Glejzer1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь  2006 года

Семен Глейзер


Евангельские евреи



     Синагога, еврейская община, еврейская традиция вообще, вот уже две тысячи лет запрещает нам, простым евреям, знать и интересоваться: что там происходит в церкви. Наверное, потому, что синагога всегда была и есть не совсем (или совсем не) уверена в "прочности" и "стойкости" нашей иудейской веры.
     Что есть - то есть, вернее, чего нет - того нет.
     По данным Всероссийской переписи населения от 2002 года в России насчитывалось 230 тысяч евреев, из них считали себя религиозными только 50 тысяч, а на самом деле исполняли необходимые обряды и ритуалы - только 30 тысяч человек. В странах еврейской эмиграции положение, надо думать, не лучше.
     Эта подозрительность к нам со стороны синагоги происходит, возможно, еще и потому, что в христианском вероучении, на ее взгляд, имеется какой-то скрытый соблазн для нас, нестойких в своем самосознании евреев. На взгляд иудаистов мы прямо-таки мечтаем все как один, разом, перебежать в церковь, покаяться, покреститься, причаститься и стать, наконец, русскими!…
     Не выйдет! Нос выдаст, картавость, имя, отчество, да и фамилия. Кому надо, тот и укажет бдительно на нас пальцем. Укажет, обличит и пригвоздит. Да и мы сами не горим особым желанием окунуться в любую религию - атеистическое воспитание сидит в нас достаточно глубоко.
     Существует также и прямой запрет нам от синагоги просто посещать христианские церкви и кирхи, даже с целью их "культурного" и "общечеловеческого" обозрения, ознакомления и изучения. Нет, и еще раз нет!
     А между тем, в церковной истории, особенно в ее первый период, фигурировало немало ярких личностей, происходили драмы и трагедии, авантюрные романы и комические эпизоды, и героями их всех, или многих, выступали в основном евреи. И это не важно, что те евреи уже отошли от синагоги: их "пятый пункт" им никто не отменял. Потому их наличие на страницах еврейской истории, их жизнеописание, ничуть не меньше обосновано, чем присутствие там таких же отступников от синагоги и иудаизма, как, например, К. Маркса, Л. Троцкого, И. Бродского или М. Ходорковского…
     Потому мы, в этих кратких заметках, попробуем взглянуть на некоторых новозаветных персонажей, ставших волей судеб даже христианскими святыми, с позиций их исконного и изначального еврейства.


     Древняя Иудея в Новозаветные времена


     Исторический фон тех событий хорошо известен. Маленькая Иудея страдала под иноземным гнетом тогдашней сверхдержавы - Римской Империи.
     Она, Иудея, с одной стороны, бурлила, негодовала, бунтовала, бойкотировала, не признавала римскую власть. С другой стороны, она старалась с ней ужиться, платила налоги, подати, посылала воинов, офицеров и даже генералов в римскую армию. Участвовала в интригах при римском императорском дворе, участвовала в тайных заговорах с целью возведения на трон того или иного императора, одним словом - жила! Разные интересы порождали разные партии и течения в иудейском обществе, которые потому и жестоко враждовали между собой. Беспокойство доходило и до римских губернаторов провинции. Эти евреи, доносили в Рим прокураторы, очень неуживчивый народ, они вечно за что-то борются, враждуют между собой, часто легче находят общий язык с иноплеменниками, чем с сородичами. Как всё это похоже на истину!…
     События в провинции Иудея очень тревожили римские власти. Еще бы! Если во всей империи проживало порядка 70 млн. человек, то евреев среди них было до 7 млн. человек. Каждый десятый! Причем, половина евреев - римских поданных жила вне Иудеи. А значит, любое недовольство в Иудее, через родственников, знакомых и коммерческих партнеров - евреев, живущих вне Иудеи, тут же вносило смуту в жизнь и остальных провинций империи! Тут затрагивались не столько интересы какой-то одной провинции, сколько общегосударственные интересы! От этого зависело спокойствие трона и престола. От этого зависело спокойствие державы. Потому с этими евреями ухо нужно было держать востро!


