Mininberg1
©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь  2005 года

 

Леонид Мининберг


Имена известных евреев в названиях мюнхенских улиц

(продолжение. Начало см. в № 8(57))



     Политические деятели. Среди политиков (в соответствующем разделе их 8, фактически к ним можно добавить поэта, драматурга и политического деятеля Э. Толлера, преподавателя и предпринимателя П. Вассермана.) - двое центристов (Г. Пройсс, В. Ратенау), один правый (П. Вассерман), остальные деятели левых устремлений (социалисты, анархисты). Думается, здесь две причины. Еврейской ментальности ближе левые, утопические, мессианские идеи. У. Черчилль, в общем-то, расположенный к евреям, даже юдофил в какой-то мере, как-то сказал: "Евреи делятся на сионистов, консерваторов и большевиков". Один из персонажей бессмертного произведения И. Ильфа и Е. Петрова возглашал: "Левые, …левые. Все евреи левые!" Возможно, сыграло определённую роль то, что правящей партией в городе длительное время были социал-демократы, отдававшие своё предпочтение при наименовании улиц идеологическим единомышленникам. Припоминается, что в своё время в Москве было три улицы К. Маркса (улица, проспект и улица Маркса - Энгельса, марксистская улица и переулок с таким же названием). Теперь остались только марксистские улица и переулок. Исчез с карты Европы и г. Карл-Марксштадт (в бывшей ГДР). В Берлине есть улицы К. Маркса, К. Эйснера. Улицы Э. Мюзама в Берлине нет. Однако в городе Любеке есть общество Э. Мюзама. На здании, где будущий поэт и анархист работал в аптеке своего отца, есть любопытная мемориальная доска. На ней три записи. Первая из них свидетельствует, что в этом доме останавливалась императрица, когда она вместе с императоров Карлом IV посетила Любек в 1375 г. Вторая запись гласит, что в этой аптеке в 1812-1816 работал Ф. Рунге, открывший анилин, фенол, кофеин. Третья запись посвящена Э. Мюзаму.

     Философы представлены в широком спектре. Одна из крупнейших фигур философской науки ХХ в. Э. Гуссерль соседствует с духовным лидером сионизма М. Бубером, католическим профессором теологии Э. Штайн, марксистом Э. Блохом, гуманистом Г. Бергсоном. Неоднозначна фигура философа, социолога, политолога и публициста Х. Арендт. Её размышления о причинах Катастрофы, боль за то, что произошло, иногда трансформируются в критику еврейских организаций и, что совсем неуместно, в упрёки, которые адресуются всему еврейскому народу. Израильский публицист, бывший еврейский диссидент М. Хейфец пишет вслед за Х. Арендт: "…евреи в нашем столетии (имеется в виду ХХ в. - прим. редактора) были равнодушными участниками исторических игр народов, и чудовищная катастрофа, обрушившаяся на них, была результатом не только злобных умыслов врагов человечества, но и роковых просчётов самого еврейства, его лидеров и активистов". Такие высказывания используются теми, кто необоснованно выдвигает всевозможные, лишенные основания обвинения в адрес еврейского народа. Вот и А. Солженицын в своей последней книге приводит данное высказывание, следуя своему методу "цитировать цитированных" ("Двести лет вместе", т.2, с.389).

     Использует Нобелевский лауреат и иное высказывание Х. Арендт (с помощью другого автора) о том, что "евреи оказались не способны оценить сдвиги в национальном государстве и растущие социальные противоречия". Глядя на пренебрежительное и даже вызывающе негативное отношение еврейских лидеров к правым партиям (речь идёт, конечно, не о террористах, не о неонацистах, не о различных "отморозках") в европейских странах, которые рано или поздно должны прийти к власти и у которых сегодня общий враг с еврейством, нельзя не вспомнить данного высказывания.
     Европейское еврейство уже однажды просчиталось в своих политических прогнозах. В середине 1930 годов тысячи евреев, участвовали в антифранкистских митингах и демонстрациях, добровольно отправлялись в Испанию, чтобы в составе интернациональных бригад бороться "за справедливость, против фашизма". Поэтому спустя несколько лет они не могли себе представить, что Франко окажется единственным из лидеров стран, спасавших евреев (не считая Сталина, отправившего в лагеря и ссылки многих польских, бессарабских и прибалтийских евреев и сохранившего таким образом, вопреки своему желанию им жизнь). Согласно последним исследованиям, генерал Франко спас, выдав испанские визы, 46 тыс. европейских евреев (благодаря другому "фашисту" Салазару уцелело 10 тыс. евреев). И сколько человеческих жизней было бы спасено, если бы евреи, и не только они, обратились бы в испанские консульства в разных странах. Но их пугал мифический образ "фашиста" Франко.
     …Недавно на карте города появилась улица философа и политика Густава Ландауэра.

     Учёные, преподаватели университетов, инженеры, врачи. Лауреаты Нобелевской премии. Среди учёных, чьими именами названы улицы города, есть лауреаты Нобелевской премии. Нелишне напомнить, что с 1901 г., т.е. года первого награждения, и до 1933 г. этой премией были отмечены 32 германских учёных в области физики, химии, физиологии и медицины, из которых 10 евреев, имена 6 из них нашли отражение в топонимике Мюнхена (А. Эйнштейна, А. Байера, О. Варбурга, Р. Вильштеттера, Ф. Габера, П. Эрлиха.).

 

 

В 1991 г. появилась улица М. Борна, лауреата Нобелевской премии 1954 г. Уместно привести имена ещё нескольких лауреатов Нобелевской премии, американских исследователей (евреев), в биографиях которых зафиксирован их мюнхенский период жизни. В 1933 г. в Мюнхене родился радиофизик, астрофизик Арно Пензиас, в университетах города учились биохимик, автор основополагающей концепции клеточного дыхания всех живых существ Ганс Кребс, биохимик, открывший механизм и регуляцию процесса обмена холестерина Конрад Блох, бактериолог и патолог, основатель иммуногематологии и иммунохимии, открывший группы крови человека Карл Ландштайнер, биохимик Фриц Липпман, физик Отто Штерн, Они были отмечены за результаты исследований, достигнутых в США. Их имён нет на карте города. Здесь слушал лекции также будущий "отец" водородной бомбы Э. Теллер.

