Zbarsky1
©Альманах "Еврейская Старина"
Август 2005

Кен Спиро

Драматические моменты еврейской истории

Перевод с англ. Александра Збарского

 

 


   

ЧАСТЬ 1. ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ

     В очевидно самоубийственном порыве евреи решают бросить вызов мощи Рима. Восстание против Рима в I н.э. было равносильно тому, как если бы сегодня Израиль объявил войну Западной и Восточной Европе вместе взятым. Таким могущественным был Рим. Так как же евреи решились бросить такой очевидно самоубийственный вызов? На этот вопрос существует несколько ответов. В их число входят:

    Идеологические различия между языческим греко-римским миром и монотеистическим еврейским миром.
   Реакция евреев на римское господство, которое вело к борьбе между различными еврейскими фракциями: фарисеями, цедукеями и зелотами (ревнителями).
     Римское преследование евреев, которое началось с налогообложения и завершилось всеобщей резней.

     Рассмотрим каждый из этих пунктов последовательно.

     ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

     Римляне, как и греки, почитали многих богов. И не только своих. Как только они завоевывали новый клочок земли, они просто включали божеств завоеванных народов в римский пантеон. Римский историк Варрон пишет, что к 1-му веку до н.э. они имели свыше 30 тысяч богов. Еврейское мировоззрение, признававшее одного невидимого бога, который требовал исключительного почитания и не мог быть добавлен в общий котел, было совершенно непостижимо для римлян. Но еще более важным различием был соответствующий еврейским верованиям стиль жизни, определявшийся подчинением множеству заповедей, которые противостояли римскому мировоззрению. Например, приверженность евреев уважению к человеческой жизни должна была раздражать людей, которые строили амфитеатры только для того, чтобы публика могла забавляться, наблюдая за тем, как безжалостно убивают таких же человеческих существ, и чем более гротескным способом, тем лучше.

     Талмуд (Мегила, 6а) характеризует это различие очень интересным способом:

     Кейсария и Иерусалим: если кто-то скажет тебе "оба разрушены", не верь этому; если кто-то скажет тебе "оба целы", не верь этому. Но если кто-то скажет тебе "Кейсария разрушена, а Иерусалим стоит" или "Иерусалим разрушен, а Кейсария стоит", этому ты можешь верить.

    Теперь мы знаем как исторический факт то, что Кейсария и Иерусалим стояли в одно и то же время. Когда Ирод был жив, он построил город Кейсарию и, несомненно, он не разрушал Иерусалим. Что же это означает? Делая это заключение, раввины подчеркивают теологическую, историческую и политическую важность вопроса о реальном характере взаимоотношений между Израилем и Римом, между наследниками Иакова и наследниками Эсава. Смысл сказанного ими состоит в том, что в категориях космической борьбы одно не может торжествовать без того, чтобы другое было повержено. Когда евреи торжествуют, и еврейские ценности преобладают, тогда римские ценности не будут иметь значения и т.д. Такова космическая борьба за душу человечества.

     ПРОТИВОРЕЧИЯ СРЕДИ ЕВРЕЕВ

     Еврейская реакция на присутствие римлян, которые господствовали в святой земле и поклонялись идолам, имела много аспектов.

     Эллинизированные и ассимилированные евреи. Они приветствовали римское присутствие и получали от него выгоду.
     Они были обозлены на других евреев, которые противостояли римскому господству.

     Цедукеи. В основном это были богатые евреи, которые отрицали божественное происхождение Устной Торы. Они преобладали в иерархии Храма и коррумпировали её. Они были склонны сотрудничать с римлянами, чтобы сохранить основу своей власти. Они видели в других еврейских фракциях источник неприятностей.

     Фарисеи. Это были конформистски настроенные евреи, которые не желали иметь ничего общего с римлянами, но они были прагматичны. Они хотели, чтобы иудаизм выжил, и отнюдь не отказываясь от своих религиозных принципов, были склонны извлечь максимальную пользу от римского господства. Они не одобряли другие еврейские фракции - тех, кто заискивал перед римлянами, и тех, кто выступал за открытое восстание.

