"Заметки" | "Старина" | Архивы | Авторы | Темы | Гостевая | Форумы | Киоск | Ссылки | Начало |
©"Заметки по
еврейской истории"
|
Июнь
2007 года
|
Еврейские метрические книги как источник по истории еврейской южно-российской общины
Записи актов гражданского состояния в синагогах велись в метрических книгах. Каждая метрическая книга состояла из трёх частей (рождение, бракосочетание, смерть). Еврейские метрические книги - основной документальный источник при изучении истории евреев Российской империи. С 1870-х гг. начинается ведение метрических книг синагог Екатеринодара и Майкопа. Сведения, содержащиеся в них, являются основополагающими при изучении истории еврейской южно-российской общины.
До 1917 г. графа «национальность» в паспортах отсутствовала, поэтому важнейшим источником по еврейской истории являются метрические книги синагог. В них зафиксированы записи актов гражданского состояния евреев: рождение, смерть, заключение и расторжение брака. На основании Высочайшего повеления от 19 января 1863 г. евреям было разрешено учреждать молитвенные дома и приглашать раввинов. В должностные обязанности раввинов, в соответствии циркуляром Департамента духовных дел иностранных исповеданий от 20 марта 1871 г., входило заполнение метрических книг. При их составлении допускались вариации: либо сведения о рождении, бракосочетании и смерти вносились в общую книгу (майкопский вариант книги), либо все сведения вносились в отдельные журналы (екатеринодарский вариант). Книги выдавались для фиксации бракосочетавшихся, разводившихся и родившихся.
Записи о рождении содержали информацию о дне, месяце рождения, месте рождение, дате обрезания для мальчиков и наречения для девочек. Кроме этого, фиксировался социальный статус отца, фамилия, имя и отчество отца, у матери, как правило, указывалось только имя. Обязательно вносилась фамилия ученого еврея или раввина, совершившего обряд и вносившего записи в метрическую книгу. Например, 3 февраля в городе Майкопе у Осипа Розенбаума и его жены Любови родился сын Анатолий. Обрезание состоялось 9 марта. Обряд проводил раввин Ешуа Ашуров[1]. Исследуя метрические книги, возможно получить представление о прибывавших в город евреях, их социальном статусе, месте предыдущего проживания. Так наряду с прибывшими в город Майкоп мещанами и купцами из различных регионов и городов, были и иностранно-подданные Румынии[2], Греции, Пруссии[3]. В городе в разное время проживали отставные николаевские солдаты[4], отставные и запасные солдаты[5], демобилизовавшиеся со службы в Кавказском округе, а также лица, получившие в ходе службы унтер-офицерское звание[6], фельдшеры[7], «солдатские дети»[8], также горские евреи[9] и иудействующие - «сектанты, имеющие Талмуд»[10](субботники). В ряде станиц Майкопского и Лабинского отдела проживали казаки-евреи, исповедующие иудаизм[11]. В Екатеринодаре еврейские метрические книги, частью утерянные[12], дают возможность проследить еврейскую историю в наиболее интересный момент – отмены всяких ограничений для евреев и отражение происходящего в еврейском быту.
Сведения о бракосочетаниях содержали информацию о дне и месяце бракосочетания, указывали в какой по счету брак вступают молодожены, о количестве полных лет последних, сведения об отце невесты (социальный статус, фамилию, имя, отчество и место жительства), указывалась сумма ктуббы (ксубэ).[13] Средний брачный возраст невест колебался от 18 до 20 лет, а женихов - от 22 до 27 лет. В сведениях о бракосочетании, кроме прочего, указывались также имена и фамилии двух свидетелей и порядковые номера записей. Фиксировались фамилия ученого еврея или раввина, совершившего обряд. Эти записи интересны тем, что в них содержится информация о месте проживания вступающих в брак. Встречаются записи о вступлении в брак с майкопскими девицами еврейками горских евреев. Так, Ханука-оглы Авругам, житель села Яншкент-Кайтога Табасаранского округа Дагестанской области вступил в брак с девицей - ашкеназийской еврейкой Соше Осташинской[14]. Женихи-евреи или их доверенные лица, в поисках выгодной партии разъезжали по городам Юга России. Вейнцман Шимон - ставропольский мещанин - женился на майкопчанке Злате Губельман, дочери отставного рядового Израиля Губельмана[15]. Мещане, проживающие в городе, оказывались приписанными к другим городам и местечкам – в силу этого обстоятельства можно проследить историю миграции в города Юга России еврейского населения. Шмуль Файнкухен, майкопский мещанин, отставной рядовой, заключил брак с мещанкой Слуцкого уезда Минской губернии Гитель Кроник[16].
