Gitik1.htm
©"Заметки по еврейской истории"
Февраль  2006 года

Рав Менахем-Михаель Гитик


Жизненность Торы



     "Пинхас сын Аарона - коэна, отвратил
     мой гнев от сынов Израиля"
     Бамидбар 25:10


     Наша недельная глава названа именем Пинхаса сына Эльазара сына Аарона. Его готовность стать на пути распространения мидьятянских метастаз совета Бильама спасла еврейский народ от катастрофы.
     Мидраш связывает мидьятянок "с крепким телом" достойных представительниц своего народа и древнейшей профессии (по совместительству) с мидьятянами, которые за двести пятьдесят лет до описываемых событий продали Йосефа в египетское рабство:
     "Выучи, что не просто так вышел Пинхас на войну, а чтобы совершить правосудие от имени своего предка по материнской линии (Йосефа), как сказано: "И мидьятяне продали его в Мицраим" (Сота 43:1)".

     Мудрецы, связывая эти события, позволяют определить Мидьян как силу, противодействующую в этом мире реализации Торы, основой которой был Йосеф. Продажа Йосефа в Египет - духовную клоаку тогдашнего мира, - преследовало ту же самую цель (сравни поведение жены Потифара с поведением Козби бат Цур), что и задание достойных дочерей Мидьяна. Цель эта - доказать евреям невыполнимость их миссии в жёстких земных условиях. И половой ракурс плоскости их претензий - это квинтэссенция широчайшего диапазона, от свинины до идолопоклонства, должного показать еврейскому народу, что Тора в качестве идеала прекрасна, но практически здесь, на земле, в этом мире, нереализуема!
     Получение Пинхасом коэнского звания объясняет нам, что своим поступком Пинхас бен Эльазар спустил Тору в наш мир, т.е. овладел профессией коэна"!
     Йосеф и его потомок Пинхас доказали выполнимость законов Вс-вышнего в самых немыслимых условиях. И их имена неразрывно связаны с качеством реализации Торы.


     "Пинхас"


     Мы начинаем разговор о недельной главе "Пинхас". Хотя она названа именем Пинхаса, но главное событие жизни Пинхаса на самом деле происходит в предыдущей недельной главе "Балак". О чем собственно идет речь, и что нового мы попытаемся сегодня сказать. Давайте, во-первых, вспомним ту ситуацию, которая вызвала совершенно необычное вмешательство Пинхаса. Балак не смог добиться того, чтобы Бильам проклял евреев. Всевышний оборачивает проклятие Бильама в благословение, но, тем не менее, дает совершенно убийственный по своим результатам совет: совратить евреев! Заставить их изменить Всевышнему и, тем самым, вызвать невозможность выступления Всевышнего на стороне евреев. То, что происходит дальше, трудно понять. Самые красивые девушки Мидьана, используя, как говорит мидраш, замечательную непобедимую тактику... Когда еврей получает самое большое наслаждение? Когда он покупает хорошую вещь за полцены. Хорошую вещь и за полцены - это необыкновенная радость. Следующий мидраш это и живописует. Стояла старушка и продавала льняную ткань (а евреи очень любят льняные ткани) по достаточно высокой цене. И когда еврей узнавал цену, он немного ахал, и тогда ему говорили, что он может зайти внутрь: там вроде бы подешевле. А там уже соблазнительная мидиатяночка продавала туже самую ткань по бросовой цене. И так далее слово за слово, и результат был какой? Перед тем как мидиатянка отдавала себя еврею, она просила его сделать некую совершеннейшую мелочь: пописать на идола. Ну, ради бога, за ваше удовольствие, говорили евреи. И вот это и был тот страшный грех поклонения Баал-пеору (я даже не хочу переводить, что такое баал, это что-то весьма неприличное). Но не совсем понятно, в чем смысл такой идолопоклоннической "работы"? Ничего более страшного в идолопоклонстве не было, чем эта "работа". О чем же идет речь?

