Buzhor1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Апрель  2006 года

Юрий Бужор


Увидеть Рим

И умереть, да?  Эти слова произносились в прямом смысле, когда в Древнем Риме решили   особым образом провести инаугурационные 100-дневные игры в  связи с открытием Колизея в 80 г.  Всем свободным гражданам империи от Атлантического до почти Индийского океана хотелось заполучить билетик - деревянную табличку с номерами трибуны и места, нацарапанными стилетом.   Ясно было, что такая возможность выпадает только раз в жизни. Потом уже стали выражаться фигурально: увидеть Неаполь и умереть; увидеть Париж и умереть.  В Вечном городе осознаешь, что два слова в заголовке самодостаточны. Увидеть Рим.  

Нечего и пытаться по дороге к Риму последовательно излагать его историю, даже только его еврейскую историю. Либо не успеем, либо получится что-то вроде хронологической таблицы, неинтересно.  Лучше просто освежим в памяти какие-то важные имена и события.                                                                      

 

Первые в Европе, вторые в Риме       

 

Долгие годы обитателям римского гетто разрешались только две профессии: ростовщичество и торговля ношеными вещами. Банкир и старьевщик? Странно. Зато становится понятнее любимая шутка Муссолини: «После похищения сабинянок евреи принесли одежду».  Вообще-то это комплимент, притом многослойный. Толкование шуток – последнее дело, но, очевидно, евреи в этих местах объявились очень давно. Поэтому: вторые в Риме. Здешняя еврейская община старейшая на континенте, к тому же никогда не прерывавшаяся вследствие изгнания или геноцида.  Поэтому: первые в Европе.

21 апреля 753 г. до Р.Х., ни днем  раньше, ни днем позже, Ромул во время детской игры убил своего единоутробного брата.  Есть также мнение,  что Рим  основала женщина по имени Рома.   Энею и другим троянским беглецам нравилось причаливать то к одному берегу, то к другому, ходить на охоту, знакомиться с девушками, а жен оставлять стеречь корабли. Рома подбила товарок на решительные действия. Возвращаются мужья с охоты, глядь, а корабли сожжены. Долго отчитывали  жен, а что делать, пришлось задержаться и построить новое государство.   

Шмуэль-звездочет,  духовный лидер евреев Вавилона в 3 в.,  предлагает свою версию: когда царь  Соломон женился на язычнице-египтянке, архангел Гавриил посадил в море тростник, к которому стала прибиваться земля, и Соломону было видение, что этот тростник, изогнувшись, поражает Иерусалим. Так, учит Шмуэль-звездочет,  неразборчивость в браке стала причиной зарождения Рима и гибели Храма.  

Документированная же  дата первого иудейского посольства в Рим – 140    г. до Р.Х.. Правящая династия,  опираясь прежде всего на пятерых братьев Маккавеев, не только получила решающую поддержку Рима в борьбе с сирийско-эллинской экспансией, но и добилась независимости. А затем пришлось платить по старым счетам. И  по  новым тоже: фарисеи и саддукеи грызлись между собой и наперебой зазывали Помпея, который и положил предел независимости иудеев. Природа отдыхала на отпрысках великолепной пятерки, а последних Маккавеев отправил на тот свет ставленник Рима Ирод, истребив своих жену и тещу.  

Когда жена сенатора Сатурнинуса приняла иудаизм, император Тиберий вознегодовал и велел евреям либо убираться куда подальше, либо отказаться от своей веры. Многие полегли в Сардинии:  их бросили на передовую - сражаться там с пиратами. С этого момента определилась репрессивная линия римских государственников по отношению к Эрец-Исраэлю и его гражданам, где бы они ни находились.  При Цезаре и Августе было полегче. В общем, один император жучил евреев, а другой отпускал поводок. И когда этот принцип уяснишь,  вникать в подробности уже скучновато: он только подтверждается.  

В 212 г., после падения  Иерусалима и подавления восстания Бар-Кохбы, иудеи были даже объявлены свободными гражданами Рима. Но надеждам на возвращение не суждено было сбыться еще целых 17 с лишним веков.

