Glezer1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь-декабрь  2006 года

Семен Глейзер


Евангельские евреи

(продолжение. Начало в №10 (71))

 

Самый человечный человек - Иисус из Назарета



     В сравнении со своим идейным предшественником и аскетом Иоанном, Иисус был обычный человек, со своими достоинствами и недостатками. Он позволял себе многое из того, что было невозможно для Иоанна из идейных соображений и морально - религиозных принципов. Так, в одной из бесед, он сравнивал себя с Иоанном (Мт. 11:18,19): ""Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "в нем бес". Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам". И оправдана премудрость чадами ее".
     Так что Иисус был вполне склонен к простым человеческим радостям жизни. И объяснял он свое поведение очень просто. Когда его учеников однажды спросили: "Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?", он отвечал: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мт. 9:11,13). Потому, стало быть, надо с ними во всем быть заодно: пить, есть, гулять, бродяжничать и всё остальное тоже.

     Вместе с тем, по отношению к своим ученикам и сторонникам, он вел себя как настоящий гуру, глава тоталитарной секты, требуя от них беспрекословной верности и преданности себе. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мт. 12:30). И дальше типичная декларация пассионарного лидера консорции - фанатичной группы, вокруг которой начинается в определенных условиях этногенез по Л.Н.Гумилеву.
     "Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мт. 10:35-37).
     Но столь же категоричен Иисус и к собственной семье. Однажды он публично отрекся от собственной матери - евангельской Девы Марии, ныне практически главного персонажа в католицизме и православии (в качестве Богоматери). На собрании кто-то отвлек его во время произнесения им пламенной речи сообщением, что к нему пришли его мать и братья.

     "Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мт. 12:46-50).
     Характерно, когда евангелист Матфей пишет о Деве Марии, он называет ее Матерью - с большой буквы, когда же о ней говорит сам Иисус, он называет ее просто - матерь. Эта программа выглядит никак иначе, как программа разрушения семьи и семейных ценностей, вещь, увы, типичная для этнической дивергенции - вспомним пример Павлика Морозова при становлении советской нации.

     Кроме того, "экономическая программа" секты была явно рассчитана не на трудящиеся массы, а на древних люмпенов, без земли и без ремесла, для бродяг.
     "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем" (Мт. 6:25,34).
     Это очень напоминает образ жизни сегодняшних бомжей. И еще один пример. Когда у одного из учеников внезапно умер отец, он попросил разрешения у Иисуса задержаться дома: "Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мт. 8:21,22). Можно только представить себе, во что бы превратилась наша планета, если бы все последователи Иисуса на земле последовали этому совету: "хоронить по такому христианскому обычаю"…
     И потому приходится признать справедливость оценки этого начального "христианского" морально-этического учения, данного историком Свенцицкой: "Община принимала моральный кодекс, ибо этический радикализм Иисуса был невозможен на практике" (там же, стр. 157). Действительно, невозможен.



     Возлюби ближнего (еврея) как самого себя



     Собственно говоря, национальное происхождение Иисуса из Назарета ни у кого не вызывает сомнений. Евангелия полны сведений о его родословной, восходящей прямо к израильским царям Давиду и Соломону. Причем, как со стороны отца - Иосифа, так и со стороны матери - Девы Марии. Претензии самого Иисуса на власть не шли дальше трона Царя Иудейского, а никак не римского, сирийского, греческого или какого другого царства. По евангелисту Луке (Лк. 2:21) нам известно о его обрезании в семидневном возрасте в качестве истинного еврея. Интересно как этот факт в дальнейшем расценили христианские церкви.
     Если бы церквам это было всё равно: мало ли какие ложные предрассудки имели поначалу его родители, то церкви обошли бы этот момент молчанием. Как, например, для КПСС и мирового рабочего и коммунистического движения было безразлично: в какой именно день принял крещение В.И. Ленин: это были религиозные предрассудки его родителей, для новой веры - коммунистической - не имевшие никакого значения. Нет такого революционного праздника в мире социализма - "Крещение В.И. Ленина", хотя несомненно, что он был в свое время крещен.

     Другое дело - обрезание младенца Иисуса. Хотя это и было обрядом посвящения его в трижды проклятый иудаизм, а не в христианство, церкви придают этому событию особо важное значение. Так, русская православная церковь имеет специальный праздник: "Обрезание Господне". В иерархии праздников здесь имеется три группы: Двунадесятые, Великие и Чтимые. Обрезание Господне относится к Великим праздникам и празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года. Это и понятно: ведь Рождество Христово приходится на 25 декабря. А через 7 дней последовало и обрезание. Каждый может в том легко убедиться. Если заглянуть в Православный календарь, то можно увидеть: Рождество Христово - 25 декабря (7 января по старому стилю) и через семь дней Обрезание Господне - 1 января (14 января по старому стилю - Старый Новый Год).
     Строго говоря, наше летоисчисление производится неправильно - от Рождества Христова. Чтобы нынешний год мог называться 2006 годом от Р.Х., он должен был бы начинаться 25 декабря года предыдущего. А так - правильное название нынешнего года - 2006 год от Обрезания Господня (О.Г.), ибо он, этот год, отсчитывается от 1 января 1 года н.э.
     Католическая церковь идет еще дальше. Удаленная некогда крайняя плоть (прошу прощения у дам) "чудесным образом" дошла до наших дней. В апокрифическом "Евангелии Младенчества" о том можно вычитать следующие сведения.

     "Когда настало время обрезания, то есть восьмой день, время, когда закон предписывает обрезать новорожденного, они обрезали Его в пещере. И старая израильтянка сохранила крайнюю плоть и положила ее в алебастровый сосуд, наполненный маслом старинного нарда… И был это тот сосуд, который Мария грешница купила и возлила миро на голову и ноги нашего Иисуса Христа, отирая их волосами своими" (Евангелие Младенчества, стр.72).
     Ну а далее эта святая реликвия, возможно, вместе с упомянутым сосудом, на протяжении веков хранилась, и хранится и поныне, в двух монастырях в Италии и в двух монастырях во Франции. Самое удивительное, что все четыре святые мощи - целые, а не поделенные на части. Конечно, можно подозревать, что настоящая только одна (но какая?), а три другие - "не святые", но самое удивительное, что все четыре исцеляют страждущих, сирых и немощных… Вот она, сила истинной веры!

