Shafran
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Май  2006 года

Александр Шафран

Главный раввин Женевы,
бывший Главный раввин Румынии


Евреи, христиане и наследие Шоа

Главы из книги



     Составление и сокращенный перевод Давида Розенфельда
     под редакцией Бориса Белецкого и Екатерины Сиверцевой
     Редактор Ариель Якубович Литературный редактор Ольга Ксендзюк

(окончание. Начало в № 3(52))


    Виорика Агарич и королева Елена

     Минувшие десятилетия принесли ужасы повсюду, в Румынии, в Европе, и опустошение по всему миру. Но с особой яростью ураган пронесся над евреями, с безрассудным намерением нацистов уничтожить этот народ – не победить его, нет, ведь он был безоружным, без армии – а истребить, стереть его с лица земли...
     Евреи Румынии находились под властью нацистского режима и подвергались гонениям, преследованиям, мучениям. Все же мы не можем забыть то, что происходило в этот период притеснений, физического и морального угнетения...
     В "то воскресенье", 29 июня 1941 года, в городе Яссы вспыхнул огонь, приведший к кровопролитию. Разразившийся ясский погром организовали и осуществили румынская армия и гражданские власти с помощью находившихся в городе немецких подразделений. 4330 евреев заключили в концлагеря, 2650 из них задушили по дороге в "поездах смерти". Всего было убито около 12000 евреев.

     Когда до нас дошли страшные известия из Ясс, мы тотчас начали отчаянные ходатайства в надежде спасти хотя бы некоторых. Но "поезда смерти" уже мчались на мучительном пути из Ясс на юг страны, в город Кэлэраш. Когда "поезд смерти", битком набитый евреями, остановился на станции Роман, то находившиеся в вагонах рядом с умершими, несчастные, избитые и измученные люди кричали: "Дайте воды!", но никому не позволяли делать даже это. На станции находилась и госпожа Виорика Агарич, руководитель комитета Красного Креста города Роман. Она, в отличие от некоторых ее коллег, попросила стражу открыть заслонки переполненных товарных вагонов и вагонов для скота, впустить немного воздуха и дать немного воды. Эта женщина проявила не только смелость, но и большое мужество, так как всех предупредили, что если кто-нибудь посмеет приблизиться к заключенным евреям, то будет наказан – и ясно, что значит наказание во время войны. В такой ситуации она бесстрашно подошла к поезду и подала воду несчастным евреям, и они смогли глотнуть воды и воздуха...
     Я информировал Короля Румынии и королеву-мать Елену об отчаянном положении моих единоверцев осенью 1941 года, но после моего разговора с Патриархом, зная, что он собирается беседовать с королевой-матерью, я еще раз описал ей наше отчаяние. Будучи личностью благородной, с утонченной душой, она была тронута моим рассказом. Как женщина и мать, она восприняла эту ситуацию с большим сочувствием, особенно то, что касалось детей. Королева установила контакты с обоими Антонеску, но безуспешно. У нее возникла идея – которую разделял и король – устроить обед и пригласить во дворец Патриарха и обоих Антонеску и, поскольку они настаивали на том, что проблема депортации зависит от немцев, – пригласить также германского посла барона фон Киллингера. Последний прибыл в Румынию сразу же после погрома 1941 года, но уже проявлял свою жестокость и непримиримость в вопросе прекращения депортаций. Король и королева думали, что когда все эти высокопоставленные лица соберутся за королевским столом, они благосклоннее отнесутся к просьбе о прекращении депортаций.

     Но в действительности все выглядело иначе.

"Господа! Я взываю к вашим сердцам, к вам, представителям наших культурных наций. Не допустим насилия, лишения жизни, проявим милосердие по отношению к ни в чем не повинным людям!" - говорила королева-мать. Но ее призыв не подействовал на Киллингера; наоборот, он противился упрямо, бессердечно и даже нагло. К тому же он задел чувство национальной гордости Патриарха, спровоцировав резкий ответ. Патриарх заявил Киллингеру: "Мы находимся здесь, у себя в Румынии!"
     Королева и Патриарх снова обратились к маршалу напрямую. Патриарх, действуя так, словно он олицетворяет независимость Румынии, апеллировал к сильным шовинистическим чувствам Антонеску.
     Хотя акции продолжались, Королева и Патриарх добились сначала замедления, а затем и отсрочки депортации для тех, кто еще не был депортирован. Однако ситуация улучшилась лишь на время, и впоследствии депортации возобновились.
    ...Евреи южной Буковины и северной Молдавии были изгнаны из своих жилищ и депортированы в Транснистрию. На маршах по дорогам в Транснистрию многих евреев убивали, другие, измученные падали и умирали в оврагах. Но и те, кому удавалось добраться до зловещих мест по другую сторону Днестра, погибали от холода, голода, болезней; а они были голыми и босыми, и им недоставало самого необходимого – одежды, пищи, лекарств.
     У нас не было возможности посылать им помощь одеждой, продовольствием, медикаментами.

    ...Поначалу мы и не мечтали, что можно будет посылать помощь депортированным. Мы знали, что губернатором Транснистрии являлся некий "профессор" Алексяну, человек крайне жестокий. Когда мы поставили вопрос о помощи депортированным в Транснистрию, Алексяну всячески противился нашим инициативам, также, как и позднее, когда он выступал против репатриации депортированных.
     Я обратился к королеве-матери Елене и сказал ей, что необходимо безотлагательно получить разрешение направлять помощь изгнанным в лагеря, что важен каждый час, ведь ежечасно в мучениях умирают невинные люди. Королева-мать, женщина набожная и благочестивая, изо всех сил старалась сделать так, чтобы разрешение было получено без промедления. И она это сделала. Как только она узнала о положительных результатах своих ходатайств, она тотчас же отправила ко мне домой своего адъютанта. Суровой зимней ночью королева-мать Елена сообщила мне важную спасительную весть о помощи "на час раньше", не откладывая на следующий день.
     Я сразу же сообщил Фильдерману о таком развитии событий, и 17 декабря 1941 года, когда прибыл официальный документ от имени маршала Антонеску, который позволял посылать помощь в Транснистрию, – мы тут же стали отправлять ее...

     Королева-мать Елена была удивительной женщиной, со всей теплотой и сочувствием относившейся к чужому горю. Она сыграла исключительную роль как в организации помощи евреям, изгнанным в Транснистрию, так и в деле репатриации сирот, а в дальнейшем – и других депортированных.


     V. После Шоа. Размышления о сущности гуманизма

     Международная встреча "За новый гуманизм" в Женеве в 1949 г.
     Диалог, в котором участвовали Александр Шафран, Карл Барт, Поль Рикер, кардинал Жан Даниелоу, о. Маидье.

     Главный раввин Александр Шафран: Профессор Барт в своей публичной лекции в четверг вечером заявил, что евреи – как и язычники и другие категории неверующих – живут, не зная милости христианского послания. Надо признать, что выдающийся теолог-протестант жалует евреям, среди неверующих, привилегированное место по сравнению с язычниками... Я думаю, что г-н пастор Барт в глубине души знает все же, что евреи также открыли человечеству единого Бога и дали ему Библию.
     При всем при этом они живут по милости христианского послания! В духовном или материальном смысле? Так как христиане опираются на свою временную мощь, на преследования, крестоносцев, инквизицию, аутодафе и погромы; руководимые, в большинстве случаев, самой христианской Церковью, и которые продолжились -– если выражаться современным языком – газовыми камерами и печами крематориев, изобретенными людьми, живущими под эгидой христианства, – то разве у них могла быть такая цель, чтобы дать евреям жить? Не хочу настаивать на этих фактах... Если память мне не изменяет, г-н Карл Барт в другой части своего выступления утверждал, что гуманизм не принимается иудаизмом всерьез. Отталкиваясь от этого замечания, хотел бы сформулировать некоторые соображения о еврейском гуманизме.

