Ratushny1
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Ссылки Начало
©Альманах "Еврейская Старина"
Май 2006


ЗОГАР


Перевод с арамейского и комментарии Ярослава Ратушного и Павла Шаповала

 

 

 

(продолжение. Начало в №№2(38) и сл.)


   

В НАЧАЛЕ

 

В начале царское действие высекло в высшей чистоте твердую вспышку, в которой образовалась закрытость в виде бесконечности: дым в големе[1]. Сжатая в круг (вспышка) была абсолютно бесцветной, ни белой, ни черной, ни красной, ни зеленой. Когда растянулась в линию[2], возникли цвета для свечения внутри вспышки, и образовался источник распространения цвета вниз.

 

Неупомянутый Создатель высек, что предполагает столкновение двух субстанций, твердую, относительно противоположной вселенной, вспышку[3], чье соединение с антивспышкой, образовало в замкнутом пространстве твердь[4], имеющую 6 крайних точек (схема 4). Абсолютная бесцветность означала отсутствие разделения, поэтому элемент, с которым соединилась вспышка, невозможно определить тьмой, возникшей только при появлении света. Под твердью возникла закрытость в виде бесконечности, поскольку внутри ее находится точка, принадлежащая пространству иного космоса. Неоформленное образование содержало дым – смесь будущего мира. Растянуть в линию означает установить границы. Образовавшийся источник единого бесцветного свечения разделился внизу на 4 цвета: белый, черный, красный и зеленый, подобно реке, вытекающей из Эдема.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

схема 4

 

Закрытая в закрытом бесконечность разделилась и не разделилась. И воздух определился, когда изнутри расщепления засветила закрытая высшая точка, ставшая затем неузнаваемой и названной «начало» – первое из всех речений.

 

Вспышка и антивспышка разделились внешней поверхностью тверди, но одновременно соединились внутри, что привело к созданию единого образования – бесконечности, являющейся относительно вспышки дымом, а относительно антивспышки големом. Закрытое это плод, чье разделение привело к созданию точки, закрытой в закрытом образовании, как семя будущего мира (схема 5). Собранный в одно место дым разделился внутри себя, и не разделился для внешнего наблюдателя. Возникновение точки в результате соединения дыма и голема привело к отделению и определению воздуха, одновременно разделенная точка перестала быть узнаваемой. Одна сторона точки, приобрела свойство бесконечности, являлась концом своей системы, другая – была антивспышкой, чье сияние, названное «началом», распространилось в противоположном космосе, где произошло сотворение небес и земли.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 Схема 5

 

 

Закрытое в закрытом сияние ударило по своему воздуху и зажгло эту точку. «Начало» распространилось, создав дворец своей славы, где посеяло святое семя для порождения душ и пользы мира: «Семенем святым установил ты» (Ис. 6:13). Сияние, посеявшее семя, и сделавшее из него дворец, подобно зерну, завернутому в пурпурный шелк.

 

Собирание дыма в точку образовало еще одну двойственную твердь, возникшую в результате соединения дыма и отделившегося воздуха. С другой стороны, столкновение сжатого вещества с пространством противоположного космоса, породило сияние, названное «началом», чье распространение привело к созданию дворца, содержащего внутри собственное начало зародыш нового дворца. Вселенная состоит из трех двойственных твердей, расположенных друг в друге, поэтому конечная точка, как семя, одновременно была началом для дворца, чей конец являлся началом вспышки. Дворец как законченное образование, противопоставлен голему противоположного космоса, который находился в относительном состоянии хаоса, ибо с иной точки зрения – голем являлся дворцом.

 

В «начале» сотворен скрытый (относительно) дворца Бог: «В начале сотворил Бога» (Быт. 1:1). Сияние, породившее все речения, подобно распространению скрытой точки этого сияния, названной «предшествующее всему». Подобным образом «сотворил Бог Адама по образу его» (Быт. 1:27).

 

Основа существования мира находится в противоположном космосе. Сияние двойственной точки посеяло во дворце семя, которое, как сияние нового мира, содержало скрытую точку – зародыш будущего мира, из которого возник новый дворец. Неназванный Создатель в начале сотворил Бога, создавшего в течение шести дней вселенную, завершившуюся появлением Адама – управителя последней реальности: «И властвуйте над рыбой моря и птицей небес, и над скотом, и над всей землею» (Быт 1:26).

 

Святое имя «Я буду, который буду» (Исх. 3:14) определено со всех сторон. «Который» скрытый дворец, на чье расположение намекает «начало», означающее голову высшей мудрости, где точка и дворец были в единстве. Затем измененный дворец назвался «дом», а высшая точка «головой», которые находились друг в друге как (в слове) «в начале[5]»в единстве до заселения дома. Сияние находилось в закрытом состоянии, пока дети внутри готовились к рождению, а дом к раскрытию, чтобы установить их святое семя. И пока не было зачатия и раскрытия для заселения, не назван Бог, и все находилось в состоянии единства «в начале».

 

Моисей услышал от неизвестного Бога: «Я буду, который буду» (Исх. 3:14) – в сущности, это отказ открыть имя, зависящее от состояния космоса. Божественные имена, как точка и дворец, находились в состоянии единства, а затем разделились как начало и конец относительно друг друга. В результате метаморфозы космоса дворец – представительство царя, превратился в дом – место, приготовленное для бытия, а скрытая точка вышла наружу и стала головой. «Начало» содержит в скрытой форме все потенции космоса, в том числе Бога, создавшего мир. Противоположности, бывшие в изначальном единстве, разделяются в процессе развития, но остаются взаимозависимыми.

 

После утверждения имени Бог вышли буквы из точки, посеявшей внутри дворца три точки[6], соединившиеся в один цельный звук. Одновременно вышла его пара, содержащая все буквы: «алеф тав небеса». Звук – это небеса, (соответствующее) последнему «буду» (Исх. 3:14), содержащие подобно сиянию, все буквы и цвета. «Господь, Бог наш, Господь» (Втор. 6:4) – три уровня, соответствующие «В начале сотворил Бог». «Небеса» – неразделенное мужское и женское. «И эт» – намек на единство четырехбуквенного имени. «Земля» – имя Бог содержится в трех местах, создавая, подобно высшему (миру), плоды и растения. И великая тайна осуществляется скрытым способом из одного речения.

 

Тора написана согласными буквами. Огласовки, появившиеся сравнительно поздно, значительно уменьшили число вариантов прочтения. Три точки, обозначающие гласные звуки «о», «у», «и», пишутся над, посередине и под согласными буквами, символизируя трехуровневое вертикальное строение космоса, соответствующее «В начале сотворил Бог». Горизонтальную проекцию составляют звук и его пара гласные и согласные буквы, как материальные и духовные компоненты мира, чье единство названо небесами.

 

В Песне песней (имя) Соломон означает Царь всего мира, а царь его женская (суть). Нижние и верхние жилища едины как дом: «Мудростью отстраивается дом» (Притч. 24:3). «Носильный одр сделал себе царь Соломон из кедров ливанских» (Песн. 3:9) нижний мир зависит от верхнего (мира). Всевышний и его имя были скрыты во внутреннем единстве. Мысль о творении осуществилась, когда (Всевышний) облачился огненным гневом и сделал большие деревья, подцепленные[7] на 22 высеченных буквах, принявших вид 10 речений: «Кедры ливанские, которые он насадил» (Пс. 104:16) – шесть дней вышли, как кедры, из слова «в начале», написанного с большой буквы бет с числовым значением – два.

 

Древние мудрецы полагали, что Песнь песней наполнена мистическими тайнами о любви Господа к Шхине и Израилю. В мире разделений любовь существует наряду с ненавистью, поэтому строение, основанное на благодати, оказалось нежизнеспособным. Чистая небесная любовь проявляется на земле в виде яростного огня и гнева, порождая новое творение: «Вот зло идет от народа к народу, и великая буря пробуждается из глубин земли. И убитые Господом в тот день, от края и до края земли, не будут оплаканы, собраны и похоронены, и будут мусором на лице земли» (Иер. 25:32). Единство двойственного начала подобно соединению мужской и женской стороны в Адаме, или нижнего и верхнего мира, составляющих один дом.