     Все эти факты говорят не только о том, что церковь, и христианство вообще, признают Иисуса как еврея, но где-то даже и гордятся этим.
     Когда младенца Иисуса родители принесли в Храм, то его на руки взял некий Симеон и рассказал родителям, что означает для него и для всего народа израильского рождение этого малыша: "Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:32).
     Во время первого знакомства с будущим апостолом Варфоломеем между Иисусом и Варфоломеем произошел следующий диалог: "Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства… Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев" (Ин. 1:47,49). Иисус, разумеется, на это ничего не возразил. Напомним, что Нафанаил Бар-Толмай, один из 12 учеников Иисуса, вошел в историю под именем св. апостола Варфоломея.
     Дальше, если читать Евангелия подробно, то можно увидеть, что Иисус проповедовал свое учение, вернее сказать, свое немного новое видение старого учения, прежде всего в синагогах. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия" (Мт. 4:23). Когда же у кого-то из слушателей возникали вопросы или сомнения, что именно проповедует им Иисус, то он категорично отвечал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мт. 5:17). Речь здесь шла, естественно, о Законе Моисеевом и пророках Ветхого Завета.

     Отправляя 12 апостолов нести в массы свое учение, Иисус так их напутствовал: "На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мт. 10:6).
     То есть - никаких контактов с неевреями, никаких с ними речей, проповедей, разъяснений не вести. Только и только со своими - с евреями.
     Еще один эпизод - его встреча с хананеянкой, представительницей древнего народа ханаанеян, извечного врага израильтян. Она попросила Иисуса помощь вылечить ее больную дочь. "Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мт. 15:22-26). То есть, просто изначально отказывался иметь дело с неевреями. Но все же смилостивился и вылечил больную.
     Известные эпизоды - когда Иисус изгнал торговцев из Храма: спрашивается, из какого храма изгонял их Иисус? Из храма Артемиды? Ваала? Зевса? Из храма кого-либо из других греческих, римских, сирийских или персидских богов? Нет, сделал он это в Иерусалимском Храме, главном центре тогдашнего иудаизма! Этот храм, эта иудейская вера для него была тогда так важна. Другой эпизод: на Пасху он непременно должен был прийти в Иерусалим, несмотря на предупреждение об его розыске и опасности ареста. А почему он должен был непременно быть в эти дни в Иерусалиме? Потому что, как правоверный еврей, он обязательно должен был прийти на праздник освобождения еврейского народа из египетского плена! Не мог он пропустить, проигнорировать этот всенародный еврейский праздник.

     Ну и конечный эпизод Евангелий: казнь Иисуса, когда ему инкриминировали, а он не возражал, что он и есть Царь Иудейский.
     И последнее. Из всего вышесказанного следует, что, когда Иисус проповедовал "всеобщую любовь" словами: "Возлюби ближнего как самого себя", это следует понимать в вышеуказанном контексте в узком смысле: "Возлюби ближнего ЕВРЕЯ как самого себя".


     Был ли Иисус - Мессия еврейского народа?


     Удивительна история превращения слов-определений, титулов, дефиниций. Например, в революцию и в первые годы советской власти было такое понятие: вожди. Это были все члены тогдашнего партийного и советского руководства. Затем из всех вождей остался только один вождь. И все знали, кто это был. И сейчас, без лишних пояснений, бывшие советские люди хорошо понимают, кто был "вождь мирового пролетариата", а кто был "великий вождь и учитель", и какая между ними была разница… То же самое было и в нацистской Германии. Все знали, какая разница между штурмбанфюрером, рейхсфюрером и просто фюрером, и кто из них был главнее.
     Такая же история приключилась и со словом Мессия или Христос. Мессия - слово древнееврейское, означает "помазанник", не более того. Слово Христос - то же самое по-древнегречески. Помазанник - это человек, призванный к служению в качестве пророка, священника или царя. Скажем, первых израильских царей Саула и Давида помазал специальным маслом на царство пророк Самуил. Ритуал помазания елеем или миром был эквивалентом современных ритуалов коронации или инаугурации, введения в должность. До помазания претендент был всего лишь кандидатом на должность, имевший может быть уже все права, но еще "не приступивший к исполнению". По таким формальным признакам мы можем констатировать, что, например, "мессией", "христосом" (помазанным на царство) был Николай Второй, так как точно известно, что его на царство в свое время действительно помазали. Помазанниками были и есть все короли, императоры и цари христианского мира: их всех в свое время на то помазали.

     То же самое касается и древних израильских и иудейских царей: они прошли процедуру помазания на царство и потому с полным правом назывались по-еврейски "мессиями", по-гречески - "христосами", по-русски - "помазанниками". Все три варианта этого названия можно увидеть в каждом русском издании Библии.
     Возникает вопрос - а был ли Иисус из Назарета когда либо и кем-либо помазан на царство? Оказывается, что - нет. Во всем Новом Завете есть только одно упоминание этого спорного момента.
     "Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним" (Деяния, 10:38).
     То есть помазание было в некотором переносном смысле. А в прямом - не было никакого помазания. Значит и Иисус, строго говоря, не был Христос, не был Мессией, не был помазанником. Как решает церковь эту проблему? Как всегда, по принципу - неисповедимы пути Господни.

     "Так как все три высочайших служения (то есть царя, священника и пророка - С.Г.) сочетались в личности Иисуса Христа, то Его называют мессией т.е. помазанным" (см. богословский словарь, стр. 1842).
     То есть, помазанник без помазания. Очень, надо сказать, диалектически…
     Откуда вообще пришла проблема Мессии, Помазанника, Христа? От евреев, разумеется. Оказывается, это они, евреи, первыми стали ждать Мессию (и ждут его по сей день), который должен был бы во славе освободить землю древнего Израиля от иноземной оккупации, а заодно принести на эту землю счастливую жизнь.

