Levin1
©Альманах "Еврейская Старина"
Февраль 2005

Евгений Левин

Гомосексуализм и ортодоксальный иудаизм

 

 


    

Предисловие

 

В последнее время на «русской улице» активно обсуждаются  различные проблемы, связанные с гомосексуализмом и гомосексуальностью, как то: признание легитимности гомосексуальных браков, возможность усыновления детей гомосексуальными парами и др. Активно обсуждаются и более «теоретические» вопросы,  например, является  ли гомосексуальная ориентация врожденной или приобретенной.

А первый взгляд, позиция иудаизма по данной проблеме достаточно проста и однозначна, и  выражается известным библейским стихом:

Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. (Левит 20:13 ) 

Однако подобные общие декларации не всегда помогают при решении тех или иных конкретных проблем, с которыми еврейские общины и\или учебные заведения сталкиваются в повседневной жизни.:

В частности, перед членами еврейской общины может встать проблема, как реагировать на то, что один из членов общины – гомосексуалист. Перед еврейским педагогом – как реагировать, если подросток с гомосексуальной ориентацией обратиться к нему за советом или помощью. Наконец, перед еврейскими родителями – как вести себя, если выясняется, что их сын – гей.

От религиозных евреев, участвующих в дискуссиях о гомосексуальности, часто можно услышать высказывания, которые трудно определить иначе, чем откровенно гомофобские (в качестве примера можно назвать статьи известного русскоязычного израильского журналиста и/или не менее известного русскоязычного израильского поэта). На этом фоне две статьи, приведенные ниже, выделяются умеренностью, взвешенностью и здравым смыслом.

В первой (более теоретической) статье автор – ортодоксальный раввин Нахум Ансель – прослеживает динамику отношения галахи к гомосексуализму и гомосексуальности (от Библии до наших дней).

Во второй (авторы Йоэль Воловельский и  Бернард Вайнштейн) – даются практические советы еврейскому педагогу, столкнувшемуся с проблемой гомосексуализма среди своих учеников.

Надеемся, что данные статьи помогут читателю составить достаточно объективное мнение о позиции иудаизма по обсуждаемой проблеме. 

 

Гомосексуализм и ортодоксальный иудаизм

 

Рабби Нахум Ансель

http://www.lookstein.org/retrieve.php?ID=-4061196

 

Тора о гомосексуализме
 

Запрет на мужеложство (Источник #1-2) находится в Торе  между запретом приносить детей в жертву идолам и запретом на скотоложество. В большинстве стран и то, и другое и сегодня считается мерзостью, несовместимой с современной моралью. Однако поскольку гомосексуализм широко распространен, и практикуется большим количеством людей, существует мнение, что в этом вопросе Тора "устарела".

Многие традиционные евреи, которые являются гомосексуалистами, очень боятся "традиционых" ответов о гомосексуализме. Некоторые соблюдающие родители даже сидят шиву, узнав, что их ребенок - гей. Этот подход выглядит как классический подход Торы.

Однако, когда первый шок проходит, многие религиозные родители начинают относиться к гомосексуальности своих детей более спокойно. Далее мы обсудим, как, несмотря на строгий запрет Торы, подобное отношение может быть допустимо с галахической точки зрения. 

 

Причины отношения Торы к гомосексуализму

 

В Торе мужеложство названо toaiva- "мерзость". Что означает это слово? Обычно мудрецы не разъясняют значение слов в Торе. Тем более, что значение слова "мерзость" выглядит очевидным - это то, что "ненавистно" в глазах Бога. Однако в данном случае Талмуд дает специальное разъяснение. Исходя из игры слов (Источник #3) Талмуд утверждает, что, совершая акт мужеложства, человек  "отклоняется".

Что это должно означать? Как объясняют комментаторы Талмуда, человек, предаваясь противоестественной связи, тем самым отклоняется от основной цели всего живого - заповеди "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт 1:28).

Подробнее мы обсудим это ниже. Сейчас же заметим, что данное объяснение вовсе не выглядит как "буквальное прочтение" слова "toaiva" ("мерзость"). Т. е с точки зрения Талмуда, мужеложство запрещено не потому, что оно "мерзко", но потому, что является "уклонением" от заселения земли. 

Писание (Источник  #4) считает  что "растрата семени" при мужеложстве предотвращает деторождение и заселение земли - т.е. мешает исполнению главной миссии человека. Эта цель названа у пророка Исайи (Источник #5) в качестве основной цели творения. 

Подобное объяснение указывает не  на "нечистоту" гомосексуальной связи, но на то, что она является уклонением от основной миссии человека на земле.

Мы сможем лучше понять отношение Торы к гомосексуализму, если сравним его с отношением к другим грехам названным "toaiva". В Торе перечислено много поступков, о которых сказано, что они являются "мерзостью". Поклонение идолам завоеванных народов  считается "toaiva" (Источник  #6). Так же названо вкушение некошерной пищи (Источник #6). Утверждается, что все "обычаи кнаанейцев" являются "мерзостью" (Источник #6), а так же запрещается перенимать подобные обычаи у народов Ханаана. После перечисления некоторых из этих обычаев - принесение в жертву детей, использовании некромантии для предсказания будущего и т.д. - Бог говорит, что из-за того, что народы Ханана практиковали столь "мерзкие обычаи", Он передает их землю евреям (Источник #6).