 

«Начало» – первая высшая скрытная корона не имела числового значения, поэтому бет стало началом. Высшая и нижняя мудрость были началом, следовательно нет разницы между бет и началом. «В начале» – речение, включающее 6 дней. «Сотворил Бог» – относится к реке, что «выходит из Эдема орошать сад» (Быт. 2:10). «Небеса» – сотворили нижний мир как соединение мужского и женского, и предлог «эт» силой живого Бога, выведенного «началом». В итоге все установилось на своем месте как одно (целое). Это последнее кольцо стало началом, освободив свет и воду, чтобы провести их вниз, поэтому нижний мир сотворен «в начале».

 

Первое слово «берешит» состоит из шести букв. Первый стих, имеющий семь слов, в соответствии с семью днями творения, описывает универсальный принцип, выраженный в первом слове, и даже в первой букве, символизирующей изначальную двойственность творения. Соединение противоположных небес, как мужчины и женщины, породило нижний мир, возникший во всей полноте, чтобы затем вернуться в состояние хаоса: «Каждому началу видел я конец» (Пс. 118, 96).

 

Постижимая (субстанция) достигнув предела, переливалась направо вверх и отклонялась влево, спускаясь вниз. И царство распространялось вверх, вниз и на четыре угла (стороны), чтобы стать одним высшим потоком: «Все реки идут к морю, и море не наполняется» (Еккл. 1:7). «Я нарцисс саронский, лилия долин» (Песн. 2:1) – это бассейн великого моря, впитывающий все воды мира. «Мудростью строится дом» (Притч. 24:3) – это буква бет в слове «в начале». Верхний дом для заселения мира, а нижний дом царя построен мудростью. «Царь возрадуется о Боге» (Пс. 62:12) – единство скрытого света, соединившего два в одно, утвердив мир полностью. Нижний мир возрадуется о скрытом верхнем (мире), называемом «основа дома», образующим дом мира и мир. «В начале» – это дом начала, а «начало» – мудрость, создавшая великое море, вбирающее все внутрь. 

Постижимая субстанция переливалась на четыре угла, состоящих из одной нижней и двух вертикальных плоскостей, определяющих 3-х мерное пространство. Три координаты, распространившись на 4 стороны, образовали цельный единый поток с числовым значением 12, означающий полноту мира, превратившийся внизу во множество вод. Произношение буквы бет, начинающей сакральный текст, означает дом, а начертание напоминает два уровня, символизирующих два мира: верхний и нижний, сущий и будущий. Одно из значений слова «в начале» «дом начала». Стих «мудростью строится дом» можно прочитать «дом мудрости отстроит дом» верхний и нижний мир взаимозависимы, как собирающее воды море, которое с противоположной точки зрения является источником вод.

 

Застывшее море вбирает все воды мира, которые перетекают внутри из стороны в сторону, растворяются и выходят наверх: «Из чрева вод выходит лед» (Иов. 38:29) – воды твердеют, впитывая другие[8]. Лед затвердевшего моря тает под влиянием сил юга, что радует мир текущей водой: «Напоят всех полевых зверей» (Пс. 103:11). Мысль, вошедшая в сознание из подсознания[9], соединяется с потоком из неизвестного начала. Бет в (слове) «берешит» означает нижнего царя, который совершенством подобен верхнему. «Сотворил Бог небеса» – властвующие над землей (силой) высшего царя: «Сын Иесеев – жизнь на земле» (1 Цар. 30:31). «И землю» – союз (и) обозначает власть и обеспечение земли.

 

Твердая природа льда вобрала воды в одно место, что привело к возникновению тверди. В жидком состоянии вода существует внутри обледеневшей поверхности, разогретая подземным жаром. Соединение сил севера и юга вызвало таянье единой ледяной глыбы верхнего мира, превратившейся внизу во множество вод. Речь идет об архетипе воды строительном материале космоса. Творение подобно осознанной мысли, чей исток скрыт в подсознании, поэтому все явления на земле зависят от небес.

 

Тайной является двойственность творения: верхний мир сотворил небеса и землю, и подобный ему нижний (мир) сотворил небеса и землю. Есть два двойственных мира (созданных) силой высшего начала. Верхний (мир) скрытным невидимым движением спустился вниз на один уровень: «Путь праведников как сияющий свет» (Притч. 4:18). Это очень тонкое, обобщающее все (движение): «Стези не знает хищная птица» (Иов 28:7). Верхний мир наполнился и забеременел как женщина от мужчины, породив (внизу) двух единых детей: мужское и женское, небеса и землю, подобные верхнему (миру). Мужские воды небес питали землю, распространившись внутрь. Женские подземные воды призывали верхние (воды), как женщина отдается мужчине, чтобы произвести потомство. И (также) женские воды питали мужские.

 

Разделение первобытной земли привело к появлению двух противоположных миров (схема 7), каждый из которых породил небеса и землю. Творение происходило одновременно в горизонтальной и вертикальной проекции. Правая и левая сторона мироздания, верх и низ относительные понятия, поэтому верхний мир спускается вниз и беременеет как женщина от мужчины, хотя с точки зрения нижнего мира все выглядит иначе. Название и расположение миров зависит от соединения и разделения основных составляющих космоса.

 

«Поднимите в высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил эти» (Ис. 40:26) – предел познания, ибо мудрость образуется из непостижимой пустоты, а свет скрытно распространяется из глубины нижнего (мира). «Из чьего чрева вышел лед» (Иов. 38:29) – невозможно узнать, что выше и ниже. «В начале» – речение с буквой бет распространило скрытую силу, став отдельным речением.  Вопрос «кто сотворил эти» создает море и творит внизу подобно верхнему (миру): одно против другого, и оба (содержатся) в букве бет.

 

Зогар исследует сакральный текст на буквенном уровне, устанавливая невидимые связи между явлениями. Слово «чьего» имеет значения: кто, воды[10]. «Кто» написанное в обратном порядке обозначает «море». Древние мудрецы, запрещавшие спрашивать, что находится выше и ниже небес[11], рекомендовали постигать тайны космоса, начиная со дня сотворения человека. Ограничения касались времени и пространства: до края неба в соответствии с ростом Адама. Зогар, описывая метаморфозы божественных эманаций, предполагает, что все сущее подчинено всеобщему принципу.

 

«В начале сотворил» – женская буква бет сотворила (мир) высшей силой. «Бог эт[12]» – мужской алеф вывел 22 буквы, высеченные вверху и внизу, запечатленные затем в письменах. «Небеса» – выведены хей[13]. «И землю» – вав вывел землю и поместил на ней 22 буквы: «Все реки идут к морю» (Еккл. 1:7). «И эт[14]» и (просто) эт – это единство небес и земли. Результат – влияние на объект приложенной силы. Основа дыма находилась на земле, охваченной пылающим огнем: «Гора Синай вся дымит, ибо сошел на нее Господь в огне» (Исх. 19:18) – огонь и дым объединились под властью левой стороны. «Моя рука основала землю, и моя денница распростерла небеса» (Ис. 48:13) – высшей силой правой руки сделал мужские небеса, а землю – левой рукой.

 

22 буквы священного алфавита вмещают всю совокупность космоса. Первый стих рассмотрен как взаимодействие пар. В женской букве бет, открывающей сакральный текст, проявилась высшая сила творения. Следующая пара слов начинается с мужской буквы алеф, возглавляющей алфавит. Небеса указаны во множественном числе, что указывает на соединение мужского и женского начала, в результате которого возникла земля. Богоявление на Синае, как соединение верхнего и нижнего мира, вызвало сошедший вниз огонь и поднявшийся вверх дым, поэтому мир был во власти строгого суда. Древние мудрецы, ссылаясь на различные библейские стихи, спорили о первичности неба или земли, которые, по мнению раби Шимона, созданы одновременно как кастрюля с крышкой.