     После потери независимости Израилем и Иудеей в результате Вавилонского и Ассирийского завоеваний, затем Греко-Македонского и Римского завоеваний, евреи мечтали, грезили, предрекали, предвидели, предчувствовали скорое освобождение своей земли. Но так как силы иудеев в сравнении с меняющимися оккупантами были слишком малы, было ясно, что прямым восстанием ничего не добиться. Нужна помощь с небес. Только по воле Божьей, когда Он решит, что пора освободить "Свой народ возлюбленный" от внешнего ига, Он придумает как это конкретно сделать, осуществить. Скорее всего, Он пришлет очередного царя, непременно из дома Давидова, который будет, разумеется, на то помазан, и потому будет называться Мессией, который сам, но и с Божьей помощью, возглавит победоносное восстание, поход против иноземных завоевателей, и принесет долгожданное освобождение Иудее. Многие книги Ветхого Завета наполнены этими пророчествами и ожиданиями. Там даже записаны обстоятельства рождения будущего Мессии и его имя: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Исайя, УП, 14). Эммануил, а никак не Иисус. Эммануил в переводе означает "с нами Бог", Иисус же означает "спаситель". Но только Эммануил и должен был бы освободить Иудею от римлян.

     А вот как оценивает церковь эти, на первый взгляд нормальные, ожидания порабощенного народа.
     "Иудеи как нация, чувственно и грубо понимали характер Мессии и цель его посланничества… Вообще взгляды евреев были очень узки и ограниченны в этом отношении, и в народных массах очень редко поднимались выше понятий о временном могуществе и славе своего народа… Они надеялись на то, что обещанный Мессия, как царь, поведет их в бой с врагами и изгонит римские легионы с их священной земли" (Библейская Энциклопедия, Том 2, стр. 263).
     А что тут, спрашивается, неправильно? Евреи писали книги Ветхого Завета для себя и о себе и никак не для сегодняшних, вчерашних и позавчерашних язычников. Но бывшие язычники, оказывается, лучше понимают то, о чем и о ком писали древние евреи 2-3 тысячи лет назад. Эти древние евреи писали совсем не о себе, и вовсе не о евреях, а писали они о "всеобщем спасении от греха" всех вообще народов мира.

     "В сердечном ослеплении они (т.е. евреи - С.Г.) не понимали того, что царство Его (т.е. будущего царя Иудеи, Мессии по имени Эммануил - С.Г.) - духовное, что освобождение Им евреев долженствовало проявиться в освобождении не только их, но и всего человечества от уз и владычества греха, что плодами сего освобождения будут святость и жизнь вечная, и что призваны к участию в этом все не только иудеи, но даже и язычники, раскаявшиеся и уверовавшие в Евангелие" (там же).
     Было бы лучше, если бы эти бывшие язычники покопались в своих собственных древних книгах, летописях, мифах и легендах: где там им обещается что-то вроде "спасения", "избавления от греха", "жизнь вечная"? Незачем читать чужие древние книги, написанные вовсе не для них. Тем более, если книги эти были написаны, на взгляд истинных христиан, всегда плохими, осуждаемыми и проклинаемыми евреями.

     Христиане считают, что Иисус - это и есть обещанный евреям Эммануил, царь из дома Давидова. Можем верить, можем - нет. Иисус был далеко не первый человек с таким именем в еврейской истории. В Ветхом Завете встречается 13 различных Иисусов: это были люди разного происхождения, профессии, моральных качеств, игравших разные роли в древней истории. Так что это имя само по себе ничего нового не дает. Христиане считают также, что Иисус-Эммануил уже всё сделал: освободил евреев (и всех уверовавших в него язычников) от иноземного ига, от угнетения собственных господ, от греха, болезней, несправедливости, и всего плохого в этой жизни. И вот уже как две тысячи лет после миссии Иисуса из Назарета нет больше на земле ни войн, ни болезней, ни несчастий, ни угнетения и т.д. Опять же, верится с трудом…


     Простой плотник Иисус как "Сын Божий"


     Этот раздел, строго говоря, выпадает из нашей темы о евангельских евреях, потому что в иудаизме нет такого понятия, даже умозрительно, как "Сын Божий". Но мы остановимся на этом спорном моменте, ибо на нем основано слишком много споров и разногласий.
     Историк И.Свенцицкая подробно изучала этот вопрос по всей новозаветной литературе, и вот ее вывод.
     "Кем осознавал себя Иисус? Вот вопрос, на который не дают ответ письменные источники… Ученики называли Его рабби, Учителем,… признавали помазанником Божиим, т.е. Мессией" (Свенцицкая, стр. 86).
     Ученики никогда не воспринимали его в качестве Бога, или Божьего сына; в то время все набожные евреи с полным на то основанием причисляли себя к "сынам Божьим". Сам же Иисус ощущал какую-то свою связь с Богом, "но… не отождествлял себя с Ним" (Свенцицкая, там же).
     Себя он называл не иначе как "Сын Человеческий", а своих слушателей и учеников - "Сынами Божиими". Говоря в подобных беседах о Боге, он называл его "Мой Отец Небесный" и "Ваш Отец Небесный".

     "Да будете сынами Отца вашего Небесного… Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мт. 5:45, 48).
     Тут наблюдается некоторая путаница слов и понятий, остается неясным, кто был кто.
     За разъяснениями обратимся к Библейской Энциклопедии. На стр. 187 (Т. 2) там можно прочесть:
     "Сын человеческий - так называется Господь Иисус Христос… по человеческой своей природе".
     "Сыны Божии. При сыне патриарха Сифа, Енохе, начали отличать благочестивых его потомков именем сынов Божиих, в отличие от нечестивых потомков Каина, которых называли сынами человеческими".
     И ничего более того!
     Идея о двойственной или тройственной природе Иисуса появилась много позднее. Разговор об этом выходит уже за рамки еврейской темы. Для верующего еврея идея о том, что Бог может вступить в брачные отношения с земной женщиной, кажется кощунственной. Хотя в языческих верованиях, например, у древних греков (тот же Минотавр - незаконнорожденный сын бога Посейдона и царицы Пасифаи, жены царя Крита Миноса), такие сомнительные с точки зрения человеческой морали "божественные связи" происходят сплошь и рядом.

