Girin1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Август  2007 года

Илья Гирин


В чужом пиру похмелье

(Размышления о Бронзовом солдате, Эстонии, России и евреях)

 

Если бы старшине медслужбы Ленине Моисеевне (Елене) Варшавской, названной в честь «вождя мирового пролетариата», пионерке, вручавшей цветы самому «великому Сталину», комсомолке, ушедшей на фронт в шестнадцать лет и незадолго до своей трагической гибели вышедшей замуж за русского паренька-однополчанина, сказали, что ее похоронят по классическому иудейскому обряду да еще на Масличной Горе в Иерусалиме, она была бы более чем поражена,  равно, как и тому, что ее перезахоронение в Израиле превратилось в антиэстонскую демонстрацию: на церемонию были приглашены послы России, Украины, Узбекистана (?), но не Эстонии, хотя к возникшему из ничего российско-эстонскому конфликту евреи ни малейшего отношения не имели. Но обо всем по порядку.

 

Побежденные и оккупированные

 

Советским (без иронии) людям, особенно тем, у которых, как у автора этих строк, в семьях воевали все мужчины, трудно представить себе, что Красную Армию, взявшую Берлин, кто-то (кроме немцев, естественно) может расценивать как армию оккупационную, но, увы, это правда и именно относительно балтийских стран.

  Вторую мировую войну страны Балтии проиграли, не участвуя в ней, и до ее начала, когда двумя росчерками пера (Молотова и Риббентропа) была решена их судьба. Далее последовал идентичный для всех трех стран сценарий: договоры с СССР о взаимопомощи, ввод советских войск,  передача власти местным квислингам, «демократические» выборы по принципу «на одно место один кандидат, утвержденный «инстанциями», и принятое в один и тот же день решение всех трех «демократически избранных» парламентов о вхождении в состав СССР. За последовавшие до начала войну одиннадцать месяцев советский режим своими репрессиями, депортациями и арестами умудрился превратить нейтральных во врагов, лояльных - во враждебно-нейтральных, так что к июню 1941 года германские войска (как впрочем,  американцы, англичане, папуасы или готтентоты, если бы они были на их месте) воспринимались широкими слоями населения как освободители. Восстановление же того, что в мировом праве называется  status quo ante bellum, иными словами, положения на 21 июня 1941, увы, отношения к советской власти не улучшило. Помимо того, что все население всех, находившееся на любых оккупированных территориях само по себе считалось «неблагонадежным» (вопрос о пребывании на оккупированных территориях был изъят из советских анкет только во времена горбачевской перестройки),  репрессии, коллективизация и депортации, прерванные войной, возобновились ж Прибалтике и шли полным ходом вплоть до смерти «отца народов», а изменение демографического состава, т.е. поощрение миграции из других районов СССР, продолжалось и много позже, в результате чего в той же Эстонии за пятьдесят лет процент эстонцев уменьшился с 90 до 60. Естественно, что Бронзовый солдат как памятник советскому воину в таком историческом контексте рассматривался эстонским населением как символ ненавистной советской оккупации, в отличие от других мемориалов, связанных с Россией, как например,

 

Памятник «Русалке»

 

7 сентября 1893 года при переходе из Ревеля (Таллина) в Гельсингфорс (Хельсинки) погиб броненосец береговой обороны «Русалка» российского императорского флота со всем экипажем в 177 человек. Ревельские газеты (немецкие, русские и эстонские) объявили сбор пожертвований, и ровно через девять лет, 7 сентября 1902 года, на морском берегу парка Кадриорг был открыт памятник «Русалке», созданный эстонским скульптором Амандусом Адамсоном, на котором высечены имена погибших офицеров и «нижних чинов» затонувшего корабля. Памятник стоит по сей день, и никому в голову не проходит убрать его из парка, как и переименовать парк, названный в честь российской императрицы Екатерины I. А еще в Таллинне на православном кладбище покоится прах одного из самых оригинальных и известных поэтов русского «серебряного века» - Игоря Северянина, строки которого «как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб», оказались пророческими. В советские времена каждый таллиннский гид считал своим долгом процитировать, пусть даже со страшным эстонским акцентом, какие-нибудь строчки из произведений «короля поэтов», которого официальный режим, мягко говоря, не любил: декадент, не понявший революции, да еще и эмигрант. Но ни памятник «Русалке», ни могила Игоря Северянина, тем не менее, не улучшают отношения к Эстонии и не улучшают из-за того, что англичане определяют как

 

«Скелеты в шкафу»

 

Дело, собственно говоря, не в пресловутых «скелетах» - у кого их нет, - но в отношении к ним.

