Dubinsky1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Апрель  2006 года

Илья Дубинский


Памятники Гейне

(к 150-летию со дня смерти поэта)


Родился Генрих Гейне 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе. Он остается в мировой литературе проникновенным лириком, блестящим публицистом и острым сатириком; его произведения изданы, практически, на всех языках мира. Мы не будем знакомить наших читателей с его биографией, укажем лишь еще одну дату – Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года и похоронен  на кладбище Монмартра в Париже.

И с этих пор начались  различные истории с памятниками гениальному поэту. Их много и в различных странах.

 

Париж

На могиле опального поэта не было памятника и состояние ее за многие годы ухудшилось. Приближалось столетие со дня рождения и пятидесятилетие со дня смерти Гейне. По инициативе газеты Frankfurter Zeitung в июне 1897 был создан фонд для реставрации надгробия и возложения на могилу цветов. Оплату обеспечивали австрийские и немецкие либералы. Средств неожиданно оказалось достаточно даже для сооружения памятника. С этой целью был приглашен скульптор Газерлис (Hasselriis), который изготовил ранее памятник поэту по заказу императрицы Австрии Елизаветы.  Предложения художника были обсуждены, согласованы с сестрой Гейне и приняты. Памятник был изготовлен из белого карерского мрамора и открыт 24 ноября 1901.

 

 

Бюст старого, печального и задумчивого Гейне установлен на квадратном цоколе. Лицевая его сторона украшена, выполненной в виде высокого рельефа, лирой - атрибутом поэта. Ее струны переплетены с розами венка. Вверху это маленькие бутоны, за которыми следуют все более распускающиеся цветы. Завершают круг две полные розы, стремящиеся друг к другу и застывшие в поцелуе. Выше лиры парит бабочка как символ бессмертия. Ниже надпись:

HEINRICH HEINE

FRAU HEINЕ

Завершают обелиск, олицетворяющие дни быстротекущей жизни, песочные часы, с двух сторон которых плавно спускающиеся пальмовые ветви как символ угасшей жизни. Но две растущие лилии выражают надежду на бессмертие. Сосновая шишка коронует часы знаком любви. С четырех сторон колонны установлены масляные светильники. На горизонтальной плите лежит лавровый венок и раскрытая «Книга песен». Вся символика преставляет поэта  как лирика и романтика. На боковой стороне цоколя выбиты строки из стихотворения Гейне «Где?»: Где найдет усталый путник свой покой? Под пальмами на юге или под липами на Рейне? .... Перед венком еще одна надпись, напоминающая, что памятник Гейне установлен свободолюбивой Веной.

 

Дюссельдорф - первая попытка

Осенью 1887 в Дюссельдорфе почитатели Гейне организовали комитет с целью установить памятник знаменитому земляку. Аналогичные общества поддержки создания памятника образовались еще в Вене и Нью-Йорке. Принять участие пригласили императрицу Австрии Елизавету, которая очень почитала поэта. Начался сбор средств, а когда Елизавета объявила, что это будет ее подарок городу, то вопрос финансирования был решен. Скульптор Эрнст Гертер (Ernst Herter),  получил задание на проектирование памятника. И вот тут-то и началась «Битва на Рейне». Против установки памятника поднялись все националистические и антисемитские организации, официальные органы власти отдельных муниципальных образований: Гейне ставили в вину критику порядков в Германии, любовь к Наполеону, эмиграцию, но больше всего его еврейское происхождение (несмотря на крещение). Гертер выполнил четыре варианта памятника, в одном из которых статуя Гейне была заменена скульптурой Лореляй. Но борьба продолжалась. С той и с другой стороны было написано множество статей, проходили многолюдные собрания, в спор вступили зарубежные писатели (Аьфонс Додэ, Эмиль Золя и др.). Противники памятника обратились к Бисмарку, но в ответ он заступился за Гейне и сказал, что рядом с ним можно поставить только Гете. Однако и это не помогло - добиться официального разрешения на установку памятника не удавалось. Знамя сторонников установки памятника на берегу Рейна перехватили в Майнце. Острые дебаты возобновились и длились полтора года (в архиве города сохранились штабели статей, протоколов и других документов), но разрешение получено не было. Такая же участь постигла и попытку установить памятник во Франкфурте на Майне.