     Аналогична критика тройственной природы Иисуса и в исламе.
     "Когда мы говорим "Сын Божий", мы совершаем в глазах мусульман нечто ужасное. Они считают это богохульством. Это называется "ширк", что на арабском языке означает самый страшный грех, который человек может совершить по отношению к Богу", пишет христианский проповедник Бессам Медани, сам перешедший из ислама в христианство (Бессам М. Медани, стр. 21).
     Для верующего еврея, вообще, идея о том, что Бог послал "сына своего возлюбленного" в жертву самому себе, не выдерживает критики. И дело тут не в "странности" любви отца к сыну. Говорят, что Бог-Отец любит всех людей неизмеримо больше, чем собственного Сына. Дело тут в другом.
     Если Бог никак не может обойтись без жертвы самому себе, то Он - не всемогущ, а значит уже и не Всевышний Бог, иначе Он мог бы просто отказаться от жертвы для себя, отменить ее без всяких условий. Если же жертва предназначается не ему, а кому-то еще, какому-то вышестоящему над ним богу, то значит бог первый - не единственный! А много богов - это возврат назад, к языческому многобожию.

     И последнее. Когда христиане говорят о "втором пришествии" и последующем Страшном Суде, они подразумевают возвращение "во славе" Иисуса Христа. Но сам Иисус, когда говорил о грядущих событиях и переменах, то говорил он вовсе не о себе, как о будущем Спасителе человечества, а о ком-то другом.
     "Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14:30). И еще.
     "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца,…Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15:26).
     Таким образом, представление о том, что Иисус был "сын Божий" не подтверждается ни текстами Ветхого завета, ни Нового Завета, ни им самим.


     Возможное "богословское" истолкование мифа о Христе


     Несмотря на всю приведенную выше научную критику новозаветных сказаний, нельзя не признать, что Евангелия содержат весьма яркие и законченные литературные образы Иисуса, его учеников и сторонников, а также его недоброжелателей и гонителей. Сюжеты Нового Завета неизменно вдохновляли писателей, поэтов, композиторов, художников на создание выдающихся произведений литературы, искусства, музыки, архитектуры. Поэтому было бы жаль просто так, легко, отмахнуться от всего этого богатейшего культурного наследия, содержащегося в Новом Завете и всей последующей христианской литературе.
     Возникает вопрос: может быть, есть всё-таки во всем этом какое-то рациональное зерно? И, может, стоит его поискать? Хотя бы в целях как-то примирить иудейскую ортодоксию и христианскую традицию, найти для них некий "общий знаменатель".
     Такую попытку пишущий эти строки попытался предпринять в конце девяностых годов прошлого столетия, написав специальную статью в один толстый научно-литературный сборник, выходивший тогда в Гамбурге. Статья вышла примерно через шесть лет, когда я уже и забыл про нее, и словно впервые увидел ее, но с определенными купюрами. Оказалось, что редакция тогда, в самом начале, ничтоже сумняшеся, вознамерилась сделать сборник печатным органом местной Еврейской Общины, что было полнейшей утопией. А потому многие тексты, упоминавшие Христа и вообще христианство в самом легком положительном смысле, были сильно "подчищены". Да и фамилия моя была там "слегка" искажена, так что: я - не я, и лошадь не моя. О чем я и узнал только спустя шесть лет, когда возражать было уже поздно. Поэтому, пользуясь случаем, и к месту, я попытаюсь кратко повториться (или высказаться впервые?) на эту тему.

     Началось с того, что еще в начале девяностых годов в Москве мне, атеисту и представителю естественных наук, пришлось выступить в качестве "примирителя" между верующими иудаистами и верующими христианами (из числа евреев). Я долго слушал обе стороны, вчитывался в их книги и брошюры, пытаясь найти какой-то теоретический компромисс между ними, так сказать, накормить волков и сохранить овец. И какое-то зерно, как мне казалось, тогда нашлось. Вот оно, это зерно.
     Книги Нового Завета и яркая и краткая история жизни Иисуса Христа, убеждал я обе стороны, есть "зашифрованное пророчество" о всей трагической судьбе еврейского народа. Они включают в себя трагедии и поражения, победы и триумфы, наблюдаемые в уже состоявшейся человеческой истории на протяжении последующих после эпохи Христа двух тысячелетий. И читая Новый Завет, мы можем прочесть между строк, а временами и прямо, всё, что впоследствии случилось с евреями. Это при условии, что везде, где там написано "Иисус", мы будем читать "еврейский народ".

     А в качестве иллюстрации я приводил им следующую притчу.
     Еврейский Бог, как своеобразный "директор школы", имеет дело с "учителем" и "учениками". И разговоры этот директор школы ведет с теми и другими совершенно разные. С учителями - о методике обучения, о новостях науки, о научной литературе, о перспективах развития школы, о продвижении по службе, наконец, о профсоюзной работе…
     С учениками же - только о дисциплине и о традициях данной школы. Директор пишет и раздает в школе различную литературу: учителям - серьезные книги о новостях, проблемах и законах науки (Тора, она же Ветхий Завет, и Талмуд), ученикам же - популярные и доступные им и их пониманию коротенькие брошюрки (Новый Завет, жития святых).
     Проблема "учителя", то есть посредника между Богом и людьми, стоит как в иудаизме, так и в христианстве. Только иудаизм понимает под "учителем" людей весь еврейский народ в целом:

     "…И благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:3), и, кроме того, "Поставит тебя Господь народом святым… И увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя" (Второзак. 28:9,10).
     Христианство же понимает под "учителем" только одного конкретного еврея, и мы хорошо знаем, какого.
     Вот и получается, что в христианстве "учитель" человечества это Иисус Христос, а в иудаизме "учитель" человечества - это сам еврейский народ. Это и есть вся разница, не такая уж и большая (на мой взгляд). Отсюда и родилась гипотеза о том, что миф об Иисусе Христе есть иносказание о роли и судьбе, своего рода пророчество, об истории еврейского народа.
     Увы, найденное мною решение не устроило обе враждующие стороны. Каждая осталась при своем мнении.
     А может, оно и к лучшему?… Незачем было атеисту встревать в богословские споры.


