Ljass1
©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2005 года

 

Федор Лясс


Подытоживаем «Исход»,
или Парадоксы «Песаха»

Я + Лариса – полностью не верующие ни в Бога, ни в Черта, прожившие всю свою сознательную жизнь в советско-сталинской России  – едем праздновать еврейскую пасху, т.е. извините – ПЕСАХ,  в Израиле!!! Парадокс. Невероятность, но с которой приходится согласиться.  Если бы мне это кто-нибудь предсказал в том кромешном 1953 году или даже в 1990 перестроечном, я бы его запрятал в психушку с диагнозом «шизофрения с активным бредом». Парадоксов в нашей жизни, в том числе и израильской, хоть отбавляй. Сейчас же «пасхальные парадоксы». Нынешний Песах, особый Песах. Он «Песах Гадоль» т.е. большой, так как его первый и последний день приходится на шабат. В такой же день, в конце шабата перешли египетские  евреи Красное море, посуху!!!  Такое совпадение часто не повторяется, говорят, что раз в столетие.

 Это присказка, а теперь сказка.

 

Парадокс № 1

Едем праздновать сей всееврейский праздник, олицетворяющий исход из египетского рабства и образование единого народа, едем  к приятелям Володи и Аленки, что километрах в ста от нашего стольного города Иерусалима, где я и Лора обитаемся. Едем на трех машинах – я с Лоркой, на второй мои дети - Володя с Аленкой, на третьей мои внуки -  Олька с Игорьком. Мне ранее, в моем профессорском звании, выше «Запорожца» не поднимавшегося и всегда загруженного не менее чем восьмью пассажирами + собака, такой комфорт не укладывается в мои автолюбительские мозги. Но этот парадокс на закате жизни и творчества я переживаю с удовольствием. Едем по израильским квишам – комфортабельным многорядным и многоярусным  скоростным шоссе. Едем сквозь массу городов и городков, залитых электрическим светом и неоном разнокалиберных и многоцветных реклам. Создается впечатление, что Израиль это один сплошной город. Создается впечатление, что все население село в свои машины и едет праздновать Песах. Создается впечатление, что все,  все семьями со своими детьми, а если еще нет семьи, то обнимающимися парочками вышли праздновать. Создается впечатление, что все, все обнимаются и целуются,  и радуются, что много,  много тысячелетий тому назад обманули египетского фараона и «изошли из рабства».  Создается впечатление, что в стране нет ни одного постороннего человека,  все - одна семья.

Звонок из мобильника – это Сережка нас поздравляет из Америки. Впечатление, что он не на другой, противоположной стороне земного шарика, а здесь, где-то за углом. После взаимных приветствий и пожеланий Лора решает с 8-и летней внучкой Сашенькой злободневную проблему о ее музыкальном увлечении и методах его развития то ли на рояле, то ли на скрипке, то ли на флейте. Я лично высказался за губную гармошку – звучно и портативно. И все это из мчащейся по квишу машине, через космос, на западное побережье Америки.  Уписаться можно, парадокс, да и только. Парадокс подпитывался  вспоминанием, как с трудом, обивая пороги разрешительных инстанций добивался, живя в Москве, разрешения на установку в собственной квартире дополнительной телефонной трубки.

Но вот мы и приехали, припарковались, что в Израиле дело высшего пилотажа из-за обилия машин. Ехать значительно легче, чем втиснуться для парковки рядом с тротуаром. На этот раз нашли укромное место рядом с мусоросборником. Выбираемся из машины и натыкаемся на следующий пасхальный парадокс – кучку аккуратно стоящих электронных и электрических аппаратов.

 

Парадокс № 2

Это пасхальные помойки. Вообще то помоечный парадокс - факт, постоянно на меня действующий в течение моих израильских 15 лет, но всегда обостряющийся в предпасхальные и пасхальные дни. Поездивши по разным странам, я понял, что содержимое помоек - объективный показатель культурного и экономического уровня страны.

