Ioffe1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь-декабрь  2006 года

Леонид Иоффе


Эпоха разума



     Чем объяснить, почему в седьмом веке нашей эры в глубине Аравийского полуострова вдруг возникла мусульманская империя? Способ производства не изменился, климат оставался по-прежнему тяжелым. До сих пор события приписывают либо воле Господней, либо мессианской деятельности исторической личности. Теория исторической личности достаточно убедительна, если вспомнить создателей различных конфессий. До евреев все религии были созданы аристократами. Будда, Конфуций, Зороастр были принцами крови. Авраам по Библии пас овец, но он вывел из Ура, что в Вавилонии, караваны хорошо организованных и оснащенных людей, проделавших огромный по тому времени путь. Моисея усыновила семья фараона. Тоже был не безродный человек, пока не начал водить по пустыне евреев, "выжимая" из них рабство. При этом когда Господь воззвал к нему, Моисей был лишь наемным пастухом, пасущим стада своего тестя. Плотником был Иисус. Небезынтересно, что меньше всего достоверных сведений в исторической науке - об юношеских годах Авраама, Иисуса и Мухаммеда.

     Мухаммед осиротел в 6 лет, но именно ему было суждено создать мусульманство. Концепция, что выдающаяся личность творит историю, была подтверждена лишний раз. 12-летним подростком Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с огромной для себя пользой с еврейской и христианской культурой. Он действительно обладал харизмой. Все его действия - большие и малые - сопровождала удача. Однако основной успех был связан с созданием и развитием мусульманства.

     В 25 лет он женился на зажиточной вдове. Она была старше его на 16 лет. Их брак продолжался почти четверть века. Прошло немногим больше года после смерти любимой жены и у пророка (уже со стажем) появился гарем - 10 жен и две наложницы от семи до двадцати пяти лет. Авторитет его в семье был непререкаем.
     Внешность Мухаммеда была в высшей степени колоритна. Выразительное лицо, черные волосы до плеч, борода, ниспадавшая на грудь. Он был среднего роста, но перед ним склонялись
     Мухаммед был уверен в своем предназначении. Сам Аллах избрал его, чтобы дать человечеству представление об истинной религии и обратить всех людей в мусульманство.
     Он понимал, что, только объединившись, разрозненные арабские племена займут достойное место среди других народов.

     Мухаммеду было 40 лет, когда ему явился посланный Аллахом архангел Гавриил. По мнению мусульман, это событие неопровержимо доказывает, что Мухаммед истинный пророк, преемник Авраама и Моисея. Представители других религий полагают, что рассказ о встрече с архангелом свидетельствует лишь о знакомстве Мухаммеда с Библией. Однако сотни миллионов мусульман свято верят, что ему была вручена скрижаль. Неграмотный до того Мухаммед смог прочитать ее и узнать, что он посланник Аллаха на Земле. Он преклонялся перед иудеями и даже провозгласил арабов потомками евреев (конкретно, Авраама). Более того Мухаммед призвал евреев и христиан объединиться с арабами во имя Аллаха. Всего 100 лет хватило его преемникам обратить в мусульманство половину мира.

     Рассказы о чуде явления архангела Гавриила родным и близким были первыми проповедями ислама. Эти люди и оказались первыми новообращенными. С сопротивлением он встретился, когда начал проповедовать посторонним людям. Пророка безоговорочно поддержали рабы. Богатые же курайши (одно из арабских племен) увидели в исламе угрозу рабовладельческому строю и своему благосостоянию. Они были столь активны, что Мухаммеду пришлось бежать из Мекки в Медину.

     Пророк был уверен, что евреи Медины воспримут ислам и многочисленная еврейская община поддержит его. Но евреи от своей веры не отказались. Ожидаемой помощи не последовало. Тут же пророк продемонстрировал редчайшую способность стремительно и кардинально менять решения. Он конфисковал в пользу ислама имущество уважаемых им до того евреев. Курайши (они в основном торговали) рассчитывали, что выиграют от этой акции. Но вся экономическая "помощь" пошла на создание 10-тысячной армии, во главе которой пророк двинулся на Мекку. Курайши тут же приняли мусульманство. Через 2 года ислам стал официальной религией Аравии. Авторитет Мухаммеда необыкновенно возрос. Его называли "победоносным словом" Аллаха, а его ближайшего друга и впоследствии преемника Абу Бекра "победоносным мечом" Аллаха. Ислам добился успеха там, где ничего не смогли сделать христиане. Появилась новая религия. Арабы и евреи жили мирно. Арабы называли евреев "Детьми Kниги". Сосуществование продолжалось достаточно долго, чтобы можно было убедиться в прочности совместного проживания. Мало того, в конце второго тысячелетия Мухаммед был признан самым выдающимся человеком миллениума. Это свидетельствует о том, что значила для становления и развития человечества деятельность осиротевшего в раннем детстве мальчика, поздно научившегося читать и писать.