 

Предлог «эт» – общая сила 22 букв, данных небесам: «Венец, которым увенчала его мать в день бракосочетания» (Песн. 3:11). «Эт небеса» – соединение двух в одно для питания небес. «И землю» – соединение мужского и женского (начала), запечатленное в начертанных буквах. Жизнь нижнего царя зависит от небес, дающих существование земле и ее обитателям. Высший Бог сделал единые небеса и землю сошедшей вниз силой, называемой «началом всего». 22 выгравированные буквы связаны в единство, если одна буква поднимается, другая опускается, а когда поднявшаяся опускается, то опустившаяся поднимается: «Только у тебя Бог» (Ис. 45:14). Указатель весов находится посередине: «По мере, по весу» (Лев. 19:35). О равновесии сказано «сикель священный» (Исх. 30:13) – святой дух уравновешивает «весы праведные» (Лев. 19:36). «По слову Господа сделаны небеса» (Пс. 32:6) – нижние небеса сделаны по слову верхних небес.

 

Основные компоненты космоса указаны с определенным артиклем: «В начале сотворил Бог эт небеса и эт землю». Артикль, состоящий из первой и последней буквы сакрального алфавита, указывает, что небеса сотворены вместе с солнцем, луной и созвездиями, а земля с деревьями, травой и садом Эдем. Земля и небеса – названия твердей, поменявшихся местами в результате метаморфозы космоса. Буквы сакрального алфавита составляют 11 пар, распределенных между верхним и нижним миром. Взаимодействие противоположных сторон уравновешено святым духом, или ветром в материальном космосе, который находится между антагонистами, превращая раздор в примирение.

 

Мир сформирован и установлен 42 буквами – венцом святого имени. Объединенные буквы поднялись вверх и спустились вниз, облачившись венцами на 4 сторонах. Каждая буква, существующая за счет служителей мира, вошла в податливое вместилище, подобно печати перстня, и вышла, сотворив мир. (Буквы) ударили жезлом великого Змея, войдя в отверстия праха на глубину 1500 амов. Затем все покрыла поднявшаяся тьма великой бездны, пробитая возникшим светом: «Открывает глубину из тьмы и выводит на свет непроглядную тьму» (Иов 12:22). Очищенные воды просочились на три пальца сквозь препятствия и разделились. Одни опустились вниз, другие поднялись подобно непреклонной руке, направленной против преграды на прямом пути: «Кто измерил шагом своим воды» (Ис. 40:12).

 

Тора предшествовала миру как универсальный план и инструмент творения. 22 буквы священного алфавита имеют 21 пробел невидимое писание противоположного космоса, где также существует 21 пробел. 42 объединенные буквы составляют венец святого имени, которое невозможно отыскать в написанных буквах, поскольку вторая сторона невидима. Противоположные буквы осуществили творение, отпечатавшись, поднимаясь и опускаясь, в двух противоположных мирах.

 

«Пока царь за столом своим» (Притч. 1:12) – нижнее царство скрытно (получает) удовольствия из высшего Эдема. «Нард мой благоухал» – царь внизу сотворил нижний мир по подобию верхнего (мира), и поднялось приятное благоухание, чтобы верхнее царство властвовало и светило высшим светом. Двумя способами сотворен мир: справа и слева за шесть высших дней: «Шесть дней создавал Господь небеса и землю» (Исх. 31:17) проложил пути и сделал 60 отверстий в великой бездне, чтобы провести потоки вод внутрь бездны для благополучия мира.

 

Нижний мир получает энергию небес, и в свою очередь подпитывает жертвоприношениями высший мир, поскольку они взаимосвязаны и подобны друг другу. Творение одновременно разворачивалось в вертикальном и горизонтальном направлении, поэтому помимо соединения верха и низа следует учитывать взаимодействие правой и левой сторон мироздания. Верхние и нижние воды просачивались в мир, взаимно проникая дуг в друга. Небеса и земля создавались в течение шести дней, поскольку речь идет о полном устройстве космоса, чье завершение являлось началом нового творения.

 

Вначале появления бесконечности недосягаемо тонкий свет, подобный острию иглы, означающий скрытую мысль, проник в место изначального выхода букв, имеющих одно обозначение. Начертание алеф – начало и конец всех уровней, содержит множество образов, хотя называется «один». Все скрыто в вершине алеф, означающей распространение верхней тверди в виде изначальной мысли. В средней (части) алеф содержатся 6 уровней – высшие скрытые животные, зависящие от внутренней мысли. Появляющийся и скрывающийся свет – это свет буквы бет.

 

Начертание буквы алеф, состоящей из двух юд, соединенных подобием косой черты, символизирует единство духовных аспектов верхнего и нижнего миров. В алфавите Метатрона – своеобразной средневековой тайнописи, используемой для написания некоторых каббалистических трактатов, алеф имеет следующий вид: . Святые существа, зримые пророком Иезекиилем, зависят от 6 высших невидимых животных, которые, в свою очередь, определяются двойственной божественной мыслью. Вторая буква бет означает разделение, повлекшее возникновение мира.

 

«Начало теста вашего, кусок теста возносите» (Чис. 15:20) – это высшая мудрость, называемая началом. Бет – дом мира, орошаемый входящим потоком: «И река выходит из Эдема» (Быт. 2:10) – собранные из глубин верха воды не иссякнут для орошения сада. Высшая закрытая глубина – это первый дом, где буквы завершились скрытым тонким путем, и вывели две силы: «Эт небеса[15]».

 

Верхние и нижние миры взаимно питают друг друга, поэтому слово «решит» начало, имеет одинаковое значение для сотворения мира и возношения теста. Буква бет означает дом мира, получивший существование от скрытого первого дома. Моше де Лион в трактате, подписанном собственным именем, писал, что основа существования верхнего мира заключена в единстве, а основа существования нижнего мира в разделении, поэтому разделенные части объединяются только в связи с верхом.

 

Верхний и нижний дом одинаковы, как две буквы хей в (святом) имени. Верхняя (буква) бет открыла ворота всем сторонам, включенным друг в друга. «В начале» – общий образ всех образов: «Он подобие образа славы Господа» (Иез. 1:28) – в нем содержится шесть сотворенных образов, вошедших в него, чтобы выполнить высшую работу. Верхний мир скрыт, существуя на основе высшего дня всех дней, поэтому «сотворил шесть» верхних дней. Творец не указан, лишь затем уточняется предмет творения в нижнем мире: «сотворил богов небес и земли». Открытым текстом написано «сотворил богов», поскольку верхний мир скрыт, а нижний открыт, как все деяния Всевышнего и его святое имя.

 

Буква бет и ее пробел символизируют единство верхнего и нижнего мира. Внутри первозданной земли, названной «начало», протекали шесть дней творения. Первое слово «берешит» содержит также скрытые дни, или ночи противоположного космоса. Анонимный Творец создал силы, названные общим именем «Бог», поэтому во времена жертвоприношений в храме упоминалось только четырехбуквенное имя: «Приносящий жертву Богу истребится, но только Господу одному (Исх. 22:19).

 

«И землю» – была единой, соединенной сторонами с небесами, которые отвергли землю, увидев первоначальное сияние, как написано «и эт» – содержит буквы алеф и тав[16]. Отделенная земля вернулась на свое место и стала хаотичной, чтобы соединиться с небесами как прежде. Небеса обладали светом, а земля затемнилась, но, увидев высший свет, установилась и снова стала смотреть на небеса лицом к лицу.

 

Творение разворачивалось во времени и в замкнутом пространстве первобытного космоса: «в решите[17]». Из скрытой глубины вышли две силы противоположных небес, указанных во множественном числе, чье соединение внутри образовало двойственную землю, которая разделяла антагонистов внешней поверхностью (схема 6). Созревание скрытого плода вызвало очередную метаморфозу космоса. Земля соединилась с небесами задними частями, что означало полное разделение, которое привело к двум новым соединениям, поскольку противоположности встали лицом к лицу (схема 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 схема 6

 

 

 

Нижняя земля, подобно верхней, прежде была в полноте, затем уменьшилась, потеряла свет, стала хаосом и тьмой, и вывела 4 основы мира: тоху, воху, тьму и ветер. «И земля была» холод в воде, поэтому теплота, сконцентрированная в сильном огне, вышла и отстранилась, став дефектной. Из места теплоты, где произошел дефект, возникло тоху. И также боху отделилось вследствие дефекта, и в нем установилась тьма – сильный огонь, покрывающий тоху поверх дефекта.