Практически вся моя мебель, большая часть электроприборов, масса домашних мелочей и приспособлений выставочного происхождения. Для необразованных -  от  слова «выставлять на помойку». Рядом с мусоросборником,  наполняемом пластиковыми пакетами с отходами от кулинарных излишеств и прочей биологической и культурной жизнедеятельности (парадокс – нет ни одной мухи или другой ползающей или летающей  нечисти) всегда есть площадка, где аккуратно выставлено то, что потеряло престижность, внешний вид, но еще добросовестно работающее. В пасху это явление обостряется и расширяется и вширь и вглубь. Выйдя из машины и наткнувшись на выставленные приборы – пылесос, электронная печь, электрочайник и вентилятор я сглотнул слюну, ввиду того, что уже перенасыщен всем тем, что необходимо для современного и обеспеченного  вещами быта. Обидно, а ведь так было бы хорошо на халяву дооснаститься. Это въевшаяся в гены совковая ментальность. Вообще я истекаю  слюной уже давно,  каждый раз решая проблему не в сторону дооснащения. Микроволновая печь – не плохая и дизайн хорош, но наша же работает исправно, так же как электрический кухонный комбайн с аккуратно сложенными дополнительными аксессуарами.  Телевизор – у меня их пара и мы к ним привыкли, третьего нам не нужно. Холодильник – слишком габаритен и не впишется в нишу, где уже 15 лет исправно работает наш. Полные коробки книг, в основном на иврите вне меня, а жаль, так как попадаются замечательно иллюстрированные. Картины в замечательных рамках, иногда подлинники и неплохие, но уже все стены пообвешены. Домашней утварью пересыщены, а антиквариат, которого кстати нет, ставить негде. Особая статья с персональными компьютерами – их выставляют всегда в рабочем варианте, со всеми проводами и даже коробочками с дискетами. Просто памяти стало маловато для новых программ и всяких  CDRумов и   DVDеев.

Вообще то я уже не только потребитель выставочного великолепия, но и его поставщик. Не обильный поставщик, но все же вношу свой вклад  в помоечную экономику страны. На этот раз оснастил нашу помойку ковром и портативным компьютером. Ковер был замечательным – приобретенный еще много лет тому назад в Москве по талончику, выданному нашим институтским профсоюзом – сначала весел на стенке, как показатель моей зажиточности, потом в Израиле на первой квартире покрывал тахту, а затем на нашей последней переместился на пол. Теперь, в связи с его заменой на новый,  был аккуратно выставлен на общее обозрение. Компьютер фирмы “Compaq”, которым я пользовался в поездках по стране и за страной служил мне отменно, но в связи с заменой на более модернизированный тоже занял свое место рядом с мусоросборником. 

Итак, глотнув очередной раз слюну и с грустью посмотрев в сторону выставленных электронно-электрическо-культурных ценностей, последовал на встречу Песаха.

 

Парадокса № 3 не получилось.

В эти пасхальные дни весь мир отмечает 20-летие горбачевской «перестройки». Кто-то празднует, кто-то сокрушается. Я из тех,  кто празднует, так как тогда проявились первые реальные признаки развала тоталитарного государства, общества зла и насилия. Надежд было много и разочарований тоже не мало.  И все же не оценивать положительно, то, что реализовалось,  кощунственно. Уничтожение госбезопасности, как правящей и карающей силы; отмена цензуры в СМИ; свобода митингов и демонстраций;  всенародные выборы; разоружение,  в том числе химическое и ядерное; бегство с позором из Афганистана; свобода выездов за границу; попытка представить коммунистическую партию, как фашистскую; возрождение религиозных отправлений.