     Зелоты. Они состояли из нескольких различных группировок националистически настроенных экстремистов. Римское присутствие приводило их ярость, и они были обозлены на других евреев, в действиях которых они усматривали активное или молчаливое сотрудничество с римлянами.

     Сикарии (что означает "кинжал"). Это были криминальные элементы, часто выступавшие под маской национализма. Они блокировались с зелотами.

     Отколовшиеся секты. Эти религиозные группы (такие, как ессеи) имели экстремистские взгляды и противостояли как цедукеям, так и фарисеям. Например, члены секты Мертвого моря (известной благодаря свиткам Мертвого моря) ожидали скорого конца света и удалились жить в пустыню, чтобы избежать греховности и коррумпированности городской жизни и подготовиться к концу света.

     Еврейские источники называют 24 отдельные фракции. Их конфликтующие взгляды были симптомом болезни, поразившей еврейский народ в то время. Раввины называют эту болезнь синат хинам - "бессмысленная ненависть" одного еврея к другому. К сожалению, мы наблюдаем аналогичную ситуацию сегодня. Не нужно быть политологом, чтобы понять, что наибольшей проблемой для Израиля и для еврейского мира в целом является ненависть евреев друг к другу. Имеются фракции ашкенази, сефардов, светские, религиозные; среди религиозных есть хасиды, митъявним и религиозные сионисты. Ослабленный, разобщенный еврейский народ представляет легкую добычу как для антисемитов, так и для врагов Израиля. Пример того, что происходит сегодня, можно обнаружить в римскую эпоху.

     РИМСКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

     Масло в огонь идеологических разногласий добавляли методы, которыми пользовались римляне для извлечения денег - с помощью налогообложения, а иногда и прямого грабежа местного населения. Это было особенно справедливо для нескольких губернаторов (прокураторов) Иудеи, особенно отличившихся своей жестокостью и алчностью. Историк Пол Джонсон в своей "Истории евреев" (с.136) объясняет, почему этот фактор сыграл такую подстрекательскую роль в конфликте: "Эллинизированные язычники, которые представляли местную администрацию и из которых вербовались сборщики налогов, были печально известны своим антисемитизмом … римляне с безрассудной настойчивостью привлекали своих прокураторов Иудеи из греко-язычных языческих областей - последний и самый бездушный из них, Гессий Флор, происходил из греческой Малой Азии".

     Флор убедил Нерона лишить евреев Кейсарии гражданства, сделав их совершенно чужими в этом городе и целиком отдав на милость греко-римского населения. Евреи восстали, и их протест был безжалостно подавлен, при этом много людей было убито, а синагоги осквернены. Погромы распространились на другие города, где эллинизированное население воспользовалось возможностью избавиться от евреев, еврейские дома были захвачены, разграблены и сожжены. Еврейские беженцы, поклявшись отомстить, начали стекаться в Иерусалим. Но Флор только обострил конфликт, сперва предоставив римским воинам полную возможность зверски уничтожить более 3600 евреев, которые насмехались над ним, а затем арестовав еврейских старейшин и подвергнув их публичной порке и распятию (см. Иосиф Флавий "Иудейская война", с.152). Теперь пути назад не было. Евреи взялись за оружие.

     Подняться против мощи Римской империи было равносильно самоубийству и, действительно, Иудейская война завершилась большой трагедией. Но когда она началась в 66 г.н.э., ей сопутствовал ошеломляющий успех. Гессий Флор, спасая свою жизнь, бежал из Иерусалима, а римский гарнизон был изолирован и разбит. Но такое оскорбление своей мощи Рим не мог вынести. Еврейский историк рабби Берель Вейн в своем сочинении "Эхо славы" (с.155) красочно передает, что произошло затем: "Волны возмущения, вызванные успехом евреев в изгнании римлян из Иерусалима, прокатились по всей Римской империи. Этот успех также вызвал волну кровавых погромов, направленных против евреев, особенно в Кейсарии, Александрии и Дамаске. Тысячи евреев были убиты в ходе этих восстаний и еще большее количество было продано на рынках рабов Рима".

