Minkov1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2006 года

 

Владимир Минков


Традиционный иудаизм  в понимании современного еврея


Как найти себя в иудаизме в Израиле и в диаспоре

 

Почему и как появились эти заметки


     Прежде всего, несколько слов о себе самом, чтобы было понятно с самого начала "откуда ноги растут" у моего современного еврея в его попытках понять традиционный Иудаизм.

     В 1970 годах я эмигрировал из бывшего Советского Союза в США. Причин для моей эмиграции было несколько. Несомненно, это твердое желание избавиться от антисемитизма и понять, почему меня называют евреем, и что я должен делать как таковой. Но не менее важной причиной было желание жить в стране свободного мира, где я мог бы использовать мои социально-созидательные возможности, какие бы они ни были, в соответствии с моими личными моральными убеждениями, не забывая при этом всего того хорошего, чему я научился в местах, которые я покинул.
     Эмигрировал я с хорошим профессиональным багажом (доктор наук, специалист в области системного анализа сложных энергетических систем), но с недостаточно развитым пониманием тех социальных сил, которые формируют развитие мира и роли еврейства в этих силах. Надо было разобраться в этих силах и решить, к чему примыкать - к левым или правым, к либералам или консерваторам, к религиозным или светским, к ортодоксам или реформистам, к глобалистам или сепаратистам, и т.п.

     Надо было найти что-то принципиально общее, если таковое существовало бы, между общественной моралью моей новой страны США и общественной моралью моего древнего народа Иудеев, и надо было найти гармоническое единство жизни еврея в диаспоре с другими народами, которые там живут, и Государством Израиль.

     Мне представляется, я нашел свои ответы на эти вопросы, и готов поделиться моими находками с другими. И в результате этого появились эти заметки.



     Что такое Современный Еврей



     Еврейство всего мира, и в Израиле и в диаспоре, разветвлено таким образом, что иногда становится непонятным, как такие не похожие друг на друга ветви могут принадлежать одному дереву. Это делает весьма затруднительным для современных евреев ответить самим себе на вопрос, почему их, евреев, отделяют от всех остальных и не дают ассимилироваться, и почему им самим не хочется полной ассимиляции. Они стараются познать Иудаизм, пытаясь найти что-то принципиально общее во всех этих ветвях, то, что они смогли бы найти и в себе.

     Но что такое Современный Еврей, старающийся познать Суть Иудаизма?

     Современный еврей это человек, рожденный в еврейской семье и чаще всего чувствующий как-то себя евреем, но не знающий как это выразить. Наиболее характерные черты его становления могут быть представлены следующим образом:
     Высокий уровень гражданского образования в школе, часто в институте, который приводит к состоянию ума, требующего анализа и доказательств вместо принятия "на веру"
     Низкий уровень религиозного образования в семье или в общине, который снижает вероятность принятия религиозных традиций "на веру"

     Общение в большей части жизни с не евреями и их традициями - в школе, в университете, на работе, на отдыхе
     Наличие не еврейских родственников в семье
     Желание принадлежать к "большинству" в диаспоре - не покидая Еврейство, в то время как "большинство" говорит ему, что он принадлежит к "меньшинству"
     Трудности еврейского становления и в Израиле и в диаспоре из-за отсутствия согласованного понимания сути еврейства большинством в Израиле и в диаспоре - каждая община ("ветвь") считает свое понимание единственно приемлемым, и из-за непонимания того, что ищет этот "современный еврей".

     Современные евреи, в соответствии с трактовкой автора, не входят в следующие две группы достаточно разнообразного еврейства:

     Одна относительно большая группа - это евреи, соблюдающие традиционные правила религиозной жизни и входящие в достаточно разнообразную категорию ортодоксов. Они твердо уверены в своей интерпретации Иудаизма, знают, как выразить свою принадлежность к еврейству, и делают это в каждое мгновение своей жизни. Они знают, что они отличаются от всех других; они ценят это отличие, гордятся им и делают все, чтобы его сохранить.

     Вторая совсем маленькая группа - это евреи, которые приняли сознательное решение уйти из еврейства и примкнуть к другим группам населения чаще всего нерелигиозным. Они также уверены в том, что их решение правильно, и они сознательно перестали искать себя в еврействе. Они страдали оттого, что они отличаются от других и хотят избавиться от этих отличительных характеристик, иными словами, стать "как все".
     В связи с этим хотелось бы коснуться вопроса определения самой сути еврейской сущности.

     Многие современные евреи пытаются определить свою еврейскую сущность и корни антисемитизма, анализируя, как неевреи оценивают их действия и моральные принципы, и как неевреи оценивают влияние евреев на те нееврейские народы, среди которых евреи живут. Анализируя все это, многие современные евреи пытаются определить, как они сами могли бы измениться, чтобы антисемитизм исчез, и их начали бы воспринимать как полностью своих. Подспудно, такие евреи думают, что антисемитизм является реакцией на их собственные какие-то "нехорошие" действия, и если они начнут действовать как-то по-другому, антисемитизм исчезнет.