     Межпартийная борьба в еврейском обществе


     Итак, древнеиудейское общество бурлило, как сказал бы Лев Гумилев, пассионарное напряжение нарастало. Заметим, речь идет пока что лишь о 30-33 годах нашей эры. Через тридцать лет, к 66 году, Иудея взорвется всеобщим восстанием, и Риму потребуется целых 4 года, чтобы привести мятежную провинцию к повиновению. История эта хорошо известна по книге Иосифа Флавия "Иудейская война".
     А пока - пока иудейское общество претерпевало глубокий раскол. Напряжение нарастало постепенно, дело шло к войне, но уже тогда, за 30 лет до вспышки насилия, ее предвестники, предчувствия, неясные ожидания, мутили всё древнееврейское общество. Основной раскол шел по линии: как вести себя по отношению к оккупантам, в том числе и с позиций строго соблюдения иудейского религиозного канона? Сам этот канон вызывал многочисленные разногласия и споры.
     Оккупанты же - римляне не слишком вникали во внутриеврейские разборки, им важно было вовремя собрать налоги и соблюсти общее спокойствие. А евреи разделились тогда на три большие группы населения, которые имели разный взгляд на римскую иноземную власть, на перспективы восстановления независимости страны, на суть и форму отправления своих религиозных обрядов, и потому жестко враждовали между собой. О вероучительных разногласиях мы здесь говорить не будем, а сосредоточимся только на политических конфликтах, раздиравших общество. Итак, вот эти три политические силы.
     Первая группа - компрадоры. Это были люди обеспеченные, знатные, имевшие определенное положение в обществе, в синедрионе, им было, что терять в случае восстания. Потому они стояли за полный компромисс с римской властью. Они назывались - саддукеи.
     Вторая группа - недовольное религиозное молчаливое большинство. Так сказать, средний класс. Для этих людей важной была возможность полного соблюдения религиозных обрядов. Интересы этого среднего класса были противоречивы. С одной стороны, они не могли мириться с безбожной, языческой властью римлян, которой надо было внешне поклоняться, что было, в общем, приемлемо, и платить большие налоги, что было совсем уж чрезмерным и невыносимым. Недовольство этой группы было пассивным. Они бубнили на кухнях, держали смелые речи в своем кругу, но к конкретным действиям не переходили, боялись. Выход они видели в ожидании скорого пришествия Мессии, царя из рода Давида, который и должен был сделать для них, и за них, всю черную работу - национального и религиозного освобождения родины. Ожидающийся вскоре приход такого освободителя предсказывали все священные книги иудеев и все пророки. Тем более, что марионеточные цари, посаженные римлянами в иудейских областях, были не из потомков дома Давида, а некоторые, как, например, царь Ирод Великий, - были вообще неевреи.
     Эта группа недовольных евреев называлась - фарисеи.
     Третья группа - недовольное активное меньшинство, не могла, как фарисеи, просто сидеть дома, сложа руки. Они нуждались в действиях, с помощью которых они хотели бы приблизить приход Мессии. А поскольку сроки прихода-ухода каждого мессии по иудейскому закону зависят только от Бога, то выход эти активные недовольные видели в том, чтобы брезгливо отделиться подальше от презренных римлян и потакающим им фарисеев и саддукеев, а лучше всего вообще удалиться куда-нибудь в пустыню. И там молитвами, чтениями священных текстов и постами постараться вымолить у Бога, чтобы Он поскорее прислал кого-нибудь, какого-нибудь победоносного еврейского вождя, Мессию, в Иудею. Эта третья сила называлась "ессеи", а ее наиболее активная часть, на самом деле ушедшая в пустыню, получила в науке название "кумраниты".
     "Они исповедовали иудаизм, но прервали отношения с храмом, считая, что он был осквернен нечестивыми первосвященниками" (Свенцицкая, стр. 58).
     Это ими, о них, и для них были написаны знаменитые Кумранские рукописи. Обрывки древних свитков, названные позднее "Кумранскими рукописями", были случайно найдены в 1947 году в пещерах Кумранской пустыни мальчиком - пастухом по имени Мухаммед-ад-Диб из арабско-палестинского племени Таамире.
     "Кумраниты готовились к реальной войне, но с помощью высших сил" (Свенцицкая, стр. 60). "Ессеи, хотя и были против ортодоксального иудаизма, принимали активное участие в восстании против римлян" (там же, стр. 62).
     В последнем оплоте восставших евреев - крепости Масада - были найдены рукописи кумранского происхождения.
     Вообще-то, если верить Иосифу Флавию, партий было больше - пять, но это уже позже, ближе к началу самой Иудейской войны. А тогда, к 30 году, структура еврейского общества практически исчерпывалась этими тремя.