     Мудрецы и раввины советовали примириться с римлянами, видя, что если и далее вызывать гнев Рима, то он нанесет ответный удар еще большей силы и затем, несомненно, разрушит всю страну и уничтожит еврейский народ. Учитывая, что цедукеи уже занимали проримскую позицию, а фарисеи, в целом, придерживались умеренных взглядов, то их мудрость смогла бы возобладать. Но экстремисты зелоты были лишены этого качества. Поклявшись биться насмерть, они выступили против нового римского контингента, двигавшегося на Иерусалим, и убили 6000 римских воинов. По случайному совпадению эта победа была одержана на том самом месте, где Маккавеи одержали победу над греками, и зелоты, увидев в этом перст Господень, помогающий им, были вдохновлены еще больше. Ответом Рима была отправка четырех легионов под командованием наиболее опытного военачальника империи Веспасиана. Стратегия Веспасиана заключалась в том, чтобы сначала подавить конфликт во всем регионе, а затем овладеть последним призом - Иерусалимом.
 

     ЧАСТЬ 2. БИТВА ЗА ИЕРУСАЛИМ
 

     Еврейский народ ведет смертельную борьбу, чтобы спасти свой духовный центр. Могущество Рима не могло быть оспорено.

     В ответ на мятеж евреев в 67 г.н.э. Рим посылает самого опытного военачальника империи Веспасиана во главе четырех легионов. Это - огромная сила. Каждый легион насчитывал 6 тысяч бойцов и такое же количество вспомогательного персонала, что, в общем, составляло почти 50 тысяч римских воинов. Один из этих четырех легионов, 10-й, был наиболее знаменитым. Им командовал сын самого Веспасиана Тит, и его символом был вепрь. Цель римлян: уничтожение тех евреев, которые осмелились подняться против Рима и, что невероятно до сего времени, побеждали. Веспасиан со свойственной ему проницательностью начинает свою кампанию на севере. Любое поселение или город, который оказывает ему сопротивление, полностью разрушается, население вырезается или берется в рабство, женщин насилуют, имущество грабят. Затем на окружающей территории вырубают деревья, а поля посыпают солью, чтобы ничто не могло расти там впредь.

     Всегда жестокие на войне, римляне превзошли самих себя, когда дело коснулось евреев. Их цель состояла в том, чтобы показать всей империи: любое сопротивление Риму завершится полным и окончательным опустошением. Веспасиан надеялся, что к тому времени, когда он направится к Иерусалиму, евреи увидят, что сопротивление бесполезно и сдадутся. Но даже с четырьмя легионами Веспасиану предстояла жестокая борьба.

     ИОСИФ

     Одной из первых оказала сопротивление крепость Йотапата, построенная на склонах горы Ацмон. Здесь командующий еврейскими силами в Галилее Иосиф бен Матитьяху - более известный нам как Иосиф Флавий, оказывает героическое сопротивление, но не может противостоять римскому натиску. Когда поражение кажется очевидным, зелоты, входившие в состав этой группы, решают, что лучше наложить на себя руки, чем быть проданными в рабство или наблюдать, как их семьи безжалостно вырезаются римлянами. Поэтому они договариваются убить своих жен и детей, а затем и самих себя. Иосиф был одним из немногих уцелевших, вместо того чтобы убить себя, он предпочитает сдаться римлянам. Веспасиан сразу понимает, что Иосиф может быть полезен для римлян, и использует его как гида-переводчика, а позднее как летописца этой войны. Труды Иосифа сохранились до наших дней. Наиболее важными из них являются "Иудейские древности" и "Иудейская война", рассказ обо всех событиях произошедших накануне, во время и после Великого восстания, между 66 и 70 гг. н.э. Его свидетельства являются уникальными, насколько исторические свидетельства вообще могут быть таковыми, потому что он был очевидцем многих событий, о которых писал. В этом смысле он отличается от других римских историков, таких как Дион Кассий, которые жили позднее и просто повторяли то, что они прочитали в официальных отчетах.

