Garbar1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2007 года

 

Давид Гарбар


Парафразы и диалоги

По мотивам литературных памятников Древнего Египта, Ассирии, Древней Индии и Древнего Китая

 

 (окончание. Начало в № 7(79))

 

По мотивам литературных памятников Древнего Египта

 

*

«Только богам открыты предначертания судьбы».

 

«Предначертания судеб открыты лишь богам».

Зачем же посягать на их секреты?

К чему вопросы, незачем ответы.

Не нужно искушать Судьбу и спрашивать: что там?

 

Дуйсбург. 20.05.2005 г.

 

*

«Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесёт».

 

Не стоит уповать на день грядущий.

Придёт ли он текущему вослед

И сколько принесёт забот и бед –

Не знает ни один на свете сущий.

 

Мёерс. 21.05.2005 г.

 

*

Кто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. Не печалься же ни о чём заранее и не радуйся тому, чего ещё нет».

 

Кто видит далеко, тот сердцем не спокоен.

Печаль и радость не для вешних дней.

Бесценна жизнь. Сегодня, здесь ты в ней.

Сегодня счастья жизни будь достоин.

 

Мёерс. 21.05.2005 г.

 

*

«Чтобы сохранить друзей, нужно прощать».

 

Друзья. В них есть добро и зло.

Прощай, чтобы в друзьях везло.

 

Мёерс. 21.05.2005 г.

 

По мотивам изречений ассирийского писца Ахикара

 

*

«Не следует слишком часто навещать своего друга, дабы он не пресытился тобой и не возненавидел тебя».

                                                          

Будь с другом добр и терпелив.

Друзья – чудесное вино на дне бокала.

И коль душа твоя общения взалкала,

По каплям пей, в бокал налив.

 

Мёерс. 21.05.2005 г.

 

*

«Истинная красота женщины – в кротости её характера, а прелесть  – в кротости её речей».

 

Как много сказано о женской красоте!

Но истинная красота – лишь в кротости очей.

А прелесть – в кротости (и краткости) речей.

Всё остальное тонет в суете.

 

Мёерс. 21.05.2005 г.

 

*

«Как нет пользы от колец в ушах для дикого осла, нет пользы от женщины с важной осанкою, если она лукава в словах своих, лишена мудрости, словоохотлива и многоречива».

 

Нет хуже женщины лукавой и спесивой,

Что хитростью неумною полна.

Пусть выглядит она и доброй, и красивой,

Общаться с ней – как в кучу сесть...

 

Дуйсбург. 1999 г.

 

По мотивам литературных памятников Древней Индии

 

*

«Как две щепки встречаются в великом  океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди».

 

Как две щепы в Великом Океане,

Мы встретились с тобой и разошлись.

Всё позади – и радость, и страданье.

В один поток мы лишь в мечтах слились.

А наяву – одни воспоминанья...

Как две щепы в житейском океане,

Мы встретились с тобой…  и разошлись.

Таков удел наш. А мечтанья...

В один поток мы не слились.

Остались лишь воспоминанья.

 

Дуйсбург. 1999 г.

 

*

«Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро».

 

Непрочна жизнь, что там ни говори.

Она как лунный отблеск на воде.

Не забывай об этом. И везде

По мере сил добро твори. Твори!

 

Дуйсбург. 22.05.2005 г.

 

*

«Надежда – источник великой тревоги, свобода от надежд – источник великого покоя».

 

Надежда – колокол тревог в взволнованной груди.

Но вот замолк он – тишина. И бездна впереди...

 

Дуйсбург. 22.05.2005 г.

 

*

«Неизменно сердце доброго – пусть его гневают; не нагреется океан от горящей соломы».

 

Как океан соломой не поджечь,

Так не прогневить сердца доброго вовек.

Добр только сильный человек.

Лишь слабый наполняет гневом речь.

 

Дюссельдорф. 24.05.2005 г.

 

*

«Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины».

«Кокетство с любимым заменяет у женщины признание в любви».

 

Известно, – тигр в чаще, птица в небесах,

                                    и рыба в море – уловимы.

Непостоянно сердце женщины,

                        кокетливо оно, и в сети ловится.

                                               Но лишь – любимым.

Нойсс. 24.05.2005 г.

 

*

«Нет места, нет случая, нет пожелавшего – тогда и чиста женщина. Пусть достанется ей сам бог любви – она пожелает другого мужчину. Такова уж природа всех жён».

 

Есть дичь, но нету лука и куста,

Нет ловчего – и женщина чиста.

О женщина! Люби её сам бог, –

Она другого пустит на порог.

 

Нойсс. 24 – Дуйсбург. 29 .05.2005 г.

 

*

«Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, огня, старших и женщин: окажешься слишком близко – они погубят тебя окажешься слишком далеко – они будут бесполезны для тебя».

 

К царям, огню, красоткам, мудрым старикам

Не прикасайся, но и не беги:

Чуть прикоснёшься – и они – враги,

А удалишься – пользы нет ни сердцу, ни рукам.

 

Дуйсбург. 24.05.2005 г.

 

*

«Время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому  не равнодушно – оно уносит всех».

 

О время, – категория потерь.

В нём ненависти нет и нет любви.

Оно течёт: из прошлого – в «теперь».

Оно уносит всё – зови иль не зови...

 

Дуйсбург. 26.05.2005 г.

 

По мотивам литературных памятников Древнего Китая

 

Конфуций

 

*

«Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью  духа. Его ноша тяжела, а путь его долог».

