Garbar2
©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2005 года

 

Давид Гарбар


ХОЛОКОСТ

(триптих)

 

Так случилось, что в конце апреля 2004 г. мы с женой приняли участие в экскурсии по теме «Евреи в Германии». Побывали в Берлине, в «Еврейском музее», в Потсдаме, постояли на берегу озера Ванзее, там, где принималось «окончательное решение»...

На обратном пути в автобусе ктото запел «Тум-балалайку». Вот под эту мелодию и сложился триптих.

 

 

Ванзее

 

Было тихо и мирно, вино разносила прислуга.

Дамы в платьях вечерних, мужчин обрисовывал фрак.

Господа улыбались и шутки скользили по кругу.

А Европа? – Европу окутывал ужас и мрак...

 

Это было впервые, – такого ещё не бывало,

Чтобы к смерти вот так приговорен был целый народ.

Над Европою чёрное солнце вставало.

Ну, а здесь веселился в мундиры затянутый сброд.

 

Тихо дремлет Ванзее – ничто не нарушит покоя...

Нету траурных флагов, нет скорбных сирен – не гудят.

Как случилось такое? Как случилось такое!

Шесть миллионов сквозь воды Ванзее глядят и глядят...

Потсдам Дуйсбург , 20 – 22. 04. 2004 г. Не публиковалось.

 

Сад Либескинда

 

(в Берлине, в Еврейском музее архитектором  Д. Либескиндом установлен памятник – «Сад  Изгнания» – 49 бетонных колонн)

 

                                                                       Тум-бала, тум-бала, тум балалайка...

 

Мчит автобус через ночь...

Отлетают вёрсты прочь.

Боль неуёмна, мысль непрестанна:

Что же случилось в мире сём странном...

 

Жили народы вместе столетья.

Бури бывали и лихолетья.

Как же случилось в жизни такое?!?

Мысль неотступна. Нет мне покоя...

 

Столб из бетона, «сад» из бетона.

Ходят по «саду» вопли и стоны...

Но сквозь бетон... прорастает трава:

Жизнь побеждает. Правда права.

 

                       Тум-бала, тум-бала, тум ба – ла – ла...

 

Берлин Дуйсбург , 20 – 21. 04. 2004 г. Не публиковалось.

 

Реки

 

Мне трудно сочетать слова:

Рейн, Волга, Шпрее и Нева.

Уж так устроен человек:

У каждого своя река... и век.

 

Мне трудно совместить себя с страной:

Они чужие... Да и я не свой...

И столько между нами – как забыть...

Как эту реку переплыть? Как переплыть...

 

Я знаю сотни рек в полсотне стран.

И все вливаются в единый океан.

Подобен капле человек.

Всё в океан... Из века в век.

Берлин – Потсдам  Дуйсбург , 20 – 22. 04. 2004 г. Не публиковалось.

 

Примечание.

 

Иногда меня спрашивают: как можно совмещать такое понятие, как Холокост, с мелодией этого еврейского «шлягера»?

Вначале мне тоже казалось странным: почему именно эта мелодия «подтолкнула» мена к написанию триптиха?

Потом я понял: эта незатейливая и расхожая мелодия сродни траве и деревьям, прорастающим сквозь бетон в «саду Либескинда». В ней для меня непобедимость еврейского народа, его способность пройти сквозь горе и напасти и сохранить себя. Сохранить вопреки всему...

И в этом сила моего народа.

И ещё: когда я впервые напел эти слова, мне показалось, что у меня закружилась голова – как на «наклонном полу» в «саду Либескинда»...


   


    
         
___Реклама___