Израиля отпускали, большая часть уезжала в Америку, кое-кто оставался в Европе, ехал в Австралию и Южную Африку, а в Израиль – только малая часть. Получилось, что диссиденты и отказники своей мученической судьбой просто открыли дорогу за железный занавес тем, кто хотел выбраться из общества «развитого социализма». Если бы США не ужесточили в конце 80-х правила иммиграции, а Россия не впала бы на какой-то период в состояние политического «беспредела», не видать бы Израилю «Большой алии».

Все это так. И все же для любого космополита, для любого человека, на Родине которого он является, скажем мягко, не совсем своим, очень важно, чтобы его народ, с которым он еще не утратил связь окончательно, имел свою Родину, пусть даже очень далекую от того места, где живет человек. Мироощущение человека, отношение к нему других людей совсем иные, чем в том случае, когда его народ Родины не имеет.

 

            7. Личная точка зрения автора.

Где же у евреев Родина? Как видим, точек зрения немало, я высказал далеко не все. И к общему знаменателю привести их почти невозможно. Я попытаюсь выразить только свою личную точку зрения.

Если принять за основу точку зрения, что Родина – это то место, где человек родился, то сейчас Израиль, к сожалению, является Родиной только для малой части еврейского народа. У большей же части евреев мира Родиной является значительная часть земной суши, включая Европу и Америку, Северную и Южную Африку, Западную и Центральную Азию, а также Австралию. Следовательно, о конкретной Родине евреев, как народа, сейчас говорить трудно. Если не считать, конечно, того, что евреи – земляне.

Если же говорить не об отдельных личностях, а о Родине еврейского народа, то воссоздать Родину, которая станет Отчизной для их потомства, а в глазах всего мира Родиной еврейского народа, которую можно с полным на это правом защищать с оружием в руках, евреи не только могут, но уже давно делают на земле Израиля. Будем верить в то, что эту задачу евреи выполнят хорошо и надежно.

Пусть Израиль и не станет Родиной для всех евреев мира. Как говорится, вольному – воля. Но все евреи мира знают и будут знать, что Родина у еврейского народа есть, и не в мечтах, а в реальности. И пусть идеи справедливости для всех не заслонят для евреев идею справедливости для них самих. Хватит скитаться по миру, «вечному жиду» пора дать постоянное пристанище.      

Полагаю, что надо не только на это надеяться, но и по мере сил каждому еврею, где бы он не жил, способствовать решению этой сверхзадачи.  

 

***

 

Вопросов к докладчику было немного. Запомнился вопрос д-ра Александра Глущенко: «Как относиться к этой проблеме людям, у которых родители имеют разную национальность?». Ответ был кратким: «Я им глубоко сочувствую, ибо всю жизнь их мучает раздвоенность. Если они – хорошие дети, то они должны с равной любовью и уважением относиться к национальным чувствам и отца, и матери, а это бывает нередко очень трудно совместить. Если же они встают на сторону национальности одного из родителей, то жизнь таких людей обычно приобретает некоторую определенность, но это почти всегда обижает другого родителя, и в этом тоже нет ничего хорошего». 

Ряд интересных мыслей, дополняющих содержание доклада, прозвучал в выступлениях присутствовавших. Д-р Александр Вильшанский подчеркнул, что вопрос «Где у еврея Родина?» неразрывно связан с вопросом «Кого считать евреем?», особенно остро второй вопрос стоит перед теми, кто родился от матери-еврейки и отца-нееврея. От ответа на этот вопрос как раз и зависит ответ на вопрос «Где у человека Родина?», если под Родиной понимать не только место, где человек родился, а страну, которую он ощущает своей. Потому что в ней живут люди, которых он понимает (язык и психологию) и которые его понимают, которые образуют  народ, частью которого он себя чувствует, менталитет которого ему близок. (Например, у племени нет понятия «родины», оно есть только у народа, у племени есть понятие «земля». Племена американских индейцев не представляли собой народ, поэтому и не смогли объединиться против бледнолицых.)