     Нобелевская премия, бесспорно, сегодня является самой престижной в области науки и литературы.* Вместе с тем, нельзя обольщаться и считать её единственным критерием в оценке учёного, литератора или экономиста, не говоря уже о политиках. Прежде всего, потому, что документ, регламентирующий награждение, не совершенен. В нём, например, не предусмотрено посмертное присуждение премии. Но ведь результаты исследований учёного чаще всего оцениваются спустя несколько, а то и много лет после завершения работы. Иногда, проводя рискованные эксперименты, исследователь рискует своим здоровьем и преждевременно уходит из жизни. Так случилось, например, с молодой женщиной - еврейкой Розалией Франклин. С помощью нового тогда метода рентгеноструктурного анализа ей удалось установить, что молекула ДНК по форме представляет двойную, а не одинарную спираль, как это ошибочно ранее представляли себе биологи. Это открытие стало одним из выдающихся достижений биологической науки ХХ в. Р.Франклин умерла в возрасте 37 лет. Нобелевскую премию получили трое её коллег. Завещание А. Нобеля не предусматривает премирование математиков. Но современная электроника, кибернетика, экономика основаны на математике. Поэтому нет среди лауреатов таких знаменитых евреев, как Н. Винер, Д. Нейман, нет также одного из создателей советской микроэлектроники, бывшего шпиона И. В. Берга (Джоэля Барра). В некоторых случаях на принятии решения Нобелевским комитетом и шведским парламентом сказываются политические симпатии, международная обстановка. Это особенно заметно при присуждении премий по литературе.

     Иногда при выдвижении кандидатуры на соискание премии присутствуют непредвиденные обстоятельства или ситуации, делающие премирование невозможным. Наглядно это можно проиллюстрировать судьбой и научной деятельностью известного физика-атомщика Лизы Майтнер. Она была третьим ребёнком (всего их было восемь) в семье известного венского адвоката. Надеясь на то, что это поможет детям в будущем, отец обратил своих детей в лютеранство. Л. Майтнер относительно поздно получила высшее образование. Успешно защитив диссертацию, длительное время работала с немецким учёным, физико-химиком О. Ганном, в том числе занималась изучением эффекта облучения ядер урана нейтронами. Позже, находясь в эмиграции в Швеции, она совместно с О. Фришем объяснила этот процесс, чем внесла в исследования атомного ядра весомый вклад. Тем не менее, она не стала лауреатом. В 1944 г. Нобелевскую премию за "открытие расщепления тяжёлых ядер" получили О. Ганн и Ф. Штрассман. Л. Майтнер служила в Нобелевском институте, дающем экспертные оценки на выдвигаемые работы и открытия. Учитывая это, присуждение ей премии совместно с О. Ганном было сочтено неэтичным.

     Немало иных случаев приводит U. Fäsing в своей книге "Женщины в тени Нобелевских лауреатов" (Мюнхен, 2001).
     Среди 7 учёных (евреев) - лауреатов Нобелевской премии, чьи имена есть на карте города, необычна судьба О. Варбурга. Он продолжал работать в Германии во времена нацистской власти и даже возглавлял научный коллектив. О. Варбург был не единственным евреем в науке, продолжавшим свои исследования. Работал в Германии также другой Нобелевский лауреат - еврей, физик Г. Герц. После войны ему пришлось заниматься научной деятельностью при другом тоталитарном режиме - в СССР. Он работал в одной из "шараг" в Сухуми, участвуя в одном из советских проектов. Исторические документы и публикации приводят имена некоторых других известных евреев, служивших в Германии во времена "Третьего рейха". "Полезные евреи" нужны всякой власти. Так было и в СССР во времена "борьбы" с космополитизмом. При тотальном изгнании евреев, прежде всего из оборонной, особенно авиационной промышленности, КБ С. Лавочкина продолжало существовать и даже расширилось. Было создано КБ Л. Милля. Работу над атомным проектом возглавлял Б. Ванников, главным конструктором атомной бомбы был Ю. Харитон. Можно было бы привести и другие примеры. Но это уже иная тема.

     Нобелевскими лауреатами не исчерпывается перечень знаменитых учёных Мюнхена. Были также другие выдающиеся личности, труды которых существенно повлияли на развитие научных знаний и представлений. Немало научных дисциплин, впервые преподававшихся в Мюнхенском университете Людвига - Максимилиана, получили в последующем распространение в высших учебных заведениях Германии и в некоторых европейских странах. В качестве иллюстрации несколько имён. М. Бернайс (1834-1897) - историк литературы, основатель курса новой немецкой литературы, первый профессор этого курса в Германии. Благодаря его блестящим лекциям о творчестве Гёте, Шиллера и других писателей Мюнхенский университет стал притягательным центром для студентов, изучавших литературу. Лекции М. Бернайса значительно повлияли на формирование в Германии мнения о Мюнхене, как о культурном центре страны.

     Карл Ноймайер (1869-1941) - признанный в мире юрист, учёный в области международного и административного права, основатель учебного курса данных предметов в Университете.
     Есть также улица, названная в честь профессора Лео Греца (1856-1941) - крупного специалиста своего времени в области теплофизики. Инженер, собственно, в данном разделе один. Это конструктор самолётов, предприниматель и один из организаторов германской авиационной промышленности - Эдмунд Румплер.
     Четверо врачей. Пауль Эрлих - врач, бактериолог, микробиолог, один из создателей теории иммунитета. Зигмунд Фрейд - психоневролог, основоположник психоанализа.
     Лазарь Людвиг Заменгоф - врач-офтальмолог, создатель искусственного языка эсперанто. Именно так названа улица "Esperantostr.". В 1921 г. в Берлине был организован Институт эсперанто. Рахель Штраус - первая женщина в Германии, открывшая врачебный кабинет (1905), многолетний председатель, вплоть до прихода нацистов к власти, Союза еврейских женщин Германии.

