Gitik1
©"Заметки по еврейской истории"
Февраль 2005

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик


Стоит ли весь мир одной слезы ребёнка?

Запись одной встречи с читателями

 

 

 
 

     - Я привёз свои новые книги: «Путешествие по недельным главам», «Голос тонкой тишины», «Где же был Б-г во время катастрофы?», «Знакомьтесь, еврейство». Может быть, кто-то из вас их видел. В основном мы распространяем свои книги сами своим же клиентам (путём сетевого маркетинга). «Голос тонкой тишины» уже относительно не самая новая книга и ей будет уделено внимание в самом конце. В принципе, если мы вместе решим, что хотим говорить именно о книге «Где же был Б-г во время катастрофы?», а не о самой последней («Путешествие по недельным главам»), то тогда наша тема-презентация будет звучать так: «Стоит ли весь мир одной слезы ребёнка?». Обе их успеть – это уже тогда на часа два с половиной…. В любом случае мы начнём с ваших вопросов. Кто-нибудь пришёл с готовыми вопросами, кроме Залмана?

     - Происходят ли землетрясения по воле Всевышнего?

     - Я уже говорил в первой книжке, которая называется «Знакомьтесь, еврейство». Еврейская концепция подразумевает абсолютность Всевышнего. Абсолютность подразумевает - помните: «Ваше политическое кредо? - Всегда!». Это значит, что нет в этом мире на уровне «есть», т.е. экзистенциональности; ничего, что не было и не входило бы в планы Всевышнего. Выбор человека всегда происходит (если он вообще происходит) между двумя дорогами, заранее уготовленными Всевышним. Например: утром рано на рассвете, - помните? - когда умываются и мышата, и жучки, и паучки, евреи произносят утреннее благословение. Утреннее благодарение «Модэ...» – это не благословение. Благословение – это «Барух Ата А-Шем». В этих благословениях есть одно – обратите на него внимание, – называется «Приготавливающий шаги человека». О чём идёт речь? Обе эти книги, практически все свои книги я заканчиваю, достаточно стереотипно, а именно: приглашаю уважаемую, почтеннейшую публику учиться. А почему учиться? А потому, что я считаю недостойным человека интеллигентного слышать о Мишеле Монтене и о, например, Блэзе Паскале, и не слыхать о р.Ицхаке Бройде. Дед рава Бройде (дедушка из Кельма, как любовно его называли) как-то сказал (перевод мой): «Вы говорите, время проходит. Время стоит, проходите вы!». Понимаете, это временно-пространственное континуум. Время построено, (и это сказано до рождения Альберта Эйнштейна!), время выстроено подобно пространству, и утром мы произносим благословение «Приготавливающий шаги человека». Что это значит: «Приготавливающие шаги человека?» Это значит, что вы вступаете в день, который построен. Для вас построен! Построены в нём и перекрёстки, где вы будете выбирать, но выбирать между уже выстроенными для вас дорогами. Вывод, следовательно: случайности нет вообще! Кто порождает зло? Порождение зла – это чьих рук дело? Ответ хитрый и он тоже в полном объёме в первой книжке «Знакомьтесь, еврейство». Зло, как возможность, создано Всевышним. Зло, как реальность, делаем мы своими руками.

     - Как объяснить с точки зрения Торы катастрофу еврейства?

     - 208 страниц книги «Где же был Б-г во время катастрофы?» есть мой ответ, исторический ответ, поскольку, слава Б-гу, есть много хороших книг о Катастрофе, переведённых на русский язык. Их написали совершенно замечательные люди: р.Мордехай Норгельшель, р.Элиэзер Тауберг, р.Элиэзер Беркович («Вера после катастрофы»). Прекрасные книги! Я человек маленький, вы же меня видите. Я сделал совсем простую вещь. Как подошли уважаемые раввины к вопросу о катастрофе? Ответ: морально-этически. В бывшем своём далёком прошлом я из города Черновцы, и моя мама рассказывала мне, что 29 июня 1941 в их город Хотин уже вошли немцы, и всех евреев выгнали через 4 дня в концлагерь в Транснистрию. И уже в первый вечер (29 июня) к одной и той же стенке знаете, кого поставили? Раввина с сыновьями, которые всю жизнь учили Тору и коммунистов, - всех евреев, понятно. Почему вместе? Ответ, господа, очень простой. Знаете, что у них общего? Ответственность, которую они взяли на себя. И не важно, в какую сторону они собирались вести к счастливому будущему людей. Но, когда мы берём на себя ответственность, то и платим соответственно. Книжка о катастрофе – 208 страниц – если вы хотите, мы можем сегодня говорить и об этой теме. Ответ у меня чисто исторический. Настолько, что я даже позаботился (т.к. я же знаю наших советских евреев, чтоб они были здоровы; знаю их обычную реакцию на подобного рода книги, они как бы сразу говорят: «Ну что этот религиозный козёл может?»). Мы отдали книгу на рецензию в Академию наук Украины. Доктор Анатолий Подольский, доктор исторических наук, директор Центра изучения Холокоста, не мой ученик, написал следующее: «Книга представляет собой оригинальное, самостоятельное, научное исследование». Я не историк, но что означает «самостоятельное научное исследование», как математик, понимаю. Если хотите можно поговорить об этой книге и презентовать её. Собственно ничего оригинального, никаких исторических фактов я не открыл. В этой книге есть множество фактов, которые вам неизвестны. Но историки их знают. Например, уже 10 лет известно, что количество погибших евреев не, как всюду пишут, 6 миллионов, а более 7. И советских евреев погибло не 1.5, а более 2.5млн. И детей, соответственно, и т.д. и т.д. Множество фактов, о которых вы просто не слышали. Они доступны, к сожалению, только узкому кругу специалистов. Факты, которые я в этой книге привожу, я выстраиваю в некоторую логическую цепочку и прихожу к совершенно рациональному историческому выводу, так «Где же был Б-г во время катастрофы?». Вопрос взят в кавычки, он эмоциональной, а ответ на него рациональный, и только через исторические факты. В конце есть немножко иудаизма. Настолько немножко, что в Торонто я получил главный комплимент, а самый первый комплимент я получил от одной дамы. Её прислала одна интеллигентная еврейская дама и сказала, что книжка ей очень понравилась, особенно та страничка, которая взята из романа «Шоша» Башевиса Зингера. Я привожу в книге одну страничку, её стоит прочитать, даже, если вы не читали весь роман. В Торонто комплимент был таким: «А почему так мало Торы?». Большего комплимента я не получал, т.к. книга адресована как религиозным, так и нерелигиозным евреям, в надежде, что они перестанут считать себя таковыми, т.е. религиозные перестанут называть себя религиозными, а нерелигиозные евреи нерелигиозными, поскольку господа, когда нас убивают, нас не разделяют. Господа, так зачем мы сами себя разделяем? Ради этого написана целая книжка, как социальный заказ.

     - Правильно ли сделала в настоящее время партия Яадут hа-Тора, которая за деньги продала свои голоса Шарону?

     - Ответ: Если деньги большие…Господа! Этот вопрос напоминает мне Бернарда Шоу, старую историю. Помните? Я, конечно, очень извиняюсь за циничность, но, к сожалению, все наши партии без исключения, я их не делю. Вы знаете, за сколько продал себя, Шимон Перес, дай Б-г ему здоровья, ему 81 год и рвётся, рвётся, прямо горит! А за сколько он себя продал? Небольшая сумма, 560мил. шек. Нет, для нашего народа, вы не поняли господа. Вы что? Все наши партии: религиозные, нерелигиозные. Они все работают только для нас с вами. А результат у нас на лице. Так что, я ко всем партиям отношусь одинаково, как к партиям. Любая партия имеет цену. Единственно на что я надеялся, что цена религиозной партии должна быть чуть повыше. Но я не знаю, за сколько точно. Может быть, они и продешевили на этот раз. А вы не продаётесь, господа, или вам не предлагаю большие суммы? Давайте не будем их судить строго, им предлагают, действительно серьёзные суммы. И очень тяжело удержаться, поверьте мне. Но мне, слава Б-гу, не предлагают, а вдруг я соглашусь? Хорошо, что не предлагают.

     - Зачем Б-г сделал свободу выбора?