Что общего между всеми этими поступками? Все это - языческие обычаи общества, ценности которого несовместимы с иудаизмом. Бог предупреждает евреев не перенимать этих обычаев, и не следовать за ценностями, стоящими за ними. Исходя из этого, мужеложство, так же названное "toaiva", может считаться вещью, несовместимой с иудаизмом и еврейскими ценностями, и которую евреям нельзя перенимать у народов, среди которых они живут или которые ими завоеваны. 

Отношение иудаизма к мужеложству можно понять так же из других библейских и талмудических источников, а так же из мидрашей. В талмуде приводится мнение Рава (Источник #7), что Потифар купил Иосифа для гомосексуальных утех. (Из этого можно понять, что, по мнению мудрецов, гомосексуализм был весьма распространен в тогдашнем Египте.) Поэтому заповедь Торы не подражать египетским обычаям (Источник #8) распространяется так же на гомосексуализм. Согласно одному из мнений, широкое распространение гомосексуализма (и скотоложства) так же послужило одной из причин потопа (Источник #9). Согласно другому мидрашу, когда Ной напился, его сын, Хам, совершил с ним акт мужеложства (Источник #10), за что и был затем проклят. Далее согласно Торе, жители Содома пытались изнасиловать двух гостей Лота (Источник  #11; отсюда - термин "содомия"), что послужило одной из причин уничтожения города.

Как видно из всех вышеприведенных примеров, гомосексуализм рассматривается как нормальная практика обществ, являющихся "мерзостью" в глазах Бога. Характерно, что, согласно Торе,  каждое из этих обществ постигло суровое наказание.

Соответственно, для евреев подобная практика недопустима, поскольку является подражанием данным обществам.

Эта позиция Торы нашла свое отражение в практической галахе. Однако в галахической литературе есть так же немало других интересных обсуждений, касающихся данной темы. В частности, имеется большой спор о природе гомосексуальности - является ли она врожденной, или может быть приобретена в процессе социализации или же является следствием обоих факторов одновременно.  Многие врачи и ученые полагают, что гомосексуальность является врожденной, и поэтому ей нельзя научиться (этого мнения, в частности, придерживается АМА - Американская Медицинская Ассоциация). Однако в свете новых исследований, и учитывая тот факт, что некоторые гомосексуалисты "научились" быть гетеросексуалами, часть экспертов настаивает, что гомосексуальность является результатом "обучения" и потому зависит от окружения. Тот факт, что количество гомосексуальных связей резко возрастает в однополом обществе (например, в тюрьмах или мужских общежитиях) тоже, возможно, указывает на то, что гомосексуальное поведение, по крайней мере частично, является "приобретенным".

С точки зрения Торы и галахи (о которой пойдет речь далее), гомосексуализм рассматривается как общественная или поведенческая проблема, а не как врожденное качество. Поэтому Тора заповедует евреям отдаляться от обычаев тех обществ, в которых гомосексуализм является распространенным явлением.  

Вопреки современным представлениям, Мишна (Источник #12) рассматривает мужеложство вместе со скотоложством. По мнению меньшинства, человека подозревают в способности и на то, и на другое, а потому не оставляют наедине с другим мужчиной или животным - подобно тому, как мужчине, из опасения запрещенной интимной близости не разрешают уединиться с женщиной (Маймонид, Законы запрещенных связей 22:1). Однако по мнению большинства мудрецов (Источник #12), еврея не подозревают ни в мужеложстве, ни в скотоложстве, и поэтому еврейский мужчина может уединяться с другим мужчиной или животным. Из этого мы можем сделать вывод, что во времена Талмуда гомосексуализм не был в еврейских общинах распространенным явлением (если бы это было не так, мудрецы, несомненно, не стали бы покрывать подобную практику, и не побоялись бы запретить двум мужчинам уединяться).

В ранних респонсах мы не находим обсуждения темы гомосексуализма. Евреи задавали множество вопросов касательно различных "извращений" и "отклонений", однако - не про мужеложство. Это, видимо, так же свидетельствует о том, что гомосексуализм не был распространен в еврейских общинах пост-талмудической эпохи. 

Маймонид (Источник #13), живший в XII веке, постановил, в соответствии с мнением большинства мудрецов Мишны, что еврейского мужчину не подозревают в мужеложстве и скотоложстве. Он, однако, добавил, что те евреи, которые избегают уединения с мужчиной или животным, достойны похвалы. Т.е. в XII веке гомосексуализм не был распространенным явлением в еврейских общинах Испании и Египта.

Судя по всему, ситуация несколько изменилась в эпоху рабби Йосифа Каро, автора Шулхан Аруха (Источник #14).Сначала Каро дословно приводит слова Маймонида, однако затем добавляет: "в наше время большой распущенности не следует двум мужчинам уединяться или спать в одной постели".  Из этого мы можем сделать два вывода. Во-первых, в XVI веке гомосексуализм был достаточно распространен среди евреев Палестины. А во-вторых,  галаха признает, что гомосексуальное поведение зависит от общественного климата, и адекватно реагирует на социальные изменения в еврейских общинах. 