 



     Композиторы, дирижёры, вокальные исполнители, режиссёры, артисты. Лион Фейхтвангер устами одного из персонажей романа "Успех" сказал: "Хорошую музыку надо слушать в Мюнхене". В ХIХ - нач. ХХ вв. Мюнхен был одной из музыкальных столиц Европы. Баварские короли любили искусство и приглашали жить и творить в Мюнхене композиторов, поэтов, певцов, а также архитекторов, скульпторов. В конце ХIХ в. считалось, что Берлин - политическая и административная столица объединённой Германии, Франкфурт-на-Майне - финансовая, Мюнхен - культурная. Правда, с годами последняя функция всё более переходила к Берлину. Композиторы любили Мюнхен. Они встречали здесь понимание слушателей и находили высоким профессиональный уровень исполнительского искусства. Здесь творили великие композиторы - немцы Р. Вагнер, Р. Штраус. Немало знаменитых композиторов, дирижёров-евреев работало в Мюнхене. В концертных залах и оперном театре любил устраивать дебюты своих произведений Густав Малер. Он восхищался городом и хотел поселиться в нём, оставив Вену. Но судьба распорядилась по иному. Имре Кальман, написав свои первые произведения, решил издать их партитуру в Мюнхене или Берлине. Бруно Вальтер в течение 10 лет руководил оркестром Баварского государственного театра. В Мюнхен был приглашен королем на должность придворного капельмейстера Герман Леви, дирижёр и композитор. Он стал организатором вагнеровских фестивалей в Байрейте, концертов и постановок опер в Мюнхене. По оценкам музыковедов и историков музыки деятельность Г.Леви в немалой степени содействовала росту влияния и значения столицы Баварии, как музыкального центра европейского масштаба и росту музыкальной культуры в самом городе. В Мюнхене длительное время работал другой известный дирижёр, композитор и педагог Г. Поргес.

     В Мюнхене дебютировала, как оперная певица, впоследствии знаменитая и популярная исполнительница Мария Ивогюн. Их имена есть на карте города. Есть также имена знаменитых композиторов. Ж. Оффенбаха, Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Мейербера, А. Рубинштейна, А. Шёнберга, П. Абрагама, дирижёра О. Клемперера, оперного певца Р. Таубера. В их биографиях не отражена жизнь в Мюнхене. Некоторые из них даже не бывали в этом городе. Это дань их вкладу в мировую музыкальную культуру.
     Кроме композиторов, дирижеров, вокальных исполнителей, в данный раздел включено имя актёра, режиссёра и руководителя театральных коллективов М. Рейнхардта. В созданных им театрах и студиях режиссер экспериментировал в области театральных форм и новых выразительных средств. Высшей целью М. Рейнхардта было создание народного массового театра, подобного античным театрам.

     Художники, архитектор. В изобразительном искусстве образ еврея появлялся многократно в произведениях выдающихся мастеров. Например, картины Рембрандта ("Старый еврей", "Блудный сын" и другие произведения художника). Библейские персонажи находили отражение в творчестве знаменитых художников, скульпторов (Тициан, Микеланджело** и т.д.). Авторами этих произведений были итальянцы, фламандцы, испанцы… Евреев среди них не было. Религиозные каноны иудаизма запрещали изображать лица и фигуры людей, других живых существ. Их изображение расценивалось как идолопоклонство, как возвращение к язычеству. Одна из заповедей - "Не сотвори себе кумира"- воспринималась буквально. Понадобились века, чтобы эта заповедь утратила буквальный и обрела истинный смысл. Как считает искусствовед М. Шкляревская-Кручкова, первым возродил художественные традиции далеких предков живописец из Франкфурта-на-Майне Мориц Оппенгейм. Он стал основоположником иудаики в изобразительном искусстве, т.е. отражения различных сторон еврейской жизни в живописи. Появлению М. Оппенгейма, как художника и его сюжетов, предшествовали социальные, национальные и политические изменения в Европе, произошедшие вследствие Великой французской революции и последующего наполеоновского переустройства континента. Начался период эмансипации германских евреев, и Мориц Оппенгейм, подобно многим другим, вырвался из интеллектуального гетто. В его картинах изображены лица и фигуры людей, праздники и будни еврейской жизни. Наиболее известна из картин художника "Возвращение еврейского добровольца с войны за Независимость" (Америки).

     Позже к еврейской тематике обращались Иегуда Пэн, Марк Шагал (Российская империя), династия художников Саломонс (Абрам, Симеон, Соломон, Ревекка), первый живописец, ставший членом Королевской академии Соломон Харт (Великобритания), Исидор Кауфман и Маврикий Готлиб (Галиция, Австро-Венгерская империя), Жак Эмиль Брандон (Франция) и многие другие. В ХIХ - нач. ХХ вв. еврейский талант вырвался из рамок национальной ограниченности. Произошёл его вброс в европейское искусство. Он стал огромным и неисчерпаемым пластом культуры. Появилась масса художников многообразных стилей, направлений, школ и создателей собственных школ. Благом для мирового изобразительного искусства оказалось то, что творчество художников не ограничивалось национальными рамками и еврейской тематикой, оно вылилось за национальные границы. Количество художников, выходивших из духовного гетто и российской "черты оседлости" постоянно росло, расширялась география появления новых имен - от Скандинавии - до Галиции и северного Средиземноморья, от Испании и Португалии - до России. Амедео Модильяни (Италия), Иосиф Израэльсон (Голландия), Эрнст Иозефсон (Швеция), певец русской природы и жертва российской действительности Исаак Левитан, живописец Валентин Серов, рисовальщик и академик Аскенази (Россия)…

     Среди группы впоследствии известных русских художников (В. Кандинский, А. Явленский, М. Верёвкина и др.) в Мюнхене создавали свои произведения и участвовали в выставках другие живописцы из России - Моисей Коган, Давид и Владимир Бурлюк, Роберт Генин, Александр Могилевский. В 1910 г. художники из России, работавшие в Мюнхене, организовали в Москве выставку "Бубновый валет". По мнению некоторых искусствоведов, это стало началом российского авангарда в живописи. В результате Мировой войны большинство из названных художников вынуждены были покинуть Мюнхен, бывший в то время второй художественной столицей Европы (после Парижа).