     Древние назореи - предшественники партии ессеев


     Как это часто бывает в истории, некое название, имеющее поначалу положительное значение, потом, по мере хода событий, эволюционирует постепенно всё дальше и дальше, и в какой-то момент приобретает негативное значение, переходит в свою прямую противоположность. Так было в нашей истории с определениями "господин", "товарищ", "либерал", "социал-демократ", а теперь уже и "коммунист". И из еврейской истории: не забудем, что слово "хохма", "дер Хохмэ" на идиш, первоначально означало "мудрость", а не что-то комическое и смешное, как это сегодня понимается по-русски.
     Так вот, первоначально в еврейской истории была такая категория людей - назореи. Слово это производное от имени Назар и в переводе с древнееврейского означает "посвященный Богу" (ср. арабское имя Насер с тем же значением; Насреддин - Насер эд-дин; Насралла - Насер + Аллах). Как нас учит дореволюционный богословский словарь (под редакцией П.П. Сойкина, стр. 1613), назореи были в еврейской истории классом посвященных Богу евреев. Они давали обет не пить вина, не стричь волосы и др. Среди выдающихся назареев мы находим библейского Самсона, пророка Самуила.
     Церковь причисляет к ним также еще и Иоанна Крестителя, и Иисуса Христа. "Обет назорейства - прототип иночества", то есть монашества, указывает нам на его исходное значение церковная литература. Научно-атеистическая литература советского периода подтверждала эти особенности и добавляла к ним, что назореи были аскеты и проповедники. А к новозаветным временам назорейство слилось, превратилось, или выродилось в ессейство.
     Дальнейшую судьбу назареев, после "явления Христа", церковь характеризует уже без прежнего почтения. Это были по-прежнему евреи, принявшие христианство, но считавшие необходимым и дальше соблюдать Моисеев закон, уже не обязательный для христиан из числа язычников. "Не считая назареев еретиками, христианская церковь относилась к ним снисходительно", пишет тот же богословский словарь (стр. 1613). Со своей стороны, и в талмудической литературе содержатся упоминания об осуждении иудаизмом так называемой "назорейской ереси".
     Таким образом, до проповеди Христа назареем было быть хорошо, а после - уже не очень, причем как для еврейского мира, так и для христианского. Впоследствии секты назореев существовали вплоть до раннего средневековья. Но нас будут интересовать те назореи, которыми становились тогда ессеи.

     Иоанн Креститель - Мессия, царь Израиля?

     По свидетельству Иосифа Флавия, всего ессеев было около 4 тысяч человек. Это были настоящие монахи-отшельники, объединенные в "коммунистические" общины. У них было всё общее, все неустанно трудились на общее благо, чужих принимали очень неохотно, много молились. У них не было рабов, что хорошо, но также не было и жён, что характерно для некоторых групп современных монахов в христианстве. И это странно, ибо ессейские общины в пустыне существовали две-три сотни лет подряд. Всё это производило на иудейское общество сложное впечатление, эдакая смесь хорошего с плохим. Тем более что ессеи не занимались напрямую жертвоприношениями, и потому им был запрещен доступ в храм для молитв. Волей - неволей они должны были уединиться, изолироваться от остального еврейского общества. И в свою очередь ессеи, а в особенности те из них, что жили в пустыне, то есть кумраниты, не признавали ортодоксального иудаизма.

     Среди ессеев, бойкотирующих "греховное" еврейское общество, очень скоро снова назрел раскол. Не все ессеи были готовы годами, десятилетиями, и даже столетиями, ждать и молиться, молиться и ждать. Ждать, когда явится с небес, или с небесной помощью, давно обещанный евреям Мессия - избавитель от иноземного гнета и собственного отечественного греха. Надо было что-то для этого делать, чтобы ускорить его пришествие. Для этого некоторые, особенно активные и нетерпеливые ессеи, предлагали прекратить бойкот, вернуться в иудейское общество, и там начать активную агитацию среди простого иудейского народа. Агитацию за то, чтобы он, народ, сам начинал очищаться от фальши и греха (корыстолюбия, показной набожности, нечестности к ближним, примиренчества к римлянам-оккупантам). Тогда, и только тогда, молитвы евреев об избавлении будут, где надо, услышаны, и, кем надо, будут приняты соответствующие меры: Мессия не замедлит явиться к евреям.

