Elisberg1
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь  2005 года

 

Др. Габриэль Элисберг


Живущее пространство
Об искусстве Доррит Якоби

Пер. с англ. проф. Нины Елиной


Материалы,  использованные в живописи Доррит Якоби разные: найденные предметы и краски, наложенные слоями на поверхность холста, или, точнее говоря, внутри пространства картины, скомпонованные вместе и представляющие тематическое, формальное и стилистическое единство и создающие нераздельное слияние реальности и воображения.

 

Доррит Якоби

 

Эта однородность композиции, где подчёркнуты живописные качества, достигается тем, что различным элементам предоставляется своё место на холсте, притом, что их лишают их индивидуального характера, как в рельефе или коллаже.

Якоби живёт с семьёй в Араде, её произведения, созданные вблизи пустыни, как будто возникают из непосредственного соприкосновения с пейзажем, они как бы не задуманы заранее, а порождены специфической ситуацией и ощущением самих материалов.

 

 

Не случайно среда «вкрадывается» в эти картины в виде песка, листьев, земли и других естественных материалов. Так, художница вместе с природой и её творческим процессом, действует как магнит, как центр притяжения, и её собственное творческое начало «вырывается»  наружу как некий взрыв.

Эта динамика отражается в необработанных, но всё же одушевлённых материалах, в качестве её работы, положительное суждение о которой вытекает из переплетения материальных и экзистенциальных нитей.

Если до конца проанализировать визуальную формулу, развитую художницей, то видно, что речь идёт, прежде всего, не о самих материалах, а о тематическом замысле. Её холсты заполнены фигурами, символическими предметами, отдельными людьми, и, неизменно,  изображением женщины.

 

 

Однако тема сама по себе никогда не является центром и не может быть сразу идентифицирована или названа. И так же, как материалы и фигуры не могут быть определены, так и содержание работ Якоби, находясь на грани между реальностью и фантазией,  не подаются определению. Зритель, находящийся в плоскости реальности, так же как материалы и предметы, сконструированные в картинах, заметит их только на мгновение, чтобы тут же их потерять, т.к. они остаются на заднем плане. Так, мгновенно сфокусированные, они не могут быть схвачены. Фигуры выглядят как призраки, которые вот-вот исчезнут, их незавершённые, обычно чёрные очертания превращаются в тени.

Доррит Якоби также пишет стихи. Её сжатые стихи, они часто состоят из четырёх-пяти слов – иногда воплощены в холстах или запечатлены в названиях картин. Суждения автора выражены, как в значении слов, так и в их звучании. Свободно ассоциирующиеся образы уподобляются жизненным обстоятельствам и опасностям, в частности угрожающим ей.

Многие из её картин представляют жизнь на краю её существования, они как будто предупреждают о постоянной опасности. Некоторые мотивы повторяются: падающая женщина, которую как будто затягивает смерч и толкает в чёрную пропасть; флаги, сигнализирующие о войне; огненные мишени, означающие фокализированную экзистенциальную опасность.

 

 

Затем есть мотивы с мифологическими обертонами, как, например, бедуинские  сосуды, часто поставленные в ряд; в них Якоби видит жизнеутверждающие сосуды, в которых могут зарождаться духовные силы – символы созидающей женственности.

Содержание картины, как мы говорили, только намечено. Оно появляется только как силуэт, и всегда преображено в чистую, абстрактную форму. Так, балансируя между содержанием и абстракцией, паря между реальностью и иллюзией, Якоби трактует предметы и фигуры на своих картинах, как исходную точку, разрешающую и ей, и зрителю оставаться в области реальности.

 До какой степени Якоби умеет балансировать между двумя сферами очень  хорошо видно на упомянутом уже изображении падающей женщины, исчезающей или наоборот отчаянно цепляющейся за жизнь, как за берег воображаемой реки.

 

 

 Смысл этих работ - внутренне связан не только с жизнью на краю пустыни, но и с жизнью  женщины, существующей в тени кажущейся бесконечной войны, и постоянно помнящей об угрозе, нависшей над ней, её мужем и детьми. Эта основная, тяжёлая ситуация делает бегство Якоби в царство фантазии не менее логичным, чем обращение к реальной жизни. Но творчество Якоби  может быть также истолковано, как постоянная экзистенциальная конфронтация с самой собой, с её средой, с законами жизни и природы. Каждую из её картин только с большим трудом можно соединить с остальными. Приходится вести упорную творческую борьбу, которая никогда легко не заканчивается. Эти женщины, отстаивающие своё существование, - по сути, они представляют самое (саму) художницу, - появляющиеся в кошмарах, преследуемые страхом, всё же несут надежду  и веру в самообновление. Они – символ её надежды на будущее, в которой она, благодаря своему искусству, находит силу принимать тяжесть жизни и противостоять ей. Сила этих картин исходит из их часто тягостной актуальности. Совершенно простые, бескомпромиссные, свободные от всех иллюзий, они нежные, хрупкие и глубокие. Порождённые одержимостью художницы, они раскрывают сущность её внутреннего опыта.

 


   


    
         
___Реклама___