     Центральной фигурой немецкого изобразительного искусства последней четверти ХIХ и первой трети ХХ столетий был Макс Либерман, замечательный живописец и график, зачинатель импрессионизма в Германии, президент Прусской академии искусства. "Дважды он сумел преодолеть себя,- пишет М. Шкляревская-Кручкова,- сделав бросок от традиционализма к импрессионизму, а потом, игнорируя стандарты, - к новому искусству протеста, положившему начало современному искусству… Человек энциклопедических знаний, презиравший тех своих соплеменников, которые старались отречься от всего еврейского, перекреститься и перестроиться. Человек умный, волевой и целеустремлённый". Именно он организовал и возглавил известное объединение "Сецессион", т.е. раскол, отделение от почти бездумно выполняемой живописи, графики, скульптуры. М. Либерман долгое время жил и работал в Мюнхене. Одна из улиц названа его именем.
     Макс Бекманн - график и живописец, один из главных представителей немецкого экспрессионизма и неореализма. Свой первый удар в области культуры нацистская пропаганда, придя к власти, нанесла именно по творчеству этого и ему подобных художников, организовав в Мюнхене в Аркаде Hofgarten'a (Galeriestr.) выставку под названием "Дегенеративное искусство". Сегодня в городе есть Max-Beckmannstr., есть улица с его именем также в Берлине. В Нью-Йорке создан музей художника.

     В Мюнхене жили и творили художники - евреи Соломон Гиршфельд, Тоби Розенталь, Ганс Борхарт, Фридрих Вале, профессор Бенно Беккер, график и карикатурист Томас-Теодор Гейне. Улица последнего есть на карте города. С Мюнхеном связана судьба известного германского художника, рисовальщика и иллюстратора, живописца-мыслителя Эфраима-Моше Лилиена (1874 - 1925). Одному из французских историков и философов И. Тэну принадлежат слова: "Без философии учёный - всего лишь ремесленник, а художник - шутник". Э.-М. Лилиен не был шутником. Об этом свидетельствуют его произведения. Лилиен - одна из известнейших личностей немецкого изобразительного искусства. Судьба этого художника отмечена нищетой и стремлением учиться, чтобы добиться своей цели - рисовать. С теплотой писал о нём Стефан Цвейг в своей книге воспоминаний "Вчерашний мир": "В художнике Э.-М. Лилиене, сыне бедного ортодоксального еврея, токаря по дереву из Дрогобыча, я впервые встретил еврея Восточной Европы и тем самым еврейство, о силе и цепком фанатизме которого я до сих пор не знал… В Лилиене чувствуется могучая сила требовательного и чистого искусства, которая иногда дремлет в людях этой несгибаемой и упрямой расы". (Данный фрагмент был изъят из книги при её издании в СССР по вполне понятной причине.) …Из-за тяжелых материальных условий жизни семьи мальчик вынужден был оставить учёбу после 4-го класса гимназии. Он стал учеником мастера по изготовлению вывесок. С помощью родственников, заметивших способности юного дарования, он начал посещать Художественную школу в Кракове. Но нужда заставила оставить учёбу и вновь возвратиться в Дрогобыч. Однажды, получив небольшой гонорар, молодой человек ринулся в Вену, чтобы поступить в Академию. Но имевшихся денег не хватило даже для оплаты вступительных экзаменов. Вновь возвращение в Дрогобыч и не проходящее желание учиться рисовать. По-прежнему лишённый материальной поддержки, друзей, он с каким-то отчаянием опять бросается в мир. На этот раз его цель - Мюнхен. Поначалу и здесь его судьба складывается неудачно. Без высшего художественного образования он не может найти работу. Ему приходится учиться и подрабатывать на жизнь. Он ощущает острую нужду, когда даже на хлеб порой нет денег. Но наконец-то, фортуна поворачивается к нему лицом. Однажды Лилиен предложил новому журналу "Югенд" свои рисунки. Они были опубликованы и понравились читателям. Сотрудничество художнику предлагает другой журнал - "Южногерманский почтальон". Мюнхен стал счастливым городом для Лилиена. Ушла, наконец-то, нужда. В Мюнхене художник прожил в общей сложности четыре года. Затем он жил и работал в Берлине. К сожалению, в городе нет улицы в память этого художника. Нет также улицы в честь известного скульптора Гуго Кауфмана (1869-1919). Ну, что ж. Как говорится в русской поговорке: на нет и суда нет. На всех улиц не хватит. Cкульптуры Кауфмана украшают многие города, в том числе Мюнхен, где он жил. Например, "Die Kunst" на мосту Ludwigsbrьckе (пострадала во время бомбардировок), каменные фигуры в Bayerischеs Armeemuseum (Ингольштадт). Из архитекторов еврейского происхождения, по чьим проектам строились сооружения в Мюнхене и других городах Германии, наиболее известен Макс Литтман. Одно из творений зодчего, ставшее сегодня местом паломничества туристов, - это пивное заведение - Hofbrдuhaus. Мог ли предвидеть архитектор, что в праздничном зале этого здания в 1920 г. выступит Гитлер со своей первой программной антисемитской речью? Это совпало с началом его политической карьеры, как лидера партии. В Sollnґe одна из улиц названа в память архитектора. Жизнеописание М. Литтмана помещено в разделе "Биографии".