     "Еретики" эбиониты - прямые последователи учения Иисуса


     Это название идет еще от кумранитов, то есть тех ессев, которые удалились в пустыню от мирских соблазнов и суеты. Оно означает "нищие" - по-древнееврейски "эвийоним". Как сообщает историк И. Свенцицкая, после Иисуса осиротевшая "Иерусалимская община объединяла тех, кого принято называть иудео-христианами, т.е., почитая Христа, они считали себя истинными иудеями и посещали Храм,… но с большой долей вероятности их самоназвание также восходило к кумранским ессеям, и они называли себя "нищими" (эвийоним), эбионитами в греческой передаче… этого слова.
     Эбиониты… соблюдали Закон, вели образ жизни иудеев, чтили Иерусалим" (Свенцицкая, стр. 96).
     Такие первые последователи Иисуса Христа были истинными евреями, они не порывали с иудаизмом, соблюдали субботу, делали обрезание. В непризнанном церковью апокрифическом "Евангелии эбионитов" говорится, что решающая роль в приеме в Иерусалимскую - эбионитскую общину играло крещение (Свенцицкая, стр. 100-101).
     Когда впоследствии от эбионитов отделится, вследствие очередного раскола, еще и настоящее христианство (об этом см. ниже), оно будет декларировать свое коренное идеологическое расхождение с этой первой группой последователей Иисуса. А именно, христиане осуждали эбионитов за то, что те никаким образом не признавали божественное происхождение Иисуса. Эти "заблуждающиеся" эбиониты считали его выдающимся, но - человеком.

     В христианской истории эта секта упоминается как "Иерусалимская церковь". Во главе нее встал "Брат Господень" по имени Иаков. Этот брат Иисуса, возможно сын Иосифа от первого брака, не входил в число 12 апостолов, но пользовался полным доверием со стороны членов секты как непререкаемый вождь.
     "Он вел аскетический образ жизни, не ел ничего мясного, не стриг волос, почти все время проводя в храме… Предположительно, он был связан с иудейской сектой аскетов - назореев" (Свенцицкая, стр. 97-98).

     Очевидно всего этого, и прежде всего родства с Иисусом, Иакову оказалось достаточно, чтобы после казни Иисуса оказаться во главе эбионитской секты.
     "Для эбионитов Иаков продолжал оставаться одним из самых почитаемых апостолов, в созданном ими евангелии ("Евангелие эбионитов" - С.Г.) рассказывается, что ему первому явился воскресший Иисус" (Свенцицкая, стр. 98).
     Иакову принадлежит и знаменитое в церковной истории разбирательство с новоявленным агитатором по имени Павел: этот неофит стал рьяно агитировать на вступление в эбионитскую секту неевреев. Тогда прочие апостолы решительно встали на защиту веры отцов. Да, пожалуйста, вступайте к нам в члены, но только, будьте любезны, вначале перейдите в иудаизм: сделайте обрезание, воздержитесь от некошерной пищи и т.д. Этот, пожалуй, первый церковный апостольский собор, состоящий из одних евреев, долго дебатировал проблемы с новыми членами. С одной стороны, хорошо бы увеличить число членов в секте, а с ними и объем пожертвований в деньгах и в натуре, умножить полезные связи в обществе и, таким образом, поднять собственный вес. С другой стороны, негоже извращать незыблемые Моисеевы законы. Как всё это соединить вместе?
     Только Иаков нашел своего рода "соломоново решение".

     К тому времени вокруг обычных синагог давно уже образовались своеобразные "кружки друзей": это были нееврейские члены еврейских семей, друзья и знакомые евреев из числа язычников, просто интересующиеся иудейской верой. При синагогах они имели многие права: участвовать в богослужениях, сборе пожертвований, совместных трапезах, праздниках, беседах и т.п. с правом "совещательного голоса". Но настоящими иудеями они не считались и права решающего голоса в синагоге они не имели. Предполагалось, что эти интересующиеся со временем полностью перейдут в иудаизм, а пока - они были "кандидатами" на вступление, обязанные выполнять минимальный "моральный кодекс" - семь законов "сынов Ноя". В еврейской и в христианской традиции они назывались "богобоязненными" людьми, то есть людьми, боящимися, или почитающими Бога.
     Вдохновленный этим примером, Иаков предложил, а другие члены собора его поддержали, чтобы евреи оставались евреями - со всеми обязанностями исполнять 613 заповедей, данных Моисею на горе Синай. А язычникам были бы предложены "облегченные условия" вступления в секту: им предписывалось исполнять те самые семь законов, данных в свое время людям от Бога после окончания всемирного потопа. Сам Иаков сформулировал это облегчение следующим образом:
     "Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников" (Деяния, 15:19).
     Такая формулировка неявно предполагала все-таки сохранение определенного неравенства между членами секты из евреев и из новообращенных язычников. Павел с этим поначалу согласился.

     "Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие" (Рим. 3:1,2), - говорил Павел.
     Павел не мог и не хотел порывать с иерусалимской церковью (т.е. общиной), ибо намеревался в ней, именно внутри нее, сделать свою карьеру. Ведь он не был лично знаком с Иисусом, не знал и не слушал его проповеди, в отличие от остальных апостолов. Павел оказался проповедником, агитатором, активистом второй волны. Но именно благодаря его активности начался массовый приток в секту новых членов, переход "богобоязненных" лиц из синагог, где они имели только "совещательный голос", в секту эбионитов, где они получали уже полные права, наравне с евреями. А впоследствии, в результате массового наплыва новообращенных язычников, Павел, став их единоличным лидером, вообще провозгласил принцип полного равенства между евреями и бывшими язычниками, сказав: нет перед Богом ни иудея, и эллина.
     "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти, Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2:28,29).

     На этом пункте - "духовное обрезание" или обычное - потом и произошел полный и окончательный разрыв между эбионитами, остававшимися евреями, и павлинистами, в среде которых евреев уже почти не оставалось.
     Теперь павлинисты, ведомые своим "апостолом язычников" Павлом, став полностью интернациональной сектой, и сильно умножившись благодаря этому в количественном отношении, стали уже настоящими христианами. Коими они являются и по сей день…
     "Момент истины" наступил во время Иудейской войны, начавшейся в 66 году н.э. Вероятно, обе группировки, эбиониты и павлинисты, тогда приняли активное участие в антиримском восстании. Но в объятом восстанием и беспорядками Иерусалиме началась междоусобица, борьба всех против всех. Как бы мы сейчас сказали, разногласия "о перспективах дальнейшего развития революции" оказались связаны с кровопролитием, предательством, вероломством, борьбой за власть и т.п. спутниками каждого восстания и революции.
     Эбиониты не выдержали этих ужасов и бежали за Иордан "из-за несогласия с действиями радикальных группировок" (Свенцицкая, стр. 98). Первый епископ Иерусалима Иаков незадолго перед восстанием погиб, а поражение восстания привело к всеобщему унынию в секте.