Впрочем, через двести лет комментатор Шулхан Аруха р.Сиркис писал (Источник #15), что не понимает эти слова Шулхан Аруха, поскольку не видит в своей общине никаких следов гомосексуализма. Поэтому он не согласился, что данная галаха должна распространятся на его общину, и разрешил двум мужчинам уединяться.

(В наши дни,когда гомосексуализм является распространенным явлением не только в обществе, но и, без сомнения, в еврейских общинах западных стран, возможно, галаха должна следовать Шулхан Аруху, и запретить двум мужчина уединяться.)

 

Тора о гомосексуалистах

 

Иудаизм различает тягу к греху и сам грех. Иудаизм признает, что в любой области еврей, будучи нормальным человеком, периодически желает того, что запрещено. Само по себе желание согрешить считается в иудаизме вполне нормальным. В частности, именно из-за подобного желания (совершенно естественного!) Тора запрещает еврею уединяться с женщиной. Однако при этом Тора неоднократно повторяет (напр. Числа 15:39), что она запрещает ДЕЙСТВИЕ, а не ЖЕЛАНИЕ. Ибо желание является совершенно естественным, и потому не может быть запрещено. Однако РЕАЛИЗАЦИЯ этих желание противоречит и еврейским идеалам, и еврейскому закону.

Поэтому, хотя желать чужую жену для человека естественно, реализация этого желания является нарушением одной из заповедей Декалога. Аналогичным образом, Тора вполне может "признать" наличие гомосексуального желания, и при этом - запрещать реализацию этого желания.

Как сказано в известном мидраше (Источник #16), еврей НЕ ДОЛЖЕН говорить, что не желает запрещенного (например, свинины),но должен говорить; "Я этого хочу, но поскольку Бог запретил - не сделаю".

Любое общество, включая светское, требует от человека контролировать свою сексуальность, и регулирует реализацию сексуальных фантазий своих граждан. Это верно и для иудаизма, который, в том числе, запрещает человеку следовать своему гомосексуальному влечению..

 

ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ НЕНАВИДИТ ГРЕХ, А НЕ ГРЕШНИКОВ!

 

Первый любавический ребе писал (Источник #17), что мы должны ненавидеть грех, но при этом продолжать любить грешника. Это мнение считается в иудаизме нормативным. Поэтому, испытывая отвращение к греху мужеложства,  мы обязаны при этом "любить" гомосексуалиста.

Мы не имеем права исключать человека из еврейства из-за какого-либо его греха. Например, мы не изгоняем из общины, и не лишаем возможности молиться в синагоге нарушителей субботы (согласно Торе, подлежащих смертной казни). Аналогичным образом, нельзя изгонять из общины гея, совершившего грех мужеложства. Поскольку ни один из нас не без греха (Экл. 7:20), если мы захотим выгнать из синагоги всех грешников, мы вынуждены будем выгнать оттуда всех. И поскольку у нас нет права судить, какие грехи являются "тяжкими", а какие - "легкими" (Авот 2:1), любой еврей, желающий оставаться евреем и быть частью общины, имеет на это право. Как сказано в Талмуде (Источник #18), еврей, даже согрешив, остается евреем.  

Некоторые евреи-гомосексуалисты стремятся "быть среди своих" и создавать отдельные общины для геев. Иудаизм относится к подобным идеям крайне отрицательно: это - не еврейский выход. Еврейская община должна состоять из разных евреев. Согласно традиции, еврейское слово "цибур" ("община") является акронимом слов "праведники ("цадиким"), "средние" ("бейноним") и "злодеи" ("рашаим"). 

Эта же идею отражена в заповеди о 4-х видах растений, исполняемая в Суккот - в соответствии с традицией, каждое растение символизирует определенную группу евреев, равно как и в молитве, произносимой в Йом Киппур перед Коль Нидрей, Мишна (Источник #19) прямо запрещает отделяться от общины.

 

Современная галаха о гомосексуализме и гомосексуалистах

 

Предлагаем вашему внимание мнения трех современных раввинов. 

Рабби Шмуэль Ботеах утверждает, что гомосексуализм не может считаться "отклонением", поскольку словосочетание "сексуальное отклонение", по его мнению, является оксюмороном: секс является делом инстинктивным, а инстинкт не может быть "отклонением". Однако Бог высказал свое "предпочтение" гетеросексуальному варианту, и разрешил для человека только этот тип сексуальной активности. Поскольку Писание предопределило мораль западного общества, к его (Писания) позиции надо относиться серьезно.

Известный ультра-ортодоксальный раввин Аарон Фельдман (Балтимор), недавно был подвергнут критике за свое мнение по данному вопросу. По словам рабби Фельдмана, непрактикующие гомосексуалисты могут внести значительный вклад в еврейскую жизнь. По его слова, еврея оценивают по его делам, а не по его ориентации. Запрещены лишь определенные действия, а не наклонности.

Тора требует контролировать свое поведение, даже если это нелегко. Поэтому иудаизм отрицательно относится к гомосексуальной активности, а не к гомосексуальной ориентации.