     Арабские войска недолго топтались у границ своей страны. Уже после смерти Мухаммеда (632 г.) они ворвались в соседние государства. В течение шести лет (635-641 гг.) были захвачены Дамаск, Палестина, Сирия и Египет, Сасанидская империя, приличный кусок Византии.
     Примечательна основная битва с сасанидами, унаследовавших от завоеваний Александра Македонского Персию. В день сражения легкий ветерок превратился в песчаную бурю. Ураганный ветер гнал в сторону сасанидов тучи песка. Враги ислама были ослеплены и обратились в безудержное бегство. За ними, как ангелы смерти мчались арабские конники. Победители и побежденные были уверены, что исход битвы предопределило божественное вмешательство. Сасаниды так и не оправились от шока. В следующем сражении встретились 150 тысяч сасанидов и 30 тысяч арабов. Битва фактически не началась. Сасаниды бежали, едва заслышав звон арабских сабель.

     В конце седьмого и начале восьмого веков в мусульманскую империю входили восточная Византия, Северная Африка, Испания. В 715 г. арабы перешли Пиренеи, но война с французами затянулась. В 732 г. в битве под Туром мусульманские войска были разгромлены. Распространение ислама в Европе было остановлено (на Западе французами, на Востоке византийцами). Мусульмане же остановили распространение христианства в Азии и Африке.
     После смерти Мухаммеда постепенно восстановились дружеские отношения арабов с евреями. Мусульмане с уважением относились к народам - носителям знаний и продолжавших интересоваться наукой (грекам, евреям, персам). Равнодушных к знаниям (китайцы, турки, христиане) арабы откровенно презирали. Создание исламской империи воплотилось в ее золотой век" (1000-1500 гг.). До этого самыми мощными странами, боровшимися за владение и влияние в огромном регионе, были Сасанидская и Византийская империи. Они просто "утюжили" более слабые народы. Евреи, попавшие в тиски между сасанидами и византийцами, боровшимися за власть, бежали внутрь Аравийского полуострова, куда сасаниды и византийцы просто не "заглядывали". С золотым веком мусульманской империи совпал расцвет иудаизма.

     Мусульмане того времени были терпимы к другим религиям. Это позволило евреям, обитавшим в исламской империи добиться крупных достижений в философии, математике, лингвистике и др. - кроме искусства, которого они сторонились вплоть до XIX века. Немногие дошедшие до нашего времени дискриминационные акты относились в основном к христианам, которые в XI веке под руководством Готфрида Бульонского "рванулись" в Святую землю "воевать гроб господень". По пути рыцари, посвятившие себя Христу, отнимали жизни и кошельки у иноверцев. С удручающим постоянством ими оказывались европейские евреи. Во многих странах появились крестоносцы, не помышлявшие об Иерусалиме. К примеру, в историю "вошел" рыцарь Риндфляйш со своим отрядом и толпами, примыкавшими к нему, нанесший огромный урон евреям во многих районах их компактного проживания в немецких княжествах. Это привело к массовому бегству евреев в другие страны, в частности, в Польшу и Литву, население которых сдержанно относилось к рассказам о распятии Христа евреями и ритуальных убийствах ими же младенцев иной веры.. Римскому Папе Клименту VI надоела резня, порочащая цивилизацию, и он издал буллу, согласно которой противоправные антиеврейские действия запретили. Авторитет Папы был действительно высок. Евреев, в т.ч. стариков, женщин и детей перестали убивать, грабить и насиловать. Но император Карл IV свел на нет волю понтифика. По его указу с евреями можно было делать все, что угодно, если треть "добычи" отдавали императору. Громили "местные" крестоносцы евреев беспощадно. Термин, подобный погрому, мог войти в обращение еще в те времена, т.е. почти тысячу лет назад. Вообще крестовые походы показали, что нет ничего вечного под небесами, в т.ч. и цветущей исламской империи, ни золотого века иудаизма. Хотя арабы и евреи могли жить и дружбе, что позволяло называть ту эпоху эпохой разума. Кстати, больше других народов принимали бежавших из Европы евреев оттоманские турки.