     - По поводу свободы выбора, господа, сказали мудрецы: «Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть». Я хочу повторить фразу: «Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть». Как вы понимаете эту фразу? Вы понимаете неправильно. У нас даже сформулировано такое правило: когда вы слышите слова мудрецов, вашу первую ассоциацию сразу можно в мусорную корзину, и сразу думайте вторую мысль. Вторая мысль так быстро, как первая, не приходит. А иногда не приходит вообще. Ещё раз повторяю фразу: «Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть». О чём вы подумали, господа? Что для того нам дали смерть, чтобы мы больше ценили жизнь. Всё познаётся в сравнении. Только в таком контексте – Всевышний, прошу прощения, садист. Я в этом контексте уподобляю Всевышнего родителю, который даёт ребёнку подзатыльник, чтобы он больше ценил отцовскую ласку. Тогда как понять эту фразу? Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому следствие (я по специальности математический логик): дал ему жизнь.

     Ответ следующий: если я хочу вам дать, то о чём я должен в первую очередь позаботиться? Об этом я говорю в своей первой книге. Чему ребёнка учить не надо? Когда родился наш первый сын, лечащий микропедиатр показал нам фокус. Он дал нашему двухнедельному Иеhошуа 2 пальца, и Иеhошуа за них ухватился, и он его поднял. Чему ребенка не нужно учить? Хватать ребёнка учить не нужно, если нет отклонений. Попробуйте научить ребёнка давать. Хочу посмотреть, как вы его этому научите. Так вот, к чему я подвожу? Ответ на вопрос «Почему мы все с вами эгоисты?» очень простой, господа. Всевышний хочет нам дать, а, следовательно, он позаботился о чём? Об аппетите. Рассказывается в первой книжке. Был такой замечательный классический поэт Лодовико Ариосто, XV век, Италия. Писал на латыни. Однажды ему сосед-помещик прислал вино. Он ответил двустишьем: «Ты прислал мне вина, но вина своего мне хватает; если хочешь мне угодить, жажду пришли». Понимаете, мы все с вами рождаемся эгоистами. Всевышний нацелил нас на что? На то, чтобы мы брали. А что мы делаем? Хватаем. Так хватаем, да ещё так расталкиваем друг друга локтями, что не получаем даже то малое, что нам дают. Я по этому поводу сформулировал это в своей второй книге «Голос тонкой тишины» следующий афоризм: «Торопясь всё взять от жизни, мы не успеваем получить то немногое, что нам дают». Так вот, господа, в чём смысл фразы: «Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть». Если я хочу дать, я позаботился и об аппетите, т.е. даже о том, чтобы вы хотели взять. А это самое главное, господа. Если я вам даю, а вы не можете отказаться, то я вам не даю, я навязываю. И потому, желая дать, Всевышний был вынужден подарить нам смерть. Речь не идёт о биологии. Это не биологическая жизнь или смерть. Сказано в пятой книге Пятикнижия: «Жизнь и добро, смерть и зло дал я перед вами, выбери жизнь». Смерть – это отказ брать то, что Всевышний хочет дать. Не имеется в виду биологическая смертность. Свобода выбора – основа всех основ еврейского мировоззрения! Если вы не можете отказаться, господа, это же выбор!
     Тем не менее, средний возраст нашей аудитории сегодня, к сожалению, превышает 20 лет, а может быть, к счастью. А почему, господа? Где ваша молодёжь?

     - Работают.

     - Простите, я тоже в своё время работал, учился… Я и сейчас работаю и учусь, но в 7 час. вечера?

     - В нашем возрасте они тоже будут здесь сидеть.

     - Я очень хочу верить, что они узнают о бесконечном смысле человеческой жизни до того. «Чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы», помните? А оправдание типа того, что после тяжёлого рабочего дня… все после тяжёлого рабочего дня.

     - Чем объяснить духовное падение народа по сравнению с людьми из «раньшего» времени?

     Есть несколько объяснений. Самое простое выглядит следующим образом. Помните, был первый человек, его, естественно, нематериальный облик включал в себя души всех людей. Говорят мудрецы о том, что можно представить себе нас, и вообще всех когда-либо живших людей, как фигуру первого человека. И мы с вами находимся сейчас в самом низу, т.е. сейчас было поколение тех, кто получили Тору на уровне головы, потом было сердце, почки, мы сейчас где-то на уровне пяток. Так что, у нас всё хорошо. «Хорошо», в каком смысле? А в том, которое вкладывал Шолом-Алейхем в уста девятилетнего Мотла. Помните, мальчик Мотл был предоставлен самому себе, поскольку папа умирал, мама была занята папой, а Мотл, естественно, шлялся, вместо того чтобы регулярно посещать хейдер; шкодничал и, естественно, получал от всех подзатыльники, щелчки и т.д. И вдруг, помните, он оседлал соседскую козу, а ему вместо подзатыльника дали конфетку и ещё по голове погладили. Сломал забор, а ему снова дали конфетку и по голове погладили. Глава так и называется: «Мне хорошо - я сирота». Девятилетний Мотл не может понять, а что это значит, быть сиротой. Так же как и мы с вами, слава Б-гу, не можем понять, как это, что у нас сегодня, слава Б-гу, нет храма, а почему слава Б-гу? Есть такое место в самом начале устной Торы, в трактате Брахот, где объясняется, что мудрецы ввели специальный запрет для своего поколения углубляться мыслью о том, что утратил еврейский народ, лишившись храма. А почему? Потому что мудрецы, понимавшие, о чём идёт речь, углублялись в это и умирали от разрыва сердца. Мы не умираем от разрыва сердца. Нам хорошо – мы сироты. Мы самое низшее поколение.
     Хорошо, я ответил на все вопросы Залмана. Да, есть ещё один вопрос, конечно…

     - Возможно ли единство науки и религии?

     - Господа, это не я, а научные работники придумали слово метафизика. Поскольку, как известно, все науки, кроме математики, которая в общем смысле наукой не является, занимаются исследованием Вселенной, т.е. материально-пространственного временного континуума картины. Понятно, что вопросы, а зачем? - Это уже метафизические, т.е. не физические. Тем не менее, как я понимаю, величайшим открытием физики, астрофизики ХХ столетия - это слова знаменитого парализованного астрофизика Хокинга - был найден радиофон. О чём идёт речь? Был большой взрыв. А вы понимаете, что такое в философском смысле большой взрыв. Это означает, что у нас есть начало, а, следовательно, можно подразумевать и конец. И тогда уже можно говорить о первопричине без возможности спорадического, случайного появления жизни. И что? А то, что был открыт радиофон. В конечном итоге было совершено это открытие. Если был взрыв, то должно было быть нечто вроде эха этого взрыва. Не эхо, а некий фон того взрыва был открыт буквально пять лет тому назад. И Хокинг назвал это открытие величайшим открытием в астрофизике ХХ столетия.

     В науке сейчас есть ещё одна очень красивая вещь. Оказывается, существование человека завязано по множеству параметров, ну, например, озоновый слой. Чуть толще – и холодно, и нет жизни; чуть тоньше – из-за радиации нет жизни и жарко. Что я хочу этим сказать? Чем дальше в лес – тем больше дров! Наука никогда не противоречила религии. По крайней мере, сегодня множество физических фактов, так или иначе, указуют, на целенаправленность физики вообще. Соединять эти вещи зачем? Как мне объяснили в Лос-Анджелесе, где я был 2 недели назад: физик-теоретик, совершенно не смущаясь тем, что свет – это и не корпускулы, и не волна, а что-то непонятное, подставляет в формулу и получает результаты и ему совершенно не мешает, он так привык. Вот, всё точно получается. Экспериментально работает. И никаких проблем!

