Ostrovsky1
©"Заметки по еврейской истории"
Январь 2005

 

Александр Островский


Проблемы и пути еврейской

интеграции в Германии

 

 


     „Эмиграция во все времена служила средством избавления от лишних тягот... Перед нами огромный исторический опыт – небывалых размеров эмиграционные потоки нашего времени, и все это служит подтверждением сказанного выше Владимиром Жаботинским – люди ищут и часто находят в эмиграции избавления от тягот".1
     Эмиграция – это серьезный экзамен, и людям, прежде всего необходимого понять, что страна пребывания не виновата в том, что они выпали из инфраструктуры, разлучены с родными и близкими, утратили свой социальный статус, а смена страны пребывания – это их собственное решение. Это решение приводит эмигрантов в иную культурную среду со своим языком. И никто не виноват в том, что в стране, хоть и более благополучной по сравнению с прежним местом пребывания, но, тем не менее, не обладающей излишком рабочих мест и социальных средств, не так просто найти свое место.

     Инженер из России, музыкант из Молдавии, юрист из Узбекистана, педагог из Грузии не привозят в дополнение к диплому завоеванный годами труда и талантом авторитет, а вынуждены подтверждать свои деловые качества на конкурентной основе, проигрывая при этом своим местным конкурентам в знании языка. Трудно бывает избавиться от комплексов и доказать самим себе, что мы от этого не становимся хуже. Не просто привести это субъективное мироощущение в соответствие с тем неоспоримым фактом, что объективно ценность человеческой личности от перемены места жительства не зависит. И это – лишь один из моральных и нравственных конфликтов, оставляющих в сознании эмигрантов неизгладимый след. Эмиграция – это сложный переворот в жизни и сознании человека, затрудняющий ему врастание в новый социум. Ведь и растению страшно, когда его пересаживают, оно может погибнуть, если не найдет в себе силы для новых ростков. Если же удастся придти к тому, чтобы воспринимать свою эмиграцию не ностальгически, а, пропустив ее через сокровенные каналы души, то лишь тогда может понравиться и эта земля, и эти люди, и эти обычаи.

     У каждой науки свое поле внутренних конфликтов, свои противоречия при оценке тех или иных явлений. Так же и демография – наука о воспроизводстве населения – не избегает такого рода противоречий. Так заместитель главного редактора „Российско-еврейской энциклопедии", Зеэв Вагнер, подверг сомнению общепринятые цифры численности российских евреев, полагая, что на самом деле их значительно больше. „Нет конца спорам, кого вообще считать евреем. Стран их пребывания – более ста. По предварительным данным сейчас в мире насчитывается 13 млн. Евреев".2
     До второй мировой войны их было 17-18 млн., причем для 11 млн. родным языком был идиш. В 1948 году, после Холокоста, их стало 11,3 млн. По статистическим данным на каждую тысячу жителей планеты приходится всего лишь два с половиной еврея – и они находятся в центре всеобщего внимания.3

     По данным председателя еврейского агентства „Сохнут" Салая Меридора ежегодно численность евреев в мире уменьшается на 50 тысяч человек или на 140 человек в день. Таким образом, при сохранении нынешних темпов рождаемости, смертности и ассимиляции численность евреев в мире никогда не сравняется с той, что существовала до второй мировой войны.
     Рост еврейского населения имеется лишь в Израиле (естественный прирост 60 – 70 тысяч человек в год), а также в Канаде, Австралии и Германии за счет иммиграции. Между тем в США, на территории постсоветского пространства, во Франции, Англии, Аргентине, ЮАР и других численность евреев неуклонно сокращается.
     В Германии сейчас проживает 170 тыс. евреев. В 1990 году их было 50 тыс. В России в настоящее время 260 тыс., в 1990 году – 520 тыс., а в 1948 году – 800 тыс. На Украине на сегодня 80 тыс., в 1990 – 460 тыс., в 1948 году – 800 тыс. В Польше сейчас 3 тыс., в 1948 году – 88 тыс.4
     В начале XIX столетия во всем мире насчитывалось около 2,5 миллионов евреев. Почти 90% из них жили в Европе, приблизительно 200 тысяч в Германии, в основном в сельской местности (в больших городах селиться было запрещено). Сфера их деятельности ограничивалась торговлей и ремёслами. Берлинская община в то время насчитывала всего три тысячи человек.