Сторонники поэта на Рейне потерпели поражение, но кампания не была проиграна. В Америке инициативу перехватили немецкие переселенцы, а Елизавета, отказавшись участвовать в проекте, принялась за создание своего варианта памятника.

 

Нью-Йорк

Здесь инициатором выступил Американский союз певцов Ариан. После знакомства с макетами, представленными Гертером для памятника в Дюссельдорфе, был выбран тот, который именовался Монумент Гейне и фонтан Лореляй. Его элементы скульптор выполнил из мрамора в тирольской мастерской и закончил работу в 1897. Открытие памятника состоялось в Кильмерпарке Нью-Йорка 8 июля 1899 года. Очевидец пишет, что было трогательно смотреть на собравшихся с флажками представителей различных немецких организаций. И было символично, что они объединились вокруг памятника человеку, которого изгнали с их родины.

 

 

Как видно на фото посредине круглого бассейна установлена колонна, завершающаяся фигурой Лореляй. Ниже размещен окруженный венком горельефный портрет поэта по рисунку Давида Д’Ангерса (David d’Angers), под которым надпись: HEINRICH HEINE.  Три нимфы  - Лирика, Сатира и Меланхолия  - окружают цоколь. Розу поэту протягивает первая из них, что звучит символично. По краю чаши фонтана протянута бронзовая  пальмовая ветвь. На восточной ее стороне высечено: IHREM GROSSEN DICHTER DIE DEUTSCHEN IN AMERIKA. У памятника установили полицейский пост, но и здесь нашлись и антисемиты и националисты, выступающие против немецких эмигрантов. Один современный вандал сумел молотком изувечить памятник: он сбил две головы фей и нанес другие повреждения. Позже была украдена бронзовая ветвь. Памятник неоднократно пачкали краской в виде надписей и каракуль. Одна газета писала, что это самый обезображенный памятник во всем городе и он стал объектом негативных фотографий туристов, а не памятником великому поэту. Однако, страсти понемногу (за 100 лет) улеглись и в 1997 году к двухсотлетию со дня рождения Гейне фонтан реставрировали. Сегодня он стоит на прежнем месте и стало традицией новобрачных (рядом муниципалитет) фотографироваться на фоне обновленного памятника.

 

Корфу – Гамбург – Тулон

На острове Корфу размещалась летняя резиденция австрийской императрицы Елизаветы и там (после провала дюссельдорфского варианта) она решила установить памятник Гейне. Для выполнения задуманного был приглашен датский скульптор Людвиг Гасселриис (Louis Hasselriis), который еще в 1873 году выставил модель на выставке в Берлине. Мраморная скульптура была готова в 1891 году: Гейне сидит в кресле в домашнем халате (или это подражание античной одежде?). Открытые глаза смотрят задумчиво мимо зрителя. В правой руке поэта перо, а в левой несколько бумажных листов. Статуя была размещена в круглой беседке из 6 колонн, которую венчала золотистая Ника с лавровым венком в руке. Маленький храм был расположен наверху откоса так, что от вьездных ворот к нему вели красивые лестницы, а сам поэт смотрел на море. Гейне здесь почитали как сентиментального лирика в отличие от всех политических, социальных или литературных тогдашних актуальностей.

 

 

Это был первый памятник, который поставили в мире Генриху Гейне.

В 1898 Елизавета была убита и позднее хозяином резиденции стал кайзер Вильгельм 11. Памятник был удален со своего места, а в 1909 году продан  сыну издателя Гейне Ю.Кампе (Julius Campe). Тот привез приобретение в Гамбург и предложил его сенату в виде подарка, который не был принят. Тогда издатель соорудил новый цоколь с именем поэта и установил его статую в неороманской нише двора торгового дома Barkhof в проходе от Mönckebergstraße к Spitalerstraße. Памятник, с одной стороны, оказался на приватной территории, но в то же время был доступен для  общественного осмотра.

 

 

Социал-демократы возложили красивые цветы, а националисты и антисемиты испачкали памятник красками настолько, что его пришлось закрыть деревянным щитом и подыскивать новое место. Оно нашлось в 1927 году в пригороде Гамбурга Алтоне. Памятник разместили в павильоне на территории Donners Park.