     Это не та позиция, на которой стоит автор. Авторская позиция заключается в том, евреи являются евреями именно потому, что их моральные принципы и действия отличаются от "типовых" среди других народов. Отличаются в хорошем понимании, и задача борьбы с антисемитизмом заключается в том, чтобы довести это хорошее понимание до неевреев. То есть надо отличаться, но отличаться по-хорошему с точки зрения Иудаизма, и гордиться этим.

     А сейчас давайте перейдем к самой сути этих заметок.

     При дальнейшем чтении надо помнить, что к любому обобщению, предлагаемому здесь в анализе Современного Еврейства, как и к любому обобщению в анализе любого социального явления современной жизни, можно найти исключения. Любое словесное определение какого-либо социального явления всегда условно, и всегда можно найти что-то, что не входит в рамки этого определения. Поэтому важно, прежде чем отвергнуть какое-либо предложенное обобщение или определение, попытаться понять его суть.

     Современный Еврей видит, что две основные идеи в Иудаизме (Еврействе) противоборствуют друг с другом в современной жизни. Это:

     Светский Иудаизм (Светское Еврейство, Либеральный/Лево-Реформистский/Гуманитарный Иудаизм), сторонники которого считают современную еврейскую культуру (традиции) главным элементом в создании современного еврейского народа; связь с Торой и ее интерпретациями прослеживается здесь, в основном, в плане историческом
     Религиозный Иудаизм (Право-Реформистский/Консервативный/Ортодоксальный/Хабадный Иудаизм), сторонники которого считают Тору и ее интерпретации главным в создании еврейского народа, как в прошлом, так и в настоящем; здесь указания Торы считаются обязательными для выполнения после привязки их к условиям современной жизни.

     Корни Светского Иудаизма могут уходить в далекое историческое прошлое к Эдомитам, потомкам охотника Исая - сына Исаака и Ребекки. Эти потомки, оставаясь наследственными иудеями, практически не знали Тору и не следовали ее указаниям. Корни же Религиозного Иудаизма могут уходить к сыну Исаака и Ребекки пророку Иакову, который, укрепив свою связь с Богом, изменил свое имя на Израиль и дал начало 12-и коленам Израилевым.

     По сути, противоборство между Светским и Религиозным Иудаизмом сводится к завоеванию права быть законодателем в области моральных принципов жизни общества, быть арбитром в ответах на вопрос "что такое хорошо и что такое плохо".

     Сторонники Светского Иудаизма (чаще всего, из среды поэтов, писателей, профессоров университетов, юристов, и т.п.) считают, что они формируют мораль общества и стремятся закрепить ее в законодательных актах стран пребывания. Они считают, что мораль прошлого в современном мире должна быть заменена какой-то новой моралью, соответствующей новым условиям развития современного общества. Они верят в то, что они являются окончательными арбитрами в решении вопросов "что такое хорошо и что такое плохо" для всего общества, и что старая религиозная мораль является препятствием на пути их инноваций.

     Сторонники Религиозного Иудаизма (большей частью люди, принадлежащие к различным религиозным организациям) считают, что мораль нам дана была кем-то "Сверху" (Всевышним, Богом), и что задача людей на земле сводится к привязке пришедших "Сверху" моральных принципов к современным условиям жизни. Они считают, что люди, возлагающие на себя обязанности Верховных арбитров, являются потенциальными диктаторами (Ленин, Гитлер, Сталин, Мао Цзе Дун примеры этому).

     В практическом плане эти две идеи приводят к совершенно разным политическим действиям.

     Несколько следующих примеров иллюстрируют такое различие. Эти примеры надо воспринимать как правила, к которым всегда можно найти исключения.
     Сторонники Светского Иудаизма выступают за такое отделение Религии от Государства, при котором отделяются не только формальные религиозные организации, но и Иудейско-Христианская мораль как основа всех законодательных актов

     Сторонники же Религиозного Иудаизма отделяют от Государства только формальные религиозные организации, оставляя Иудейско-Христианскую мораль как основу законодательных актов
     Сторонники Светского Иудаизма, считают, что в конфликте личных и общественных интересов, чаще всего побеждают личные интересы индивидуума, даже если они идут в разрез с интересами общества (семьи, общины, государства, и т.п.)