     Конечно, у Иосифа была своя точка зрения на освещаемые им вопросы. Например, он писал для римлян (почему вероятно его труды сохранились в полном виде), однако он был лоялен по отношению к иудаизму всю свою жизнь. Отсюда явствует, что он пытался угодить и тем и другим одновременно, и его следует читать очень осторожно и критически. Однако, с чем согласны даже его критики, так это с тем, что он очень точен в описании физических мест и зданий в стране Израиль. Археология подтвердила многие его свидетельства.

     ГАМЛА

     В течение всего лета и осени 67 г.н.э. Веспасиан продвигался по северному Израилю, подавляя сопротивление евреев. Некоторые сдавались без боя как, например, Тиверия. Другие сражались до конца. Один из наиболее героических эпизодов связан с городом Гамла на Голанских высотах. Частично раскопанная и находящаяся в центре прекрасного природного заповедника Гамла является тем местом в современном Израиле, которое обязательно нужно посетить. Это место необычно, потому что в отличие от большинства городов в Израиле, которые были разрушены, Гамла никогда и никем не восстанавливалась, и в силу этого считается одним из наиболее сохранившихся в мире римских мест сражения. Раскопки представили этот город точно таким, каким он выглядел в день своего разрушения в 67г.н.э. Гамла лежала покрытая песком времени ровно 1900 лет до тех пор, пока Израиль не вернул Голанские высоты в 1967г. Ожидая приближения римлян, граждане Гамлы чеканили монеты с надписью "За спасение святого Иерусалима". Они верили, что от исхода их борьбы зависит будущее Иерусалима. К сожалению, они были правы. Римляне полностью уничтожили Гамлу, убив около 4000 евреев. Оставшиеся 5000 жителей, вместо того чтобы ожидать, как их безжалостно убьют римляне, нашли свою смерть, спрыгнув с утесов окружавших город. Вот почему Гамла называется Мецадой севера.

     ИЕРУСАЛИМ

     Летом 70 г.н.э. римляне, наконец, завершили свой путь и подошли к Иерусалиму. Они окружили город и приступили к его осаде. Римляне знали, что если им удастся разрушить Иерусалим, то они смогут уничтожить еврейский народ, потому что Иерусалим является центром его духовной жизни. К началу Великого восстания население Иерусалима составляло примерно 100 - 150 тысяч жителей, но теперь в результате притока беженцев из других мест оно в два - три раза превысило эти числа. Оно было сконцентрировано в двух анклавах:

         Нижний город, расположенный к югу от Храмовой горы. Эта часть Иерусалима теперь находится вне нынешней городской стены и называется городом Давида или по-арабски Сильван;

          Верхний город, расположенный к западу от Храмовой горы. Его население состояло из представителей зажиточных классов и духовенства.

     Город имел мощные укрепления. Он располагал также огромными запасами продовольствия и хорошим водоснабжением. Иерусалим был способен сдерживать натиск римлян в течение длительного времени. Поэтому кажется, что римляне находятся в очень трудном положении. Они пытаются осаждать один из крупнейших городов древнего мира, который превосходно укреплен, имеет огромные запасы продовольствия и воды, и где находится множество исполненных решимости людей, которые не боятся умереть. Иерусалим мог войти в историю как единственный город, который римляне не смогли взять путем осады. Но этого не случилось. Причиной была синат хинам - "бессмысленная ненависть среди евреев".

     ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

     В то время как римляне осаждали город извне, евреи вели гражданскую войну внутри. Вооруженные отряды различных фракций оккупировали различные районы города. Наиболее важные из этих фракций - сикарии и зелоты, предводимые Йохананом из Гуш Халава, контролировали Храмовую гору. Нечестивый союз цедукеев и фарисеев, представлявший ядро умеренных, контролировал остальную часть города. Когда умеренные предприняли попытку вытеснить экстремистов с Храмовой горы, Йоханан из Гуш Халава привел отряды нееврейских наёмников идумеев, которые стали уничтожать умеренных евреев. Как будто бы этого было недостаточно, зилоты уничтожили огромные склады с продовольствием, в результате чего у людей остался один выбор - сражаться или голодать. Когда склады с продовольствием были уничтожены, в городе начался голод, и отчаявшиеся люди попытались выскользнуть из города в поисках еды. Всякий, кто был пойман римлянами, немедленно был предан смерти с помощью обычного римского способа казни - распятия. Погибло такое множество людей, что город был окружен тысячами распятых евреев. Тем временем римляне продолжали систематически разрушать городские укрепления уровень за уровнем.

     ЙОХАНАН БЕН ЗАККАЙ

     Лидер фарисеев рабби Йоханан бен Заккай видел, что Иерусалим удержать нельзя, слишком поздно. Но несгибаемые зелоты продолжали свою самоубийственную борьбу. Поэтому он сформулировал план. В это время зелоты не позволяли никому покидать город, кроме как для похорон, как будто кто-то стремился бежать, чтобы быть распятым. В отчаянной попытке спасти хоть что-то от надвигающейся катастрофы рабби Йоханан бен Заккай приказал положить его самого в гроб и отнести к Веспасиану. Он приветствовал Веспасиана, так как будто тот был императором, на что Веспасиан ответил, что за это обращение его следует казнить. Несмотря на не очень дружественный прием рабби Йоханан бен Заккай настаивал, говоря Веспасиану, что Бог позволит только великому правителю взять Иерусалим. В этот момент из Рима прибыл посланник с известием для Веспасиана: "Поднимайся, Цезарь умер, и самые влиятельные люди Рима желают видеть тебя в качестве своего главы. Они сделали тебя Цезарем". Пораженный способностью рабби Йоханана предсказывать будущее, Веспасиан предложил ему назвать любое желание.

     Рабби Йоханан попросил спасти Тору. Веспасиан дал рабби Йоханану почетную охрану, для того чтобы знатоки Торы, мудрецы того времени, смогли покинуть Иерусалим, и позволил учредить Санедрин в Явне. Мог ли рабби Йоханан попросить Веспасиана пощадить Иерусалим? Вряд ли, в тот момент римляне не отказались бы от достижения своей цели. Но быстрый ум рабби Йоханана позволил спасти иудаизм. Еврейский народ всегда может пережить физическое разрушение. Значительно большую опасность представляет разрушение духовное. Благодаря тому, что римляне выполнили желание рабби Йоханана, мудрецы выжили, сохранилась цепь преемственности, и еврейский народ выжил. Тем временем Веспасиан, ставший императором, должен был вернуться в Рим. Он поручил ведение осады своему сыну Титу и приказал ему завершить начатое дело.
 