 

 

В 1933 году под давлением новых властей памятник был закрыт для осмотра, а затем спрятан. Когда же дочка издателя Гизела переезжала в июле 1939 года к своему мужу во Францию, то ей разрешили вывести статую как личное имущество. Все военные годы скульптура провела благополучно в заколоченном ящике и единственным повреждением было перо поэта. По завещанию владельцев статуя стала принадлежать городу и в июле 1956 года (столетие со дня смерти Гейне) ее поставили в одном из районов Тулона – Mourillon. К 5 июня 1965 года соорудили новый постамент и вновь открыли памятник в торжественной обстановке. Однако, необходимого ухода не было и один из почитателей поэта пишет в 1978 году, что среди зарослей он едва нашел статую, не ухоженную и без какой-либо надписи. По просьбе Гамбурга в 1983 году памятник и зелень вокруг привели в порядок, поставили лавочки, а на цоколе появилась надпись, свидетельствующая, о том, что это немецкий поэт, проживший с 1797 по 1856 год. В настоящее время в Германии приверженцы мраморной статуи образовали общественный комитет и предпринимают попытки вернуть памятник в Гамбург. Официальные власти мер не принимают, так как не видят правовых оснований для предьявления требований к Тулону.

Еще в двадцатые годы борцы за установку «всегерманского» памятника не поддерживали принятие подарка с острова Корфу. Им не нравилось и то, что статуя уже была использована и то, что любимый поэт был изображен старым и больным. В 1912 году скульптор Гуго Ледерер (Hugo Lederer)  для города Гамбурга создал новый бронзовый памятник Гейне, но по разным причинам установить его удалось только 2 июня 1927 года. Находилась скульптура в городском парке до 1933 года. Затем нацисты ее демонтировали, а в 1943 переплавили.

После войны сначала была надежда на возвращение памятника из Тулона. Затем изготовление памятника поручили Вальдемару Отто (Waldemar Otto). При этом было оговорено, что необходимо повторить скульптуру Ледерера в соответствии с сохранившейся моделью. Торжественное открытие памятника при огромном стечении зрителей произошло на площади Rathausmart 11 мая 1982 года. Отто не смог удержаться от того, чтобы не вносить коррективы в исходный вариант. Хотя поза и многие детали были сохранены, все же новое произведение имеет налет модернизма. А это заслужило неодобрительные отзывы. Цоколь закрыт горельефами. На одном из них показано сожжение книг, что вызывает в памяти пророческие слова Гейне о том, что когда начинают сжигать книги, то заканчивают сожжением людей. Второй сюжет говорит о сносе прежнего памятника. Это дало основание называть новый памятник памятником старому.

 

Франкфурт на Майне

По инициативе городского руководителя сцены Эмиля Клаара (Emil Claar) было решено установить памятник Гейне раньше, чем они появятся в Дюссельдорфе, Гамбурге, Берлине или в каком-либо другом городе Германии. Проект представил в то время уже известный скульптор Георг Кольбе (Georg Kolbe). Простой каменный двухметровый цоколь. На лицевой стороне рельефный портрет поэта и ниже надпись „Dem Heinrich Heine“. Но самое необычное было сверху постамента. Там находились две фигуры, не группа, а просто идущий юноша и полулежащая девушка. Они обнажены, но никакого намека на эротику - просто молодость, изящество, расцвет жизненных сил. Когда я смотрю на этих молодых людей мне хочется на чуть-чуть стать поэтом и  сказать что-то очень лиричное. Но это уже написал гений, а скульптор смог его чувства передать своими средствами. Мы же можем убедиться, что поэтическую мысль можно выразить без изображения конкретных действующих лиц или символических фигур с соответствующими атрибутами.

 

 

Надо отметить, что при заказе оговаривалось то, что памятник должен быть не борцу Гейне, произведение должно выражать дух лиризма его поэзии. Кольбе безусловно с этим не мог не считаться. Нужно также учитывать и то, что в то время, когда памятник создавался, в искусстве танца владение телом выражало не просто физическое движение, но и духовные чувства, чему придавалось первостепенное значение. Поэтому для позирования скульптор пригласил всемирно известного балетмейстера Нежинского.