     Сторонники же Религиозного Иудаизма считают, что в конфликте личных и общественных интересов должны побеждать интересы общественные, предписанные "Сверху" и описанные в Торе
     Сторонники Светского Иудаизма не считают поддержку и защиту Земли Израилевой (Земля Обетованной, Эрец Израиль), главной задачей их социальной жизни

     Сторонники же Религиозного Иудаизма считают такую поддержку и защиту главной задачей
     Сторонники Светского Иудаизма считают, что международный конфликт всегда можно решить дипломатически, удовлетворяя требования противника; они даже могут предпочесть изменение своего традиционного образа жизни военным действиям, могущим оказаться необходимыми для защиты своего образа жизни

     Сторонники же Религиозного Иудаизма считают, что они не вправе менять свой образ жизни, данный им "Сверху", и они обязаны использовать даже военную силу для защиты своего образа жизни; они считают, что с "дьяволом" договариваться нельзя - он должен быть уничтожен
     Сторонники Светского Иудаизма рассматривают Израильско-Палестинский конфликт как локальный конфликт, который может быть решен на основе нахождения компромиссного решения между двумя народами, рассматривая только короткий исторический период времени около последних ста лет

     Сторонники же Религиозного Иудаизма рассматривают этот конфликт как часть современной конфронтации (войны) между Иудейско-Христианской и Исламской цивилизациями (культурами), когда решение этого конфликта становится глобальным и требует рассмотрения тысячелетней истории взаимоотношений между этими двумя цивилизациями
     Сторонники Светского Иудаизма считают, что политика Израиля должна полностью соответствовать политике США - в этом случае можно рассчитывать на то, что США всегда защитят Израиль от всех внешних врагов

     Сторонники же Религиозного Иудаизма считают, что политика Израиля должна быть более независимой, следуя интересам Израиля, но оставаясь хорошо скоординированной с политикой США
     Сторонники Светского Иудаизма пытаются определить суть еврейства и найти пути сближения с неевреями на основе того, как неевреи воспринимают еврейство

     Сторонники же Религиозного Иудаизма определяют суть еврейства и пути сближения с неевреями на основе принципов Иудаизма (Торы)
     Сторонники Светского Иудаизма стараются усилить государственное влияния в обществе, поскольку это дает им возможность - через государство - регулировать поведение людей в соответствие с критериями "добра и зла", созданными этими сторонниками

     Сторонники же Религиозного Иудаизма пытаются уменьшить влияние государства, заменяющего традиционные моральные ценности ценностями, создаваемыми "светскими" арбитрами
     Сторонники Светского Иудаизма пытаются внедрить в государстве больше элементов социализма, материально уравнивающих население по бедности; большая часть их сторонников входит в ряды "левых" организаций

     Сторонники же Религиозного Иудаизма предпочитают больше капиталистических элементов, приводящих к большему богатству для всех, но и к большему материальному неравенству; как правило, их сторонники входят в ряды "правых" организаций.

     Такое же противостояние между Светским и Религиозным за право быть арбитром в моральных ценностях наблюдается и в Христианском ("Западном") мире - противостояние между Светским Христианством и Религиозным Христианством. И это противостояние между Светским и Религиозным является основной ареной социально-политических баталий и в Израиле и США.

     В большинстве Западно-Европейских стран это противоборство закончилось победой Светских, что привело к достаточно сложным социальным проблемам (слабость экономики, большая безработица, усиление терроризма, отсутствие желания сопротивляться нашествию других культур/цивилизаций, и т.д.), и никто не знает, как от этих проблем избавиться. В США и в Израиле это противоборство продолжается, и пока не ясно, кто победит.



     Что пытается найти современный еврей в традиционном Иудаизме



     В попытке найти свое место в Иудаизме среди светских или религиозных евреев современный еврей ищет ответы на ряд принципиальных вопросов, которые могут быть представлены следующим образом:

     1.В чем заключаются те главные идеи Иудаизма, которые созвучны мыслям современного еврея, те идеи, которые экстрагируются из 613 Указаний Торы как главные идеи того, как надо жить самому и чему надо учить других?
     2. В чем заключается главная идея Государства Израиль - построить еще одно демократическое государство в мире по типу, к примеру, США или Франции, или создать что-то подобное Святой земле в соответствии с религиозными традициями Иудаизма (Земля Обетованная для воплощения Избранным Народом основных идей Иудаизма)?

     3. Что в Государстве Израиль должно превалировать с точки зрения социально-экономической организации общества, иными словами, что больше соответствует социальному духу Иудаизма - социализм или капитализм?
     4.И вообще, совместима ли демократия, о которой все говорят, с духом Иудаизма?

     5. А если демократия, в принципе, совместима с духом Иудаизма, что должны делать Раввины, которые не избираются?
     6. И надо ли сразу же кончать с жизнью в Западной диаспоре, где, в принципе, все демократично и материально устроено, и переселяться в Израиль, что, как многие говорят, соответствует духу Иудаизма - а если какие-то евреи решают жить в диаспоре, как они должны примирить Иудаизм, Израиль и свою жизнь в диаспоре?