     Рассказывают, что однажды знаменитый еврей, автор книги "Нода бэ-Йехуда", который жил в XVIII веке, в Германии, ехал из своего города в другой город, и возница был гой. Они отъехали совсем недалеко от города и раби, сославшись на то, что что-то забыл в городе, потребовал вернуться назад. Ну, делать нечего, возница разворачивается и они возвращаются. Вдруг еврей выходит из кареты и кричит, что с этим возницей он не поедет. Начинается спор, возница кричит: "Нет, ты меня нанял!" Возницу ведут в полицию, где он неожиданно для всех признается, что действительно задумал убить еврейского равви. Когда у раби спросили, что вызвало его подозрение, он сказал: "Возница проезжал мимо церкви и, посмотрев на нее, не перекрестился, а усмехнулся! А с человеком, который ни во что не верит, я не готов был ехать".

     Безбожие можно определить как одну из самых распространенных в мире религий. И, наверное, ничего более страшного, чем безбожие, представить себе нельзя. Потому что это отрицание Истины вообще. Помните, что Гитлер говорил о евреях? Это знаменитая фраза, которую очень любят цитировать: "Евреи нанесли две раны человечеству, это обрезание на теле и совесть на сердце!" Так вот, именно отрицание существования морали, абсолютных ценностей и истины есть суть этой "работы". "А пошли вы все!" Полный нигилизм, возведенный в идеал. Отрицание чего бы то ни было. Это полное нивелирование каких-либо ценностей на самом деле есть страшнейший и постепенный процесс. На все наплевать! И весь ужас ситуации в том, что евреи чрезвычайно быстро скатились до этого уровня.

     Человек, о котором сейчас будет идти речь, был одним из глав колена Шимона. Его звали Зимри бен Салу. Насколько это человек был значителен, судите сами. Говорит мидраш, что жила красавица Козби бат Цур, папа которой был князем Мидьяна. Она обладала какими-то умопомрачительными прелестями. Когда Зимри, что называется, к ней пристал, она сказала ему, что имеет виды на самого Моше-рабейну. И уж скоро она имела виды на самого Моше-рабейну, то видимо что-то в ней такое было. Зимри пришлось убеждать её, что и он вовсе не последний среди евреев. Чтобы убедить ее, он показал её 24 тысячи взрослых мужиков из колена Шимона, которые составляли его почетную стражу. Вот этим он убедил ее, и вот так, скатываясь по наклонной плоскости, он и докатился до… на чем и был убит Пинхасом.

     Итак, Пинхас нанизывает их обоих на одно копье, и это конец жизни Зимри, так он умирает. То есть, он умирает там, где ниже скатиться было нельзя. До уровня прилюдного прелюбодеяния скатывается один из тех, кто был старейшиной Израиля. Это тяжело понять. Единственное что.… Понимаете, скатываясь, набираешь ускорение. Чем дольше катишься, тем быстрее скатываешься.