     ЧАСТЬ 3. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА
 

     В один из самых грустных дней еврейского календаря, 9-го ава, Храм был сожжен дотла. Мы остановились на том, что Веспасиан, ставший теперь императором, вернулся в Рим. Его сын Тит взял на себя руководство осадой Иерусалима. Он начал обстреливать город из своих катапульт, которые обрушили на население град камней, железа и огня. К тому времени защитники города были ослаблены голодом и еще больше внутренней междоусобицей. Но, несмотря на это, Титу потребовалось два месяца интенсивных боев, прежде чем ему удалось взломать стены города. Дата этого события - 17-е число еврейского месяца таммуза. До сего дня религиозные евреи соблюдают пост 17-го таммуза в ознаменование этого события. Римский историк Дион Кассий свидетельствует: "Хотя с помощью механизмов в стене удалось сделать брешь, за этим не последовал немедленный захват города. Наоборот, защитники убивали большое количество [римлян], которые пытались протиснуться в пролом, и они также зажгли некоторые близлежащие здания, надеясь таким образом остановить дальнейшее продвижение римлян. Однако суеверные воины не ворвались сразу, но, в конце концов, принуждаемые Титом, они проникли внутрь. Тогда евреи стали обороняться с еще большей решительностью, чем ранее, так как будто им выпала редкая удача иметь возможность сражаться возле Храма и пасть при его защите".

     Ужасная резня последовала после того, как римляне взяли город, буквально дом за домом. Одними из раскопок, которые подтверждают это разрушение, является знаменитый "Сожженный дом", который сейчас открыт для посетителей в старой части Иерусалима. Представленные там останки скелета женской руки были обнаружены там, где она погибла на пороге своего дома, всё еще сжимая перед смертью копьё. Для того чтобы медленно проложить себе путь к Храмовой горе, Титу потребовалось три недели. Теперь смертельная дуэль продолжилась и, наконец, спустя четыре месяца после того как римляне начали свой штурм, Тит приказал стереть Второй Храм с лица земли. Это произошло 9-го ава, в тот самый день, в который был разрушен Первый Храм. Дион Кассий пишет: "Масса людей расположилась внизу во дворе, старейшины на ступенях, а жрецы в самом святилище. И хотя их была всего лишь горстка, сражавшаяся против значительно превосходящих сил, они не были побеждены до тех пор, пока часть Храма не была подожжена. Затем они встретили смерть добровольно, некоторые бросившись на римские мечи, некоторые убив друг друга, другие совершив самоубийство, а остальные прыгнув в огонь. И для всех, а особенно для них самих, было очевидно, что это было совсем не разрушение, для них было победой, спасением и счастьем погибнуть вместе с Храмом". На всей окружающей местности были вырублены оставшиеся после осады деревья для гигантского костра, чтобы сжечь здание Храма до основания. Сильная жара от костра вызвала расширение влаги в известняке, и он взрывался как попкорн, производя цепную реакцию разрушения. В течение одного дня величественный Храм превратился в щебёнку.

     ИСТОРИЯ КАК СУДЬБА

     Разрушение Второго Храма является одним из самых важных событий в истории еврейского народа и, безусловно, одним из самых печальных. Это свидетельство того, что Бог отвернулся от евреев, хотя, несомненно, не покинул их. Хотя евреям предстояло выжить в соответствии с обещанием, что они будут "вечным народом", особые отношения с Богом, которыми они пользовались, когда стоял Храм, прекратились. Печально, но этот период времени, вероятно, более чем какой-либо другой подтверждает афоризм, что прошлое евреев - это их будущее, что история евреев - это их судьба. Ни одна эпоха не отражает более точно то, что происходит сегодня в Израиле и среди евреев во всём мире. Мы всё еще духовно и физически испытываем последствия разрушения Второго Храма. И те же самые проблемы, которые стояли перед нами тогда, стоят перед нами сейчас. Талмуд утверждает: "Почему был разрушен Второй Храм? Вследствие синат хинам, бессмысленной ненависти одного еврея к другому". Что может быть противоядием для этой проблемы, которая так широко распространена сегодня в еврейском мире? Ответом является ахават хинам, евреи должны научиться любить своих собратьев. У евреев не будет надежды до тех пор, пока все не станут общаться и уважать друг друга независимо от различий. Бог не потерпит вражду среди евреев. Очень полезно тщательно изучать ту эпоху, поскольку она содержит много ценных примеров, помогающих нам не совершать опасные ошибки.