     После войны эбиониты образовали достаточно замкнутую секту, в особенности на фоне бурной активности их вчерашних соратников, а ныне идеологических врагов - павлинистов. Тем не менее, очевидно те и другие, объединяемые иногда общим названием "палестинские христиане", приняли участие и во втором антиримском восстании 132 года под руководством знаменитого в еврейской истории вождя по имени Бар Кохба.
     Церковь и сегодня не отрицает существования и определенной роли в своей истории движения эбионитов, отводя им, однако, некую второстепенную роль.
     "Евиониты - еретическая секта… Отрицают божественную природу Христа. Придерживаются еврейских обрядов: синагоги, суббота и др." (богословский словарь, стр. 818-819).
     Более ранний церковный источник, "Библейский биографический словарь" от 1849 года, дает некоторые сведения о эбионитах.
     После разрушения Иерусалима часть евреев, "из страха перед римлянами", полностью порвало с иудаизмом и перешло в христианство. Другие, как там сказано "эти-то иудеи", и образовали две партии.

     "Одна из них привязалась к древним преданиям больше по слабости, нежели по упорству, и не обязывала язычников следовать им;.. (эти) были терпимы церковью… Они назывались назореями и состояли из обратившихся ко Христу иудеев… Другая (партия) объединила фанатических защитников закона… (эти) вторые с самого начала были признаны как еретики и отлучены от церкви; это были евиониты… В слепой привязанности к славе иудейского народа евиониты выкинули из Священного Писания все, что сюда (т.е. к Христу) относится… Особенно они (эбиониты - С.Г.) ненавидели апостола Павла как противника закона иудейского" (стр. 185-186).
     Какова была дальнейшая судьба эбионитов? Они оказались в положении "между двух стульев". Христиане считали их еретиками почти с самого начала. Иудаисты какое-то время их терпели, но после 90 года всех эбионитов исключили и из синагоги. Замкнутая группа первых последователей Мессии Иисуса оказалась везде гонимой и везде непризнаваемой.
     "Известия об иудео-христианах (возможно, потомках эбионитов) на Востоке сохранились в средневековых трактатах. Следы длительного существования иудео-христиан в Сирии отразились в средневековом мусульманском трактате, направленном против христиан. Автор трактата пользовался иудео-христианскими источниками, чтобы доказать, что Иисус не был Сыном Божиим" (Свенцицкая, стр. 100).

     Вероятно, отдельные группы эбионитов сохранялись на Востоке до IV-V веков. Для них Иисус был пророк, Мессия, но никак не "Сын Бога".
     Анализ происхождения текстов Корана и мусульманской теологической доктрины вообще показывает, что пророк Мухаммад, формулируя свое новое вероучение, пользовался иудейскими и христианскими первоисточниками. Но какими?
     "То, что Мухаммад говорит о Христе и на темы христианства, не соответствует ни одной из христианских конфессий и сект в доисламские времена… Видные ученые, озадаченные разнообразием и неоднородностью материала, представленного в Коране,… полагали, что они нашли решение проблемы, признав, что непосредственным образцом для Мухаммада послужила такая секта, как эбиониты" (Гойтейн, стр. 58).
     То есть, создавая ислам как некое промежуточное, и объединяющее учение между иудаизмом и христианством, Мухаммад взял в него в качестве "христианского субстрата" учение эбионитов. Это может означать только то, что во времена Мухаммада, то есть между 610 и 630 годами, в его окружении не было других христиан, кроме эбионитов. Вот их то учение и можем мы сегодня прочесть на страницах священной книги мусульман - Корана.


     Конец и вновь начало - на еврейский лад


     Да простится нам это невольное цитирование Л.Н. Гумилева: так названа одна из его самых важных книг по этногенезу. Но такая формулировка как нельзя лучше подходит к тому, что называют еврейской историей.
     С чего всё началось? С того, что недовольные римским владычеством и бездействием иудейского общества группы ессеев (4 тысячи человек) удалились в пустыню. Затем в среде ессеев последовал раскол: из нее выделилось активное ядро иоаннитов (360 человек). Они вернулись в города и стали яростно агитировать против существующих порядков, подстрекать к прямому мятежу. Затем в среде иоаннитов назрел следующий раскол: от них отделилась назорейская группа во главе с Иисусом (13 человек), полагавшая, что освобождение может быть достигнуто мирным путем - через Божественное вмешательство. После Иисуса группа стала называться эбионитами и очень скоро она снова претерпела раскол: недовольные евреи остались в группе (число неизвестно, но, видимо, очень небольшое), а недовольные новообращенные язычники во главе с Павлом отделились в группу павлинистов (ныне - христиане, численность порядка одного миллиарда человек). Евреи-эбиониты молились об освобождении Иудеи от римлян; павлинисты же молились и добивались освобождения "всех угнетенных народов" империи, включая и самих римлян, от греха и несправедливости вообще.

     Павлинисты в конце концов и победили. Они пришли к власти в Римской империи при императоре Константине Великом в 320-е годы, и стали диктовать свои условия жизни всему остальному миру. Правда, называться они стали теперь уже христианами. И весь западный мир с тех пор, с четвертого века н.э., стал христианским. А что получили от этой победы евреи?!…
     Хотели как лучше, а получилось как всегда.
     Произошло постепенное изменение названия этого якобы еврейского квазиреволюционного движения: нищие и рабы, бывшие поначалу массового его базой, превратились в "нищих духом" и "рабов божиих". В число последних легко было уже включать и богатых людей, и аристократов, и царей, и, в конце концов, уже самих римских императоров. Идея еврейского национального освобождения, совершив полный круг, превратилась в свою противоположность: теперь она стала идеологией (религией) римской власти, которая, став христианской, всё равно, как и прежде, продолжала подавлять стремление евреев к национальному и религиозному самоопределению. Вот вам диалектика.

     Что это напоминает? Это напоминает нам короткую историю коммунистического движения. Поначалу там тоже было много евреев. Но, придя к власти, коммунистическая верхушка очень скоро выродилась в очередную антисемитски настроенную элиту. Даже и теперь, спросите Виктора Анпилова, Нину Андрееву, Альберта Макашова, - эти "пламенные" коммунисты сегодня вам точно скажут, что все беды - от евреев!
     Отсюда вывод: дорогие евреи! Не начинайте, пожалуйста, никаких новых мировых или всемирных религий, революций, реформ, империй и т.д. и не участвуйте в них. Всё равно, рано или поздно, любое ваше новое начинание обернется против вас же! Вы будете всегда виноваты, окончится ли это начинание победой, как в случае с христианством, или поражением, как это было в случае с коммунизмом.