     Чтобы пойти чуть-чуть дальше, мы сейчас с помощью этой истории постараемся понять жизнь Раби Акивы. Создатель Лурианской Каббалы Аризаль говорит, что душа Зимри бен Салу и есть душа Раби Акивы. Не более, не менее! Теперь, давайте попробуем провести параллель между жизнями этих двух людей. Обратим свое внимание вот на что. Раби Акива начинает свою жизнь с невероятно низкой точки. Понимаете, он не просто "ам арец", он не просто абсолютный неуч, а, как потом он объяснял своим ученикам, ещё хуже. Он страстно хотел встретить талмид-хахама, т.е. ученого мужа. И для чего? Чтобы укусить его "нешехат хамор". Спросили у него ученики, - Почему укус "хамора", осла, а не укус собаки? Он сказал: чтобы раздробить ему кости! Это уровень, на котором был раби Акива. Это ужасно! Поймите, он был сын геров, т.е. никакой "йихуса", никакого происхождения. Он начинает с нуля. Но с точки зрения духовной он начинает с невероятного минуса. Представляете себе такую ненависть к "талмидей-хахамим". Мало того, его профессия…. В принципе, наши праотцы были пастухами, но профессия эта в тот момент, о котором идет речь (конец периода II Храма), не давала возможности учить Тору как следует и ею принципиально не занимались. Среди наших мудрецов были Раби Йоси Асандляр, раби Йоханан Анотан, т.е. были слесари, были обувные мастера. Но нельзя было в тот момент, когда учили Тору уже без пророков, получить Тору вне места, где она была. Человек, который пас стадо, принципиально не мог учиться, он был постоянно при стаде. И уже не было пророческого дара, когда можно было учить Тору через цветочки, через камни, через природу. Это был совершенно другой уровень. Итак, по любому параметру раби Акива начинает с самого низа, ниже уже некуда. И если главным ускорителем падения Зимри сына Салу была женщина, то вспомним, как начинается подъем раби Акивы. Рахель, женщина, чье поведение необъяснимо, была дочерью одного из богатейших и славнейших и знатнейших людей Израиля Кальбы Савуа. Кальба Савуа упоминается в Талмуде не только в связи с раби Акивой, но и сам по себе как человек, который наряду с еще двумя замечательными праведниками был готов кормить весь Иерусалим во время осады. Имя Кальба Савуа означает "келев савеа" - "сытая (накормленная) собака". То есть, он всегда давал столько, так помогал, что даже собака, приходя к нему, уходила сытой. И вот дочь такого человека красавица, умница и пр. кого себе находит? - Сорокалетнего пастуха! Поймите, это не молодой красавец, это сорокалетний пастух. Это неуч, активно ненавидящий мудрецов. У вас есть рациональное объяснение? Теперь, вспомните его дальнейшую жизнь - атас, а не жизнь! Это где же это видано, вы мне можете дать небольшое такое hалахическое объяснение, где это видано, чтобы муж бросал жену с малыми детьми и уходил на 24 года? Причем помните, как это было? Двенадцать и еще двенадцать! И снова 24! Помните, двадцать четыре тысячи учеников было у раби Акивы. И здесь 24 года. Двенадцать лет он учится, уйдя из дома, и возвратившись через 12 лет, он слышит, как сосед говорит его жене: ну что это за муж у тебя такой? Ты вроде и мужняя и немужняя жена, что это за жизнь такая? А она говорит: если бы слышал меня мой муж раби Акива, то я бы ему велела уйти еще на 12 лет! Простите, она нормальная? А дети растут без папы, это нормально? Вы можете вспомнить хоть еще один такой случай? Я уж не говорю о том, что это нарушение мицвот, нарушение hалахи, как ни посмотри.

     Так вот, отметим парочку замечательно тонких моментов. Помните, Козби бат Цур совокуплялась с Зимри принародно! Рахель же потребовала скромной свадьбы. Соединение супругов было максимально удалено от глаз публики. Далее, та нижайшая точка, на которой закончил Зимри свое падение, причем не он закончил его, а Пинхас, (кто знает, до чего ещё Зимри дошел бы) и есть нижайшее место, с которого начинает раби Акива. Причем, его подъем идет по той же причине "мера за меру", по которой шел спуск. Рахель - это антипод Козби бат Цур. И, если вы обратите внимание, Козби бат Цур посылает и настраивает на главную цель, на Моше папашу. Теперь вспомните, как ведет себя отец Рахели. Он принципиально против, естественно. И если там идет ПО, то здесь все идет ВОПРЕКИ. Если там это идет "вниз", то здесь это идет "вверх". Параллелей не счесть. Например, вот очень красивая параллель. У раби Акивы было несколько переломных моментов в жизни. Понимаете, хотя нам сегодня тяжело это понять, но в те времена физическим трудом заработать было невозможно. Сегодня нет такой ситуации в нашем мире. А в тогдашнем мире человеческий труд не ценился, была куча рабов, была куча людей и человеко-часы были почти нулевой стоимости. Недавно в Израиле, года три тому назад, делали дорогу из Лода еще куда-то и знаете, что обнаружили? - Двести метров красивейшей краски мозаичного пола, 200 м2 с немыслимыми рисунками, византийская вилла III века. Ее хотели закопать, потом вроде собрали деньги, но дело не в этом. Вы знаете, сколько труда требуется, чтобы сделать из мозаики пол? Теперь, вы понимаете, что это могли себе позволить даже не очень богатые люди, просто человеко-часы стоили очень дёшево. Даже ремесленник высокого класса был всего лишь ремесленником. Это сегодня платят безумные деньги, раньше такого не было. Более того, знаете, как ценились деньги вообще. И вот рождается у Рахели первый ребенок, сын Раби Акивы, тот самый сын, с которым он пойдет в Хедер. Не во что запеленать ребёнка, нечем кормить роженицу, вообще нечего есть. То есть, положение хуже не бывает. Страшный момент. И вот в этот момент раздается стук в дверь. Заходит сосед, сосед незнакомый, странно! И знаете, что он говорит? Вы помните, где они жили? Они жили в коровнике! И единственное, что там было, это сено. Понимаете, у них ничего нет. И вот, сосед говорит: "У меня родила жена, и у нас даже подстилки нет! Вы не одолжите сена?" Теперь давайте вдумаемся в эту ситуацию. Как это может быть, что живет еврей, у которого нет даже сена на подстилку для жены? Знаете, кто это был, как говорит Аризаль? Есть мнение, что это Пинхас, он же пророк Илияhу! В этот самый переломный момент, когда в принципе раби Акива готов сломаться, появляется человек, который, показывает, что бывает еще хуже, что можно упасть еще ниже, и это дает раби Акиве силы не сломаться.