     ИУДЕЯ ПОКОРЕНА

     Перед тем как поджечь Храм римляне вынесли из него всё представляющее ценность. Затем они запрягли группу еврейских рабов, чтобы доставить эти бесценные произведения искусства в Рим. Прибытие этой группы в Рим увековечено в барельефах на арке Тита и сегодня стоящей недалеко от форума. В еврейской общине Рима существовала традиция, по которой евреи никогда не проходили под этой аркой. В ночь на 14 мая 1948г. когда было провозглашено государство Израиль, римские евреи прошли триумфальным парадом под этой аркой. Их лозунгом было: "Рима уже нет, а мы повсюду. Победа за нами". Но та эпоха была ужасным бедствием. Сотни тысяч людей погибли, еще большее число было обращено в рабство. После Великого восстания рынок рабов наводнило такое количество евреев, что еврейского раба можно было купить дешевле, чем лошадь. Израиль был в отчаянии.

     МЕЦАДА

     Иерусалим был завоеван, Храм разрушен, но еще не все было кончено. Группа из примерно тысячи зелотов спаслась и направилась в пустыню, где они заняли большую крепость на вершине горного плато называемого Мецада. Мецада была построена Иродом Великим как его собственное прибежище. Как таковая она была практически самодостаточна. Со своей собственной системой водоснабжения и складскими помещениями она могла годами кормить целую армию. Еще более важным было то, что крепость была практически недоступна снизу, и её легко было защищать. Действительно, зелотам удалось продержаться там в течение трех лет. Если вы посетите развалины Мецады, то вы увидите остатки крепости и вала, который римляне построили, используя труд еврейских рабов, для того чтобы взять Мецаду. Иосиф Флавий сообщает о взятии Мецады в 73 г.н.э., и его описание в некотором смысле напоминает взятие Гамлы. Здесь также зелоты убили свои семьи, затем друг друга, пока, наконец, не остался один человек, который покончил с собой.

     Для современного Израиля Мецада является символом тех евреев, которые предпочли умереть свободными, а не погибнуть от рук римлян или стать их рабами, и это воплощает сионистский идеал. До недавнего времени израильские солдаты отправлялись в Мецаду, чтобы принести присягу. Обращаясь к горам, они выкрикивали, и горное эхо приносило ответ: "Мецада больше никогда не падет!" Возвращаясь в 73 г.н.э., когда последний оплот евреев Мецада пала, римляне смогли, наконец, объявить об окончании войны. Поздравляя себя с утверждением римского господства над непокорными евреями, римляне чеканили монеты с изображением плачущей женщины и провозглашением: Judea Capta, "Иудея покорена". Но было ли так на самом деле?

     ЕВРЕИ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ

     Страна больше не принадлежала евреям, но так было, по крайней мере, со времен Хасмонеев. Действительно, Храм как центр еврейской религии и символ особых отношений иудаизма с единым Богом, ушел в небытие. Но иудаизм вместе со своей уникальной системой ценностей был жив и благополучен. Благодаря предвидению рабби Йоханана бен Заккая центр изучения Торы в Явне процветал. Именно здесь раввины свели воедино юридическую и духовную инфраструктуру, которая позволила еврейскому народу выжить без многих нормативных институтов, которые составляли основу иудаизма: Храма и богослужения в нем, первосвященников, монархии. Именно здесь раввины учредили общественную молитву взамен службы в Храме и сделали синагогу центром еврейской общественной жизни. Но еще более важным было то, что именно здесь раввины придумали способ, который обеспечил сохранение иудаизма в каждом еврейском доме. В предстоящие годы, когда евреи были рассеяны по всему миру, обреченные на две тысячи лет не иметь общей земли, централизованного руководства и, за исключением древнееврейских текстов, общего языка, они пронесли с собой иудаизм неослабным. Но этому еще предстояло случиться.
    
   


   


    
         
___Реклама___