     Такие нетерпеливые ессеи покинули замкнутые общины в городах и селениях, покинули обители в пустыне, и вернулись в качестве активных агитаторов в еврейское общество. Среди них скоро выдвинулся неформальный лидер по имени Иоанн, много лет проживший в пустыне среди ессеев.
     Новозаветная и церковная литература, а также апокрифы, содержат некоторые сведения о его жизни.
     Так, "Протоевангелие" - апокрифический текст "Рождение Пресвятой Богородицы и Преславной Матери Иисуса Христа" рассказывает, что еще в младенчестве Иоанн был преследуем царем Иродом Великим во время "Вифлеемского избиения младенцев".

     "Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии (отцу Иоанна - С.Г.), говоря: Где спрятал ты своего сына?…
     И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля" (цит. по: Свенцицкая, стр. 301, стих ХХШ).
     Комментируя этот апокриф, сама И.Свенцицкая пишет, что "Утверждение Ирода, что Иоанн будет царем Израиля, т.е. Мессией, показывает, что весь отрывок… присоединен из другого рассказа,… созданного сторонниками Иоанна Крестителя" (там же, стр. 301).

     Надо отметить, что Иоанн, как и его родственник Иисус, был из дома Давидова, а значит имел некие формальные права на царство. Уже здесь мы видим, что движение Иоанна, назовем его сторонников иоаннитами, было самостоятельным движением, с собственным претендентом на престол Иудеи, независимым от движения, впоследствии возглавленном Иисусом.
     Библейско-биографический словарь (СПб, 1849, стр. 322) рассказывает, что "Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю" (Лк, 1:80), что подтверждает его ессейское прошлое.
     "Подавляющее большинство ученых считают, что Иоанн был связан с кумранской общиной. Но, в отличие от кумранитов, его проповедь стала открытой; можно предположить, что, разделяя многие идеи кумранских ессеев, он выступил против закрытости общины и ушел из нее (или, может быть, был изгнан)" (Свенцицкая, стр. 70).

     Потом его назовут Крестителем, потому что он совершал принятые у ессеев омовения, но как символический акт одноразового крещения: окунал в воду Иордана иудеев, согласных с его программой морального очищения, совершенствования еврейского народа, иудеев, согласных вступить в его подпольную секту в качестве "рядовых бойцов". Его сторонники, иоанниты, называли его Мессией, будущим царем Израиля. Сторонники Иисуса впоследствии называли его скромнее - Предтечей, так как он якобы только предрекал скорое пришествие другого, настоящего избавителя евреев от всего плохого в этой жизни, включая римлян, - Мессии по имени Иисус!
     Очень скоро бурная деятельность Иоанна стала заметна властям. Царь Ирод Антипа, римская марионетка, да и сами римские власти, быстро обнаружили, что Иоанн и его полуподпольное движение мутит народ, подстрекает его к бунту против законной власти, ибо нет другого царя-бога для иудеев, кроме римского цезаря. Начались гонения, аресты членов движения, тем более что Иоанн обвинил лично царя Ирода в "блудодействии". Иоанн поэтому был схвачен и впоследствии казнен.

     Лишившись энергичного лидера, обезглавленная секта его последователей стала испытывать разброд и шатания. Часть членов предпочла вернуться к прежним ессеям, другая примкнула к примиренцам с существующими порядками, группирующимся вокруг нового члена секты по имени Иисус. И только часть непримиримых, составлявшая ядро революционной секты, осталась верна исходной программе Иоанна. Она продолжила свою подпольную деятельность, приняла активное участие в последовавшем в 60 году антиримском восстании и гражданской войне. А, потерпев поражение, члены секты иоаннитов бежали из Иудеи, вначале в земли нынешней Иордании, затем - дальше, в междуречье Тигра и Евфрата, в земли современного Ирака, где они дожили до наших дней.