     Понимаете, наука занимается своими делами. Наша с вами задача, людей, которые всё-таки не перестали думать и не отчаялись, это попытка ответить на один-единственный вопрос. Меня лично (не знаю, как вас) интересует только один вопрос – вопрос о моём личном счастье. Меня интересует только одно: как стать счастливым. И то, из-за чего я к вам приехал – это по-прежнему, о моём личном счастье. Я не виноват, так уж получилось, господа, что моё личное счастье зависит от вашего личного счастья. Как я уже говорил, 29 июня 1941г. к стенке были поставлены и раввины с сыновьями, и коммунисты. А, кто из них был прав – нацистов не интересовало. Их мировоззрение нацистов не интересовало, так же как и не интересуют арабов, которые взрываются в автобусе. А во что вы верите? А соблюдаете ли вы Шабат? Поймите, господа, я за соблюдение Шабата, чтобы не было никаких смыслов, но я не Машиах, я не могу сделать так, чтобы все евреи соблюдали Шабат; но что мы с вами да можем сделать? Вы помните, как умер Сократ, замечательный философ? По приговору Афинского суда. 297 граждан Афин проголосовали и большинством голосов его заставили выпить чашу с ядом; а знаете, по какому параграфу Кодекса его обвинили? Растление молодого поколения! Как это выглядело? Это приблизительно то, чем пытаюсь заниматься я. Это то, ради чего я к вам приехал. Он совсем по-еврейски, прямо на улице, подходил к молодым людям, брал их за пуговицу, приставал к ним с вопросом: «Слушайте, зачем вы живёте? Берёшь, берёшь и ещё берёшь, а дальше?» У нас был ученик из города Севастополя. Я его спрашиваю: «Игорь, - я ему говорю, - у вас папа русский, никаких проблем с антисемитизмом, прекрасно устроены, частная клиника, ну зачем вам надо было придти к нам учиться?» - «Вы понимаете, уважаемый, я работал реаниматором; в реанимации я такого насмотрелся! Привозят старушку, благостную, лет 80, с крестиком, обширный инфаркт, ей осталось жить несколько часов. Я ей говорю: «Бабушка, может наркотик вколоть? Будет больно!» - Она говорит: «Сынок, у меня всё хорошо, пойди займись другими». И привозят нового русского – это невозможно слышать! Мат-перемат, на всех, на сестёр, на врача, на жену, ведь, он извините, только во вкус вошёл, только начал и только вошёл в азарт.

     Таким образом, Сократ растлевал афинскую молодёжь. Заставлял её думать, и они переставали быть хорошими гражданами. Что было обидно для Афин: такие хорошие законопослушные, малодумающие винтики. Я к чему собственно к вам приехал? Моя задача, как и всегда, задавать вопросы, я возмутитель спокойствия, и потому так обидно, что нет молодых людей. Потому что их возмущать одно удовольствие. Люди постарше кивают головой, как бы в знак согласия и продолжают жить, как живут. А молодые люди возмущаются по-настоящему. Это так приятно, что они неравнодушны.

     - Кто такой еврей?

     - Господа, это очень просто определить, кто такой еврей. Евреи, господа – это профессия. И в данном случае, если хотите, я к вам приехал с еврейской точки зрения. Я ещё её называю точкой зрения Рабиновича. Как-то раз Рабинович сказал, что Христос ходил по воде, - верю, но что вода была глубже, чем по колено, - не верю! Вы понимаете, что меня смущает? Писали объявления, а они не пришли. Какие они евреи? Понимаете, как-то раз Рабинович позвонил в райком партии и спросил: «Б-г есть? Нет? А когда бу-у-уде-е-ет?» Господа, куда подевались Рабиновичи? Что движет мною?

     Помните старый советский анекдот? Рабинович встаёт на партсобрании и спрашивает: «Я хочу знать, куда подевалось мясо?» На следующем партсобрании встаёт Абрамович и говорит: «Я уже не спрашиваю о мясе, я хочу знать, куда делся Рабинович?» Я вас уже не спрашиваю о Шабате, но где ваша молодёжь? Где ваши вопросы? Что один Залман приходит ко мне с вопросами? А если вы не задаёте вопросов, то ваша молодёжь всё знает. Одни желания: и это хочу, и это, ещё, ещё. У них нет времени задавать вопросы, но если вы, люди чуть поопытнее и постарше, не задаёте вопросов, то вы должны их, извините, подъедать изнутри. Ну, дорвёшься, а дальше? А что дальше? Рассказывают, что к Рабиновичу как-то пришли буддисты, умные ребята. У вас тут я слышал есть христиане умные. А буддистов нет? Ничуть не менее умные, чем христиане. Я знаете, как этих христиан называю? Jewish for Jesus – Евреи Христа ради. Передайте им от моего имени: евреи Христа ради. Это не я их так назвал! Jewish for Jesus! Я всё правильно перевёл! Чтобы вы не сомневались! Я к чему? К Рабиновичу пришли умные люди, не менее умные, чем христиане, буддисты и рассказали ему о Нирване, всё так гармонично и прекрасно! Рабинович говорит: «Ну, хорошо, это прекрасно, а да-льше что-о-о?» Мы перестали быть Рабиновичами. Где наши вопросы? Лауреаты Нобелевской премии. Вот евреи любят вопросы задавать. Почему только евреи? Вот сейчас было 8 евреев по науке - лауреаты Нобелевской премии 3 месяца назад. Я открою вам маленькую дивную тайну. Евреи ничуть не умнее других людей, и Эйнштейн не был умнее, чем Гейзенберг или Планк. Но вы помните, как родились мы, еврейский народ? В Пейсах! А с чего у нас начинается Пейсах, с чего у нас всё начинается? «Ма ништана а-лайла казе?» Понимаете, почему эти евреи становятся лауреатами Нобелевских премий? Не потому что они умнее, а потому, что они беспокойные, они всё время вопросы задают. И когда получают ответ, они задают другой вопрос, ещё более глубокий.

     - Зачем Господь создал человека?

     - Я отсылаю вас к своей книге, тот же вопрос есть у нас на кассетах. «Если существует абсолютный Всевышний, то зачем Он стал Творцом?» Вы понимаете этот вопрос? Объясняю. Он абсолютен, у него нет недостатков, правильно? Но раз он стал Творцом, значит, он хотел. Скучно ему было? Тогда он не абсолютен. Почитайте, господа! Стоит купить, стоит всего 30 шек., не разоритесь, вы ведь на кабельное телевидение платите в месяц больше. Честно скажите!

     - Там есть сериалы.

     - О, кстати, по поводу сериалов! От имени медицины! Если вы хотите гарантировано получить склероз – рассеянный, не рассеянный – смотрите сериалы. Чаще и больше смотрите сериалы: склероз вам гарантирован! Да, вопрос, дама.

     - Как работать с молодёжью, как объяснять им?

     - Моё мнение (поймите – я не Машиах и мои рецепты действуют на определённый процент евреев): доставайте их вопросами. И рассказывайте в двух фразах. Мне рассказывал мой уважаемый коллега р.Свирский, психолог, что любая аудитория даёт лектору всегда кредит, аванс, и готовы его слушать даже если он говорит глупости – минуты полторы. Любой молодой человек, с которым вы обычно сталкиваетесь случайно, потому что на близких вам повлиять очень тяжело. Мой брат – профессор математики, он меня слушать не готов, он никогда не придёт в эту аудиторию: я младший брат (что может рассказать младший брат?). На близких вы, скорее всего, никак не сможете повлиять, но пробовать надо.
     Я предлагаю, наша программа предлагает: те, кто захочет, может с нами учиться. И эта программа дистанционного обучения, вы получаете аудиоматериалы, можете слушать наши кассеты, просто по телефону один на один будет с вами общаться наш тьютор, для мужчин есть мужчины, если это кому-то особенно важно. По телефону обычно проблемы не возникают.

     Ещё раз даю мой рецепт: подходишь к человеку, не чуждому науки, - всё, конечно, зависит от типа. И говоришь: «Слушай, очень интересную вещь обнаружил. Оказывается, в XIII веке рав Моше бен Нахман (имени такого никогда не слышал), сказал, что предельное состояние материи - это энергия. Е= мсІ». Есть разные уровни. Нет, есть уровень половых гормонов. И на этом уровне кое-что можно... Господа, в прошлом году меня приглашает Сохнут прочесть лекции для 100 молодых людей, не считая девушек. Студенты русскоговорящих колледжей, семинар. Я даю, естественно, 15 тем на выбор, одна интереснее другой. Выбираются 2 темы: «Воспоминания старого десантника» (так получилось, что я служил когда-то в десантниках), и ещё одна тема: «Секс – еврейская точка зрения». Других тем выбрано не было. Я же не против, господа, давайте договоримся, я готов приехать ещё раз, тема будет «Секс – еврейская точка зрения». Религиозные евреи, не будьте шокированы. Лекция знаете, с чего начинается?

