Girin1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2006 года

 

Илья Гирин


Шестьсот пятьдесят лет вместе или размышления о евреях и Польше

Шестьсот пятьдесят лет назад



    Год 1348… Больше года в Европе свирепствует чума. "Черная смерть" косит миллионы людей без разбора: богатых и бедных, крестьян и горожан, грешников и праведников, королев и проституток, рыцарей и разбойников, детей и взрослых. "Не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья"1 и не спасали ни посты, ни молитвы. Людям казалось, что наступил конец света, они озлоблялись, искали виновных и нашли их: это, конечно же, евреи. Они, антихристы, решили извести христиан, потому они отравляют колодцы, и распространяют чуму - немедленно по Европе прокатилась волна погромов и убийств. Евреев сжигали заживо на кострах или в домах, убивали, в лучшем случае изгоняли, но в городах, куда они бежали, тоже свирепствовала "черная смерть", а потому спасения не было и там. Благородная душа, папа Климент VI, пытался защитить несчастных: он издавал буллы, отвергавшие обвинения в адрес евреев, требовал от церковных и светских властей пресекать погромы, отлучал от церкви, предоставлял убежище евреям в своих владениях в Авиньоне, - но и он был бессилен против фанатических толп. Европейское еврейство стояло на краю гибели, от кoторой, казалось, не было спасения...

    …Оно, однако, неожиданно пришло: польский король Казимир Великий в 1349 году открыл ворота своей не затронутой чумой страны для евреев и обеспечил им защиту т.н. "королевским привилеем".2 Так История шестьсот пятьдесят лет назад связала два народа.3



    Четыреста пятьдесят лет спустя



    Начало XIX века стал своего рода Рубиконом в отношениях поляков и евреев. Если до этого времени польский антисемитизм мало чем отличался от антисемитизма, скажем, прусского или австрийского, иными словами, он точно так же базировался на экономической и религиозной основах, то война Франции против России стала тем рубежом, начиная с которого польско-еврейские отношения стали стремительно ухудшаться. Причиной этому оказался ... Наполеон Бонапарт, точнее, отношение к нему поляков и евреев. Для первых французский император был главной надеждой на восстановление польского государства, исчезнувшего с карты Европы каких-нибудь двадцать лет назад, поэтому польская молодежь стекалась в польские легионы, созданные во французской армии, в надежде, что Франция отблагодарит поляков воссозданием их государства,4 а польское население западных российских губерний приветствовало Наполеона и его армию как освободителей от ненавистных русских; для вторых же Бонапарт был символом безбожия, силой, которая грозила отменить законы Торы и Талмуда, нарушить традиционный образ жизни, потому евреи не только не приветствовали французов и их императора, но встали, и весьма активно, на сторону русских войск.5 С того момента для поляков из "просто" "кровопийц" и "христоубийц" евреи превратились в "пятую колонну", во всегда готовых встать на сторону ее смертельных противников злейших врагов польской нации, и их положение в Польше стало меняться от плохого к худшему, а от худшему к нестерпимому... Погромы следовали за погромами, становясь все более и более жестокими. После воссоздания Польши в 1918 году армия нового государства убивала евреев на Западной Украине за "сотрудничество с украинцами" (недолго просуществовавшая Западно-Украинская Народная Республика провозгласила равенство всех народов, и отменила дискриминацию евреев, что и послужило основой таких обвинений), - на Восточной Украине и в Белоруссии - за "сотрудничество с большевиками".6 Двадцать лет существования межвоенной Польши, за исключением периода диктатуры (1926 - 1935 г.г.) маршала Юзефа Пилсудского ознаменовались все усиливающимся преследованиями евреев, причем пик их пришелся на последние четыре года существования "Второй Республики", словно для сменившего скончавшегося старого маршала "правительства полковников" главную угрозу представляли евреи, а не Германия, СССР, катастрофическое положение экономики, так и не оправившейся от мирового кризиса, или ирредентистские и сепаратистские настроения украинцев и белорусов…7 Потом были Едвабне, неоднозначное поведение в годы Холокоста, послевоенные погромы в Кельце и Кракове,8 антисемитская кампания коммунистического режима В. Гомулки в 1968 году. Все это привело к тому, что слова "поляк и антисемит" стали синонимами, причем не только для евреев, и к постановке вопроса:



     "Почему Аушвиц был создан именно в Польше"?
9



    В вопросе этом уже заложен ответ: "Нацисты создали лагеря смерти именно в Польше, поскольку знали, что поляки как зоологические антисемиты не только не будут протестовать, но и окажут содействие в "окончательном решении еврейского вопроса", чего якобы не могло случиться в Западной Европе". Такой ответ, увы, неправильный в силу следующего.