     Век спустя в берлинской общине стало уже 116 тысяч членов. В 1905 году евреи составляли менее пяти процентов всего берлинского населения, но приносили 30% дохода за счет налоговых поступлений. В свое время известный еврейский философ Мендельсон говорил: „Мой сын может стать только врачом, торговцем или нищим". Он ошибся. Двое его сыновей стали крупными финансистами, а третий - ученым специалистом по электромагнетизму. А среди внуков кого только не было: и знаменитый композитор, и историк, и политический деятель. В конце XIX века в Германии из ста христианских мальчиков только трое шли в гимназию, а из ста еврейских мальчиков – 26. Их талант и деловой напор вызывали зависть конкурентов, порождали очередные вспышки антисемитизма, который стал носить не столько религиозный, сколько расовый характер.
     ХХ век, унаследовав проблемы предшествующего столетия, завязывал новые узлы конфронтации, новые исторические коллизии. Гитлер еще только осваивал идеи антисемитизма, а в мире уже вызревала концепция еврейского государства на палестинской земле. Как известно, до второй мировой войны этой концепции так и не суждено было реализоваться.
     Во время мировой катастрофы немецкие евреи, погибали в печах Освенцима и Треблинки, не зная, что в их германское отечество несколько десятилетий спустя придут русские евреи, забывшие в условиях советского тоталитаризма свое национальное и духовное наследие и восстанавливающие его в своих душах на рубеже ХХI века. В этой цепи событий, длящихся две сотни лет, еврейское просвещение с его пророками и героями занимает немаловажное место.
    

***

    В истории европейских евреев 1991 год играет особую роль. По соглашению глав правительств всех федеральных земель, евреи из бывшего СССР получили возможность въезжать в Германию на основе применения постановления о контингентных беженцах.5 Вследствие этого соглашения еврейские общины в Германии получили шанс на выживание. Побудительным мотивом было желание современной Германии предоставить евреям из бывшего СССР, подвергающимся там дискриминации, новую жизненную перспективу в ФРГ. Применение закона о контингентных беженцах „по аналогии" уже само по себе указывает при этом на отсутствие конкретной правовой основы. При этом принимались и принимаются лица, определяемые бывшими советскими ведомствами, как этнические евреи. При их приеме не учитывается, является ли данное лицо евреем с точки зрения еврейских общин Германии и ощущает ли себя данное лицо принадлежащим к еврейской религии.

     Так случилось, что еврейские эмигранты из бывшего СССР почти во всех еврейских общинах образуют большинство. О них много спорят, считают ли они себя русскими, немцами или действительно евреями. Вопрос не из простых, да и подход к нему не однозначный. По данной проблеме имеются высказывания и на страницах печати и трактуются они всегда по-разному. Нет однозначного подхода к этому вопросу и у членов Магдебургской синагогальной общины. Одни утверждают, что „русский еврей" это, конечно, правильно. Другие полагают: „Мы приехали евреями из России, такими и остались". Третьи утверждают, что не ощущают себя евреями и, убедившись, что еврейская община - это религиозная организация, теряют к ней, интерес. Следующая группа соблюдает традиции, но только в пределах семьи. Действительно религиозной является очень небольшая часть. Состав общины весьма неоднородный: из России, Украины, Грузии, Узбекистана, Молдавии и т. д. Среди новых явлений жизни в другой стране обращает на себя внимание различное отношение к культуре, иначе говоря, абсолютно различное культурное воспитание в России и в Германии. Борис Фельдман, главный редактор одной из русскоязычных газет сделал правильное замечание по этому поводу: „...сколько времени нам будут задавать вопрос, кто мы? Сколько времени мы будем оставаться никем: ни тем и ни другим". В целом ситуация еврейских иммигрантов намного лучше, чем у лиц, получивших политическое убежище. На основании закона о праве на проживание (Aufenthaltsgesetz), еврейские иммигранты, получая право на проживание (Niederlassungserlaubnis), приравниваются к высококвалифицированным приезжим. Такое право предоставляет неограниченный доступ к рынку труда.