 

 

После довольно активной борьбы между либералами и реакционерами-антисемитами памятник Гейне был открыт на бульваре Фридбергер (Friedberger Anlage) 13 декабря 1913 года. Но история на этом не закончилась. Уже 10 апреля 1933 года президент земли Гессен потребовал от бургомистра Франкфурта  убрать памятник Гейне. При этом в письме президент не забыл указать, что он еще 20 лет тому назад боролся против того, чтобы его установили. В ночь на 27 апреля 1933 года неизвестные сочувствующие нацистскому режиму сбросили фигуры с цоколя. Позже представители властей постамент удалили. Такие действия не были направлены против самого Кольбе. Более того, его культ тела соответствовал господствовавшей тогда идеологии. Поэтому скульптурную группу  памятника передали городской картинной галерее и она была установлена в одном из уголков сада музея с табличкой «Весенняя песня». Счастливо избежала она бомбежки и разграбления.  

И снова 13 декабря 1947 года, в день 150 летия рождения Гейне происходит очередное открытие памятника, но на другом бульваре-Taunusanlage. В то время в этом районе находились американско-английская администрация и «бизонный» хозяйственный совет. Как объяснил бургомистр, такое соседство более соответствует интернациональным взглядам поэта. Новый цоколь, практически, повторяет разрушенный. На нем установлены те же «Идущий и лежащая». Не сохранились только горельеф и надпись. Но в то время еще был жив Кольбе и он успел выполнить портре поэта и надпись: HENRICH HEINE.

 

Дюссельдорф сегодня

В настоящее время в городе установлено два персональных памятника Гейне. (Если не считать бюста поэта в городской библиотеке.)

Первый создан Бертом Герресхаймом (Bert Gerresheim), а  поддержал воплощение задуманного банкир Стефан Каминский. Работа скульптора была сопряжена с мучительными поисками способа выражения сложного и противоречивого характера Гейне, его разносторонней деятельности и самовыражения в различных видах искусства. Тем более, что хотелось отразить и активную молодость и страдания в «матрацном склепе», сочетавшиеся с юной душой. Концепция Герресхайма исходит из сильно увеличенной и расчлененной посмертной маски. Такое ее представление имеет целью показать печальную историю творчества Гейне, оно является символом его страданий в Германии, отражением историй повергнутых памятников. Части маски скульптор отделил друг от друга, показывая этим, что и сам поэт был не в ладу с собой. Детали головы находятся вровень с землей на бетонной плоскости, которая заменила традиционный цоколь. Квадратная клетка олицетворяет замкнутое пространство, в котором Гейне находился в последние годы. В элементы расчлененной маски включены отдельные фрагменты из жизни поэта: в куске ткани с молнией и бубенчиком мы узнаем дурацкий колпак, барабан напоминает детство, а слова на нем (Свобода, Равенство, Братство) идеи революции, женская туфля предстает как свидетельство его супружества, книга и ножницы напоминают о прусской цензуре. Общая композиция подчеркивает открытость и случайность частей, которые воедино собирает могучее лицо с крючковатым носом. Такую композицию нельзя было оставить в цвете бронзы и поэтому ее покрыли серопепельной патиной, как бы этим частям уже под сотню лет. Надо признать, что в целом скульптор представил поэта в большой мере как библейского страдальца и те, кто видел в Гейне проникновенного лирика и страстного борца не находят признаков своего идеала. Автор и сам понимал это, но считал что невозможно совместить всю противоречивость натуры Гейне. В искусстве это был новый шаг, так как памятник был не похож не на традиционные бюсты и фигуры на цоколях, ни на безликие символы. Общая плоскость сооружения составляет 40 квадратных метров (8х5), высота 2.5 метра, а все оно не имеет защитной зоны и встроено в зеленую лужайку Schwannmarkt. На базальтовом основании текст:
“HEINRICH-HEINE-MONUMENT / „PHYSIOGNOMISCHE VEXIERLANDSCHAFT“ / HEINRICH HEINE / 1797 IN DÜSSELDORF GEBOREN / 1831 EMMIGRATION NACH PARIS / 1848 BEGINN DES KRANKENLAGERS / DER „MATRATZENGRUFT“ / 1856 IN PARIS GESTORBEN / BILDHAUER BERT GERRESHEIM 1935 / SCHENKUNG DR.STEFAN KAMINSKY / 17. FEBRUAR 1981 / ZUM 125. TODESTAG
“.