     И еще один момент. Ведь как идет падение? Это постепенная отмена всех ценностей, отрицание, возведенное в идеал. "А пошли вы все, а плевал я на всех!" Это некое постепенное падение: и это неважно, и это неважно, ну и это неважно! Это процесс спуска, где идет постепенная отмена ценностей. В жизни раби Акивы есть замечательной важности момент, его все знают, но очень мало обращают на него внимание. Однажды раби Акива идет со своим сыном в хедер. Представляете, как на это смотрят соседи? Здоровенный мужичок лет так 44-х с трехлетним сыном идет учить "Алеф - Бет"! И как я понимаю, у сына получается лучше, чем у отца, потому что отец никогда своей головой не пользовался, у него не голова, а мельничные жернова (хотя она у него светлая, он все-таки раби Акива). Так вот, написано, что однажды Раби Акива выходит из хедера и видит камень, а в нем дырка, проделанная водой! Каков же вывод, который он делает? Откуда он выходит? По-видимому, он снова там обломился на этой учебе, ну не идет, невозможно в 44 года сесть за школьную скамью и начинать с самого начала. Поймите, он же не делал то, что делали мы. Мы рассказываем всякие комментарии, а он сел учиться читать и писать, буквы стал учить. И, по всей видимости, он где-то там сломался. И он смотрит на что? На то, что вокруг. И ценность существующего, ценность сотворенного вызывает обратный процесс, и Раби Акива возвращается на учебную скамью и, в конце концов, становится раби Акивой.

     Максимум отдаленности между Рахелью и раби Акивой 24 года. Это исправление (тут нет другого объяснения, можете и не искать) это той невероятной гадкой близости, которая была у Зимри сына Салу.

     Пинхас - очень важная деталь, которая играет решающую роль в судьбе Зимри. Уже в роли пророка Илияhу он играет решающую роль и в переломный момент жизни раби Акивы и 24 тысяч учеников из его личной охраны, которые гибнут из-за него. Он как бы потащил их в преисподнюю. Они становятся 24 тысячами учениками раби Акивы, которые не уважают друг друга. Почему не уважают? Ведь каждый из них - ученик раби Акивы! Есть замечательно простое объяснение. Именно потому, что они ученики раби Акивы и обладают замечательной возможностью видеть внутреннюю суть вещей, они не уважают друг друга. Потому, что они видят, кем они были и куда они идут. Вот вам объяснение неуважения друг друга.

     Итак, у нас получилась совершенно замечательная, все объясняющая в жизни раби Акивы концепция, которая рождается из простого замечания Аризаля по поводу "гильгуль нешамот", по поводу "перевоплощения душ". И тем самым, совершенно необъяснимая жизнь раби Акивы становится однозначным исправлением одной из высочайших душ, которые были у евреев. И заодно, это иллюстративный пример, что нет такой высоты, с которой можно упасть, и нет такой высоты, на которую нельзя было бы подняться. Обе эти вещи мы видим в этой истории.