Нередкими были браки евреев с представителями иудействующих сектантов: Венгельманов Абрам женился на Гитль Рысь, майкопской мещанке[17]. Свидетельство жениху выдано Духовным правлением еврейского вероучения иудействующим сектантам, имеющим Талмуд станицы Михайловской. Иногда жених привозил невесту из деловых поездок. Так майкопский мещанин Грит Шмеринг вступил в брак с девицей – дочерью земледельца колони Зеленого поля Екатеринославской губернии[18]. Кстати, по записям множество браков происходило именно с жителями колоний Екатеринославской губернии, что дает основания предполагать о наличии устоявшихся родственных и деловых связей между общинами. Казаки-евреи, заключали брак с еврейками, выдавали замуж своих дочерей за евреев и иудействующих сектантов. Казак станицы Петропавловской Мордухай Брук вступил в брак девицей-казачкой Анной Иудовной Алексеевой (сектанткой)[19], а ее брат Алексеев Илия Иудаевич с Данкой Мошкович, майкопской мещанкой[20], Брат Мордухая Брука – Моисей Брук отдал дочь Лею за екатеринодарского мещанина Исая Красинского[21]. Семья Гавердовских из станицы Ханской отдавала своих дочерей замуж за евреев-мещан городов Майкоп, Екатеринодар, Екатеринославль и др.[22] Позже, во время Первой мировой войны стали популярными браки с военнопленными армий Тройственного союза – в 1915 г. младший унтер-офицер Австрийского ландвера Адольф (Авраам) Штерберг из Румынии сочетался браком с девицей Анной Шварц[23].
Не часто, но все же были случаи перехода из православия в иудаизм, особенно после принятия указа 1905 г. о веротерпимости. Покидающих православие, называли «уклонившимися» или «совратившимися в еврейскую веру». Для того чтобы брак признала еврейская синагога, супруги оба должны быть иудеями, для чего необходимо прохождение процедуры принятия еврейской религии - гиюр. В метрической книге Екатеринодара о браке встречаются записи о переходе в иудаизм. Так, еврей Екатеринодара Давид Лютерман заключил брак с крестьянкой Тверской губернии Хавой (Евой) Порфирьевой, за неделю до этого принявшей иудаизм, процедуру принятия которого была зафиксирована раввином Кубанской области[24]. Подобная же процедура была совершена с девицей Марией Дзинканской, мещанкой Екатеринодара, решившей выйти замуж за Якова Задунайского-Литовского[25].
Много полезной информации содержится и в записях о смерти, включающих день, месяц смерти, возраст, место смерти и место погребения, причину смерти, социальный статус для взрослых и социальный статус и фамилия, имя и отчество отца для детей. Причины детской смертности были достаточно типичны: простуда, понос, горловая болезнь, скарлатина, лихорадка и другие. Из записей метрических книг, видно, что многие заболевания носили эпидемиологический характер. Но не всегда в записях метрических книг детализировали причину смерти. Достаточно часто ее обозначали очень емким понятием «детская болезнь» или «детский» или «старческий маразм». Причины взрослой смертности были более разнообразны - дряхлость лет[26], истощение[27], чахотка[28], сердечные недуги[29], кровоизлияние в «мозгах»[30], «переворот кишок»[31], воспаления[32], «от поноса»[33], туберкулез[34], паралич[35], преждевременные роды[36]. Судя по записям об умерших, около половины взрослых людей умирали естественной смертью, и причина смерти в таких случаях указывалась «по старости лет». Насильственная смерть встречается не часто - от огнестрельных ран полученных на фронте в Екатеринодаре скончались военнопленные Вальтер Бютов (Берлин)[37], Ишеван Лустит (Венгрия)[38], Морис Вейс (Венгрии)[39], военнопленный польский еврей Иосиф Фихтенберг[40], скончался из-за ранений в 1918 г. майкопский купец Яков Оськин[41], 18-летние купеческий сын Абрам Варшавский[42] и Павел Туревский. Единичный случай – «зарезан поездом» екатеринодарский мещанин Моисей Давыдович Фридман[43].