     Бог, Творец Вселенной, создал человека не только как венец, но и как конечную цель Своего Творения. Почему? Потому что человек – единственное существо, способное распространять в мире Добро и для которого основа основ и первопричина всего воплощены в Боге. Человек может добиться управления миром с помощью не одного только разума, но также и своего морального сознания. Таким образом, Бог иудаизма – это Бог нравственного учения. Моральное сознание, или совесть, человек черпает в Боге. Каждый из нас может непосредственно общаться с Богом. Законы иудаизма являются для нас руководством, которое мы принимаем по собственному желанию и соблюдаем охотно и добровольно. Наша воля становится нравственной функцией. Заповеди могут быть сами выражены силой разума и преследуют моральную цель. Для иудаизма не существует авторитетов, нет и никаких догм, он не предписывает нам истин, в которые надо верить, не требует от нас отрекаться от нашего собственного мнения, от нашего разума; напротив, он предполагает присутствие здравого смысла. Вот почему иудаизм не является ни религией, ни теологией, ни культом. Он не является религией, поскольку не занимается только жизнью души... Не является теологией, поскольку Бог не является единственным предметом исследования. Мы знаем, что Бог существует; мы чувствуем Его, живем Им... "Я тот, Кто есть" - так представляется Бог Моисею. Бог существует, и нет смысла даже доказывать это. Чего Он хочет? Того, чтобы мы выполняли, в меру своих сил и способностей, Его наставления. Мы обновляем наши духовные силы через Него, мы стараемся приблизиться к Нему и, что самое важное, соблюдать Его заповеди. Наконец, иудаизм не является культом, так как в нем нет никакой мистики. Итак, иудаизм - это Тора. Это Учение о человеке, рассматриваемом в единстве материального и духовного. "Я дам им Мои Уставы и сообщу им Мои законы, которые человек должен выполнять. Он должен жить по ним".

     Жизнь, сотворенную Богом, надо прожить. "Человек существует постольку, поскольку он происходит от Бога и идет к Нему", говорит г-н Барт. Совершенно верно. Но он добавляет: "Все остальное относится к области человеческих возможностей". Иудаизм "во всем остальном" заключается не только в "человеческих возможностях", он видит в этом также и человеческие потребности, их надо рассматривать в реалистическом духе. В самом деле, почему мы должны отказываться от того, что Бог нам дал? Почему бы нам не приблизиться к Богу с помощью наших действий, предписанных нам Им самим?
     Господство Бога обеспечивает человеку истинное равновесие между материальными благами и духовным блаженством. Царство Божье должно находиться в здешнем мире, а не ограничиваться потусторонним миром. Заповеди Господа необходимо осуществлять здесь, на этом свете, где иудаизм стремится к неустанному совершенствованию – в этом мире, где идеальная форма прогресса недостижима. Мессианский идеал не может быть ни реализован полностью, ни исчезнуть с появлением Мессии.

     Мессианизм основан на жизни. Иудаизм не позволяет человеку отказаться от создания Царства Божьего на земле под тем предлогом, что он грешен или слаб. Иудаизм верит в человека. Падение первого человека не обрекает человечество на непременное рабство. "Земля будет наполнена познанием Бога", – говорит Пророк. Потусторонний мир должен быть продолжением Царства Справедливости, существующего в нашем мире. Мессианизм призван освободить мир, освободить как общество, так и человека; он не приносит только спасение души, он привносит экономическое, политическое освобождение общества, человека. Бог Любви, Бог Личности, Который освещает каждому из нас моральное сознание, есть также Бог Этики, который господствует в обществе, в человечестве с помощью Закона Справедливости. Спасение общества зависит от Справедливости в той же мере, как и от Любви. Иудаизм требует не только "встречи человека со своим ближним", как утверждает г-н Барт, "между Я и Ты", но также и между Я и Мы.

     Человеческое сострадание, исходящее в каждом человеке из его внутренней структуры, не может само по себе установить социальную справедливость. Чувство милосердия играет большую роль в иудаизме. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что заповеди Евангелия, процитированные о. Маидье, являются первостепенными в еврейской Библии, в V и III Книгах Моисея: "Возлюби Вечного Бога твоего всем сердцем своим и всей душою своею", "Возлюби ближнего своего, как себя самого". Но в иудаизме Любовь есть право. В III Книге Моисея предписание любви к ближнему сопровождается законами о социальной справедливости и равенстве граждан и инородцев. Иудаизм даёт возможность реализовать симбиоз любви к ближнему своему и социальной справедливости.
     Г-н Барт предлагает совершить акт раскаяния и акт доверия. Это представляется мне весьма важным, но недостаточным. Его гуманизм ограничивается "гуманизмом Бога", который имеет тенденцию абстрагироваться от конкретных проблем живого человека, реально существующего, г-н профессор Барт, в здешнем мире! Рассматривая пристально проблему человека, иудаизм разработал, если можно так выразиться, "человеческий гуманизм", пригодный для человека, соответствующий воле Бога и способный реализовать полностью свое человеческое измерение. Духовному монотеизму должен соответствовать гуманный гуманизм.
     Г-н Карл Барт: Мы признательны г-ну раввину Шафрану за его высказывания, они помогут нам лучше прояснить отношения христианства и гуманизма.

     Конечно, многие из вас, интересующихся этими отношениями, могли бы сказать: "И мы того же мнения, мы понимаем под христианством именно то, что было нам описано, как иудаизм – вот это христианство". Я добавлю: "Это христианство для всех, даже для интеллектуалов и даже для самых выдающихся философов". Это тема для размышлений всем нам. Не следует ли многим из тех, кто здесь занимается поиском этого нового гуманизма, обратиться в иудаизм? Уверен, что г-н раввин Шафран может быть вполне доволен: среди нас гораздо больше евреев, чем он думает.

     Да, я сказал, что евреи и язычники, верующие и неверующие, атеисты и равнодушные, живут все по одной и той же милости, не зная этого; я не сказал "по милости христианского послания", а "по милости Христа". Я особенно настаиваю на этом отличии совершенно отчетливо. Таково содержание нового христианского послания миру, благая весть Евангелия есть милость для всех. Христианское послание начинается с утверждения, что Божья милость адресована всем. И не случайно я упомянул, в первую очередь, евреев. Несомненно, они занимают привилегированное место, но не вследствие их монотеизма. Для нас, христиан, еврейский народ, народ Израиля, и в наши дни занимает привилегированное место потому, что он является народом, избранным Богом, народом, давшим Христа, Спасителя мира. (Обращаясь к раввину Шафрану: "Вы заслужили это привилегированное место, потому что вы – народ Иисуса Христа")

О. Маидье: Я согласен с тем, что сказал г-н Барт. Но Главный Раввин Шафран указал на имевшие место в прошлом конфликты. Это скорбные воспоминания для христиан. Так как я приехал из Франции, где имели место многочисленные депортации, то я могу сказать следующее. С одной стороны, мы понимаем, что некоторые из нас, христиан, не делали всего, что было в их силах во время немецкой оккупации. А между тем, с другой стороны, у нас было глубокое единство и единогласие: необходимо противодействовать антисемитизму. Так, дети евреев были приняты или спрятаны, и многие мои друзья были убиты из-за этого. Я говорю об этом не только потому, что это так, но и потому, что это затрагивает в христианах нечто очень глубокое, указывающее на различие между евреями и другими людьми. Однако мы были возмущены этим различием. В то воскресное утро, когда из Парижа вывезли еврейских детей, мы шли пешком в Собор Парижской Богоматери – Нотр-Дам. Я должен был служить мессу, а один из моих собратьев должен был проповедовать там, в Нотр-Дам, где мы часто в то время собирались. Я объявил, что я буду служить мессу о детях, которых только что депортировали. В своей проповеди мой собрат говорил о еврейской проблеме и сказал, что для нас еврей более чем человек, поскольку является носителем Завета и, исходя из этого, он представитель народа, давшего Иисуса Христа. А это – как с точки зрения нашего гуманизма, так и христианства – не позволяет нам принимать расизм. Это вопрос нашей веры.