 

Римляне. Не только евреи 

 

Плененный  незадолго  до осады Иерусалима Иосиф напророчил Веспасиану императорство. Вскоре прогноз оправдался, за что тот его осыпал милостями,  даже включил в свое семейство в качестве «клиента», это нечто среднее между усыновлением и принятием под опеку,  и дал свою фамилию – Флавий.  Фаворит  был не понаслышке осведомлен о величии метрополии, куда он в 64 г., после очередного подавленного римлянами бунта,  отправился просить за пленных раввинов. Тогда по дороге попался ему один актер – иудей, по протекции которого Иосиф, еще не Флавий, был представлен Поппее Сабине, подружке, а потом и жене Нерона. Поппея не раз была замечена в юдофильстве, а больше о ней, если честно,  ничего хорошего сказать нельзя.  

Сыну Веспасиана наш герой служил верой и правдой. Агитировал осажденных в Иерусалиме сдаться на милость Тита. Не послушались. Может, римляне и оставили бы иудеям их историческую родину, где те могли бы плодиться и размножаться, мало помалу прирастая Малой Азией или еще чем-нибудь. Этого мы не знаем. Но знаем точно, что последовало за жертвенной обороной Иерусалима - рассеяние,  страдания,  беспримерное возрождение государства и пороховая бочка на площади меньше Винницкой области.   

А Иосиф благополучно вернулся в Рим и засел за «Иудейскую войну».  

В основном благодаря ему мы знаем и о сестре Ирода Агриппы II,  прекрасной Беренике. Эта израильская принцесса, похоронив двух мужей и бросив третьего, пошла в любовницы к будущему императору Титу и открыто прожила с ним почти десять лет. В 79 году Веспасиан умирает. Женитьба на варварке могла стоить Титу трона, и он отсылает ее на родину.  

Иммануил Римский, он же Иммануил Бен Соломон. Cовременник  Данте. Первая светская книга, напечатанная на древнееврейском языке в Италии, -  эротические стихи, любовная лирика. По некоторым данным, он не только подражал Данте, но и дружил с ним. Последнее вряд ли; знаком же  скорее всего был. Сопоставление дат показывает, что они могли встречаться  в Вероне. Строки   Пятой песни «Рая» - обращение к  неразумной золотой молодежи  при дворе Кангранде делла Скала, над которой потешался некий еврей.  Возможно, Иммануил и есть тот еврей. 

У вас есть Ветхий, Новый завет.

Ведомые отеческою дланью

Как не найдете истины вы свет,

 

Наряд нелепый, похоть, дурь кабанью

Меж вами затесавшийся еврей

Дабы не предал злому поруганью                   

 

Иммануил Римский. Печатное издание конца XV в.

 

Данте конструктивен: не чужака предлагает прогнать, а обратиться к собственным несовершенствам.  

Рабби Натан Йехиель. В начале 12  в. составил лексикон «Арух» - ключ к Талмуду.  

Его тезка и тоже рабби,  Натан Бен Йехиель. Управляющий делами папы Александра III.    Это был «хороший» папа,  заступался за  евреев на Латеранском соборе. 

В 13 в. Исайя ди Трани старший, его сын Давид и племянник Исайя ди Трани младший положили начало глубокой талмудической школе, которую еще лет триста возглавляли их потомки.  

Искусный лекарь Бен Мордехай, он же маэстро Гахо,  пользовал и папу Николая IV, и папу Бонифация VIII. И в 16 в., когда уже в силе был наложенный Базельским собором запрет на лечение христиан врачами-иудеями, папы от Александра VI до Клементия VII, а также их кардиналы лечились тем не менее у евреев.  