     Наиболее яркой фигурой эпохи расцвета исламской цивилизации был, несомненно, Салах-эд-Дин ("свет веры"). Он правил страной в ХП веке. В истории России он известен под именем Саладин. Прежде, чем достигнуть высшей власти он прошел многочисленные степени руководства от небольшого городка, заштатной провинции, через Багдад, Египет (который он и завоевал) до престола империи.
     Руководимые им войска уверенно громили крестоносцев. Саладина считали образцом истинного рыцаря даже его враги. Одно из немногих поражений его войска потерпели в схватке с крестоносцами, руководимыми Ричардом Львиное Сердце. Оставаясь противниками на поле брани, они стали друзьями. Когда английский монарх заболел неизвестной в Европе формой лихорадки, Саладин послал к нему личного врача. Ричард в скором времени покинул войска крестоносцев и вернулся в Англию. Его брат Иоанн Безземельный в борьбе за престол проявлял такую изощренную подлость, что были потрясены даже видавшие виды христианские рыцари. Саладин, кстати, не был арабом. Он происходил из правящей курдской династии. Среди халифов были представители и других неарабских народов, населявших империю.

     Саладин изгнал из Иерусалима уже обосновавшихся там христиан. Богатых пленников он освободил за большой выкуп, бедных - бесплатно. Европейские владыки благодарили его за милосердие. Странная закономерность - скаредные и расточительные правители у мусульман менялись чуть ли не поочередно. Не успевал расточитель опустошить казну, как пришедший ему на смену скряга вновь набивал сундуки. При этом правитель, швырявший деньги, способствовал развитию науки и культуры. Но скряги восстанавливали и повышали бюджет страны, способствуя росту ее престижа. Построенным в империи городам не было равных по великолепию в мире.

     Слабость центральной власти привела к тому, что наместники провинций и владыки крупных городов престали обращать на нее внимание. С началом золотого века исламской цивилизации страна распалась на множество халифатов, что ослабило ее обороноспособность.
     В ХШ веке в страну с северо-востока ворвались орды Чингисхана. В первой же стычке монголы разгромили 400-тысячную армию мусульман. Монголы проявляли невероятную жестокость, сочетая ее с необыкновенной аккуратностью. Обезглавливая жителей покоренных городов, они складывали черепа в пирамиды. Это любовь к геометрии или предвосхищение аккуратности нацистов в концлагерях?

     В изумительном по красоте Багдаде они вырезали 800 тысяч жителей, изнасиловали и продали в рабство всех женщин, полностью разрушили и разграбили город. Монголов в битве под Дамаском разгромили и отбросили за пределы империи египтяне, которыми командовали аланы (нынешние чечены). Варвары покинули страну, но от потерь империя не оправилась. По проторенному пути в империю врывались тимуриды и моголы. Северной Африкой овладели кочевники, по свирепости не уступавшие монголам. Оттоманские турки захватили Сирию и Египет. После длительной кровопролитной войны с маврами испанцы, возглавляемые царственной парой Изабеллой и Фердинандом, освободили Пиренейский полуостров.
     Империя, давшая миру математиков, философов, архитекторов, блестящих лингвистов, даже просвещенных владык, фактически перестала существовать еще до окончания "эпохи разума". А жаль!