     Наследники секты Иоанна Крестителя сегодня


     Недавно вся Россия была взбудоражена привозом из-за границы одной из главных православных святынь - "Десницы святого пророка, крестителя Господня Иоанна" (Аргументы и факты, №23, 2006, стр. 5).
     Ее посетили, к ней прикоснулись, за время пребывания в стране более двух миллионов человек. Ведь это "рука, крестившая Христа"! Дело в том, что после казни Иоанна его ученики зачем-то расчленили его тело на части (!), "а евангелист Лука, собираясь обходить с проповедью Христовой разные страны, взял с собой частицу мощей великого пророка - его правую руку" (там же). Это всё равно, как если бы современные коммунисты стали поклоняться отрезанной и засушенной руке мертвого Г.В. Плеханова, которая "благословила" самого Ленина на вступление в ряды РСДРП, в революцию и т.д.… Ведь Плеханов был "предтеча" самого Ленина!… Известны и другие части "святого тела" Иоанна. Так, отрезанный мизинец Иоанна хранится в Османском музее в Турции, а средний палец - в Италии, в храме Св.Марии Сиенской (там же). Пишущий эти строки сам лично видел одну старую русскую икону "Усекновение головы Иоанна Крестителя". Там на большом круглом подносе или блюде изображена уже отрезанная голова Иоанна, которая, несмотря ни на что, была увенчана светящимся нимбом, а значит ей можно было и дальше поклоняться. Всё это в христианстве называется "святые мощи" или "священные реликвии".

     На самом деле Иоанн и Иисус вначале были в одной секте, где Иоанн был лидером, а Иисус - рядовым членом, а потом, после раскола секты на две, они вступили между собой в конкурентную борьбу. Ну, совсем как меньшевики с Плехановым и большевики с Лениным позднее: вначале вместе, потом - конкуренты и враги. Свидетельства этого противостояния можно найти кое-где в новозаветной литературе.
     "В христианской литературе есть намеки на то, что у Иоанна было свое учение, отличное от христианства, и свои ученики. Считается, что Иоанн был связан с общиной кумранитов" (Атеистический словарь, стр. 176).
     Но главные свидетельства этих различий можно найти в священных текстах потомков секты Иоанна, сохранившихся до наших дней среди рек и болот в Южном Ираке.
     Среди населения современного Ирака, имеется этническая группа маннеев или мандеев, которые называют себя потомками тех самых беглецов из восставшей Иудеи, и не без основания. Их мессия, вождь, предводитель, был тот самый Иоанн Креститель, а вот Иисуса они считают "никем". Этих потомков иоаннитов насчитывается сегодня порядка 15 тысяч человек, они имеют в Ираке свои города, храмы, традиции и т.д.

     У современных мандеев имеются свои Священные Писания, по которым можно восстановить их дальнейшую - после Иоанна - историю и судьбу. (Подробно обо всем этом можно прочесть в Интернете в работе Курта Рудольфа "Мандеизм" (1978 год) в переводе Дм. Алексеева.)
     Итак, в городе Иерусалиме, рассказывают Писания, в те далекие новозаветные времена, поначалу жило около 360 учеников Иоанна Крестителя. Они имели проблемы с иудейским начальством, которое их третировало. Одновременно отмечается, что Иоанн Креститель был "пророком Истины" в Иерусалиме и потому - соперником Христа.
     "Мандеи видимо восприняли христианские еретические легенды о былом историческом противостоянии между Иисусом и Иоанном", отмечает Курт Рудольф.
     Бывшие "близнецы-братья" стали непримиримыми соперниками и врагами. Но постоянные преследования со стороны ортодоксального иудейства вынудило учеников Иоанна, называвших себя "назореями", бежать из Иерусалима. Последовавшее после того разрушение Иерусалима в ходе войны мандейское Священное Писание расценивает как наказание ортодоксальныи иудеям за преследование назореев.

     Итак, они бежали в Месопотамию и Парфию, то есть в пределы древнего Персидского царства в первом - втором веках н.э. Поселившись здесь, иоанниты вскоре обросли новыми членами из числа местного населения, а их религиозное учение - восприняло много новых, уже нееврейских идей и понятий. Потому со временем новая община стала состоять из мирян - мандеев и священников - назореев. Какое-то время община находилась в Багдаде. Но здесь она столкнулась с противодействием со стороны местной ортодоксальной иудейской общины. Кроме того, персидские цари также устраивали периодические гонения на мандеев.
     Когда же сюда в VП веке пришли арабы-мусульмане, они причислили мандеев, наравне с христианами и иудеями, к "народам Писания" (аль Китаб) или "народам Книги", а не к язычникам, каковыми были признаны персы, сирийцы, другие жители Месопотамии. Разумеется, и арабско-мусульманские власти не оставляли мандеев в покое. И с течением времени их общины всё дальше переселялись в глубь болот в междуречье Тигра и Евфрата, где живут они и по сей день. У арабов они так и называются - "сабии болот".