     Важнейшая политическая задача – способствовать улучшению отношений между коренным населением и иммигрантами. Трудности в этом в Германии, безусловно, есть, их никто не скрывает. Помочь людям преодолеть эти барьеры, адаптироваться, понять и принять новые жизненные условия - одна из важнейших задач не только советов земель (Landrдte) и уполномоченных по делам иностранцев, но и обществ по интеграции иммигрантов, которые способны участвовать в разработке коммунальной концепции по вопросам интеграции, консультации районной администрации и районного парламента, проведение разъяснительной и информационной работы среди местного населения. Интеграция необходима всем новым жителям Германии, независимо от наличия у них немецкого гражданства.
     Из обнародованного в Берлине отчета правительственной комиссии видно, что Германия намерена в дальнейшем открыть двери для квалифицированных эмигрантов. Главный вывод экспертов: в условиях резкого сокращения рождаемости в Германии без притока молодых и квалифицированных эмигрантов страна может похоронить надежды на экономическое процветание и высокий жизненный уровень.
    

***

    Небывалая способность еврейского народа сохраняться и выживать, как самобытная и устойчивая национальная общность, не знает прецедента среди многих других народов мира. На протяжении почти четырех тысяч лет весьма бурной истории, евреи целиком сохранили свою культуру и традиции, несмотря на то, что их дважды лишили исторической родины, несмотря на расселение по всему миру и бездомность на протяжении двух тысяч лет, несмотря на неоднократные попытки уничтожить физически весь еврейский народ. Им удалось восстановить свою государственность, вернуться на землю предков. Загадка выживания евреев интриговала почти всех историков и философов мира.

     Заметно, что евреи, приехавшие из стран СНГ, в большинстве своем люди, не приобщенные к иудаизму. Многие из них и здесь в Германии не проявляют интереса к еврейской религии. И наоборот, есть эмигранты, готовые постигать основы иудаизма. Они изучают Tору и активно участвуют в субботних и праздничных молитвах. В основном это представители старшего поколения от 60 и старше. Наиболее пассивны в религиозном отношении люди среднего возраста. Основные усилия у этой возрастной группы направлены на профессиональное становление и карьеру. Особенного внимания заслуживает тот факт, что само по себе русскоязычное еврейство- явление уникальное. Проблемы русского еврейства и его специфика - это, в первую очередь, последствия многолетнего существования советской власти, когда в стране в результате правления коммунистов осталось всего 6% религиозного населения независимо от конфессий. Для евреев это особенно важный момент, поскольку евреи – это один из немногих этносов, идентифицированных с религией. Другая сторона проблемы – прогрессирующая ассимиляция еврейского населения. Так как люди по сути не имели никакого отношения к еврейской культуре, не знали языка, но в паспорте, в графе национальность стояло „еврей", благодаря этому многие эмигранты идентифицируют себя с евреями по национальности, но, тем не менее, им очень трудно интегрироваться в еврейскую общину в стране своего пребывания, независимо в Германии, США или другой стране. Как ни странно, похожая картина и в Израиле. 90% живущих в Германии евреев - выходцы из бывшего СССР. И вот это большинство чувствует себя абсолютно неотождествленным как с немецкой общностью, так и с немецкими еврейскими общинами.

     Налицо серьезный конфликт между „старым" и „новым" еврейством. И это – проблема ментального, культурного порядка. Как же нам разобраться, кто мы такие?
     Быть евреем в Германии не просто. Многие немцы до сих пор не говорят на эту тему, скрывая в себе чувство вины перед еврейской трагедией. Не может не радовать изменившееся отношение церкви к этому вопросу – открытость и готовность к диалогу.
     В Германии традиционно сложилось так, что в основе деятельности еврейских общин лежит религиозный момент. По еврейскому религиозному закону, Галахе, евреем считается человек, рожденный от еврейской матери. Любые изменения в этом еврейском законе способны вызвать разногласия в кругах еврейской общественности.
     Как мы уже упоминали, приезжающие из бывшего СССР от религии часто далеки. Можно ли говорить о перспективном преодолении этого противоречия, видимо, зачастую, и являющегося причиной конфликта внутри общин? Да, если жизнь еврейских общин формируется вокруг синагоги, раввина, где можно объяснить, рассказать, просветить, что такое еврейские праздники, что такое иудаизм, в чем его отличие от других религий, в чем его философская суть. Однако, заставить человека быть верующим все-таки нельзя!