     В греко-римский период евреев привлек эллинизм. Греки и римляне были терпимы к иным религиям. Однако, если римляне по сути дела уничтожали непомерными налогами покоренные народы, дань, взимаемая греками, была куда более сносной. Оказалось, что рационализм греков может отлично сочетаться с непреклонной верой евреев в Б-га. Эллинизм нанес сильный удар привычным формам поведения евреев, обусловленным иудаизмом. Евреев стал привлекать широкий круг светских занятий. Вино стали пить не только на Пасху, но и в честь прекрасных дам. Овладевание знаниями определило необходимость привлечения евреев ко всем видам человеческой деятельности. В результате в контакт с арабами вошли эллинизированные евреи. Литературные и научные труды сохранились к тому времени лишь на сирийском языке в библиотеках евреев и некрестившихся римлян. Переводы для арабов были сделаны в основном евреями. Среди них было множество полиглотов, свободно владевших древними и современными языками. В начале ХШ века еврейских ученых стали приглашать в Европу. Особую роль в потоке арабских знаний сыграл блестящий эрудит еврей Ибн Дауд (переводы греческой, ивритской и арабской литературы на латынь, внедрение в европейскую математику десятичной системы счисления, арабских цифр, числа 0 и др.). Также еврейским ученым принадлежит честь перевода на латынь "Элементов" Эвклида и трудов вавилонского талмудиста Саадии Гаона. Это лишь малая доля, сделанного евреями. Контакты с греками позволили евреям раньше других народов увидеть пропасть между разумом и верой и показать эту пропасть арабам. Появилась новая еврейская философия и новая еврейская наука. Жизнь заставила заниматься не только Библией - появились новые слова, первые словари. Иврит не только восстанавливался, но и обогащался. Золотой век иудаизма сопровождало развитие и становление талмудизма. Зачатки талмудического учения появились около 3000 лет назад. С тех пор канонизировано Пятикнижие, записаны Мидраш и Мишна, Гемарра. Мишна и Гемарра записаны в единый свод, известный ныне под названием Талмуда. Талмуд спас еврейство. Раши, религиозный философ, родившийся во Франции, вместе с сыновьями и внуками прокомментировал Талмуд. В дальнейшем Талмуд кодифицировали Ицхак Алфаси (1100 г.), Мишне Тора (Маймонид) - 1500 и рабби Иосеф Каро - 1600. Кодификация Каро считается главной.

     Арабы использовали таланты народа древней культуры везде, где только могли. Глубоко мирные евреи оказались отличными воинами и занимали высокие должности в исламских войсках. Среди них были великие визири, министры финансов, организаторы хозяйства и торговли, архитекторы и т.д. Евреи принимали участие в строительстве многих арабских городов (в частности, священного города мусульман Медины, жемчужины Испании Толедо и др.). Появились евреи-эпикурейцы, гурманы, словом, жизнелюбы. Ортодоксальные евреи считали светскую деятельность тяжким грехом. Еврейский народ был избран Б-гом и подвергнут изгнанию для того, чтобы проводить жизнь в молитвах и ждать прихода Мессии, который вернет их на Родину. Лишь в XIX веке сионисты поняли, что еврейское будущее зависит от самих евреев - Б-гу нужно помогать! Но и поныне в самом Израиле есть группы ортодоксов, сидящих на шее у работающих израильтян и призывающих молиться, чтобы ускорить приход Мессии.

     Наиболее выдающимся поэтом эпохи был Иегуда Галеви (1075 г.- ?). Он получил блестящее образование, был преуспевающим врачом, женился на богатой наследнице. Неожиданно всё бросив, он стал странствующим поэтом. Сочинял и исполнял песни и любовные элегии в духе "Рубаи" Омара Хайяма и сонетов Шекспира.
     В гениальной поэме "Хузари" Галеви описал действительное историческое событие. В 740 г. н.э. хазарский царь Булан обратил свой народ в иудаизм. Это воинственное племя занимало обширные пространства между Волгой и Доном. Они существовали за счет набегов и взимали ежегодную дань с соседей - персов, византийцев и киевских князей.
     Булан призвал к себе мусульманина и христианина. Каждый рассказал правителю о своей вере. Царя заинтересовали их ссылки на иудаизм, и он пригласил к себе еврейского ученого. Тот, ничего не говоря об иудаизме, как символе веры, рассказал Булану, что у горы Синай Тору получили 600 тысяч евреев. Религия была дана всему народу! Это убедило царя, и хазары стали исповедовать иудаизм.