     Главный раввин уточнил, что две заповеди, упомянутые мною как идущие от Иисуса Христа, были на самом деле в еврейском Законе. Это верно. То новое, что внесло Евангелие – это утверждение о том, что эти две заповеди в сжатом виде излагают весь Закон.

     (Примечание А. Шафрана: Рабби Акива (II век): "Возлюби ближнего своего, как себя самого" - вот основа Торы, которая заключает в себе все" (Иерусалимский Талмуд).

     Может быть, это даст толчок тому, чтобы христианская религия продвинулась в новом толковании проблем человека.

     Главный раввин Александр Шафран: Характерно, что в раввинистической литературе понятия свободы и закона выражены на иврите одним и тем же словом. Оно лишь отличается "буквально" произношением, но означает, в одной форме херут – свобода, а в другой форме харут – закон (вернее, слова, записанные в Своде Законов). Именно вследствие этой этимологической идентичности еврейские мудрецы не делают различия между индивидуальной свободой и законом. Они относят оба эти понятия к общему корню, который питает и оживляет их. Это уникальный трансцендентальный принцип – Бог допускает их непрерывное обновление.

     Обращаясь на горе Синай одновременно к отдельному еврею и ко всему народу Израиля со словами: "Я Господь Бог Твой, освободивший тебя из страны Египта, из дома рабства", Создатель тем самым гармонично связывает индивидуума и общество, объединяя их воедино. Он предоставляет личности свободу, основанную на "Я" Божественном, и предлагает ее обществу в виде новых заповедей, которые профессор Рикёр назвал "широкой концепцией права", его общей разумной универсальной основой.
     Его "Я" оправдывает и гарантирует наше собственное я, а Закон Его – наши собственные законы. Человеку и человеческому обществу предписано нести каждому свою долю ответственности. Также Бог, являющийся Богом личности и Богом общества, может утверждать – как этому учат нас и еврейские мудрецы, – что человек и общество являются "Его слугами, а не слугами слуг", внутренними или внешними, добровольными или же, как во времена Фараона, принудительными.
     Г-н Поль Рикер: С большим интересом я узнал, что существует язык, в котором слова, имеющие общий корень, означают свободу и закон. Этот общий корень предоставляет для наших действий обширную программу, так как речь идет о возможности исторического существования в одном соответствующем произведении того, что уже "сказано" словами на одном из наших языков.
     Существование этого общего корня может послужить вдохновляющим импульсом для наших исследований. То, что уже "сказано", может также стать действительностью.

     Главный раввин Александр Шафран: Меня живо интересуют идеи кардинала Даниелоу, и я к ним отношусь с большим уважением, весьма ценю их. Что же касается утверждений по поводу единственного ограничения свободы любовью, я хотел бы сделать одно замечание. Верно, что любовь должна составлять фундамент возникновения отношений между человеком и его ближним. Но в продолжительных связях между людьми, живущими в организованном обществе, эта любовь недостаточна, несмотря на взаимоотношения людей с Богом, поскольку она постоянно подвержена колебаниям сердечных чувств, переменчивым настроениям людей. Поэтому любовь должна быть воодушевлена разумным и моральным светом справедливости, находящей гарантию в Боге, в Его Законе. С этой точки зрения, справедливость не является ни холодной, ни жёсткой, её глубоко трогает тепло личной любви.
     Уже в книге Левит заповедь о любви к ближнему своему сопровождается определенными законами. В обществе со справедливым распределением добра и единым владыкой – Богом – человеку, попавшему в стесненные обстоятельства и затруднительное положение, вызванные, к примеру, физической неработоспособностью, эти законы обеспечивают возможность предъявлять свои требования ближнему, даже если любовь последнего к нему ослабела. Он делает это на основании долга любить ближнего в духе справедливости. Таким образом, заповеди "Возлюби ближнего, как себя самого" и "Я, Вечный Бог твой" являются не только советами, но и наказами – тем, что мы называем мицва.

     История показывает, что, к сожалению, одна лишь любовь к ближнему, вырванная из конкретного законодательного контекста, без необходимой определенности, не способна установить порядок, при котором любовь становится эффективной реальностью. Более того, она способна таким образом привести к жестокой несправедливости. Поэтому я уверен, что Тору надо обязательно рассматривать как одно целое, состоящее как из любви, так и из справедливости. Речь идет о такой вере в Закон, которую пророки Израиля называли цедек, цедака, обозначив тем самым одновременно милосердие и справедливость.
     Кардинал Жан Даниелоу: Я благодарю г-на Главного раввина за его замечание. Оно совершенно справедливое. В самом деле, любовь к ближнему, – фундаментальный принцип, который должен выражаться именно в юридических терминах. Это аспект диалектического процесса, с которым мы встречаемся повседневно. То есть либо это вера, либо это влияние, оказываемое любовью, либо это определенная решимость. С этой точки зрения, юридический аспект выражает всегда необходимым образом конкретную потребность любви.


     VI. Проповеди и выступления


     Я ищу своих братьев


     Фрагмент Проповеди в городе Клуж, Трансильвания, в 1945 г., на том месте, куда загнали евреев перед тем, как их депортировали. Проповедь проходила в присутствии религиозных и гражданских властей и христианского населения этого города.

     Я приехал в Клуж искать своих братьев, которых нет больше. Где сейчас евреи этой когда-то многочисленной общины? Я их не вижу. Я их не нахожу. Вы, неевреи, ответственны за моих братьев, за то, что они пропали, в то время как надо было их защитить. Согласно библейскому закону – закону той Библии, которой вы, христиане, придаете такое большое значение с таким лицемерием – если в каком-нибудь городе совершено убийство, то власти этого города считаются ответственными за него. Власти Клужа считают, что их руки не запятнаны кровью, что их глаза ничего не видели? Нет! И где же они? Пусть же они придут и ответят за то, что совершалось у них на глазах и с их одобрения. А где же были вы, священники, верующие христиане, вы, находящиеся сегодня здесь, где были вы тогда, когда мужчин, женщин, детей, пожилых, сотворенных по образу и подобию Создателя, вырвали из их мирных жилищ и погрузили, как скот, в битком набитые опечатанные вагоны и отправили на смерть?
     В те ужасающие времена, когда детей Израиля отправляли на страшную смерть, вы в ваших церквях осмеливались петь псалмы Давида, царя Израиля, и выговаривать древнееврейское слово амен, произносимое евреями с особым трепетом! И вы еще осмеливаетесь в ваших проповедях озвучивать божественную заповедь о любви к ближнему, которую мы, евреи, передали вам вместе с Библией! Какое лицемерие! Вы ответите за это перед Богом, Имя Которого оскверняете всякий раз, когда произносите Его, Бога, который повелевает, через Библию, которую вы читаете так бездумно, вам не быть равнодушными, в то время как льется кровь другого, чтобы предотвратить убийство. Убийство совершалось убийцами при свете дня, и вы это хорошо знаете, но и само ваше молчание – это уже соучастие!

Человек, исключивший из своего морального сознания мысль о смерти, может стать способным на любое злодеяние


     Проповедь в синагоге Женевы 18 мая 1990 г. в связи с осквернением еврейского кладбища в Карпантра (Франция).