 

Верхняя земля одновременно была нижними небесами. По преданию, Бог разрушал и создавал из обломков предыдущего творения тысячи миров. Космос, описанный в первом стихе, возник во всей полноте и завершился состоянием хаоса[18], являющегося началом нового творения: «И земля была тоху и боху[19]» (Быт. 1:2). Столкновение противоположных небес, состоящих из воды и огня[20], привело к дефекту изначально чистых субстанций, и выделению теплоты, а с другой стороны – холода. Из места соединения небес, сакрального центра, названного дефектом, отделились тоху и боху – противоположные внутренности новой земли, каждая из которых была началом своего мира. В конце времен космос вернется в первоначальное состояние: «Увидел я землю, и вот, тоху и боху» (Иер. 4:23).

 

«И ветер божий» – святой дух живого Бога, «трепещет над водами». Дуновение ветра отделило из дефекта тонкую (структуру), подобную движению теплоты, которая дважды закрылась, потеряв всю теплоту. Из отделенного тоху вышел «большой и сильный ветер, разбивающий горы и сокрушающий скалы» (3 Цар. 19:11) – подобный (ветер) видел Илия. Из отделенного боху вышло землетрясение: «После ветра землетрясение» (3 Цар. 19:11). Отделилась тьма, включив в себя огонь, как написано «после землетрясения огонь». Отделился ветер и включил в себя полную тишину.

 

Земля состояла из двух противоположных компонентов, ранее находившихся в состоянии слитности: «Царь купил двух служанок в одном месте и за одну цену. Одной приказал жить во дворце, а другой странствовать. Сказала удивленная вторая служанка: мы одинаковы, но эта осталась во дворце, а я изгнана» (Большое толкование, В начале 2:2). Движение земли привело к отделению противоположностей друг от друга, разрушению мира и появлению четырех составляющих нового космоса, подобное разделению вытекающей из Эдема реки на четыре потока (схема 7): «И тьма над ликом бездны, и ветер божий трепещет над ликом вод» (Быт. 1:2). Творец одним движением создал основание всей вселенной: «Поднялись на ложе двое, а встали семь[21]» (Зогар Тора, В начале 18а). Разделение первоначальной земли привело к двум новым соединениям по схеме 6, чье развитие завершилось разделением по схеме 7, следовательно, еще к двум соединениям и образованию 7 твердей в верхних и нижних мирах.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 схема 7

 

Тоху – место без цвета и образа, обрело образ, исчезающий при попытке определения, ибо все в мире имеет одеяние, кроме тоху. Боху обладает видом и образом – это полости, образованные отпечатками тоху, выводящие одеяния для пользы мира сверху вниз, и восходящие снизу вверх. Округленные отверстия (полостей) находятся в воздухе, и иногда выходят наружу, а в темный день скрываются, выводя из бездны воды, дающие силу тоху для распространения в мире.

 

Внутренний образ тоху невозможно определить. Образ боху проявляется благодаря безобразности тоху, как линия и место возможного начертания взаимно ограничивают друг друга. Единственное объяснение этих слов загадочно: «И протянет он над ней черту тоху и камни боху» (Ис. 34:11). Материальные камни и абстрактная линия, ограничивающая пространство мира, взаимно проникают друг в друга. С противоположной точки зрения, черта является камнями, а погруженные в бездну влажные камни, сквозь которые просачиваются воды – чертой. Круглые отверстия полостей, проникающие в иной мир, возникают в воздухе, который является твердью потусторонней реальности.

 

Тьма – это насыщенный черным цветом огонь. Красный огонь хорошо видим, зеленый легко различим по форме. Цвет белого огня включает все. Тьма содержится во всех видах огня, но является черным огнем, только взаимодействуя с тоху[22]: «И потускнели его глаза, чтобы видеть, и позвал Исава» (Быт. 27:1). Тьма адекватна злу, поэтому (все) обращенные к злу взаимодействует с тьмой: «И тьма над лицом бездны».

 

Черное и белое – крайние точки одного цельного огня, между которыми расположены остальные цвета. Черный огонь тьмы, взаимодействуя с тоху, теряет «темные» качества, и через промежуточные состояния красного и зеленого цвета, становится белым огнем. Одновременно свет превращается в черный огонь. Парадоксальные слова «потускнели его глаза, чтобы видеть» означают способность увидеть мир тьмы, где находился Исав. Есть противоположное толкование: освещенный солнцем Исав не видел спрятанного в темноте Якова, который, заметив брата, затаился за дверью, и вышел, когда тот вошел.

 

Над тоху находится имя Всемогущий, над боху – имя Саваоф, над тьмой – Бог, над ветром – Господь. «После землетрясения огонь, но не в огне Господь» (3 Цар. 19:12) – имя Бог властвует со стороны тьмы. «После огня звук полной тишины» – здесь имя Господь. 4 части (мира) соответствуют (4) частям тела и 4 органам познания – всего 12. Это творящее имя из 12 букв Илия получил в пещере[23].

 

Божественные имена соответствуют четырем мирам, составляющих одну высшую реальность. Пророк оставался в пещере во время ураганного ветра, землетрясения и огня, но вышел, услышав полную тишину, скрывающую божественный голос: «И когда Илия услышал, прикрыл лицо свое накидкой, вышел и встал на входе в пещеру и вот, к нему голос» (3 Цар. 19:11). Божественные эманации во время разделения названы различными именами, но в конце останется только Господь. Четырем мирам (схема 7) соответствуют четыре способа познания единого мира, управляемого божественными именами. Три уровня по четыре составляют 12 – число, означающее полноту творения. Илия, выйдя из пещеры к Господу, получил имя из 12 букв, которым творил чудеса и оживлял мертвых.

 

Ветер – это голос над боху, управляющий и взаимодействующий с ликами бездны. Проходы, проводящие воды вглубь бездны, названы лики вод. «Голос Господа над водами» (Пс. 28:3) – воды изменялись от уровня к уровню, направленные высшим голосом к одному месту. «Кто может понять гром его могущества» (Иов 26:14) – левое вышло из правой стороны. «Господь над великими водами» (Пс. 28:3) – это высшая мудрость юд, выходящая из скрытой глубины: «Стезя твоя в великих водах» (Пс. 76:20). «Сделал облака колесницей своей» (Пс. 103:3) – слово «облака» делятся на «море» и «плотный» – это левая тьма, повисшая над морем. «Идущий над сторонами ветра» – дух высшего Храма: «Два золотых херувима» (Исх. 25:18). «Сел верхом на херувима и полетел, понесся над сторонами ветра» (Пс. 17:11) – именно на одном херувиме, чтобы явиться на сторонах ветра. «Воды установил по мере» (Иов 28:25) – мир установился, когда (воды) достигли меры.

 

Разделение земли (схема 7) привело к соединению верхней тьмы и бездны. В нижнем мире произошло соединение вод и ветра, подробно описанное при потопе: «И навел Бог ветер на землю, и воды остановились» (Быт. 8:1) были остановлены твердью, возникшей в результате союза воды и ветра (схема 8). По преданию, Бог выдавил ветер из вод, как топчут виноград, ибо влажный воздух был перемешан с водой. Верхние и нижние миры связанны проходами, одна сторона которых проводила воду в бездну, и поэтому называлась «ликами вод», а другая, называемая «ликами бездны», соединяла ветер с водами. Забеременевшие от ветра воды породили тьму, соответственно, и свет (схема 8). Создатель восседал на одном херувиме, но проявлялся одновременно на двух сторонах мироздания: «И ветер[24] божий трепетал над ликами вод» (Быт. 1:2).

 

 

 
 

 

 

 

 

 схема 8

 

 

 

«Напротив обрамления будут кольца для шестов[25]» (Исх. 25:27) – высшие скрепленные между собой кольца. Обрамление – закрытое место с небольшим отверстием, видимым только изнутри, называемое будущий мир. Вода (выходит) из ветра, ветер из огня, огонь из воды – все они скреплены между собой и выходят одно из другого в кольцах, ориентированных на высший свет обрамления. Это нижние колесницы, идущие со стороны огня, воды и ветра, чтобы стать колесницей ковчега. Позволено приблизится к шестам, предназначенным для служения, но не к внутренней (стороне): «Приблизившийся посторонний – умрет» (Чис. 1:51).