     Писатели, поэты, драматурги, публицисты. Если Мюнхен по праву можно назвать одним из научных центров Германии ХVIII - XIX вв., столицей музыкального искусства того же периода, городом-музеем, украшенным шедеврами архитектуры и богатыми скульптурами и скульптурными композициями, то в области литературы столица Баварии выглядит, если и не провинцией, то, по крайней мере, и не литературным Олимпом. Тем не менее, двое из семи (данные на 1998 г.) германских Нобелевских лауреатов по литературе Пауль Хайзе (1910) и Томас Манн (1929) жили и писали в Мюнхене.
     Если прибегнуть к гиперболе, то Мюнхен можно назвать интернациональным городом писателей. Здесь родился Шарль де Костер (1827-1879), с детства известный по книге "Легенды о Тиле Улленшпигеле." В 1880 гг в Мюнхене жил норвежский драматург Генрик Ибсен, автор известных произведений "Нора", "Пер-Гюнт" и др. Какое-то время в доме по Bayerstr. 2 в 1840-х проживал датчанин Г.-Х. Андерсен. Он писал о Мюнхене и о горожанах. В одном из своих произведений описал эпизод, когда на Hauptbahnhof'е у него украли кошелёк с деньгами. В городе жили известный русский поэт Ф. Тютчев, австрийский писатель, романист, новеллист Роберт Нейман (1897-1975). В 1934 г. он вынужден был эмигрировать. После войны вернулся в Европу. Был почётным секретарём Пен-клуба Австрии. Умер в Мюнхене. В 1786 г. проездом был в Мюнхене (инкогнито) В. Гёте. Недолго в городе находился Г. Гейне (более полугода, в 1727-1728 ).
     В ноябре 1916 г. посетил Мюнхен, останавливаясь в отеле "Bayerischer Hof", Ф. Кафка. Т. Фонтане принадлежат слова: "Мюнхен - единственный город Германии, где может жить поэт". Впрочем, сам он не пожелал постоянно здесь жить. Здесь жил и умер родившийся в Ганновере Ф. Ведекинд, изучал искусство Р.-М. Рильке.

     В столице Баварии учился и жил известный писатель Генрих Манн (1871-1950), (в Швабинге сохранился дом, в котором он жил).
     В этом городе родился и жил до своей эмиграции в 1935 г. еврейский писатель и мыслитель, один из инициаторов диалога между христианами и иудеями Шалом Бен-Хорин (настояшая фамилия и имя Фриц Розенталь). В 1988 г. он стал почётным доктором евангелического факультета университета Мюнхена. В следующем году писатель был награждён почётной Золотой медалью города. В Мюнхене прошли детские и юношеские годы одного из известных немецких писателей Лиона Фейхтвангера (1884-1954).

 


     В Мюнхене жили и работали драматург Михаэль Бер (1800-1833), брат композитора Мейербера, автор исторического и психологического романа; драматург Альфред Нейман (1895-1952) ("Дьявол", "Друзья народа" и др.). Здесь родился известный поэт-лирик Христиан Моргенштерн (1871-1914). В биографиях Бертольда Брехта, Карла Цукмайера, Клауса Манна отмечен их мюнхенский период жизни.
     Крупной фигурой литературной жизни города был публицист, поэт, эссеист, издатель и библиофил Карл Вольфскель (1869-1948). В Мюнхене жил и работал Людвиг Тома (1867-1921) - адвокат, писатель, один из основателей и редактор скандально известного журнала "Simplicissimus." В конце жизни он перешёл на позиции антидемократии и антисемитизма.

     В столице Баварии жили также писатель Густав Майеринк (1868-1932) - автор таких произведений, как "Голем", "Вальпургиева ночь" и др.; неоднократно удостоенный различными литературными премиями поэт Ганс Каросса (1878-1956); писатель-пацифист, автор прозаических и драматических произведений психологического характера Леонард Франк (1882-1961); автор повестей и романов, наиболее известный из которых "Sturm in Wasserglas" Бруно Франк (1887-1945). Со столицей Баварии был связан некоторый период жизни и творчества писателя-гуманиста, сатирика, романиста и драматурга Эриха Кестнера (1899-1974). Частыми гостями города были Стефан Цвейг, Арнольд Цвейг, Франц Верфель. Последний даже жил какое-то время в Мюнхене.

 


     Нельзя не упомянуть о таких революционных поэтах, как Э. Мюзам, Э. Толлер. По велению случая имена этих поэтов вновь оказались рядом. "Erich-Mьhsampl." и "Ernst-Tollerpl." находятся вблизи друг от друга. На площади Э. Толлера расположена гимназия Максимилиана, в которой учились многие известные личности. Вернее будет сказать, что маленькая площадь примостилась у огромного, красивого и величественного здания гимназии.
     Имена большинства названных писателей есть на карте Мюнхена. Помимо наименования улиц, в Мюнхене есть гимназии Л. Фейхтвангера, Т. Манна, Г. Гейне реальная школа Л. Тома и др.

     Этот небольшой калейдоскоп имён даёт некоторое представление о Мюнхене как об интернациональном городе литераторов. Среди писателей разных стран и различных национальностей есть также писатели еврейского происхождения, чьи произведения, как правило, написаны на немецком языке. Помимо упомянутых Г. Гейне, Ф. Кафки, М. Бера, Б. Франка, П. Хайзе, С. Цвейга, Ф. Верфеля, Р. Неймана, А. Неймана, Э. Толлера, К. Цукмайера, в топонимике города нашли отражение имена А. Дёблина, М. Хардена, Я. Вассермана, Н. Закс, Г. Гофманнсталя, К. Тухольского. (О Л. Фейхтвангере см. ниже). Таким образом, именами 17 писателей еврейского происхождения названы улицы города. Собственно, писателей несколько больше. К литераторам следует отнести профессора литературы М. Бернайса, поэта-революционера Э. Мюзама, политика и журналиста К. Эйснера, политика, писателя и предпринимателя В. Ратенау, философа, политика и драматурга Ф. Лассаля, философа А. Бергсона, философа, социолога и публициста Х. Аренд, философа М. Бубера, а также Анну Франк, которая писала сказки, изданные посмертно. Именами этих известных личностей также названы улицы Мюнхена. Их жизнеописание размещено в других (соответствующих) разделах 2-ой части данной работы.