Чтобы не писали и не говорили всевозможные ревизионисты и «перманентные» диссиденты, Красная Армия не была и никогда не будет признана преступной организацией и не потому, что процесс над коммунизмом, точнее, над тем, что называли так в СССР и других странах, подобный Нюрнбергскому, не состоится и в отдаленном будущем, но потому, что в Нюрнберге был создан прецедент, когда Международный Трибунал не признал германский вермахт преступной организацией. Там же и тогда СС была названа преступной организацией, и  членство в СС признано военным преступлением. Вердикт этот никто и нигде не отменял, и именно поэтому бывшие эсэсовцы стараются вести себя достаточно незаметно практически во всех европейских странах. И дело не в страхе перед наказанием, которое одни получили,  другие боялись получить практически все послевоенное время, но в отношении к ним общественности. Но совсем иная атмосфера в Латвии и Эстонии: там эсэсовцы устраивают парады, почитаются как национальные герои,  практически не встречая оппозиции со стороны т.н. «титульных наций». Такого нет даже в других бывших союзных республиках: на Украине по сей день идут дебаты между украинцами о роли УПА, в Молдавии мнения молдаван разделились относительно предоставления  ветеранских прав и льгот лицам, служившим в румынской королевской армии, которая, кстати сказать, с 23 августа 1944 года воевала против нацистской Германии. Вот это отсутствие оппозиции «снизу» возвеличиванию нацистов и в Латвии, и в Эстонии говорит и о настроении большинства в этих нациях, и об искаженных морально-нравственных ориентирах.

Вполне естественно, что таким отношением к своему неоднозначному прошлому, не могли не воспользоваться кремлевские пропагандисты, раскрутившие кампанию против «фашистских задворков Евросоюза» и «фашистского режима» Эстонии. К величайшему сожалению,  развернутая в России  антиэстонская истерия, которая вышла за рамки и элементарных приличий и международных норм (Венская конвенция о дипломатических отношениях), заставила на полном серьезе задать анекдотический вопрос:

 

«А как это для евреев?»

 

Вполне естественно, что описанное выше отношение эстонской общественности к своему прошлому большой симпатии к этой стране у евреев не вызывает, но положа руку на сердце, приходится признать, что Эстония не поставляла и не поставляет оружие Сирии, и через нее «Хизболле», не помогает Ирану, грозящему стереть «сионистское образование» с карты мира, в ядерной программе, не защищает его от международных санкций и не снабжает его современным вооружением. Да и приглашения «Хамасу» посетить Таллинн от эстонского руководства не поступало, как и не было осуждений действий Израиля против террористов в секторе Газа эстонскими властями. И коль скоро речь идет о прошлом, то не России, в которой главным интеллектуальным кумиром правящей верхушки стал националистический философ-антисемит Иван Ильин, открыто восхищавшийся нацизмом и выступавший с его апологией после (!!!) 1945 года, судить Эстонию.

Спрашивается, зачем же евреям нужно ввязываться в конфликт, каждая из сторон которого ничуть не лучше и не хуже другой? Почему надо было использовать прах старшины Варшавской для участия в антиэстонской кампании, вызванной стремлением нынешнего российского руководства создать очередного «врага» для своих внутриполитических нужд? Интересно, что в аккурат в то же самое время, когда израильские, прежде всего «русскоязычные», СМИ поддерживали Россию против «фашистской» Эстонии,  российский же МИД осудил - нет, не обстрелы Израиля террориста, но его весьма сдержанный ответ! Такая позиция израильской и еврейской общественности, мягко говоря, вызывает недоумение. Ведь относительно и России, и Эстонии нельзя даже повторить ставшими банальными слова шекспировского Меркуцио: «Чума на оба ваших дома!». Нельзя потому, что чума уже свирепствует в обоих домах: чума ксенофобии и национализма, чума мстительности и нетерпимости, чума, которая в отличие от своей бактериальной «тезки» не лечится и поражает души своих жертв.  А коли так, значит, здравый смысл подсказывает, что необходимо держаться как можно дальше от этих «зачумленных» мест, а не лезть в них очертя голову думая, что «нас не зацепит». Вот это самое добровольное вовлечение евреев в искусственно созданный конфликт между двумя чужими им странами не подтверждает смакуемую многими теорию о якобы «генетически обоснованном» умственном превосходстве евреев над другими народами: ведь по-настоящему умный человек  в очаг чумы по своей воле не полезет,  - но, наоборот, доказывает абсолютную правоту Владимира (Зеэва) Жаботинского, давным-давно сказавшего, что евреи - «такой же народ, как и все, не лучше и не хуже». Вот только непонятно, почему это надо подтверждать вновь и вновь собственной глупостью и иметь в чужом пиру похмелье?!

 

Вместо послесловия

 

Пока готовилась эта статья, министр юстиции Эстонии свое пятидесятилетие отметил  в нацистском стиле в одном из таллиннских кабачков, стилизованном под берлинские пивные времен Гитлера: с криками «Хайль!» и тому подобными штуками; примерно тогда же в Москве националистическое «Движение против нелегальной иммиграции» объявило о создании своих «отрядов самообороны», напоминающих не то «черные сотни», не то нацистских штурмовиков, -  словом чума в обоих домах продолжает свирепствовать. А в это время…

Депутат израильского Кнессета от партии «Наш дом Израиль» Йосеф Шагал заверил в поддержке мусульманский Азербайджан в его борьбе против христианской Армении. Уж к чему-чему, но к карабахскому конфликту ни евреи, ни Израиль до сих пор, к счастью, не имели ни малейшего отношения, да и своих забот полно: с палестинцами бы разобраться,  -  но, очевидно, глупость - штука инфекционная, а евреи иммунитета от нее не имеют…


   


    
         
___Реклама___