В  отношении своих некрещеных подопечных понтифики проводили  всю ту же политику: то запрещали все на свете, опуская беспредельно, то делали милостивые послабления, как при Иннокентии IV.  Держать и не пущать,  к вящей выгоде престола.  Справедливости ради отметим, что где-то с 13-14 вв. папы почти единодушно отметали  кровавый навет, профанацию святых даров или отравление колодцев.  По источникам, имеющимся под рукой, я насчитал 12 булл «против», от Григория IX(1235 г.) до  Клементия XIV (умер в 1769 г.). В своих стенах  во всяком случае ситуацию контролировали. Убивать здесь убивали, например, во время беспорядков в 1322 г. публично сожгли Талмуд и забили насмерть тестя поэта Иммануила, но массового санкционированного сверху геноцида  не было.

Дело Мортара

В Болонье, которая 150 лет назад входила в Папскую область, служанка тайком крестила 2-летнего сына своих хозяев Мортара, опасаясь, что он умрет некрещеным. Мальчик тогда сильно болел. Непонятно только, почему объявила об этом через 4 года. Хозяева убеждены, что всё это она, обиженная чем-то, подстроила из мести. Однако согласие родителей для крещения тогда не требовалось, таинство состоялось,  остальное было не так важно.  По личному распоряжению  Пия IX  Эдгаро «задержали» и доставили в Рим.  По дороге с ребенком обходились хорошо, ласково.  Как реагировали родители, понятно без слов.

«Дела» Мортара,  в смысле судопроизводства,  как раз не было; папа поступал однозначно по закону, который был в силе на его территории в 1858 г. Крещеный, ребенок или взрослый, не мог находиться  в еврейском доме. Скорее уж родители Эдгаро нарушили закон, взяв в услужение христианку.  

За воспитанием Эдгаро Пий IX следил лично.  Иногда играл с ребенком: тот прятался под папской сутаной, а понтифик восклицал: «Где мальчик? Где мальчик?».  Эдгаро приводили на обязательные проповеди,  куда сгоняли обитателей гетто.  

Пренебрежение неписаными семейными устоями всколыхнуло  всю Европу. Среди уговаривающих  папу вернуть ребенка в семью были сэр Мозес Монтефиори, императоры Наполеон III и Франц-Иосиф. Неистовствовала социалистическая пресса. Раздавалась и критика справа: за топорность исполнения, дискредитацию папских институтов. Безрезультатно. А когда Рим стал столицей объединенной Италии, 18-летний Эдгаро объявил, что намерен остаться католиком.  Вступил в августинский орден,  под именем Пий, естественно. Ему разрешили съездить на могилу  матери и встречаться с другими членами семьи. Их видели как-то вместе в кошерном ресторане в Милане. Юный Пий был в сутане и вовсе не таился. Католическая церковь с 19  в. не запрещает садиться за один стол с иудеями.

 Святость и непреложность крещения, несомненно. Но отобрать ребенка у родителей, хоть бы евреев?  Итальянская душа этого не приемлет.  Одна из главных причин  поражения Папской области со столицей в Риме в 1870 г. – дело Мортара. Оно  стало катализатором светской революции в Италии.

Папа Пий IX скончался в 1878 г. в условиях добровольного пленения в Ватикане, лишенный остальной недвижимости и всякой светской власти. Августинец Пий умер в бельгийском аббатстве неподалеку от Льежа в марте 1940 года, за месяц до вторжения гитлеровцев. Ему было 88 лет. 

Уроженец Лиссабона и затем римлянин, врач и философ Лео Хебреус (Иуда Абраванель)  овладел языком страны пребывания и достиг известных высот  в итальянском стихосложении. Читателям нравилась его живая  изысканная манера (сборник «Dialoghi di Amore», посмертно издан в Риме в 1535 г.). Абраванели блистали в Испании еще в 13 в. Вели родословную от библейского царя и поэта Давида.  Пастернак – из итальянских Абраванелей. Давид Иессеевич и Борис Леонидович – родственники, предок и потомок.  

Амато Лузитано. Португальский еврей, выпускник университета в Саламанке. Был личным врачом папы Юлия III, от пещерного Павла IV бежал. Вместе с итальянским анатомом Канано исследовал кровообращение, открыл венозные клапаны.  

Джулио Бартолоччи. Этот монах-цистерианец стал в 17  веке ведущим гебраистом, будучи уже в профессорском звании составил знаменитый четырехтомник Bibliotheka Magna Rabbinica. А натаскивал его в древнееврейских премудростях выкрест Джованни Батиста.   