 


     Среди улиц, названных в память писателей - евреев, трое лауреатов Нобелевской премии по литературе: Пауль Хайзе (1910), Анри Бергсон (1927), Нелли Закс (1966).

     В городе есть также Feuchtwangerstr. Однако, здесь требуется некоторый комментарий. Улица названа в честь известной в городе семьи. Состоятельный клан был известен благотворительностью и милосердием. Представители этого клана жертвовали деньги как на нужды еврейской общины, в том числе на строительство синагоги, так и на нужды города. Некоторые врачи этой семьи оказывали бесплатную медицинскую помощь неимущим пациентам. Одноклассники будущего писателя вспоминали, как отец Лиона часто приглашал их отобедать в своём доме, к праздникам вручал им подарки. Семья была религиозной и принадлежала к ортодоксальной части еврейской общины города. Помимо предпринимателей, этот клан представляли известные в городе врачи. Август Фейхтвангер (1870-1938) - врач, один из организаторов еврейской больницы Мюнхена (Herman-Schmidstr. 5). Он увлекался музыкой, пением, был руководителем хора в одной из синагог города. В 1935 г. нацисты арестовали его, но вскоре отпустили, позволив эмигрировать. Его сын Генрих Арон Фейхтвангер (1898-1963), как и отец, участник Первой мировой войны. С 1933 по 1935 владел зубоврачебным кабинетом. Возглавлял "Общество еврейских музеев Баварии". Посвятил себя учёту, описанию и уходу за памятниками еврейской культуры Баварии. В 1935 г. эмигрировал в Иерусалим, где стал одним из инициаторов и основателей музейного дела в области еврейской культуры. Эрих Фейхтвангер (1890) - известный врач-невропатолог, учёный, автор двух монографий. Эмиграции предпочёл самоубийство. Фриц Фейхтвангер (1890-1969) - врач-акушер, с 1919 г. владел крупным праксисом (Dachauerstr. 187). В 1937 г вынужден был эмигрировать. После войны возвратился и жил в Мюнхене. Врачебной практикой не занимался. Однако, самым известным представителем этого клана, конечно, был писатель Лион Фейхтвангер.

Жертвы нацизма и участники Сопротивления. Многочисленные мемориальные сооружения и названия некоторых улиц Мюнхена напоминают о трагических годах национал-социалистической диктатуры в Германии. Некоторые из них посвящены Катастрофе германских евреев и еврейской общине Мюнхена. На Herzog-Maxstr., где находилась центральная синагога, установлен обелиск. Синагога была разрушена в июне 1938 г. Памятник напоминает также о трагедии "Хрустальной ночи" 9-10 ноября 1938 г. В эти дни в Мюнхене была разрушена синагога ортодоксального иудаизма на улице имени другого герцога - Herzog-Rudolfstr. На построенном на этом месте здании есть мемориальная доска, напоминающая о разрушении синагоги.

     По Knorrstr. 148 был сборный лагерь, где нацисты собирали свои жертвы для депортации и последующего их уничтожения в Прибалтике и других местах. Сейчас на этом месте установлена скульптура, олицетворяющая эту страницу геноцида. При выходе из метро (Аm Hart) есть соответствующая надпись. Памятное сооружение есть также в Berg-am-Leimґe, где находились гетто и рабочий лагерь.
     В 1942 г. нацисты ликвидировали еврейский детский дом, а детей с целью уничтожения отправили в концлагерь. Здание детского дома (он был организован в 1926 г. и находился в Швабинге) не сохранилось. У нового здания, возведённого на этом месте, к 60-летию ликвидации детского дома и его обитателей была установлена металлическая стела с соответствующей исторической справкой-надписью. Мемориальные сооружения, напоминающие о Катастрофе, есть также на территории концлагеря "Дахау", вблизи посёлка Geltendorf и в других местах Мюнхена и его окрестностей.
     В данном разделе четыре улицы, названные в память евреев-жертв нацизма и тех, кто ему противостоял. Это Anne-Frank-Anger, Else-Rosenfeldstr., Geschwister-L?btr., Hans-Leipeltstr.

 

 

(В недавно открывшейся постоянной экспозиции в Городском музее "Нацизм во времена "Третьего рейха" в Мюнхене" среди многих имён противников нацистского режима в городе есть также имя Ганса Лайпельта). В 2004 г. на карте улиц города появилось имя ещё одной жертвы - Э. Кон (см. п. 9 "Комментарии и дополнения").

     В действительности таких улиц несколько больше, но они включены в другие разделы по причинам, изложенным в авторском предисловии. В Освенциме погибла профессор теологии, монахиня Э. Штайн; в Каунас был депортирован и затем расстрелян П. Вассерман; в концлагере погиб поэт Э. Мюзам; прошёл через несколько лагерей и уцелел М. Диамант; депортации предпочли самоубийство известный юрист К. Ноймайер и его жена. Вынуждённые эмигрировать, покончили жизнь самоубийством вдали от родины писатели К. Тухольский, Э. Толлер, С. Цвейг.