Денис Прагер утверждает, что иудаизм не запрещает гомосексуальную любовь, поскольку она в данном случае естественна. Запрещен лишь гомосексуальный половой акт. С точки зрения иудаизма, евреи просто обладают сексуальностью, без указания предпочтения.

Писание сделало больше, чем любая книга в истории человечества, для превращения нашего мира в цивилизованный. Поэтому мнение Торы касательно гомосексуализма должно быть воспринято человечеством максимально серьезно.

 

***********

Источники

 

1. Левит 18:21- 23

 

Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.  Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.  И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.

 

2. Левит 20:13

Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. 

3. Недарим 51A  

Сказано в Торе: To’evah -"to’e ata ba" (תועבה - תועה אתה בה)

4. Сефер Хинух, Заповедь 209 

Корень этой заповеди заключается в том, что Всевышний пожелал, чтобы мир, который он сотворил, был заселен. Поэтому он запретил растрату семени посредством мужеложества. Ибо это есть полное уничтожение семени, поскольку никакого потомства от этого не бывает. 

5. Исайя 45:18  

Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства:  Я Господь, и нет иного. 

6. Второзаконие 7:25-26  

Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. 

Второзаконие 14:3  

Не ешь никакой мерзости. 

Левит 18:26-29  

А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами,  ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;  ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. 

Второзаконие  18:9-12  

Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не учись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего. 

7.  Сота 13B  

"Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей" (Быт 39:1). Сказал Рав: он купил его для сексуальных утех, однако архангел Гавриил оскопил его. 

8. Левит 18:3  

По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. 

9. Бытие 6:12-13  

И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 

10.  Бытие 9:22 и Санхедрин 70A  

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим... 

Рав и Шмуэль спорили об этом стихе: Рав сказал - он кастрировал Ноя; Шмуэль сказал - совершил с ним акт мужеложства. 

11. Бытие 19:4-5  

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом  и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. 

12. Кидушин 82A 

Сказал р. Иуда: неженатый человек не может пасти скот, а два неженатых человека - не могут спать под одним покрывалом. Однако мудрецы разрешили и то, и другое. Почему? Сказали мудрецы р. Иуде: еврея не подозревают в мужеложстве или скотоложстве. 

13. Маймонид, Мишне Тора, Законы запрещенных связей 22:2  

Еврея не подозревают в скотоложестве или мужеложестве. Поэтому не запрещено мужчине уединяться с животным или другим мужчиной. Однако тот, кто избегает этого, достоин похвалы. 

14. Шулхан Арух, Эвен-Ха-Эзер 24:1  

Еврея не подозревают в скотоложстве или мужеложстве. Поэтому не запрещено мужчине уединяться с животным или другим мужчиной. Однако тот, кто избегает этого, достоин похвалы.

И великие еврейские мудрецы не уединялись с мужчиной или животным. А в нашем поколении, когда распущенность повсеместна, мужчина не должен уединяться с другим мужчиной. 

15. Байт Хадаш, Эвен-Ха-Эзер 24 

Сказано в Шулхан Арухе: "А в нашем поколении, когда распущенность повсеместна, мужчина не должен уединяться с другим мужчиной". Это сказано для его страны и его поколения. А кажется, будто таков закон. Однако поскольку распущенность в нашей стране невелика, не запрещено мужчине уединяться с другим мужчиной. Однако тот, кто решил не уединяться, достоин похвалы. 

16. Мидраш "Ялкут Шимони" на Левит 20. 

Не должен человек говорить: я и не хочу есть свинину, я и не хочу ничего запрещенного. Но должен он говорить: я хочу, но что я могу сделать, когда Всевышний запретил это. 

17. Тания 32  

Но по поводу того, кто не соблюдает заповеди, и потому не является "ближним", сказал Гиллель Старый: "Будь учеником Аарона, который любил мир, любил всех людей и приближал их к Торе". Сказано по поводу людей, отдалившихся от божественной Торы: есть заповедь ненавидеть их, и заповедь любить их. Оба этих чувства правильны:ненависть к злому, которое в них,  и любовь к доброму, которое сокрыто в них, и которое есть искра Бога.... 

18. Сангедрин  44A  

Еврей, даже согрешив, остается евреем. 

19. Авот 2:4  

Гиллель говорит: "не удаляйся от общества". 

 

Приложение

 

О религиозных консультациях

для ортодоксального подростка-гомосексуалиста

 

Йоэль Воловельский и  Бернард Вайнштейн

 

Опубликовано в журнале совета раввинов Америки (Rabbinical Council of America) "Tradition: A Journal of Orthodox Jewish Thought", 29:2, 1995.