     И каждая река, каждый пруд или болото, где мандеи совершают по много раз в день омовение, называется у них "Иордан" - в память о крещении, проводимом там некогда самим Иоанном Крестителем. Интересно, что и в русской православной традиции каждая прорубь, где производится омовение в праздник Крещения, также называется "иордань".
     Священное Писание мандеев содержит много резкой критики как ортодоксальных иудеев, так христиан, которая дистанцирует, отделяет, отличает мандеев от обеих групп.

     "Мандейская враждебность к христианству выражена слишком определенно. Иисус Христос полностью отвергнут мандеями. Однако изначальное иудейское происхождение мандейского или назорейского движения не может быть поставлена под сомнение, хотя в их литературе содержится яркая полемика против иудеев" (там же).
     Этот некий "третий путь" сами мандеи совершенно правильно называют "назорейством". Именно так он и называется и в современной науке. Он связан также и с другими религиозными течениями, возникавшими в те времена на стыке между иудаизмом и христианством.
     Но вернемся назад, в 30 год н.э. в Иудею. Там еще не всё случилось, что непременно должно было случиться.

     Иисус Назорей, Царь Иудейский

     Иисус примкнул к секте Иоанна в тридцатилетнем возрасте. Новый завет не содержит сведений о его предыдущей жизни, кроме обстоятельств, предшествовавших его рождению, самого рождения и раннего детства. Никто не знает, что с ним происходило с 12 лет и до 30-летнего возраста. Он явился на историческую арену внезапно, как мифический герой.

     В деятельности секты Иоанна его привлекала ее активность по части агитации и пропаганды грядущих событий среди простого еврейского населения. Кроме того, основные приверженцы движения иоаннитов вербовались в среде нищих и рабов, наименее образованных людей в тогдашнем еврейском обществе, неимущих и потому радикально настроенных. Им было нечего терять, кроме своих цепей… Отличие Иисуса от других членов секты заключалось в его довольно высокой образованности, в знании текстов Священного Писания и, кроме того, в его не вызывающем сомнения происхождении от потомков царя Давида.
     Разумеется, он был не единственный потомок рода Давида. При многоженстве иудейских царей, а только один сын Давида, царь Соломон, имел 700 жен и 300 наложниц, их потомки через 40 поколений заполонили собой почти всё еврейское общество. При известной численности населения Иудеи во времена Давида и во времена Иисуса можно посчитать, что каждый иудей эпохи Иисуса должен был иметь не меньше 100 долей "крови" самого Давида.

     Тем не менее, авторитет Иисуса как прямого потомка царей израилевых был установлен и неоспорим. Его потому при крещении и спросили - не он ли Мессия, будущий царь, освободитель Иудеи? Он отвечал уклончиво, ибо и сам не знал, хотя верить в это очень хотелось, а слушать комплименты и принимать почести было весьма лестно.
     "Ритуальный смысл акта крещения неясен. Между тем именно после этого Иисус начал свою проповедь и чудеса исцеления (отдельно от учеников Иоанна), как бы осознав свою значимость" (Свенцицкая, стр. 75).
     Сразу после крещения в водах Иордана от руки Иоанна новый член секты Иисус удалился на 40 дней в пустыню. Для чего? "Иисус во время своего пребывания в пустыне также познакомился с кумранитами" (Свенцицкая, стр. 63), что многие исследователи истолковывают как его поездку к ессеям для дальнейшего обучения.

     "Удаление Иисуса в Иудейскую пустыню после крещения - также, возможно, традиция, основанная на реальном событии…Иисус, вслед за Иоанном, знакомился там с учением кумранитов и, может быть, подвергался испытаниям (искушениям - как об этом пишут Евангелия)" (Свенцицкая, стр. 76).
     Впоследствии Иисус вполне отдавал себе отчет о важности, значимости кумранитского учения, о чем свидетельствует его скрытая критика замкнутости кумранитской общины, содержащаяся в известной Нагорной проповеди (Свенцицкая, стр. 63).
     По возвращении из пустыни, Иисус начал свою самостоятельную проповедническую деятельность, чем вольно или невольно составил конкуренцию аналогичной деятельности Иоанна Крестителя. Библейский словарь рассказывает, что "ученики Иисуса Христа также крестили, и между иудеями завязался спор о различии, действиях и важности того и другого крещения" (стр. 325). Когда же они запросили мнение самого Иоанна на этот счет, то он якобы ответил, что разницы никакой нет.

