Ajzenberg1
©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2005 года

 

Евгений Айзенберг


Мечта сиониста

       Существует на Ближнем Востоке (говорят и на Среднем тоже) так называемая левантийская ментальность. Она, в частности, заключается и в том, что человек считается умным и умеющим жить, если он в состоянии ловко надуть ближнего в любой самой неожиданной, даже мелкой ситуации. В этой истории я скромно выступил в роли ближнего.

      Когда я в 70-е годы собирался из России в Израиль, то, как положено, пошел предварительно учиться вождению. После девяти уроков я успешно сдал тест и получил долгожданные корочки. Машину я не купил, во-первых, в Ленинграде она мне была не нужна, во-вторых, мне не на что было ее купить, а если бы мне ее подарили, то содержать бы я ее тоже не смог.

      Уехать по разным причинам я смог только в 90-м году. И уже в 91-м наступил торжественный момент покупки средства передвижения.

      Сознавая, что девяти уроков, полученных за двадцать лет до этого, было явно недостаточно, чтобы ездить по израильским дорогам, я попросил двоюродного брата-сабру* привезти машину к родному каравану, где мы тогда жили.

      Моя Субару-Джасти обладала автоматической коробкой передач, так что вращая рулем и нажимая одной ногой поочередно на две педали, можно было справиться с управлением. Рулить я вроде бы 'умел' – трижды тренировался в детском парке на аттракционе, ловко разъезжая на электрической тележке, снабженной бугелем, скользящим по сетке, изображающей потолок. Кстати это дешевле, чем брать уроки вождения. Нужно, конечно немножко воображения, чтобы представить запруженную тележками площадку в качестве забитого настоящими машинами шоссе. Но когда нет денег, воображения мне не занимать. Осталось привыкнуть только нажимать правой ногой на нужную педаль в нужный момент. И вот я уже не без волнения сел в настоящую машину. Чтобы не подвергать семью ненужному риску, в салон никого не пустил, сел один и поехал в сторону шоссе.

Поток машин почему-то напомнил мне стадо напуганных безумных бизонов в фильмах об Африке. Надо как-то научиться теперь от них уворачиваться, причем на ходу. И вот уже на третьем светофоре, почти на нулевой скорости, перепутав педали, вместо тормоза я нажал на газ и слегка стукнул впереди стоящий грузовик. Шофер грузовика вышел из кабины, посмотрел на мой помятый передок, на свою практически нетронутую заднюю часть,  покрутил выразительно пальцем около виска, на что-то намекая, и ушел. Я, печально оглядев повреждения, сел в машину, она, слава богу, не утратила способности передвигаться, и поехал на ближайшую бензозаправку, чтобы придти в себя. Вышел из кабины в полнейшей прострации. Машину я покупал в долг, а ремонт, я слышал, стоит в Израиле бешеные деньги. О страховке, которая у меня была, я с перепугу забыл, так как в Союзе такого явления не наблюдалось..

В это время к бензоколонке подъехал большой грузовик, из кабины вылез очень тощий смуглый водитель с задумчивыми восточными глазами и, заметив мое белое лицо, спросил:

- «Что случилось, парень?».

Я, увидев сочувствие, на ломаном тогда иврите стал излагать свое горе.

«Да что ты, ерунда, да все это мелочи. Я заплачу за тебя, только вот съезжу в Лод  груз принять. Слушай, садись, заодно поможешь».

«Чего ради он будет платить за меня», - засомневался я.

-  «Но все же, какие люди, какие люди», - стал отгонять я свои сомнения.

Благодарный, что есть кто-то, готовый поучаствовать в моих проблемах, послушно залез к нему в кабину. В грузовом аэропорту я натаскал ему полный кузов каких-то  тяжелых ящиков, пока он курил и с кем-то разговаривал. Нo на всякий случай позвонил своему страховому агенту. Тот велел мне сидеть около моей побитой машины и ждать грар**. Я попросил своего  благодетеля отвезти меня обратно к родной Субару-Джасти. Кряхтя, он залез в кабину, о желании заплатить за меня, он почему-то уже не вспоминал, и все время приговаривал, обращаясь ко мне:

- «Какой я хороший человек, мне туда не надо, а я тебя везу».    О том, что я  загрузил ящиками его грузовик, oн как-то сразу забыл.

Он так часто повторял эту фразу, что я подумал:

«А ведь и правда хороший человек, везет же меня, а мог бы и уехать».

На бензоколонке он попросил меня купить пачку сигарет, показав, какие именно он любит. Я купил ему сигареты, о деньгах он, естественно, не вспомнил, а я постеснялся напоминать. Очень довольный собой, он уехал.

Слава богу, за всю жизнь в Израиле – это пока единственный случай «делового» прохиндея, который лично мне повстречался.

Но я слышал, есть еще, и не один. И значительно более крутые. Сбылась мечта одного из основоположников сионизма Владимира  Жаботинского: “Когда у евреев будет свое государство, то там у них все будет свое, даже жулики, воры и проститутки”

Пророк!

 

*Сабра - уроженец Израиля

** Грар - машина, предназначенная для транспортировки других машин


   


    
         
___Реклама___