     7.Ну а что делать в Израиле со многими неевреями, живущими там, включая нееврейских членов семьи, которые не хотят жить в соответствии с духом Иудаизма?
    8. А могут ли ужиться друг с другом в одном месте евреи, для которых выполнение 613 Указаний Иудаизма (Мицвот) является единственной целью жизни, с евреями, для которых выполнение даже одного обязательного указания является посягательством на их свободы?

     9.И могут ли ужиться в одном месте евреи-традиционалисты, которые считают всех остальных отошедшими от Иудаизма, с евреями-модернистами, которые считают евреев-традиционалистов пережитками прошлого?
     10. И, наконец, где бы ни жить, как относиться к Христианству и друзьям-христианам с точки зрения самого духа Иудаизма?

     Все последующие размышления являются попыткой ответить на каждый из этих десяти вопросов в надежде, что эти ответы могли бы помочь современному еврею найти свое место в Иудаизме и в той очень важной части Иудаизма, которая связывает евреев с Землей Израилевой (Эрец Израел) и Государством Израиль.

     Эти ответы могут также представить принципы социального согласия для управления демократическим государством Израиль и духовного сотрудничества Израиля и диаспоры, если они будут положительно восприняты большинством евреев в Израиле и диаспоре; и теми, кто считает себя светскими и левыми, и теми, кто считает себя религиозными и правыми.

     В этих ответах часто используются слова "Всевышний/Бог", которые могут не восприниматься положительно Светскими. Встречая эти слова, надо иметь в виду, что в этом обсуждении они имеют только один смысл. Это согласие с идеей, что не человек является верховным арбитром в моральных ценностях, по которым мы должны жить, а эти ценности пришли к нам "Сверху". Мы должны понять пришедшие к нам "Сверху" ценности и применить их к решению проблем современной жизни.
     Вот и все!

     А сейчас перейдем к ответам.

     1. Наиболее важные мировоззренческие идеи Иудаизма, понимание которых может сблизить современного еврея с Иудаизмом.

     Это не 613 наставлений Торы, которые современный еврей пытается примерить к своей жизни с помощью Раввинов, а следующие пять идей, экстрагированные из Торы, которые могли бы помочь ему найти свой путь к Иудаизму (Богу) самостоятельно, как это сделали наши пророки Авраам, Исаак, Иаков и Моисей:

     Жизнь в соответствии с идеей Избранности:
     Иудаизм призывает положительно относиться к идее Избранности не в смысле быть лучше других, а в смысле принятия большей ответственности за создание лучшего духовного мира на Земле для евреев и неевреев
     Деятельность согласно сути Человека, Сотворенного по Образу и Подобию Бога:
     Иудаизм призывает к созиданию, прежде всего, духовного, а затем и материального для реализации духовного, для выполнения основного замысла Всевышнего - создания достойной жизни здесь, на этой земле, вместо подготовки к "счастливой жизни на небесах"

     Действия в соответствии с Предоставленной Свыше Свободой принятия решений и персональной Ответственностью:
     Иудаизм призывает к выработке своего личного понимания идей Всевышнего по созданию лучшей жизни на земле - для себя, своей семьи, своей общины, своей страны и всех народов, и к практической личной реализации этих идей. Это должно делаться с пониманием того, что если что-то получается не так, как хотелось бы, надо самому исправлять сделанное, а не искать виновных

     Поддержание Веры Обрядами и Деяниями:
     Иудаизм призывает к использованию обрядов/ритуалов (доведенных до совершенства традиционными евреями на основе 613-и мицвот Торы) не только для лучшего понимания задач Всевышнего, но и для лучшей реализации этих задач в своей семье, в своей общине, в своей стране и среди других народов (модернистские евреи преуспели лучше всех в продвижении идей Иудаизма среди других народов)

     Ощущение личной жизни как части Вечного и Меняющегося:
     Иудаизм призывает относиться к своей жизни, которая постоянно меняется под воздействием внешних обстоятельств, как к части Вечного. В практическом смысле это означает жить и созидать так, как будто жизнь индивидуума является продолжением того, что было до него, и как будто кто-то продолжит начатое им после него.

     Непринятие этих принципов выхолащивает основную мировоззренческую суть Иудаизма, даже если кто-то выполняет все 613 мицвот Торы. Понятно, что эти принципы не заменяют Тору и ее указания, а только позволяют найти связь этих указаний с мировоззренческими идеями современного еврея.

     2. Государство Израиль должно организовываться таким образом, чтобы приблизиться к реализации понятия Святой Земли (называемой в Торе Обетованной), управляемой демократически согласно основным принципам Торы.

     Среди всех, заинтересованных в судьбе Государства Израиль, обсуждаются три главных причины, лежащие в основе образования этого государства.

     Первая из них это то, что Государство Израиль является реализацией Заветов Торы, где Еврейский Народ, наконец, получил возможность защитить свое духовное и физическое существование. Пожалуй, большинство согласится с этим.