     Такого слова «секс» в Торе нет! И говорить о сексе – это унижать и принижать человека. Всякой твари было создано по паре, для воспроизведения. А человек был. Помните, знаменитый феминистский вопрос: является ли с еврейской точки зрения женщина человеком? Ответ – женщина человеком не является, равно как и мужчина, ибо человек был создан, как единое существо. И дальше идёт важнейшая идея иудаизма и при этом молодёжь реагировала очень хорошо, я не обманываю, я дал еврейскую точку зрения и объяснил, что соответствующий параграф из еврейского законодательства называется… Знаете, как называется законы о физической близости между мужем и женой в еврейском «Шульхан Арух»? Это сегодняшнее название – миньют. Ильхот ишут. А ну-ка переведите! - «Законы о человеческих отношениях!» Физическая близость между мужем и женой - человеческие отношения? По-моему, они что-то здесь не то нашли.
     К каждому молодому человеку нужно искать свой ключик. Нет универсальных рецептов. Кого-то можно зацепить философией, с кем-то надо играть на уровне его мировоззрения, но в принципе мы должны пытаться, у нас нет вариантов, господа. Не знаю, как вы, как в старом советском анекдоте, который переиначили.
     Особенно хорошо смеются над ним те, кто живёт за границей. Евреи у нас в Израиле: оптимисты учат английский язык, пессимисты – арабский, а реалисты учатся подводному плаванию. Господа, вы только вдумайтесь, - помните, когда вы сюда приехали, какое было положение? Сколько лет прошло? 12? 15? Я уже почти 30 лет здесь живу. Я помню времена, когда ещё были сионисты в Израиле, я живых сионистов ещё помню! Тогда ещё палестинского народа не было. Сейчас, слава Б-гу вышли мемуары (7 лет назад) полковника румынской разведки, который по заданию Чаушеску в 1968г. придумал палестинский народ! Он придумал святыню для них. Ну, была мечеть, - сколько есть у них мечетей? - но так, чтобы святыня палестинского народа? Да слова такого не было, «палестинский народ»! Были арабы: арабы такие, арабы сякие. Кто-то отличает араба, который живёт в Сирии от араба, который живёт в Египте? Наверняка разница есть, но в чём? Я к чему? У нас сейчас есть такой урок, больше для людей среднего возраста: «Палестинский народ – мифы или реальность».

     Шестая глава последней книги «Путешествия по недельным главам» «Толдот» начинается со слов: «Вот порождения Ицхака, сына Авраама». И о чём там? О том, как рождается Эйсав и Яаков, - помните, близнецы-братья, - а потом выкуп первородства; а потом благословение Ицхака; о бегстве Яакова; но между двумя событиями вклинивается история об Ицхаке и Ривке и палестинском народе. И как они роют колодцы, и что они там делают. Есть такой хороший вопрос, господа: «А почему Тора находит нужным поломать хронологию, поломать сюжет и втиснуть мне Эйсава, да ещё и палестинца?»
     Или хотите, ещё по-другому задам вопрос. В 137 г. император Адриан Элиа - великий ненавистник евреев, в крови утопивший восстание Бар-Кохбы, чтобы стереть в 137 г. вообще как бы и само понятие ненавистных евреев, переименовывают провинцию Иудея в Палестину. Вус? Господа! Вус? Вопрос Рабиновича. Ну почему? Палестинцев уже тысячу лет нет. Ну, ещё нет на политической карте. В конце концов, «Кнаан» назвал бы, («Кнаанская земля», как она называлась). Назвал бы её землёй Гергашей, или Ивусейской, - понимаю, но палестинцы здесь не жили.
     Они жили в прибрежной полосе, были рэкетирами. И даже назло не получится: что он, историю знал так хорошо? Вы знаете, все народы, которые были 1000 лет назад?

     - Русские тоже говорят: «Наши Палестины».

     - Да, но это уже христианство. Оно появилось позже. Распространилось после императора Адриана. Поймите, когда они туда пришли, она уже называлась Палестиной. Они не виноваты. Император Адриан Элиа сделал это в 137 г. В 137 г. христиан ещё не было вообще. Это были мелкие группки, их ещё никто не замечал. Вот через 150 лет уже Константин, первый император, уже принял, «сделал» христианство, но к тому моменту уже давно была Палестина. И отсюда это вошло в русский язык. Наши Палестины и т.д. Откуда? Почему? Кто такие палестинцы? И вдруг у нас с вами, на пустом месте возникает палестинский народ. И в нашей Торе, оказывается, такое написано!

     - Они разбежались, как жуки.

     - Это всё не так просто, господа. От того, что мы их обругаем, легче нам не будет, ничего не изменится. Вопрос: делать-то что?

     - В Торе написано о наказании.

     - Господа, в этом мире нет награды и наказания вообще! Я приведу вам маленький пример: маленький мальчик разбивает любимую мамину чашку, режет пальчик, видит кровь, ой-ой-ой! Ему больно, но это не наказание. Наказание будет, когда мама с работы придёт. Господа, вы зря утешаете себя наградами и наказаниями. Их здесь нет.

     - Но как-то надо нам дать понять, что мы как-то не так себя ведём?

     - Несомненно! Мы заплатили 7 миллионами еврейских жизней, и получили за это, прошу прощения, не очень хорошее государство. Не дорого ли, господа? Помните, как любили шутить в Советской России? Ещё не родилась та женщина, которой можно было бы сказать: «С твоим характером могла бы быть и покрасивее». Понимаете, 7 млн. жизней мы заплатили за это государство! Нельзя было сделать что-нибудь получше? Попривлекательнее? Господа! Книжка о катастрофе. Я цитирую сам себя. В главе вступительной: «Банально, но массы не извлекают уроков из истории. И задача, которую я ставлю перед собой, обратиться тем, кто честно пытается, пусть немного». Господа, поймите, мы с вами не Машиахи, спасти еврейский народ мы не в силах, но почему бы нам не попытаться спасти себя самих и своих близких? И то, что мною движет – это именно такая попытка, ибо сказано, что во время третьей мировой войны спасутся те, кто будет сидеть в Сукке, из чего не очень умные люди делают вывод, что война будет в праздник Суккот. Нет, Сукка - это полномочное представительство Всевышнего здесь на Земле! В США есть посольство Монголии. Если вы в него войдёте, то окажетесь на территории Монголии, а не США. Я о чём? Я из вас строю себе и своим близким Сукку! И предлагаю вам заниматься тем же самым. Нужно не так уж много. Я знаю, что у вас нет свободного времени! Даже у бабушек и дедушек его нет. Но у вас же есть несвободное время! И мы специально для вашего несвободного времени придумали целую программу. Никаких скидок нет на то, что вы что-то знаете или не знаете. Программа предназначена абсолютно для всех, но только одно единственное условие – это должно быть интересно! Захватывающе! Что мы делаем? Мы даём материал в той форме, вы сейчас это увидите, чтобы вы могли этот материал пересказать другим. Говорят мудрецы: «Слова, которые, идут из сердца, могут попасть в сердце». Поэтому наша визитная карточка - интересность, нестандартность. Мы пытаемся заставить людей думать. Пытаемся привлечь внимание.

     - Что было раньше духовное значение праздников Суккот и Шавуот или сначала это были сельскохозяйственные праздники?

     - Раньше были праздники во всём их духовном значении, потому что год и время были выстроены подобно пространству, но вопрос задаёт наш Виленский Гаон. Он говорит: «Праздник Суккот – величайший духовный праздник, завершающий таким образом весь год, но почему он как бы связан со сбором урожая, который был настолько, извините, материальная вещь?» И ответ даётся следующий: «Радость, настолько важная вещь в нашей с вами жизни» - одна из тем, которую я тоже предлагаю для следующего визита. А иначе, нет смысла приезжать. Я не приезжаю агитировать за «советскую власть». Слава Б-гу, есть много русскоязычных и ивритоязычных лекторов, которые этим занимаются, - меня это не занимает. Меня советская власть в лице иудаизма не интересует. Мои политические воззрения очень определены. Я - «беспартийный монархист». Помните, как Остап Бендер? Жду Машиаха.
     Моя идея очень простая. И есть ещё много других идей. Я знаю, что к вам приезжал р.Мешков, р.Свирский. Понимаете, у каждого есть своя идея. Всяких есть и всяких надо! Кому-то нужен я и наша программа, кому-то нужен р.Мешков, или р.Свирский. К чему я вас подвожу? К тому, что наша программа построена и нацелена на задавание вопросов. С помощью самых-самых таких вопросов и самых интересных ответов. И она вся построена на интересности, Она, кроме того, построена на личностной связи, на личных ощущениях. Каждый, кто начинает учиться, получает личного репетитора, который вас лично обзванивает, каждого. К каждому курсу есть вопросы, есть методические материалы и т.д. Кому интересно – подойдёте, узнаете подробно.