Как быть, например, человеку, который родился в России, вырос в России, говорит по-русски, впитал в себя российскую культуру, воевал, наконец, за Россию, дожил там до 60 лет, а потом репатриировался в Израиль? У того, у кого мать – еврейка, а отец – русский,  в России было довольно мало поводов считать себя евреями, стремиться к еврейской культуре и пр. (хотя элементы еврейского менталитета у некоторых и сохранялись, но чаще всего –  по минимуму). Людей с той же предысторией и менталитетом, но евреев по отцу, а не по матери, в СССР считали евреями, и во многих случаях они ощущали на себе  государственный  и даже бытовой антисемитизм. Им напоминали, что они – евреи, даже если они хотели бы об этом забыть и исповедывали «интернационализм».

 А когда еврей (по отцу) приезжает в Израиль, его спрашивают – а где, собственно ваша Родина? Пройдите гиюр, станьте полноценным евреем! А если он, к примеру, атеист, и против своих убеждений идти не хочет? Тогда ему говорят, примерно, такое: живите, мы вас не выгоняем, потому что имеете право на репатриацию по закону о возвращении, но вы – не еврей, и  ни ваши дети, ни ваши внуки евреями тут не будут, если не пройдут гиюр. Он же тем временем в эту землю уже врос, язык выучил, дети и внуки только на иврите говорят, по-русски не понимают. Но он – не еврей, и они – не евреи!  И в то же время  другой человек (еврей по матери), только что приехавший в Израиль, ничего этого не зная и не пройдя, имея русский менталитет и иногда даже не собираясь его менять, не собираясь толком изучать язык, страну и людей, считается полнокровным евреем. И тогда первый из них задумывается над вопросом: где же моя Родина?

Д-р Вильшанский высказал мнение, что сегодня Израиль  может считаться чьей-то Родиной только условно, частично, так как сегодня его населяет не единый народ, а этнические группы, до некоторой степени похожие на отдельные племена. Нет даже общего для всех людей закона – религиозные группы населения при решении своих проблем предпочитают обращаться в раввинат, а не в гражданский суд. При этом одни этнические группы пытаются навязывать свои законы другим группам. Что касается «единства народа» при возникновении смертельной внешней опасности, то это не более чем проявление инстинкта самосохранения.

Не определено до сих пор само понятие «еврейский народ», потому что не определено юридически само понятие «еврей». А раз так, то и законы государства Израиль могут быть на самом деле любыми, потому что неизвестно, целям и менталитету какого народа эти законы должны соответствовать. И поэтому можно констатировать, что еврейский народ на территории Эрэц-Исраэль находится еще в состоянии формирования, становления, что ему на самом деле еще предстоит стать народом. И лишь после этого, видимо, станет ясно «Кто еврей?» и «Где у евреев Родина?» 

Ту же проблему затронул и д-р Виктор Сыркин. Он считает, что принятый в Израиле метод определения еврейства только по материнской линии базируется на ортодоксально-религиозном подходе, а не на научно-энографическом, принятом в абсолютном большинстве стран мира. Такой подход противоречит не только международно-правовой практике, но и данным генетических исследований. В частности, он не согласуется с практикой еврейской общины США (примерно равной по численности еврейскому населению Израиля), где еврейство наследуется и по отцу.

Получается довольно нелепый парадокс: американский еврей только по отцу может считать своей исторической Родиной Израиль, а израильтянин, рожденный в таком же смешанном браке, - не может. Другой пример: немецкие нацисты в самой Германии делили смешанные браки на «простые» и «привилегированные». Причем к последним они относили те, где еврейкой была только жена, ее даже не обязывали носить опознавательный знак – шестиконечную звезду Давида. Напротив, супруги в «простом» смешанном браке, где евреем был только отец, приравнивались к евреям со всеми вытекающими последствиями для всей семьи. Известно, что появление в законе о возвращении пункта, по которому право на репатриацию имеет даже внук еврея, было обязано в определенной мере и нацистскими законами.

Тогда почему же по израильскому законодательству евреи только по отцу как бы и не евреи вовсе, а некие «безродные космополиты», которых Эрец-Исраель пригрела лишь благодаря их родственным связям с «чистыми» евреями. Ведь независимо от «богоизбранности» того или иного израильского гражданина, все евреи, «чистые» и «нечистые», сегодня стоят перед реальной опасностью новой Катастрофы. Поэтому у всех без исключения евреев, живущих в Израиле, перед лицом грозного вызова судьбы есть лишь один выход: осознать свою кровную общность, общность судьбы, общность Родины, настоящей и будущей. Это не благое пожелание, а суровый императив времени, и если он будет понят, – наши потомки будут жить на этой прекрасной земле. 