     Во-первых, статистика жертв Холокоста ни в коей мере не подтверждает наличие какой-нибудь зависимости между уровнем/историей антисемитизма в той или иной стране и процентом погибших там евреев. Так, в Нидерландах с их традиционным филосемитизмом процент погибших евреев намного выше, чем в Бельгии или во Франции, в которых уровень антисемитизма, особенно в последней, был намного выше. Преследования евреев в предвоенной Румынии достигали такого размаха, что польские юдофобы могли бы задохнуться от зависти,10 но процент погибших в этой стране (в границах 1939 года) был примерно таким же, как и в Норвегии, где население всячески старалось спасти своих еврейских сограждан, причем в т.н. называемом "Старом Королевстве" (Румыния в границах 1914 года) абсолютное большинство евреев пережило войну, тогда как соседняя филосемитская Сербия стала первой страной "jиdеnrein" уже к лету 1942 года.

    Во-вторых, и это главное, нацистские лагеря смерти отличались от всех прочих концентрационных лагерей, "исправительно-трудовых лагерей", "лагерей трудового перевоспитания" и тому подобных учреждений тем, что они были организованы как промышленные предприятия, в которых сырьем были люди, а готовой продукцией - смерть, а потому создавались по тому же принципу, как любые другие фабрики или заводы, т.е. учитывая и оптимизацию транспортировки, потому-то их и строили там, где "сырья", т.е. евреев, было большего всего, - в Польше с ее трехмиллионным еврейским населением: логично, что куда легче привезти несколько сот тысяч евреев из Западной Европы в Польшу, чем несколько миллионов - из Польши.
     Такой ответ еще и опасен:

    Первое, он мешает правильно понять и оценить Холокост. Холокост ведь уникален не тем, что было решено уничтожить именно евреев: такие попытки предпринимались и неоднократно за многотысячелетнюю историю еврейского народа, - тем более что поголовному истреблению подлежали и цыгане, к евреям никакого отношения не имевшие. Холокост уникален и не количеством, абсолютным или относительным, жертв: он вполне сопоставим с Голодомором на Украине или коллективизацией в Казахстане. Холокост уникален тем, что впервые (хочется надеяться, что и в последний раз) для истребления людей была создана специальная индустрия, опирающаяся и на достижения науки и техники того времени, и на опыт одной из самых развитых стран мира. Нацистский режим создал машину уничтожения, нормальное функционирование которой не зависело ни от каких внешних факторов, а потому работавшую, как хороший швейцарский хронометр: в любых условиях и при любых обстоятельствах. Видимо, далеко не случайно, что за эту дьявольскую индустрию отвечал не какой-то сверхъестественный организатор или менеджер, но неприметный, ничем не выделяющийся бюрократ, обыкновенный чиновник, педантичный и исполнительный, - Адольф Эйхман, который точно так же мог бы руководить любой другой отраслью промышленности. Поэтому вне зависимости от того, было ли население внутренне согласно с "окончательным решением", как в Польше, или протестовало против него, как в Голландии,11 уничтожение евреев продолжалось бесперебойно. Кстати, такой "индустриальный" подход в корне отличает нацистские лагеря и от румынских гетто, созданных для евреев на оккупированной советской территории, и от сталинского ГУЛАГа, которые при всех их зверствах и бесчеловечности не были организованы для тотального уничтожения, что давало их узникам пусть мизерный, но все же шанс выжить - этого шанса нацистские фабрики смерти не давали. Помимо того, объявив евреев вне закона, нацисты тем самым дали "зеленый свет" всем тем массовым убийствам, которые осуществляли негодяи из местного населения: если в Первую мировую войну самые отъявленные антисемиты не смели еврея тронуть пальцем, т.к. знали, "что немец этого не любит, он может за это к стенке поставить", то в сорок первом они знали, что "немец нам только спасибо скажет, если мы жидов поубиваем",12 т.е. именно нацистский подход к "еврейскому вопросу" обеспечил массовый террор со стороны части местного населения, но никак не наоборот.

     Второе, такой ответ не может не повлечь за собой определенную полонофобию, которая, как любая фобия, не позволяет адекватно оценить реалии, сложившиеся



    Шестьсот пятьдесят лет спустя



    Начало XXI века... Чума вновь обрушилась на Европу - "зеленая чума" исламизма. Евреи опять виноваты: это они посмели создать свою "маленькую г..веную страну", как "изящно" назвал Израиль французский дипломат (!), это они не хотят самоуничтожиться во славу Аллаха, это они самим своим присутствием напоминают о Холокосте, это они правят Америкой, из-за которой происходят все беды.... И снова, как шестьсот пятьдесят лет назад, единственная европейская страна, которая не охвачена этим безумием, - это Польша с ее четкими проамериканской и произраильской позициями.13 Наверное, сама История решила, чтобы два народа продолжали жить вместе,14 только на этот раз без каких-либо проблем...