     Для преодоления проблем культурного и политического плана необходимо просвещение, при этом необходимо учитывать два основных момента современного русскоязычного еврейства - общий язык и национальную принадлежность. Но при этом необходимо, повторим, учитывать, что еврей – это нация, идентифицированная с религией. И вопрос в том, чтобы это понимали нынешние эмигранты и их дети. Дети, которые быстрее родителей овладевают немецким языком и в полном смысле интегрируются в немецкое общество. При этом очень важно, чтобы они не забыли, что они евреи. А ведь во многих городах, где общины состоят практически только из русскоязычных, нет еврейских школ и детских садов.
     Возрождение еврейской жизни в Германии не только первоочередная задача Центрального совета евреев Германии, но и приоритетная задача государства. По словам канцлера Шредера, рост еврейских общин является „большим обогащением для Германии",6 а заключение государственного соглашения с Центральным советом евреев подчеркивает, что правительство Германии отдает должное большой работе еврейских общин и, в первую очередь, поддерживает их усилия по интеграции прибывших в страну иммигрантов.
     Впервые за послевоенный период правительство ФРГ и Центральный совет евреев Германии закрепили свои отношения посредством заключения государственного соглашения. До сих пор подобные соглашения заключались лишь на уровне федеральных земель. Тем самым государство признало Центральный совет единственным представителем интересов еврейских общин на государственном уровне, решив на данном этапе спор Центрального совета с Союзом прогрессивных евреев в Германии, объединяющем 15 либеральных еврейских общин, не в пользу последнего.

     „Историческим" для Германского еврейства назвал день подписания документа президент Центрального совета Пауль Шпигель. Он отметил значение договора, как важного „свидетельства доверия" живущих в Германии евреев к немецкому обществу и немецкой демократии, как новой правовой базы для развития еврейской жизни в стране. Новый документ представляет собой юридическую основу государственного содействия сохранению и развитию еврейско-немецкого культурного и исторического наследия, помощи в построении развитой структуры еврейских общин, их финансовой поддержки и реализации интеграционных и социальных программ. „Договор - знак того, что история не повторяется", - заявил Шпигель в день подписания документа 27 января 2003 года - международный день памяти жертв Холокоста. Одной из основных сфер приложения средств станет интеграция евреев из бывшего СССР, которые составляют сейчас значительное большинство в еврейских общинах Германии.
     Понятие „интеграция" включает в себя множество слагаемых. Это вопросы статуса живущих здесь людей и прибытия евреев из различных стран, вопросы трудоустройства, социального обеспечения, и, наконец, вопросы мироощущения.

     А между тем вопрос о будущем законе об иммиграции превращается в вопрос о расстановке политических сил в Германии. Поводом для юридической разборки в конституционном суде стало не содержание нового иммиграционного закона, а процедура его принятия (и в самом деле уникальная за всю историю немецкой парламентской демократии).
     Правящие социал-демократы и зеленые хотели бы превратить страну в открытое терпимое общество, пойти навстречу пожеланиям деловых кругов, церкви, правозащитных организаций, выработать критерии для привлечения в ФРГ полезного пополнения. Цель же консервативных партий: ограничить приток иностранцев и ассимилировать тех, кто уже находится здесь. Совместить такие различные установки в форме законодательного компромисса едва ли возможно. А это может на долгое время отодвинуть принятие иммиграционного закона.
     Разъехавшиеся по миру эмигранты из бывшего СССР довольно успешно интегрировались в жизнь стран иммиграции, как бытовую, так и профессиональную. Они организовали общины в США, Израиле, Франции и Германии, живущие полноценной жизнью.