Все знают Амадео Модильяни, уроженца Ливорно и парижанина. Джузеппе Эммануэле - его родной брат. Социалист, участник Циммервальдской конференции во время  Первой мировой войны. Резко высказался там против ленинского  лозунга поворота к гражданской войне. Как известно, Ленин в Циммервальде оказался в меньшинстве. После захвата власти в 1922 г. Муссолини выступил перед народными избранниками и в своей речи фактически похоронил парламент Италии. Единственным, кто заявил тогда открытый протест, был Джузеппе Эммануэле, или просто Мене, как все его называли.  С 1926 г. Мене с женой Верой в эмиграции. В конце войны возвращаются из Швейцарии, деятельные политики. Их позиция оставляет след  в конституции Итальянской республики 1948 г. О своем еврействе говорил: «Я имею честь и удовольствие принадлежать к еврейской расе. Четыре четверти еврейской крови!» 

Еще один Модильяни и тоже римлянин – Франко. Антифашист. После принятия расовых законов бежал во Францию, затем с женой-парижанкой перебрался через океан. Лауреат Нобелевской премии по экономике.  

Вито Вольтерра. Крупный математик. Железным крестом в  Первую мировую войну удостоен не за «примеры непрерывных функций, производные которых не удовлетворяют критерию интегрируемости»; и не за «модели двух многообразий, гомеоморфных друг другу», а за то, что первым предложил наполнить дирижабли вместо водорода гелием и помогал в производстве этого газа в Италии. Вместе с еще 11 профессорами (из 1200) отказался присягать новому режиму. Покинув Римский университет, где работал более 30 лет, и все Академии наук Италии, членом которых состоял, получил от папы Пия XI место  в Академии Ватикана. 11 октября 1940 г. римская полиция объявила: «Сегодня утром, в 4 часа 30 минут, в своей квартире по улице Лучина, 14 скончался сенатор Вито Вольтерра, сын Абрама, еврейской расы». 

Энрике Ферми не еврей. Друзья называли его «папой римским». Отец первой ядерной реакции  рано обзавелся лысиной и выглядел поэтому старше сверстников, ну, и дань уважения, конечно.  Он   женился на Лауре Капон,  принадлежавшей к известной в  Риме еврейской семье. Когда-то в Советском Союзе по заведомо низкой даже по тем временам цене издавалась книжка Лауры «Атомы у нас дома». Гонорар, понятно, Лауре начисляли в инвалютных рублях,  и он  был немалый, потому что и тиражи были немалые. Коллегам за железным занавесом кое-какую информацию нобелевский лауреат понемножку сливал, но делал это по идейным соображениям.  Ни он, ни его жена и с 1954 года вдова денег бы за это не взяли. Литературный гонорар  – другое дело.  

В публикации о Флоренции   я  обязывался при случае проверить, установили ли, как собирались,  в церкви-пантеоне  Санта-Кроче, где имеется мемориальная эпитафия в честь Ферми, эпитафию и в честь Меуччи – еврея, подлинного изобретателя телефона. Проверил, благо родная «Виктория Райзен» поездки в Италию отнюдь не отменила.  Установили.  

Cреди учеников, которыми Ферми гордился, прежде всего надо назвать Эмилио Серге. Вместе с Папой он учился замедлять нейтроны. Во время поездки в Калифорнию был в соответствии с новыми антиеврейскими законами уволен из университета в Палермо, того самого, где в 1936 он получил технеций - первый в истории науки рукотворный, не существующий в природе элемент. В США открыл астатин, плутоний-239, использовавшийся  в первых атомных бомбах,  и, наконец, совместно с Чемберленом, антипротон (1955), положив начало открытиям многочисленных новых античастиц. Возглавлял группу в Лос Аламосе, работал в Беркли. Итальянский еврей, гражданин США  Серге был удостоен Нобелевской премии в 1955 г.  