     "О, Израиль, преследуемая овечка", – печально восклицает пророк Иеремия, и растроганные мудрецы Израиля вторят ему: "О, Израиль, преследуемая овечка! Когда ударяют по какой-нибудь части тела твоего, то все тело твое содрогается..."
     Еврейский народ, столь жестоко изуродованный насилием в годы нацистских гонений, недавно был снова подвергнут зверскому нападению в результате кощунственного бесчинства – осквернения еврейского кладбища в Карпантра.
     Этот гнусный акт устраивают те, кто дошел до экстремизма. Обращаясь к тем, кто погряз в бездне зла, мудрецы Израиля говорили: "О, сын человеческий, попытайся великим усилием освободиться" и "вспомни о дне смерти своей", "остановись, повернись" и "покайся перед смертью"! А знает ли человек день своей смерти? Конечно же, нет. Этот день может наступить в любой момент. "Нет никакой силы против смерти" – предупреждает Экклезиаст. Этот день неминуем. Однако, если же человек глух до такой степени, что не может понять этого предостережения, он деградирует и перестает быть человеком.

     Действительно, Создатель наделил человека способностью избежать падения в пропасть Зла, и защититься от злодеяний: эта способность – представление о времени, содержащее в себе также идею конца, что, в конечном счете, означает идею смерти. Когда человек серьезно размышляет о смерти вообще, а тем более, когда он задумывается о своей собственной смерти – он может прийти к выводу о своих взаимоотношениях с другими подобными ему людьми, разделяющими его участь. Таким образом, любой человек призван покориться этой непроницаемой тайне с почтением и смирением, тому таинству из таинств, каковым является смерть. Если он не проделывает такую работу над собой, если из его сознания выпадает мысль о смерти, то он деградирует, и его, несомненно, постигнет состояние, в котором он способен совершить самые серьезные проступки, вплоть до преступлений против человечности.
     Братья и сестры мои! Враги еврейского народа ожесточаются против него яростной и глубокой злобой. Почему эта неприязнь, непрестанная злоба и упорная ненависть продолжается? Откуда происходит такая болезненная вражда, называемая на иврите син'а? Происхождение ее – как говорят нам Мудрецы – надо искать в названии горы Синай, где Израиль принял на хранение Десять Заповедей, квинтэссенцию всей Библии. Это – сокровище, которое он ценой неимоверных страданий сделал достоянием всего мира. Конечно, человечество, по крайней мере большая его часть, формально приняло это Учение, которое Творец подарил своему высшему созданию – Человеку; однако, человечество не приняло его со всей серьезностью.

     Те, кто в глубине души упрямо остаются язычниками, отвергают учение Бога о Человеке и его предназначении, они неизлечимы в своей ненависти к народу Израиля. В самом деле, этот народ не дает им покоя самим фактом своего существования; мешая одним своим присутствием. Поэтому они стремятся заглушить его голос, отзвук потомков Синая. Враги Израиля фактически являются врагами Бога Израиля, Бога гуманности, против которого они выступают. Не будучи, однако, в состоянии добраться до Него, они нападают на Его народ, на Израиль. Вспомним сказанное Царем Давидом в его Псалмах: "О, Господи, те, кто ненавидит Тебя, восстают. Они замышляют заговор против народа Твоего". Они говорят: "Надо уничтожить Израиль и имя его среди народов мира, чтобы даже больше не было упоминания о нём".
     Такой была злодейская цель Гитлера и его сообщников; и такую безумную цель, которую тиран не скрывал, узаконили все те, кто привел его к власти.
     К сожалению, им удалось, на этой европейской земле, обильно орошаемой благословенной водой Библии, уничтожить третью часть еврейского народа. При помощи техники, предоставленной в их распоряжение современной "цивилизацией", они обрекли его на страшные мучения. Они изобрели особый способ убийства евреев: газовые камеры и печи крематориев, лишив их таким образом даже погребения. В самом деле, не нашлось бы достаточно места для того, чтобы вместить столько жертв – миллионы убитых.

     И несмотря ни на что, всего через несколько десятилетий после этого страшного, ужасного геноцида, вражда к еврейскому народу возрождается, без всякого стеснения, без каких-либо угрызений совести, напротив, ее демонстрируют прямо-таки с цинизмом и наглостью. Особая примета этой подлости: они обычно обращаются одинаково агрессивно и с живыми, и с мертвыми. Потому что их низкая цель – постоянно нападать на Израиль, на его прошлое, настоящее и будущее. Разорвать связь поколений, отделить нынешнее и будущие поколения. Какое упрямство! Какое безумие! Они не преклоняются ни перед непостижимой тайной жизни, ни перед сокровенной тайной, совершенно недоступной разуму человека, – завершением жизни. Это – не только презрение к жизни людей, но и опошление их смерти. Однако это решительно означает новое язычество, неонацизм, это вызов смерти: они пренебрегают ею! Это – надругательство над смертью и над умершими!
     Пораженный осквернением кладбища в Карпантра, я вновь пережил то, с чем столкнулся во времена нацистских преследований: румынский министр по делам религий приказал закрыть все еврейские кладбища. Меня вызвали к министру в пятницу вечером. Поскольку начинался Шабат, я шел к нему пешком, несмотря на то, что на улицах Бухареста лилась кровь. Пытаясь показать министру бессмысленность его распоряжения, я спросил его: "Что же нам делать с нашими умершими?" На что тот ответил пренебрежительно: "Бросайте их в Дунай!"
     Братья и сестры, после случившегося в Карпантра у меня тягостное чувство, что мерзкий, отвратительный призрак того ужасного вечера пятницы снова восстает из мрака. Сегодня он появился на древнем еврейском кладбище на юге Франции. Может ли он появиться в других местах? Отныне нельзя исключить ничего.
     Что же нам, в таком случае, делать? Без промедления извлечем урок: будем думать и действовать.

     Вам, дорогие мои братья и сестры евреи, скажу я вместе с пророком Исайей: "Вернитесь к себе домой..." В эти трудные моменты, мои братья и сестры евреи, мы говорим вам: "вернитесь к себе", вдохновленные любовью всех, кто желает вам добра, наполняя свою душу и дух и увеличивая веру. Сохраните свою внутреннюю цельность, невидимую и неограниченную, ваше человеческое достоинство и надежду на избавление.
     К вам же, дорогие братья и сестры неевреи, где бы вы ни были, к вам я обращаюсь и молю вас действовать. Нас, евреев, немного, мы малочисленны; вас же много и власть находится в ваших руках. Пользуйтесь же этим мудро и с добротой. Мы вас умоляем быть бдительными, следуйте закону, будьте образованными, способными убеждать, потому что на наших глазах возрождается призрак Зла, пусть же он исчезнет и уступит место любви и взаимному уважению. Вы в состоянии сделать это.
     Женева, столица мира, воодушевляет нас. Дорогие братья и сестры христиане, мы чувствуем, что вы разделяете нашу печаль и мы признательны вам за это. Возрадуемся вместе вере в Бога, единого для всех нас. И тогда мы вместе заслужим право соответствовать призыву Псалмов: "Вы все, народы, сделайте так, чтобы звучали наши общие голоса радости в честь Бога. Восславим Бога, Господа всей Земли. Пойте торжественную песню!". Амен.

"Пикуах Нефеш" и "Мессирут Нефеш"

     "Спасение жизни" и "Жертвование жизнью"

     Речь в ознаменование памяти восстания в Варшавском гетто ("Le mond Juif", 1958 Julie-Oktober, Paris)
     В иудаизме содержатся два, кажущихся противоречивыми, понятия: Пикуах Нефеш и Мессирут Нефеш. Первое означает Спасение жизни, второе – Жертвование жизнью. Оба понятия занимают существенное место в еврейской концепции жизни и указывают на важнейшие акты: с одной стороны, спасти свою жизнь или жизнь ближнего; с другой стороны, пожертвовать собственной жизнью.