     По числу еврейских общин Германия занимает теперь третье место в Европе. Такой количественный рост, по мнению Пауля Шпигеля, позволяет говорить о „возрождении еврейства в Германии".7 Единственная область, в которой существуют постоянное непонимание и трения между бывшими советскими людьми и окружающим миром, это проблема самоидентификации и идентификации. Иммигранты воспринимают себя одним образом, а окружающие же видят их совсем по-другому. Еврейские эмигранты воспринимаются немецким обществом, в первую очередь, как религиозная группа. И действительно, приехав в Германию, большинство людей вступает в еврейские общины, однако, как говорилось выше, лишь малая их часть по-настоящему религиозна и это обстоятельство не всегда находит понимание у местного населения. Принадлежность к народу в Германии традиционно определяется по принадлежности к культуре. В этом смысле большинство еврейских иммигрантов для немцев – русские. Что, естественно, не устраивает самих новоприбывших, привыкших идентифицировать себя с еврейским народом. Родную еврейскую культуру сохранила только небольшая часть старшего поколения. Большинство же идентифицирует себя в плане национальности „по паспорту". Для коренных немцев, однако, новые сограждане – „русские", и не только потому, что приехали из бывшего СССР, а потому что говорят по-русски. Получается замкнутый круг, из которого предстоит выбираться еще не одному поколению.

     Как полагает Юлиус Шепс – профессор новейшей истории Потсдамского университета, директор Центра им. Мозеса Мендельсона, автор многочисленных книг и монографий („Russische Juden in Deutschland", „Juden in Europa"), „Приезд более 160 тыс. евреев из бывшего СССР внес свежую струю в жизнь общин, при этом в корне изменив положение в них. Приток «новичков» встречает сопротивление со стороны старых членов общин. Подобная ситуация в истории уже возникала. Во времена Веймарской республики «местные» евреи бурно протестовали против приезда евреев из восточной Европы, опасаясь, что «чужаки» захватят власть в общинах. И сегодня старожилы понимают, что мир немецкого еврейства уходит, как ушел мир еврейства восточно-европейского, с его клейзмерской музыкой, литературой и театром на идиш. Повод ли это для сожаления? И да и нет. В Германии зарождается иное еврейство. Каким оно будет? Возможно, это будет новое немецкое еврейство. Шансы для этого имеются".8

     А чтобы действительно здесь стало лучше, чтобы не чувствовать себя чужим, нужно учиться понимать общество, в котором мы живем. Выработка правильной самооценки в новом контексте существования являются первым и, пожалуй, самым важным шагом на этом пути.
     Чтобы точнее понять особенности мировоззрения религиозной части еврейской эмиграции, рассмотрим вопрос о еврейских религиозных законах в историческом и нравственном аспектах. Цель законов Торы – утверждать любовь, сочувствие и мир среди людей.9 Существуют 4 категории еврейских законов. Интроспективные законы возвышают исполнителей этих законов. Законы этики способствуют нравственному поведению людей. Законы святости возвышают человека от уровня примитивного существа до уровня разумного, богоподобного творения.
     Национальные законы приближают исполнителя к еврейскому народу и его прошлому.

     Идея рационального объяснения еврейских законов чужда многим евреям. Существует направленная тенденция, как среди верующих, так и среди неверующих евреев, считать многие еврейские законы „ритуальными", т.е. не имеющими внутреннего рационального или этического смысла. Таким образом, обе эти группы преуспели в том, что большинство евреев остается вне уникального аспекта иудаизма - еврейского закона. Конечная цель всех еврейских законов - создание хорошего человека. Для этого добро должно быть не только четко определено, но и узаконено, т.е. добро должно иметь силу закона. Некоторые из этих этических законов, называемых в Торе заповедями, были включены в своды этических правил и законов основных цивилизаций, возникших после иудаизма.
     Однако, еврейские законы святости освящают не только действие и поведение верующих, но и само время путем строгого регламентирования его. В частности, евреям предписывается строгое соблюдение субботы и других еврейских праздников. Шабат (святая суббота) – это не день отдыха, это святой день, который требует соблюдения и исполнения целого ряда законов и правил. Соблюдение еврейских законов, касающихся отношений между Б-гом и людьми, не сделают человека более нравственным, если у него нет к этому сознательного стремления.