     Я хотел бы поговорить о презентации самой последней книжки о недельных главах. И для чего сделана эта книжка? Эта книга написана как антология поэзии. Как делается антология поэзии? Обычно автор антологии включает свои любимые стихи. Здесь собраны, конечно, не все, но определённого уровня любимые мною комментарии. Приблизительно 50 % этих комментариев я получил от моего учителя. Они нигде не написаны, ни на каком языке, это комментарии моего учителя р.Моше Франка, ещё 50 % - это комментарии от любавического ребе (покойного) и до того же рава, вязанная кипа, современного р.Мордехая Элона. Для чего она, тем не менее, написана? Объясняю, господа. Дело в том, что из переводов Торы русские переводы - из худших. Просто из худших, а обычные издания, с моей точки зрения, совсем никуда не годятся. И оскорбляют, прошу прощения, мою интеллигентность. В редких исключениях у Шамира, в этих чёрных книжечках, бывают некоторые интересные очень глубокие комментарии, любавических ребе: последнего, предпоследнего… Есть очень хорошая попытка, но, к сожалению отвратительно выполнена. Это р.hирш на русском языке. Они перевели рава hирша. И того р.hирша, на которого я ссылаюсь, просто нет. Почему? Они взяли английское однотомное издание, сокращённое. В Англии есть пятитомное огромное издание. Есть ивритское издание. Они же взяли однотомное английское издание, сокращенное, где присутствуют 15% текста комментария р. Гирша. И вот его они перевели, и, к тому же, не самым лучшим образом. Мне уже показывали парочку таких переводов! И это всё, что есть на русском языке. Потому я пишу книгу путешествие по недельным главам». Вышла её первая часть – это 12 глав книги Берешит. Это как социальный заказ: показать вам, что Тора – это не то, что вы думаете. А то, что вы религиозные и знакомы с ней уже 10? 15 лет? Господа! Я знаком с нею 25 лет. Я со своей женой знаком 18 лет. Дай Б-г, 18 лет мы женаты. И я не считаю, что я её хорошо знаю. Не знаю, насколько вы хорошо знаете ваших близких, так вот Тора бесконечна. И всё, что я пытаюсь сделать в этой книге, показать вам, что всё, что мы знаем, всё, что мы думаем о Торе – это «тьфу» по сравнению с тем, что в ней на самом деле есть. Вот это главная задача. Там есть достаточно много ответов на ваши вопросы. Один из этих ответов я вам сейчас дам. Господа, давайте сделаем урок, я поменяю всю программу, мы сделаем урок: «Как выкупить первородство души». Он тоже нам очень важен. Он тоже связан с книгой, которую я вам представляю, а именно: «Путешествие по недельным главам».

     Все вы, наверное, знаете, или слышали, по крайней мере, что рождается Эйсав и Яаков. И Тора почему-то очень подробно описывает, как это происходит. Помните? Яаков держится за пятку Эйсава, Эйсав рождается волосатым, причём очень волосатым; а о Яакове мы дальше узнаём, что он был человеком гладким, «человеком шатров». Но тот, с кого я хочу начать, немножко объяснит нам, что я пытаюсь сделать в этой новой книге. Это Раши! Для Раши, господа, у меня нет эпитетов. Например, р.hирш, который жил в XIX столетии, он более всего отвечает на наши с вами вопросы. Почему? Он свой комментарий, фундаментальный, написал на немецком языке. Почему на немецком языке? Помните в старые советские времена девушка на вопрос: «Вы еврейка?» - отвечала: «Нет, просто у меня лицо интеллигентное». Единственное, что осталось у немецких евреев от их еврейского – их интеллигентность. К ним, а, по сути, к нам, обращается р.hирш в своём комментарии. Р.hирш гениален, а для Раши у меня нет эпитетов. Представим себе, что такое Раши.

     Рав Шломо сын Ицхака, сразу оговоримся, историческая личность. Его комментарии, точнее кусочки из него, изучает всякий студент, желающий получить вторую степень по французскому языку. Почему? Потому что он переводит самые трудные слова на разговорный язык своего времени. А он жил в XI веке, его язык был старофранцузский, и поэтому сегодня его комментарии - есть великолепное, возможно самое полное пособие по старофранцузскому, которое существует. И все студенты, которые хотят получить вторую степень по старофранцузскому, вынуждены слушать курс по Раши. А Раши уже при жизни своей стал классиком. При том, что учтите, история, которую я вам рассказываю, могла произойти потому, что, с одной стороны – он стал классиком, с другой – средств массовой информации ещё не было, все его комментарии (тысячи экземпляров!) расходились по всему миру, я не преувеличиваю, и их тут же переписывали. Гуттенберг появится только в XV веке. Печати ещё не было, XI век. История о Раши – визитная карточка.

     Плохая погода, Раши работает виноградарем, не близко от дома. Кстати, очень кропотливый труд и вообще отдельный вопрос, как он мог быть Раши и при этом работать виноградарем. Но это не ко мне вопрос, а ко Всевышнему. Итак, Раши возвращается с поля необычной дорогой, непогода, дождь и он заходит в корчму, где его никто не знает в лицо. Еврейские хозяин и посетители корчмы, громко размахивая руками, обсуждают в ней Талмуд. И на Раши внимания не обращают.
     Быть может, вам кажется, Что описанное - фантастика. У нас сохранился совершенно интересный документ конца XIX столетия. Все ужасно боялись анархистов, бородатых, которые бомбы кидали. А что было? Помните? В Австро-Венгрии был престарелый Габсбург, Франц Иосиф. Гаврила Принцип в 14 году, Сараево, 6 пулек, убийство эрцгерцога Фердинанда и так началась Первая мировая война… Так что, не зря боялись. И вот донос в полицию, что бородатые мужики что-то громко обсуждают, был налёт и сохранился протокол. Оказалось, что ломовые извозчики-евреи, - слышите? - ломовые извозчики, не самые интеллигентные, собирались после трудового рабочего дня. Так что пусть ваша молодёжь не рассказывает, что они тяжело работают, чтобы обсудить вопросы юриспруденции. Слышали такое? А как написать Талмуд? Юриспруденция.

     Короче, громко размахивают руками в харчевне (а Раши, промокший, стоит у входа и ждёт, когда, наконец, хозяин обратит на него внимание), в этот момент хозяин говорит, указывая на обсуждаемое в Талмуде место: «Я не понимаю, что здесь хочет Раши?» Тогда включается Раши: «Раши хочет, если можно, тарелочку горячего супа». Эта история про Раши, ей тысяча лет. Даже, если её придумали, она, несомненно, визитная карточка этого незауряднейшего из евреев. В качестве объяснения этого утверждения – история.
     В 1916 г. был еврейский юноша в иешиве Хафец Хаима в Литве (потом они переехали), а он был немецкий гражданин. Но он был еврей, и учился в иешиве. А, как немецкий гражданин, он должен был заявить о себе, отправиться в концлагерь – их же интернировали, немецких граждан. То, что он еврей, никого не интересовало. Он продолжал учиться, и нашёлся добрый человек, написал донос. Его арестовали.

     Что это значит? Это обвинение в шпионаже. В военное время – это расстрел. Его защищал русский адвокат. В качестве главного свидетеля защиты он вызвал знаменитого Хафец Хаима. И вот адвокат представляет его уважаемому судье: «Вы знаете, кто этот человек, которого я сейчас приглашу в качестве свидетеля защиты? Про этого человека рассказывают следующую историю. В его дом забрались воры, и, увидев воров и поняв, что он не может их догнать, он, пожилой человек, знаете, что кричал им вслед? «Всё, что вы украли, я вам дарю, дарю». Русский интеллигентный человек (тогда ещё в России была интеллигенция) мягко улыбнулся и сказал: «Ну, знаете, какие могут истории рассказывать о людях?» На что не менее интеллигентный адвокат улыбнулся и сказал: «Знаете, почему-то про нас с вами, господин судья, таких историй не рассказывают».
     Так вот, господа, это Раши. Что говорит Раши? Вот каким способом он комментирует рождение Эйсава и Яакова (я смягчаю, т.к. у Раши, господа, сказано гораздо более жёстко): «Яаков был зачат первым, и потому родился вторым». Раши даёт ещё картину: «Выйди и поучись у трубки, зауженной с одной стороны. Если в неё положить два камня (сначала один, потом – сверху – другой), то, когда будем вытряхивать, выйдет сначала второй, а потом – первый». Самое время задать вопрос: «Что хочет здесь сказать Раши?». То, что это не имеет отношения к физиологии, это и коню ясно. А к чему это имеет отношение? О чём он? Ещё раз: у меня вопрос не про законные права Яакова. У меня вопрос к Раши, что он здесь хочет сказать, что за трубка, что за камни, и откуда ему известно, что Яаков был зачат первым? Я ещё как бы «обинтеллигентиваю» оригинал, чтобы не оскорблять ваш слух.