Все это вселяло оптимизм в наше будущее и будущее страны, которая, наконец-то,  «отпрянула ото сна», вернее зла. И я был среди них, верующих. Вот здесь-то и таится «парадокс» - только такой как я, парадоксальный оптимист мог на что то уповать. Нет, все пошло по российскому пути: война в Чечне; расцвет фашиствующих националистических организаций; развал многонациональной и неплохо существовавшей федерации; насилие и убийства в политике и экономике; коррупция, которая захлестнула все и вся. Восстановление элементов тоталитаризма в рамках «вертикали власти»; девальвация выборных органов; перекачивание капитала в руки бывших КГБэшников и партийных боссов. Вот такой двадцатилетний результат перестройки.  Обнищание основной массы населения по всем параметрам – покупательной способности, жилью, безработице, нехватка в потреблении необходимых для здорового существования продуктов. Как можно трудяге прокормить семью при средней зарплате в 7.000 рублей (250 $)? Уму непостижимо. И результат на лицо: при приросте населения в день начала перестройки 5,3 человека на одну тысячу, сегодня, в юбилейный день убыль в 6,2 человека. Продолжительность жизни мужиков 58 лет!!! Как в племени Нумба-Юмба, что живет в центре Африки. Но зато возросло употребление водки с 8,8 л до 9,1 л в год на душу всего населения. А как оно, употребление возросло на выпивающую душу – вне статистики. Деградация российской популяции  на 1/5 земного шара налицо!

И вот я на склоне лет перебрался в Израиль,  еду на Песах к друзьям, еду в своей машине Фиат-Уно, не молодой, но вполне работоспособной (наполненная до краев толстыми телами на 5-ой скорости взбирается в Иерусалим со скоростью 80 км/час), еду и думаю – почему мне платит государство почти 1000 $ в месяц, мне ничего для государства не сделавшего  и ничего для него не делающего. Еду и думаю, почему мне позволено  жить в благоустроенной отдельной квартире в самом центральном городе  евреев, но и всего Мира, мне в нем не родившимся, мне его не отстоявшего из под многосотлетнего  закабаления? Закабаления в полном смысле этого слова, так как римляне, греки, арабы, турки, англичане в течение столетий втаптывали в грязь культуру, веру и жизнь целого народа.  Еду и думаю,  почему я, беженец, не прозябаю в принявшем меня государстве, а живу в полную силу и в полные мои и Лорины возможности. Еду и вижу, как за мои в нем 15 лет изменился облик страны, изменился до неузнаваемости и только в лучшую сторону. И это тогда, когда страна борется за свое существование, в полном смысле, истекая кровью  молодых, стариков, женщин и детей. Один убитый эквивалентен 30 – 40   убитых в США или в России.  А только за последние три года погибло белее тысячи граждан страны и более четырех тысяч было изувечено. Вот такие парадоксальные мысли лезли в мою дряхлую голову в пасхальную ночь 5765 года от сотворения Мира или в 2005 год от рождества Христова.

 

Пасхальный парадокс № 4.

В эти пасхальные дни, где бы не встретились два, или большим числом евреи возникает разговор, а чаще спор о  современном, сейчасном «исходе» 18000 евреев от ненавистных арабов к нам в страну. В плане Шароновского «Размежевания».  Причем «исходе» на льготных условиях. Им не надо будет 40 лет болтаться по пустыням, жрать все это время только мацу, считать каждую каплю воды, скудно текущую из пересушенных недр, воевать с великанами. Их привезут к нам в страну на машинах, со всем их скарбом, под белы ручки, сразу разместят в приготовленных для них квартирах и даже отдельных домах, а тех, кому не достанется сразу жилье, со всеми удобствами, во временных домиках, но тоже со всеми современными удобствами. И конечно не бесплатно, но только им, будущим переселенцам за исход от злых арабов на родную землю заплатят кругленькую сумму в долларах. Больше того, если ты, переселенец, не только читаешь и изучаешь Тору, а имеешь бизнес или сельское хозяйство - тебе устроят соответствующее на новом месте твоего будущего обитания. А тем, кто только читает Тору, построят синагоги, чтобы не пришлось читать молитвы под открытым небом. Не так покидали Фараона, когда Моше повел евреев через Красное море.