     Когда человеческая жизнь находится в опасности, применяется принцип Пикуах Нефеш, позволяющий даже нарушение религиозного Закона, например, касающегося отдыха в субботу. Хотя, в случае необходимости, этот принцип может ограничивать применение предписаний Закона, он, однако, не может заменить собою три фундаментальных предписания Торы: уважение к Богу, уважение к духовной личности и уважение к физической личности. Тора требует пожертвовать своей жизнью, чем нарушить один из трех запретов – "Йеарег ве-ал йа'авор" (умри, но не преступи): идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства. Этот важнейший еврейский юридический принцип приводит нас к понятию Мессирут Нефеш (жертвование жизнью).
     Иудаизм – это, в сущности, учение о жизни, о поддержании жизни, об устройстве совершенной жизни. Иудаизм – это Тора Жизни. "Почитайте законы Мои и наставления Мои, потому что только так добьетесь жизни: Я, Господь!" – говорит Библия. А Талмуд с силой добавляет: "Будем живы с вашего благословения – и не умрем из-за вас!" Этот призыв касается всех повелений Торы, не только принципа Пикуах Нефеш, вытекающего из них. Действительно, Тора дает нам правила, касающиеся всей нашей жизни, и требует от нас жить согласно ее повелениям. Бог, обращающийся к евреям, есть "Царь, который желает жизни".
     Но что же такое жизнь? Здесь не место давать определение, так как мы не знаем, ни как она зарождается, ни как она завершается, мы можем судить только об одном отрезке жизни – том, в котором мы живем. Жизнь состоит из такого большого количества неизвестных, что невозможно составить полное представление даже о ее материальной стороне, о ее различиях и противоположностях, не говоря уже о физических, психических, моральных, духовных или религиозных составляющих жизни.

     Иудаизм учит нас придавать невидимому в жизни больше значения, чем видимому. Вот почему и в Библии, и в Талмуде понятие Нефеш (Душа) обозначает, например, как духовный, так и физический, телесный уровень. Жизнь – это больше, чем просто существование, в том случае, если мы признаем значение духовного и его приоритет. Любая жизнь бесценна и не должна быть разрушена, поскольку принадлежит она не нам, получающим ее на хранение на какое-то время, а Творцу, который ее дает, забирает и владеет ею вечно. В своде Законов рядом с заповедью "Не убий!" находится утверждение "Я Господь, Бог твой!".
     Надо особенно подчеркнуть, что всякая жизнь требует совершенствования, поскольку она несет в себе большое моральное и духовное богатство, которое можно передавать другим. Поэтому Талмуд уточняет, что "тот, кто спасает – Нефеш – одну жизнь, тот спасает целый мир". Таким образом, значение принципа Пикуах Нефеш не ограничивается сохранением человеческой жизни. Недостаточно только поддерживать жизнь: она должна обогащаться, особенно в плане морального совершенствования. Другими словами, в самом названии принципа Пикуах Нефеш заключена идея Творца – "сохранить жизнь, направлять ее на дела, на свершения".

     Второй принцип – Мессирут Нефеш -– отречение от жизни, от этого блага, которое иногда так трудно вынести и которое Создатель нам даровал (самоубийство запрещено), – требует от еврея готовности отдать свою жизнь для того, чтобы его собственная жизнь и жизнь других людей нашли свой высший смысл, и был осуществлен сам идеал жизни. Яростный защитник жизни, иудаизм построил свою философию на этих двух понятиях: желать, чтобы ты жил, не означает существование ради существования (только из одной лишь любви к существованию), но означает – жить, чтобы придать жизни высокий смысл.
     Рассмотрим величие акта, который мы отмечаем сегодня, в свете этих, взаимно дополняющих друг друга, принципов. Восстание, подготовленное Еврейской организацией борьбы в гетто Варшавы, началось ночью, предшествующей кануну Песаха нашего 5703 года. Верили ли борцы, начиная восстание, в то, что они смогут разбить чудовищные силы нацистов? Ни в коей мере. Они знали, что сил у них недостаточно. Надеялись ли они выйти из гетто и таким образом спасти себе жизнь? Тоже нет. Один из них, Товит Бузиковский, в своих записях подтвердил отсутствие каких-либо иллюзий: "Сегодня понедельник, Эрев Песах (канун Песаха). Прекрасный, яркий весенний день. Солнце освещает своими лучами Варшавское гетто, погруженное во тьму. Последний день нашей жизни... Восстание началось!"

     Почему борцы вступили в смертельную схватку, вместо того чтобы продлить себе жизнь на несколько дней или недель под лучами весеннего солнца? Ответ дает нам Мордехай Анилевич, руководитель восстания, в своем последнем сообщении: "Восстание против превосходящих сил немцев истощает наши силы... Чувствую, мы находимся на пороге уничтожения. Но чувствую также, что мы совершаем нечто великое и что наша отвага означает очень многое. Будьте благословенны, вы, находящиеся за пределами гетто! Последнее чаяние моей жизни исполняется: hагана Ацмаит, еврейская самооборона зародилась..."
     Ицхак Цукерман также раскрывает нам глубокие причины вооруженного восстания: "Мы знаем, что наше восстание совершается для жизни, и для нас, и для других, ради великого дела, во имя нашей и их чести, ради будущих поколений..."
     Итак, восстание было "ради жизни", оно провозгласило значимость жизни во время празднования Песаха, предписывающего уважение к Богу, к личности моральной и физической. Нацисты глумились над этой драгоценностью. Оставшиеся в живых 50 тысяч из 500 тысяч евреев, загнанных в Варшавское гетто, знали, что они обречены на смерть. Всякая попытка Пикуах Нефеш – сохранить жизнь – была напрасной. Поэтому они решились на огонь Мессирут Нефеш. Своей гибелью они освятили Имя Бога, провозглашающего ценность жизни. "Своей гибелью они завещали нам жизнь!"

     Факел борцов Варшавского гетто не погас 16 мая 1943 года, как об этом объявил генерал Струп в рапорте о своей подлой акции уничтожения. Удерживаемый восставшими до последнего вздоха, этот факел прошел сквозь стены гетто и добрался до Эрец-Исраэль. Здесь, на земле предков, пять лет спустя, 14 мая 1948 года, еврейские силы самообороны – hагана – зажгли такие же факелы. Они сражались за победу принципа Пикуах Нефеш ради жизни тех, кто придет в будущем, после них. Сражались за то, чтобы евреи могли жить и трудиться здесь в поте лица своего, под покровительством Бога, ради Того, Кто даровал им жизнь и научил их жить в полном согласии с Его Законом и почтением к Нему.


     VII. Мемориал неизвестному еврейскому мученику в Париже

     Мы не холодную стелу устанавливаем, а живое пламя зажигаем.

     Речь при закладке первого камня Мемориала неизвестному еврейскому мученику 17 мая 1953 г. в Париже.

     Мы собрались на этом месте, где закладывается первый камень Мемориала. Это будет не только мраморный монумент: он взметнется ввысь, как пламя. С этого места, с этой столицы погруженного во мрак континента вздымается пламя, наполненное страстью людей, и оно охватит всю землю, откуда поднимается голос крови Авеля, убиенного Каином. Это пламя, которое судит и выносит приговор, призывает и карает, заклинает людей не дать зачерстветь их сердцам. Да, не холодную и бесстрастную стелу мы возводим, мы живое пламя зажигаем.

