©"Заметки
по еврейской истории"
|
Апрель 2005 года
|
Ицхак Арен, Владимир Вайсберг
Галель при пасхальном Седере
Некоторые наши молитвы следует произносить стоя. Так, стоя читают центральную молитву каждого Богослужения „Восемнадцать благословений", имеющую также и другое название - „Амида", что в переводе с иврита означает „стоять". С другой стороны, столь важную молитву, как „Шма Израель", предпочтительно произносить сидя. Но как следует читать молитву Галель (Хвала), состоящую из Псалмов 113 - 118?
Не торопитесь с ответом на этот вопрос! Следует дифференцировать, различать: в Синагоге молящиеся при произнесении этой молитвы стоят, но во время пасхальной трапезы, во время Седера псалмы этой молитвы произносят сидя.
Название „Галель - Хвала" дано молитве в Талмуде и в раввинской литературе. Молитва эта читается в праздники с большой торжественностью. Так как в первом из названных Псалмов речь идет об Исходе евреев из Египта, его называют „Египетским Галелем". По мнению С. Д. Луццато Галель составлен во времена Давида в связи с празднованием восшествия царя на престол. В Талмуде многократно подчеркивается, что чтение Галеля было установлено пророками для восхваления Всевышнего за избавление евреев от всякой опасности в прошлом, настоящем и будущем.
Итак, в силу принципиальной важности молитвы ее читают стоя.
Следует, однако, отметить важную особенность пасхальной ночи. В обычные праздники прерывание молитвы Галель недопустимо. Но уже в Мишне (Пессахин 10, 6) было установлено, что во время Седера трапеза прерывает чтение этой „Хвалы".
Современная религиозная практика соответствует взглядам и принципам школы Гиллеля. До начала еды мы поем Псалмы 113 и 114, а по окончании трапезы - остальные.
Вопрос о причине этого исключения рассмотрел еще примерно 500 лет назад Дон Ицхак Абарбанель в своих комментариях к пасхальной Агаде („Севах Пессах"). По мнению Абарбанеля молитву Галель разделяют за пасхальным столом, дабы подчеркнуть принципиальное различие в каждой из ее частей. В псалмах, произносимых до еды, речь идет об освобождении из египетского рабства (на иврите: Геула). Псалмы же второй части молитвы Галель, которые поют после еды. Напротив, говорят об изгнании и рассеянии евреев в наши дни и о Геуле - освобождении в будущем.
Интересно также, знаменитый Гаон из Вильны (1720 - 1797) приводит абсолютно то же объяснение причины прерывания молитвы Галель во время Седера, не ссылаясь при этом на комментатора - выходца из Испании.
Можно уверенно констатировать, что за пасхальным столом мы обращаемся к прошлому - освобождению из египетского рабства, анализируем современность, рассматривая существующее поныне рассеяние и изгнание, и стремимся в будущее, молясь о будущем освобождении.
Абарбанель подчеркивает, что Псалом 117 свидетельствует о том, что предстоящему освобождению будут радоваться не только евреи, но и все неевреи тоже:
„Восхвалите Всевышнего все народы, прославляйте его все племена!"
Раввин Гиллель Данцигер отмечая, что Псалом 117, состоящий из двух строк, самый короткий во всем Святом Писании, пишет:
„Радак разъясняет, что тем самым символизируется простота мирового порядка, которая наступит с приходом Мессии" (Тегиллим, издательство Арт Скрол, страница 255).
Всегда есть смысл интенсивно изучать библейскую Книгу Псалмов. Многие комментарии к Агаде содержат пояснения к молитве Галель, которые можно рассказать во время пасхальной трапезы - Седера.
Следует не только петь Псалмы, но и понимать их содержание и смысл.
___Реклама___