 

Стихии скреплены друг с другом, как кольца для вложения шестов, на которых носили ковчег завета. Отверстия обрамления видимы только изнутри, поскольку снаружи они закрыты кольцами, символизирующими соединение высшего и нижнего мира. Закрытая в ковчеге святыняэто будущий мир[26], движимый во времени и в пространстве, названный смертоносным огнем. Служение специально обученных левитов требовало чрезвычайной осторожности, поэтому умер Уза, прикоснувшись из благих побуждений к ковчегу.

 

Верхний свет ударил по земле, скрывавшей мощь, воду и лед, освободив скрытую внутри силу: «И сказал Бог: будет свет» (Быт. 1:3). «И был свет» – первый свет, существовавший прежде, распространился до конца мира и скрылся от грешников тайными путями: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт. 1:4). Девятая буква тет[27] создала вверху светящую точку – основу буквы юд, и вывела вав, создав небеса. Завершенная точка скрылась и свет (буквы) бет исходил в скрытый верх и открытый низ в виде двух точек, существующих от силы верха. Три буквы слова «хорош» преобразовались в праведника мира, содержащего все (достоинства) верха и низа: «Праведник, который хорош» (Ис. 3:10) – содержит высший свет. «Благо[28] Господа всему, и милость во всех делах его» (Пс. 144:9) – осветить один день, освещающий весь (мир).

 

Свет, имеющий различные состояния, существовал до своего появления в мире, ибо без него не могло быть тьмы. Полное отделение света от тьмы, привело к новому соединению антагонистов. Разрушение старой тверди, скрывающей тьму – закрытый внутренний свет, сопровождалось созданием новой тверди, покрывшей верхний наружный свет: «Первозданный свет светил только в первый день, а затем был скрыт и посеян как семя, производящее порождения, семена и плоды, иначе мир не смог бы существовать» (Зогар, Возношение 414-415). Слово «хорош», имеющее значение добро, состоит из трех букв, символизирующих образование мира: тет изначальная точка буквы юд י расширилась в прямую черту буквы вав ו, которая затем разделилась на верхний и нижний уровни буквы бет ב.

 

«И сказал Бог: будет свет» (Быт. 1:3) – в этом мире, «и стал свет» – в будущем. Сотворенный свет распространялся до конца мира, и скрылся для будущих праведников: «Свет посеян праведнику и прямым сердцем в радость» (Пс. 96:11). Первый свет, (позволивший) Адаму видеть весь мир, воспел Давид: «Как велико благо твое, которое ты скрыл для боящихся тебя» (Пс. 30:20). С помощью этого света Моисей увидел (землю) от Гилада до Дана. Всевышний скрыл (свет) от трех поколений грешников: Еноса, потопа и разделения, и отдал Моисею на три месяца, оставшихся от дней зачатия: «Скрывала его три месяца» (Исх. 2:2). Забранный затем свет возвращен на горе Синай: «Закутан светом как одеждой» (Пс. 103:2). Израиль не мог подойти к нему, пока не закрыл лицо покрывалом: «И боялись приблизиться к нему (Исх. 34:30).

 

Необычно сильный первозданный свет позволил Адаму увидеть все миры в пространстве и во времени. Этот свет, осветивший весь космос, наблюдало поколение потопа перед катастрофой, поскольку разрушилась твердь, отделяющая верхние и нижние миры. Есть комментарий, что египетская тьма была ослепительно сильным светом. Моисей, носитель света будущего мира, был спрятан в верхнем мире на время избиения младенцев: «И скрывала его 3 месяца» – это время сурового суда в мире, когда Моисей был скрыт в небесах» (Зогар, Исход 193). По преданию, ребенок родился шестимесячным, что позволяло прятать его в течение трех месяцев: «И не могла больше скрывать» (Исх. 2:3). Избиение младенцев продолжалось в течение определенного времени, указанного астрологами. Дочь фараона могла одной из первых узнать, что сроки прошли, поэтому безбоязненно вынула ребенка из воды и открыто воспитывала его во дворце.

 

«И сказал Бог: будет свет, и был свет» – это начало понимания творения мира в частностях, ибо раньше было общее (описание), затем частное, и далее чередуется общее с частным. До сих пор все содержалось в воздухе в виде бесконечности. «И сказал Бог» – сила Бога действовала в высшем дворце, а до этого была частность. «В начале» являлось речением. «И сказал» – вопрос и познание, сила, поднявшаяся втайне из бесконечности первой мысли. «И сказал Бог» – дворец тайно породил зачатое от святого семени, и порожденное было услышано снаружи, но породивший его втайне не был слышим. Выходящие от него (порождения) стали голосом, слышимым снаружи: «будет свет» – отец и мать, (обозначенные) буквами юд и хей, вернувшиеся затем к первой точке, чтобы стать началом развития другого света.

 

В описании творения прослеживается тенденция к выделению частного из общего. В первом стихе речь идет о небесах и земле, затем лишь о двойственной земле. Выделение из состояния единства света – новой частности, означало начало другой общности нового космоса. Верхний мир возник по слову Творца: «И сказал Бог: будет свет», нижний действием божественной эманации: «И был свет». Если свет распространился вниз, то тьма поднялась вверх, являясь равноправной частью мироздания: «Он сделал мрак тайным местом, окружающим его» (Пс. 17:12). Неназванный Творец посеял в тайном дворце семя будущего мира, который, выйдя наружу, проявил скрытый свет, а с другой стороны – творящий голос. Соединение отца и матери образовало двойственную точку – начало нового космоса, который завершился возвратом в исходное состояние, где все явления обретут противоположные значения.

 

«И был свет» – уже существующий скрытый свет распространился из тайного места в высшем воздухе, прорвался из начала и вывел скрытую точку. Бесконечность прорвалась из воздуха и вывела наружу точку юд, чье распространение отделило свет от воздуха. Оставшаяся первая точка юд касалась и не касалась (воздуха), ибо распространение вышло (наружу). И оставшийся от воздуха свет был и есть, удалился и остался в виде одной точки, чтобы всегда скрытно касаться и не касаться той точки, и светить ей подобно первой вышедшей из нее точки. И поэтому все замыкается и светит одно в другом, и все восходит и объединяется, и скрывается в бесконечности, чтобы стать единым.

 

Бесконечностью названа конечность – «закрытое в закрытом», поскольку внутренняя твердь подобна внешней тверди. Воздух состоит из слова «свет» и буквы юд, отделение которой, при смешении ветра с водой (схема 8), превращает воздух в свет. Одновременно вода превращается во тьму – свет противоположного мира: «Образует свет и творит тьму» (Ис. 45:7). Творение космоса разворачивалось между двумя двойственными точками, которые относительно друг друга являлись началом и концом, конечностью и бесконечностью, верхом и низом[29]. Поэтому свет был и стал, удалился и остался, скрывался и одновременно сиял в воздухе противоположной реальности.

 

Точка света распространилась и светила семью не затвердевшими влажными буквами алфавита. Затем вышла тьма с еще семью влажными буквами. Твердь прекратила раздор двух сторон и из нее вышли восемь других букв, и стало двадцать две. По семь букв с каждой стороны отпечатались в тверди, и затвердевшие буквы сжались, обретая форму, и высеченная Тора светила наружу.

 

Тора, названная огнем и водой, возникла в результате соединения противоположностей, поэтому обожженные влажные буквы затвердели, запечатлев информацию о четырех взаимосвязанных мирах: «Буквы, высеченные на каменных скрижалях, виднелись с двух сторон. Скрижали были высечены в виде сапфира и покрыты белым огнем, а буквы порхали и были видимы как белый и черный огонь единство правого и левого» (Зогар, Итро 364-365). По преданию, буквы одинаково легко читались с обеих сторон и при повороте на 90 или 180 градусов. Еще одно чудо состояло в том, что не вываливались две буквы, полностью ограниченные замкнутым контуром.