Другой Серге, Аугусто,  в настоящее время руководит  культурным отделом Союза еврейских общин Италии. Он стал первым евреем, получившим кафедру в Папском Латеранском университете в Риме. Читает там курс послебиблейского иудаизма.    

Наталья Гинзбург. Замечательная писательница («Дорога, ведущая в город», «Семейные предания» и др.), родом из Палермо, еврейка по отцу – профессору анатомии Леви. Воспитывалась как атеистка, поэтому не знала детской дружбы. Одна из основных тем в творчестве – её необычная семья, их противостояние  фашистской диктатуре. В 1944 году окончательно переселилась в Рим, ближе к месту гибели мужа. 

Леоне Гинзбург. Одессит. Блестящий славист. Отказывается присягать Муссолини. С научной и преподавательской карьерой пришлось распроститься. В 1938 молодой издатель и политик женится на Наталье Леви, у них  трое детей. Семья была наказана высылкой в глухую деревню в Абруцци. Затем скрываются в Риме и Флоренции. Леоне снова арестовывают, и после пыток, в возрасте 40 лет, антифашист Гинзбург погибает в тюрьме Реджина Коэли в Риме в 1944 году. 

Недавно найдено и опубликовано в Corriere della Sera письмо крупнейшего писателя Италии Альберто Моравиа к Муссолини.  Моравиа заверял диктатора в лояльности, напоминал, что он католик и не совсем нехороший: «действительно, мой отец еврей, но моя мать – чистых кровей и католичка по вероисповеданию». Разрешили писать для газет, но в 1943 году после оккупации Рима войсками вермахта пришлось ему с женой-еврейкой прятаться, чтобы не угодить в концлагерь. Альберто родился и в 1990 г. умер в Риме. Читающая публика особенно ценит  его «Римские рассказы».  

Эудженио Цолли. Сведений о нем в еврейских  источниках крайне мало. Фактически община предала Цолли damnatio memoriae, «закону об осуждении памяти», который применялся в древности.  Осужденного требовалось навеки вычеркнуть из всех анналов, уничтожить все его изображения, не упоминать в приватной беседе – cловом, забыть напрочь. У нас с вами запретных имен и тем нет. Что же натворил этот выходец из Польши, по матери раввин чуть ли не в двадцатом поколении и с 1938 года главный раввин Рима?  

А то и натворил: обратился в католичество.  Версия самого Цолли: накануне облавы осенью 1943 года предупреждал о грозящей опасности и предлагал всем как можно скорее и понадежнее скрыться, но не нашел понимания. Его посчитали паникером. A когда вернулся в общину после прихода американцев, был несправедливо обвинен в трусости и отстранен от своего поста. По Цолли,  неодолимая тяга к Иисусу произошла у него еще в пубертатном возрасте («крещение огнем»); собственно мероприятие, состоявшееся в начале 1945 года, было уже достаточно формальным («крещение водой») и никак не связано с холокостом в Риме в 1943-1944 годах. Версия общины: благополучно спрятался в Ватикане, бросил людей в самые страшные дни, а когда был отринут, пригрозил в том смысле, что, мол, вы обо мне еще услышите, и после этого крестился.  Экс-раввин взял мирское имя тогдашнего папы – Эудженио. В Большой синагоге Цолли предали анафеме и объявили траурный пост по ренегату («мешумад»).   

Долго же носил в себе Цолли  cвое крещение огнем. И когда учился одновременно во Флорентийском университете и Колледже раввината, а затем стал раввином Триеста. Получив затем звание профессора и кафедру еврейской филологии в Падуанском университете. Через 18 лет после этого, когда возглавил римскую паству. И даже когда вернулся в Большую синагогу в 1944 году, да места для него там уже не нашлось. Перед обращением, с  умилением сообщает нам один католический сайт,  ему, его жене и дочери, притом в одно и то же время,  было явление Мадонны. Неофит, защитивший в свое время диссертацию о Новом завете в свете арамейской и талмудической традиций,   в положенные часы добросовестно ходил слушать евангельские чтения в исполнении своего приходского священника. Неловко читать такие вещи.

