Ahren1
©"Заметки по еврейской истории"
Август  2005 года

 

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг


Пятнадцатый день месяца Ав



     Десять дней от первого дня праздника Рош га - Шана до десятого дня месяца Тишри, включая День Искупления - Йом Кипур, называются Йомим Нораим - Дни Особого Благоговения
     Другое их название Асерет Йомей Тшува - Десять Дней Покаяния. В эти десять дней Всевышний особо близок к своему народу и готов принять наше покаяние и простить нас.
     В силу важности и значимости этих дней каждый из евреев должен соответствующим образом к ним подготовиться. Весь месяц Элул служит временем такой подготовки к серьезнейшим и важнейшим дням в начале еврейского года. Дабы призвать евреев к покаянию и возвращению, к Тшуве, каждый день к концу утренней молитвы трубят в специально обработанный бараний рог - Шофар, глас которого возвещает:

     "Проснитесь, спящие, от спячки вашей, встань, воззови к Богу твоему, ибо добр и милосерд Он!"

     Но в третьем томе книги "Еврейский год" раввина Элияху Китова можно прочитать, что многие евреи начинают подготовку к Дням Покаяния значительно раньше: "В книгах, посвященных еврейской этике (Мусар),1 указывается, что началом подготовки к Высоким Праздникам должен быть не первый день месяца Элул, как это обычно принято, а пятнадцатый день месяца Ав. Поэтому человеку следует уже сейчас начать готовить отчет о своих деяниях в прошедшем году. Многие начинают также уже с этого дня завершать каждое свое письмо словами

 "Кетива Вахатима Това" - "Счастливой записи (в Книгу Жизни), скрепленной печатью"
(стр 242).

     В эпоху, когда существовали Первый и Второй Храмы, пятнадцатый день месяца Ав был общенародным праздником. Мишна )2 (Таанит 4, 8) сообщает: "Раби Шимон бен Гамлиель сказал: Не было таких праздников у Израиля, как пятнадцатое Ава и День Всепрощения - Йом Киппур, ибо в дни эти дочери Иерусалима выходили гулять в белых нарядных платьях, которые все, даже богатые, брали на время одна у другой, чтобы не стыдно было тем, которые не имели своих... И дочери Иерусалима встречались с молодыми людьми в садах, плясали, распевая при этом: Молодой человек, открой глаза и присмотрись хорошенько, кого ты выберешь себе в жены. Не увлекайся красотой, а обращай внимание на семью, в которой выросла твоя избранница. Ложна миловидность, суетна красота; лишь женщина богобоязненная заслуживает похвалы. Воздайте женщине по заслугам ее, и пусть прославят по городам ее собственные дела".

     Еще в Вавилонском Талмуде )3 (Таанит 30 и Бава Батра 121) был поставлен вопрос:

     "Каковы истоки народного праздника? Каким образом торжество связано с днем пятнадцатого Ава?"

     На него отвечали многие Амораим. )4 Отметив, что все они связывают празднование пятнадцатого Ава с самыми различными обстоятельствами и событиями, мы, тем не менее, не будем приводить в данной статье все мнения. Комментатор Талмуда Раби Шмуель бен Меир (Рашбам) )5 отмечает, что Амораим при рассмотрении данной проблемы не спорят друг с другом. Каждый приводит лишь то, что он слышал от своего учителя. Мы же можем лишь констатировать, что пятнадцатое Ава было праздником в связи со множеством причин и, вероятно, можно спорить о том, какая из них - главная.

     После разрушения римлянами нашей Святыни - Второго Храма в 70м году н. э. характер пятнадцатого Ава полностью изменился. Со времени Рабби Шимона бен Гамлиеля хороводы и танцы, описание которых содержится в процитированной выше Мишне, более не практиковались. Однако, день пятнадцатого Ава не потерял полностью атрибутов и значения праздничного дня. В Кодексе "Шулхан Арух" (Орах Хаим 131, 6) упоминается обычай (на иврите - Минхаг) произносить пятнадцатого Ава молитву Таханун (см., например, молитвенник "Шма Колену, стр 71). Небезынтересен, особенно для молодых пар, вступающих в брак, обычай, в силу которого жених и невеста, свадьба которых состоится пятнадцатого Ава, не должны поститься, в отличие от пар,. чья свадьба пришлась на другую дату (Китов, стр. 231).

     Раввин Ганс Исаак Грюневальд пишет в статье, помещенной в его книге "Взгляд на Библию, Талмуд и живой иудаизм" (Франкфурт на Майне, 1989): "Праздник в день пятнадцатого Ава переживает в наши дни свое возрождение,  несмотря на то, что, в известной мере, его былое значение потеряно и забыто" (стр. 217 ф ). Можно по разному относиться к этому тезису. Нам же представляется, что для более глубокого изучения пассажей Талмуда, повествующих об истоках и смысле, упоминаемых в Мишне веселья и радости в день пятнадцатого Ава, их следует исследовать и обсудить в процессе изучения Торы.

     Для интересующихся сообщаем, что в 5765 - 2005 году день 15 Ава приходится на субботу 20 августа.

Примечания

     1. Мусар - Мораль, движение, имевшее целью пропаганду изучения и соблюдения евреями этических норм и кодексов иудаизма, основанное в середине XIX века Раби Исраелем Салантером. назад к тексту>>>
     2. Мишна - книга из 63 трактатов, в которой Раби Иегуда Ганаси примерно в 200 году нашей эры зафиксировал Устную Тору, систематически кодифицировав еврейское право назад к тексту>>>
     3. Вавилонский Талмуд - свод дискуссий о Мишне, составленный еврейскими мудрецами Вавилона в VI веке нашей эры. назад к тексту>>>
     4. Амораим - толкователи, интерпретаторы Мишны, еврейские мудрецы, чье мнение цитируется в дискуссии по проблемам Устного Закона - Гемаре назад к тексту>>>
     5. Раби Шмуель бен Меир - Рашбам - выдающийся еврейский ученый, комментатор Торы и Талмуда, автор многочисленных трудов в области иудаизма, внук и ученик Раби Шломо бен Ицхаки - Раши, (1080 -1174. Франция). назад к тексту>>>


   


    
         
___Реклама___