     При этом необходимо учитывать, что этика нерелигиозного еврея, но нравственного человека зиждется на одном из следующих трех факторов: на нравственном наследии прошлых религиозных поколений, на внутренней природной доброте человека и на влиянии „светской" этической философии (например гуманизма)
     Не следует забывать и о том, что фундамент западной морали – это христианская религия, таким образом, моральные принципы западной цивилизации фактически все берут начало в Священном писании и могут иметь жизненное значение лишь в рамках религиозной традиции.
     Еврейское религиозное меньшинство в Германии крайне малочисленно и существенного политического влияния не имеет. Евреи из бывшего СССР, хотя и составляют большинство в еврейских общинах, все же очень немногочисленны и воспринимаются населением Германии скорее, как русские.

     На политической сцене заметны всего несколько человек из руководства еврейских общин. Важной проблемой еврейских общин в Германии является то, что люди, приехавшие из бывшего СССР, не знают религии, языка, традиций. Трагедия в том, что люди хотят быть и членами общины, а значит и евреями, и одновременно придерживаются тех же традиций и культурных ценностей, с которыми они жили до эмиграции. Вот и получается, что зачастую сегодня общины превращаются в некий русский клуб. Одни рассматривают общину как религиозное объединение, другие - как клуб любителей иудаизма, кто-то - как социально-посредническую базу, а еще кто-то - как место удовлетворения культурных запросов. Да, работают в общинах кружки, курсы, клубы. Учитывая вышесказанное, нетрудно понять, насколько ценна любая поддержка культурных, не связанных напрямую с религией начинаний, поэтому не всегда понятны и перегибы в проводимой Центральным советом линии на „чистоту рядов" различных обществ по интересам (например, научных) при общинах. В свете вышеизложенных проблем, связанных с интеграцией иммигрантов в местное общество, помощь людей других национальностей не стоит недооценивать.

     Как сегодняшняя жизнь, так и будущее не одного поколения еврейских эмигрантов в Германии напрямую зависит от успешной интеграции их в немецкое общество и для достижения этой цели следует привлечь все средства, ведущие к ней, как то: религиозную основу, общность культурных интересов, использование наработанного профессионального багажа, языковое и бытовое общение, т.е. все то, о чем говорилось в этой статье и единственным критерием приемлемости этих средств должна служить лишь их моральная оправданность. „А возрождение еврейской общины Германии свидетельствует о выздоровлении современного демократического немецкого общества".10
    

     Литература

    1. Бела М. Мир Жаботинского. Гешер Алия. Бейтар 1991 назад к тексту>>>
     2. Вагнер З. Исход продолжается.B: Еврейская газета. №2, октябрь 2002 назад к тексту>>>
     3. Громон  Ш. Израиль и мировое еврейство. Факты об Израиле. Иерусалим 1999 назад к тексту>>>
     4. Меридор С. Сколько нас в мире. B: Еврейская газета. №4, декабрь 2002 назад к тексту>>>
     5. Beauftragte der Bundesregierung fьr Auslдnderfragen (BBfA): Migrationsbericht der Auslдnderbeauftragten. Berlin/Bonn 2001 назад к тексту>>>
     6. Шредер Г. О государственном договоре с Центральным Советом евреев Германии. В: Jьdische Algemeine № 3, январь 2003 назад к тексту>>>
     7. Шпигель П. Возрождение еврейства в Германии. Информационный листок Центрального совета евреев Германии. №2, 4/2003 назад к тексту>>>
     8. Шепс Ю. Есть ли у еврейских общин в Германии будущее? В: Еврейская газета. №3, сентябрь 2002
     назад к тексту>>>
     9. Рaби Teлушкин. И. Еврейский мир. Иерусалим 1997 назад к тексту>>>
     10. Беркович Е. Заметки по еврейской истории. Москва 2000 назад к тексту>>>
       

См. также:

     11. Островский А. К некоторым проблемам профилактики правонарушений у школьников. В: Abhandlungen der WIGB. Band 3. С. 254-259
     12. Шредер Г. Обогащение для Германии. В: Еврейская газета №. 4, декабрь 2002
 
  


   


    
         
___Реклама___
moneymatika.ru