Оригинальный английский текст: http://www.lookstein.org/articles/counseling.htm

 

Мы хотим обсудить возможную реакцию раввина, учителя или религиозного консультанта, к которому обратится за советом подросток-ортодокс, которому кажется, что он гомосексуалист. Мы на пытаемся предложить полноценную, в том числе с галахической точки зрения, программу психологической помощи гомосексуалистам, и не собираемся вступать в спор о том, действительно ли возможно помочь любому гомосексуалисту изменить свою ориентацию. В частности, последний вопрос оказался крайне запутан, в том числе, в связи с тем, что многие гомосексуалисты, оказавшиеся "неспособными" изменить свою ориентацию, на самом деле могут оказаться людьми, "сбежавшими" от лечения, которое показалось им слишком болезненным, или не смогли "сработаться" с конкретным психологом, или переставшими считать, что гомосексуальность являвется для них источником психологической боли и страха (Moshe Halevi Spero, Handbook of Psychotherapy and Jewish Ethics (New York: Feldheim, 1986), p. 159). 

На наш взгляд, раввин или религиозный консультант, не имеет достаточно квалификации для проведения полноценной психологической консультации, поэтому самым правильным будет направить такого подростка к опытному терапевту. Тем не менее, первичный контакт с человеком, обладающим религиозным авторитетом, может оказать значительное влияние на дальнейшие консультации, и поэтому требует от спрашиваемого ответственной и взвешенной реакции.

Думаем, не надо слишком долго объяснять, что некоторые ответы могут оказаться попросту вредными. Разумеется, нельзя скрывать тот галахический факт, что с точки зрения Торы гомосексуальный половой акт является абсолютно неприемлемым. Однако повторение этого  факта вряд ли принесет в данном случае какую-либо пользу. Это будет всего-навсего повторением того, что и так уже известно подростку, который, в конце концов, ищет  не "разрешения" на гомосексуализм, но поддержку в борьбе с влечением, с которым, по его мнению, он не может совладать, и которое несовместимо с его религиозными убеждениями. Поэтому просто сказав ему, что галаху нарушать нельзя, можно легко убедить его в том, что помощи ждать неоткуда. А между тем он, как минимум, заслуживает похвалы уже за то, что у него нашлось достаточно мужества  встретит проблему лицом к лицу.

Поэтому очень важно, что даже в тех случаях, когда очевидно, что необходимо "передать" подростка другому консультанту, первая встреча была использована для продуктивного обсуждения проблемы. Если подросток придет к выводу, что раввин/учитель боится или недостаточно компетентен, чтобы заняться этой проблемой, он может испугаться, что решения в его ситуации нет совсем. Разумеется, тот, кто не разбирается в предмете, не должен пытаться самостоятельно разрешить все проблемы подростка (и должен знать, к кому его направить за профессиональной помощью). Однако это надо делать таким образом, чтобы вселить надежду, а не запугать.

Когда речь заходит у гомосексуализме, перед раввином и профессиональным психологом стоят совершенно разные, хотя и одинаково легитимные задачи. В задачу последнего входит, прежде всего, помочь человеку достичь мира с самим собой. Священнослужитель, со своей стороны,  обязан помочь человеку укрепиться в вере и соблюдении заповедей.  Эти цели не обязательно противоречат друг другу, однако необходимо хорошо понимать и различать их.

Дабы избежать столкновения между собственными галахическими и профессиональными убеждениями, многие религиозные психотерапевты, парадоксальным образом, отправляют гомосексуальных клиентов к своим коллегам, придерживающимся нейтральных взглядов касательно гомосексуализма. Не нужно объяснять, что мы решительно отвергаем предположение, что религиозный психотерапевт не способен помочь людям с гомосексуальной ориентацией (впрочем, в данной статье мы не будем обсуждать, как можно сгладить вышеуказанное противоречие).

На первой встрече основная задача религиозного консультанта состоит в том, чтобы, во-первых, определить масштаб проблемы, с которой столкнулся подросток, а во-вторых, создать конструктивную атмосферу и основу для дальнейшего обсуждения. В частности, советующий должен знать, что существует опасность, что в такой ситуации подросток будет думать о самоубийстве. Поэтому необходимо мягко, но прямо спросить, насколько мучают подростка мысли о собственной гомосексуальности. Подросток и сам может заговорить о тяжелых душевных страданиях и депрессии, поэтому логично спросить, думал ли он о том, чтобы покончить с собой. На положительный ответ надо реагировать спокойно, и его необходимо учитывать. Консультанту следует спросить, есть ли у подростка какой-либо конкретный план действия, и не пытался ли он уже (сейчас или раньше) покончить с собой. В общем и целом, чем более конкретнее план самоубийства, тем больше шансов, что он будет приведен в исполнение. Полезно так же спросить, были ли в семье случаи самоубийства, депрессии или каких-либо тяжелый психических расстройств.

Серьезные мысли о самоубийстве требуют незамедлительного вмешательства квалифицированного специалиста. Раввин или учитель не обладают достаточной подготовкой, чтобы помочь подростку справиться со столь серьезной опасностью.  Поэтому если у подростка присутствуют реальные мысли о самоубийстве, необходимо сначала отправить его к специалисту по выведению из депрессии, и только потом заниматься проблемой его гомосексуальности. Кроме того, предлагая подростку (а затем - и его родителям) обратиться за квалифицированной помощью, необходимо разъяснить, что хотя гомосексуальность и может являться для подростка центральной проблемой его жизни, она может быть только одним из факторов, вызывающих депрессию и мысли о самоубийстве.