     (Вопрос из зала) Есть ли возможность, совершив что-то страшное, и, тем не менее, продолжая жить, подняться, есть ли такой шанс? Ответ: - Есть случаи, когда смерть, т.е. уход из жизни - это очень, очень здорово. Вне всякого сомнения, то, что Пинхас сделал, убив, - это однозначно хорошо по отношению к еврейскому народу. Это остановило гнев Всевышнего. Это оказывается хорошо и по отношению к душе этого человека, потому что раби Акива начинает с того места, до которого скатывается Зимри бен Салу. Тем самым получается, что есть случаи, когда.… Скажем так, во всех случаях, когда человек умирает из-за своих грехов, это хорошо, потому что он дальше не скатится. Причем есть и обратные случаи. Про Ханоха (одного из праведников в цепочке до Ноаха) мудрецы говорят, что совсем в детском возрасте, 300 с чем-то лет, Всевышний забирает его из этого Мира. Написано, что наступали такие времена, где Ноах мог уже и не выдержать и утратить свою чистоту. Иногда смерть наступает не только для того чтобы остановить падение, но и для того чтобы его не было.

        Вера в отсутствие веры, помните? Можно верить и в отсутствие веры. Атеизм оказывается настолько страшной вещью! Казалось бы, мы всегда привыкли считать, что интеллигентный человек во всем сомневается, ни во что не верит. Это ужасно! Его нельзя остановить! Я напоминаю снова, Гитлер и его присные были атеистами, полными, уверенными, что называется, именно верующими атеистами. Человеку любой религии еще что-то можно сказать, как-то попробовать до него добраться, а что можно сказать атеисту? Эта история по поводу не перекрестившегося на церковь кучера очень знаменательна. Она о человеке, которому ничего не дорого и не ценно: "Ужасно плохо вот этому злодею, но и соседу его не сладко!" Нельзя быть близко, даже физически близко к злодею. Просто опасно! Он потенциально опасен, он способен на всё, у него нет никаких моральных ограничений.
     Атеист, верящий в то, что нет АБСОЛЮТА! Поймите, есть верующие атеисты. Верующий атеист, это человек, который возводит свой атеизм на уровень веры, на уровень идеала. То есть, он говорит, что нет АБСОЛЮТА и точка. Я в это верю! Те, кто говорит: я не знаю - не являются атеистами.

     Поймите, амалекитяне - очевидные "атеисты", они принципиально отрицают и ненавидят любой вид морали. Казалось бы, ну что Гитлеру-социалисту так мешала совесть? Ответ: да потому, что социальный дарвинизм, религия, которую он исповедовал, как бы совесть, означала наличие чего-то духовного.

     А ведь помните, говоря о Торе, спускающейся в этот Мир, мудрецы утверждают, что название Синай происходит от "СинъА" - "ненависть"! Тора - это спуск "ненависти"? Другое объяснение, другое название Синая - "Хорев", как говорят мудрецы, от "Хурбан", от "разрушения", которое спустилось в этот Мир вместе со спуском сюда Торы. Понимаете ли, дарование Торы делает все конечное, не связанное с вечностью бессмысленным. "Ненависть" - это простое следствие наличия в Мире людей или нелюдей, которые никакого отношения не имеют к Истине, к Вечности, к Неограниченности. Так вот, эти люди и есть воинствующие атеисты. И мы совершенно зря недооценивали ЕвСеКовцев. Классический пример - Еврейская Секция Коммунистической партии. О них мы почему-то мало думаем, мало знаем, но не надо забывать, что Хафец Хаим назвал их амалекитянами. А они были чистопородными евреями и по маме и по всем бабушкам и дедушкам, совершенно чистопородные евреи. И, тем не менее, амалекитяне. Этот воинствующий атеизм, даже у евреев, это полное отрицание внутреннего стержня, чего-то такого, что и делает человека человеком.

     Тот, кто взрывает автобус и убивает евреев, тоже во что-то верит. По этому вопросу есть парочка мнений. Скажем так, каким образом амалекитянина сегодня можно узнать? Это тот, кто проявляет безудержную радость при известии о гибели еврея, любого еврея, не важно какого, лишь бы еврея. Помните старый анекдот о том, как умирает старый антисемит и требует к себе раввина. Приходит раввин, а тот говорит: "Хочу стать евреем!" А в конце, помните, - "В чем дело?" "А вот умру, одним евреем меньше станет!"


   


    
         
___Реклама___