     Израиль подобен вечно горящему кусту. Это жизнь, которая в себе самой черпает решимость жить. Для Израиля жизнь – награда; в здешнем мире, у неё нет ни начала, ни конца. Она впитывает из земли созидательную силу, и её течение на земле неиссякаемо. Но на этой земле Создатель призывает Израиль реализовать жизнь во всей ее полноте. На этой земле Еврей призван "освящать Имя Бога" своей жизнью а, при необходимости, и жертвовать ею. Самим фактом своего существования он преобразует эту землю в святую мицву, превращая обыденное – в уникальное, временное – в вечное. Именно здесь он осуществляет Божественную заповедь, предписанную Торой как отдельному человеку, так и всему народу, акт Кидуш а-шем (Освящения Имени Бога): "Храните мои заповеди и выполняйте их: Я, Господь. Я освящаю детей Израиля".
     Это не внешность мученика, которая "свидетельствует" об отказе от жизни, от готовности сражаться за жизнь, перед которой мы склоняемся. Но мы остановимся перед кустарником трепещущей жизни, свидетельствующей о Кидуш а-шем целого народа. Треть этого народа, со своими детьми и стариками, отцами и матерями, сгорела в огненной печи, которая не хочет и не может погаснуть. Потому что этот народ обязан передать всем народам слово Бога, которое карает и исцеляет, поражает и сеет, которое призывает "Сын человеческий! Оглянись и исправься!", возвещает человечеству не победу силы, а триумф Духа. Вместе с пророком Израиль провозглашает миру слово Божье о том, что народ Израиля выжил для вечности, поскольку он верен своему Богу, Вечному: "Так как Я Вечный и неизменный, то вы, дети Якова, не можете исчезнуть с лица земли!"


     VIII. Обращение к Папе: иудаизм и евреи ожидают полного признания своей идентичности.

     Речь на приеме, устроенном в честь Главного раввина Александра Шафрана в Ватикане Папой Римским Иоанном Павлом II 31 октября 1985 года.


     Мудрецы Израиля учат нас, что в присутствии монарха народов мира еврей должен вознести молитву во хвалу Бога и сказать; "Благословен ты, Господь Бог наш, который заставляет создания Твои торжествовать в славе Твоей".

Выражая благодарность Святейшему Понтифику за оказанную любезность принять меня, я возношу здесь эту молитву вместе с моими единоверцами, сопровождающими меня.
     Я бы хотел, чтобы Святейший Понтифик позволил мне здесь вызвать из прошлого живые воспоминания о монсеньере Андреа Кассуло – папском Нунции в Бухаресте в те годы, когда я являлся Главным Раввином Румынии. Несколько недель тому назад Святейший Понтифик назвал те ужасающие времена "несомненно, самым чудовищным зверством в истории". Монсеньер Кассуло прилагал огромные усилия для оказания помощи членам моей бедствовавшей общины. Он выполнял важную роль в операциях спасения, позволивших сохранить жизни 400 000 румынских евреев в этой трагедии. Он с горячим желанием проявлял участие всякий раз, когда я "сигнализировал" ему по этому поводу. В "Actеs еt dоситепts dи Saint Siege relatifs а 1а sесопdе gиerrе топdiale" упоминается об "установившемся тесном сотрудничестве между монсеньером Кассуло" и мною, и поэтому я исполняю долг – отдаю должное памяти монсеньера Кассуло. Он принадлежит к той категории людей, которых мудрецы Израиля относят к "благочестивым людям народов мира, имеющим свою долю в Грядущем Мире".

     Почти все 400 000 евреев Румынии, переживших Холокост, эмигрировали в Эрец-Исраэль. Они добились свободы и признания своего человеческого достоинства. Они пришли на землю, где главный город – Иерусалим; на землю, которая является центром еврейского мира, и которая также отвечает их жизненной необходимости, равно как и многих единоверцев, бежавших из нацистских лагерей уничтожения или же из стран, где – увы! – даже в наше время евреи все еще подвергаются преследованиям.
     Да, еврейская религия и ее последователи все еще ожидают полного признания самого факта своего существования.

     Мы знаем, что в течение последних десятилетий Католическая Церковь предприняла важные шаги, чтобы признать, наконец, самоценность еврейского народа, его единство и религию. И, в самом деле, такие документы, как "Nostra Aetate" (1965), "Orientations" (1975) и "Notes" (1985) призывают христиан быть корректными по отношению к иудаизму и евреям, по отношению к тем, кого унижали в течение столетий. Разумеется, мы ценим эти положительные акты. Однако мы сожалеем о том, что не делаются дальнейшие шаги, необходимые для достижения всеобщего и неподдельного уважения к иудаизму и его ценностям. Нас также огорчает тот факт, что исключительная опасность геноцида против еврейского народа не подчеркивается с должной силой и что антисемитизм, продолжающий существовать и настойчиво декларируемый в виде антисионизма, не заклеймен достаточно энергично. Я должен сказать, что заявления, сделанные несколько дней тому назад Святейшим Понтификом по поводу Холокоста и антисемитизма, обнадеживают нас. Что же огорчает нас больше всего, так это факт, что Ватикан отказывается формально признать Государство Израиль, чье воссоздание после Холокоста было предопределено свыше, и чья законность была подтверждена решением Организации Объединенных Наций, в соответствии с международным правом. Государство Израиль предоставило верующим всех религий беспрецедентное право собираться в его столице Иерусалиме, в надлежащих местах для богослужений. Мы хотели бы надеяться, что прославленный Папа Иоанн Павел II, с его открытым взглядом на жизнь, чья светлая личность животворна для наций и народов, явит нам в качестве исторического жеста примирение Церкви и Израиля.

     Еврейская Библия заканчивается описанием действий царя Кира, оказавшего поддержку евреям в восстановлении второго еврейского государства. Мы желаем, чтобы Святейший Понтифик Папа Иоанн Павел II, с его глубоким пониманием и чувством истории, подобно царю Киру, занял выдающееся место в истории Израиля и, следовательно, всего человечества.
     Наше желание основано на нашей вере в Единого Бога. Она была прекрасно сформулирована в XVI веке рабби Моше Иссерлисом, великим раввином Кракова – города, в котором Святейший Понтифик был самым видным архиепископом. В начале его прославленного труда (базировавшегося на Маймониде) рабби Иссерлис писал: "Великий принцип руководит действиями праведных – знание, что Всемогущий Господь, чья слава простирается на всю землю, повсюду наблюдает за нами и оценивает наши поступки".
     Хочу в заключение процитировать библейское благословение: "Пусть Господь благословит и защитит вас! Пусть Господь обратит Свое лицо и будет благосклонен к вам!"



     IX. Ходатайства о возвращении еврейских детей, принятых нееврейскими семьями и организациями в годы Шоа.

     Верните нам наших детей...

     Речь перед Комиссией негосударственных организаций при Совете по экономическим и социальным вопросам ООН во Дворце наций в Женеве 6 июля 1950 г.

     Несмотря на наши ходатайства в ООН, чтобы нееврейские семьи и организации вернули еврейским общинам детей, которых спасли во время Шоа, наши просьбы в большинстве случаев не были удовлетворены. В годы Второй мировой войны, во время ужаснейшей Катастрофы, постигшей еврейский народ, некоторые родители-евреи, перед тем как их угнали в лагеря уничтожения или в газовые камеры, отдали своих детей христианским семьям или организациям, в надежде, что эти невинные создания будут спасены из милосердия, а после окончания войны они будут возвращены их семьям.