     Начнём со старого-старого вопроса. Как-то раз у армянского радио спросили, что было раньше: яйцо или курица (я рассказываю в это своей книге). Ответ: раньше (т.е. до революции) было всё. К чему я вспомнил армянское радио? А что было раньше: дух или материя? Мы задали вполне «марксисьтско-лениський» вопрос. Я хочу сейчас ассоциировать Яакова с душой, а Эйсава с телом. Но прежде ещё один вопрос: что было раньше, Небо или Земля? Есть Земля и есть Небо! Есть верхнее и есть наше повседневное! Есть материальное и есть духовное! Так что было раньше? Что первоначальнее Земля или Небо? «Вначале сотворил Всевышний Небо и Землю». Всё было бы понятно, если бы в следующем параграфе Пятикнижия не прозвучало: «В день задействования Земли и Неба». Вначале сотворил Всевышний Небо, а потом Землю. Зато чуть дальше сказано сначала Землю, потом Небо. И теперь всё стало непонятно.

     - Одновременно?

     - Нет, не получится, вы сейчас увидите, почему. К тому же это неинтересно. Почему не может быть одновременно? Одновременно можно, когда есть время, а когда его нет – увы! Есть причинно-следственная связь. Времени ещё не нет. Время ещё не создано. Потому должна быть причина, а потом следствие. Ответ не раньше-позже, а причинно-следственная связь и она железная, - детерминизм. К чему я вас подвожу? Глаголы разные! Как сказано? «Сотворил Небо, а потом Землю». А в следующем параграфе: «задействовал». Пример, который я всегда привожу (здесь есть люди, которые уже слышали, я привожу его не в первый раз): конец XV столетия, Микеланджело, и в его голову приходит идея… показать смерть. Он думает об идее и это – замысел. Следующее, о чём он думает – это форма (в какой форме это выразить?). Статуя называется «Умирающий раб» (или «Умирающий пленник»). Вслед за формой – материал. Ну, материал самый простой - белый каррарский мрамор. Ещё раз напомню последовательность. Замысел, потом форма и в конце – материал. Но, когда он начинает реализацию, то всё идёт с точностью до наоборот. Он едет в итальянские Альпы в Феррару, он находит там глыбу мрамора по известному ему методу, отсекая всё ненужное. Он «высвобождает» эту статую. Она стоит в фамильной церкви, рядом с площадью Сеньории, во Флоренции, в фамильной церкви семейства Медичи, Санта – Кроче называется. Я не мог её видеть, но облизывался. Еврею туда нельзя заходить; но те, кто видели, господа, говорят, что они видели смерть. Просто смерть перед глазами. Он был гений!

     Обратите внимание: на уровне замысла идёт сначала идея, затем форма, и потом уже материал. Но, когда мы реализуем, то мы начинаем с материала: придаём ему форму. И, если мы гении, то становится очевиден замысел творца. Теперь обратите внимание на глаголы. Вначале – «сотворил» (на уровне творения) Небо, потом Землю. Но, когда уровень задействования реализации, то сначала Земля, затем Небо. Теперь поговорим о нашем с вами личном счастье т.к. я только этой темой сейчас интересуюсь. Это всё была только некая теоретическая база. Теперь мы переходим к Эйсаву и Яакову и сможем оценить Раши. Дело в том, что как вы помните, Эйсав рождается волосатым. А волосы – самый внешний орган человеческого тела. Почему? Вот, например, мы обстригаем ногти. Можете себе представить, вырвать ноготь? У нас (евреев) в Шабат обычной расчёской расчёсываться нельзя – волосы на ней остаются. А волосы в Шабат выдёргивать запрещено. Волосы – наименее связанные с нашим телом: они как бы часть, но наименее связанная, самая внешняя по отношению к телу, и потому это символ внешнего! Эйсав был «человек поля», так его характеризует Тора: «Иш-а-садэ». А Яаков? Он – полная противоположность, он – «человек шатров». Он – внутренний. И Раши говорит нам следующую вещь: мы с вами рождаемся материалистами. Ребёнок вообще ассоциирует себя только со своим телом. Понемножку, с возрастом мы обнаруживаем интереснейшую вещь. Оказывается, мы – это не только наше тело! И даже не столько наше тело! И вот тогда возникает главный вопрос, на который нам Раши, в общем-то, и даёт ответ. Почему Всевышний, желая сделать меня счастливым, меня таковым не сделал? Ну почему я не духовен? А ежели я такой духовный, то почему я такой материальный? И почему, во-первых, материален, а во-вторых – чуточку духовный.

     Именно потому, говорит Раши, что Яаков во-первых, но рождается во-вторых. Замысел, господа, всегда идёт после его пути к нему. Эйсав – материальное внешнее, Яков – внутреннее. Именно потому, что дух - во-первых, Небо - во-первых, к нему надо придти. В борьбе ты обретёшь право своё! Именно потому, Яаков во-первых зачат, потому в мире он будет во-вторых; наша душа – она во-первых, наше тело - оно во-вторых. И вот сейчас начинается главный вопрос, господа: ну как сделать так, чтобы душа с телом не гавкались, а как-то ладили? Маленький пример: рано утром, на рассвете, еврею полагается идти в синагогу, на предмет молитвы. Я вам открою маленькую интимную тайну: рано утром я хочу спать, я не хочу вставать идти молиться в синагогу. Далее мы всё-таки просыпаемся, т.е. я с моим телом. Я говорю своему телу: «Тело, дорогое, пойдём в синагогу», - «Хочешь, иди, а я спать хочу». Что получается: моя душа ведь сама не может пойти в синагогу. Тут возникает проблема. Вы, наверное, знаете рецепт наших братьев по разуму, христиан? Что они говорят? «Уничижать тело, плоть». Это христианская идея. Не наши методы, господа. Кстати, они не работают: всем известно про сексуальные извращения в этих монастырях. Это мы уже проходили (2000 лет христианству) – кому интересно, можете это посмотреть, как им удалось эту плоть… А плоть и ныне там. А теперь еврейский рецепт, и это настолько еврейский рецепт, что его никто не мог забрать у нас. У нас много чего заимствовали. От молитвы «Отче наш» и «ежи еси на небеси» (это плохой перевод нашего «Авину малькейну») – и до идеи пятидесятников (пасха у них и т.д.). Но это они не могли у нас забрать, потому что такое только евреи могли придумать. Какой у нас в Торе у Эйсава и Яакова мотив? Яаков приходит к Эйсаву купить первородство. Напрашивается вопрос: «Как можно купить первородство?»

     - За чечевичную похлёбку?

     - Чечевичная похлёбка господа – это не просто, мы сейчас увидим. Но сама идея вам нравится? Представляете: купить! Утром рано вы просыпаетесь и говорите: «Дорогое тело! Пошли в синагогу, поелику в следующем мире…» - «В следующем мире меня не будет». Тогда чем платить душе? Как выкупить это самое первородство? Ответ изумительно важный для нашей с вами жизни и для рецепта нашего с вами личного счастья, и очень простой. Это вы думаете, что заплатил за первородство Яаков похлёбкой. Господа, если вы приходите продавать квасное в Пейсах гоям через раввина, т.е. назначаете его вашим посланцем, и от вашего имени он будет продавать это, то, что будет участвовать вместо вас – раньше, я знаю, это были носовые платки, а сейчас обычно пишущая ручка. Будет подниматься ручка и это символ заключённой сделки. Рукопожатие невозможно. А если женщина пришла? Раввин при всём уважении не может пожимать руку чужой женщине. В чём идея? Поднимается материальный предмет: как бы объявляется всем, кому это интересно, что сделка заключена. Уполномочивается.
     Я подвожу вас к тому, что чечевичная похлёбка была лишь материальное завершение сделки. Чем заплатил Яаков Эйсаву? Маленький вопрос для тех, кто уже немножко испорчен иудаизмом. Вы помните, что Ицхак был самым богатым человеком на земле, наследником самого богатого на земле человека Авраама? Кому достаётся всё материальное наследство Ицхака? Яаков с палкой, посохом переходит Иордан. Он получил какие-то «выходные» деньги, но из громаднейшего богатства Ицхака – ничего. Всё остаётся Эйсаву.