 

«Будет свет» – великое божество[30], вышедшее из первого воздуха. «И был» – тьма, называемая Бог. «Свет» – божество было Богом, соединившим правое с левым, а левое с правым. «И увидел Бог свет, что хорош» – это среднее положение, освещающее верх, низ и все остальные стороны именем Господь. «И отделил Бог» – устранил раздор, чтобы все было цельным. «И призвал[31] Бог к свету день» (Быт. 1:5) – вывел из цельного света в срединном положении один свет, основу жизни миров, распространившийся как день с правой стороны. «Тьму назвал ночью» – призвал и вывел со стороны тьмы одно отверстие, лунный свет, властвующий ночью, ибо Господь – господин всей земли.

 

Отделение света, смешанного с тьмой внутри тверди, означало начало нового творения: «Разделил между светом ангелов, сотворенным в начале, и между тьмой, которая этот мир. Небеса разделяли между этим миром и между миром ангелов, который, в свою очередь, разграничивал свет и тьму» (Тайное толкование, Будет свет 4). Средняя опора, отделившая свет от тьмы, одновременно связывала высший и низший мир, правую и левую стороны мироздания, относительно которых свет является тьмой, а вода огнем. Название основных космических компонентов означало, что ранее они находились в ином, противоположном состоянии.

 

Правое вошло в цельное срединное положение, находящееся в левом, и поднялось вверх до первой точки, где объединило слово с тремя точками[32]. И все объединилось в срединном положении, где посеяно святое семя, откуда вышла основа мира. Сила горения левого распространилась на все уровни, и жар огня произвел отверстие лунного света, чье пламя было тьмой. Две эти стороны[33] вывели два уровня: мужское и женское. Основа в срединном положении стала единой от избытка огня и приобрела цельность, поскольку пламя верха и всех сторон объединились. И возникла основа миров, называемая добавочной, от которой произошли все духи внизу, и святые души от имени Господь Воинств – Бог духов всякой плоти.

 

Отделение света от тьмы в предыдущем творении привело к метаморфозе космоса (схема 7) и очередному соединению противоположностей внутри тверди, где в срединном положении  образовалась основа миров – единая цельность, относительно которой тьма стала светом, правая сторона – левой. Пламя с обеих сторон произвело отверстие, через которое антагонисты проникли друг в друга. Двойственное отверстие испускало солнечный, а с другой стороны – лунный свет, ибо в данном контексте луна – это светило противоположного мира.

 

Ночь с левой стороны тьмы стала менее концентрированной и присоединилась к правому. Желание тьмы приобщиться к свету подобно желанию (ночи) приобщиться ко дню. Тьма светит только в соединении со светом, а вышедшая из нее ночь обретает свет, соединившись с днем. Недостаточность ночи проявилась при добавлении, ибо здесь добавилось, а там убыло. В этом тайна высшей точки и срединного положения, поэтому добавлены две буквы. «Назвал ночь» – без букв вав и юд. Здесь тайна 72 букв, выгравированных в высшей короне. День с правой стороны света и ночь с левой стороны тьмы были едиными, а затем разделились и стали лицом к лицу, чтобы соединиться в одно целое: «И разделил Бог между светом и между тьмой» (Быт. 1:4). Тьма охватила лишенную света ночь, пока не осветилась со стороны дня. Ночь будет светить в определенное время: «И ночь как день засветит, как тьма, так и свет» (Пс. 138:12).

 

Соединение противоположностей привело к образованию света дня и тьмы ночи, которые, смешались с водой и воздухом (схема 8), потеряли первоначальную концентрацию. Тьма, названная светом после включения левой стороны в правую, постепенно приобрела свойства света, а свет – тьмы, чтобы в итоге полностью превратиться друг в друга (схема 7). Относительную ущербность тьмы, как света противоположного мира, приобретающего световые качества только при соединении с правой стороной, демонстрирует отсутствие ключевых букв из имени Господь. «И назвал Бог свет днем» в слове «и назвал» есть буквы вав и юд. «А тьму назвал ночь» в слове «назвал» вышеуказанные буквы отсутствуют. Разделение дня и ночи существует до времени определенного для нового соединения.

 

Скрывшийся свет вышел из глубины тьмы, образовав путь к нижней тьме ночи: «Тьму назвал ночью» (Быт. 1:5). Высшие скрытые глубины проявились изнутри ночи, как скрытые мысли открываются голосом в слове и речи, идущей со стороны тьмы: «Открывает глубины из тьмы» (Иов 12:22). «И отделил Бог между светом и между тьмой» – во время изгнания существует разделение. Мужской свет и женская тьма соединились в одно, различаясь по своим уровням и качествам, ибо свет всегда во тьме, а тьма в свете: «И был вечер, и было утро день один» (Быт. 1:5).

 

Свет и тьма отличаются только относительно друг друга, являясь единым целым, поскольку их соединение образует твердь, разделяющую противоположности внешней поверхностью, что являлось основой двойственного космоса. Освобожденный первозданный свет скрылся под новой твердью, чтобы вновь выйти наружу в следующей метаморфозе космоса. Будущий мир скрылся в подземной тьме как плод в материнской утробе. Приметы неотвратимого и невидимого грядущего можно разгадать по трудноуловимым признакам, подобно речи, выдающей глубинные помыслы человека.

 

«И был вечер» (Быт. 1:5) – со стороны тьмы, «и было утро» – со стороны света. «День один» – дни и ночи нераздельно сопутствуют друг другу. День первого света распространился по всем дням, поэтому обо всех написано «день» и «утро», относящееся к первому свету. Первый день идет со всеми (днями), и все (находятся) в нем в нераздельном единстве. Трое вышли из одного, чье существование (зависит) от этих трех. Один вошел между двух, питающих одного, а он питает много сторон. О единстве написано «И был вечер, и было утро, день один» (Быт. 1:5) – вечер и утро считаются одним, как завет единства дня и ночи.

 

Первый день одновременно являлся последним днем творения: «Будет день один, он известен Господу, ни день и ни ночь» (Зах. 14:7). Развитие двойственной вселенной происходило не только «днем», но и «ночью». Вторая составляющая не рассматривается, но подразумевается. Многочисленные миры обладают разным течением времени, соответственно, сроком жизни. Первый день включает все остальные дни и продолжается в течение всего творения, поскольку в нем происходит соединение и разделение основных составляющих космоса. Известный исследователь Зогара Гершель Шолем привел пассаж подобный «трое вышли из одного» как пример склонности автора к мистификации. Это редкая попытка Моше де Лиона сформулировать всеобщий принцип творения, детально описываемый на протяжении всей рукописи, который настолько прост, что не укладывается в сознание.

 

«Просветленные[34] воссияют» (Дан. 12:3) – как пение (с помощью) кантилляций[35], за которыми следуют, словно войска за царем, буквы и точки[36] подобные телу и духу. «Как сияние тверди» – мелодия распространения звука и реализация кантилляций. «И оправдывающие многих» – паузы в пении для четкого звучания слов. «Как звезды навсегда» – буквы и точки светят в едином движении скрытых путей. «Просветленные воссияют» – высшие опоры, поддерживающие купол, и исполняющие его нужды: «Счастлив понимающий бедного» (Пс. 40:1). «Как сияние» – непрерывный свет Торы: «Подобие на головах животного вроде изумительного кристалла» (Иез. 1:22).

 

Мудрецы совершат метаморфозу, ибо скрытый в глубине души свет выйдет наружу. Возникновение и распространение звука сравнимо с двумя электрическими потенциалами: взаимодействие положительного и отрицательного зарядов порождает искру – мелодию, в которой буквы и точки светят вместе, создавая единое пространство тверди. Кантилляции, управляющие пением сакрального текста, подобны небесам, определяющим развитие двойственной земли, чьи стороны различаются как тело и душа человека. Земля, возникшая в результате соединения противоположных небес, является их опорой. Свет солнца отражается от планет, нуждающихся в сиянии. Творцу необходимо творение, а творению – Творец. Головы животных в видении Иезекииля, впитывающие сияние тверди, являются ее опорой, подобно просветленным людям, без которых бесполезно дарование Торы.