Проф. Мирон Фель отметил, что на его взгляд, существуют два принципиально различных подхода к решению обсуждаемой проблемы.

Первый подход – научный, с четко выраженным определением понятия «Родина» и, в частности, «Родина для евреев», такого, которое смогло бы объять поистине необъятные варианты этого определения. И если попытаться дать четкое и конкретное определение понятию «Родина», то вряд ли могут быть приняты во внимание и удовлетворены как индивидуальные, так и групповые представления о Родине. Представляется более понятным и правильным второй подход – эмоциональный. Когда восприятие Родины основано на собственных чувствах конкретного человека. Он привел пример из своего личного опыта, когда он и еще 14 новых репатриантов, специалистов по психологии и психиатрии, примерно 6 месяцев принимали участие в работе Службы психологической помощи во время Войны в Заливе 1991 года. Они, не зная еще языка, не понимая местного менталитета, буквально без крыши над головой, поняли, что нужны и могут принести пользу стране и народу этой страны.

Поэтому проф. Фель считает, что чувство Родины возникает тогда, когда человек осознает свою необходимость своей стране, что Родина там, где он нужен. Заметим, что такая трактовка близка к утверждениям, что евреи – космополиты.

Проф. Владимир Фрадкин, медик по профессии, решил внести ясность в вопрос о том, какой ответ на поднятые вопросы дает генетика, опирающаяся на конкретные факты, тем более, что в Израиле по поводу того, кого считать евреем, вопросительный акцент делается прежде всего на репатриантах из стран СНГ.

Майк Хаммер и соавторы (журнал «Сообщения Национальной Академии Наук», США, 9.05.2000) установили, что все еврейские мужчины с фамилиями Коэн, Коган, Каган и т.п., независимо от стран исхода, с высокой долей вероятности имеют одного предка, который по историческим данным и по Танаху, может быть Аароном, первым жрецом народа Израиля. Разумеется, такие заключения имеют лишь статистический смысл, но они красноречивы.

Весьма интересные факты получил известный генетик проф. Григорий Лифшиц, работающий после репатриации в Тель-Авивском университете. Выполненная им работа дала характеристику генов ашкеназских евреев, репатриировавшихся в Израиль из стран СНГ. Оказалось, что 50% генов относятся к доисторическим еврейским генам, примерно 25% - это немецкие гены, 15% - польские и 10% - гены славянских народов СНГ. И это, заметим, хорошо коррелируется с историей, со временем проживания евреев сначала в Германии, потом в Польше, в дореволюционной России и в СССР.

К этой теме можно отнести и хорошо известный факт, что в генах старшего поколения коренных жителей Израиля в значительном количестве присутствуют генетические признаки сирийцев, ливанцев и других представителей Ближнего Востока.

Из вышесказанного следует, что евреи из стран СНГ являются настолько же полноценными представителями еврейского народа, как и евреи, репатрировавшиеся в Израиль из любых других стран мира, или евреи, прожившие на земле Израиля много веков. А то, что наибольшее количество генов во всех случаях относится к доисторическим еврейским генам, косвенно дает ответ и на вопрос всей дискуссии. 

Д-р Самуил Климовицкий заметил по поводу филологических изысканий, что можно, конечно, искать значение слова «Родина»  в словарях, энциклопедиях и других книгах. Но стоит все же обратиться еще к одной книге, к той самой Книге Книг, которая на протяжении тысячелетий была и остается главной для еврейского народа и главным олицетворением евреев для других народов мира. И в ней можно прочесть, что Б-г отдал эту землю евреям, но отдал не просто так, а на определенных условиях: если они будут выполнять его наставления, то они будут жить на этой земле, а если нет, - то будут изгнаны из нее и будут терпеть притеснения в других землях, среди других народов.

К сожалению, история еврейского народа подтверждает, что так оно и было. Евреи жили в других странах и даже часто считали эти страны своей родиной, верно служили им. Но наступало время, и им напоминали о том, кто они такие и где их место. Иногда очень больно напоминали.

И вот многие из них вернулись в Израиль, но плохое опять быстро забывается. Снова, как и 3300 лет тому назад, слышны стоны и жалобы: «Зачем мы только сюда приехали? Там у нас были квартиры, машины, секретарши, мы сидели у горшков с мясом! А здесь? Нам обещали..., нам должны...» и т.д и т.п. И спрашивают себя многие евреи – что нам тут дадут, вместо того, чтобы спросить себя – а что мы можем дать этой святой земле?