     Директор института Ф. Габер отказался выполнить указание властей об изгнании евреев из руководимой им организации и призвал учёных к эмиграции.
     Имена этих людей нашли отражение в топонимике Мюнхена. На карте города есть также имена немцев, которые спасали и помогали евреям во времена нацистской диктатуры. Schindlerplaz, Bernhard-Lichtenberg-Weg. Оскар Шиндлер - имя известное. Бернхард Лихтенберг - священнослужитель из Берлина - выступал в защиту евреев. За это был арестован и отправлен в "Дахау". Умер по дороге к лагерю от сердечной недостаточности.
     Уместно вспомнить трёх жителей Мюнхена. J. Meyer, L. Wцhrl, W. Krьmme отмечены почётным званием "Праведник народов мира" за оказание помощи евреям. В Иерусалиме в одноимённой Аллее в честь каждого из них высажено дерево, у которого таблица с фамилией праведника и названием города, в котором он совершил благое дело. В Мюнхене есть Lьdwig-Wцhrl-Weg. Медалью города удостоен K. Schцrghofer, который в период нацистской диктатуры вместе с родителями ухаживал за могилами на еврейском кладбище по Ungererstr.

     В данном разделе приведены лишь некоторые имена и факты, которые соответствуют данному разделу. Исследование темы Катастрофы и Сопротивления в Мюнхене автором не предусматривалось. По этой теме имеются специальные публикации.
     Спортсмены, путешественники. Огромен вклад евреев Германии в культуру, науку, технику, медицину, в экономическую и политическую жизнь страны. Значительно скромней роль евреев в спорте. Если взять конкретный показатель: количество побед спортсменов еврейского происхождения на Олимпийских играх, то окажется, что они завоевали меньше наград, чем спортсмены-евреи США, бывшего СССР, а также Великобритании, Франции, Венгрии, Австрии и даже таких стран с малочисленной еврейской общиной, как Бельгия, Дания. За всю историю Олимпийского движения в новое время, впрочем, эта история закончилась в 1936 г., германские евреи завоевали всего 10 Олимпийских наград. Среди них первые победители первой Олимпиады (Афины, 1896) Альфред Флатов (гимнастика, личные и командные соревнования), Густав Флатов (гимнастика, командные соревнования). А. Флатов долгие годы был кумиром любителей спорта Германии. Даже спустя три четверти века, в преддверии Олимпийских игр в Мюнхене о нём вспомнили: на фарфоровых изделиях-сувенирах был воспроизведён портрет спортсмена в форме футболиста. Улицы Флатова в Мюнхене нет. В Берлине есть Аллея Флатовых. Среди кумиров публики была также Хелена Майер, олимпийская чемпионка 1928 г. Помимо Мюнхена, её имя носит одна из улиц родного города спортсменки - Оффенбаха. В память о ней была выпущена также почтовая марка.

     Почему спортсмены еврейского происхождения завоевали всё-таки всего 10 Олимпийских наград (1896-1936)? Не в данной работе анализировать этот факт. Однако, хотелось бы напомнить, что спорт в Германии был уделом привилегированных людей, клубы считались элитными и доступ в них евреям оказывался затруднен или вовсе недоступен. Так, например, было с Альпинистским обществом, члены которого в 1921 г. приняли решение о закрытии в него доступа евреям. Понадобилось 80 лет, чтобы это позорное решение было отменено. Теперь во дворе музея установлен памятный камень, на котором просматривается шестиконечная звезда и девиз "Против нетолерантности и ненависти".
     Кроме того, при комплектовании немецких олимпийских команд евреи иногда подвергались дискриминации, и, несмотря на хорошие индивидуальные спортивные результаты, их не включали в состав команд. Так было, например с Гретель Бергман, которую в 1936 г., несмотря на лучшие спортивные показатели, не включили в состав сборной олимпийской команды Германии. (Недавно об этой 90-летней женщине был снят фильм. Она живёт в США).

     Примерно такое же положение было в спортивной жизни Америки в конце ХIХ в. Евреев не допускали в спортивные клубы, не соревновались с ними. Тогда евреи стали создавать собственные клубы, строили собственные базы, которые были не хуже элитных. Не хуже оказывались также спортивные результаты. После этого всё нивелировалось, клубы смешались, а затем появились блестящие спортсмены - евреи, ставшие гордостью Америки. Создателями ныне всемирно известных баскетбольной и хоккейной лиг оказались также евреи - тренеры, администраторы. Правда, при этом, не следует забывать, что США - страна иммигрантов и взаимоотношения между национальностями там иные, чем в Европе.
     Евреи Германии занимались спортом и участвовали в соревнованиях в чисто еврейских спортивных клубах, добиваясь в них хороших результатов. Таких клубов в Германии было много. Самым популярным был клуб "Бар-Кохба". В 1921 г. был создан Всемирный спортивный союз "Маккаби". В него вошёл ветеран еврейского спортивного движения германский клуб "Бар-Кохба". С этого времени германские спортсмены евреи участвовали в международных "Маккабиадах". О влиянии "Бар-Кохбы" на международное спортивное движение свидетельствует тот факт, что в 1927 г. Штаб союза "Маккаби" перебрался в Берлин. Сегодня германское спортивное общество "Маккаби" одно из сильнейших в Европе. В 2003 г. на всеевропейской "Маккабиаде" спортсмены Германии завоевали 21 медаль, уступив по их числу только спортсменам Франции и России.
     Говоря о спорте в Мюнхене, нельзя не упомянуть о трагедии Олимпийских игр 1972 г., когда погибло 11 израильских спортсменов (действующих атлетов, тренеров, судей). Улицы в память об этом трагическом событии в городе нет. Однако, есть три мемориальных сооружения (на месте захвата спортсменов в Олимпийской деревне, у входа в Олимпийский комплекс и возле аэродрома в дальнем пригороде Мюнхена).
     В городе есть Helena-Mayer-ring, Merzbacherstr. (в память об известном альпинисте и путешественнике), Emin-Paschastr. (в честь известного путешественника, врача).