     Нашему телу надо платить всем. Что значит «всем»? К телу надо относиться дружелюбно, не хуже, чем к автомобилю. Его нужно прогуливать время от времени, мыть иногда, как любимую машину. Конечно, нельзя переходить границы. Машина не роскошь, а средство передвижения… нашей души, если мы говорим о теле. Теперь более глубокая идея, уже конкретный рецепт, как это делается. Рецепт важнейший! Слушайте внимательно, как я лично убеждаю своё тело.
     Медицинский вопрос, я думаю, медработники здесь наверняка присутствуют: какова причина всех болезней? Ну, грипп свирепствует – бывает, иммунная система не сработала. А что мешает ему? Вы знаете, в нашем организме у всех, без исключения, даже у маленьких детей, образуются раковые клетки, и иммунная система их всех убивает. А, если, не дай Б-г, она не срабатывает? Медицина говорит, причина всего – стрессы (я переведу на русский язык: плохое настроение). Понимаете: «Нам ли быть в печали», господа? В чём идея иудаизма и что даёт нам Тора, кроме всего прочего? Мне лично она даёт оптимизм!

     Нормально плохое настроение, ведёт, не дай Б-г к меланхолии, столь воспетой в русской культуре, а та ведёт к грусти, а хуже грусти уже ничего нет, с медицинской точки зрения. Потому что, если вы в печали, господа, ждите болезни! У меня есть потрясающе простое средство. Я чувствую приход плохого настроения: ну, жена с тобой не очень нежно обошлась. Бывает, жена тоже человек, что делать. У неё тоже бывает плохое настроение, и она в своём плохом настроении, естественно, винит тебя. Откуда у моей жены плохое настроение? Это значит, что я не помог ей в этом, в этом, в этом, а также в этом, этом, и ещё в этом – понятно. Есть одно средство, и оно такое простое. Я, когда чувствую приближение плохого настроения, начинаю бороться сразу: «Плохое настроение нельзя, оно вредно отражается на здоровье. Нервные клетки умирают и не восстанавливаются. Тело хочешь быть здоровым? Благодушным? Энергичным? Ты встанешь на молитву, зато будешь целый день, как огурчик! Будешь, как огурчик целый день с подпиткой, со всеми делами».
     Понимаете, это не просто молитва! Моя собственная система борьбы с плохим настроением очень простая. Что такое плохое настроение? Давайте копнём капельку, мы не психологи, но капельку можно.

     Моя жена эти фокусы уже знает. Она говорит: «Получил, заслужил!» Что это значит? Это значит, что, если на меня накричали (почему у меня плохое настроение?). Как на меня такого большого, хорошего, умного накричали? Ведь, в основе нашего плохого настроения лежит наше преувеличенное представление о себе. Ещё раз: откуда идёт плохое настроение? Я думал о себе…, а, оказывается… Не надо в этом смысле много о себе понимать. Я, слава Б-гу, знаю иврит, и открываю на любой странице «Пахад Ицхак» р.Гутнера. И что происходит? Открываю на любой странице, читаю и вдруг вижу, что я на самом деле такой маленький. На что обижаться? Вы понимаете: оказывается, именно потому что ты такой маленький… Помните, маленькие дети: у них нет головы, и когда им не дают игрушку, они начинают плакать, выпрашивая себе игрушку или сладости, или ещё что-нибудь. Но у нас голова уже немножко есть, и что мы можем сделать? Уменьшая себя в размерах, мы видим, что там не на что обижаться – и мы всё время пребываем в хорошем настроении, не болеем и т.д. А это уже идея выкупа первородства души. Оцените гениальность Раши. Именно потому, что душа она навсегда, а тело нет, мы, во-первых, знакомимся с телом. И наша задача по ходу жизни (и не важно, сколько вам сейчас лет) – обнаружить, что душа всё равно во-первых, тело не в шестых и оно не шестёрка, но именно, во-вторых, а не во-первых. И душа должна придти к телу и выкупить первородство. Это чисто еврейский рецепт. И чем мы платим, господа? - Всем. Мы нашему телу ни в чём не отказываем.
     Вы знаете, что у нас в мире нет удовольствия, запрещённого еврею. «Как? - скажете вы, - А свиные рёбрышки?» А бараньи рёбрышки?! - Ничуть не хуже. Нет, они дороже, это правда. Я не знаю цены, но подозреваю, что дороже. Сказали мудрецы: «Запретил Всевышний евреям есть кровь, но разрешил есть печень». Я процитирую ещё классика: «Любить много, ещё не означает любить многих». Ещё никому, господа, количество не заменило качество. И, оказывается, в этом мире Всевышний не сделал ничего, а всё только для нас! Если есть на свете какое-то удовольствие, то оно, наверняка, еврею разрешено! Если вам так нужны свиные рёбрышки – уже есть, уже сделанные из сои и со вкусом креветок, крабов и чего хотите. Правда, мне не с чем будет это сравнивать, если я это куплю. Я не ел крабов и разной прочей шушеры мелкой. Но даже уже и это есть, что называется. Мне сказали, что есть уже даже книжка, которая называется «Кошерный секс». Особенно пикантно, господа, в контексте того, что я вам уже до этого сказал, что такого слова («секс») у нас на иврите нет.

     - Мин?

     - Это ивритское слово, в Торе этого слова нет. Есть или «близость», или «человеческие отношения». А, извините, слова «мин» и «миньют» вообще отсутствуют. Слово «мин» есть, но не в контексте «секс».
     Подводим итоги. Теперь будет ваше время, господа. Я взял маленький кусочек в Торе о Эйсаве и Яакове. С помощью нашего Раши (для которого у меня отсутствуют вообще эпитеты) я прочитал в этом сюжете, что оказывается, мир устроен таким образом, что мы с вами рождаемся материалистами, обнаруживаем духовность; и наша задача не усмирить тело (это не наши методы – уничижение плоти), а выкупить первородство. Теперь очень важный момент господа! Если я приду платить к телу, то платить мне нужно вполне материальными вещами, никакие ссылки на будущий мир, на духовность не сработают, потому что к телу они отношения не имеют. Понимаете, я прихожу к телу и говорю: «Уважаемое тело, ты хочешь быть действительно уважаемо? Я же буду тебя уважать, я же буду тебя почти на руках носить, и без тебя, дорогое тело, ни на молитву, ни слова никому сказать, я ничего не могу без тебя; но и ты, если согласишься со мной сотрудничать, получишь всё, и не количественное, но качественное». А качественное важнее количественного. Ведь, не случайно, я вспоминал о склерозе, рассеянном, и любом другом и сериалах. Знаете, у наших мудрецов склероза не бывает! Мне как-то жена показала статью. Самый распространённый, не про нас будь сказано, женский рак – рак молочных желез. 100% гарантия избегать этого рака – это кормить детей грудью. С малого возраста и в течение многих лет. 100% гарантия! Если мы используем по назначению голову, то склероза не будет, а если будете смотреть сериалы…

     Знаете, я в своей жизни не смотрел ни одного сериала. Только в 1981 г., и то пять минут, один американский сериал «Даллас». Самый первый в мире сериал! Супер-супер-супер. Потом был …. Для вас были мексиканские, испанские… К чему я вас подвожу? Если мы будем работать головой, то нам не грозит склероз. Если мы правильно используем своё тело, и у нас нет плохих настроений – у нас нет стрессов, почти нет. Для того чтобы совсем не было стрессов, надо подняться на уровень праведника. Праведник – это еврей, который чувствует, что плохое и хорошее – оно всё хорошее. Это тот, кто способен благословлять за поломанную ногу, понимая, что ему таким образом спасли жизнь. Другого способа не было. Понимать мы это тоже понимаем, но праведник это чувствует. И потому праведник.
     Я подвожу итог, и вот каким примером. Пророков, мы их не застали. Не то, что мы их не застали, их не было уже во Втором храме, которого мы тоже не застали. Мы не просто сироты, мы вдвойне сироты. И что? Как вы себе представляете пророков? Ответ - неправильно. Написано в книге Шмуэля: выходит Царь Шаул и видит толпу пророков. Откройте самое начало в книге Шмуэль, там, где про Шаула и царей. Толпа пророков! Чем они занимаются?

     То, о чём мы сегодня не успели поговорить, это об уникальной карьере Йосефа. Помните? Папенькин сынок, семнадцати лет, князь духа, оказывается в Египте рабом, потом управляющим имением, потом заключённым рабом, потом в яме, а уж из ямы его – бегом бегут – и делают властелином! Карьера очень интересная; но суть одна, одна идея! Первая карьера Йосефа знаете, как была сделана? Я в книге тоже описываю: идут рабы и плавно сеют, через полгода у всех вырастает урожай, а там, где сеял Йосеф, такое вырастает и столько! Все доят коров – и Йосеф доит. Но у Йосефа столько! Не хватает, извините, тары, чтобы вместить столько молока! Не надо быть большого ума человеком, достаточно быть Потифаром, начальником палачей фараона, чтобы сообразить, что нужно надо дать ему всё! Потому что всё, до чего он дотрагивается… Дар Мидаса, - помните? – всё становится золотом! Так ему дают всё.