 

Свидание с  Вечным городом

 

Известно, куда ведут все дороги. Между тем изначально это не красивая фраза, а текст  императорского приказа, точнее, его констатирующей части: «Все дороги ведут в Рим. А посему…» - в постановляющей части предписывались государственные стандарты, например, расстояние между колесами повозки (нынешняя узкоколейка), порядок движения (только левостороннее) и многое другое. Общая протяженность дорог в Древнем Риме составляла 80 тыс. км. Это не опечатка.

Самая древняя дорога с твердым покрытием – Аппиева, она же Regina Viarum, «царь-улица». Проложена в 4 в. до н.э.,   в полном порядке и сегодня. Строений вдоль Via Appia почти нет, и когда мы делаем нашу первую остановку в Риме  у  еврейских катакомб-некрополя, кажется, что до центра еще очень далеко. А на самом деле – минут 10 на машине или автобусе.  

Катакомбы Vigna Randanini. Посещения возможны только в первый понедельник месяца, больше 12 человек не пускают. Надо попросить,  как следует, тогда  пустят и в другое время.  Света  внутри нет вот уже веков 20. Когда-то выдавали  лампу наподобие шахтерской, но надежнее принести с собой карманный фонарик.

 

 

Катакомб в вечно строящемся Риме хватало, и наземных кладбищ в старину почти не устраивали, за исключением нескольких мавзолеев для избранных. Хоронили в своеобразных 3-этажных секциях (cubicula). Могила    закрывалась мраморной  плитой с указанием имени, профессии, иногда изображением.  Более состоятельная публика удостаивалась просторной арочной ниши (arcosolia) и саркофага.  Потолки красочно расписывали. 

Захоронения были обнаружены в 1859 г. на частном земельном участке  Vigna Randanini. Более 200 эпитафий были извлечены на поверхность и разошлись по музеям. 152 года назад папа Пий IX открыл коллекцию палеохристианских находок -  Pio Cristiano Museum. В 1970 году ее перевезли из дворца Сан Латерано  в Ватикан. Иудейские реликты, в основном, надписи на мраморе,  выделены там в отдельную экспозицию (Sala Iudaica).                               

Музеи Ватикана. Фрагмент саркофага из катакомб  Винья Ранданини.   Менора в победно поддерживаемом  медальоне. Кораблик, лихой легионер… Капитуляция? Или, наоборот:  «ще  польска (в смысле  „еврейска“)  не згинела»?

 

Арка Тита. Надпись, сделанная на Арке сообщает, что она посвящена Титу его братом и преемником  Домицианом  в память о победе над иудеями в 70 году. Домициан разгневался на христиан, которые не признавали себя иудеями и не хотели платить «иудейский налог» - две драхмы с человека. В конце концов,  он распорядился было просто казнить всех евреев без разбора, но не успел, умер. Его преемник Нерва был к своим еврейским подданным благорасположен. Но правил  недолго. Взошедший на трон Траян, напротив,  иудеев сильно не любил. Следующий, Адриан, поначалу благоволил евреям и даже дозволил им восстановить Храм, но вскоре отменил это дело и  специальным эдиктом, правда, тоже впоследствии отмененным, вообще запретил исповедовать религию предков. 

Победители тащат семисвечник, стол для хлебов предложения, священные трубы. Менора тяжеленная, золото все-таки, поэтому на плечи подложены подушечки. А вот и главный триумфатор в колеснице  и он же в виде орла. По преданию, Тит вошел в Святая Святых храма, проткнул копьем ковчег, в интерьере позанимался сексом с двумя куртизанками, собрал в корзину священные сосуды и отправил кораблем в Рим. За это его ужалил в нос комар. Тит долго мучился, потом помешался и умер. В арабских легендах в этом эпизоде фигурирует Навуходоносор. Но в последние годы царствования Тит несомненно впал в депрессию и явно тронулся умом.   До этого нормально оттягивался с девчонками и мальчишками, пьянствовал и казнил всех подряд, а тут вдруг завязал,  палками прилюдно наказывал доносчиков и, будучи в театре,  горько плакал на просмотрах мелодрам и трагедий.   