Земля Израиля была в запустении 2000 лет. Только тогда, когда на ней живут евреи, она расцветает. Но для этого нужен труд, а если что-то не получается, то это означает только одно – нужен еще больший труд.  

Отражением путаницы в мыслях евреев-репатриантов прозвучало шуточное стихотворение д-ра Льва Гуревича, которое можно рассматривать и как выступление.

 

Не раз, размышлял я в различное время,

Да так и ни разу не смог разобраться.

Ну кто же такие мы, братцы евреи, -

Религия, нация или же раса?

 

Индус, эфиоп, филиппинец, китаец

При разных цветах человеческой кожи,

Обрезавши плоть и кашерно питаясь,

На нас ведь, однако, не станут похожи.

 

К тому же, по логике слов и традиций

Антисемитизм – это кредо расиста.

Но раса любая в евреи годится,

Как только начнет по-еврейски молиться?.

 

 Ну, если не раса, так, может быть, этнос

       для нас – отличительный  признак еврейства?

Но раве свидетельствует разноцветность

О предках единых, о праве наследства?

 

Итак, остается религия!

                                            Вот уж

Богатая почва для всех спекуляций.

Но вроде бы сроду Б-г дал нам свободу

Мозги изощрять и точить свои лясы.

 

Спешит демократия Б-гу в подмогу:

Пожалуйста, люди, молитвы творите

Доступному вам безотказному Б-гу

На русском, татарском, да хоть на санскрите.

 

Иврит – наша слабость и цель, и надежда.

            (А русский язык – нам любовь и отрада).

Но что до религии, - тут уж, конечно,

 уйти от «совка» -

                                40 лет еще надо!

 

Мы в думах о главном всегда одиноки,

А к смерти идем по различным дорогам.

К чему же общественные установки

О том, как вернее беседовать с Б-гом?

 

Да надо ли Б-гу, чтоб шел в синагогу

Я, Лев Моисеевич?

                                 Так меня звали.

Ведь здесь меня «русским» считают, поскольку

Ивритом вполне овладею едва ли.

 

Я отчество очень ценил, я кривился,

Когда называли меня «Лев Михалыч».

    Теперь от еврейского русского смысла

    Короткое «Лев» в теудате осталось.

 

Я все же еврей.

                                Но, любезные братцы,

Быть может, поможете мне разобраться

И статус еврейства наметите вкратце:

Религия, нация или же раса?...

 

А, может, еврея от всех отличает

Еврейского взгляда рискованный ракурс

И то, что раскрыт у него за плечами

Завещанный предками яростный парус?!

 

Весьма категорично подвел итоги дискуссии д-р Матвей Клейнер. Он не согласился с тем, что такое емкое понятие как «Родина» следует рассматривать под углом зрения отдельной личности или отдельной группы личностей. История евреев полна событиями, когда правители тех или иных стран приглашали к себе евреев, а затем наследники этих правителей устраивали погромы, грабили и изгоняли евреев из страны. Он привел известные примеры из истории евреев в Испании, Франции, Германии и СССР. У евреев было, есть и будет только одно место на Земле, которое является Родиной всех евреев, за которую наши предки воевали и откуда они были рассеяны затем по всему миру за непокорность. Эта Родина – Земля Израиля, и это, как видим, подтверждает и генетическая наука.

На сегодняшний день почти половина евреев уже вернулась сюда, на Родину еврейского народа. Конечно, не все вернувшиеся сюда евреи чувствуют себя уютно на первых порах: есть бытовые проблемы, проблема языка, проблема невостребованности или понижения статуса и т.д. Эти проблемы чаще всего присущи людям среднего и пожилого возраста, занимавшим в прошлом высокое общественное положение. Но не эти проблемы определяют, где у евреев Родина.

Так же, как дети не могут выбрать себе родителей, так и еврей не может выбрать себе Родину. Каждый еврей может выбрать себе страну проживания (если его туда примут), но Родина у всех евреев одна – Государство Израиль, что бы они сами об этом не думали. 

Хотелось бы верить, что такой прямолинейный и простой ответ на поставленный вопрос и является истиной. Время поставит все на свои места!

 


   


    
         
___Реклама___