 

Первая буква летела, поднимаясь и опускаясь в чистом дыме, и принявшие форму воды улеглись на свое место, и вошли друг в друга. И все буквы включились одна в другую, и увенчались внизу и вверху, образовав строение вместе с основанием. Смешение верхних и нижних вод породило два мира: землю и небеса, появившиеся совместно, ибо воды поднимались и опускались, став разделяющей твердью. Распря второго (дня) образовала пылающий огонь геенны, приготовленный для грешников: «Он огонь поедающий» (Втор. 4:24). Любой раздор во имя небес разрешится в конце установлением небес: «И назвал твердь небесами» (Быт. 1:8). Верхнее строение дома держится на внутренних балках: «Отделит завеса[37] святое от святого святых» (Исх. 26:33) – это твердь, разделяющая внутри, в середине.

 

Творение одновременно разворачивалось в духовном и материальном космосе. В результате взаимодействия вод и букв возникли двойственные небеса, породившие расположенную внутри землю опору, подобную поддерживающим дом балкам. Двойственный Эдем и преисподняя находятся вверху и внизу: «Сад Эдем есть на небесах и на земле. Геенна грешников, имеющая 7 входов, место незатухающего огня, горящего ночью и днем, также есть в земле и на небесах. Души праведников должны очиститься от грязи этого мира, чтобы войти в сад чистой земли, ибо душа очищается только огнем. Души, очищенные в геенне на земле, входят в Эдем на земле, а верхняя геенна приготовлена, чтобы войти в верхний сад» (Моше де Лион, Священный сикель, стр. 73).

 

Семь (огней) разделились и ударили семь бездн, в которые скатывались продырявленные огнем камни, источающие воду. И каждый (камень) погружался в бездну, покрытый с двух сторон. Воды из отверстий входили в огонь, ударяя по 4 сторонам бездны. Огонь соединился с другим огнем, а воды разделились и затвердели, смешиваясь с тьмой, удерживая семерых в семи безднах. Воды поднимались и опускались, соединяясь с огнями в одно целое – огни, темноты и воды, порождая невидимые огни. Разделение образовало 75 проходов бездны, по которым текли воды. Каждый проход производил звук, сотрясающий и призывающий другие бездны: «Бездна к бездне призывает, к звуку труб твоих» (Пс. 41:8). Под 75 проходами (находились) 380 связок белого, черного и красного цвета, которые, соединяясь друг с другом, образовали один цвет. Эти связки переплелись между собой в 17 сетей, спускающихся до конца бездны. Под ними находились еще 2 сети похожие на железо и 2 сети похожие на медь. Все сети, связанные друг с другом в одну, улавливали выходящие из проходов воды.

 

Некоторые утверждения Зогара, например, «в мире существует 45 оттенков огня» не имеют аналогов в других источниках информации и не привязаны к известным системам отсчета. Следует поверить, что в бездне находится 75 проходов для вод, под которыми находятся 380 связок, переплетенных в 17 сетей. С другой стороны, в древних сборниках толкований есть сведенья об продырявленных камнях, источающих воду, а скатывающиеся в бездну камни, покрытые с двух сторон, вызывают ассоциацию с седьмой казнью, вызванной Моисеем: «И был град, и огонь, пламенеющий внутри града, такой сильный, что не было подобного во всей земле египетской» (Исх. 9:23) огонь и вода вместе.

 

Над ними два трона, справа и слева, один черной тверди, другой наподобие сафьяна, которые поднимались к трону черной тверди справа, и опускались к трону левой тверди сафьянового цвета. Один трон поднимался выше всех бездн, а другой трон опускался ниже всех бездн. Между ними через все бездны протянуты 75 труб, вставленные в колеса трона с обеих сторон. Опускающиеся (по трубам) воды затвердевали в безднах, а поднявшиеся входили в отверстия камней и наполняли семь дней. В этом высшая тайна семи оттенков светов. Семь других светов разделились на 7 морей, включенных в одно высшее море. Семь высших светов вошли внутрь моря, разделив его на 7 сторон, каждая из которых делилась на 7 рек: «Разобьет его на 7 рек» (Ис. 11:15) – каждая река на 7 ручьев, каждый ручей на 7 путей, а они на 7 других. И все воды моря текут по ним. 7 светов поднимались и опускались по семи сторонам, семь вошли внутрь моря – их два, но вышли из одного. Соединение вод моря подобно его разделению по всем морям и рекам.

 

Зогар конкретно указывает число каналов, проводящих вверх и вниз воду, но не называет количество тронов, подробно описанных в видении Иезекииля. Вероятно, речь идет о 6 тронах, составляющих седьмой высший престол. Каждый трон покоится на четырех святых животных, имеющих четыре лица, которые одновременно движутся на четыре стороны света с помощью расположенных под ними ангелов-колес. Два трона поднимаются вверх к черной тверди и два спускаются вниз к сафьяновому трону. Следовательно, восседающие на тронах властители подвержены метаморфозе. Вода поднимается и опускается по одним трубам, поскольку вода соединяется с огнем, поэтому семь высших светов делят море на семь сторон.

 

«И сказал Бог: будет твердь внутри вод» (Быт. 1:6) – частное разделение между верхними и нижними водами относительно левого, ибо раньше было (разделение) относительно правого, определяющее полноту и цельность всего (мироздания). Проявление левого означало разделение, поэтому сила огня породила геенну, присоединившуюся к левому. Третий день, как срединное положение, вошел между ними и устранил раздор. Геенна отделилась от левого и спустилась вниз, а левое присоединилось к правому и все стало цельным.

 

В первый день творения разделение было на правой стороне космоса, во второй – на левой стороне, где огонь геенны высушил влажный воздух, образовав твердь[38]. Третий день примерил два разделения. На схемах 7 и 8 показаны два способа создания тверди: путем соединения и разъединения. Земля и небеса – название твердей, под которыми расположены двойственные элементы космоса: свет и тьма, материя и пространство.

 

Моисей рассматривал творение как разделение между правым и левым и пытался устранить раздор, но Корей отказался, чтобы возобладать над Аароном: «Моисей сильно разгневался» (Чис. 16:15). Корей не уважал высшее (начало) и отрицал творение: «Произвели возмущение против Господа» (Чис. 26:9). Поэтому сказал (Моисей): геенна сильна вследствие разделения, но левая (сторона) яростно сойдет вниз, поскольку отказалась включиться вправо и присоединиться к верху.

 

Соединение и разделение антагонистов происходят одновременно. Сыны Якова, достигнув сакральной полноты, ополчились на Иосифа. Израиль, отделившись от народов, соединился с египтянами, обращенных к будущему миру, поэтому люди, совершившие исход названы «большим смешением». Восстание Корея было естественным следствием предыдущих разделений единого народа. Вначале из общей массы выделись левиты, затем против исключительного положения Моисея выступили его сестра и брат: «Разве только с Моисеем говорил Бог» (Чис. 12:2). Наказание пораженной проказой Мариам не остановило неизбежный бунт 250 влиятельных мужей: «Полно вам, ведь все общество свято, и среди нас Господь. Отчего возноситесь вы над собранием божьим» (Чис. 16:3). Вероятно, большинство евреев поддержали стремление Корея поменять местами правую и левую стороны: «Отделитесь из этого общества, и я поражу их мгновенно» (Чис. 16:21).

 

Спор Шамая и Гилеля[39] был правильным, поэтому Всевышний разделил их и примирил во имя небес. Корей отрицал слова Торы, поэтому приобщился к геенне. В книге Адама написано, что сила тьмы, сотворившая геенну, была с ней в разногласии, принявшим форму дружбы после успокоения активности. Было два разделения: начальное и конечное, подобно праведникам, чье начало в строгости, а конец в покое. Корей в начале раздора соединился с геенной в силе и ярости. Шамай – конец раздора, когда ярость успокоилась, создав раздор дружбы и согласия при посредстве небес.