     Вторая причина - это то, что после многовекового преследования и погромов Государство Израиль предоставило евреям безопасное место для мирной жизни. Многим это утверждение кажется спорным. Действительно, принимая во внимание Исламское соседство и современную Исламскую концепцию изгнания евреев из Исламского мира, куда входит Ближний Восток, диаспора в США и в некоторых европейских странах представляется более безопасной.

     Третья причина - это сохранение светской еврейской культуры. Однако, в культурном, не религиозном плане, израильтяне не имеют единой светской культуры: марокканские евреи привержены преимущественно марокканской культуре, русские евреи - русской культуре, французские евреи - французской, и т.д. Так что здесь нечего сохранять, а есть широкое поле для создания и развития.

     Вернемся к первой причине. (Обсуждение второй и третьей причин выходит за рамки этих заметок).

     В религиозном плане еврейский народ был объединен Торой во всех странах рассеяния, несмотря на различные толкования Торы, включая светские. Святая Земля - Земля Обетованная - не замкнута в политических границах, часть ее может быть подвластна политически другой стране на Ближнем Востоке. Однако, евреи - Народ Избранный - должны иметь право жить во всех частях Святой Земли. Люди Святой Земли не утверждают, что они лучше других в мире. Они верят в свою священную миссию вовлечь весь мир, по примеру описанной в Торе Святой Земли, в более мирное и удовлетворенное сосуществование.

     Если Государство Израиль - это Святая Земля, то оно должна управляться законами Иудаизма, которые не должны противоречить правилам демократического общества. Но при этом Израиль не должен стать теократическим государством.

     И это может быть так в действительности!
     Правила демократического общества, которое существует в США, включают в себя следующие основные элементы:

     Свободные выборы руководящих органов всех уровней на основе конкуренции разных идей по социальному усовершенствованию общества
     Следование закону, а не воле руководителя
     Свобода выражения всех мнений и идей, если они не ограничивают свободу других
     Защита меньшинств и отдельных личностей от деспотизма большинства
     Защита и поддержка неспособных защитить себя.

     Внимательный анализ Иудаизма показывает, что Иудаизм включает в себя все эти элементы.

     Действительно, хотя в прошлом не было официальных процедур современного голосования, Моисей назначал руководителями Колен Израилевых не своих ставленников, а людей, пользовавшихся поддержкой большинства; Раввины синагог утверждались большинством; руководство социальными службами общин выбиралось большинством.
     С первых дней появления Торы евреи, прежде всего Раввины, начали превращать инструкции Торы в четко записанные требования социального поведения, одинаково обязательные и для "власть имущих" и для "власть не имущих".
     Общеизвестна свобода выражения всех мнений и идей в Иудаизме - всем знакомо выражение, что два еврея всегда имеют три мнения по одному и тому же вопросу.
     Еще во времена Моисея были построены поселения-убежища для защиты отдельных личностей от расправы большинства Защита и поддержка в Иудаизме неспособных защитить себя является предметом зависти в нееврейских обществах - историческая забота о сиротах, вдовах, бездомных, голодных, умерших не имеет себе равных в мире.

     Таким образом, Иудаизм с самого начала был своего рода "демократической" религией и демократическим образом жизни, и противоречий между настоящим Иудаизмом и современным пониманием демократии в странах Европы и США не больше, чем между разными видами демократий в этих странах.

     Противоречия пытаются "создать" только приверженцы Светского Иудаизма, которые хотят ликвидировать главенствующую роль Иудаизма в еврейской жизни и пугающие людей жупелом теократического общества, и большинство ультра ортодоксальных евреев, которые вообще не хотят иметь ничего общего с нерелигиозными проблемами.

     Очень часто обсуждается вопрос о том, что Государство Израиль не может жить без Конституции, в то время когда почти все государства мира имеют свои конституции. Ответ на этот вопрос прост, хотя многие, особенно те, у которых отсутствует четкое понимание основных принципов Иудаизма, могут не согласиться с таким ответом.

     В отличие от всех других религий, Иудаизм ориентирован на создание достойной жизни на этой земле вместо подготовки к лучшей жизни "на том свете", и поэтому фундаментальные принципы Иудаизма предполагают организацию справедливого и развивающегося общества на этой земле, чего нет в других религиях. Эти принципы и должны реализовываться в законах Государства Израиль. Если это так, то Конституция может быть и не нужна, поскольку она будет дублировать основные положения Торы.

     Конституции нужны были в других государствах с преимущественно христианской традицией, и, к удивлению, безбожных тоже. Новый Завет (Христианская традиция) не может заменить конституцию, потому что он ориентирован на подготовку к жизни "на том свете", а не на организацию достойной жизни на этой земле. А диктаторы безбожных государств только прикрывались конституцией для тирании и произвола. Людям, не воспринимающим серьезно Иудаизм, нужна конституция Государства Израиль, чтобы отмежеваться от основных идей Иудаизма.