Считается, что наш брат  под этой аркой ходить не должен. Но 14 мая 1948 года, после объявления о возрождении государства, евреи Рима, ликуя, прошествовали под ней.  Историческая метаморфоза состоялась: «Древний Рим пал, мы – живы!». Бывшие рабы, которых когда-то провели здесь в качестве живых трофеев, символически развернулись и теперь двинулись под  аркой в обратный путь, к Истокам.

 

Арка Константина. Родителями человека, сыгравшего огромную, если не решающую,   роль в становлении нового вероучения, были император Хлор, сын пастуха, и равноапостольная Елена, дочь трактирщика.  Был уже вроде признан августейшим монархом со столицей в  Трире, когда в Риме объявился другой претендент  – Максентий. Решающая битва произошла совсем близко, у Мильвийского моста (312 г.).  Это в черте города сегодня. Надо верить или не верить; для миллионов христиан появление в небе огненного креста, затмившего солнце, со словами «Сим победиши»  накануне битвы  – непреложный факт. Константин победил. Жена Фаýста, вечно пилившая его за неполноту власти и жизнь в провинции, могла теперь успокоиться. Потом её задушат по приказу Константина. Император разрешил  открыто исповедовать христианство, перенес столицу в город своего имени в Греции и крестился на смертном одре.  

 

Арка воздвигнута в 315 г. Рядом находятся развалины фонтана, в бассейне которого гладиаторы смывали пот и кровь, демонстрируя как бы случайно прогуливающимся  патрицианкам телосложение, выгодно отличавшее их от изнеженных богачей и знати. Много кошек, на развалинах Форума за стеной - целое кошачье царство. Говорят, это свободолюбивое животное было изображено на щитах воинов Спартака.

 

Естественно, при Константине иудеям досталось. Очередное послабление – при Юлиане, когда уныние воцарилось уже в христианском стане.  Новый кесарь решительно нацелился восстановить Храм и переселить изгнанников назад в отстроенный на его средства Иерусалим.  Не вышло тогда. Землетрясение и пожар 363 года уничтожили все приготовления к строительству на Храмовой горе, а через месяц, прохрипев напоследок «Ты победил, Галилеянин», император пал в походе, пораженный  персидским копьем.  

А потом такие неинтеллигентные, такие неумытые германцы одолели  рафинированных римлян. В чем-то, значит, были сильнее. В чем-то очень важном. Умели ставить общественное «надо» выше личного «хочу». Просуществовав 1200 лет, Древний Рим исчерпал себя и пал. Остготы,  лангобарды и потом норманны, они же викинги,  относились к евреям до поры до времени нормально. Сказалась давняя германская приверженность арианской ереси. Ариане слабо верили в триединство Бога, плохо гармонировавшее с принципом единоначалия,  а без этого принципа любая армия быстро разваливается.  

После неудачи с восстановлением Храма при Юлиане Отступнике у евреев в 16 в. появился еще один шанс вернуться на Землю Обетованную. Но и он не был использован. История захватывающая. 

Откуда он взялся,  этот чернявый карлик в восточном одеянии по имени Давид Реубени, «брат и посол царя иудейской земли Хаибар», якобы затерянной в аравийских песках?  Не преуспел в Венеции, в Риме же  легковерные нашлись, снабдили его необходимыми представительскими, и в 1524 г. он был с почетом принят Клементием VII. Реубени предлагал организовать ни много, ни мало еврейский крестовый  поход против султана Селима.  Христиане получат назад Гроб Господень и Константинополь,  Иерусалим станет городом обоих Заветов. 

Вот тут бы Давиду сосредоточиться на главном.  Умный был человек, и так проколоться: подрядился в услужение нескольким господам, к тому же люто соперничавшим друг с другом. Подвела еврейская завзятость. Понесло в Португалию, тогда еще не завоеванную испанцами.  Обещал тамошнему королю поддержку соплеменников на Востоке. В Лиссабоне об этом кое-что слышали: когда Васка да Гама бросил якорь в Кочине, первый встреченный им в Индии туземец оказался…польским евреем. Евреи осели там  за 1000 лет до описываемых событий. Королю хотелось наладить поток восточных пряностей в Европу, прерванный исламскими странами.  