     Назореи сегодня: евреев просим более не беспокоиться!


     Назореи не дожили до наших дней, как, например, иоанниты (мандеи) или павлинисты (католики, православные, лютеране). Они образовались, возникли вновь, из числа нынешних евреев, бывших до того советскими атеистами. В их документах пишется следующее.
     "Мессианский иудаизм - это всемирное движение евреев, принявших Иешуа (Иисуса) в качестве Мессии и обещанного Спасителя Израиля и всего мира" (Что такое Мессианский Иудаизм? Букл.-Пригл. на Месс. Евр. Фест.).
     Одни называют себя "Мессианскими Иудеями", другие - "Евреями за Иисуса", подчеркивая, что они, во-первых, евреи и, во-вторых, признают Иисуса как своего Мессию. Этот еврейский Мессия должен спасти Израиль, да и весь мир заодно тоже, причем неясно, уже спас, или только должен когда-нибудь спасти. Мессия у них - человек, во всяком случае, так можно понять их программные документы. Но вслух молятся они только ему - Иешуа Ха-Машиах, то есть Иисусу Христу. То есть для мессианских иудеев Иисус не просто выдающийся человек, а - Бог!

     Вспомним, что и это, наряду с обрезанием, послужило причиной окончательного размежевания между эбионитами и павлинистами, до того дружно называвшихся назореями. Эбиониты оставались евреями-иудеями, строгими монотеистами. Павлинисты же - стали истинными христианами (с признанием божественной природы у многих персонажей: Иисуса, Девы Марии, апостолов, даже отрезанных и мумифицированных частей их тел, и необходимостью молитвенного их почитания).
     "Хотя Мессианское еврейское движение возникло почти две тысячи лет назад (в 33 году), современное Мессианское движение появилось недавно… Это движение - также возврат к вере ранних последователей Назаритян" (Дж.Бернис, стр. 14-15).
     Во что веруют эти современные назореи? Они приняли Иисуса в качестве своего Мессии и Бога и декларируют, что их цель - примирить Иисуса и его народ - евреев.

     Разумеется, каждый бывший советский еврей слышал что-то о том, что Всевышний русских православных людей на самом-то деле был тоже еврей (еврей, еврей, кругом еврей! - как поется в известной песне). А когда пала атеистическая советская власть, страну Россию заполонили проповедники, несущие "слово Божие" евреям. Таковые обнаружились и в эмиграции, в частности, здесь, в Германии. Они ходят по общежитиям, хаймам, по курсам немецкого языка, и раздают брошюрки, приглашают на беседы, ужины, песнопения, молитвы и т.д. И при этом с убеждением говорят, что они - евреи, активисты Мессианской общины, открытой для всех. И всё это на чистом русском языке. Наши эмигранты, особенно в первое время, остро нуждаются в общении, в помощи советом, в моральной поддержке. Почти ничего этого они не могут получить в местных еврейских общинах. Там, разумеется, есть социальные работники, есть священнослужители (раввины), но они все, увы, говорят только по-немецки. И помощи, совета от них, когда это было остро необходимо, получить было невозможно. А тут, в еврейской мессианской общине, всё по-русски, всё - сразу, пожалуйста. Ну и повалил наш неискушенный в вопросах веры народ в эти самые мессианские общины. И молится там - Господу Богу "нашему", Иисусу Христу…

     Оно, может быть, и неплохо. Тем более, что и помощь там новым эмигрантам оказывают не на словах, а на деле. Но вот программа этой новой назорейской ереси вызывает сомнения.
     "Мессианский Иудаизм - это объединенное движение людей разного происхождения (Иудеев и Еллинов)" (Дж. Бернис, стр. 12).
     То есть, не только евреи могут приобщиться к вере во Христа, но и все другие, уверовавшие. Мне приходилось бывать на собраниях "мессианских иудеев" в Гамбурге. Там всё было хорошо, тепло, уютно, сытно, празднично. И приходили туда не только евреи, но и русские, и украинцы, и немцы-переселенцы, и местные немцы тоже. И всем было там место, все на равных молились Господу нашему Иисусу Христу… Только тогда зачем было всё это собрание называть "еврейским"? Оно просто христианское, точнее евангелическое, с полным интернационалом племен и народов. Опять же, это не плохо, это - хорошо, это факт.

     Единственное, что тревожит: зачем эти проповедники морочат голову евреям? Ведь у них, у евреев, вроде бы своя вера, своя религия, и называется она иудаизм. Тут мы имеем дело с конкуренцией между "независимыми" евангелическими кирхами и традиционной синагогой за "души" новых потенциальных прихожан.
     Однажды, мне довелось участвовать в семинаре для эмигрантов-журналистов, проводимом в курортном местечке Бад-Зобернхайм на средства Центрального благотворительного общества евреев в Германии (ZWST). Перед нами выступил тогда директор ZWST, господин Беньямин Блох. Он рассказал о проблемах с русскоязычными эмигрантами в Германии, которые становятся легкой добычей христианских проповедников, особенно в Восточных землях, и вместо синагоги вступают в мессианские общины, извращая тем самым политику ФРГ в вопросах еврейской эмиграции. Она, эмиграция, организована, разрешена, именно для возобновления еврейской жизни в Германии, а не христианской. Христиан тут и своих хватает, и без новых эмигрантов из бывшего СССР. (Следует отметить, что уже были случаи отказа в приеме еврейских эмигрантов из СНГ по причине их христианского вероисповедания, а в будущем - не исключена также и депортация из Германии уже переехавших сюда на ПМЖ евреев-христиан). Поэтому г-н Блох слезно просил нас, журналистов, включиться в эту борьбу "за еврейские души" и что-нибудь доходчивое и внятное этим проповедникам противопоставить. Какой-нибудь популярный пропагандистский материал, брошюру, книжку на понятном для русских эмигрантов русском языке. Ибо всё, что изготавливал до этого ZWST для наших эмигрантов, было неубедительно.