     Другие родители были вынуждены оставить своих детей, и их приняли нееврейские семьи и организации. Почему этих родителей вырвали из мира, в который их привел Создатель, и почему их разлучили со своими детьми, дарованными им Богом? Потому что они были евреями: они принадлежали к народу, которому открылся Единый Бог, к народу, давшему человечеству Библию. Они страдали как евреи, и как евреи взошли на костер мученичества.
     Лишь некоторые дети, хрупкие существа в возрасте от одного дня до 15 лет, в разных странах пережили Катастрофу, в которой погибли около 1 млн. 300 тыс. еврейских детей. Мы с благодарностью думаем о тех, кто помог детям остаться в живых. Но также с горечью приходится констатировать, что эти благодетели отказываются вернуть детей в лоно их религии, их народа. Ведь у них еврейские родители; это дети еврейских мучеников. Как могут их благодетели со спокойной совестью растить детей в религии, отличной от той, к которой принадлежали их родители в тот момент, когда были выхвачены из жизни? Имеют ли они право принуждать детей жить согласно религии, к которой не принадлежали их родители? Можно ли спасти этих детей от одиночества и отчаяния, дать им право самим распоряжаться своими душами? Благодетели спасли их физически, но с тем ли, чтобы похитить их души? Осознают ли они степень своей моральной ответственности? Не чувствуют ли они неявное и скорбное присутствие родителей, пришедших востребовать души своих детей?
     Мы, духовные родители этих детей, которые пока бессильно молчат, но через которые возвышают свой голос 6 млн. жертв, – мы требуем: чтобы благодетели вернули сирот еврейским общинам;

     чтобы правительства государств, где детей задерживают, потребовали зарегистрировать детей с их подлинными именами и вероисповеданием, соответствующим их происхождению;
     чтобы их передали близким или дальним родственникам или организациям еврейских общин.
     Вместе с Царем Давидом, чьи Псалмы вы читаете, мы говорим вам: "Не позволяйте, чтобы этих детей обижали! Верните их нам! Тем самым вы проявите подлинное, бескорыстное милосердие!"


     "Не провинитесь перед этим ребенком!"

     Выступление перед Комиссией по правам человека при Совете по экономическим и социальным вопросам ООН во Дворце наций в Женеве 5 мая 1951 г.

     Как представитель всемирных еврейских организаций, я имею честь заявить следующее:

     Во время Второй мировой войны немецкими и другими нацистами было убито около 1 млн. 300 тыс. еврейских детей. Они были убиты в концентрационных лагерях, в лагерях уничтожения: их душили в газовых камерах, бросали в печи крематориев, давили во рвах и мучили различными страшными средствами... Совсем немногим еврейским детям удалось избежать этих мук. Некоторых из них взяли к себе нееврейские семьи и организации. В то время как мы благодарим благодетелей за проявления милосердия к этим невинным существам, мы вынуждены, к нашему великому сожалению, констатировать, что этих детей воспитывали не в той религии, в которой их родители претерпевали мученичество. Мы также ссылаемся на проект Декларации о правах ребенка, Меморандум Генерального секретаря, Документ E/CN.45/512m. Обращаемся к Вам, г-н Президент и высокоуважаемые члены Комиссии по правам человека, и предлагаем дополнить ст. 5 Принципов упомянутого Документа следующим образом:
     "Это воспитание должно соответствовать религиозным убеждениям родителей, а в случае их смерти, оно должно соответствовать их предполагаемым религиозным убеждениям".
     Уважаемые господа, Вы хотите построить новое общество, в котором человек, его жизнь, его достоинство и его неотъемлемые права будут пользоваться уважением. Следуйте совету Псалмопевца и слушайте глас детей (Пс. 8,3). Именно они, воспитанные в духе Псалмопевца, будут трудиться над созданием нового, светлого мира.
     Будьте же внимательны, Вы, стремящиеся творить добро, следуйте библейскому призыву: "Не провинитесь перед этим ребенком!"



     X. О документах Ватикана о еврееях


     О содержании документа о евреях "Nostra Aetate"

Интервью Радио "Голос Швейцарии" 22 февраля 1965 г.


     Этот документ содержит доктрину Церкви по поводу иудаизма и интерпретацию, которую она дает еврейской истории. Эти доктрина и интерпретация, разумеется, не соответствуют ни той концепции иудаизма, которую дают сами евреи, ни той, которую они претворяют в своей жизни.
     Все же важно отметить гуманный характер этого документа... Благодаря ему христиане могут изменить свои взгляды на иудаизм и еврейство, могут лучше относиться и проявлять больше уважения к евреям, чем в прошлом.
     Никто не оспаривает права Церкви иметь свою концепцию, но при условии, что она уважает веру других людей и больше не допускает распространения идеи ненависти к иудаизму.
     Можно надеяться на изменение отношения Церкви к евреям. Можно ожидать также, что в будущем она будет уважать веру и права людей, которые, несмотря на преследования, остаются, безусловно преданными своим традициям. Конечно, Израиль остается навсегда преданным своему Богу – Богу всего человечества. Именно это уважение христиан к евреям будет определять истинное значение обновления, которое Церковь декларирует сегодня.

     По поводу декларации Ватикана об отношениях христиан и евреев "Orientations"

     Интервью швейцарскому Радио Романтол (франкоязычных кантонов Швейцарии) 8 января 1975 г.

     Я с чувством удовлетворения встретил недавнюю декларацию об отношениях между Католической Церковью и иудаизмом.
     Я говорю с удовлетворением, потому что в этом документе речь идет об акте человеческого понимания. Однако ему еще далеко до того, чтобы обозначить глубокое изменение отношения Церкви к евреям, учитывая ее тяжёлую ответственность за страдания, перенесенные евреями в христианских странах.
     Мы все еще надеемся на реальный и ощутимый, четкий и ясный, искренний и откровенный акт возмещения морального ущерба... К сожалению, этот день пока еще не наступил! Разумеется, недавняя декларация знаменует шаг вперед в отношении формального осуждения антисемитизма. Эта последняя декларация также признает Израиль как конкретную реальность. Но как можно говорить о конкретной реальности народа Израиля, даже не упоминая духовные и религиозные связи, объединяющие наш народ с Землей Израиля? Это все равно, что говорить о Библии, о Библии еврейской, и не упоминать о ее связи с народом Книги, с народом Израиля!

     Я считаю, что в будущем можно будет говорить о реальных переменах в отношении католической Церкви к Израилю, при двух условиях: Церковь, как я говорил кардиналу Беа, должна отказаться от своих актов миссионерства среди евреев и, как я говорил кардиналу Журне, признать Государство Израиль и таким образом отменить дискриминацию, проводимую по отношению к Государству Израиль. Само собой разумеется, что желательно сотрудничество между евреями и христианами, для того чтобы воцарились мир и братство во всем мире. Однако, при этом нужно, чтобы каждый сохранил свою добропорядочность, свою религиозную веру, углублял свои моральные ценности и уважал моральные ценности других.
     Я надеюсь, что в будущем мы, христиане и евреи, сможем сотрудничать в Швейцарии с уважением и братским взаимопониманием.


     Приложения (от составителя) – Выдержки из книг и статей.


     Из книги Alexandre Safran "Den Flammen entrissen". Die Jüdische Gemeinde in Rumänien 1939-1947. Erinnerungen. Einführung von Jean Ancel. Tübingen und Basel: A. Francke Verlag, 1996. (Александр Шафран. "Вырванные из пламени". Еврейская община Румынии 1939-1947 гг. Мемуары. Введение Жана Анчеля.)
     Рене Кассин был взволнован трудной проблемой детей и поддерживал все мои просьбы в пользу возврата их – а почти все они были сиротами – в свою общину.
     Элеонора Рузвельт, часто принимавшая участие в обсуждении и хорошо понимавшая, насколько это сложный предмет, как мать, пришла к выводу, что эти бедные маленькие сироты не должны быть во второй раз пересажены. Они выросли в новой среде, и пересадка могла бы причинить им много вреда.
     Из статьи: Марсель Дюбуа. Церковь и евреи. В кн.: Эли Барнави, Саул Фридлендер. Евреи и ХХ век: Аналитический словарь. Пер. с фр. Т.А. Баксаковой, А.Н. Васильковой, И.Б. Иткина, А.Г. Пазельской под общ. ред. Т.А. Баскаковой. - Москва: Текст: Лехаим, 2004
     25 марта 1928 года папа Пий XI издал декрет "со всей суровостью осуждающий ненависть к народу, избранному некогда Богом, ненависть, ныне известную под названием "антисемитизм"… В 1937 году папа Пий XI осудил нацистский расизм в энциклике "Mit brennenden Sorge" ("Со жгучей тревогой"). На следующий год он делал заявления в том же духе. Особенно памятна речь, с которой он обратился к бельгийским паломникам 6 сентября 1938 года, когда объявил: "Антисемитизм недопустим. Духовно мы все семиты".