     Благотворители, меценаты...
В еврейской традиции испокон веков принято было оказывать помощь нуждающимся. Идея милосердия и склонность к доброте - рефрен многих заповедей "Торы". Вот некоторые из них:
     -"каждый должен помогать бедным в соответствии со своими возможностями. Если человек сам живёт на благотворительные средства, он обязан дать нищему хоть что-нибудь";
     -"нельзя отпускать нищего с пустыми руками";
     -"если брат твой обеднеет…, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец";
     Помощь родителям, если они в ней нуждаются, тоже рассматривается как заповедь благодеяния. Самая высокая степень милосердия - помощь людям до того, как они впадут в нищенство.

     Наглядный пример благотворительности - это история существования и выживания голодных и обездоленных жителей еврейских местечек "черты оседлости" Российской империи, так реалистично и красочно описанных классиками идишистской литературы России. Жившие в местечках евреи в большинстве своём были лишены заработка, на который могла прокормиться семья. Правительственное законодательство ограничивало место их проживания. Существовал запрет на занятие сельским хозяйством. И кто знает, скольких талантливых людей лишилось человечество из-за процентной нормы, существовавшей при приёме евреев в гимназии и высшие учебные заведения. Учёба была не только внутренней, духовной потребностью детей и юношей, но средством получения профессии. Ведь 75 % молодёжи местечек не имело специальности. Таким образом, население "черты оседлости" было лишено права на труд, на образование и права свободного передвижения в пределах империи. К тому же обвинения в ритуальных убийствах, за которыми следовали погромы, в результате которых одни погибали, другие лишались убогого скарба. В таких условиях другой народ давно бы вымер. И только благодаря милосердию и помощи извне отдельных людей, еврейских общин, а вовсе не правительства, люди в местечках выживали.
     Талантливые дети - будущие известные художники, музыканты, писатели, учёные-талмудисты - на собранные родственниками деньги или полученные от меценатов средства смогли продолжать учёбу, и их творчество становилось достоянием национальной или мировой культуры.
     В заповедях о благотворительности человека присутствует ещё одна важная сторона: призыв к самовоспитанию личности, к отказу от таких пороков, как алчность, скаредность. "Когда будешь давать ему (нищему), не должно скорбеть сердце твоё"; "Когда будете жатву жать, не дожинайте до края поля своего: бедному и пришельцу оставь это".

     Милосердие и благотворительность были характерны для всех еврейских общин диаспоры, в том числе в германских землях. Изгоняемые неоднократно в течение своей истории пребывания в Баварии, евреи с разрешения герцогов селились в других землях, и местные еврейские общины оказывали им посильную помощь.
     Самые известные в еврейской среде благотворители - это клан германских евреев - семья Ротшильд. Их пожертвования не ограничивались Германией (позже другими странами, где члены этого банкирского клана проживали) и простирались от "черты оседлости" до американского континента, от Санкт-Петербурга до бывшей Палестины, где на купленных Ротшильдом землях устраивались еврейские поселения.
     Благотворительность и милосердие - категории наднациональные. В Мюнхене десятки улиц носят имена филантропов, жертвовавших деньги и создававших благотворительные фонды для нуждающихся в помощи, уходе и заботе людей. Есть среди них также благотворители и меценаты еврейского происхождения.
     За пределами столицы Баварии и Германии известна была своей филантропической деятельностью семья банкира фон Гирша. Филантропия характерна была также для семьи банкиров фон Айхталь (биогр. сведения об этом клане см. во 2-ой части исследования). Помимо благотворительной деятельности, банкирский дом финансировал также реализацию грандиозного плана короля Людвига I по переустройству города и возведению новых зданий и сооружений, ставших шедеврами архитектуры. На деньги этой семьи были приобретены многие ценные произведения искусства для королевских собраний и коллекций, возводились здания музеев. В первой трети XIX в., когда в Европе началось повсеместное строительство железных дорог, Симон Айхталь финансировал возведение железной дороги Мюнхен-Аугсбург (1835), Мюнхен-Зальцбург (1836), Аугсбург-Нюрнберг (1838).

     Известность многих художников, скульпторов становилась возможной благодаря меценатам, устраивавшим выставки их произведений, покупавшим и продававшим их картины, бюсты и т.д. В Мюнхене наиболее известны были еврейские династии антикваров и меценатов - Bernheimer, Heinemann, Rosenthal. Леман Бернхаймер (Bernheimer) в 1864 г. основал торговую фирму по покупке и продаже антиквариата, которая расположилась в центре города (Lenbachplatz, 3). Фирма, как свидетельствовала вывеска, располагала антиквариатом всех эпох, антикварной мебелью, гобеленами, скульптурами, фарфоровыми изделиями всевозможными коллекциями. Впоследствии фирма получила всемирную известность. О филантропии семьи Feuchtwanger рассказывалось выше.
     Сегодня на карте города есть Bernheimerstr., Eichthalstr., Hirsch-Gereuthstr., Schuleinstr., Schuleinpl., Max-Diamantstr., Neustдtterstr.

Примечания


     *В одном из мюнхенских кафе в центре города обратил внимание на отдельную страницу меню "Нобелевские лауреаты". В нем были блюда "Einstein", затем "Edison", "Madame Curie". Далее шли "Boris Bekker", "Claudia Schiffer", "Karl Valentin". Таким образом, популярность Нобелевских лауреатов сегодня сравнялась с известностью спортсменов, моделей, артистов.
     Примером тому может служить работа в области медицины и физиологии, отмеченная Нобелевской премией в 2003г. Её авторы создали оборудование для обследования внутренних органов человека, известное ныне как магнитно-резонансное. Оборудование и метод были внедрены более 25 лет тому. Одному из лауреатов - американскому учёному - ко времени получения премии исполнилось 75лет. В том же году Нобелевскую премию получил 87-летний российский учёный-физик В. Гинзбург.
    ** Фигуре "Давид" (Флоренция), высеченной из цельного куска мрамора (высота скульптуры 4 м), в 2004г. исполнилось 500 лет.


   


    
         
___Реклама___