     Между тем, активность новой секты крестителей во главе с Иисусом набирала обороты. После своего ареста Иоанн даже отправил из тюрьмы к Иисусу двух учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" На что Иисус дал посланцам уклончивый ответ: "Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите" - речь шла о чудесах. Когда же иоанниты удалились, Иисус подверг критике учение Иоанна, на его взгляд слишком привязанное ко взглядам ессеев - кумранитов: "Что смотреть ходили вы в пустыню?", хотя сам он там уже побывал и многому, по-видимому, там научился. Таким образом, по мнению Иисуса разница между обоими учениями все-таки была.

     Многие из числа иоаннитов пошли за ним. Во всяком случае, первым учеником Иисуса был простой рыбак с Галилейского озера по имени Андрей, бывший до того иоаннитом. Иисус убедил его перейти к нему в секту ошеломляющим доводом: Вот, дескать, ты ловишь рыбу, а я научу тебя ловить человеков. В каком смысле "ловить человеков" - мы не знаем. Главное же в том, что Андрей тут же поменял членство в сектах и потому стал называться Андреем Первозванным, а впоследствии стал вообще небесным покровителем Руси и России (см. знаменитый Андреевский флаг на русском флоте).
     Всего поначалу и, возможно, до самого его конца, до казни, за Иисусом пошли немногие - мы знаем только 12 его первых учеников. Как лидер Иисус был явно слабоват. Ему не хватало той харизмы, неутомимой энергии, того образа непримиримого борца за свободу родины, которыми в полной мере обладал Иоанн Креститель.

     Поначалу Иисус выступил просто как "верный продолжатель дела" Иоанна. "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мт. 10:34), держал воинственные речи перед своими сторонниками Иисус. Он также вел агитацию, подстрекательскую пропаганду против римлян, саддукеев, фарисеев, просто обывателей еврейской глубинки, но без призыва к прямому мятежу. "Он явно избегал конфронтации с властями, хотя резко выступал против богатства и земельной собственности" (Свенцицкая, стр.. 80). Поэтому власти первое время смотрели на его активность сквозь пальцы. Морализирует какой-то бродяга в толпе нищих, да и пусть себе. Постепенно он проникся идеей, давно внушаемой ему его сторонниками, что он и есть искомый освободитель Иудеи. И надо только хорошо вдохновить народ, объяснить ему кто - друг, кто - враг, как всё само собой, вернее с помощью с небес, и образуется. Образуется без восстания, крови, мирным путем, так как, если того пожелают небеса, то силы придут к нему и к его сторонникам "чудесным образом", сами собой, люди раскаются и поклонятся новому царю, римляне же вовремя уберутся восвояси. Это было уже полное отступничество от учения Иоанна, своего рода древний оппортунизм. Тут от него отшатнулись последние приверженцы революционного захвата власти в Иудее. Революция мирным путем - когда и у кого это в истории получалось?

     "Группа последователей Иисуса не выступала против ортодоксального иудаизма так резко, как кумраниты (Иисус признавал суд синедриона, необходимость уплаты денежных взносов в пользу Храма)" (Свенцицкая, стр. 83).
     Окончательное расхождение твердолобых иоаннитов, с одной стороны, и моралистов, примиренцев, сторонников Иисуса, с другой стороны, немного напоминало подобное же расхождение грядущих отзовистов и ликвидаторов в российской социал-демократии…
     В мечтах о будущем своем царствовании в Иудее, Иисус даже продумал "вертикаль власти". Он предполагал разделить Иудею на 12 "федеральных округов", или губерний, примерно соответствующих прежним территориям расселения 12 израильских племен. И во главе каждой губернии он намеревался поставить каждого из его нынешних 12 учеников, в связи с чем они еще теснее сплотились вокруг столь многообещающего лидера.