 

Достоинство. Достоинство и спесь...

Достоин человек, чья ноша тяжела.

И не слова важны ему, –  важны дела.

И долог путь его. И весь в пути он. Весь.

 

Дуйсбург. 26 – 29.05.2005 г.

 

*

«Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха».

 

Незнание волнений, страха и забот, –

Казалось, чем гордиться тут?

Но так лишь мудрые и смелые живут.

Увы, так редко кто живёт...

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

 

Бог всем сполна и равное даёт:

Здоровье, честность и успех...

Он равно одаряет всех...

Но каждый страж у собственных ворот.

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный – в других».

 

Се Человек – он ищет всё в себе:

В себе начала и концы.

Иное – слабые. Глупцы –

Готовы всё отдать Судьбе. Судьбе...

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу».

 

Вот благородный, низкий вот.

Тот ждёт велений Неба, тот – удачи ждёт.

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«Достойный человек не идёт по следам других людей».

 

Достойный сам тропу свою торит.

Ничтожный – говорит и говорит...

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«Учёный, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чём тут ещё говорить!»

 

Взыскуешь истины, так не стыдись одежд!

Стыдись безделья. И беги невежд...

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

Взыскуешь истины, так чистых,

Но рваных не стыдись одежд.

Беги бездельников речистых,

Глупцов беги. И сторонись невежд.

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

«Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?»

 

Коль мы о жизни знаем так немного,

Что мы о смерти можем знать?

Ты можешь жизнь молить, и смерть ты можешь гнать,

Но жизнь и смерть твои в горсти у Бога...

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

*

Коль мы о жизни знаем так немного,

Что мы о смерти можем знать?

Молить ли жизнь, и смерть ли гнать?

И жизнь, и смерть твои в горсти у Бога.

 

Мюльхайм. 26.05.2005 г.

 

Лао-цзы (Лао-цзе)

 

*

«Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец».

 

Чем речь изящней, тем и лживей.

Правдивый прост в речах своих.

Он не «выстраивает» их.

Зачем? Они ведь правдой живы.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж».

 

Будь скромен. Знанья возвышают.

Но скромного они ещё и украшают.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло».

 

Все войны – зло. И это несомненно.

Войною не пеняю я военным.

В конце концов, и это ремесло.

Но тем, кто миром жив, тем повезло.

Ведь, как ни говори, а войны – зло.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников».

 

Чем больше законов, тем больше воров.

Зачем тебе лекарь. Когда ты здоров.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень».

 

Неважно, что надето на тебе.

Важнее то, что носишь ты в себе.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Побеждающий других силён, а побеждающий самого себя могущественен».

 

Могущество – не превосходство над другими.

Могучий борется... Но с чувствами своими.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Нет греха тяжелее страстей».

 

Греха нет, тяжелей страстей.

Но жизни без страстей не может быть пустей.

 

Дуйсбург. 27.05.2005 г.

 

*

«Тот, кто знает, не говорит.

Тот, кто говорит, не знает».

 

«Кто знает, тот не говорит.

Кто говорит, не знает».

Но, знай себе, болтает и болтает –

Понятно ведь, – «душа горит».

 

Дуйсбург. 22.09.2005 г.

 

Сюнь-цзы

 

*

«Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности».

 

Как высоту небес и толщину земли

Познать, на ровном месте стоя?

Ты на гору взойди, и эху гор внемли.

Тогда поймёшь: что – что, и кто чего достоин.

 

Дуйсбург. 31.05.2005 г.

 

 

*

«Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути».

 

Породистый скакун и тот не может вмиг

Покрыть большое расстоянье.

Обычный конь, но при усердье и желанье,

Его покроет, как бы не был он и труден, и велик.

 

Дуйсбург. 31.05.2005 г.

 

*

«Земляной червь не имеет когтей и клыков, у него нет крепких мышц и когтей, и всё же на поверхности он питается пылью, а под землёй – пьёт подземную воду. Это происходит потому, что он весь -  старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходях, сделанных змеями и угрями –  другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Потому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдаётся целиком делу, не будет иметь блестящих успехов».

 

Червь земляной, – он без когтей, клыков,

Но весь – старание: он роет, роет...

И он скорее что-нибудь откроет,

Чем тот, кто проскакал – и был таков...

 

Дуйсбург. 31.05.2005 г.

 

*

«Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества.

Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств».

 

Учись на качествах других.

Их примеряй к себе.

Желай вершин в своей судьбе.

И ты достигнешь их.

 

Дуйсбург. 31.05.2005 г.

 

*

«Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и  легко изменяет нравы и обычаи».

 

Лишь тот народ мудр и могуч,

У коего музыка – к чувствам ключ.

 

Дуйсбург. 31.05.2005 г.

 

***

А теперь несколько слов о новостях экономики и туризма.
Грузия еще во времена СССР была притягательным магнитом для миллионов советских граждан как объект туризма и отдыха. В грузинских здравницах отдыхали как простые рабочие и колхозники, так и цвет интеллигенции и представители советской и партийной власти. Сейчас Грузия - независимая и быстро развивающаяся страна. И интерес к ее географическим и историческим богатствам растет год от года. Как сообщает сайт novosti Gruzii, в приморском центре Грузии в Батуми на улице Мазниашвили в одной из построек конца XIX века, представляющей собой культурную ценность города, в конце сентября откроется первый в стране музей восковых фигур. Это тоже будет дополнительный стимул для туристов.

 


   


    
         
___Реклама___