     Примечания

     1. - Цит. по: Боккаччо Джованни. "Декамерон" - СПбг.: "Терция", 1998 - с. 11. назад к тексту >>>
     2. - Причины, по которым Польша оказалась вне эпидемии, так же, как и мотивы, по каким Казимир Великий принял это решение, остаются не до конца ясными по сей день. Важен, однако, конечный результат: Польша в XIV веке оказалась такой же спасительной гаванью для ашкеназских евреев, как Турция в конце XV - для евреев сефардских. назад к тексту >>>
     3. - Польское влияние на ашкеназских евреев проявилось практически во всех аспектах их жизни: в одежде - долгополый сюртук (он же "лапсердак", "капот", "кафтан") и штраймель, которые по сей день можно увидеть в хасидских кварталах Бруклина, Иерусалима или Антверпена, - это видоизмененные кунтуш и шапка польских шляхтичей; в кулинарии - это чолнт и... визитная карточка ашкеназской кухни - фаршированная рыба - "гефилте фиш", - которая "приплыла" в нее из польской, чтобы вернуться назад как "рыба по-еврейски"; в языке - большинство слов славянского происхождения попало в идиш из польского. назад к тексту >>>
     4. - Отношение поляков к Наполеону нашло отражение в национальном гимне страны, в котором по сей день поется, что "показал нам Бонапарте, как с врагами биться". О том, что в действительности ожидало легионы в наполеоновской армии, блестяще рассказано в романе одного из крупнейших польских писателей Стефана Жеромского "Пепел". назад к тексту >>>
     5. - Скорее всего, решение это было не самым лучшим: поляки стали злейшими врагами, а русские ими быть не перестали. Наверное, лучшим вариантом для евреев Российской Империи было бы "сидеть на горе и наблюдать за боем двух тигров в долине", как сделала мудрая обезьяна из старого китайского эпоса, но еврейские лидеры китайских книг, судя по всему, не читали, а потому примеру этому не последовали. назад к тексту >>>
     6. Особо "отличились" в этом т.н. "синие" генерала Галлера: войска, сформированные из американских и канадских поляков-добровольцев. назад к тексту >>>
     7. - О положении евреев в странах Центральной Европы (Австрии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии) между мировыми войнами см. Sachar, Howard Morley. Dreamland: Europeans and Jews in the aftermath of the Great War. Vintage Books. New York, NY. 2003 назад к тексту >>>
     8. - Несколько лет назад "Коммерсантъ" опубликовал материал, в котором показывалось, что погромы в Кельце и Кракове были организованы "компетентными органами" СССР и марионеточного коммунистического правительства Польши с целью дискредитации оппозиционных партий и т.н. "лондонских поляков" в глазах западного общественного мнения. Такая версия выглядит достаточно правдоподобной, учитывая исключительную важность "польского вопроса" и для Сталина, и для западных держав. назад к тексту >>>
     9. - Под "Аушвицем" подразумеваются все лагеря смерти, созданные на территории Польши. назад к тексту >>>
     10. - Sachar, Howard Morley. Dreamland: Europeans and Jews in the aftermath of the Great War. Vintage Books. New York, NY. 2003 назад к тексту >>>
     11. - Речь идет о забастовке амстердамских докеров 1941 года в знак протеста против преследования евреев, переросшей в общенациональные стачки и демонстрации. назад к тексту >>>
     12. - Поражает тот факт, что хотя разговоры о том, что "придет Гитлер и жидам конец" велись, чуть ли не в открытую (см. Феликс Кандель. "Книга времен и событий. Том 4. История евреев Советского Союза (1939-1945)". М.: Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2004), значительная часть евреев, имевшая возможность эвакуироваться, этого не сделала потому, что "мы немцев знаем по той войне". Воистину, "самый слепой тот, кто не желает видеть"! назад к тексту >>>
     13. [13] - Как и 650 лет назад, причины такой позиции Польши не имеют значения. назад к тексту >>>
     14. - Следует отметить, что бойцы Варшавского гетто сражались под двумя флагами: бело-голубым - еврейским и бело-красным - польским. назад к тексту >>>


   


    
         
___Реклама___