Тут на свою беду Реубени знакомится с марраном Соломоном Молко, иудейская молва производит не то Реубени, не то Молко  в мессии, они становятся неразлучны, затем ссорятся навек, затем мирятся, зачем-то снова едут в Венецию.  Марранов  в Испании и Португалии к тому времени убивают тысячами. И хотя добрые люди предупреждали: не надо этого делать, отправились обсуждать судьбу обоих проектов и заодно марранов к всесильному  королю Испании и по совместительству германскому императору Карлу V. По другой версии их привезли к нему уже в кандалах. Молко сожгли на месте. Реубени умер через три года в испанской тюрьме. 

Колизей. Это прозвище, а настоящие «имя и фамилия» - амфитеатр Флавиев. На строительстве трудились 30 тыс. иудейских военнопленных. Основным источником финансирования было золото Храма. Так что это вполне еврейское место в нашей экскурсии. «Пока стоит Колизей, стоит Рим. Пока стоит Рим, стоит мир» -  сказал преподобный Бéда в 8 в.

Один из барельефов Арки Тита

 

Пройдем к Piazza Venezia. Все взоры устремлены на громадный, в полнеба,  дворец-памятник Виктору Эммануилу II, между тем на площади есть еще много любопытного. Элегантный Дворец Венеции    с  этого балкона в 1940 г. дуче объявил итальянцам, что они будут воевать с Англией и Францией. В декабре 1941 г. дополнил свое предыдущее сообщение: Италия объявила войну США.  А вот еще балкон, где сиживала 85-летняя мать Наполеона Летиция.  На склоне лет она ослепла, и любимым развлечением было слушать  шум площади и сплетни, которые приносили ей из мира зеленщиков и  разносчиков говоруньи-служанки. Тут же колонна Траяна. От Piazza Venezia тянется Via del Corso - главная улица Centro Storico, исторического центра.  Здесь начинался карнавал.  

Впервые евреев привлекли к карнавальным мероприятиям при Павле II, и как будто они даже с удовольствием участвовали в соревнованиях по бегу. Правда, община за это удовольствие ежегодно выплачивала 1100 флоринов. Местные выдумщики разнообразили подобные увеселения. Евреев заставляли бегать обнаженными, забрасывали их грязью. Запускали на осликах, впереди – раввин,  тоже верхом, но задом наперед. Сарацинская игра: рукопашное единоборство верхом на евреях. Или буквально закатывали еврея в бочку и спускали ее с крутого склона. Заключались пари: выживет - не выживет. Специально для маршала Собесского в 1709 г. папа Клементий XI устроил смешное до колик представление на повозке «Похороны еврея».

Народная забава. XVXVII вв.

 

Только в 1667 году Клементий  IX запретил забеги евреев, но не требуемую мзду: приходилось раскошелиться уже за неучастие в этом мероприятии. Главный раввин взбирался на  Капитолийский холм и, стоя на коленях перед сенатором, произносил некую формулу самоуничижения. После чего сенатор со словами:   «Иди! В этом году мы терпим вас» - награждал иудейского пастыря символическим   подж…ком.  Платила община и за богато расшитое знамя, которое вручалось самому смелому и успешному участнику жестокого зрелища: по улице гнали множество диких лошадей, требовалось их обуздать.     

Виа дель Корсо сегодня. Здесь стартовала сборная гетто перед карнавалом

 

Поднимемся на Капитолий.  Отсюда раввин мог бросить ностальгический взгляд на Римские форумы, где при Юлии Цезаре только его, раввина, предки открыто  совершали свои религиозные ритуалы. Исповедующим, скажем, культ Астарты или  зороастрийцам такие привилегии не полагались. Здесь когда-то еврейские переселенцы призывали римлян оплакивать смерть Цезаря.

 

(окончание следует)


   


    
         
___Реклама___