Вот я и подумал,  если «поселенцы» не хотят переселяться в Израиль, то пусть живут там, где хотят. Насильно мил не будешь. Ведь живут во «вражеском» окружении евреи России и сопредельных с ней стран и никто их насильно сюда не тянет. Живут и в Европе, несмотря на возрождающийся там антисемитизм. Живут и в Америке и неплохо живут. Пусть поживут на старых ими обжитых местах и «переселенцы», может быть, в этом есть «сермяжная правда». А тем, кто действительно согласны пожить среди своих, надо помочь и деньгами и транспортом и жильем, и уважением за их понимание к нуждам страны.

Вот нас, алию 90-х, никто насильно сюда не тянул. Те, кто решился на этот непростой шаг, приехали сами. Тоже было не легко бросать на произвол нажитое и обжитое.  А государство помогло по силе своих возможностей. Хотелось бы большего, но покажите мне того, кто доволен полученным. 

Вот такая парадоксальная мысля посетила меня в пасхальные дни.

 

Пасхальный парадокс № 5

Я уже 12 раз праздную Песах в Израиле. Где я только его не праздновал. И дома, по типу празднования очередной «октябрьской революции», но с мацой. И на общественных официальных сходках, по всем правилам с неукоснительным соблюдением седера – строго ритуального порядка, предписанного и выполняемого евреям неукоснительно уже тысячелетия. И в нашей безбожной компании, за рюмкой водки и с селедкой с картошкой и кислой капустой в обстановке далеко от кошерной. Всякий раз я удивлялся его несовременностью и непонятностью. Надо есть мацу – это хорошо, полезно и вкусно. Но зачем меня, и не только меня, а весь еврейский мир лишать простого хлеба? На целую неделю. И почему только на неделю, а не на один день, или на все время, пока евреи ели в пустыне манну, которая им посылалась  с неба? Вот ведь до чего дело дошло – животных в Рамат-Гановском сафари перевели на мацу. Проблема питания слонов, обезьян  мацой обсуждалась на очень высоком  равинатском  уровне и решили, что если мацу давать с творогом, то слоны и макаки не нарушат кошерность всеизраильского праздника и с удовольствием примкнут ко всему еврейскому народу. Зоомагазины же в приказном порядке и под бдительным присмотром специалистов по кошерности изъяли непотребный для Песаха корм и перешли на (далее цитирую) «кошерный для Песаха корм для рыбок (мотыль или сухой)».

Ну черт с ними, зверями. Вот и наш дорогой гость, уважаемый Владимир Владимирович Путин был тоже обречен на мацовую пищу и хлебное воздержание. Этот вопрос очень живо обсуждался в СМИ, но потом почему-то враз все замолчали, так что неясно,  чем же питался первый человек России, или откуда ему привозили хлебушек.

Вторая несуразность – вместо хорошей застольной беседы из года в год надо внимательно выслушивать длинную, я бы сказал длиннейшую и нуднейшую историю про исход евреев из Египта. А вместо вкусного ужина вкушать (не есть, а вкушать) мацу, макая ее в соленую воду и запивать вином.

Извините, я в Египте не был, а драпал из СССРии, а если и был рабом, то советским и у меня другие реалии. Мне интереснее не то, как Бог насылал на фараона разные казни: лягушек, вшей, саранчу, тьму и прочие нестрашные страхи, а то, как я общался с ОВИРом, как трясли на таможне, как специальная комиссия при Ленинке не разрешала вывозить книги.

Но я в эту пасхальную ночь, у друзей моих детей все выслушал и даже  пропел в хоре песенку считалочку о том, что:

 

Пришел Всевышний и поразил ангела смерти,

Который убил мясника,

Который зарезал быка,

Который выпил воду,

Которая погасила огонь,

Который сжег палку,

Которая убила собаку,

Которая загрызла кота,

Который съел козленка,

Которого купил мне отец за две зузы

Козленок, козленок.

 

После этого я с чистой совестью поехал домой!!! И по дороге – почти 100 км по гуляющей стране  - я думал, а может так и нужно, помнить свою историю, почитать  своих предков и праздновать, праздновать как бы сложно и тяжело тебе не было.

 


   


    
         
___Реклама___