     И еще один вопрос поднимается в связи с концепцией Святой Земли: как территория Святой Земли соотносится с политическими границами Государства Израиль? В принципе, это не существенно. Часть Святой Земли может находиться за пределами границ Государства Израиль. Главное - это, чтобы евреи на Святой Земле за пределами границ Государства Израиль смогли бы жить в безопасности по канонам Иудаизма. Естественно, государства, где они живут, должны были бы обеспечить им такую возможность.

     3. Государство Израиль должно поддерживать свободную рыночную экономику как воплощение творческой, Божьей идеи его народа, создавая в тоже время систему социальной поддержки нуждающихся.

     Исторически евреи первыми изобрели свободный рынок в экономике, и это стало одной из предпосылок для их многих экономических успехов в несвободной мировой экономике прошлого, хотя это также стало одной из причин антисемитизма. Одновременно со свободным рынком еврейский народ развил систему социальных институтов для его функционирования, таких как образование, воспитание детей, социальная помощь больным и безработным, и т.д. Эти институты успешно функционировали во всех местах проживания евреев в диаспоре.

     Евреи первыми создали свободную рыночную экономику, реализуя созидательных возможности Человека, созданного по образу и подобию Бога-Творца (Созидателя). Бог создал всех, не только евреев, по своему образу и подобию, но евреи начали реализовывать свои возможности первыми и поэтому стали творцами в большинстве областей человеческой деятельности. Главное в образе Творца-Созидателя - это Свобода Воли и Выбора при нахождении наилучшего пути к достижению заданной цели. А это и составляет основу эффективной рыночной экономики. В древние времена экономика в странах диаспоры не была свободной, потому что отсутствовала конкуренция. Властитель давал на откуп своим вассалам земли и закрепощенных работников, защищал вассалов от конкуренции и за это получал от них часть прибыли. Евреи, как правило, не имели таких привилегий, и им приходилось находить конкурентные пути в неконкурентной экономике.

     Поддерживая свободную рыночную экономику, Государство Израиль должно прикладывать максимум усилий для искоренения, или снижения до терпимого уровня, двух зол, созданных жизнью в диаспоре. Это два зла - это достижение желаемого посредством кумовства или блата, что сейчас называется коррупцией, и посредством действий в обход законов, что сейчас называется уголовным преступлением.

     У евреев Восточно-Европейской диаспоры, которые и основали Государство Израиль, это не считалось злом. Они были дискриминированы и лишены нормальных условий жизни - жизнь в условиях отсутствия всяких экономических и гражданских прав делала то, что сейчас называется коррупцией и уголовным преступлением, необходимым условием для выживания. В Израиле же, как и в любом современном демократическом государстве, уже можно жить "правильно" без коррупции и преступлений.

     Однако то, что приобреталось веками в диаспоре, трудно искоренить за исторически короткое время в Израиле. Среди Израильтян, приехавших в Израиль из Западного демократического мира, эти два зла практически искоренены, потому что евреи в Западном мире долгое время жили в условиях практически равных экономических и политических прав.

     4. Государство Израиль должно поддерживать демократические социальные организации как воплощение Божьей свободной воли его народа.

     Исторически евреи были первыми, кто заложил фундамент современной развитой демократии, способной позаботиться обо всех главных нуждах общества - от рождения до смерти, для бедных и богатых. К демократическим социальным организациям относятся школы, университеты, больницы, дома для пожилых людей, организации науки и культуры, и т.п. Все эти демократические социальные организации поддерживаются государством в соответствии с Божьей волей, поскольку главное здесь - это создание лучшей духовной жизни на земле, а без этих организаций такую жизнь не создать.

     Кое-кто утверждает, что демократия и Иудаизм несовместимы, поскольку принимаемые на базе Иудаизма решения не проходят голосования. Однако с самого начала Раввины прошлого интерпретировали Тору с учетом того, как их толкование будет воспринято общиной. По существу, это означало неофициальное голосование, и это было сущностью Иудаизма. Евреи должны были понимать решения Раввинов для их творческого воплощения.

     5. Государство Израиль должно признать особую роль не-избираемых Раввинов в предоставлении "совета и согласия" избираемым органам управления по главным законодательным актам с точки зрения их соответствия основам Торы.

     При обсуждении любого закона следует убедиться, что он соответствует духу, если не букве, Торы. Конечно, это может быть достигнуто только после того, как Раввины всех течений Иудаизма договорятся об основных объединяющих концепциях Торы, а не отмежуются от других, иначе думающих евреев.

     Роль Раввинов должна заключаться в том, как это было во все времена их существования, чтобы направлять новые тенденции в обществе, а такие тенденции всегда были, есть и будут, в русло Иудаизма, чтобы избегнуть социального разлада между обществом и Иудаизмом. Это не что-то новое - так Раввины всегда действовали в соответствии со своей ролью Учителей.