     Усложняем задачу. Теперь мы делаем его узником в тюрьме, где уже нет подсобного хозяйства. Что будет там? Считайте это как анекдот, а я воспринимаю это как историческую легенду. В 1966 г. на советской эстраде было всего только 2 звезды: Аркадий Райкин и Людмила Зыкина. Зыкина приехала на гастроли в солнечный Баку. Она пела, и это было блестяще! Её вызывали снова и снова. И когда она уже вышла и хрипло сказала, что извините, но больше петь не может, ей из зала крикнули: «А ты не пой, ты только ходи туда-сюда, туда-сюда!». Вы не поверите, но Йосеф делает карьеру в тюрьме. Каким способом? Я цитирую Тору: «И всюду, куда он заходил, Всевышний был с ним». Это потрясающе! Так что такое пророки, и что такое толпа пророков, и чем они занимались, и какая вообще связь? Они пели и танцевали. Никогда при взгляде на пророков не возникал вопрос, пророк он или нет. Откуда я узнаю, пророк ли он? Что такое пророчество? Это прямой контакт со Всевышним – не как у меня, а прямой. Этот человек излучал счастье и радость на всех волнах. Понимаете, входить с ним в контакт было одно удовольствие. И вопрос о том, пророк он или нет, не возникал. Вы представляете, как Йосеф делает вторую карьеру: он просто ходит туда-сюда, туда-сюда. Всё! И это же камера смертников, господа, не просто так, поймите! Там сидят люди, приговорённые к смерти. Это тюрьма палачей! Начальника палачей! И почему его делают ответственным в этой тюрьме за всё? Он входит, и с ним входит хорошее настроение в камеру смертников. Пророки были безумно счастливыми и излучающими радость и счастье людьми, чего и нам желаем, господа, на нашем уровне. Мы не можем быть на уровне пророков. Но на нашем уровне мы обязаны этому своему телу. Оно же на нас вкалывает.

     Идея выкупить – чисто еврейская. Заплатить телу, чтобы оно действительно, слава Б-гу, не болело, чтобы всё у него было нормально. И тогда, господа, оно не будет отказываться кланяться при молитве, не будет отказываться ходить на молитву, и не будет ссылаться на радикулит, на плохое настроение, и что оно устало; а если будет, то мы всегда ещё сможем ему напомнить: «Вот помнишь этот кайф? Давай ещё раз попробуем. Это потрясающий кайф – наша учёба! Это наша, по сути, главная идея! Изучение Торы даёт кайф!» Кстати, не бойтесь этого слова. Я специально проверил этимологию. Знаете, что такое кайф? Кофе. Так на турецком называлось ощущение оттого, что вы пьёте кофе. Получать кайф от учёбы, господа – это потрясающе, это не зависит от возраста. Это можно делать во время, которое у вас не свободно: посуду моете, за рулём, или просто в транспорте едете, трусцой от инфаркта бегаете. Поймите господа, я совершенно серьёзно говорю.

     - Так и делаем.

     - Через 120 лет, когда мы все будем стоять перед Всевышним… Помните, как сказал рабби Зуся? «Я не боюсь, что когда я буду стоять перед Всевышним через 120лет, меня не спросят: «Зуся, почему ты не стал как Моше-рабейну». Я боюсь только одного: что меня спросят, почему ты не стал Зусей».
     Через 120 лет – я совершенно серьёзно говорю – вам предъявят претензию, почему вы не слушали кассеты Гитика. Кто вам мешал? Нет, серьёзно. Что значит не было? Всё есть! Подойдите, запишитесь! Прослушивание кассеты стоит 1 шекель. Не разоритесь! Есть люди, которые уже пробовали, это не больно. Не дай Б-г, я не имею в виду, что есть только мы. Я не об этом. Понимаете, я продаю свой товар. Если каждый будет продавать свой товар, а вы найдёте свой товар, будете продавать вашим близким. Я строю Сукку из вас, а вы стройте Сукку из ваших евреев. Я думаю, судя по тому, что здесь есть ещё свободные места, ещё не все евреи к нам сюда пришли. Даже не все евреи старше 20 лет к нам пришли, я правду говорю?

     - Время сериалов.

     - Да, время сериалов, время маразмов. Маразм крепчал, и танки наши быстры.

     -Маразм – тоже составляющая нашей жизни.

     - Вы знаете, я заканчиваю свою новую книгу словами специально для вас, дама: «Заключаем кондово-советским, но от всего сердца еврейским пожеланием: «Служба в Советской Армии – это прекрасная школа жизни, которую, тем не менее, рекомендуется заканчивать заочно!»
     Ставить эксперименты на людях бесчеловечно, и потому наша позиция – давайте учиться на ошибках, уже сделанных. Совершать свои – себе дороже. Изучение Торы адекватно прохождению «действительной службы» ошибок заочно, и т.д. Понимаете, в чём идея? Достаточно про наркотики прочитать, чтобы это понять – совсем не обязательно их употреблять, достаточно прочитать – это вещь, о которой нужно знать, но иметь их у себя? Зачем?

     - Можно ли еврею разговаривать с чужой женой?

     - Вообще нельзя даже на короткое время уединяться, а в присутствии своей жены можно. В Торе такого запрета нет, но мудрецы сделали такую ограду. Вопрос в том, сколько нужно оград. Это не простой вопрос. Я еврей очень либеральный в отношении других, но фанатик во всём, что касается меня лично. Я даже сказал сегодня крамольную вещь. Я уже даже не рассчитываю, что вы все будете соблюдать Шабат, я не Машиах, но, если вы проучитесь с нами капельку и узнаете про шабат, то вы начнёте уважать…

     - А мы уже уважаем, мы уже пробовали.

     - Вы – да, но вы себе представляете, что те, которые не пришли, тоже начнут. Попробуйте сунуть им кассету про шабат. Она плохого не сделает. Почему вы думаете, часть умных евреев сюда не пришла? Потому что они умные! Походишь так на лекции и пейсатым станешь, так они не хотят вообще ходить. Это сказал Бен-Гурион. Когда ему задали в 1949 г. вопрос: «А почему, среди евреев такое количество безбожников? Ни у американцев, ни у французов, нет такого количества безбожников?». Он ответил: «Это очень просто. Если я сегодня уверую в Иисуса Христа, к чему это меня обяжет? Так даже в церковь ходить не надо. Но, если я на секунду предположу, что Тора – это истина, то это куда меня может привести? Нет, я и на секунду не хочу предполагать». Так что, понимаете, они же умные, часть из них не пришла именно потому, что они умные. Так, что я предлагаю? Вот этих умных евреев ловить. Вы слушаете кассету «Загадка Шабата», например, есть у нас такая кассета. Или, есть у нас кассета, знаете, о чём? У нас, евреев, на второй странице «Шульхан арух» написано, что надо обувать сначала правую ногу, а шнурок завязывать на левой ноге. У нас есть кассета на полтора часа с потрясающе красивой философией, в которой объясняется, о чем идёт речь.

     Заодно вы узнаете, почему у нас Западная Стена Храма. Если вы придёте к уважаемому раввину и зададите вопрос, то вам ответят, что Западная потому, что там всегда было присутствие Всевышнего, ведь Храм был ближе всего к Западной Стене. Тогда возникает следующий вопрос: «А почему Храм так был расположен и ориентирован, что он ближе всего к Западной стене?» Вот здесь нормальные ответы заканчиваются, а у нас они есть, потому что я серьёзно, очень серьёзно доставал своих учителей. И вы можете взять одну кассету и один раз в жизни послушать, когда едете на работу, не понравится – выключите. И это уже может сработать. Ответ следующий, конкретный. Всё зависит от круга вашего общения. Разговаривать с чужой женщиной без серьёзнейшей причины (например, женщина потеряла сознание, и вы тогда можете и обязаны сделать ей даже искусственное дыхание ради спасения жизни и даже должны спросить у неё, хотя она незнакомая, как она себя чувствует – всё зависит от обстоятельств), просто так – нельзя.


     Если сегодня как вчера, зачем завтра?
 

Запись Изабеллы Побединой   

 

Желающие узнать больше и понять глубже могут заказать аудио-лекции и книги р.Гитика по телефонам:
052 6550916 – Сара
;
054 4450917 – Александр.

e-mail:
sarabak@aish.com;

 


   


    
         
___Реклама___