Религиозный консультант должен так же обратить внимания на чувство вины и/или "ненормальности", которое может испытывать подросток в подобной ситуации. Чувство вины уже подтолкнуло его обратиться за помощью; однако дальше оно может скорее сковывать, нежели помогать. В определенном смысле психологические душевная боль и паника необходимы для успешного терапевтического вмешательства. Однако излишне измученный и запуганный человек  вряд ли способен решать серьезные проблемы. Его нужно сначала успокоить, дав ему  достаточно уверенности для того, чтобы найти достаточно сил для решения своих проблем.

Необходимо однозначно заявить, что несмотря на то, что гомосексуализм запрещен Торой, гомосексуальные наклонности вовсе не являются признаком "ненормальности".  С точки зрения Торы молодой человек, невзирая на свои гомосексуальные наклонности, скорее всего является совершенно "нормальным".

Чтобы лучше объяснить, что имеется в виду, консультанту может быть полезно напомнить, что в Торе нет, к примеру, прямого запрета копрофагии. И это не случайно, поскольку нормальным людям это и так не свойственно, и мы справедливо усомнимся в психическом здоровье того, кто имеет подобное пристрастие. А если нормальным людям что-либо не приходит в голову,  Тора не считает нужным это специально запрещать.

Но при этом Тора запрещает есть некошерную пищу, и даже от кошерных блюд необходимо воздерживаться, если они не полезны для здоровья. Однако никто не считает "ненормальным" еврея, который ест свинину, или больного, который ест пищу, богатую холестеролом. Причем по поводу первого мидраш Сифра (Кдошим 9) высказывает мнение, впоследствии повторенное Маймонидм ("Шмоне праким" VI): "Не говори:у меня нет желания у есть мясо с молоком; у меня нет желания носить одежду из льна и шерсти; у меня нет желания вступать в недозволенную связь.  Но говори: есть у меня  желания, но я не сделаю, поскольку Всевышний запретил".  Аналогичным образом, когда сердечник есть мясо с кровью, мы инстинктивно понимаем, что речь идет не о сумашествии, а всего лишь о глупости.

С другой стороны, страдающие ожирением люди,  тщетно пытающиеся решить свои медицинские проблемы при помощи похудения, однако неспособные бороться с собственным чревоугодием, несомненно больны.  Слова рабби  Йоисефа Соловейчика  относительно эмоциональных ощущений человек, потерявшего кого-то из близких,может верным и в других вопросах: 

Галаха твердо убеждена, что человек является свободным, и что он может контролировать не только свои поступки, но так же и свои эмоции.  Галаха полагает,  что контроль человека над своей эмоциональной жизнью является неограниченным, и что человек способен менять свои чувства посредством определенных шаблонов, и эмоциональных структур.

(R. Joseph B. Soloveitchik, "A Eulogy for the Talner Rebbe," in Joseph Epstein, ed., Shiurei Harav (Hoboken, NJ: Ktav, 1994), p. 68.) 

Независимо от того, насколько это теоретическое построение верно для каждого конкретного человека, очевидно, что признаком болезни являются именно "принуждение" и отсутствие возможности выбрать, а вовсе не ощущение, что вредные блюда вкусны. 

Что касается гетеросексуального влечения, мы несомненно полагаем его нормальным и здоровым.  И мы ожидаем от здоровых людей, что они смогут преодолеть свою тягу к тем половым актам, которые запрещены галахой. По мнению р. Соловейчика, способность противостоять подобным влечениям является основным проявлением человеческого достоинства: 

"Чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями" (Песнь Песней, 7:3). Юноша и девушка молоды, страстны в любви. Еще шаг, и любовь соединит их, мечта станет реальностью. И вдруг они отходят друг от друга, ибо возникло сомнение в ритуальной чистоте. Они проявляют парадоксальный героизм и принимают свое поражение. Здесь, в этом отказе, нет романтического ореола. Это совсем не красивый жест, рассчитанный на публику, ведь некому увидеть и восхититься им. Героический акт происходит не на виду у праздничной толпы; никакие барды не споют об этих двух скромных, смиренных, юных людях. Все произошло в уединении их дома, в тиши ночи. Юноша, подобно старику Яакову, совершает отречение в тот самый момент, когда должно было осуществиться желаемое. Что же заставило его отступить и отойти от нее?

Блюдо с мясом поставили перед человеком и сказали, что запрещенный жир упал на него. И он отдергивает руку от блюда. Так почему же он не отведал его? "Змея ли его укусила, или ужалил скорпион?.. Ограда (из слов Торы) нежна, как изгородь из лилий" (Раши на Песнь Песней, 7:3).

Этот род диалектичной дисциплины не связан лишь с областью секса, он касается всех естественных потребностей и влечений, любого проявления человеческого инстинкта. Голодный человек должен превозмочь радость вкушения пищи, если она некошерна, каким бы сильным ни было искушение; собственник должен отказаться от радости приобретения, если это галахически и нравственно неправильно. То есть Галаха требует, чтобы человек обладал способностью отказываться. При этом, как мы уже говорили, человек призван, отступив, вновь продвигаться к полной победе.  