     Попытка мирно "взять власть" в стране воплотилась в новозаветной истории "Вход Господень в Иерусалим". К нему стекались толпы народа, все его приветствовали, клялись в верности ему и в преданности его учению. Но этим всё и ограничилось. Синедрион не вышел ему навстречу с хлебом-солью в руках. Народ не восстал, римляне не принесли ему ключи от Иерусалима и не разбежались, власть в руки сама не упала. Установление царства на земле Иудеи не состоялось. Ученики были озадачены. Яви нам чудо, знамение, требовали они. Докажи, что ты есть тот самый Мессия. Но Иисус отвечал уклончиво, дескать, всё идет по плану, надо только набраться терпения.

     Но сам он уже тогда впервые задумался и засомневался в реальности затеянного им предприятия. Появились у него и совсем новые мысли, типа "Мое царство не от мира сего". А от какого же? - недоумевали ученики. Они же всё бросили ради него, ради обещанных губернаторских кресел, ради лучшей жизни здесь и сейчас. Ведь до знакомства с Иисусом они были простые рыбаки, рядовые сборщики налогов, пролетарии и люмпены античного мира. И пошли за ним только в надежде на лучшую долю. А теперь - что же? Ничего не будет? И если не в этом мире нам всем царствовать и править, то в каком же? Ответ Иисуса, что, мол, для этого надо вначале "немножко умереть", их никак не устраивал. И потому они до последнего, до самой казни Иисуса, и даже после нее, не верили ему, что он - истинный посланец небес, и что все жертвы, на которые пошли ученики, были не напрасны.
     "Ученики называли его рабби, учителем… Он, безусловно ощущал свою связь с Богом,… но, не отождествлял себя с ним" (Свенцицкая, стр. 86).
     Иисус, между тем, всё больше впадал в пессимистические настроения. Ученики-апостолы это чувствовали. Среди них начался ропот. Дело дошло до прямого доноса в синедрион (апостол Иуда).

     На праздник пасхи, день освобождения еврейского народа из египетского плена, Иисус не мог не прийти в Иерусалим, ибо каждый правоверный еврей должен был в этот день быть в городе. Он явился с учениками на явочную квартиру, чтобы тайно отпраздновать в своем кругу этот день (см. известный сюжет "Тайная вечеря"). После застолья все пошли гулять в городской парк, где Иисуса и арестовали. Дальше его лучший ученик Симон-Петр тут же поспешил от него отречься: мол, знать не знаю этого человека.
     Попытки осудить Иисуса, передача его из одной юрисдикции к другой и обратно, демонстрируют нам всё несовершенство античного судопроизводства вообще. Судить его было практически не за что, а осудить - надо было непременно. Ибо много излишнего волнения и смуты вносила в жизнь провинции его морализаторская деятельность. В конце концов его осудили как бродягу: к казни через распятие на кресте - вместе с двумя другими уголовниками. Формальным обвинением со стороны римских властей была его претензия на то, что он и есть "царь иудейский", хотя царь тогда мог быть только один - римский цезарь. "Распятие, как и издевательства над Иисусом перед казнью, осуществляли римские солдаты" (Свенцицкая, стр. 92). Соответствующая табличка, якобы лично прибитая к кресту римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, гласила:

     "Jesus Nazarenus Rex Judaeorum" или сокращенно INRI.
     "Таким образом, Пилат придал казни политический характер" (там же, стр. 92).
     По-русски этот текст переводится: "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сокращенно ИНЦИ (Ин. 19:19). В таком виде распятие Иисуса с размещенной над его головой надписью "ИНЦИ" и перешло на русскую икону "Распятие".
     Говорят, Иисус потом воскрес. История эта темная, запутанная, обросшая множеством мифов и легенд. Но принципиально в этом не было ничего нового.
     "Вера в воскресенье…, как и возникшая вера в скорое второе пришествие Христа, не было чем-то исключительным, это соответствовало вере кумранитов в грядущее появление воскресшего Учителя праведности" (Свенцицкая, стр. 95). Кумраниты, заметим, верили в своего Учителя праведности и в его второе пришествие еще задолго до Иисуса.
     Вот, собственно, и вся история про Иисуса из Назарета, несостоявшегося царя Иудейского.


     (продолжение следует)

 

Ремонт стиральных машин Индезит своими руками - это не сложно!
   


    
         
___Реклама___