     …16 апреля 1973 года в Святой понедельник, накануне Песаха, Комиссией по отношениям с иудаизмом Конференции французских епископов была опубликована декларация, в которой авторы отмечают, что "в христианском сознании начался процесс, напоминающий Церкви о ее еврейских корнях" и что они намерены способствовать этому процессу. В Декларации есть утверждение, что существование еврейского народа не только ставит перед христианами вопросы, но и являет им некую истину, которая может помочь им лучше понять "свою веру и свою жизнь". "Христиане хотя бы ради себя должны достигнуть истинного понимания еврейской традиции". Документ этот был составлен не столько ради богословских изысканий, сколько для "пастырского назидания", касающегося поведения христиан в отношении евреев. …В то же время … специальная папская комиссия составила "Указания и советы относительно применения декларации Nostrа Aetate №4". В тексте этого документа были в сущности рекомендации по преподаванию основ христианской религии и установлению добрых отношений с евреями… В 1970-1985 гг. комитет, объединяющий представителей еврейской и католической сторон, ежегодно собирался на аналитические заседания, где обсуждались … права человека, религиозное образование, толерантность, семья. Не оставались в стороне и вопросы спорные: прозелитизм, антисемитизм, Холокост. Результаты первых пятнадцати лет диалога были сведены в отдельный том, изданный в свет по случаю Римской конференции, посвященной двадцатой годовщине Nostra Aetate.

     На съезде Международного комитета по связям между католиками и иудеями в Иерусалиме 24 мая 1994 года богословы немецкой епископской комиссии … обратились к участникам с призывом признать ошибки церквей и верующих в отношении еврейского народа, исповедаться в совершенных грехах. 30 сентября 1997 года французские епископы заявили (вспомнив, как вели себя французские церковники во время оккупации): "Перед масштабами трагедии и неслыханностью совершенного злодеяния слишком многие пастыри своим молчанием оскорбили саму Церковь и очернили возложенную на нее миссию… Ныне мы исповедуемся в том, что это молчание было ошибкой… Мы молим о прощении Господнем и просим еврейский народ внять сим покаянным словам". Через несколько недель на симпозиуме в Ватикане папа Иоанн Павел II говорил: "У истоков этого маленького народа, находящегося между великими империями языческого вероисповедания, подавляющими его блеском своей культуры, было Божественное избрание. Народ сей признан и ведом Богом… Расизм есть отрицание самой глубокой сущности человека, сотворенного Богом по Своему образу и подобию. К нравственному злу всякого геноцида присовокупляется зло, обращенное против спасительного промысла Божьего в истории. Церковь знает, что эта ненависть касается и ее".
     Из статьи: Доминик Шнаппер. "Интеграция и гражданство: французская модель" В кн.: Эли Барнави, Саул Фридлендер. Евреи и ХХ век: Аналитический словарь. Пер. с фр. Т.А. Баксаковой, А.Н. Васильковой, И.Б. Иткина, А.Г. Пазельской под общей редакцией Т.А. Баскаковой. - Москва: Текст: Лехаим, 2004

     После акта вандализма на кладбище в Карпантра в 1990 г. двести тысяч человек, в том числе и президент Франции Франсуа Миттеран, вышли на улицы Парижа, откликнувшись на призыв еврейских организаций. Лидеры всех политических движений, за исключением Национального фронта, представители всех религиозных организаций, в том числе мусульманских, выразили свое сочувствие евреям и солидарность с ними.
     Из книги: Элиэзер Беркович. "Вера после Катастрофы". Иерусалим: "Амана", 1990.
     Не существует убеждений, которыми оправдывают бесчеловечность. Обвинение в убийстве Христа – позор христианства. Он не смоется до тех пор, пока церковь полностью не снимет свои обвинения. Был один святой христианин, который понимал это, – папа Иоанн ХХIII. Перед смертью он составил молитву, он назвал ее "Акт раскаяния": "Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нем наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слезы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили". Папа Иоанн ХХШ умер прежде, чем успел ввести эту молитву в литургию. Она закопана теперь в архивах Ватикана. В тот день, когда ее станут читать с амвонов, появится надежда на духовное исцеление христианства. См также www.groups.yahoo.com/group/zwst-berlin/files

     Из статьи: Paul Kreiner. Auf Wiedersehen, Kinder. Neue Vorwürfe gegen Papst Pius XII. Potsdamer Neueste Nachrichten 6.01.05 S.25 (Пауль Крайнер. До свидания, дети. Новые упреки в адрес Папы Пия XII). Газета Corriere della Sera опубликовала недавно найденный документ: Ватикан постановил – 17 месяцев спустя после окончания 2 мировой войны – что еврейские дети, которые нашли убежище в католических организациях и были крещены, не должны быть возвращены их подлинным родителям.
     …Согласно многовековой практике, каждый крещеный имел "право на христианское воспитание"… Тот, кто действительно крещен, тот – "дитя церкви", она не может его выдать, …в этом ему нельзя отказывать… Формально дело касается официального письма Святого Престола папскому послу в Париже Анджело Джузеппе Ронкалли, будущему Папе Иоанну XXIII. С совершенно ясного категорического одобрения Папы Пия XII, письмо предписывает, что крещеные еврейские дети не должны быть переданы организациям, которые "не в состоянии обеспечить христианское воспитание" и что даже некрещеных еврейских сирот, "принятых церковью", не следует "оставлять без внимания церкви". ... Во время немецкой оккупации Франции и Италии монастыри и ватиканские учреждения прятали тысячи евреев; многие выжили. Выжили и тысячи детей, которые были их родителями переданы в такие церковные учреждения или в католические семьи. После войны они были востребованы частично своими подлинными родителями, частично – если их родственники были убиты – еврейскими организациями, которые разыскивали переживших в Европе.

     В письме Нунцию Ронкалли сказано, что он "не должен давать этим еврейским авторитетам никаких письменных ответов, а только устные". Если все же отвечать придется, то он должен говорить, что церковь проводит расследования и проверяет "каждый отдельный случай". Очевидно, бесспорно, что неопределенное число детей крестили в то время, когда их прятали в монастырях. Это хотя и без родительского согласия, против церковных постановлений, но в соответствии с традицией обращать еврейских детей в "истинную религию". И поскольку дети были крещены, церковь приобрела право отбирать их у подлинных родителей, в случае необходимости, с помощью полицейской силы. Сотни таких случаев известны в Риме XIX века, когда Папа еще сидел на троне в качестве всемирного Господина своего церковного государства. … Вполне самокритичные публичные откровения по отношению к иудаизму впервые появились на Втором Ватиканском Соборе в 1962-1965 гг. Его созвал Иоанн XXIII – тот самый Анджело Джузеппе Ронкалли, которому Пий XII в свое время направил одиозное распоряжение.

     Перевод с издания: Alexandre Safran. Juifs et chrЏtiens: la Shoah en hЏritage. GenPve: "Labor et Fides" , 1996


   


    
         
___Реклама___