     Мы посмотрели эти статьи. Действительно, плохой перевод с английского текста, содержащий голословные утверждения о преимуществе иудейской веры перед всякой иной, был явно рассчитан на уже верующего еврея. А наш атеист-еврей все равно оставался глух к этим богословским доводам талмудистов. И сам господин Блох понимал это, почему и обратился к нам за помощью.
     Я подошел к нему, рассказал о своих работах по этой теме, и предложил свою помощь. Г-н Блох обрадовался, велел мне немедленно приступать к работе, дал срок две недели. Вернувшись домой, в Гамбург и вдохновленный просьбой "самого Блоха", я быстро составил искомую брошюру. С названием "Иисус не был Христос" она была тут же отправлена в адрес ZWST. Дальше я многократно звонил туда, и мне каждый раз отвечали, что да, брошюра получена, но, вот, пока не могут найти переводчика, чтобы перевести ее на немецкий и определить: подходит она или надо что-то изменить или дополнить. Я вопрошал их еще полгода, но ответ звучал всё тот же: никак, мол, не можем найти переводчика…

     И так прошло восемь лет.
     Брошюра давно уже переведена на немецкий и издана в Гамбурге в издательстве Haus der Wissenschaftler на двух языках под немного другим названием: "Мессианский Иудаизм. Что это такое?", и для нее как-то просто нашелся и переводчик, и издательство, и средства для оплаты обоих. К чему я столь подробно рассказываю эту историю? Да к тому, что не стоит верить на слово всем, даже самым ответственным лицам из числа чиновников системы еврейских общин. Они говорят "надо", "очень надо", а на самом деле - чихать они хотели на все ваши усилия.
     Так вот, из этой брошюры мне хотелось бы привести только один факт, пример, ярко показывающий суть этого нового назорейского движения.

     "… Некто Джон Пакс, голландец по национальности и католик по вероисповеданию, женился на еврейке. Бог в помощь. Но она-то, видимо, и открыла ему глаза на "ложность" католицизма и "истинность" мессианского иудаизма. Пока темный голландец был католиком, он ни разу не читал Библию, прошел всё, всё испытал, был моряком, хиппи, курил гашиш, но внутри у него "была пустота". Но как только он принял второе крещение и стал после этого "мессианским евреем", у него сразу "открылись глаза". Он тут же бросил все грешные привычки и занялся миссионерской деятельностью - стал учить жить других людей. Переехав в Израиль, он организовал образцовую "мессианскую еврейскую общину", слава о которой разносится по странам и континентам. "У нас мессианская община, - рассказывает на страницах "Меноры" Джон Пакс, - с очень пестрым национальным составом. В прошлом (1996) году более 150 человек приняли крещение. Это в основном китайцы, которые очень открыты для принятия благой вести. Есть и евреи, приехавшие из Украины и других стран…". Всё это похоже на профанацию: некий самозваный голландец принимает в "евреи" китайцев, приехавших на заработки в Израиль…" (стр. 14-15).

     Отметим к сказанному, что эта удивительная история была на полном серьёзе рассказана на страницах Еврейского мессианского журнала "Менора" в материале, озаглавленном "Знакомство с удивительным человеком" (1997, №4). Сам журнал издается и бесплатно рассылается издательством Licht im Osten, принадлежащем менонитской кирхе.
     А как вам нравится выражение "Есть и евреи…"? Это означает, что их там меньшинство, а скоро и вовсе не останется. И будет "еврейская мессианская община" уже без евреев, зато состоящая из настоящих китайцев вперемешку с голландцами… Нет-нет, я совсем не против того, я всецело "одобряю и поддерживаю". Но к этому случаю очень хорошо подойдет старая русская поговорка: хоть горшком назови, только в печь не ставь!
     А когда это и на самом деле произойдет, что в результате останется? Это вам ничего не напоминает? Точно, кое-что точно напоминает. Ну конечно, это будут наши старые знакомые - павлинисты: то есть верующие в Христа неевреи. Так сказать, христиане новой волны, но с другим самоназванием: "мессианские иудеи". И круг развития снова замкнется: секта зародилась как еврейская, а выродится в христианскую. История повторится. Конец и вновь начало…

     Тогда к примыкающим сегодня к "мессианским иудеям" евреям вопрос: а за что боретесь? За новых христиан? За новый вид антисемитизма, что грядет вам в перспективе?…
     Приходится повториться: дорогие евреи, не создавайте новых религий, сект, течений религиозной мысли! Всё равно, рано или поздно, вы окажетесь там лишними и чужими на этом празднике жизни.
     Вот какой урок нам всем, евреям и неевреям, можно почерпнуть из двухтысячелетней истории возникновения христианства и пока еще довольно короткой, но показательной истории "мессианского иудаизма".

     (Продолжение, под условным названием АПОСТОЛЫ, воспоследует всенепременно, если у автора хватит на то терпения и вдохновения).

     Литература

     1. Атеистический словарь. М., Политиздат, 1985.
     2. Бернис Дж. Начало пути с Мессией. Мессианский Еврейский Центр., СПб, 1994.
     3. Бессам М. Медани. Библия и ислам. М., 2001.
     4. Библейская энциклопедия. Под ред. Арх. Никифора. М., 1891 (Репр. переиздание: NB - press. Центурион. АПС. М., 1991).
     5. Библейско-биографический словарь. СПб, 1849 (Переиздание: ФАИР-ПРЕСС. М., 2000).
     6. Глейзер С. Мессианский иудаизм. Что это такое? Haus der Wissenschaftler. Доклады "Дома ученых". Вып. 3. Гамбург, 2002.
     7. Гойтейн Ш. Евреи и арабы и их связи на протяжении веков. "Мосты культуры". М., 2001.
     8. Евангелие. Книги Нового Завета. Изд. Всес. совета еванг. хр.-баптистов. М., 1990.
     9. Евангелие Младенчества. В кн.: Новозаветные апокрифы. СПб, изд-во "Амфора", 2001.
     10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд-во П.П.Сойкина (дореволюционное издание. Репринтное переиздание: изд-во "Возрождение", М., 1992).
     11. Свенцицкая И. Первые христиане и Римская империя. "Вече", М., 2003.
     12. Что такое Мессианский Иудаизм? Буклет-Приглашение на Мессианский Еврейский Фестиваль. М., 18 мая 1994.


   


    
         
___Реклама___