(R. Joseph B. Soloveitchik, "Catharsis," Tradition, 17:2, Summer 1978). 

Галаха сосредотачивается на способности человеке удержаться от совершенно естественного поступка, но не от самого желания его совершить. Молодой человек, у которого есть гомосексуальные фантазии, но который способен сдерживать себя, совершенно здоров. Однако человек, постоянно испытывающий непреодолимое влечение поступать против собственных принципов, нуждается в психологической помощи независимо от природы этого влечения.

Итак, даже если гомосексуальные желания присутствуют у человека достаточно долго, и даже представляют из себя неотделимую часть его натуры, галаха все равно призывает человека к "героическому" сопротивлению.

Тора, как известно, называет мужеложство "мерзостью"(Лев. 18:22; 20:13) - точно так же, как и некоторые другие виды запрещенных связей (Лев. 18:26-29), или вкушение некошерной пищи (Втор. 14:3). Т.е. Писание запрещает эти действия не потому, что они являются "извращениями", но напротив - потому, что они являются совершенно нормальными, но неверными с точки зрения Торы.

Иногда мы можем понять причины того или иного запрета. В частности аргументы против гомосексуализма звучат столь же убедительно, как и аргументы в пользу кашрута. Однако независимо от того, понимаем мы причину конкретного запрета или нет, мы можем сделать вывод, что Toра запрещает только то, что является элементом нормального человеческого поведения.

Поэтому у нас нет нужды спорить с доводами тех психологов, которые утверждают, что многие здоровые люди время от времени имеют гомосексуальные фантазии.  С точки зрения Торы "нормальность" некого поступка ничего не говорит о нем с этической или галахической точки зрения. Гомосексуализм и дары моря названы "мерзостью" и запрещены потому, что так сказано в Торе, а не потому, что они "омерзительны" подобно, скажем, экскрементам.

Для молодого ортодокса, которого одолевают гомосексуальные фантазии, этот подход звучит обнадеживающе. Ибо если он "сумасшедший", то тогда надеяться не на что. Однако если он ментально здоров, и просто вынужден бороться со своими желаниями - точно так же, как другие здоровые люди борются со своими желаниями в каких-либо иных областях, - то тогда у него появляется шанс добиться богатой и галахически полноценной жизни.

Галаха противостоит ведущейся в светском обществе кампании "в поддержку гомосексуализма", не покушаясь при этом на принцип, что гомосексуальный позыв является "нормальным". С галахической точки зрения, "нормальный" не означает разрешенный.  Напротив, способность сдерживать свои естественные позывы является в иудаизме признаком как душевного здоровья, так и морального образа жизни. Поэтому галаха отвергает модное представление, согласно которому сексуальная самореализация является summum bonum нашей жизни. С точки зрения иудаизма, моральный образ жизни  часто требует как от гомосексуала, так и от гетеросексуала отказаться от полной сексуальной самореализации. 

В какой-то момент беседы нужно спросить подростка, готов ли он открыто обсудить ряд вопросов.  Необязательно затрагивать все эти вопросы прямо на первой встрече, однако даже упоминание о них создаст условия для дальнейшей работы, как религиозного консультанта, так и психотерапевта. Способность консультанта выслушать любую информацию, не отталкивая, задаст правильный тон всем дальнейшим беседам.  Независимо от того, что сказано подростком, его необходимо непрерывно поддерживать, уверяя его, что он по-прежнему заслуживает и любви, и помощи. Если же реакцией  раввина или учителя на услышанное будет шок, презрение или проклятье,  подросток может утратить уверенность в себе, необходимую для успешного решения его проблем. Или, что тоже вероятно, он утратит доверие к религиозным авторитетом, и перестанет обсуждать с ними свои проблемы.

Не надо бояться, что неосуждение будет воспринято как "дозволение". Вполне достаточно один раз четко сформулировать, что определенные действия могут быть запрещены галахой, но это не мешает обсуждать проблему в целом. 

Имеет смысл перечислить некоторые конкретные вопросы, которые стоит обсудить уже на первой встрече, даже до обращения к специалисту-психотерапевту.  И первый из этих вопросов - почему подросток пришел к такому выводу относительно своей ориентации, в результате размышлений или действий? 

Подросток может ошибочно принять гомосексуальные фантазии за симптом постоянной ориентации. При этом гомосексуальные фантазии могут быть следствием общей сексуально растерянности, характерной для многих подростков, пытающихся разобраться в слишком сложной для тинейджеров "взрослой" дискуссии о природе гомосексуальности. Или же - рефлексией  по поводу гомосексуальной сцены, свидетелем которой он стал.

Гомосексуальные фантазии могут пугать, заставляя подростка "зацикливаться" на них. В этом случае консультант может попросить ученика рассказать о своих фантазиях подробно. Даже если за ними лежит некая глубокая проблема, требующая терапевтического вмешательства, сам факт, что можно говорить с "духовным лицом" о том, что его тревожит, спокойно и без осуждения, создает здоровую атмосферу для дальнейшей работы.