     Конец хазарского каганата был трагичен. В 969 г. государство возглавил слабый царь, а в Киеве к власти пришел князь Святослав, мудрый политик и блестящий воин. Он разгромил хазар, и недавний каганат стал частью русского государства.
     Судьба Галеви была типичной для мусульманского еврея, вернувшегося от мусульманского рационализма к еврейскому романтизму. Уроки истории свидетельствуют, что арабы и евреи длительное время сосуществовали, взаимно обогащая друг друга. Современные же арабские правители, поддерживая терроризм, воюют не только с Израилем, но и собственными народами, посылая шахидов на смерть якобы во имя Аллаха.
     От арабов о еврейских талантах узнали выдающиеся правители европейских государств. Они начали приглашать еврейских ученых, лингвистов и переводчиков в свои страны. Фридрих II (император Римский с 1212 г., император Германский с 1215 г., король Иерусалимский с 1229 г.) пригласил еврейских ученых преподавать иврит в Майнцский университет. Вопросы мусульманства, иудаизма, христианства (как религиозные, так и философские) спокойно обсуждали сидевшие бок о бок священники, муллы и раввины. Фридрих II вошел в Историю как жесткий и надменный человек, а прославился необыкновенной мудростью и объективностью.

     У Станислава Ежи Леца есть замечательный афоризм" - "В каждом веке есть свое средневековье". По-видимому, средневековья не было у мусульман в эпоху века разума, и историческая ошибка была "исправлена" в наши дни. Терроризм принял вселенский масштаб.
     Можно лишь надеяться, что появятся лидеры, способные найти мирный язык и омерзительные убийства, порочащие религию, прекратятся. Было же время, когда в Коране не находили оправданий массовым убийствам, а Аллаху не приписывали прямых указаний убивать евреев! В наши дни годы перемирий уходят на подготовку новых нападений на маленькую страну, окруженную кольцом враждебных государств. При этом и в наши дни, очевидно, что мирный диалог возможен. Стоит ли представлять слово президенту государства, не имеющего даже общей границы с Израилем, стереть его с лица Земли? Правильно ли придавать столь большое значение информационной войне? Выдавать за оскорбление всего ислама, где численность верующих превышает миллиард нелепые карикатуры, опубликованные в заштатной датской газете? Великую религию попискивание и даже тявканье оскорбить не могут. Организовывать выставку карикатур на Холокост, которого якобы не было, обещая победителю крупное вознаграждение? Мир жил бы в дружбе и согласии, если бы люди, населяющие разные страны и особенно их руководители, такое желание имели. Пласты истории, свидетельствующие о мирной жизни и процветании были не только у мусульман между собой, но и с другими народами, в т.ч. с евреями. В X-XV веках мусульмане с мусульманами не воевали. А позднее, особенно в ХХ веке воевали охотно, о чем СМИ сообщали с каким-то даже радостным возбуждением. Казалось, что войны и столкновения между Ираком, Ираном, вахаббитами, суннитами, шахидами и др. - нормальное состояние для исламистов. Кто-то ловил рыбку в мутной воде, а теряли и теряют на отвратительной ситуации именно исламские страны. Понимаю, что подобная концовка не более чем глас вопиющего в пустыне, но полтысячелетия, прожитых душа в душу в процветающей исламской империи в золотой век иудаизма арабами и евреями, того стоят.

     Мир был свидетелем распада могучих империй, созданных насилием и державшихся на насилии. Также распалась и исламская империя, несмотря на достижения, достигнутые в 1000-1500 гг. в культуре, науке, экономике, на религиозную терпимость. Страну "разорвали" нападения внешних врагов и деятельность внутренних политиков, "способных" к самостоятельности. Возможно, провидение сможет определить достаточное для нужд эпохи число личностей, могущих развивать цивилизации, независимо от конфессий, к которым они принадлежат.

***

А теперь несколько слов о новостях науки и техники.

 Почта – самое консервативное государственное учреждение. И, пожалуй, одно из самых старых. Без почты государство рассыплется – разорвется связь между людьми, между разными регионами и городами. Когда-то письма доставляли письмоносцы на лошадях, и даже в лихие военные годы почта существовала и работала. С ростом территории и населения работа почты становилась все сложнее, но и ответственнее. Прогресс много изменил в работе почты, но, по сути, она осталась не очень видной, но очень важной составной частью государственного аппарата. Изменения, однако, вносились и немалые. Например, почти исчезла доставка телеграмм. Кому нужны теперь телеграммы, когда почтальону труднее найти получателя, чем телеграмме самой придти в его дом. Ведь телефоны есть сейчас почти у каждого. И компьютеры у многих. Современная электронная почта напрочь вытеснила телеграф! Но есть и негатив: меньше стали писать обычных писем. Если бы Чехов жил в наше время, вряд ли в его собрании сочинений было бы 15 томов писем.


   


    
         
___Реклама___