     Достижение единства Раввинов по принципиальным вопросам Иудаизма является, пожалуй, самой трудной задачей, поскольку слишком велики тенденции разъединения - но это уже выходит за пределы настоящих заметок.

     6. Государство Израиль через законодательные акты должно призывать евреев в диаспоре и Израиле быть высоким моральным примером в деле улучшения духовной и материальной жизни во всем мире.

     Государственная политика, внутренняя и внешняя, должна основываться на философии Торы, но не на ее интерпретации только одним течением Иудаизма, как например, ультра ортодоксальным или ультра реформистским. Все течения (ветви) Иудаизма согласны с тем, что их всех объединяет Тора и Иудаизм. И это согласие следует перевести в нелегкий компромисс по содержанию государственного образования и законов, которые должны отражать дух Торы в современных условиях. При этом не обязательно следовать точным формулировкам Талмуда, которые отвечали жизненным ситуациям около 15 веков тому назад.

     Политика "высокой морали" это политика, направленная на достижение лучшей духовной жизни для евреев и неевреев, живущих как на территории Израиля, так и в других странах мира.

     Однако проведение политики "высокой морали" не должно препятствовать Государству Израиль защищать своих граждан от внешних врагов. Морального релятивизма существовать не должно. "Добро" и "Зло" должны быть определены и разграничены, и "Зло" должно быть побеждено в первую очередь, и если надо, то и военными методами.

     По существу, принципы "высокой морали" для евреев, живущих в Израиле и диаспоре, не должны отличаться - все евреи должны стремиться сделать жизнь на земле, и в Израиле и в других странах мира, высоко-духовной и должны помогать в этом всем другим не еврейским народам.

     7. Государство Израиль должно защищать экономические, социальные и религиозные интересы всех ее граждан неевреев, при условии поддержки ими еврейского характера государства. Оно должно призывать евреев диаспоры быть хорошими гражданами своих стран и совершенствовать там мораль и жизнь.

     Есть только одно проверенное жизнью определение еврейства - это личное признание духовной связи с Авраамом и Исааком, Горой Синай и Моисеем, и получением Торы.

     Небольшое количество неевреев приобретает такую духовную связь в результате обращения в Иудаизм, проведенного должным образом. Другие неевреи могут стать израильтянами, присягая на верность Государству Израиль.

     Гражданами Государства Израиль могут быть люди разного происхождения. Они могут быть израильтянами, исповедующими Ислам или принадлежащими к арабской общине, но они не должны пытаться изменить еврейскую сущность государства.

     Все граждане Израиля, евреи и неевреи, должны согласиться с тем, что Иудаизм является основой социальной жизни в Израиле. Тот, кто не согласен с этим, должен не приезжать в Израиль для постоянной жизни, или должен покинуть Израиль для жизни в другом государстве. Это условие может быть зафиксировано в присяге, которую мог бы принять каждый гражданин Израиля.

     Для того чтобы улучшать жизнь на земле, евреи должны жить повсюду - и в Израиле, и в диаспоре. Евреи диаспоры должны быть достойными гражданами своих стран и служить высоким моральным примером, включая способность отличить то, что достойно моральной и материальной поддержки, от того, с чем должно сражаться. Этот вопрос имеет непосредственное отношение к созданию общепринятых культурных традиций Государства Израиль, что делается сейчас и происходит в Израиле, и к отношению евреев диаспоры к культурным традициям тех стран, в которых они живут.

     Действительно, Иудаизм включает в себя два основных духовных обязательства:

     Крепить связи с Всевышним (Богом), чтобы лучше понять Его идеи по созданию лучшей духовной жизни на Земле для всех - не только для евреев
     И делать все возможное для передачи этих идей другим народам.
     Если первое обязательство лучше всего выполняется евреями-традиционалистами (ортодоксами), то второе, в основном, легло на плечи евреев-модернистов (реформистов).

     А для того, чтобы выполнить вторую задачу, надо стать активным участником в развитии культурных традиций стран диаспоры, в которых живут евреи. Очень большая доля еврейского участия в развитии науки и экономики и в социальных свершениях тех стран, где они живут (в сотни раз большая, чем доля еврейского населения) свидетельствует о выполнении евреями второго духовного обязательства. И платой за это является антисемитизм еще не изжитый в обществе.

     Что касается создания общепринятых культурных традиций Государства Израиль, там существует такая возможность на базе многих культурных традиций, привезенных евреями их разных стран диаспоры. Сложность задачи заключается в том, что это должно быть сделано с целью обогащения Иудаизма, а не выхолащивания его. Если это было бы сделано, это помогло бы усилить вклад евреев диаспоры в культурные традиции тех стран, где они живут.