 

Корей отрицал власть Моисея: «Мало, что ты вывел нас из страны текущей молоком и медом, чтобы умертвить в пустыне. И ты еще самовольно властвовать будешь над нами» (Чис. 16:13). Подавление бунта произвело впечатление даже на евреев, переживших поражение божьим огнем и укусы огненных змей: «Если творение[40] сотворит Господь и раскроет земля свои уста, и поглотит их и все им принадлежащее, и сойдут они живыми в преисподнюю, то узнаете, что эти люди оскорбили Господа» (Чис. 16:30). По преданию, земля стала вогнутой как воронка, поэтому убегающие люди скатывались вниз: «И сошли они, и все им принадлежащие, живыми в преисподнюю, и покрыла их земля» (Чис. 16:33). Спор Шамая и Гилеля противопоставлен раздору Корея как спор во имя небес.

 

«Будет твердь внутри вод и будет разделение» – это первое разделение, породившее яростную геенну. «И сделал Бог твердь» – разделение дружбы и любви для существования мира, подобное разногласию Шамая и Гилеля, которые соединили письменную и устную Тору в одно целое. «И было разделение» (Быт. 1:6) «и отделил» (Быт. 1:7) (соответствуют стихам) «разве мало вам, что отделил» (Чис. 16:9) и «в то время отделил Господь колено Левия» (Втор. 10:8). Разделение произошло во втором (дне), однако отделен третий (сын) Левий, а не второй Симеон, поскольку, по мнению Якова, Левий был вторым.

 

Первое разделение пробудило агрессию левой стороны, второе, являясь раздором любви и утверждением мира, создало твердь, скрывшую пламя геенны. Столкновение антагонистов в ненависти заканчивается примирением как конфликт Якова и Исава, Иосифа и братьев. Соединение противоположностей в согласии завершается раздором и разделением как бегство Якова от Лавана и исход из Египта. Участников сакральной истории невозможно определить однозначно из-за постоянных метаморфоз в различных мирах: «Иуда перешел слева направо, иначе не смог бы победить народы. Рувим находился справа, а затем присоединился к левому» (Зогар, И явился я 95-96). Аарон представлял внизу правую сторону: «Корей наказан, ибо хотел изменить, что Аарон справа, а левиты слева» (Зогар, Корей 3). В верхнем мире первосвященник был слева, а на правой стороне Моисей.

 

На исходе субботы разделяются власти над буднями и субботой. Из геенны поднимается левая сторона, обладающая злым глазом, чтобы смешаться с Израилем и захватить власть во время произнесения (молитвы) «Установи дело рук наших» (Пс. 89:17). Обряды с миртом и вином, и молитва на исходе субботы ослабляют и возвращают отстраненную (сторону) в ледяной ад: «И сошли они со всем, что у них, живыми в преисподнюю» (Чис. 16:33). (Грешники) сошли после отделения Израиля: «Отделитесь от этого общества» (Чис. 16:21). Отделение происходит во втором (дне) с левой (стороны). Изначальная ярость раздора создала геенну и успокоилась, и возникли ангелы, противники высшего Господина, сгоревшие в огне, пожирающем всех бездействующих и негодных, как Корея и подобных ему внизу.

 

Восстание Корея предусмотрено планом творения, поскольку одной части народа, следовало подняться в верхний мир, чтобы столкнуться с великанами Ханаана, а другая часть, подобно Каину, должна была спуститься под землю. По преданию, сыны Корея раскаялись во время падения и спаслись на возникшей в бездне твердой площадке. Остальных бунтовщиков, приносивших чуждое курение, сжег небесный огонь. Именем Корея названы отдельные псалмы, его потомком был великий пророк Самуил, ибо праведность и грех, благодать и наказание, приняли в ином мире противоположные значения.

 

«Будет твердь» – одно распространилось из другого. «Эль» – правая часть великого божества вышла из внутренности вод и приобрела единство этого имени. Отделившиеся от (имени) Бог (буквы) хей, юд, мем[41] обернулись, образовав нижние воды: юд, мем, хей. Двойственное распространение состояло из верхних вод: хей, юд, мем – это велико море, а обернувшиеся (буквы) юд, мем, хей (составили) нижние воды. После установления все стало одним Богом, чье имя распространилось по разным местам. Верхние воды мужские, нижние – женские. В начале были единой водой, а затем разделились подобно верхней и нижней хей. «И сделал Бог твердь» – распространение, где каждая (сторона) приобрела свое имя: верхние воды – Бог, нижние – Господь. Воды называются мужскими относительно женских вод, ибо имя Бог присутствует в обоих.

 

Твердь, названная небесами относительно вновь созданной земли, являлась землей относительно верхних небес: «И назвал Бог твердь небесами» (Быт. 1:8). Возникновение тверди предполагало постепенное расширение в разные стороны[42]. Две правые буквы имени «Элоим» означают «Эль» – божество. Оставшиеся три буквы с левой стороны, составляющие слово «море», отделившись, образовали верхние воды. Эти три буквы изменили расположение: первая стала последней, последняя буква – средней, а средняя – первой. Возникшее слово, также читаемое как море, образовало нижние воды. Различие между верхними и нижними водами существует относительно тверди, поскольку раньше они были одним целым, подобно единству множества божественных имен. В творении участвовала лишь левая сторона слова «Бог», правая часть – Эль отнесена к противоположному космосу, чьи метаморфозы не рассматриваются, но подразумеваются.

 

(продолжение следует)


Примечания

[1] Неоформленное образование.

[2] Другое значение: измерить веревкой.

[3] Арамейский язык сохранил двойственность вещей и явлений: слово «буцина» при употреблении с мельничными жерновами означает ось, стержень, а со светильником – свечу.

[4] Творение происходило под твердью высшей вселенной.

[5] Слово «берешит» содержит буквы слов дом и голова.

[6] Означающие гласные звуки.

[7] Глагол происходит от слова «цепь». Другой вариант: сделал колесницу.

[8] Лед впитывает воду.

[9] Буквально: из скрытности скрытностей. Мысль входит в сознание из недоступного скрытого места, то есть из подсознания.

[10] Слово «вода» написано в сопряженной форме.

[11] Вероятно, запрет обусловлен нарушением принципа относительности.

[12] Алеф – первая буква в словах Бог и эт.

[13] Определенный артикль в слове небеса.

[14] Определенный артикль в слове земля.

[15] С определенным артиклем.

[16] Начальная и конечная буквы алфавита.

[17] По преданию, «решит» это место, где Бог сотворил небеса и землю.

[18] Хаос существует только в человеческом сознании, ибо космос упорядочен изначально.

[19] Слово «боху», написанное вместе с союзом «и», изменяющим звук, читается – воху.

[20] Слово «небеса» состоит из двух слов, означающих огонь и воду.

[21] Семь твердей.

[22] Тьма, взаимодействуя с боху, являлась белым огнем.

[23] 3 Цар. 19:13.

[24] Можно прочитать, что дух божий оплодотворил материю.

[25] Буквально: «дома для шестов».

[26] Дословно: мир идущий.

[27] Первая буква слова «хорош».

[28] В оригинале – добро, хорошо.

[29] В данном случае не учитывается правая и левая сторона.

[30] В оригинале: Эль – одно из божественных имен.

[31] Другое значение: назвал.

[32] Огласовки.

[33] Левая и правая стороны.

[34] Русское слово удивительно точно передает слова пророка, имеющие в оригинале нейтральное значение: уразумевшие.

[35] Знаки для указания ударений, пауз и мелодии пения.

[36] Огласовки.

[37] Соответствует балкам.

[38] Народы мира сохранили парадоксальную идею, что небо твердое.

[39] Знаменитые законодатели, основавшие в первом веке две школы толкования.

[40] Нечто новое, не имеющее аналогов в мире.

[41] Три последние буквы с левой стороны слова «бог» составляют слово «море».

[42] Слово «твердь» означает распростертое.

 

 

Анонс:


Издательство «АСТ: Восток-Запад» опубликовало первый том Зогара. Впервые на русский язык переведена самая таинственная книга мировой литературы. Книгу можно приобрести в крупных магазинах России или заказать почтой на сайте издательства http://muravei.ru

 Ремонт ноутбуков - сейчас так же обычен, как ремонт обуви.


   


    
         
___Реклама___