Подростку, обуреваемому гомосексуальными фантазиями, бесполезно советовать что-либо типа: "Выброси подобные мысли из головы" - если бы он мог это сделать, он бы вообще не обратился за помощью. Разумеется есть галахический запрет касательно фантазий о запрещенных половых связях, и в какой-то момент можно упомянуть об этом во время беседы. Однако если религиозный консультант будет ограничиваться общими рассуждениями, у него может сложиться весьма неверное представление о ситуации, в которой оказался подросток, что существенно сузит его возможности дать конкретный и полезный совет. Более того, тинейджер может понять нежелание учителя выслушать рассказ о его фантазиях либо как предположение, что ситуация безнадежна и помочь уже ничем нельзя, либо как индикацию, что и психотерапевту, к которому его направят, тоже доверять нельзя. 

Иногда тинейджер решает, что он гомосексуалист, просто потому, что ему не удается так же легко и непринужденно "снимать" девушек, как это показывают по телевизору. Слишком ранимый, чтобы с кем-либо обсудить эту проблему, он часто просто никогда не слышал, что застенчивость и стеснительность являются совершенно "нормальными" чертами.  Открытый, спокойный разговор о том, что "нездоровыми" и "аморальными" скорее можно считать именно развратные сцены из определенных фильмов, часто может избавить подростка от многих излишних тревог.

Даже собственно гомосексуальный акт не всегда является свидетельством гомосексуальной ориентации. Хотя гомосексуализм однозначно запрещен галахой, определенный гомосексуальный опыт можно иногда приобрести и в еврейском лагере, и в общежитии иешивы. Популярная кампания за признание гомосексуальной ориентации не поддающейся изменению осложняет для подростка и без того нелегкий выбор противостоять многочисленным соблазнам, проявляющимся в различных ситуациях.  Не имея возможности обсудить ситуацию с взрослыми, он может решить, что является гомосексуалистом. Спокойное, открытое и несудящее  обсуждение ситуации с "духовным лицом" может дать человеку возможность перевернуть страницу и вернуться к здоровой, продуктивной жизни. 

Мы не ставили своей задачей предоставить подробную стратегию "галахически одобренной" помощи ученикам, страдающим от гомосексуальных фантазий. Разработка подробной терапевтический методики не может входить в задачу религиозного консультанта, к которому ученик обратиться с подобной проблемой.  Однако он должен быть готов, во-первых, успокоить и обoдрить подростка, а во-вторых, направить его к квалифицированному специалисту, способному так же учесть специфические галахические проблемы. 

****************

P.S. Это письмо в редакцию было опубликовано в "Tradition" 29:4, 1995. 

При публикации статьи "Initial religious Counseling for Male Orthodox Adolescent Homosexuals"  было выпущено три достаточно важных абзаца.  В связи с этим мы просим предоставить нам еще одну возможность кратко осветить некоторые вопросы. 

Раввин и/или религиозный консультант, несомненно, несут ответственность за религиозное "благополучие" своих учеников. Однако в неменьшей степени они обязаны следить за их физическим здоровьем. Человек, имеющий определенный гомосексуальный опыт, считается находящимся в группе риска  из-за (смертельной) опасности заразиться СПИДом, и потому нуждается в незамедлительной медицинской консультации. Хотя определенное поведение является несомненно запрещенным галахой, необходимо иметь в виду,   что терапия в данном случае требует достаточно много времени. Крайне важно, чтобы все это время здоровью ученика ничего не угрожало, но при этом невозможно приказать (или ожидать), чтобы запрещенная практика немедленно прекратилась (хотя, разумеется, этот вариант является наиболее желательным). Раввин или консультант должны хорошо понимать это. И потому частью их  обязанности является предоставить ученику всю необходимую медицинскую информацию, прежде всего касающуюся того, как уберечь себя от венерических болезней. (Это в равной степени относится и к гетеросексуальному ученику, ведущему беспорядочную половую жизнь.)

Любая успешная терапия требует чтобы на период лечения был найден некий компромиссный вариант (при этом не важно, идет ли речь о гомосексуализме, мастурбации или нарушении субботы). В нашем случае, если в качестве единственной альтернативы мы предложим полное воздержание, это может отпугнуть ученика, который сочтет эту ношу непосильной и отчается.  Поэтому необходимо обсудить какой-либо компромиссный вариант гомосексуального поведения, не переходящего в собственно мужеложство ("mishkav zakhar"). Разумеется, компромисс при этом должен быть сведен к минимуму, дабы не превращать post factum в ad initio. Впрочем, обсуждение этого вопроса, хотя и является необходимым, не обязательно должно происходить сразу во время первой встречи.

В какой бы религиозной сфере у человека не возник конфликт, необходимо сосредоточится, прежде всего, на исполнении всех тех заповедей, которые человек в силах исполнить. Один из важнейших принципов, который тинейджер должен усвоить, заключается в том, что Тора не требует от нас быть совершенными, но требует стремиться к совершенству.

Чем бы ни закончилось для человека борьба с собственным сексуальным импульсом, каждый из нас является чем-то несравнимо большим, нежели его половое влечение. Поэтому, хотя каждый может споткнуться, в конце дней всех людей ждет не только Суд, но и Любовь. 

 

mail forwarding service
   

   


    
         
___Реклама___