     В соответствии с канонами Иудаизма, перед сбором в Земле Обетованной евреи должны помочь всем остальным в создании мирной и лучшей духовной жизни на земле. А затем они и живут в других странах мира за пределами Израиля. И только когда эта цель будет близка, время сбора в Земле Обетованной наступит (конечно, для тех, кто искренне в это верит).

     8. Государство Израиль должно защищать право израильтян соблюдать или не соблюдать религиозные обряды и предоставлять территориальные и правовые гарантии для этого.

     Соблюдающие и не соблюдающие обряды евреи являются одинаково равноправными представителями еврейского народа: для одних соблюдение обрядов необходимо, чтобы чувствовать себя евреем духовно; другие верят в то, что их деятельность в улучшении мира и самого еврейского народа, а не одно только соблюдение обрядов, делает их частью Избранного народа. Однако единственно необходимое условие при этом - это уважение друг друга и даже поддержка иного религиозного образа жизни внутри Иудаизма, отличающегося от своего собственного.

     Защита Государством Израиль как евреев, соблюдающих обряды, так и не соблюдающих их, может заключаться в утверждении законодательных актов, определяющих районы проживания с определенной спецификой, характерной для определенных групп населения. Законы могут ограничивать определенные виды деятельности, привязанные к определенным дням и дифференцированные по районам.

     Такие районированные ограничения существуют в большинстве стран мира. Например, в США во многих малых поселениях существует запрет на строительство многоэтажных домов, больших магазинов, магистральных дорог и на работы авто магазинов в воскресные дни.

     После принятия таких законов израильтяне смогут выбрать места их проживания с учетом имеющихся ограничений.

     9. Государство Израиль должно помогать как традиционно-ориентированным общинам, так и современно-ориентированным общинам в адаптации к современным условиям жизни в Израиле - с целью создания национального согласия на основе баланса между традицией и современностью.

     Чтобы это сделать, надо, во-первых, согласиться с тем, что Тора это не исторический документ, а пришедшее "Сверху" духовное руководство, как вести себя в жизни. Во-вторых, надо согласиться с тем, что Тора всегда нуждалась с современной интерпретации, чтобы сделать ее положения выполнимыми в постоянно меняющейся жизни (в соответствии с Всевышним замыслом).

     Реконструированный Главный Раввинат Израиля мог бы заняться задачами такой адаптации.
     Это же могло бы быть сделано под эгидой Президента Израиля, который должен работать на объединение народа и в Израиле и в диаспоре, в то время как Правительство Израиля чаще представляет партийные интересы и по своей сути не способно работать на объединение народа.

     10.Государство Израиль должно признать особое родство между Иудаизмом и Христианством как основу для улучшения Мира на базе Иудейско-Христианской Нравственности.

     Христианство можно рассматривать как воплощение заповедей Торы в не еврейской среде. Государство Израиль признает особые духовные связи между Израилем и США как двух ведущих стран, стремящихся улучшить Мир на базе Иудейско-Христианских моральных ценностей.

     Такие духовные связи с демократическими государствами Европы признать труднее, потому что в настоящее время, когда США пытаются укрепить свой морально-религиозный фундамент, многие народы Европы уходят все дальше и дальше от своих религиозных традиций.

     Поддержка Иудейско-Христианских моральных ценностей не означает желания евреев заниматься миссионерской деятельностью. Евреи это народ, Избранный Богом, и они не вправе делать избранными других. Только Всевышний может это сделать. Поддержка евреями Иудейско-Христианской морали означает признание евреями их успеха в выполнении второго обязательства Всевышнему - помочь неевреям в принятии моральных заповедей жизни, данных Богом всем.

******************************************************************************

     Заключение:

     Вышеизложенные десять принципов позволили мне сделать заключение, что Религиозный Иудаизм - в отличие от Светского Иудаизма - это тот Иудаизм, который позволяет Современному Еврею оставаться евреем не на словах, а на деле. Это путь сохранившихся двух колен Израилевых. Светский же Иудаизм это путь исчезнувших десяти колен.

     Но для того, чтобы Современный Еврей следовал по пути Религиозного Иудаизма, трактовка этого Иудаизма должна быть где-то между трактовкой более консервативной ветви реформистского движения и более либеральной ветви современного ортодоксального движения. Это не означает, что ультра ортодоксальные или ультра реформистские движения не правы. Это лишь означает, что они в меньшей степени способны помочь Современному Еврею остаться в Иудаизме и быть счастливым.

     И последнее. Мне бы очень хотелось увидеть дискуссию по этим заметкам - услышать мнение современных евреев по трактовке традиционного Иудаизма, здесь предложенной.

     Скоки, штат Иллинойс, США, апрель 2006 года

 Если вас интересует пхукет тайланд, то вам на отмеченный сайт!


   


    
         
___Реклама___