Евреи часто записывали себя в метриках под христианскими именами. Иногда и еврейская фамилия просто переводилась на русский язык – Гринберг – Зеленогоров, Гольдберг – Златогоров. Еврейские имена также переводились - Голда - Злата, либо заменялись христианскими аналогами, сходными по созвучию – Борух – Борис, Марка - Мария, Моисей – Михаил. Практиковалось и совместное использование сразу двух имен – Кноблер Ицхак Израилевич – Борис Кноблер[44], Марка Маркусовна Капланская – Мария Марковна[45], Авраам Афроимович – Александр Ефремович[46]. Запреты называться евреям христианскими именами были и раньше, но они носили временный и региональный характер. Только в 1915 г. был подписан секретный циркуляр департамента полиции губернаторам, градоначальникам, начальникам жандармских управлений, где присвоение евреями христианских имен и перемена имен, записанных в метрических книгах, трактуется как уголовно наказуемое деяние[47].
Согласно действовавшим правилам, метрические книги еврейской общины велись раввином на двух языках – русском и еврейском и скреплялись подписью членов духовного правления. По законодательству бывшего СССР и большинства стран СНГ метрические книги в течение 75 лет хранятся в органах ЗАГС, а потом передаются в государственные архивы на постоянное хранение.
Примечания
[1] ГУНАРА.Ф..77.Оп.1.Д.16.Ч.1. л.164.
[2]Там же, л. 2.
[3] Там же л.15.
[4] Там же л.35.
[5] Там же л.7, 43, 44, 67, 34.
[6] Там же л.36, 23,35,41,25,27.
[7] Там же л. 37, 26,21.
[8] Там же л. 1,7.
[9] Там же л.57, 58.
[10] Там же л.24, 39.
[11] Там же л.30, 14, 18.
[12] Сохранились только метрические книги о смерти и браке (1915-1920 гг.)
[13] Ктубба (ксубэ) — брачный договор, удостоверяющий согласие жениха и невесты вступить в брак, В этом документе перечислялись обязательства мужа по отношению к жене, Минимальный размер в России составлял от 48 рублей для невесты девственницы, до 24 рублей для вдовы или позорно вступающей в брак женщины.
[14]ГУНАРА.Ф.77._Оп.1.Д.16. Ч.2. л.7.
[15] Там же, л.18.
[16] Там же, л.37.
[17] Там же, л.52.
[18]Там же, л. 62.
[19] Там же, л.55.
[20] Там же, л. 45.
[21] ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.249. л.15.
[22]ГУНАРА.Ф.77.Оп.1.Д.16. . Ч.2.л.41, 44, 56
[23] ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.249. л.13.
[24] ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.249. л.15.
[25] Там же, л. 15.
[26] ГУНАРА. Ч.4 .Ф..77.Оп.1.Д.16. л.7, 28,43,40,47,38,65,76,79,87. ; ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.250. л.2,3,6,7,10,11. Метрическая книга записей о смерти за 1915-1920 гг.
[27] Там же, ч. 4., л. 25, 90, 91.
[28] 1) Там же, 24, 31,92; 2) Там же. л. 4, 8, 13.
[29] Там же, л.39,45,46,50,64,74,75,76,79,83,85,90.
[30] Там же, л. 35,39,40,44.
[31] Там же, л. 36.
[32] Там же, л.33,34,35,36,45,50,64,77,80,84.
[33] Там же, л. 8,37,50.
[34] 1) Там же, л.32,46,82,84;2) Там же. л. 1, 2, 5.
[35] Там же, л. 43,60,71.
[36] Там же, л. 36,39,55.
[37] ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.250. л.10.
[38] Там же, л.11.
[39] Там же.
[40] Там же.
[41]ГУНАРА. Ф..77.Оп.1.Д.16. Ч.4.л. 29,40,90.
[42] ГАКК. Ф.801.Оп.1.Д.250. л.10.
[43] Там же, л.8.
[44] ГУНАРА, Ф.1. Оп.2. Д.17. л. 97.
[45] ГУНАРА, Ф.1.Оп.1.Д.556. л.3.
[46] ГАКК. Ф.801. Оп.1. Д. 249. л.6.
[47]ГУНАРА.Ф.1.Оп.1.Д.543. л.19.
___Реклама___