Второй памятник это бронзовая статуя, выполненная точно в соответствии с рабочей моделью Гуго Ледерера, о чем говорит надпись:

„Heinrich Heine 1797 bis 1856. Gegossen nach einer Bronze-Statuette, die nach einem Werstaktmodell des Bildhauers Hugo Lederer (1870 bis 1940) entstand. Das Heine-Denkmal Lederers in Hamburg wurde 1933 von den Nationalsozialisten demontiert und später eingeschmolzen. Finanziert durch Spenden der Stadtsparkase Düsseldorf und der Westdeutschen Landesbank. Prof. Dr. Ernst-Adolf Chantelau und Dr. Ora Seewi haben der Universität freundlicherweise die Bronze-Statuette für den Guß überlassen.“

Открыли памятник  16 июня 1994 года перед библиотекой  университета имени Гейне.

 Берлин

В ГДР Гейне, хотя он признавался как «наш» поэт, не было ни одного памятника. Его создание поручили Гржимеку (Waldemar Grzimek), который в 1947 году выставлял бронзовую модель юного Гейне. Тогда он был представлен в виде сидящего голого молодого человека, возможно декламирующего. Заказ был выполнен и в 1955 году установили памятник в Людвигсфельде (Ludwigsfeld) - новом районе южного Берлина. Теперь фигура Гейне также сидящего, но одетого, с книгой в левой руке находилась на каменном кубической формы цоколе. На окаймляющем его бронзовом фризе представлены сцены из жизни поэта. Левее и правее уходящих вверх коротких лестниц размещены два каменных горельефа. На одном из них представлена картина, отражающая тяжелую жизнь ткачей (у поэта-«Силезские ткачи»). Другой отражает жизнь Гейне, в частности, салон Rahel Varnhagen в Берлине.

 

 

Приближалось столетие со дня смерти Гейне и нужен был центральный памятник, соответствующий столице, тем более, что такого в Западном Берлине не было. Выбор снова пал на Гржимека, который несколько переделал уже хорошо зарекомендовавший себя памятник. Книгу у поэта он отобрал, правой руке как и лицу придал более активный вид, но оставил фигуру на том же цоколе. Работа в целом понравилась, предлагалось ее разместить в центре столицы, но все же посчитали, что ее уровень еще не дотягивает до той идеологической высоты, на которой поместили Гейне в СССР и ГДР. Хотелось представить поэта как автора Зимней сказки и Силезских ткачей, знакомого с идеями Маркса и Энгельса. Поэтому памятник приняли, но установили его 17 февраля 1958 года на углу народного парка Volkspark. Подошла двухсотлетняя годовщина рождения Генриха Гейне. Пообсуждали, поспорили и теперь уже власти ФРГ пришли к наиболее рациональному выводу: повторили отливку последнего памятника Гржимека и установили его в центре теперь уже всей Германии – в Берлине у театра имени Горького. Практически на таком же пьедестале, фризы которого изображают отдельные сцены из жизни поэта и революции 1948 года. На передней стороне цоколя обращает на себя внимание изображение сидящего в своей парижской квартире Гейне при посещении его Фридрихом Энгельсом, с которым он встречался 14 сентября 1846 года. (Некоторые искусствоведы предполагают, что изображен Карл Маркс). На свитке можно прочесть слова о том, что не мы овладеваем идеей, а она захватывает нас и гонит на борьбу за нее как гладиаторов выталкивают  на арену. Там же указаны даты рождения и смерти Генриха Гейне. Представляет интерес еще один памятник Гейне, находящийся на улице Heinestraße у входа в U-Bahn Friedrichsfeld. Здесь стилизованная фигура поэта (похож на кавказского пастуха в бурке) размещена на низком постаменте с двумя стелами. На каждой из них выбиты стихи Гейне. Памятник стоит с 1990 года.

 

В статье представлены только наиболее «объемные» памятники Генриху Гейне, установленные в больших городах. В мире известны также памятники, бюсты, памятные доски т.п., открытые, например, в Гамбергене (1903), Галле на Заале (1912, 1956), Москве (1918), Петрограде (1918), Лейпциге (1947), Сан-Гоарсхаузене (1983), Норденрае (1983), Айзенхютштатте, Граце, Лондоне. Читатели, наверняка, располагают дополнительными сведениями. Союз любителей истории памятников ждет ваших сообщений и не только о Гейне, но и о том, как сохраняется память о других знаменитых евреях.


   


    
         
___Реклама___